Перейти к основному содержанию

04:22 22.07.2019

Возможно ли человеку избавиться от бесовских нападок? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии протоиерей Александр Березовский.

25.06.2014 07:13:26

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

 -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю, что вы также можете присылать свои вопросы по смс к нам в студию. Будем рады на них ответить.

 -Отец Дмитрий, возможно ли человеку избавиться от бесовских нападок? И как это можно сделать?

 -Нет, невозможно. Человекам это невозможно. Может от этого избавить только Бог. Сам преподобный Серафим Саровский говорил, что самый маленький бесенок одним когтем может перевернуть всю землю, если это будет ему попущено Богом. Такая мощь. А человечек бедненький как бы не может даже избавиться от своих привычек. Поэтому только по милости Божией.

 -Это и есть нападки дьявольские, когда человек служит своим привычкам, страстям?

 -Нет, страсть- это одно, привычка к страсти- это другое все-таки. И человек -это весьма немощное существо, поэтому чтобы сохранить человека на земле, Господь и пришел на землю и Церковь основал.

 -Но при этом Господь сохранил возможность искушать человека и нападать на него.

 -Да. Да. Я уже в третий раз сейчас буду рассказывать. Я вот как-то ехал на лошади, и меня кусали оводы. Я даже пожалел, что краги не надел. И подумал: зачем Господь устроил этих насекомых?

 -Которые жалят, жгут.

 -Ну думаю, лошадь- ладно. А потом думаю: а лошади ведь как больно! А потом понял, что, если будучи в диком состоянии, они не жалили бы лошадь- то она полежала бы. А так она все время в движении, поэтому живет 25 лет. А так бы она сократила бы свою жизнь. Померла бы от гиподинамии. Вяленькая бы такая была.

 -Как и человек.

 -А оводы заставляют ее то побежать, то лечь на землю и ногами дрыгать. И все время лупить себя хвостом, потряхивать головой. И фырчать. То есть она все время двигается. Все мышцы участвуют. Так же и это вот, если человека всякие эти оставят в покое. Ну тогда все: стагнация, застой, смерть.

 -Ляжет на диван- и все…

 -Да.

 -Правда ли что человек чем смиреннее, тем больше в нем благодати?

 -Нет, неправда.

 -Но ведь смирение привлекает благодать Божию

 -Как правило, да. Но у нас же еще вера, нужна молитва, нужны добрые дела. Очень много чего нужно. Нужны таинства. Ведь источник благодати божьей - это еще и таинства церкви, и чтение Писания.

 -Батюшка, но ведь не может человек без таинств Церкви, без покаяния, без помощи Божией стать смиренным человеком.

 -Нет, ты говоришь как о некоторой данности. Есть же люди, как бы по природе своей смиренные.

 -Ну, скорей терпеливые.

 -Ну, нет. Все-таки есть смиренные.

 -То- есть это как некий дар такой.

 -Вот даже сегодня ко мне такой мужичок приходил смиренный! У меня даже на душе до сих пор приятно. Всегда с таким когда пообщаешься-приятно делается, очень симпатичный человек. Простой такой, маленький, круглолицый. И совсем не мыслит о себе высоко. Замечательный.

 -Вот интересно: одни люди к этому состоянию всю жизнь стремятся, молятся, трудятся и не достигают того, что дано кому-то даром.

 -Конечно, как кто-то сказал: выше всех святая простота. Как говорит Господь: будьте как дети. В силу их незамутненности. Никакой рефлексии у них, все просто и ясно.

 -Вот такая разница в дарах Божиих. Одному путь начинать с нуля и идти в гору. А другой стартует чуть ли не с вершины.

 -Ну, уж с вершины вряд ли. Это гипербола такая. Смирение, конечно, вещь необходимая. Лучше так сказать, что без смирения невозможно благодати Божией получить. Это точно уже. Но все-таки из одного смирения спасение- оно такое рыхловатое.

 -Скажите, может ли человек быть таким же смиренным и самоотверженным в служении Господу, как Пресвятая Богородица? Или это недостижимо?

 -Нет. Это недостижимо. Какие-то странные ты выбрал вопросы.

 -Батюшка, беру то, что дают.

 -Ведь сказано Церковью: честнейшая херувим. И славнейшая без сравнения серафим. Кто еще может такого сподобиться? Полторы тысячи лет ждали и молились. И вот такая родилась. У двух родителей, которых люди поносили в течении десятков лет ни за что. И они достигли совершенно небесного смирения. И вот у этих двух смиреннейших людей появляется девочка. Это путь очень долгий.

 -Как минимум полторы тысячи лет молитв целого народа.

 -Что такое причастие в осуждение? Пожалуйста, если можно приведите пример.

 -Любое наше причастие в осуждение. Потому что когда мы идем к причастию, мы идем все на суд божий и читаем молитву великого святителя: «Господи, яко недостойный причащаюсь и суд себе и ем и пью». Поэтому надо читать и понимать, что мы читаем.

 -То есть причаститься не в осуждение человеку невозможно?

 -Почему? Возможно, если Господь очистит.

 -То- есть это зависит от чего? От степени покаяния человека в момент причастия?

 -Ну, можно и так сказать. Не в момент причастия, а перед причастием. А так, конечно, если человек решил, что он достоин, то ему нужно не туда идти. А куда-то ближе к психиатрической лечебнице.

 -Батюшка, если мы причащаемся всегда в осуждение, то частые причастия- больше осуждения?

 -Нет. Это зависит от нашего устремления. То- есть от мотива. Зачем мы причащаемся. От сознания собственной немощи.

 -Отец Дмитрий, в одной из ваших недавних бесед со школьниками вы сказали, что счастливым человек может стать, если создаст семью, домашнюю церковь. А как стать счастливым человеку, который не смог жениться или выйти замуж и обзавестись собственной семьей?

 -Ну как? Любой человек может создать неполную семью. Ну вот, пожалуйста, например, взять себе двоих детей- сирот, потом взять бабушку. Вот, живет одна бабушка. К ней прийти и сказать: бабушка, хочешь, мы будем твои внучки? Будем за тобой ухаживать как за родной мамой. Я здесь живу неподалеку. И вот уже вам семья из четырех человек. А можно найти дедушку. Сказать: дедушка, хочешь, мы будем тебя посещать? К тебе социальный работник ходит? Ходит. А хочешь, еще и мы будем ходить? Не надо ли тебе чего? А хочешь- мы тебе к Рождеству подготовим домашний спектакль? Вот мои двое деток, мальчик и девочка, они тебе сыграют спектакль, а бабушка наша тебе пирожков испечет. Хочешь? Хочешь. Вот у меня уже семья из пяти человек.

 -Батюшка, но это в том случае, если и бабушка, и дедушка, и детки -вот с чего мы начали?- смиренные, благодарные. А то ведь получается, что и родных порой…

 -Вот родных порой терпеть- это невозможно. А найти -то всегда можно. Ну, представляешь, анекдот такой есть. У поляка спрашивают: Поляки и русские- братья или друзья? Ну, братья конечно. Друзей- то ведь можно выбирать. Это еще при советской власти был такой анекдот у них в Польше. Очень забавный и отражает суть вопроса. А здесь можно выбрать.

И потом, если оказывать такую любовь людям, которым она нужна, он очень откликаются на это и они к тебе поворачиваются самой лучшей стороной. Ведь смысл жизни человека- в служении Богу и ближнему. Лучшая школа для этого- семья. Если человек реализует себя в этом, он счастлив. Это очень творческая жизнь, которая требует и подвига, и заботы. И человек ощущает: вот он сидит такой никому не нужный, всеми забытый. Говорит: я никому не нужен. Ну и правильно. Потому что представьте себе, купил полкило апельсинов, запер их в почтовый ящик за железный замок. Ну, и они там лежат, никому не нужные, и тухнут.

Вот так и ты тухнешь. Но можно их достать, угостить людей- и вот уже эти апельсины нужны. Также и ты. Немного, три апельсина и сказка о трех апельсинах. Но человек сам сможет эту сказку сыграть и ее реализовать.

 -То есть человек может себя предложить кому-то в услужение?

 -Конечно. В ту меру, которая для него возможна. И это может закончиться. Вот у меня были две такие. Ну, одна родственница, а другая -подруга. Так они даже сумели квартиры объединить. Две женщины, не родственницы, они сумели съехаться, потом объединили лицевые счета и жили. И умерли. Сначала одна, а потом ровно через год в тот же день другая.

 Так вот люди чужие стали родными. Да очень даже. Они и в церковь вместе ходили, и все вместе делали. А родные, бывает, собачатся. Поэтому Христос и спросил нас всех: а кто есть брат и сестра, и мать? Потому что брат брату рознь. Братья иногда или сестры такое выделывают, что я не знаю. Никакой сосед такого не придумает.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер, слушаем вас.

 -Здравствуйте.

 -Здравствуйте.

 -Сейчас, секундочку, я радио приглушу. У меня такой вопрос. Вот есть утверждение, что сколько бы детей ни народилось, Бог всем даст пропитание. Но не опровергается ли это утверждение тем фактом, что на земном шаре дети умирают от голода?

 -Понимаете? Я, во-первых, вам очень благодарен, вот на этом стульчике сижу двадцать лет, и вы первый, который взял и выключил звук у своего радиоприемника прежде, чем начать разговор. За одно только это спасибо. А во-вторых, чего обсуждать эти разные поверья? Под лежачий камень вода не течет. Это есть такая пословица. Поэтому что тут я не знаю. Я не вижу предмета для каких-то споров, обсуждений.

Это что? Слова Священного писания? Да, поверье существует. Но есть поверье, что если на Пасху умер, то, значит, святой. И дальше что? Ну, есть. Каждую Пасху это слышу. Потому что приход- то большой. На Пасху обязательно кто-нибудь умирает. И святые умирают, и грешные умирают. И всякие. Так что вы так из-за этого расстраиваетесь?

 -Взяли в семью двух детишек. Двух и трех лет. Через месяц муж понял, что не может их воспитывать. Они очень его раздражают, и он гневается. И он ушел от нас. Ставит мне условие, чтобы я вернула детей, тогда он ко мне вернется. Отказаться от детей, я даже мысли такой не допускаю, они родные мне стали за те шесть месяцев, что живут со мной. Сама подавать на развод не хочу. Но он меня все время к этому понуждает. Как поступить правильно? Посоветуйте.

 -Ну, вы уже сами ответили. И что тут обсуждать? Потому что вы были не за мужем. А вы были за женой. Понимаете? Слава Богу, жена ушла от вас. У вас была семья из двух человек, а теперь из трех. Считаю, что вы приобрели, а не потеряли. Потому что на эту женщину, которая, может быть, выглядит как мужчина, может быть внешне, но это оно не является мужчиной. И я думаю, что ничего хорошего из этого не вышло бы.

 -То- есть, здесь лучше оставить как есть, несмотря на все притязания…

 -Как апостол Павел говорит: потерял жену- не ищи жены. То же самое и к мужу. Ушел? Скатертью дорога. Потому что это не мужчина. Это даже вообще не человек. Это человекообразная эгоистичная, недрессированная обезьяна. Потому что мужчина так не поступит.

 -«Верни детей, чтобы я вернулся»!

 -Господи, да на кой ты нужен? Будет у вас муж еще лучше этого.

 -Моя бабушка по линии матери была психически больна и повесилась. Может ли такая болезнь появиться и у меня? И может ли быть и у меня такая участь?

 -Вопрос совершенно праздный. У меня двоюродный мой дедушка попал под троллейбус. Может ли и меня постигнуть такая участь? Понятно, что может, если буду рот разевать. И совершенно ясно…

 -Естественно- страх, что вдруг это произойдет со мной.

 -Ну, страх…Не надо бояться, не надо спешить. Был прекрасный человек, очень верующий. Но вот побежал через дорогу к автобусу и не посмотрел…. А может, у того была скорость больше чем мог принять какие-то меры? Чего тут? А вот если бы да кабы… А если я пойду за молоком, а мне метеорит пробьет голову. Надо ли мне не ходить за молоком? Конечно, нет.

 -Расскажите, как правильно хоронить по- христиански, исходя из современных условий? Очень много разных мнений по этому случаю.

 -Ну, надо исходить из возможного. Конечно, христианский обычай говорит, что нужно погребать в земле и ставить изображение креста.

 -А насколько обязательно отпевание?

 -Ну, если человек был христианин, то это необходимо.

 -Так же спрашивают: насколько важно поминки устраивать. Или это тоже не обязательно?

 -Поминки- совсем необязательно.

 -То- есть это некая такая традиция?

 -Ну, естественно, она идет из глубокой древности. Даже, можно сказать, из язычества. Потому что люди, психически нормальные, они понимают что смерть- это тайна. Поэтому всегда смерть обставлялась ритуалом. У мусульман свои ритуалы, у иудеев свои, у буддистов свои, у язычников свои, у христиан свои. У католиков и православных они тоже отличаются. Это всегда. И поэтому, так как процедура занимала большое время, и была известная усталость, после этого люди собирались на заупокойную тризну. Вспоминали об усопшем. Вспоминали все лучшее, что они от него видели.

 -Ну, это в день похорон. А когда собираются в определенные годовщины?

 -Ну, это тоже в память о нем. Чтобы не забыли. Это как бы такой сигнал. Пришел день именин- идем на кладбище. Часть праздника ему уделяется. Пришел его день рождения, мы уже привыкли на день рождения к нему ходить. Мы идем на кладбище, а потом справляем его день рождения. Потом день кончины. Это же то же день рождения в жизнь вечную. Опять же отслужили панихиду, потом идем домой. Попраздновали вместе, и тогда мы вообще не чувствуем, что человек куда-то ушел. Говорят: его с нами нет. Как? Он все время есть.

День рождения мы вместе. День второго рождения в жизнь вечную- смерть. И он никуда там не ушел. Как теперь говорят: боятся говорить «умер», говорят «ушел»-в магазин или на почту. Потому значит вместе в любой день. В день поминовения усопших, и так далее. И получается, что мы десять-двенадцать раз в году видимся. Может, даже получится чаще, чем виделись при жизни. Ну и замечательно. Вот он со своим телом. Мы молимся, душа его слышит. Все очень замечательно. Опять собираются друзья, родственники. Очень хорошо.

Вот любой человек, когда уходит с кладбища, даже не церковный, он обязательно чувствует сердцем, что он сделал очень важное, очень правильное дело. Иногда он даже чувствует, что он сделал что-то великое. И я замечал, что люди обязательно другим скажут: а вот мы на кладбище были, потому что это сердце очень трогает. Оно раскрывается.

А многие начинают задумываться…Я иногда и епитимью такую даю: сходи на кладбище, погуляй часок- другой. Тут одна женщина пришла и говорит: а вот зачем вы мне так сказали? Я говорю: ну, вот ты, когда пришла с кладбища -что-нибудь в тебе изменилось? Изменилось. Я говорю: вот для этого я тебя и посылал. Я уж не буду говорить, что изменилось. Ну, изменилось. Полезнейшая вещь.

 -Вообще вид могил как-то…

 -Облагораживает душу…

 -Направляет мысли.

 -Конечно.

 -В определенную сторону.

 -Сегодня ты, завтра я. Что абсолютно верно.

 -Святой апостол Павел говорил Тимофею, что если кто священства желает, то доброго желает. Преподобный Сергий Радонежский говорил, кто желает сана, то корень хвастолюбия. Объясните, пожалуйста, в самом деле, хорошо или плохо желать священства?

 -Кому как. Есть люди, которые совершенно не приспособлены. Вот я знал одного священника, он и сейчас жив и дай Бог ему доброго здоровья, который так и не смог выучить службу. И так и вышел за штат. Это редкий пример. Литургию самостоятельно не мог отслужить.

 -Даже по служебнику?

 -А я его знал, когда он еще был истопником. И он тогда еще хотел быть при церкви. Очень любил церковь. И он хотел сначала чтецом быть. Я говорил: вот замечательно, пятидесятый псалом наизусть. После этого будешь читать у нас третий час. Вот когда дойдет до третьего псалма, будешь его читать по книге. Но перед этим ты должен выучить его наизусть. Он это не смог освоить. Ну, по крайней мере, когда я давал такие задания.

Там в дальнейшем он чему-то научился. Но там такие простые вещи: просвирки вынимать. Это вот он делал.

 -Ну, это действительно, как будто Господь открывает для человека некий путь.

 -Да ну зачем? Он был прекрасным истопником. Не пил, не курил, был благоговейный человек, молитвенный, причащался. Ну, священник- он же должен быть учителем веры. Надо бы все-таки хоть на полшага опережать свою паству.

 -Но человек же не может знать, что он станет священником! У него есть желание принять священный сан.

 -Он доброго желает. Но мотивация разная. Одно дело- когда человек хочет послужить церкви. Мы как-то с тобой говорили? Я это замечательное предисловие скажу: один человек видит искусство в себе, а другой себя в искусстве. Вот здесь то же самое. Но видит: священник ходит в ризах- и я хочу. Это просто зависть. Потому что ты же это видишь внешне. Это вот,например, президент поехал, кортеж, машины, дверку ему открывают, вот он идет по ковру, ботинки на кожаном ходу, вот он так идет.

 -Все ему честь отдают.

 -Все честь отдают, да ты попробуй поработай так! Врагу не пожелаешь! Это самая настоящая каторга. Даже пусть у тебя благополучное государство, но ничего такого сладкого в этом нет. Так и в священстве. Если все хорошо делать, как по должности положено, это очень тяжелый труд. Ну, есть хирурги, которые занимаются административной работой. И их к операционному столу не допускают. В каждой больнице такие есть.

Потому что ему дашь, так он зарежет человека. Ну, а если будет постоянно резать в какой-то больнице? Ну что тогда главному врачу будет? Все же департамент следит за тем, что происходит. Так же и священник. Один трудится, вокруг него все кипит, работа идет, и храм в идеальном состоянии. Вот владыка Ювеналий тут давеча приехал на один приход, священник уже в годах. Но он увидел- все там сверкает, все горит. Храм в идеальном состоянии. Он сразу сделал священника благочинным.

Потому что вот- человек, плоды- вот они. Что же, митрополит не понимает, что ли? А если кто-то понимает, то это митрополит. О чем тут говорить -то? Все ясно. По дереву судят по плодам. Так же и здесь. Поэтому человек может по гордости желать, по тщеславию. Я с такими явлениями тоже встречался.

 -Но вот плодов то пока мы еще не видим.

 -Некоторые даже монашество принимают с гордости. Просто анекдот. Ну всю терминологию освоил. Послушание там, разговоры хорошие, правильные. А на деле, ты зачем пришел в монастырь? Монахом быть или архимандритом? Это же разный посыл. В монастырь надо идти за монашеством. Так же и за священством нужно идти, чтобы человеку послужить. Был у тебя приход пятьдесят человек, стало пятьсот. Было пятьсот, стало пять тысяч.

Ты же должен это собрать. Христос пришел, сначала у него была дюжина человек, а потом стало около семисот человек, не считая женщин и детей. И целые там полки за ним ходили.

 -Есть вопрос у нас батюшка.

 -Алле. Говорите, мы вас слушаем.

 -Не дождался.

 -Почему благодать Святаго Духа как скала перед человеком?

 -Первый раз такое слышу. Дыхание хлада тонка, а совсем не скала. Что-то перепутал.

 -Видно, хочется усилием брать. А оно не берется.

 -Нет, а как усилием? Благодать- это же то, что исходит от Бога. А как Бога можно что-то заставить? Если Богу угодно, Он даст. Это же благо-дать. Благой дар. А если мы ее каким-то образом, не знаю, пытаемся ухватить, как некую жар-птицу, то это уже будет не благодать, а что-то совсем другое.

 -То, что ухватил, это уже будет не божий дар?

 -Нет.

 -Отец Дмитрий…

 -Приватизировал дар. Да.

 -Отец Дмитрий! Чем для вас является фашизм? И может ли фашист быть членом церкви?

 -Я вообще-то не специалист. И у меня самое вульгарное восприятие фашизма. Ну, вот например, я считаю, что аборты- это фашизм. Когда государство создает такие законы, в результате которых убивают невинных людей. Я знаю, что такое же было при фашизме. Такое же было при советской власти. То -есть я это воспринимаю, как фашизм.

 -То есть фашизм он и в наши дни достаточно распространен?

 -Ну, сколько угодно. Вот сейчас новая инициатива двух членов Государственной думы по поводу того, что вот на любом сроке, если молодая женщина недееспособна…

 -То есть еще несовершеннолетняя.

 -Несовершеннолетняя, или какой-то у нее диагноз стоит. Например, она из детского дома, особенное поведение у нее, там эти диагнозы просто штампуют- ее можно абортировать без ее согласия на любом сроке. Вот для меня это фашизм. Я от этого сон теряю.

 -И как они объясняют свою инициативу?

 -Я прочел весь этот текст. Обычно законы пишут на таком птичьем языке, который нужно шесть раз прочесть, это как бы намеренно. Такая терминология используется. В общем, наводят тень на плетень. Но все равно через это…Я еще с юристами посоветуюсь. В общем, я над этой проблемой думаю.

Ну, вот мне совершенно непонятно: откуда такая идея?

 -Вот и я говорю: мотив какой?

 -Сидят два законодателя и думают: чего бы еще? Какую еще гадость нашему бедному народу сделать? Вместо того, чтобы…ну сейчас хорошее дело делают: Артек возрождают. Дети на море съездят, это очень полезно для их иммунной системы, для их отоларингических заболеваний. Это во всех отношениях прекрасно. Особенно, если дети из бедных семей. Вот это же есть? А вот с фашизмом разбираться? Это надо спрашивать у политологов, историков.

Фашизм- это такой жупел. Конечно, это плохо. Но с другой стороны смотришь, что очень много, то, что было из высказываний Гитлера, их программ. Ну так, кое-что донеслось до сознания. Что-то читал. И сейчас пышным цветом цветет.

 -То есть идеи фашизма они…

 -Даже не идеи. Это какие-то, можно сказать, технологии. Ну, например, сейчас в наш период, в который мы сейчас переживаем, гебельсовская пропаганда. То есть ври с три короба. Что-нибудь да останется. Вот и простые люди это все поедают…

 -Как говорят: в чудовищную ложь скорее поверят, чем в мелкую.

 -Это факт. Я в этом многократно убеждался. И каждый, кто опаздывает на работу, тоже это знает. Наврешь с три короба, поверят. Если скажешь, что просто проспал, то будут ругать. Но это не значит, что те, кто опаздывает на работу -прямо фашисты. Тут дело даже не в фашизме. Ну тоже можно понимать по- разному: как политическое явление, как государственное устройство, как массовое сознание. Но в нашем современном народе это нашло поддержку. Что это? Вирус такой в сознаниях людей?

 -Ну, я это не исследовал, я не психолог. Ну, у нас своя терминология. Я это отношу к определенному типу беснования.

 -Потому что один из вопросов у нас тут тоже звучит: как в человеке могут рождаться именно бесовские чувства по отношению к близким? Когда готовы раненых расстреливать, людей заживо закапывать, травить, детей убивать.

 -Ну да.

 -Это что?

 -Как в колодец сыпать яд.

 -Что это в людях такое?

 -Ну как что? Ненависть. Такое старинное чувство. Вот как у Каина возникло такое чувство к своему родному брату Авелю. Родные братья! Папа и мама, общее воспитание. Ну, вот один позавидовал другому. И зависть ведь такая вещь интересная, что либо тебе самому избавиться от зависти, либо избавиться от объекта, которому ты завидуешь. И поэтому человек очень часто из зависти может убить.

 -Идет путем наиболее простым…

 -Да. Наиболее простым для себя путем. Человек выбирает для себя. Самое трудное для человека- это борьба с собой. Со своими страстями. Но так как есть люди, только по виду христиане, или представители другой религии. Человек может носить на себе крест и задумать террористический акт. Ну, давай разберемся? Кто тебя обидел? Если тебя кто-то обидел- тогда ладно. Хотя бы объясни: ты мстишь конкретному человеку. Ты хочешь ему сделать больно. А почему ты хочешь убить его сына? Или дочь? А просто чтобы вы все знали, давай взорвем на площади или на рынке бомбу. Но эти люди тебя не обижали. Это просто у человека ум поврежден. И тут уже, если человек это задумал- до него не достучишься.

 -Ну вот, батюшка, а гражданская война как? Которая сейчас на Украине происходит? Это же просто безумие какое-то получается.

 -Любая война -безумие. Любая война имеет под собой экономическую основу.

 -Ну да, кому-то это выгодно.

 -Конечно.

 -А сейчас вообще новые технологии. Там не обязательно, чтобы кто-то там в чем-то участвовал. Кто деньгами участвует, кто чем. Революции обычно делаются из вне. Никакая революция изнутри не делается. Это в учебниках пишут.

 -Кто-то там чего-то не захотел…

 -Ну да. Что вот появились люди…Хотя в отдельных случаях я допускаю. Потому что ну как-то нигде не проявилось, но может историки знают, как с Фиделем, с Че Геварой на Кубе это получилось. Может быть, в отдельно взятом регионе и бывает какая-то вспышка, и не извне, а изнутри. Как-то так получилось. Наша русская революция тоже вся была извне. От начала до конца. И первая, и вторая.

Или русско-японская война. Вроде война с Японией, а в ней участвуют и Англия, и Франция, и Германия. Я не помню, как-то и США там каким-то образом касались. Ну, это опять эта история. Ну, чего тут?

 -Все заинтересованы.

 -Есть у каждого свой интерес.

 -И чем дальше от твоих границ война, тем лучше.

 -Ну да. Поэтому и наши правители хлопочут, чтобы НАТО не было близко. О чем речь? Чтобы время подлета ракет было побольше. Это тоже понятно. Если отстреливать Америку, это надо минут двадцать-тридцать ждать, пока ракеты долетят. А если здесь это три минуты, то у них явное будет преимущество. А мы же все ракеты средней дальности уничтожили. Потому что сначала: давайте мириться…Но им эти ракеты средней дальности не нужны через океан, они сокращали их. Вот и все.

Если не могут интеллектуально создать преимущество, то создают геополитически. А что, эти люди не знают, где находится Украина? Чего ради они будут жалеть наш украинский народ?

 -Ну то, что там есть заинтересованные люди -это понятно. Но сам- то народ…

 -Ну, опять же, народ- он питается определенного вида пропагандой. И тут кто шибче…

 -То- есть, у людей нет ни исторической памяти, ни…

 -Слушай, ты чего?

 -Ну у них же…вот сто лет назад…

 -Мы сейчас выйдем из студии и у первого встречного спросим. Ты ему скажешь: историческая память. Вот просто давай на ящик коньяка поспорим. Хотя я, к сожалению, не пью. Что же нам придумать? Вот поспорим, что ни один не скажет год крещения Руси. Ну какая там историческая память? Все знания сводятся к тому, что человек произошел от обезьяны. Все. Ну, слава Богу, помнят о том, что была Великая Отечественная война.

Я в институте учился, и один у нас там раб Божий не знал, что существовала у нас первая революция 1905 года. И не мог назвать дату октябрьского переворота. Я говорю: слушай, откуда ты приехал? Как ты сохранился? Хотя, ну я не знаю, везде же и лозунги были, была такая пропаганда - и все равно.

Ведь человек больше способен усваивать слухи. И чем они страшней, тем эффективней усвоение, потому что эти слухи страшные. А специальные средства пропаганды- они эти механизмы используют. Они стращают и нагнетают. И человек начинает думать: а что за этим стоит? Но никто не знает. Сами пружины. Кто действующее лицо? Кто задумал? Мы не знаем. Кто разработал алгоритмы этой геополитической операции? Мы только знаем исполнителей. Ну, даже теперь знаем, кто сколько получил за это. В смысле жалования.

 -Алле. Добрый вечер.

 -Добрый вечер, батюшка Димитрий. Я вот лежу два года больная. У меня ноги не ходят. И я исповедовалась и причащалась, ну раз десять, наверное, ко мне батюшки приходили. И мне хочется причаститься как в церкви. В ложечку наливают там вино или что-то. А то дает зернышко сухое, и мне не нравится это.

 -Я понял. Ну вообще-то это странно. Потому что священник, когда причащает запасными святыми дарами. Эти святые дары специально высушивают. Но когда он приходит в дом, он должен это растворить в вине с водой. Может, батюшка слишком торопился вас причастить. Не успел все сделать, как полагается. А вообще-то эта частичка должна принять обычный вид.

 -Когда она размокает- то становится мягкой. Поэтому когда батюшка придет, приготовит святые дары- я вам советую, вы с ним подольше исповедь проведите. Покайтесь подробно. За это время то, что вы сказали , зернышко приобретет необходимую форму.

 -Как пробудить совесть в ребенке?

 -Ну, это зависит от самого ребенка. Таких вот нет. Мне, по крайней мере, не известно в мозгу такие места, которые отвечают за совесть, чтобы туда электрод внедрить и пропустить электрический импульс. Вот где голод, где удовольствие- это известно. А вот где совесть- это не понятно. Даже я полагаю, что совесть находится где-то внутри сердца. Даже, скорее всего.

Поэтому тут надо с душой ребенка взаимодействовать не механически.

 -То есть, найти сначала контакт с ним.

 -Контакт найти, взывать к разуму. Вообще, чтобы воспитывать ребенка, нужно сначала с ним крепко подружиться.

 -Интересно как? Если у ребенка интересы противоположны желаниям родителей.

 -Нужно войти его интерес. Я вот помню, один батюшка придумал гениальный ход. Он в определенном возрасте для своих детей приобрел собаку. И собака на несколько лет заняла все их внимание. И вот опасный возраст он, таким образом, компенсировал.

 -То- есть он их отвлек от всех уличных интересов.

 -Да. Собака роскошная была.

 -Отец Дмитрий, подскажите, пожалуйста, как нужно завоевывать девушку, если нет времени часто встречаться? Современные девушки хотят, чтобы им уделяли много времени и внимания. Не эгоизм ли это с их стороны?

 -Даже если эгоизм? И что здесь такого? Современная девушка, как и современный мальчик, они все эгоисты. Потому что у нас, я уж не знаю сколько, 80% с лишним, почти 90%- это мальчики и девочки из однодетной семьи. Как там вырасти неэгоистом- это я весьма затрудняюсь сказать. Поэтому большинство юношей и девушек - они такие эгоисты! И тут трудности у девушек с юношами.

 -Те считают этих эгоистами….

 -Ну как тот дяденька, который жену бросил с двумя детишками приемными. То- есть они его стали раздражать.

 -Ты давай их там куда-нибудь день.

 -Ну да.

 -И я к тебе вернусь. Классно?

 -Ну, я уж не знаю, какой это класс! Но какой-то невысший. Это, наверное, класс позвоночных. Или чешуйчато-крылых.

 -Сколько лет нужно для покаяния?

 -Ну, иногда, вот как Василий Великий говорил, три дня. А иногда двадцать лет.

 -А чем это определяется?

 -Плодами покаяния.

 -Ну то, что одному удается за три дня, то другому за двадцать лет. От чего это зависит? От усердия? От устремления? От желания?

 -От решимости.

 -Изменить все, что составляет твою жизнь.

 -Да.

 -То- есть кому-то нужно двадцать лет, чтобы решиться на это?

 -Ну, у человека есть какой-то порок. Ну, например, сребролюбие. Такой смертный грех. Страсть такая. И вот человек решил вступить в борьбу со сребролюбием. Один может с этим сребролюбием закончить за три дня.

 -Каким образом?

 -Ну, например, как тот же Василий Великий. Взял и все свои имения отдал нищим. Нечего уже любить. Пара книг осталась- и все.

 -Ну, это Василий Великий, батюшка.

 -Ну, вот он поэтому и Великий. А другой двадцать лет по копеечке…

 -…отрывает от души.

 -Да. И отдает.

 -Так результат- то все равно один и тот же. Все отдал. Ну да, Василий, он и пятидесяти лет не прожил. Он торопился. Крестился только в тридцать лет. Ему меньше двадцати лет оставалось жить. Он бы не успел, если бы растянул на двадцать лет.

 -Господь сказал, что из сердца человека исходит добро и зло. Это из нашего телесного сердца?

 -Нет, конечно. Хотя душа находится внутри телесного сердца.

 -А из чего она исходит?

 -Сердце - это от славянского слова «сердцевина, середина». Наше Я.

 -Оно находится где-то в центре души.

 -Где-то тут вот.

 -Умер близкий человек. Как провести свою жизнь по- христиански в течение сорока дней? Что делать? Чего избегать, чтобы помочь душе умершего?

 -Молиться о упокоении. Предстоять перед Богом. Еще творить милостыню за него.

 -То- есть, Господи, прими милостыню…

 -Да. О упокоении души данного человека в церкви подавать поминовение. Молиться в церкви. Это способствует.

 -Спасибо, батюшка, за ваши ответы.

 -На здоровье. Всего вам доброго. До свидания. Будем живы-здоровы, еще увидимся.

 -Спасибо вам. Всего доброго.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+