Перейти к основному содержанию

11:06 26.05.2019

В студии Радио «Радонеж»протоиерей Олег Стеняев. Гость встудии Владимир Носов - трехкратный чемпион России по боксу.

02.10.2013 10:22:34

Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. Сегодня у нас в гостях Андрей Кормухин, координатор движения «Сорок сороков». Здравствуйте, Андрей.

-Добрый день.

-И еще в гостях у нас Владимир Носов, тоже координатор движения «Сорок сороков», трехкратный чемпион России по боксу. Победитель первенства Европы, мастер спорта международного класса.

-Здравствуйте, батюшка.

-Здравствуйте. Я хотел спросить нашего гостя в студии Андрея Кормухина. Как мне известно, у вас девять детей. Скажите, они все занимаются спортом?

-Те, кто в состоянии заниматься спортом - те занимаются. Просто дело в том, что у меня девятый ребенок родился только 31мая этого года. Поэтому насколько он может двигать ножками и ручками, то да, он занимается спортом. Когда мама его купает в ванной, он очень активно это делает. Можно сказать, что он уже плаванием с детства начинает заниматься.

-Андрей, скажите, а ваши старшие дети ходят с вами в спортзал?

-Да, ходят в принципе все дети, у нас только трое младших не занимаются спортом. Маленькая дочка, у меня их всего, к сожалению две, и семеро пацанов - воинов. И вот эта дочка буквально два-три дня назад подбежала ко мне с радостным криком: папа, мама сказала, что она меня отдает на фигурное катание! Дочке пять лет.

У нас в семье культ спорта. Тоесть, обязательно ребенок должен заниматься спортом. Но мы как-то стараемся с супругой моей Ольгой воспитывать их так, чтобы то, что они ни делают: спортом занимаются или рисуют, или читают, или пишут - все дела должны быть во славу божию.

-Тоесть, гармоничное развитие.

-Конечно.

-И физическое, и духовное…

-Они посещают музыкальную школу, помимо того, что занимаются спортом.

-Как в наше время воспитывать девятерых детей?

-Знаете, на самом деле для меня было открытие, недавно в беседе с одним батюшкой, меня вдруг переклинило, и я осознал, что такое семья. Была вот такая математическая формула, что семья- это семеро детей, или там пятеро детей и муж и жена. Но вот именно духовную составляющую этого слова я понял, когда осознал то, что мы вот сейчас с супругой при всем при том, что у нас мал-мала-меньше, мы можем спокойно, никому не говоря ничего, вдвоем куда-нибудь уехать. Даже несмотря на то, что младенец дома, и неделю не сообщать где мы, что с нами, и мы приедем, вернемся в дом и там все будет спокойно. Ну, они конечно встретят нас с упреком: пап, ну что же вы не сообщили, что уедете так неожиданно, мы же волнуемся. Но при этом мы уверены, что дома никакой паники не будет. Тоесть дети будут все накормлены, все будут одеты, сыты. В доме будет порядок, потому что у нас семья.

-В семье настоящая соборность.

-Настоящая соборность. Да, батюшка, соборность.

-То, что апостол Павел называет семью домашней церковью, а у вас целый собор. Одиннадцать человек, включая вас и вашу супругу.

-Владимир, у меня к вам вопрос, скажите, с каких лет вы начали заниматься боксом? Как достигли таких результатов? Трехкратный чемпион России, победитель первенства Европы. И что вообще подвигнуло вас в детстве прийти в спортивную секцию?

-Я начал заниматься с девяти лет. Что подвигнуло? Не знаю. Прошло не так много времени. Но сейчас такой тенденции нет. А в мое время все занимались спортом. Если не профессионально, то во дворах все гоняли в футбол, играли в волейбол. Были какие-то дворовые игры, на велосипедах все катались. Сейчас, к сожалению, с болью об этом говорю, потому что вижу, как это происходит. Молодое поколение целыми днями сидит в интернете, к сожалению. Просто затянуты туда, скованы по рукам и ногам, и даже при попустительстве родителей. Потому что у родителей остается очень мало времени на воспитание детей. Далеко не будем ходить, второго сентября была первая тренировка у нас. Пришло первый раз в зал бокса шесть человек, от семи до пятнадцати лет. Такой был разрыв. А ведь обычно всегда аншлаг был в эти дни. Сентябрь, начало учебного года. Обычно 20-25 человек в группе. Сейчас вот, к сожалению, такие скромные цифры. Поэтому нужно реально что-то делать. Как-то эту ситуацию исправлять.

-Батюшка, я хочу дополнить Володины слова. Потому что это в контексте того, о чем вы меня спрашивали. У меня еще пришло понимание того, что когда один или два ребенка в семье, родители пляшут вокруг них и создают им определенную среду- это одно. Когда семья многодетная, у нас девять детей, так что мы должны девять компьютеров им поставить? Или девять гаджетов им купить? Мы вспоминаем наше детство, когда семьи были многодетные. Мы все во дворах росли. Мы все социализировались через двор. Играли в лапту, в чижа, в вышибалы, в хоккей, в футбол. Девчонки в резинки или в классики играли. А сейчас все, к сожалению, изменилось. Теперь родители подстраиваются под детей, а не дети под родителей. Вот такое происходит. Дети не слушаются родителей.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Здравствуйте, с праздником.

-С праздником.

-Отец Олег ответьте, пожалуйста, как нам быть в таком случае. Моя сестра страдает сахарным диабетом. Она не может голодать. Если она не поест или не выпьет лекарство, то до 9 или до 10 часов ждать без еды не может. У нее может быть гипогликемия, обморочные состояния. Поэтому она очень редко причащается.

-Вы знаете, в такой ситуации, конечно, надо учитывать ее состояние здоровья. У меня тоже хронический диабет, и тоже существуют определенные проблемы со здоровьем в связи с этим. Но когда человек придерживается определенной диеты, то это очень организует человека. Например, когда я заболел диабетом, когда мне поставили этот диагноз, через некоторое время я оценил, что моя болезнь меня дисциплинирует. И я понял, что раньше не был настолько организован, каким я стал, узнав, что у меня диабет. Потому что когда ты попадаешь под определенный режим, определенный порядок возникает в твоей жизни. И любой недуг, который нам посылается по божьему промыслу, имеет целью как-то нас усовершенствовать. Поэтому нельзя все списывать на свою болезнь. Болезнь дается, чтобы возвысить душу человека, защитить человека от каких-то ненужных соблазнов. И я думаю, один день в неделю вполне можно поговеть, как положено, и прийти натощак в храм. Пусть ваша сестра идет на раннюю службу. Ей не надо идти к 10 часам в воскресенье. Ранние службы бывают и в семь часов утра. Можно найти такие храмы в Москве. Или есть просто ночные службы. Есть Афонское подворье, другие подворья. Там совершаются ночные службы. И приняв на ночь необходимые медикаменты, она сможет пойти на такую службу и причаститься и в 4 часа утра, и в 5 часов утра. Узнайте расписание разных храмов, особенно тех, которые ближе к вам. И так вы сможете помочь вашей сестре организовать литургическую жизнь.

-Батюшка, можно мне рассказать случай, который был со мной в жизни? Это к разговору о причастии. Однажды я готовился, как каждый православный христианин, к причастию, и у меня в воскресенье утром, часов в шесть, случилась почечная колика. То есть все знают, что это такое: когда камень идет из почек. Переклинило вообще очень сильно. Я позвонил в храм свой, спросил, что мне делать: таблетку обезболивающую пить или что? Мне говорят: можешь сделать укол. Я сделал укол и поехал причащаться. То есть несмотря на то, что боли оставались, я поехал причащаться. И не поверите, только причастился- боль как рукой сняло. Тоесть, Господь все-таки слышит наши молитвы и дает нам помощь. Конечно, я не бью себя в грудь. Это все по воле божьей.

-И надо всегда помнить, как сказано в Библии: Бог никогда не посылает нам испытание сверх наших сил.

-У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Здравствуйте, батюшка.

-Здравствуйте.

-Благословите. Это раба божия Галина.

-Господь благословит.

-Батюшка, сегодня такой большой день. Сегодня Сретение Владимирской иконы Божьей Матери. А также праздник Нижегородских мучеников. Объясните пожалуйста, кто это такие- Нижегородские мученики?

-Если говорить о мучениках, память которых совершается в рамках определенных епархий, то, как правило, речь идет о новомучениках. О тех людях, которые пострадали за веру христову, или если говорить о нижегородских землях, здесь речь может идти о тех, которые пострадали от агарян. Потому что агаряне совершали нападения на православные селения, и причиняли немало вреда. Но с божьей помощью церковь преодолевала бедствия, государство наше преодолевало.

-Я нижегородец.

-Тем более вы должны все знать.

-У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер, Сергей Павлович вас беспокоит. В прошлой передаче вы сказали, что при сотворении человека дыхание, которое Господь вдохнул в человека, является некой душой нетварной, как бы божественной, и сослались на опыт церкви. Вот я почти неделю потратил на то, чтобы найти, кто же это утверждает, и так и не нашел. Напротив, все отцы утверждают, что речь идет о душе тварной, созданной по образу добродетелей духа, это говорит преподобный Макарий. И с ним созвучны и Григорий Нисский, и я еще там нескольких отцов смотрел. Скажите, пожалуйста, а из какого источника вы взяли информацию о том, что душа была нетварной?

-Нет, душа человека сотворена. Если бы она была нетварной, то это означало бы, что человек является четвертой ипостасью Бога. Я говорил о том, что то, что Бог вдохнул в человека, в православном понимании, это нетварная божественная энергия, это то, что мы называем благодатью. Благодать- это божественная милость, божественная энергия, которая облегчает душу человека, обеспечивая ему возможность богообщения. Но так как нетварная энергия формирует наш внутренний мир, то внутри себя человек имеет позывы со стороны призывающей благодати, которая непрерывно струится в наше сознание. Но есть позывы и животного нашего начала. Они созданы из праха земного. И когда дух противится плоти, плоть противится духу, мы как бы наблюдаем три измерения души. Об этом как раз отцы писали. Они писали о том, что есть призыв божий, который обращен к нам, есть и животное начало, которое пытается нас смутить. А есть сам человек, есть его внутренний дух, который делает выбор между призывающей благодатью и животным, плотским, заземленным, тем, что тоже присутствует в нашей природе. А говорить о какой-то нетварной душе, конечно, мне бы и в голову не пришло, потому что этого нет.

 И здесь надо говорить о трех уровнях нашего сознания. Оно находится под влиянием благодати - нетварной божественной энергии, и с другой стороны- находится под влиянием животного, плотского начала в жизни человека. Дух противится плоти, и плоть противится духу.

-У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Батюшка, вы меня слушаете?

-Да, да. Вас.

- Я очень давно хочу задать вам этот вопрос. Почему Господь не разрешил Марии Магдалине прикасаться к Его ногам, когда Он сказал: Я еще не взошел, а апостолы в 28 главе от Матфея, увидев Его, ухватились за ноги?

-Увидев Его, ухватились за ноги? Такого там нет. Там сказано, что они подступили к Нему. А это несколько иное. Я думаю, что воскресший Христос явил, прежде всего, тайну Своего божества. Именно божества. Оно бессмертно. И когда божество действует таким явным образом, как воскресение из мертвых, то человек начинает ощущать дистанцию между Творцом и творением его. И человек проявляет страх. Если человек нарушает субординацию и ведет себя не совсем адекватно, то, конечно, Господь попытается остановить человека, чтобы упорядочить взаимоотношения между Собой и им. Еще проблема дьявола. А дьявол пламенел великой любовью к Богу. Как и все небожители. Они все пламенели любовью к Богу. Будучи ангелом, он воспевал Бога, то есть прославлял Его имена. Проблема дьявола заключается в том, что впав в экстаз любви к Богу, он вдруг возомнил себя равным Богу.

Ведь в чем особенность любви? Любовь предполагает, что мы должны быть как можно ближе к объекту любви. И вот дьявол в своем стремлении приблизиться к Богу, воспевая Его имена, в какой-то момент потерял ощущение дистанции между собой и Богом. И вот то, что он возомнил себя равным Богу, для него (для дьявола) было хищение. Поэтому апостолы пишут, когда Сын божий равен Отцу, это не есть хищение. Потому что это одна и та же божественная сущность Бога- Отца, Бога- Сына, Бога- Духа Святаго. А если кто-то тварный проявляет такое чувство, при котором хочет уподобиться Творцу, это хищение, то -есть это богохульство. Потому что в Писании говорится неоднократно, что Бог по отношению ко всему тварному миру как горшечник по отношению к горшкам.

 -У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег.

 -Добрый вечер.

 -У меня два вопроса к вам. Первый по Евангелию. Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Он писал низко склонившись над землей. Блаженный Феофилакт пишет, что там опущено вообще, как будто ничего не происходило. По радио «София» я слышала, что как будто бы Он писал о грехах людей, которые его окружали. Какое у вас мнение по этому вопросу? И второй вопрос: некоторые батюшки говорят, что грязь из Мертвого моря ничего, кроме пользы, не приносит. А моя знакомая, которой привезли грязь, помазала ноги, и они ужасно горели, пока она не смыла крещенской водой. А один нырнул - и у него кожа слезла. Вот тоже хотелось бы знать ваше мнение об этом.

-Если в библейском тексте говорится, что Он писал, но при этом не говорится, что именно- то, без сомнения, это ремис. Ремис -это намек, который подсказывает нам, что Он писал. Потом Он обращается к людям с вопросом: кто из вас без греха? Поэтому мы можем предположить, что Христос не просто писал, а смотрел на конкретного человека и описывал его грехи. Потом смотрел на другого человека, и писал грехи другого. Потом обратился ко всем: «Кто из вас без греха?» И, конечно, они стыдливо стали отводить взгляды от него, потому что были не лучше этой женщины, которая была взята в прелюбодеянии. Они были такими же грешниками. Это самая печальная ситуация. Это ханжество, когда человек сам имеет какие-то тяжелые грехи и при этом пытается с позиции некой праведности, о которой пророк Исайя говорил: праведность наша как запачканная одежда, обличать других грешников, что совершенно не допустимо.

По православному миропониманию, мы можем подойти к любому грешнику, какой бы у него ни был отвратительный грех, только с намерением подсказать ему что-то, что поможет ему избавиться от этого греха. Если у нас нет такого слова к человеку, то мы не должны к нему подходить. И какой смысл позорить, ввергать в уныние? Так можно совсем погубить человека. А надо искать некую пользу для него. Если пользы нет, то это печально.

-Я хочу вам задать вопрос. Вот молитвенная жизнь. У вас большая семья. Девять детей. Как утренняя и вечерняя молитва? Удается ли читать?

-Ну вы знаете, к сожалению, у нас разнобой, потому что дети- кто-то учится во вторую смену, кто-то в первую. Я, бывает, домой приезжаю очень поздно. Конечно, спрашиваю у них, читали ли они молитву? Ну, тут уже такая жизнь у нас, батюшка.

-А общая трапеза?

- Культивируется. Но опять же в выходные, а в будние дни все-таки не удается. Общая трапеза, она откуда пошла? Из деревни. Когда все жили компактно. Вместе в поле уходили, вместе трудились, вместе возвращались, вместе за стол садились. Я очень люблю в деревню приехать, на эти деревянные ложки смотреть, которыми пользовались, которыми по лбу били, когда кто-то кусок мяса вылавливал из общей миски вперед отца или деда. Я по маме вообще старообрядец. В старообрядческие деревни мы ездили. Там еще оставались традиции, когда мы по очереди ложками доставали. Сначала один достанет, потом другой. И это вот запомнилось. Сейчас, конечно, время поменялось. Я, бывало, уезжаю- они меня не видят, приезжаю -они уже спят. Особенно младшие. Поэтому очень бы хотелось…но когда есть возможность, когда отмечаются какие-то события- то, конечно, общая трапеза. У нас все голосистые в семье. Поэтому мы как встанем, как «Отче наш» запоем, «Богородицу» на голоса. Все говорят: вот как здорово у вас. Приезжают гости.

-Ну да. Настоящая домашняя церковь.

-Да. Спаси Господи.

-Владимир, а вот движение «Сорок сороков», координатором которого вы являетесь, как оно возникло? Какие программы, проекты у вас?

-Ну, возникло случайно, хотя я понимаю, что случайностей не бывает. И часто говорят, что под словом «случай» действует Бог. Я в это верю. Оно возникло на таких мероприятиях, когда объединялись многие люди. Объединялись порой молитвенно на молебнах, на помощи храму, строящемуся или существующему. Тоесть как-то люди объединились, как я считаю единственно правильным путем- вокруг храма. Вокруг храма и соответственно вокруг Христа. Я считаю, что только лишь это объединение правильное. Поэтому люди объединились, и само название имеет сакральный смысл, потому что Сорок сороков все мы знаем, что это количество церквей при Царе. Это не число неопределенное.-Да. В древности было символическое число сорок сороков храмов Москвы. Это как бы стремление к тому, чтобы каждая улица имела свой храм. Раньше в Москве была слободская система. И по названиям храмов, особенно старинных, можно было четко определить, какая была слобода. Например, если храм имени Георгия Победоносца или Ивана Воина, то это, как правило, Стрелецкая слобода. Если храм во имя бессребреников Космы и Дамиана -это купеческая слобода. Не знаю почему, но купцы, наверное, чтобы как-то ограничить стремление к обогащению, они этих святых очень любили, Косьму и Дамиана. И каждая слобода и, естественно, храм слободы жили профессиональными интересами этих людей. То –есть, они воспитывали маленьких купчат как раз в духе бессребреников, а маленьких стрельчат- на каких-то примерах из нашей истории, из церковной истории, когда изучали мужество мучеников, подвижников божиих.

 Раньше храм выполнял несколько другие функции, чем сейчас.Храмы в средневековой Руси- это были народные дома. Если посмотреть на архитектуру старинных русских храмов, то большая часть храма- это трапезная, или сени. Большие сени были. Вот в Коломенском мы видим эти большие сени, где люди во время праздников ставили столы и отмечали эти праздники. А храмом считалась часть под куполом. Это храм, и в передней части уже алтарь. Поэтому в трапезной люди могли устраивать застолья, в самом храме это не делалось, то есть под куполом, а вот в трапезной части храма это делалось. На клиросах хранились великокняжеские, слободские библиотеки, и начитанность у населения была достаточно большая. Детей учили читать по псалтырю. И как показывают те же берестяные грамоты, которые писались людьми очень богатыми, начитанность была колоссальная. Потому что мы находим скрытые цитаты из псалтыря, когда люди говорили о бытовых вещах в категориях священных текстов. Конструкция построения предложений была связана именно со священными книгами.

 Потом если говорить о древнеславянской библиотеке, она была огромная. Отец Георгий Фроловский в своей книге «Пути русского богословия» пишет, что когда Русь крестилась, не было недостатка в книгах. Была другая проблема: избыток книг. Их оказалось слишком много сразу. Потому что целые библиотеки привозили сюда из Болгарии, где трудились ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия. И человек входил в мир православной литературы, как сейчас мы заходим в православные книжные магазины и не знаем, что купить, потому что глаза разбегаются. И в целом надо сказать, что функции храма как народного дома сейчас возвращаются в некоторые храмы, где хорошо организуется общинная жизнь. Но у меня опять вопрос для вас, Андрей.

-Скажите, а вот в вашей семье девять человек детей у вас, есть своя система поощрения и наказания?

-У нас как-то уже выработался механизм семейного самоуправления. Тоесть, если, допустим, на старших детях мы с супругой ошибались, то уже последующие себя саморегулируют. Тоесть, они понимают, что папе трудно, что маме трудно. Где-то надо помочь, где-то слабинку дать, где-то полениться, где-то потрудиться. Поэтому- мы, конечно, такой целью не задавались, мы не Ушинские и не Макаренко- почему-то люди приезжают в гости и говорят: какие у вас дети! Не знаю, такие же хулиганы, наверное, как у всех. Что касается поощрения- могу сказать, что да. Наверное, в многодетной семье система поощрения имеет гораздо большее значение, чем в семьях с одним-двумя детьми. Я поэтому говорю своим сверстникам, людям помладше, которые недавно завели семью: ребята, рожайте больше детей, если вы хотите почувствовать радость вообще от общения с детьми, если вы хотите почувствовать отдачу, если вы хотите почувствовать, что вы в этой жизни что-то сделали, рожайте больше детей. Потому что большего удовлетворения нет, как видеть, как они борются за внимание папы, мамы. Они готовы на все ради родителей. Вот смотришь, бывало, на те семьи, где один-два ребенка, родители вокруг него пляшут, а он им там условия ставит: если вы мне вот это не купите -я вам то-то не сделаю.

-Да, конечно, это уродливая ситуация. Они воспитывают безнадежного эгоиста.

-Вы часто говорите, что семья -это школа любви. Добавлю: школа, в которой ребенком, появляющимся на свет, дробится эгоизм. Я свидетель поведения детей. Для меня это такое колоссальное удивление, что дети не капризничают, дети не жалуются, детям так весело…

-Да, это реально так. Эгоизм личности, замкнутой самой на себя, дробится в тот момент, когда мужчина женится. Он уже дробится на двоих. Потом появляется ребенок. Эгоизм личности, замкнутой самой на себя, дробится уже на троих. Потом появляется второй ребенок, третий, четвертый- и сколько бы ни появлялось детей, эгоизм личности, замкнутой на себя, дробится на всех членов семьи. Поэтому чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности. И действительно, семья- это школа любви. Если человек в семье научится ответственному соборному любовному отношению к другим членам семьи, то он станет достойным членом всего нашего общества, нашей страны.

 - Кстати, батюшка, в продолжение нашей темы такой наболевшей, такой серьезной и важной. Святейший патриарх нам постоянно говорит, чтобы общение и жизнь развивались на приходах. И мы видим, что действительно нужда в этом есть. Потому что, к сожалению, люди на приходах, ходящие на службы по многу лет, не знают, как друг друга зовут. Вот такие случаются вещи. Поэтому очень радостно, когда появляются такие приходы. Конечно, в суете нашего большого города это тяжелее сделать, но, тем не менее, мы в своей общине стараемся. Вот в нашей общине полный запрет на аборты. Стараемся не злоупотреблять алкоголем. Сигареты, наркотики – то же самое. Но, как известно, грех не вино, а пьянство, но у нас у большинства людей это исключено. И плюс ко всему сегодня радостное событие у нашего брата, у нашего большого друга - венчание. Пара венчалась, еще одна пара из нашего окружения уже договорилась о венчании.

-Я очень рад за вашу общину.

-У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер, отец Олег.

-Добрый вечер.

-У меня вопрос к участнику беседы Андрею. Какова роль крестных родителей в процессе воспитания его детей?

-Боже мой, сколько же крестных у девятерых детей! Умножить надвое-это сколько получается?

-Может быть, потому, что семья многодетная, но в нашей семье существует очень трепетное отношение к крестным. Тоесть, для детей слово «крестный» - это что-то символичное, что-то святое. Поэтому они всегда спрашивают: а когда ко мне крестный придет? Когда крестные приезжают, они кричат: ура, ко мне крестный приехал! Они просятся в гости к крестным. Когда крестный зовет: пусть ко мне Игнат приезжает, ну, или кто там? Серафим пусть приезжает. И они с радостью: ой, меня крестный в гости позвал! Конечно, безусловно, и от этого отношения, институт, как у нас сейчас принято говорить, институт крестного родителя в нашей семье приобретает большое значение.

-Я думаю, что очень важно для будущих крестных создавать курсы при храмах, чтобы объяснять им их обязанности крестного. К крестному должны проявляться определенные требования. Это очень важно. Почему? Потому что крестный отвечает напрямую за духовное развитие ребенка. Так у вас 18 крестных?

-Нет, конечно, не 18, потому что у нас так получилось, что у двух старших одна крестная, у двух следующих крестный один. Ну, в общей сложности, наверное, 15 или 16.

-Ваша семья полностью, а семья- это не только физические, но и духовные родители, это собирается 15-16 человек крестных, и ваша жена, и ваши девять детей. Я думаю, что это настоящий собор.

- Одна наша знакомая к нам часто приезжала в гости, и ее знакомый спросил у нее: что это такое - семеро детей? Объясни, как они там живут? Она говорит: это примерно как, будто у вас каждый день гости. Вот такая формула. У нас просто очень много друзей тоже многодетных: пятеро, шестеро детей. И вот, бывает, наши две семьи соберутся, у нас девять, у них пятеро, нас двое и их двое. То есть получается человек двадцать, а всего две семьи. Когда-нибудь у нас в стране появится большинство таких семей. Я надеюсь на это, и храмы должны огромную роль в этом сыграть, потому что где храмы- там всегда многодетные семьи. Поэтому надеюсь, что, наконец, наши матушки, а мы уж постараемся, чтобы и мы им стали хорошей опорой, хорошей поддержкой - начали рожать детей. Нам всем это необходимо.

 -У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег. Это город Орел беспокоит. Я хотела бы поздравить отца Амвросия Юрасова с юбилеем.

-Да. Давайте мы все присоединимся к поздравлению.

-Долгие лета батюшке Амвросию!

-И еще хочу поздравить нашего владыку архиепископа Антония. Завтра 900 лет православному Орлу. У нас завтра будет большое мероприятие.

-Спаси Господи! Поздравляем вас.

-Орел! Держитесь, рожайте детей и занимайтесь спортом.

-Скажите, а вот большие семьи, они дружат тоже с большими семьями? Ваша, например?

-Да нет. Ну, как-то так сложилось. Мы же не были многодетными, когда со многими познакомились. Вначале у всех было по одному, по два, по три ребенка. Но общение происходит. Да, батюшка.

-Нет. Я имею в виду вот что. Например, у вас первый ребенок, и у ваших друзей там один ребенок. А потом они видят, что у вас второй, третий, четвертый… У них появляется такое соревновательное желание тоже иметь много детей?

-Ну у всех по - разному. Мы какой-то временной отрезок прожили и имели возможность наблюдать. Тоесть, некоторые не скрывают и прямо говорят, что мы на вашем примере тоже стали многодетными. А есть те, у которых как был один ребенок, так и остался. И вот недавно одна наша родственница нам призналась: какие вы молодцы! А мы все думали и так и не решились. А теперь я смотрю на вас и завидую белой завистью. Я говорю: вы уж не завидуйте. А они говорят: смотрим на вас - и столько у вас всего происходит, какая отдача от детей, какие они благодарные за все!

-Сейчас у нас смутное время. Иногда радиоприхожане задают мне вопрос: а где же такие люди как Александр Невский, как преподобный Сергий? Как маршал Жуков и так далее? Я говорю: наверное, дьявол подталкивал нас совершить аборт именно в том случае, когда могли родиться такие люди. Если дьявол чувствует грех, так как он питается грехами, наверное, он чувствует и возможность появления праведника в этом мире. Ведь избиение младенцев, которое совершал царь Ирод, делалось с одной целью: убить одного того самого Младенца, который может бросить вызов существующей системе вещей. Я никогда не забуду, одна женщина меня просила молиться за ее дочь, так как она никак не могла разродиться. И такие тяжелые роды были, и я должен был по телефону дать совет этой молодой женщине. И я сказал: пусть она в этих страданиях поймет, что исполняет божью заповедь: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Пусть она не просто рожает, мучаясь, а знает, что она исполняет божью заповедь. И даже если исполняя заповедь, она понесет какой-то урон, в любом случае желание исполнить божью заповедь -это очень важно. Ведь Бог не просто сказал: плодитесь. Плодитесь -достаточно было бы иметь одного ребенка в семье. А он сказал: и размножайтесь. Это значит надо иметь столько детей, сколько Бог пошлет. И я думаю, что со временем церковная политика будет более жесткой по отношению к абортам. Она и сейчас уже жесткая в «Социальной концепции русской православной церкви». Московский патриархат решительно осуждает аборты. Это совершенно недопустимо для православных христиан. Это грех детоубийства.

-У нас еще один телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -У меня вопрос к Андрею: как удается содержать такое количество детей?

-Ну, вы знаете, есть такая поговорка, что Господь ни одного рта голодным не оставит. И вот пример нашей семьи, в принципе я его всем рассказываю, наверное, так складывалась жизнь, потому что Господь посылал. Многие молодые, когда я с ними разговариваю на эту тему, говорят: вот мы сначала квартиру купим, потом мы там будем рожать детей. А я им всегда говорю: вы знаете, мы первого ребенка в съемной квартире рожали, второго тоже в съемной квартире. Третьего - у нас уже комната появилась, четвертого -мы уже сумели квартиру купить. Мы даже иногда говорили с женой об этом. Она, как забеременеет, говорит: ну, Бог еще что-то пошлет. С каждым ребенком благосостояние наше как бы увеличивалось, причем нежданным образом. Конечно, нельзя сказать, что мы сидели дома и ждали, пока на нас манна небесная свалится. Ножками побегали, потрудились.

-Теперь я понял, почему у меня нет квартиры. Я всю жизнь, с 17-ти лет, снимаю жилье. Я не создал семью, у меня нет детей…

-Да, батюшка. Вот как говорится часто: Бог дал детей, даст и на детей. Я хотел бы еще добавить еще другую историю, я хочу, чтобы она прозвучала. Наш друг, наш брат во Христе, мы с ним вместе тренировались, занимались спортом, общаемся, к сожалению, когда стал взрослым- узнал, что его мать сделала около девяти абортов. И это настолько его потрясло, что он начал в процентном соотношении вычислять, какова была вероятность того, что он родится. И это так сильно на него повлияло, что он пришел к вере.

-Таких людей надо лишать родительских прав. Людей, которые допускают аборты в себе. Потому что как ребенок может быть воспитан убийцами? Ведь, по сути, они не рожают детей, они заводят детей. Они говорят: вот заведем одного ребенка, как собачку заводят. А зачем нам другие, у нас уже один есть. Одна женщина вообще сказала: у меня нет детей, зато у меня есть собака. Понимаете? Это проблема. Это очень серьезная проблема. И они приносят на алтарь одного ребенка, на алтарь гедонизма в жертву других детей, которые могут, как им кажется, могут конкуренцию составить этому ребенку. И в результате вырастает чудовище. Настоящее чудовище. Это именно так. Тем более, если он знает, что он возрос на костях других младенцев, и чтобы обеспечить ему блага, родители умерщвляли этих детей. Во-первых, какое благословение получит этот ребенок? Он получит проклятие от каждого младенца, который был умерщвлен ради его гедонизма и его счастья. И у меня еще вопрос к вам, Андрей. Я очень рад, что вы в студии.

-Спасибо, батюшка.

-У нас мало таких людей в стране. Вы настоящий патриарх в своей семье, в своей малой церкви. Патриарх в библейском понимании- это отец многих детей. И вот скажите, пожалуйста, что делать? Мужчины нас сейчас слушают, женщины. Конечно, кто-то делал аборты, не зная, что их нельзя делать, а потом люди воцерковились, поняли весь ужас этой ситуации. Может, они хотят исправить эту ситуацию? Что бы вы сказали этим людям, которые могут еще иметь детей, но почему-то по тем или иным причинам не решаются?

 -Дорогие слушатели! Что я вам хочу сказать. Я эту фразу говорю всем своим друзьям, которых я знаю, которые недавно женились. Я им говорю так: ребята, если вы способны родить детей, рожайте как минимум троих, то это при условии конечно, что вы не будете делать аборты. Потому что один ребенок -это эгоист, два ребенка- они, как правило, между собой делят первенство в семье, у них возникают конфликты, и бывает, что они в жизни друг с другом не дружат, бывает, даже не разговаривают. У них постоянные соревнования по жизни друг с другом. Когда рождается третий ребенок -появляется шанс, так сказать, третейского судьи , Тоесть того бегунка между двумя, который их примиряет. Который говорит: Вась, ну что ты на Петю обиделся? Ну, повел он себя неправильно, ну давай, хватит. Если вы хотите просто мира в семье, рожайте троих. Если вы хотите счастья в семье, то рожайте много. Чем больше вы родите детей, тем больше счастья вы получите. А чем больше абортов, тем больше горя. Ну, это вообще даже не обсуждается. Чем больше детей, тем больше счастья.

-У меня слезы на глазах появились. Я вижу человека, который исполнил божьи заповеди.

-Я хотел дополнить еще. Мы говорим, что храмы нужны. На часто повторяющийся вопрос: кто туда будет ходить? Я могу от лица тысяч людей- молодых, крепких, спортивных- говорить, что мы будем ходить в храмы. Мы будем ходить в храмы и будем их строить. Мы будем участвовать в жизни общин. Мы будем создавать свои семьи вокруг храмов. Не вокруг торговых домов и не вокруг парков. В парках очень хорошо, но если люди не будут ходить в храмы, не будут слышать глаголы вечной жизни, что есть добро и зло…..

-В фильме Абуладзе, это грузинский фильм, который называется «Покаяние», там есть такие прекрасные слова: зачем дорога, если она не ведет к храму? Действительно, нет смысла в той дороге, в том или ином строительстве, которое исключает храм и не приводит к нему.

Наша передача подошла к концу. Я благодарю наших гостей. Сегодня у нас в гостях Владимир Носов, координатор движения Сорок сороков, трехкратный чемпион России по боксу. Победитель первенства Европы, мастер спорта международного класса. И Андрей Кормухин, координатор движения «Сорок сороков». Удивительный человек. Отец девятерых детей, у него семь мальчишек и две дочки. Который создал эту домашнюю церковь и обеспечивает ее всем необходимым. Пожалуйста, назовите имя вашей жены.

-Да, я хотел сказать, и не успел. Я очень благодарен моей супруге Ольге за то счастье, которое она мне подарила в виде детей и своего присутствия в моей жизни.

-Мы помолимся за вашу жену и за детей. Скажите их имена.

-Ольга, Александр, Серафим, отрок Иоанн, отроковица Екатерина, отрок Николай, отрок Игнатий, младеница Анна, младенец Андрей и младенец Илья.

-Да сохранит Господь ваших детей! Плодитесь и размножайтесь.

-Спасибо, батюшка.

-Спаси всех Христос.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+