Перейти к основному содержанию

04:23 22.07.2019

В гостях у ведущих программы «Семейная гостиная» Павлюченковой Юлии и Сорокиной Светланы Лескова Татьяна Олеговна, председатель совета Центра традиционной культуры императрицы Александры Федоровны.

10.01.2014 10:16:41

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Семейная гостиная - это передача для тех, кто хочет создать здоровую крепкую семью. Поделиться своими историями и опытом, победами и поражениями, радостью и грустью. Обсудить семейные традиции и обычаи. Узнать, как любить, развивать, обучать, воспитывать. Ежедневные вопросы современной православной семьи обсуждаются на нашем радио. Мы это знаем потому, что сами ежедневно оказываемся перед выбором. Сами читаем, смотрим, ездим, требуем, просим, объясняем. Мы - ведущие программы «Семейная гостиная» Павлюченкова Юлия, мама девятерых детей и Сорокина Светлана, мама троих детей. Мы с вами рассуждаем на темы, которые не выносятся за порог православной семьи. Приглашаем неравнодушных людей поучаствовать в нашей совместной работе.

 Если вы хотите стать гостем нашей программы, задать вопросы, поделиться своим мнением - все это можно сделать по электронной почте. Если вам не удалось послушать передачу, то на сайте радио «Радонеж» выложены архивы всех наших программ. Также вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс.

 -Добрый вечер, наши дорогие радиослушатели. Я напомню вам, что мы работаем в прямом эфире. И мы с нетерпением будем ждать ваших звонков. В наших программах мы постоянно говорим о традициях. И сегодня мы снова будем говорить о них.

 Одной из важнейших причин проблем современной семьи можно назвать потерю культурного наследия, потерю традиций. Именно тех знаний, которые передаются из поколения в поколение.

 -Традиции - это атмосфера дома, это образ семьи, это залог семейного счастья. Некоторые психологи считают, что семейные проблемы возникают именно из-за утраты ценностей и традиций. Сегодня мы пригласили к нам в студию знатока традиций Лескову Татьяну Олеговну,  председателя совета Центра традиционной культуры императрицы Александры Федоровны.

 -Здравствуйте, Татьяна.

 -Здравствуйте.

 -Мы рады видеть вас здесь. У нас к вам множество разных вопросов.

 -Но прежде, чем мы их зададим, хотим и вас, и наших радиослушателей поздравить с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Потому что вот так сложилась наша встреча-  в праздник. Мы приглашали Татьяну уже несколько раз в нашу студию, но никак не складывалось.

 -Да, путь был сложным.

 -Ну, сегодня мы, наконец,  собрались и сидим все вместе за столом. И название у Центра интересное. Я никогда раньше его не встречала, не была у вас в гостях. И мне бы очень хотелось узнать о нем побольше.  Например, как давно он существует?

 -Не так давно. Третий год.

 -Вы еще молодой Центр?

 -Да, молодой.

 -А как родилась идея создания?

 -  Я сама мать пятерых детей, и когда они стали появляться - я стала задумываться, как их воспитывать. А так как игрушка- это непосредственный спутник ребенка, без которой немыслимо детство, я стала задумываться, какие игрушки могут быть полезны моему ребенку, а какие, наоборот, могут быть вредны. И именно с этого и через игрушку я пришла к традиционной культуре вообще. Потому что многие куклы и игрушки, которые предлагаются современным рынком, у меня вызывают внутреннее отторжение.

И именно в этот период своей жизни случайно, на выставке «Рождественский дар», на одном из стендов я вижу замечательные тряпичные такие теплые, душевные куклы! И понимаю, что это то, что надо моим детям. Я подхожу, интересуюсь, что это за куклы? Узнаю, что русские традиционные. Что явилось для меня открытием. Думаю: неужели существует такая замечательная русская традиционная кукла? А я, мать своих дочерей, не знаю об этом? И многие мои знакомые, подруги, родственники тоже. Как же так может быть? И я начала изучать. Это было около десяти лет назад, информации в интернете было мало. Книг никаких по этой теме не было. Но, может быть, это и к лучшему, потому что я вышла на тех мастеров, которые жили где угодно, только не в России. Которые сами непосредственно ездили по селам, по деревням. И у бабушек, которые еще носят остатки традиционного сознания, узнавали, в какие куклы они играли, учились делать и дальше несли эту информацию в люди.

Муж меня в этом поддержал, понял. И я стала ездить по всей России, участвовать в различных семинарах,  конференциях, потом уже дошло до стажировки в музеях. Потому что многие куклы  хранятся в фондах крупных музеев России. Ну, естественно, я стала активно использовать это в воспитании моих детей. И потом я поняла- и  это мне очень понравилось- что кукла потихоньку открывает традиционную культуру. Это и костюм, и быт, это и различные ремесла, и многое другое.

И набралось много информации. И я почувствовала, что надо этим поделиться с другими. Тем более, что в Москве не проводилось каких-то серьезных курсов, занятий. А в недрах интернета, наоборот, стало появляться много некорректной информации на эту тему. Кукла стала обрастать мифами, которые к традиционной культуре не имеют никакого отношения.

Вот так мы создали Центр. И назвали его: Центр развития национальной культуры. Потому что мы предполагаем заниматься не только игрушкой, но и различными направлениями культуры. Но в данный момент мы в основном трудимся над развитием игры и игрушки.

 -Татьяна, получается, что с рождением дочек ваша жизнь круто изменила направление?

 -Это правда.

 -Наверняка, когда вы учились в школе и хотели получать дальнейшее образование, вы и думать не думали, что станете художником по куклам? Или я не знаю, как это правильно назвать?

 -Ну, мастер, художник - правильно.

 -У вас уже было художественное образование?

 -У меня не было художественного образования. Единственное- я чувствовала в себе творческий потенциал, который требовал выражения. В том числе в куклах. Я пробовала рисовать- у меня это не очень получилось, лепить -тоже. А вот с куклами все получилось.

 -Вы начинали сами? Или у вас были единомышленники, когда вы открывали этот Центр?

 -У меня -да. Но не сразу, а через какое-то время у меня появились единомышленники. Тоже многодетная семья. Александр и Наталья Рим. Низкий им поклон. У них четыре дочки и один сыночек. И Наталья именно в такой же ситуации находилась, как и я пять лет назад. И куклы нас объединили. То –есть, объединили две семьи, и в дальнейшем мы открывали этот Центр вместе.

 -А почему такое название?

 -Ну, первая часть понятно: Центр развития национальной культуры. А почему имени императрицы Александры Федоровны? Мы долго думали о том, какое название выбрать. И ознакомившись с жизнью, трудами императрицы Александры Федоровны, обнаружили в ее биографии такой факт.  В начале XX века, я, к сожалению, точно не помню год, ну совсем начало, по ее воле и при ее помощи была создана Школа народного искусства. Она это народное искусство понимала, ценила, и уже тогда, в начале XX века видела, как просто это может уйти, кануть. Если не пытаться это сохранять, если на государственном уровне не поддерживать и не развивать это.

И все,  что смогла, она сделала.

У нее были сподвижники, которые помогали ей, которые это все организовывали. Можно долго говорить, как эта школа была организована, как она работала. Вот и мы себя посчитали, хоть маленькими, но последователями этого служения. 

-Были ли какие-то сложности на пути создания?

 -Ну да. Потому что они часто бывают.

-Ведь это еще и многодетные мамы! Не просто какие-то бизнесмены, которые знают, как снять помещение, что-то устроить. А две многодетные мамы, два творческих человека.

 -Вы знаете, особых сложностей не было. Потому что всегда находились люди, которые нас понимали, поддерживали. Конечно, это общественная организация. Если бы ее развивать как коммерческую, мы бы с этим совершенно не справились. Но нам помогали, в частности, с помещением. Вот и Синодальный отдел по работе с Вооруженными силами помог. Целый год мы размещались на его базе.

 -Его тогда отец Дмитрий Смирнов возглавлял, да?

 -Да.

 -На Добрынинской…

 -Да-да-да. А сейчас мы базируемся при детском садике с этнокультурным русским компонентом, где замечательная заведующая, которая понимает, старается и радеет, чтобы этот детский сад не просто носил такое название, но и действительно ему соответствовал. Мы, помимо наших групп, обучаем там педагогов этого детского садика, чтобы они уже свои знания применяли в работе с детьми. Мы считаем Александру Федоровну своей покровительницей. Ну, видимо, по молитвам, с божьей помощью…..

 -Хочу напомнить нашим радиослушателям, что вы слушаете по радио «Радонеж» программу «Семейная гостиная». Свои вопросы и комментарии вы можете присылать по смс. Или позвонить нам по прямому номеру. Мы всегда ждем ваших звонков потому, что у наших радиослушателей бывают очень интересные вопросы. Порой, самые неожиданные.

 -Да, но чаще всего нам все-таки пишут.

 -Почему-то стесняются звонить.

 -Что сейчас происходит в вашем клубе? Какие-то занятия? Мастер-классы или выставки?

-  У нас идет обучение по моей авторской программе: культура рукотворной игрушки. Она рассчитана на два года обучения. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. И у нас сейчас по субботам обучаются участники первой группы и третьего курса. То- есть у нас еще есть третий курс, по просьбам слушателей не заканчивать на двухлетнем обучении,  а продолжать дальше. Потому что информации так много, что на целый институт хватит.

Мы сделали третий курс по совершенствованию навыков, и там уже больше занимаемся созданием авторских композиций, авторских кукол, используя традиционные приемы,  основанные все равно на традиционных началах.

 -Все-таки собственная авторская программа, Татьяна, это уже серьезно. Это весь ваш опыт, который был накоплен за время изучения этого вопроса, да?

Сейчас есть у вас выезды? Проводите  ли вы экспедиции?

 -Ну как таковые экспедиции мы не проводим. Мы активно сотрудничаем с мастерами. К нам даже приезжает из Санкт-Петербурга кандидат культурологии, которая изучает все эти вопросы уже на таком научном уровне. В прошлом году мы проводили курс обучения, как создавать куклы народов России. В этом году- куклы народов мира. Помимо базисной программы, которая является моей авторской, которую веду я сама,   мы организуем еще занятия по авторским программам других мастеров. И у нас традиционно проводятся летние выездные семинары.

Этим летом был семинар, тема которого была: кукла в культуре России, Украины и Белоруссии. То- есть, мы рассматривали куклы. Потому что через куклу глубже понимаешь культуру, проникаешь в нее. Кукла очень информативна. Она несет большую информацию о народе. О народной культуре.

 -Да. Я вот сейчас вспомнила- в моем детстве были куклы- узбечки, куклы- таджички, куклы -эвенки, куклы- белорусы.

 -Но это были все-таки не тряпичные куклы.

 -Ну да …

 -Это были куклы народов СССР.

 -Да-да. И они у меня даже сохранились до сих пор. Валяются где-то на даче. Но когда я несколько лет назад их нашла, мне было очень приятно. Потому что я на них смотрела уже с позиции взрослого человека, который может оценить передачу костюма, передачу традиции. Там волосы вот так лежат, или вот этак. Туфельки какие на ножках. Это важно для воспитания ребенка.

 -Я послушала про ваши куклы и захотела рассказать свою историю. Один раз мы поехали в Крым с семейным клубом «Возрождение». У нас был мастер по куклам, мы сидели на пляже и учили родителей делать куклу «карманная подружка», как это тогда называлось. Это было десять лет назад. Мамы собрались, которые никогда раньше руками ничего не делали, не вязали и не шили. Ну, какую-то пуговицу пришить или что-то зашить- понятно. Но заниматься именно шитьем профессионально не умел никто.

Я до сих пор помню, сколько же терпения нужно было нашему педагогу! Мы каждый день двигались небольшими шажками. Куколка была совсем маленькая. Мы вязали туловище, потом вязали ручки. Делали, пришивали волосики. Но сколько было счастья у наших маленьких девочек, которые потом носили в кармашках этих кукол. Они были мягкие. Складывались, гнулись. Мы сами делали из ниточек личико. Это было действительно здорово.

 -Приходят ли к вам такие мамы, которые ничего не умеют делать руками?

 -Конечно, приходят.   И просят научить их основным швам. Вперед иголку, например, назад иголку, двойной шов. Все детально. Приходится обучать их. Но я это делаю с удовольствием. Всем стараюсь уделить внимание. Конечно, мамы и педагоги -основные слушатели наших курсов.

Еще, кстати, у нас сейчас зимний выездной семинар. Это к теме о выездных семинарах, посвященных традиции русского национального театра. Скоро грядет такой светлый праздник. И мы не могли никак обойти стороной это событие.

 -Я второй- нет, уже третий год даю себе обещание, что мы сделаем себе дома вертеп. И каждый раз я нахожу каких-нибудь овечек, крупненьких. Которые могли бы нам подойти, пластиковых. Потом нахожу человечков в виде волхвов, тоже пластиковых, но при этом я теряю овечек. Они пропадают в недрах детских игрушек. Просто теряются. Может, просто есть какая-то тайна, которую нужно знать, чтобы сделать вертеп?

 -Чтобы в многодетной семье дети не растаскивали его…

 -Нет. Для того, чтобы его можно было взять и организовать.

 -Ну, это надо поехать на выездной семинар. Там три дня работаешь только над вертепом. Ты отвлечен от семейных дел, от других забот-хлопот. И это хороший звонок успеха в этом деле. За три дня будет сделан вертеп и куклы. Потом, есть традиционный вертепный театр.

 -А что это такое? Пожалуйста, расскажите поподробнее.

 -Традиционный вертепный театр - это такой ящик, достаточно большой, и куклы. В этом ящике куклы показывают кукольное представление, говорящие о событии рождения Господа нашего Иисуса Христа. На самом деле корнями эта традиция уходит глубоко-глубоко, далеко-далеко. И уходит она в Европу. Именно из Европы через Польшу, через Украину она пришла в Россию. И в XIX веке была очень популярна. И через город она проникла в деревенскую среду, и вертепщики, как христославы, ходили вместе со звездой и с вертепным ящиком по домам, пели рождественские песнопения. Заходили в дом и показывали вертепное представление.

 -Татьяна, вот Юлия зря рассказывает так про свой вертеп. В прошлое Рождество у нее все прекрасно стояло на подоконнике, я сама была тому свидетелем.

 -Это было все очень маленькое…

 -Наши дети, например, разыгрывают сцены. Просто один представляет одно животное, другой- другое. Это называется вертепный театр? Или как-то по -другому это выглядит?

 -Ну, есть традиционно сложившийся сценарий. Здесь имеет значение специфика именно славянского языка. Там это четко прослеживается. Это уже не та обыденная речь, которой мы пользуемся в обиходе, не тот язык, на котором мы говорим. А это старославянский язык. И, конечно, если в чистом виде это представление детям- да и взрослым тоже- показывать, то оно многим может быть даже и непонятно. Но вот данный семинар, который мы проводим, он тоже является авторским. Сценарий упрощен, но сохранен стиль старославянского языка. При этом многие сложные для понимания обороты исключены. Вертепные театры были двухъярусные, трехъярусные. Верхнее царство -это обычно небесное царство, где размещается Святое семейство. Нижнее - это царство Ирода. Там разыгрывается сцена с Иродом.

Все это сопровождается традиционными рождественскими песнопениями. Все это происходит при свечах. Такая вот мистерия.

 -А можно мы к вам в гости придем?

 -Приходите, пожалуйста.

 -Хочется к кому-то в гости прийти. Самим не делать, а посмотреть при свечах.

 -Ну, пожалуйста. У нас тут даже родилась идея, чтобы принимать какие-то заказы, ходить по домам и показывать это.

 -Прекрасная идея. Света, давай выступай продюсерским центром.

 -Это в выездном трехдневном семинаре.

 -Вместо деда Мороза.

 -А из чего делаются куклы?

 - Куклы делаются на палочке. Потому что они водятся. Такая конструкция на палочке, а сверху из какой-нибудь ветоши, ваты формируется круглая головка, которая закрывается кусочком ткани. Определенным способом одевается на эту палочку, и дальше из лоскутков ткани уже делается платье, рукава. Они достаточно просты и условны.

Сам вертеп делался из дерева. В данном случае у нас упрощенный вариант. Потому что в натуральном виде он очень большой, очень громоздкий. Для него нужно иметь большую машину, чтобы его куда-то перевозить. А здесь он упрощен. Его упростили, насколько это возможно. Это маленькая картонная коробочка, которая обклеивается красивыми тканями. И в этой картонной коробочке разыгрывается представление. Помимо того, что мы сделаем сам этот вертеп из картонной коробки, мы сделаем к нему кукол. Потом по предложенному сценарию у нас будет практикум по разыгрыванию и по исполнению рождественских песнопений.

 -А как вы относитесь к перчаточным куклам? Были ли они вообще раньше на Руси?

 -Ну, Петрушка…

 -Да, конечно, Петрушка.

 -Это тоже традиционный кукольный спектакль. Кукла сама по себе перчаточная. Если честно, то я по таким театрам, таким спектаклям я не специалист. Поэтому давать какие-то комментарии, говорить на эту тему не берусь. Я как бы глубоко это тему ни изучала, с ней знакома поверхностно, поэтому говорить об этом не буду.

 -Татьяна, а мне хочется сейчас обратить внимание на вашу семью. Вот, расскажите. Я все время задаю такие вопросы. Каверзные немного. Вот, жила -была девочка Таня. Училась она себе в школе и думала: как я хочу пятерых детей. Да?

 -Я почему-то всегда говорила: у меня будет трое детей.

 -Так. От момента, когда говорила, до момента, как это все произошло, что было и почему?

 -Что было?

 -Это было недавно, Тань.

 -Это было недавно. Да. Но моя многодетность, появление многих детей очень поспособствовало тому, что я пришла в свое время к вере. Православной вере. И я поняла, что выбрала для себя ценности, самые важные - семья, дети. И поэтому как-то естественно, что многодетность стала для меня желанной. И пониманием, что это вот и есть истинное счастье.

 -Расскажите нам о своих детках. Сколько им сейчас лет?

 -У меня все дочери.

 -Ух, ты…

 -Младшей скоро будет пять, старшей- двенадцать. Куклами занимаются не все. Ну, у нас все так или иначе пользовались рукотворными игрушками. Папа делал им избушки, дворцы из картона. Мы их сами раскрашивали. Из теста лепили посуду, тоже раскрашивали ее вместе с детьми. Я им всем делала кукол тряпичных. Покупных игрушек у нас самый минимум. Это деревянные хорошие игрушки, традиционные.

 -Пришли бабушки, подарили Барби. Что делать?

 -У нас бабушки относятся с пониманием. Мы прямо сказали, что в такие игрушки не играем. А если дарил кто-то из знакомых, то мы просто объясняли детям: ну, ты посмотри, что это за образ?

 -А вот я хуже спрошу. Не бабушки, а все подружки школьные и в детском садике играют в Барби, носят кукол из магазина с собой в детский сад. Да ведь и там тоже соответственные игрушки. И ребенок видит это. И она говорит: а вот у Маши, у Даши, у Оли, у Кати вон какие куклы. А я почему без них?

 -У большинства современных людей, детей нет альтернативы. Им эту Барби практически нечем заменить. Потому что многие родители даже не имеют представление о традиционной кукле.

И еще я заметила один момент. Даже когда ребенку подаришь такую куклу, то очень много зависит от родителей. Если родители сами понимают ценность таких игрушек, то ребенок интуитивно это улавливает. Отношение самих родителей к этим игрушкам- оно тоже передается и играет большую роль. А если родители говорят: да что это такое? Это же непонятно что. То, соответственно, и ребенок к таким игрушкам относится точно также. У моих детей, слава Богу, была альтернатива. У них были другие игрушки. У старших даже такой вопрос не возникал. Но сейчас- то старшей уже двенадцать лет. Она куклами уже не очень интересуется. Но вот было время, когда все эти новомодные игрушки были популярны в классе, и я даже ее спрашивала: а тебе не хочется такую игрушку? И она говорила: нет, мам. Мне не нравится. Единственное -у меня вторая по старшинству дочка, у нее был момент такой, что да, ей это нравилось. То, что это у всех. У Даши, у Маши, как вы говорите. И я поняла, что ей нравится что-то вот более яркое, с украшениями. Ну, я, соответственно, постаралась создать ей такую царевну с бусами, чтобы она чем-то отличалась. Чтобы не просто в платочке была, а в сапожках с бусами, как-то постаралась дать ей то, что ее душа просит.

 -А мне вот что интересно.  В принципе, куклы в традиции воспитания девочек- это целый пласт культуры, который, по сути, готовит девочек к будущему материнству. А что вырастает из девочек? Вот подростки, которые играли в куклы, когда они становятся постарше, они кто? Вот ваша дочка после кукол- она на что сейчас перешла? Потому что сейчас вот девочки- это Барби и Винсы, потом подростки: планшеты, ноутбуки. А что происходит с вашими детьми, когда они становятся подростками?

 -Ну, у меня подросток пока только одна девочка. Сейчас она свое время и внимание заостряет в основном на учебе. Мы ей объясняем, что ты уже отроковица. Твоя основная задача- это учиться. Чтобы потом быть полезной, что-то уметь, что-то знать. Но, конечно, тоже бывают искушения. И компьютер, даже не столько игры. К играм ни у кого из наших детей нет пристрастия. Но вот пообщаться с кем-то в контактах…. Ну, тут просто с ребенком надо постоянно разговаривать, постоянно надо находиться с ним в диалоге. Причем не только путем каких-то запретов. Иногда, конечно, строго приходится поступать, но просто путем объяснений: «Вот ты впустую время потратила, а могла бы какую-то тему по истории новую узнать». И ребенок это слышит и впитывает. И потом она мне еще очень помогает с детьми. Я очень ей благодарна. Потому что она замечательно справляется со своими младшими сестрами. Может их организовать. Заботится о них.

 -То- есть, замечательная старшая сестра- это здорово.

 -А папа нацелен на мальчика?

 -Ну, это как Бог даст. Конечно, хочется мальчика.

 -Конечно, хочется.

 -Я помню, как мне хотелось девочку, когда было уже четыре мальчика. И я просила: ну, Господи, дай девочку, я уже не могу видеть мальчиков. Уж не знаю, почему так, вроде и радость, конечно, здорово пять девчонок, но почему-то…

 -У кого мальчики, хочется девочек. А у кого девочки, хочется мальчиков. Муж, конечно, говорит: хорошо бы мальчика, но и девочки -тоже неплохо. Мне, конечно, сына хочется.

 -Давайте вернемся к теме кукол. Татьяна, есть ли какая-то кукла на Руси рождественская или что-то ближе к Рождеству? Что-то делали, какие-то игрушки? Или это зимняя кукла?

 -В тулупчике…

 -Ну, знаете, как таковых, прямо чтобы зимняя кукла- таких нет и не было. Могли бы, конечно, сделать. Но ведь опять же- делали из чего? Из подручных материалов. Вот, что есть, из того и делали. Иногда могли просто взять деревянную ложку, которой только что кушали, прикрепить ей сзади в лунку клубок ниток, сверху завязать платочек, присборить ткань и сделать юбочку- и вот уже кукла готова. Дали ребенку: вот ляля, посмотри. Ребенок с лялей поиграл, надоело, бросил. Все, куклу разобрали, и ложка снова вернулась на свое место.

Из платка точно так же, как бабушки.  Иногда смотришь- до сих пор бабушка делает эту куклу своими старенькими руками, но все-таки, видимо, эта память, она есть, они помнят. Заплакал ребенок, она сняла платок, сделала из него то зайчика, то котика, то ворону, то птичку. Ой, птичка полетела, полетела. Ребенок тоже отвлекся, расстройство у него тоже прошло. Он наигрался, бросил, бабушка развязала, опять платок вернулся на свое место, а ребенок утешился.

 А в зимней одежде? Ну, был у бабушки или у мамы кусочек, специально же не шли в магазин и не покупали ткань на куклу. Был какой-то кусочек теплого платочка, из него и делали. Сейчас уже мастера художники они делают авторские куклы. Она полностью сделана при помощи традиционных приемов. Она демонстрирует традиционный образ. Они уже делают кукол в зимней одежде, в летней одежде.

 Ну, считается еще из традиционных рождественских кукол- это ангел. Ангелов делали нескольких видов. Есть новгородский ангелочек, есть еще ангелочек, такая конструкция, которая повсеместно была распространена. Их делали и дарили.

 -Это я умею делать…

 -Ну, вот, для чего ты спросила? Чтобы похвастаться?

 -Не-нет-нет. Я даже забыла уже, что я умею делать этих ангелочков. Пока детки были маленькие, мы делали их постоянно. Но вот что-то мы забыли.

 -Мне кажется можно   из слоеного теста, можно из пластилина, можно вырезать. Потом сейчас, действительно, есть масса всяких возможностей. Просто всяких.

 -Понимаешь, Юль, есть такая вещь, например, как развитие воображения. Вот мы с Ксюшей,  моей старшей дочкой, ей тоже будет двенадцать лет, ездили много в метро, когда ей был годик, два годика. И лучшая игрушка у нас была- это платок. Мы возили с собой в метро в кармане этот платок. У нас были и зайцы- целые истории про них, и кукол мы вертели, и несколько представлений у нас было, пока мы несколько станций в метро ехали. Самая любимая игрушка была у нас в то время. Просто обычный платок. Поэтому, может быть, у меня ребенок такой умный.

 -Нет, на самом деле. Это так развивает воображение! Вот, обычный платок. И тут раз -он превратился в зайчика, превратился в птичку. Или какая-то ложка стала куклой. Это, действительно, очень способствует развитию воображения у ребенка. Развитию именно творческого потенциала, творческого начала. И он уже на окружающие его вещи смотрит совершенно другими глазами.

Палочка- это уже не просто палочка. Если ее нарядить, то она станет куклой.

 -Я напомню, что мы сегодня работаем в прямом эфире, и мы очень ждем ваших звонков. А я задам такой вопрос. А что? Простые куклы, которые сейчас продаются, миленькие, хорошенькие пупсики, которые кушают, сосут бутылки, плачут, разговаривают, писают. Ну почему в них-то плохо играть? Это не Барби, это не искаженные какие-то непонятные образы…

 -Это почти натуральные младенцы.

 -Да я вот тоже хотела сказать, что практически натуральные младенцы.

 -Да в том то и дело, что в кукле, особенно в традиционной кукле, оно все условно. И эта условность в кукле должна быть. Ведь кукла- она все-таки не человек, и вот ее уподобление человеку- я считаю и не только я считаю. Я опираюсь на мнение и духовных лиц, и педагогов, и психологов- оно вредно, не нужно это уподобление, когда куклу пытаются уподобить человеку.

 -Я вот читала по этому поводу, часто делают рукотворных кукол без лиц, чтобы ребенок сам придумывал выражение лица при игре. Что даже такие традиции есть.

 -Да. Я даже расскажу такую историю: одна из моих первых кукол была без лица. Я дала ее девочкам. У нас на кухне стоял диван. Стою готовлю, приходят девочки с этой куклой, кладут ее на диван и одна говорит: тише, кукла спит, а другая отвечает: нет, она не спит. Нет, говорит, спит. Посмотри, у нее глаза закрыты, а кукла я напомню без лица, другая отвечает: ты что? Нет, у нее глаза открыты. Она не спит. Вот. Кукла без лица. То есть если ребенку грустно, то и кукла с ним грустит, если ребенку радостно, то и кукла с ним радуется.

Но приходит момент, это когда дети маленькие подрастают и уже хотят видеть у куклы личико. Там тоже существуют традиционные способы вышивания лица. Такие условные, очень приятные, ненавязчивые. А еще по поводу вот этих пупсов, которые кушают, писают…Ну, ребенку не остается места для фантазии, ему не надо ничего придумывать самому. За него уже все продумано и сделано.

 -Да. Скажите, а если у вас какие-то занятия для школьников? Или для детей помладше?

 -Нет. У нас нет. Мы только обучаем педагогов. Я говорю педагогам, что у вас педагогическое образование. Вы знаете педагогические приемы. Вы знаете педагогические особенности детей каждого возраста, с которым вы работаете. И ваша задача- этот материал адаптировать для детей той возрастной группы, с которой вы работаете. Это уже задача педагогов, которые приходят к нам, задача мам, которые знают своих деток.

Я очень рада, что к нам приходят многодетные мамочки, беременные мамочки. Потом делают этих кукол своим детям, своим крестницам в подарок. С такой любовью все это делается!

 -А бабушки приходят?

 -И бабушки приходят. Да. Приходят бабушки, которые для внучек хотят сделать. Приходят бабушки, даже одинокие, которые в этом находят некую отдушину.

 -А расскажите, эти занятия двухлетние, они платные?

- Да. Занятия у нас платные. Потому что мы хоть и общественная организация, но не бюджетная. И средств нам из бюджета никаких не выделяется. Тогда как на оплату каких-то расходов, на оплату преподавательского труда нужны деньги.

 -А вы не пробовали использовать грантовские средства? Мне кажется, что это очень интересное направление, которое можно было бы развивать именно в таком формате…Вот я с удовольствием сходила бы с ребенком. Чтобы вырвать меня из дома, посадить и делать кукол. То- есть, такого плана. Не просто для родителей, не просто для педагогов, не просто там для детей. А именно как совместное творчество. Потому что дома я заранее знаю, я сяду. Придет Сережа и спросит: почему ты не папа? Придет папа и скажет: ты задавал мне это вопрос 105 раз. Придет Леша, скажет: я сделал английский, который я не сделал, и дальше- по списку. И тут вопрос в том, чтобы взять девочек и поехать. И там вот что-то поделать. Может быть, сделать это в формате семинара, может быть в формате праздника. В Коломенском, например. Вас приглашают на такие праздники?

 -Да. Нас приглашают на такие праздники, фестивали. Вот проводится-я сейчас не вспомню место, это Дом культуры где-то на Волгоградском проспекте. Метро я сейчас не помню.

 -Какое-нибудь Кузьминки, наверное.

 -Фольклорный коллектив, ансамбль Россияночка, который существует уже  много лет. Это заслуженный ансамбль. И они ведут еще, у них фольклорная студия, и они занимались с детьми. И вот они в прошлом году организовывали фестиваль фольклорных коллективов. И в рамках этого фестиваля приглашали нас для проведения мастер-класса. Потом когда какие-то подворья, храмы устраивают. Но в основном это в пасхальные дни устраивают гуляния, ярмарки. Нас тоже приглашают. Как с ярмарочной продукцией, так и с проведением мастер-класса.

Ну вот когда нас приглашают, мы и с мамами и с детьми занимаемся. Просто для детей программа другая должна быть. Она должна составляться с учетом особенностей детского возраста, так же как и для мам с детьми. Вот. Это все надо учитывать.

 -А ваши дети, ваши девочки, они рассуждают о том, что вот я вырасту, буду мамой там пяти детей? Или мамой одного ребенка? Мне Коля сказал, что у него будет восемь детей.

 -У меня у Ксении будет десять…

 -Отлично.

 -У меня старшая дочка, она пока как-то даже…

 -Вообще не хочет детей…

 -Нет. Ну не то, чтобы не хочет. Ну, вот двух, наверное. Но вообще у нее все так меняется! Те, которые помладше, хотят. Причем кто-то хочет только мальчиков.

 -Ну да. У них еще не было опыта общения с мальчиками.

 -А я бы хотела задать вопрос от тех наших мам, которые слушают нас, но находятся не в Москве. И не имеют возможности прийти на ваши семинары. Вот, растут у них девочки. Куклы есть самые обычные, покупные. Что делать? Где взять? Где найти? Может быть, у вас в интернете есть мастер-класс? Или что-то выложено где-то. К кому обратиться, куда бежать? Как вообще найти какую-то информацию по куклам? Или достаточно сходить в музей, посмотреть вместе с детьми?

 -Прежде, чем вы будете отвечать, я хочу дать нашим радиослушателям возможность задать еще один вопрос. А потом будете сразу уже отвечать на два вопроса.

 -Добрый вечер. Вы в эфире. Как вас зовут?

 -Меня зовут Лидия.

 -Очень приятно.

 -Добрый вечер, дорогие мамочки. Спасибо вам за передачу. А я инвалид по зрению. Вот скажите, пожалуйста, смогу ли я сделать куклу из платка?

-Я думаю, что да. Есть же простейшие модели кукол, которые делаются из платочка. Нужна круглая основа, как моток ниток. То -есть, можно ее составить из чего-то…

 -Ну, просто взять клубочек ниток…

 -Или намотать нитки в клубок.

 -Сверху надевается платок, стягивается под этим клубочком, как шейка делается. И по бокам платок загибается, как ручки. И перетягивается тоже ниточками. Я думаю, что такую самую простейшую куклу может изготовить даже слабовидящий человек и даже женщина, которая вообще не умеет шить. Или чей-нибудь папа. Который вдруг решит сделать маленькой дочке такой сюрприз.

 -Тем более что кукол из платков много. Разных конструкций, разновидностей. Есть даже не платочные куклы, достаточно простые. Самое главное желание иметь, усердие. И все можно будет сделать.

 -Причем это не обязательно шить. Можно это все завязывать шнурочками, узелками.

 -Очень большое количество кукол и большое разнообразие конструкций. Кукол с ручками, с ножками, с волосами, с косой до пят, в пышном сарафане, которые делаются полностью бесшовным способом.

 -Семинары в интернете. Вы не думали об этом?

 -Я думала об этом. Я на эту тему активно думаю, но приходится вести занятия, вести подготовку, организовывать дополнительные занятия, семинары. Организационная работа занимает много времени, пока просто не хватает на это. А вообще, конечно, такие мысли есть, и сделать это нужно обязательно.

 -Действительно, потому что мамочки, которые живут не в Москве, а где-то там далеко…. Более того они могут жить в Америке, в Италии, в Австралии. И пишут они нам, и рассказывают…

 -К нам из Финляндии женщина приезжает.

 -Вот…

 -К нам на семинар приезжают из Архангельской области, из Самары, из Перми.

 -Татьяна,  оставьте, пожалуйста, ваши координаты. Как вас найти.

 -Как называется, может быть, ваш сайт? Или адрес, или телефон.

 -У нас сайт есть, но он пока в разработке. У нас есть группа в Контакте, которая так и называется. Есть  сообщество, которое называется «Центр национальной культуры имени императрицы Александры Федоровны». Есть группа «Культура рукотворной игрушки». Соответственно, уже дальше по ссылкам. Есть другой семинар, это уже другая группа.

 -Я знаю, что еще в фейсбуке у вас есть группа.

 -Да. И в фейсбуке у нас есть группа рукотворной игрушки. И по телефону можно позвонить.

 -И адрес.

 -Занятия сейчас у нас проходят по адресу: улица маршала Соколовского, дом 13. Это семь минут пешком от метро Октябрьское поле.

 -То –есть, в принципе достаточно близко. Можно доехать. А записаться можно предварительно по телефону?

 -Можно, да.

-Семейные традиции крайне важны для детей. Благодаря им сохраняется связь между поколениями и теплые отношения между повзрослевшими детьми и их родителями. Сегодня мы в нашей студии принимали Татьяну Олеговну Лескову, председателя совета Центра традиционной культуры императрицы Александры Федоровны.

 -Спасибо, Татьяна. Здоровья и помощи божией вам и вашим детям, ну, и сына.

 -Спасибо.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+