Перейти к основному содержанию

23:24 23.07.2021

В Псалме 108-ом содержатся какие-то проклятия. И мне сказали, что их дают читать колдуны.

08.02.2016 08:47:43


- Завершился праздник Крещения Господня. В эти дни мы все, наверное, вспоминаем день собственного  крещения во имя Святой Живоначальной Троицы. Батюшка, в такие дни, наверное, нужно обновлять память о дне своего духовного рождения?

 - Во всяком случае, дорогие друзья, в крещенские дни мы, наблюдая за освящением воды, участвуя в этом событии, приобщаясь Святых Христовых Таин, прежде всего всем  сердцем чувствуем нечто таинственное. Речь идет не только об освящении Божьей Десницей природных водоемов в ночь под Крещение, когда вода испытывает таинственное прикосновение к ней Божественных энергий,  освящается Силой Божьей.  Но, конечно же, и о том самом дне нашего духовного рождения, когда мы во  имя Отца и Сына и Святого Духа вошли в купель и стали причастниками благодатных даров. Когда со Христом мы соумерли и совоскресли, принеся Ему по вере наших крестных или нас самих обеты веры и верности, когда  вступили в полк Христовых учеников. Тогда над нами отверзлось небо,  и  огненной язык Духа Святаго сошел в наше сердце,  мы стали сынами царства, света. Но перестали быть сынами гнева Божия, сынами противления. Хотя Дух Господень дарован нам был лишь в зачатке,  в той лишь мере, чтобы чувствовать дыхание Божие в ноздрях своих, теплый ветер за спиною. Мы начали подвизаться, сотрудничать, соработничать с Богом. Храня в чистоте свои помыслы и желания, посвящать свою деятельность прославлению имени Господнего. Вступили в брань с лукавым, от которого отреклись, и  власть которого была сокрушена над нами силою воскресшего Христа. Тем не менее, для нас этот день стал вхождением в вечность. День  усыновления Небесным Отцом. Днем,  когда пред нашим взором невидимо отверзлись врата небесного Иерусалима, а сами наши имена были запечатлены в книге Жизни на Небесах. И именно праздник Крещения, Богоявления -  то событие, которое и было днем установления для нас Спасительной Купели. Оно  как будто напоминает нам о  пуповине веры, посредством которой мы связаны с лоном Матери - церкви. Речь идет о рождении скромном, бесстрастном, ибо мы были рождены не от похоти, не от семени человеческого, не от кровей, не из женского лона вышли, но неистленным семенем Слова Божия. И на  праздник Крещения мы чувствуем благодать и соединение с Богом, и нашему сердцу бывает очень радостно.

-Как быть моей душе, моему сердцу? У меня в жизни есть два родных, близких человека, которые творят  мне зло. Я помогаю, делаю все, что могу, стараюсь их не трогать. Это мой родной брат и сын.  Я все содержу одна.  Они не хотят со мной мириться.

- А  Вы отвечайте им по-евангельски. Как сказано: благословляйте проклинающих вас, благотворите гонящим вас, молитесь за обижающих вас. Отвечайте на зло добром и, более того -  жертвенно служите бедным родственникам, которые сами не  знают, почему ополчились против вас. У Вас нет никакого повода смущаться, когда речь идет об общении со Христом в Таинствах. Вы - благословенное дитя Божие, дитя мира и любви. Насколько это от Вас возможно  - делайте все, чтобы примириться с домашними и молитесь за них так:

«Господи, просвети помраченного  неприязнью сына моего, умягчи  его сердце. Господи, настави, вразуми его, дабы он не враждовал с утробой, его породившей. Дай ему покаяние, не вмени ему, Господи, в смертный грех его поведение. Господи, положи преграду злу, исходящему от несчастного брата моего озлобленного и ожесточенного. Дай ему, Господи, просветление. Освободи его от сатанинской злобы. Вверяю его Милости Твоей. Господи, я недостойна, но сподоби меня приобщиться Святых Твоих Животворящих Таин. Да  умягчатся сердца сродников моих». И поверьте: с таким расположением приступая к Святым Тайнам, Вы почувствуете, что Дух Святой почивает в Вашей душе.

- Многие замечают, что молитвы ектеньи на Крещение схожи с молитвами, которые читают во время Таинства  Крещения. Так ли это?

-Речь идет о самом чине освящения воды. Он практически совпадает с той частью крещального священнодействия, в котором священник готовит воды для погружения в них крещаемого. Впрочем, если вернуться к чину великого освящения на Крещенский Сочельник, то там мы обретем соответствующее прошение о приступающих к этим водам:  Господи, благослови всех пьющих и мажущихся, кропящихся ею. Да будет им во здравие. Соответственно, в чине крещения людей прошения другие. В них мы просим, чтобы сходящий в воду человек получил отпущение грехов. А что касается пространных молитв -  они, действительно, практически не отличаются друг от друга.

 - У меня вопрос по содержанию одной из крещенских молитв. «Явился еси днесь вселенней, и Свет Твой, Господи, знаменовался на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». Меня смущает форма обращения: Свет. По-моему, должен быть звательный падеж –Свете неприступный?

-Достаточно тонкое филологическое замечание,  точнее -  ремарку Вы делаете. Сама глагольная форма: «пришел еси и явился еси» действительно, далее требует  обращения. То- есть существительное или местоимение «Ты», «Ты пришел еси», как будто могло бы предполагать обращение, то есть звательный падеж. Но если учесть, что здесь фраза примерно строится так -  «Христе Боже, Ты явился еси, Ты Бог, который есть Свет неприступный». Думается, что здесь некое, как я предполагаю - но только предполагаю некое опущение части фразы. Так что: «Ты еси Свет неприступный». Я бы решился сказать, что Свет в данном случае является именной частью составного именного сказуемого. Ты еси Свет Непреступный. Перед нами составное именное сказуемое, именная часть которого выражена существительным –Свет.

- Вот, радиослушатель пишет нам, что не испытывает в ночь Крещения желания окунаться в прорубь. Является ли это нежелание грехом?

- Ну, нет, конечно. Потому что погружение в прорубь или какой-то водоем, даже в ванную в жилище  - это лишь благочестивый обычай, который свойственен православным христианам преимущественно славянских стран. Впрочем, и в Греции тоже. Если бы мы с вами могли посмотреть телепередачу с репортажем из Болгарии, Сербии, Греции, то мы увидели бы, что общая традиция имеет определенные различия. Так, например, в Болгарии есть обычай бросать в водоем крест, куда тотчас ныряют молодцы и считается, что кто первый выловит этот крест -  получает особое благословение. В Греции есть так же свои  обычаи. Все - таки страна у них жаркая. Карнавалы, крестные ходы из деревни в деревню. А  в Крещенскую ночь девушки   не гадают, слава Тебе Господи. Но бегут наперегонки  к ближайшему источнику, чтобы набрать в кувшин воду. Они называют ее молчаливой водой. То есть как будто застывшей в ожидании пришествия Божьей Благодати. И бегут, молча, как мироносицы, которые не решались сказать ни одного слова после повеления ангелов у гроба Воскресшего Христа принести эту весть апостолам. Та, которая первая прибегает к источнику - это своеобразный конкурс -  та как будто вправе надеяться на особую милость Божию. А что касается Болгарии, то  там помимо ныряния за крестом есть обычай водить традиционный мужской хоровод. Танец сопровождается барабанной дробью, а самый младший участник стоит посредине круга, держа в руках найденный крест. Интересно, что и в Греции и на Кипре священники читают особые заклинательные молитвы, по  существу взятые из чина освящения воды. Имеющие целью изгнать демонов. И если говорить подробно о киприотах, то те жгут особые  костры из освященных поленьев. Жгут в честь Христа Спасителя  костры с добавлением душистых трав. Своеобразный народный ладан. Считается, что от этих освященных костров  нечистый дух обращается в бегство. В связи с этим   обратим внимание, что если  ирландцы, англосаксы сегодня  как будто призывают демонов на своих нечестивых праздниках хеллоуина, то у православных народов, не потерявших связь с церковью, многие народные обычаи  сопряжены именно с открещиванием, изгнанием лукавых духов. И это очень интересно.

Продолжая наш импровизированный экскурс, должен вам сообщить, что в Сирии, особенно в мирное время, Крещение было едва ли не самым живописным праздником в году. В кувшины наливалась священная вода, девушки украшали себя лентами, новогодней мишурой, бантиками. И такие народные гуляния имели место повсеместно. Сейчас, к сожалению, война этому препятствует. В сам праздник на берегу реки разводили костер, чтобы Господь, невидимо подошедший, мог согреться. Вот она, живая и зрячая вера. Женщины умывались крещенской водой, веруя, что лицо станет молодым и сияющим, как  в девичестве. Мужчины в Сирии выпускают специально подготовленных к празднику белых голубей. Вот вам и такие поверья. В Болгарии, что интересно -  мужчины заходили в холодную воду, и сейчас, наверное, так поступают,   и водят там своего рода хоровод, стоя по грудь в достаточно холодной воде. Это тоже для мужественных. Даже в  Африке, в Эфиопии, а ведь  эта страна стала христианской уже в I веке,  там до сих пор проводятся особые карнавалы. Очень шумные, экспансивные, но в соответствии с африканским менталитетом. Жители Эфиопии надевают на Крещение яркие национальные одежды и выходят с разноцветными зонтиками – символ мира,  освященного Духом Святым. И тоже традиционное купание в крещенской воде.  Праздничные гуляния. Для эфиопов это повод для  беззаботного праздника.

Таким образом, если мысленно попутешествовать по всей вселенной, мы увидим, что все народы, сохранившие христианскую традицию в праздник Крещения Господня,  дружно веруют, что Десница Божия освящает природные водоемы. В то, что нечистая сила изгоняется Божьей благодатью из  водной стихии. Соответственно очень важно и погрузиться, дабы выйти из - под влияния лукавого духа и окропить жилища, огороды.  Таким образом, достаточно неубедительными являются высказывания каких-то внешних обозревателей о том, что русский обычай погружения в воду, особенно - природные водоемы - это  махровое язычество, пережитки. Я думаю, что так говорят лишь кабинетные, диванные, компьютерные философы, которым трудно свой зад, прости Господи и помилуй, поднять с кресла. Но безусловно, если  человек не чувствует в себе решимости сигануть в полынью, то Господь не осудит его. Можно просто лицо умыть крещенской водой.

- Я на Крещение, с благословения батюшки, погружалась. Но буквально на следующий день у меня случилась неприятная история со строящейся квартирой. И у меня было предынфарктное состояние. Это значит, что я такая грешная?

- Ни в коей мере! Что вы! Не надо делать какой-то ложной связи. Между святым обычаем, как знаете, некоторые приобщаются Святых Христовых Таин, вдруг случается какая-то неожиданность -   и они считают, что они приобщились в осуждение или что либо подобное. Нет. У нас вера зрячая, разумная.

 - Попадают ли собачки и кошечки в рай?

- Собачки и кошечки живут здесь, на земле, и у них, милое дитя, душа совсем не такая, как у людей. Ты же меня не спрашиваешь, попадают ли в рай мухи и слепни! Всем понятно, что насекомые составляют низший отряд по отношению к домашним животным, которые привязаны к человеку. Они не жалят его, только  в исключительных случаях собаки кусают. Это Божьи твари, которые возможно, еще со времен Адама входили в особый круг животных. Может быть, не в раю, так при патриархе Ное были приближены к жилищу человека.  Домашние животные, как вы знаете, в этом  отношении отличаются от других. Они не боятся человека, и в них как будто всажен инстинкт человеку служить. Однако у них нет  бессмертного духа. Они  не получили  от Господа Бога такого дара, который получили мы. Ибо человек причастен этой милости от Господа. Если он старается ходить пред лицом Небесного Отца как дитя пред своим земным родителем, то по окончании земной жизни не разрывает общение с Богом, напротив, входит в теснейший союз со своим Искупителем. О кошках и собаках нам такого вовсе не открыто. Другое дело, что Господь смерти не сотворил, и она вошла в наш мир по зависти дьявола и по вине Адама, вкусившего запретный плод. В мире не было смерти, не было тления вовсе. Поэтому будем чаять пришествие Господа нашего Иисуса Христа, и по Страшном суде Господнем Господь восстановит изначальную гармонию мира, изгнав смерть и тление. Поживем-увидим, быть может там, в Небесном Иерусалиме, если будем достойны, будем ходить в свете Лица Господня и, может быть, увидим сады Господни, и они не будут пустовать.  Раз смерти уже не будет -  значит, наши глаза и слух откроются, и мы услышим пение не только ангельское, но и райских птиц. Увидим других обитателей рая, которых через человека, обретшего благодатное бессмертие, сами будут уже наслаждаться новым жительством. Но это я сейчас размышляю на ходу. Поэтому терпение и время. А самое главное -  стараться быть как Христос -  добрым и милостивым на земле. С тем, чтобы живя еще здесь, под этими луною и солнцем, борясь с грехом, нам, действительно, быть сынами Света. То- есть не капризными, не строптивыми, не брать ничего чужого, никого не обижать, не мучить животных, но быть такими солнечными зайчиками. Так, чтобы нам уже на Страшном суде обрести милость войти в рай, где откроется нам то, что Бог приготовил любящим Его.

-Моему внуку 18 лет.  Он непрерывно играет в компьютерные игры, которые связаны с ограблением банка. Я не знаю, что делать!

 - Во-первых, помолимся за бедных внуков Митрофанушек, которые вместо того, чтобы в армии служить, учиться в ВУЗах или стоять у станка, пропадают в таких небезгрешных мафиозных компьютерных играх. Положение его достаточно опасное. Потому что от виртуальной игры до суровой реальности один шаг. Давайте, друзья, всем миром наляжем на эту ситуацию и помолимся, чтобы Господь отвадил этого Емелю от компьютерных игр. Я считаю, что бабушка могла бы собрать редких, но драгоценных мужчин вашего рода. Только не говорите внуку о нашем тайном плане. И я бы подговорил этих   мужчин устроить малому такую большую стирку, обструкцию. Напугать, приструнить. Чтобы он не просиживал, прости Господи,  портки за этим занятием.

 - Я в 60 лет, наконец, осознала, что плохо воспитала своего сына. И вот теперь у меня совершенно нет никакой радости, даже когда причащаюсь, у меня всегда такое печальное настроение, я знаю, что мой сын идет ко дну.

- Ну, давайте, признаемся: первое -  что мы слабы и ограничены. И воспитывали вы сына, как могли, еще не имея христианского ведения, просвещения. Наверное, не радели о его воцерковлении. Не понимали, как действуют страсти в человеке. Особенно самолюбие, своеволие. Не воспитывали из вашего сыночка духовного воина, который понимал бы, что необходимо сражаться с лукавым, с темной  силой, действующей через худые помыслы. Потом вы воцерковились. Сейчас многое переоценили. Душа материнская  скорбит, что сынок еще не встал на путь благочестия. Да, конечно. Но молитва  плачущей матери всесильна. Сын матери, которая проливает тайно слезы о нем, погибнуть не может.  Вот мама Сергея Есенина тоже плакала о сыне - всесветном хулигане, известном своими выходками в обеих столицах. И сын действительно, при его замечательном словесном таланте находился в группе риска. Однако, сейчас уже почти что доказано, что он стал жертвою пыток, насилий, убийства со стороны агентов НКВД, выдавших его кончину за самоубийство.  В данном  случае я не привожу никаких аналогий, хочу только сказать, что молитва матери спасла Сергея Есенина. И, может быть, в этих тяжких смертных страданиях он получил то очищение, которое дается по вере во Христа -  а  он с детских лет был просвещен верою в Господа нашего. Хотя и прошел период огульного отчуждения от религии своих предков. Душа его, несомненно, была мягкой и сроднена с русской культурой. Он, безусловно, был ей причастен. Поэтому подумайте еще о том, что причащаясь Святых Таин, вы,  говоря по-человечески, обижаете Господа. Вместо того, чтобы благодарить Его  за  удар, которого вы удостаиваетесь, вместо того, чтобы прилепиться к Нему как невеста к жениху, как дитя к отцу. Вместо того, чтобы  искриться Божественной благодатью, благодарностью, радостью, признательностью -  Вы, как Пьеро, остаетесь грустной, неудовлетворенной. Да еще и возмущаетесь: мол, почему я не радуюсь, как моя соседка? Не нужно так делать, ибо человек ограничен. Ваш сынок - взрослый человек, он знает, что мама ходит в храм, исповедуется, причащается. Значит, ему остается только сделать свой правильный выбор. А вы будьте повеселее. Не на болоте родились, Вашему  горю подсобить легко. Необходимо быть солнышком в общении с домашними, чтобы они почувствовали непроизвольное  побуждение обратиться ко Христу, видя ваше светлое лицо, вашу улыбку, видя ваш теплый и любящий взор.

 - В Псалме 108-ом содержатся какие-то проклятия. И  мне сказали, что их дают читать колдуны.

- Ну, здрасьте, приехали! Дорогие мои корреспонденты, мы живем в XXI столетии, когда русские люди должны быть глубоко воцерковлены и просвещены. Но сколько можно развешивать уши как у  слона, собирая всякий вздор  в свое сердце? Всех слушать -  с ума сойдешь. Вы еще Псалтырь, не приведи Господь, назовите пособием для начинающих магов. Возьмите в любой церковной лавке книгу «Толкование на Псалтырь».

Или приходите к нам в обитель на беседы.

В этом псалме ничего нет общего со всякими заклинаниями, на которые не скупятся служители тьмы. По свойству древнего  священного языка в форме таких «да, да, да» («епископство его да примет, да будут дети его сирыми..»),  эти обороты с побудительными частицами являются пророчествами о том, что случится, но не проклятиями. Священное Писание не может проклинать.  Наш Спаситель, вы помните, никого не ударил, никого не проклинал. Но лишь свидетельствовал о  том, как обрести живой  союз с Богом и предрекал тем, кто будет сознательно противиться истине и любви Божьей участь, которую сам человек навлекает на себя своими худыми поступками. Таким образом, этот псалом не имеет никакого отношения к зложелательству. Но содержит в себе пророчество о несчастной участи Иуды и всех отступников от Живого Бога.

 - При тяжелой болезни, когда все силы идут на то, чтобы перенести боль, нет никакой молитвы. Как быть?

 - Остается только вверять себя Тому, кто нас видит и слышит, и любит. Себя признавая за малое  дитя, за букашечку неразумную, но любимую Богом. И когда наше тело страждет, нам подобает духом обратиться к Всевидящему Вездесущему Богу и лишь пищать как цыпленочек: Господи, помилуй, Господи, помилуй; Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже; Господи, укрепи меня, Господи, помоги; Господи, Слава Тебе за все; Господи помилуй меня. И таким образом мы станем  доступными для воздействия на нас несотворенной энергии Божества. Его  благодати, которая, как знаете, исцеляет больное и восполняет оскудевающее. По возможности чаще приобщайтесь Святых Христовых Таин.

 - Вот книга «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин». Услышала неодобрительные отзывы о ней от церковнослужителей.  Суть такова, что книга списана с католического издания и не представляет собой  ничего православного.  А   тех священников, которые учат по ней свою паству, можно назвать обновленцами.

- Приехали! Святые авторы, которые имеют  непосредственное отношение к этой книге -  преподобный Никодим Святогорец, митрополит Макарий Коринфский. Там говорится о том, что христиане всегда испытывают духовную жажду в единении со Христом Спасителем. И  термин «непрестанное причащение» Святых Таин Христовых, означает только одно, что человек носящий в себе любовь ко Христу, всегда мысленно тянется к святыне. Об этом прекрасно говорит святитель Августин Иппоно-Заритский:  «Как позыв к  пище говорит о том, что организм здоров, а отвращение  от нее свидетельствует, что  закралась болезнь, так всегдашняя устремленность ума и сердца к Чистому Телу и Крови Господа Иисуса Христа, говорит о здравой и живой вере. И напротив, передайте батюшкам, пожалуйста, это мнение Святителя  Августина – равнодушие к Святой Чаше, отсутствие желаний вкушать Тело и Кровь Спасителя Нашего является указанием на опасное духовное заболевание». Милый, но ведь и без этих замечательных подвижников, о которых мы говорим, в том числе - о Никодиме Святогорце, этой пчеле Афонской, отражавшей в своих писаниях дух вселенского православия, простите, ежику православному понятно, что слова  Господа – «блаженны  алчущие и жаждущие правды» относятся к Таинству Святого Причащения. Равно как и молитва Господня - авторитет, которой, наверное, не подвергается сомнению никакими  батюшками: «хлеб наш насущный дашь  нам днесь» говорит не столько о помидорах с гречневой кашей, сколько о Хлебе, который сходит с небес.

Желаем вам, как детям во Христе, всегда тянуться ко Святой Чаше, хотя бы вы и не имели возможности приступать так часто к ней, как этого хочет Бог. И пусть пасомые и пастыри радуются о возможности служить Божественную литургию и приступать к самой Жизни, которая сияет из Святой Чаши.

Спаси и сохрани вас Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+