Перейти к основному содержанию

11:27 27.11.2021

Увидимся ли мы на Страшном Суде Божьем с теми, кто встречался нам в земной жизни?

21.03.2016 08:25:16

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/03/12/21-00.html

А.Березовский: - Добрый вечер, дорогие слушатели! Вот, сразу  вопрос:

- Батюшка, поясните, пожалуйста, слова: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». А как Господь отверзает нам двери покаяния?

Д.Смирнов: - Дверь, в данном случае -  очень хороший образ. Покаяние должно открыться и раскрыться в человеке. Господь Сам о Себе говорит: Я есть дверь. Т.е. мы через Христа приходим к Отцу небесному, в царствие Божие. Так же и покаяние. Человек должен через эту дверь увидеть свои грехи, свои недостоинства перед Богом. И опять же, через эту дверь, через Евангелие -  увидеть возможность своего исцеления от греха.

А.Березовский: - Господь дал человеку всё, чтобы увидеть и получить помощь Божью в этом исправлении.

Д.Смирнов: - Да, более того, вот видим даже по сегодняшнему Евангелию, с какой любовью Господь отнесся к Марии. Зная о её переживаниях, которые по -  человечески понятны, но, с точки зрения здравого смысла  -  он здесь отсутствовал. О чём плакать, если Христос воскрес? И Он навстречу ей посылает двух ангелов, и они сидят у места, где лежало тело Иисуса.

А.Березовский: - Многие люди желают покаяния, но не все его достигают. А в чём причина?

Д.Смирнов: - Большинство людей, к сожалению, не понимают, что такое покаяние. Потому что в нашем обычном, современном лексиконе такого слова нет.

А.Березовский: - Есть раскаяние.

Д.Смирнов: - Раскаяние еще более - менее звучит. Но раскаяние - это совершенный процесс покаяния. Т.е. покаяние свершилось. А ведь покаяние - это не есть исправление какой-то ошибки. Купил булочку -  а она оказалась с творогом, вот  человек и приносит покаяние.  Ему же нужно совсем другое - изменить направление своей жизни. Потому что направление жизни обычного человека  - это преисподняя. Это следование своим страстям. Вот, мне осуждается -  и я осуждаю, потому что мне не нравится то, то, то и  то. Мне не нравится вот этот человек, мне не нравится, как он говорит, мне не нравится его образ жизни, и т.д. И вот человек, какие страсти его в данный момент обуревают -  так, следуя этим страстям, он и проживает данный отрезок своей жизни. А покаяние  - это совсем другое. Ему нужно увидеть, что это противоречит воле Божией и полностью исправиться. Например, полюбить грешника как самого себя.

А.Березовский: - А что должен сделать человек на пути к этой любви?

Д.Смирнов: - Он должен выполнять то, что сказано. Например, нужно не проклинать того человека, который тебя проклинает: «Сам будь проклят». Ты дурак! -  Сам дурак.  Т.е. вот так ведут себя дети в детском саду, которым ещё не объяснили, как надо. Но можешь объяснять, сколько угодно.  Пока ребенок сам не поймет, что это противоречит замыслу Божьему о человеке -  он так и будет себя вести. Если из уважения к взрослому он при нем не будет ругаться скверными словами - то когда это наблюдение закончится, он вернется к старому. А если человек поймет, что это грех против Бога, и что злоречивый царствие Божие не наследует -  если ему нужно это царствие Божие, он ругаться перестанет.  Через покаяние Господь не только вразумляет человека, но даже помогает ему сдержаться, если этот  человек сам обратится к Богу за помощью.

А.Березовский: - Т.е. сам человек, даже если захочет перестать -  у него это может не получиться.

Д.Смирнов: - Не всякий грех. Какие-то простые.  Бросить курить усилием воли  - это может каждый человек. И даже не ругаться вслух. Но как очистить свою голову настолько, чтобы там эти слова даже не рождались? Только с помощью Божьей.

А.Березовский: - Т.е. нельзя останавливаться на том, что я перестал ругаться вслух, а уж что у меня в голове  - это никого не касается.

Д.Смирнов: - Да нет, касается, потому что Господь смотрит не только на то, какие звуки человек издает, а что у него в сердце. Даже если ещё не дошло до головы. Потому что процесс такой: грех возникает в сердце, потом формируется в голове, а потом выплескивается через речь. Господь смотрит прямо в сердце.

- Объясните, пожалуйста, из Библии, Быт 3, 15: «И вражду положу между тобою и женою, и между семенем твоим и  семеним её. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Кто будет поражен в голову и кто будет ужален в пяту?

Д.Смирнов: - Имеется в виду дьявол, который будет уязвлять человека. Если человек будет даже  изворачиваться, он все-таки найдет такое место, чтобы  ужалить. А вражда -  имеется в виду между самим дьяволом  - и родившимся от Жены Христом. И речь идет об этой вражде. Позже Ф.М. Достоевский сказал, что в мире дьявол борется с Христом. И поле битвы  - сердце человека.

А.Березовский: - Как хочется, чтобы Христос победил в этой битве!

Д.Смирнов: - Он сам сказал: мужайтесь, Я победил мир. И в этой борьбе Он победит, и мы это знаем.  Человечество поклонится антихристу. Вроде бы все: он пришел к власти, все свершилось, сколько людей, сколько денег на это угроблено! Но  всего три с половиной года -  и конец этому безобразию.

А.Березовский: - Но как Христу победить сердце человека?

Д.Смирнов: - Никак, если только человек не покается. А что такое «покается»? Это значит: он должен  встать на сторону Христа. Те, кто не встанут  - они с антихристом. Все как один пойдут в муку вечную.

А.Березовский: - Протестанты говорят: ты верь во Христа  - и твоё спасение уже совершено.

Д.Смирнов: - Совершенно верно, но спасены в надежде. Потому что вера без христианских дел мертва.

А.Березовский: - И вот, у нас масса верующих людей, живущих несколько странно.

Д.Смирнов: - Не несколько, а прямо противоположно тому, что предписывает вера.

- Добрый вечер, отец Дмитрий и отец Александр! Я уже в преклонном возрасте, никак не могу простить нашему тирану, больше чем разбойнику -  нашему зверю, вы знаете, о ком я говорю -  о Сталине.   Никак не могу простить пережитое. Понимаете, все меня сердце не слушается. Хочется простить -  а я не знаю, как простить. Все пережитое -  вы знаете, сколько он убил народа, до самой смерти расстреливал. Из лагеря не хотели возвращаться, потому что знали, что он в лучшем случае отправит на Северный полюс. Папа мой попал в концлагерь. Он издал указ, чтоб застреливались, чтоб не сдавались  в плен. Оружия не было первые три месяца, оружие дали, винтовок не хватало. Это война, это мне мама рассказывала. А я жила в детстве в деревне, там оставались дети мал мала меньше. Вы знаете, по сколько детей было в семьях: по 6, по 8, по 12 человек. Все голодные, он до такой степени налагал налоги, с каждого кустика накладывал налог. Мы даже не знали вкуса смородины или яблочка. Умирали как мухи. Мамы наши, все женщины работали хуже, чем при  крепостном праве, с утра до вечера, от зари до зари, за палочку, как говорится, а платить было нечем. Во времена  крепостного права хотя бы кормили, а здесь никого не кормили, он до последних дней своих всех расстреливал, все старался уничтожить. Вы знаете, отец Дмитрий, сколько погубил людей!

Д.Смирнов: - Да нет, я, конечно, всё это знаю, и даже в вашем перечислении содержатся некоторые неточности. Например, вы говорите: при крепостном праве кормили. При крепостном праве крестьяне сами себя кормили, никто их не кормил. Поэтому я знаю эту ситуацию лучше. По  этому поводу книги читал. Один мой знакомый давеча прислал мне ко дню рождению два подарочка. Один из них на эту тему. Я с большим интересом прочел, там оригинальные мысли изложены. Я, когда родился -  Сталин был еще жив, но такого вопроса: простить -  не простить передо мной не стоит. Потому что такое же отношение и к Наполеону Бонапарту, который в Новодевичьем монастыре взорвал храм. Мало ли, что бывало в истории, какие злодеяния! Что это натуральное злодейство, это и так ясно. Это же трагедия не ваша, а вашей мамы, ваших дедушки и бабушки. Этот вопрос стоял перед ними, когда они были живы. Мы рассматриваем его как персонаж истории. В нашей русской истории была такая отчаянная страница, когда бандиты захватили власть. Никто их не выбирал, они захватили и устроили то, что было. Тут не идет речь о том, как если бы он был на суде, а мы были бы присяжные. От того, что мы что -то простим, что - то не простим – ничего уже не изменится. Все они лежат на дне преисподней. Мы никак не повлияем ни своим прощением, ни своим непрощением на их загробную участь. Участь их решена ими самими. Каждый человек решает сам свою судьбу в вечности. Когда Господь говорил о прощении, Он говорил не о каком-то историческом прощении, или ещё бывают глупости такие -  историческом примирении, это всё демагогия. Речь идет вот о чём. Если обвесили на рынке -  не надо себе резать печень от  обиды на торгаша, который взял лишние 50 рублей. Как раньше у нас говорили: да Бог с ним. Потому что мне состояние моего сердца гораздо дороже. Вот о каком прощении идет речь. А так -  пожалуйста, а Стенька Разин? а Емельян Пугачёв? а Иван Болотников? -  да мало ли бандитов было! Что, мы сейчас будем прощать Емельку Пугачева? Это совсем не наше дело, зачем вперять в них свой взор, когда они все давно в преисподней?    

А.Березовский: -Батюшка, человеку тоже не хочется пойти в преисподнюю с обидой на них. 

Д.Смирнов: - А я не понимаю, откуда она эта обида?

А.Березовский: - Воспоминание того, как было тяжело родителям

Д.Смирнов: - Воспоминание  - да, есть, конечно, это воспоминание. Но можно жить, потому что мы вступаем в веселое время поста, и за ним нас ждет Пасха. А перед этим еще Вход Господень в Иерусалим и Благовещенье. Можно этим жить, а можно жить, переживая всё время злодейства бандитов. Бог всё видит. Он сказал:  «Мне отмщение, и аз воздам». Господь всем воздаст.

А.Березовский: - Приводи на ум себе другие мысли.

Д.Смирнов: - Пасху Христову. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Христианин живет Пасхой, а не злодейством каких-то уродов, рябых, сухоруких, усатых. Это удел историков, учителей. Мы-то благополучно миновали. Я когда в детский сад ходил -  уже другие персонажи пришли.

- Добрый вечер. Благодарю вас, что вы нас выслушиваете. Я мама и бабушка. Мой сын уже взрослый, женился, двое деток. Живем  под одной крышей, нет возможности разъехаться. Он ругается матом в присутствии детей, кричит, травмирует их психику и проклинает свою мать, которая вынуждена помогать детям, обеспечивать, кормить их, потому что он не работает. И проклинает свою мать при этом. Что ожидает этого сына, и действует ли проклятие детей на мать? И что делать матери?

Д.Смирнов: - Понимаете, проклятие -  это же не магия. А то, что человек ругается и мать проклинает -  это говорит о состоянии его души.  Он находится в аду, и в этот ад плавно перетечет его душа. А что нет возможности? - так не бывает. Потому что если захотели бы -  всё бы поменяли. Существуют разводы, переезды в другой город, варианты всякие есть.

А.Березовский: - Т.е. с таким человеком под одной крышей оставаться не стоит?

Д.Смирнов: - А зачем? Такой простой вопрос: зачем?

А.Березовский: - Некоторые говорят: а мне его жалко.

Д.Смирнов: - Хорошо, а детей?

А.Березовский: - Детей тоже жалко.

Д.Смирнов: - Мы  - то уже все старики помрём, а как дети? Жалко -  это хорошее качество, очень правильное. Тогда сдай детей в детский дом или найди им приемную семью, и оставайся с ним и жалей его. Пожалуйста, такой вариант.

А.Березовский: Вот еще вопрос.

 - Начиная с 10-го класса, меня борет безрассветная тоска и уныние. Если стараюсь молиться, то состояние ещё больше ухудшается. Бывает так плохо, что, кажется, я схожу с ума. Иногда это состояние проходит, но это происходит очень редко. Что мне делать, как выйти из этого?

Д.Смирнов: - Сначала к доктору, посоветоваться, сказать: доктор, нет ли у меня депрессии? Если он скажет: есть - то начать лечится. Если нет -  тогда идти к священнику, и он скажет, что делать.

А.Березовский: - Т.е. обследоваться для начала.

Д.Смирнов: - Да. Тем более, видишь -  периодами. Если эти периоды -  весна и осень, то это точно надо к доктору.

- Добрый вечер, батюшки. У меня вопрос. Написано, что неверующий муж спасается верующей женой. А на Страшном Суде каждый сам за себя ответит. Как же это будет?

Д.Смирнов: - Отлично будет. Если он успеет, прежде чем оказаться на Страшном Суде, уверовать в Пресвятую Троицу, Господа нашего Иисуса Христа под влиянием своей жены. А если не успеет -  то нет, тут уж всё поврозь пойдет. Одни  - в царство небесное, другие  - в муку вечную.

А.Березовский: - Батюшка, вот тут случай был.

- Одна женщина подходит ко мне и говорит: Папа тяжело болел, мы пригласили священника, он его пособоровал, причастил в субботу, а в воскресенье папа покончил жизнь самоубийством. Что теперь с ним, как он? Вроде бы человек согласился, принял таинство?

Д.Смирнов: - Нет, всё же зависит от мотивации

А.Березовский: - Теперь не спросишь.

Д.Смирнов: - Да нет, но можно спросить у них: почему, как ты думаешь?

А.Березовский: - Тяжелая стадия рака, может быть, не выдержал болей. Хотя, говорят, всё лечение ему давалось.

Д.Смирнов: - Что значит: не выдержал боли? Дают же обезболивающие. Сейчас даже новый закон вышел    по этому поводу.

А.Березовский: - Да, но всё равно он принял такое решение. И вот, казалось бы, укрепился человек….

Д.Смирнов: - Тут же речь идет о том, что согласился. Он мог согласиться на это, как на некую пилюлю.

А.Березовский: - В надежде, что сейчас станет легче.

Д.Смирнов: - Да. У меня был случай. Пригласила цыганская семья бабушку причастить. Ну, я, естественно, пошел, причастил.  Думал, что как цыгане -  они верующие. Они в какой стране живут -  ту веру и принимают. А потом та женщина, которая за мной ходила, говорит: если поможете, мы с вами потом расплатимся. Я говорю: да мне ничего не надо. Т.е. они относятся к этому как к какому-то лекарству, т.е. веры на самом деле нет. Так же и здесь, может, такой же  случай. Ведь думают так: вот, надо причастить, пособоровать, если человек неверующий.

А.Березовский: - Но обычно задают же вопрос: что мы можем сделать? Человек при смерти, в Церковь не ходил, в Бога не верил.

Д.Смирнов: - А вы спросите: в Бога верует?

А.Березовский: - Не знаю.

Д.Смирнов: - Не знаешь? -  спроси. Вот мой телефон, позвони. Задай три вопроса: Веруешь ли в Пресвятую Троицу -  Отца и Сына и Святаго Духа? Хочешь ли быть после смерти со Христом? Хочешь ли покаяться в своих грехах? Вот три вопроса. Если да -  то я собираюсь, иду. Если нет, или не знаю, авось поможет -   тогда   молебен о здравии. Всё очень просто.

А.Березовский: - Хочется помочь человеку, а он не идет навстречу.

Д.Смирнов: - Ну, опять. Помочь человеку -  но сказано: не давайте святыни псам. Собака заболела, многие плачут годами по умершей собаке. Никому же в голову не приходит её причащать! Так же и человек, который не верует.  Он ничего не понимает.

- Отец Дмитрий, добрый вечер. Это из Москвы, Анна. Что такое мирная жертва? Она существовала и в древности. И как она выражается сейчас?

Д.Смирнов: - Это имеется в виду Божественная литургия. Запомнили?

А.Березовский:

- После греха прелюбодеяния меня мучит совесть. Каюсь, сожалею, но чувство вины не проходит. Что мне делать?

Д.Смирнов: - Нужно сотворить плоды покаяния. Пойти в Церковь к священнику, побеседовать, что он посоветует. Потому что тут же не у кого спросить. Всё поддается исследованию. Каждому заболеванию есть свой пластырь.

А.Березовский: - Будет ли готовность идти этим путем?

Д.Смирнов: - Если человек испытывает скорбь за грехи. Во – первых, это хорошо, а с другой стороны  - всегда можно помочь.

А.Березовский:

- После нашего перехода в вечную жизнь наши ангелы - хранители остаются с нами?

Д.Смирнов: - Про это ничего неизвестно. Но то, что они участвуют в перенесении нашей души на суд Божий -  это точно. Дальше нам ничего не открыто.

А.Березовский:

- Там где мы с сыном живем, нет православной Церкви, практически нет русской общины. Реально ли воспитать ребенка в православном ключе  мне самой? И как быть, если его даже негде окрестить?

Д.Смирнов: - Я не понимаю, зачем жить там, где нет храма? Какая вообще нужда – то? Купил велосипед и поехал туда, где есть храм. Ничего не понимаю. Зачем вообще жить, если нет храма? Какой смысл в такой жизни?

А.Березовский: - Вот, это один из вопросов, батюшка, как раз следующий. Для чего мы живем?

Д.Смирнов: - Как для чего?  Чтобы ходить в храм!

А.Березовский: - Благодарить Бога.

Д.Смирнов: - Высшая форма благодарности -  мирная жертва, Божественная литургия. Кто не причащается, говорил святитель Иннокентий Московский в своей бессмертной книге «Указание пути в царство небесное» -  тот не любит Господа Иисуса Христа. Зачем жить, если не причащаться? Это вообще не жизнь. А просто какое- то глупое времяпрепровождение драгоценного времени, которое нам дано для спасения.

- Добрый вечер, батюшка. Это Ольга из Москвы. Два вопроса. Разве вера  - это не дар Божий? В ежедневной молитве о детях сказано: пожалей детей моих и обрати их на покаяние. Значит, пока Господь не обратит -  никто не покается? Д.Смирнов: - Вера -  это добродетель, это делание христианского сердца.

А.Березовский: - Господь дает семя веры.

Д.Смирнов: - Господь дает обращение. Человек обращается к Богу. Вот, был к нему спиной, обратился лицом. Но дальше уже вступает вера как добродетель. Ведь, чтобы креститься -  человек должен сделать шаг по направлению к храму.

А.Березовский: - Преодолеть все свои сомнения при этом.

Д.Смирнов: - Да. И дальше весь путь -  это добродетель. А не просто: опа  - и я уже богослов, опа  - и я уже митрополит всея Канады. Так ничего не бывает.

А.Березовский: - Вера у всех людей разная.

Д.Смирнов: - И цвет глаз у всех разный.

А.Березовский: - У одних душа -  как дерево, на ветвях  которого небесные птицы находят себе место. А у других -  как тоненький росточек, да  и тот скоро гибнет. От чего это зависит, батюшка?

Д.Смирнов: - От того, как поливают почву, как удобряют, как рыхлят, как обрезают веточки, как убирают гусениц.

- Батюшка, добрый вечер. Меня зовут Нина. Вы только, что говорили, что если не причащаться – это не жизнь. Мне хочется причаститься, но я испытываю неприязнь к одной женщине. Она оскорбила меня. Понимаете, я считаю, что незаслуженно. И хотя бы три слова сказала: прости, ничего этого нет. Можно  ли причащаться в таком состоянии?

Д.Смирнов: - Да нет, конечно. В таком состоянии нельзя. Вольно ж вам из- за таких глупостей злиться! Оскорбила, Господи, помилуй. Прямо убила, нож в спину вставила, Господи, помилуй.

А.Березовский: - Вот, не отпускает.

Д.Смирнов: - Так не отпускает -  оставайся без причастия и погибай. Человек не может сделать усилие.  Женщина сказала сгоряча, по глупости, по злобе, да мало ли почему. Мы сегодня об этом уже говорили. Что, я не могу сатрапа простить, Господи, помилуй? Вот, человек не может простить и сам себя не пускает в царствие небесное. Не хочешь -  не пускай, значит тебе твоя обида дороже Христа Спасителя.

: - Отец Дмитрий, добрый вечер. Раба Божья Елена. Три года как я осталась одна, совсем одинокая, без мамы, без родственников. Вы знаете, такое уныние, просто не могу.

Д.Смирнов: - Вот ты осталась одна, а я? Вот я! А ты с кем вообще говоришь- то?

- Я женщина.

Д.Смирнов: - А я мужчина.

- Вот, никого нет.

Д.Смирнов: - Ну, как никого, а я?  Ты же со мной разговариваешь! А говоришь:  никого нет, я что, дух или леший?

- Нет, ну…

Д.Смирнов: - Если ты одна, то с кем ты разговариваешь? Сама с собой, что ль?

 - Нет.

Д.Смирнов: - Ну, а как же ты говоришь, что ты одна? Нас тут пять человек в студии сидит. Какая ты одна? Мы для тебя стараемся.

: - Дома одна всё время нахожусь, иногда забываюсь. Говорю, что я не одна, сколько в мире людей, у меня не самое худшее положение.

Д.Смирнов: - А чего у тебя плохого-то? Что, у тебя рак 4-ой степени?

- Нет, понимаю, сама себе говорю. Но вы знаете, вот такое нападает на меня иногда, не могу с этим справиться.

Д.Смирнов: - Ты эгоистка, милая моя. Ты пойди куда-нибудь в хоспис, поработай. Или пойди в детский дом уборщицей, погляди, как там люди трудятся, страдают. Или в ближайшую больницу, в неврологическое отделение, где люди лежат после инсультов. Пойди, повыноси горшки за ними, узнаешь, какая ты одна. Эгоистка ты, а не одна. Ты три года сидишь сиднем, и говоришь: я одна. Ишь, какая несчастная! Посмотри, как люди страдают! Как не стыдно!

А.Березовский: - Ну, батюшка, всё познается в сравнении.

Д.Смирнов: - Да. Мы сидим на неё, пашем, а она говорит: я одна. О, как мне обидно! Но я, чтобы мне завтра причаститься, прощаю.

А.Березовский:

- Может ли непрестанная молитва оказаться чрезмерной для человека?

Д.Смирнов: - Сколько угодно. Любой труд может быть чрезмерным. Таскание тяжестей, рытье окопов, работа в три смены.

А.Березовский: - Но Господь дал же нам заповедь непрестанно молиться?

Д.Смирнов: - Дал.

А.Березовский: - И при этом молитва может казаться человеку неподъемной.

Д.Смирнов: - Может. Надо давать отдых, обязательно. Поэтому все святые отцы говорили, что молитвенный труд должен быть обязательно с наблюдателем. Чтобы  какой-то опытный человек обязательно был в шаговой доступности. А то это плохо кончится. Молитва -  это самый тяжелый труд на свете. В ней участвует и тело, и ум, и душа. Весь состав человека. Человек вполне может перетрудиться, за ним должно приглядывать: как, чего.

А.Березовский. Еще вопрос:

- Пришел утром в храм помолиться, наступило время причастия, и я решил причаститься. На исповеди я не был, как-то не появилось раньше в душе желание. Священник отказался меня причащать, после разговора со мной попросил отойти в сторонку: мол, потом поговорю. Все люди, что были в храме, казалось, на меня смотрели как на  прокаженного, которому причаститься не положено. Я не выдержал и ушел из храма. Сейчас грызусь вопросом: Был ли это знак, что я неугоден Богу? Или священник был неправ? Может, я всё сделал неправильно? Помогите разобраться.

Д.Смирнов: - А чего тут разбираться? Священник всё делал правильно, он сказал: потом обсудим.

А.Березовский: - А ему стало обидно.

Д.Смирнов: - Нет, раз тебе стало обидно -  вообще нельзя причащаться. Раз тебе обидно -  какой ты христианин? Как обидно -  так крест снимай, всё.

А.Березовский: - Батюшка, тогда  у нас не останется людей с крестом.

Д.Смирнов: - Значит, будут лежать дома на полочке.

А.Березовский: - Храмы опустеют.

Д.Смирнов: - Пусть лучше опустеют, но, по крайней мере, не будет лицемерия. А то: «и остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим». Но если ты не оставляешь -  значит, тебе Господь не оставляет? Раз тебе Господь не оставляет твои грехи, как ты можешь причащаться?

А.Березовский: - Человек приходит и говорит: Батюшка, позвольте мне укрепиться.

Д.Смирнов: - Это их дело, это на усмотрение батюшки. А еще: что свяжет на земле -  будет связано на небесах. А еще: будет разрешено на земле -  то будет разрешено на небесах. Священнику дана такая власть Самим Богом. Какие могут быть пререкания? Никаких.

А.Березовский: - Счел, батюшка, возможным

Д.Смирнов: - Да, пожалуйста. Не счел -  всё. А то стоял, стоял, пришло время причастия -  ты где был-то? Стоял. Ты не столб и не тумбочка.

А.Березовский: -

-Мне изменяет муж, я не хочу рушить семью и разводиться, у нас ребенок. Помогите найти слова для мужа, чтобы он понял, что семья - это самое важное, что у него есть.

Д.Смирнов: - Хорошо. Дорогой муж, слушай. Семья  - это самое важное, что у тебя есть. Что эти слова искать?  Она их произнесла, а я их с удовольствием повторил.

А.Березовский:

- По смерти матери в 2013 году уверовал в Господа, живу христианской жизнью, по мере сил. Жену можно назвать сочувствующей православной вере. Скажите, насколько вопрос венчания важен для семьи? Если один верующий в семье, а второй  - нет? И как правильно поступить в данной ситуации?

Д.Смирнов: - Вопрос о венчании в такой половинчатой семье не стоит. Потому что венчаться с человеком, который не является христианином -  это кощунство.

А.Березовский: - Даже если этот человек крещен? Но не принял веру всем сердцем своим?

Д.Смирнов: - Хотя бы на 80% сердца, т.е. два желудочка и одно предсердие -  верую, а одно предсердие -  не верую.

А.Березовский: - Но не укрепится ли эта семья в этом таинстве, не будет ли это  на пользу?

Д.Смирнов: - Таинства нельзя преподавать неверующему человеку. Это кощунство.

А.Березовский: - Батюшка, мы часто причащаем людей, очень стареньких, которым что-то объяснить невозможно.

Д.Смирнов: - Объяснить нельзя, но мы смотрим на стремление этого человека. Вот, приходит в храм человек, ему 95 лет. «Батюшка, благословите причаститься». Он знает слово «причаститься», он знает, что приходит в храм. Если я расстегну ворот, то увижу там крест. Что я буду ему объяснять? Я лучше скажу: ты мне объясни. Яйца курицу не учат. Он хочет причаститься, я не буду объяснять, что служба давно кончилась, надо всё бросить и его причастить запасными Дарами. А другое дело -  молодой лоб 25 лет, придет, скажет: Батюшка, извини, я немножко выпил, дай мне это самое, хочу ещё причаститься. Что, я ему сейчас вынесу, что ль? Я говорю: нет, сынок, приходи трезвенький на исповедь, у нас такой порядок. Ну, вот и всё, чего тут решать- то? Всё очень просто, тут ничего мудрёного нет.

А.Березовский:

 - Увидимся ли мы на Страшном Суде Божьем с теми, кто встречался нам в земной жизни?

Д.Смирнов: - Мы уже увиделись, мы живем на Страшном Суде. Наша жизнь -  это сплошной ежедневный Страшный Суд. Поэтому проехали, уже увиделись.

 - Здравствуйте, отец Димитрий. Вы всё сказали о покаянии. Я выполнил всё, предположим, по вашему построению, но не был у священника на исповеди. Скажите, будет ли это покаяние полноценным?

Д.Смирнов: - Тут вот в чём дело. Это может решить не отец Димитрий, а только сам Господь Бог. Тогда вам придется дожидаться Страшного Суда, а там уже вам скажут, принято ваше покаяние или нет. Если же вам священник отпустит грех – значит, ваше покаяние принято.

А.Березовский: - Священник свидетельствует, о том, что оно было.

Д.Смирнов: - Да, и свидетельство на Страшном Суде, там  спросят: Так, этот мужик подходил? - Подходил. - В своём грехе каялся? - Каялся.-  Всё, проходи.

А.Березовский: - А если каялся, но не исправился? Как тогда быть?

Д.Смирнов: - Всё Господь восполнит. Он и намерения целует у человека.

А.Березовский: - Т.е. Господь видит, как человек относится к своему жребию?

Д.Смирнов: - Абсолютно. Человек, если раскаивается - приходит на исповедь и свидетельствует это, перед свидетелем. Аз же  неподкупный свидетель есть.

А.Березовский: - Приходит человек и говорит: Батюшка, хочу покаяться в том, что не умею каяться. Научите меня каяться.

Д.Смирнов: - А там уметь нечего. Это всё равно, что сказать: Батюшка, простите, я не умею ходить; батюшка, смотрите, я не умею дышать; батюшка, научите меня есть, я не умею есть. Что значит уметь каяться, что там уметь?

А.Березовский: - Вот, такое отношение к этому действию.

Д.Смирнов: - Значит, человек не понимает, дело же не в действии. А ты вот говорил: Отверзи мне двери, Жизнодавче. Что там уметь?

А.Березовский: - Один говорит много, а другой  подошёл -  и как мытарь: Боже, милостив буди мне, грешному.

Д.Смирнов: - Сокровенное сердце знает Бог. Потому, что один так говорит, типа: во всем грешен, это значит -  не во всем, и даже ни  в кое в чем.

А.Березовский: - Сказать что-то надо же!

Д.Смирнов: - Если так, то так. Как ты заплатил, чтоб ты так и доехал.

А.Березовский:

- После покаяния появилась тяга к уединению, нет желания вести активную светскую жизнь, стало хотеться тишины. Неверующие близкие считают это психическим расстройством. Нужно ли стараться вести себя как прежде, чтобы не искушать родственников  - или лучше отойти от них?

Д.Смирнов: - Лучше отойти.

А.Березовский: - Т.е. пусть они думают, что хотят?

Д.Смирнов: - Нет, потом пройдет некоторое время -  и человек уже сам сможет и общаться, и говорить. А ещё через некоторое время общение войдет в обычное русло. Но драгоценное время, когда человек очистился -  его не надо мешать ни с чем.

А.Березовский: - Т.е. если захотелось этой тишины -  и внешней, и внутренней -  то её надо сохранять? Не смешивать ни с чем?

Д.Смирнов: - Конечно, это всё равно, что прекрасное вино к еде запивать пивом. Зачем же это делать?

А.Березовский:

 - Подскажите, пожалуйста, почему в жизни часто бывает так? То, чего больше всего боишься -  то с тобой и случается?

Д.Смирнов: - А потому, что всякая боязнь не случайна.

А.Березовский: - В том плане, что нам это предсказано?

Д.Смирнов: - Нет, просто раз человек над этим размышляет -  значит, есть реальная угроза. Если человек не принимает каких-то мер, то, в конце концов, это может, случится.

А.Березовский: - Ну, вот человек боится заболеть. У меня недавно был случай. Я посещал одну больную, причащал. Она очень боялась болезни, которой спустя много десятков лет и заболела, и которая, видно,  уже последняя -  саркома. Она говорит: я с детства боялась именно этого слова и именно этой болезни - а она – то  и постигла.

Д.Смирнов: - Может быть, её Ангел  - хранитель  предупреждал таким образом?  Тут могут быть десятки вариантов. А потом -  человек часто может и сам вызвать.

А.Березовский: - Вот этой верой своей, т.е. вера таким образом материализуется.

Д.Смирнов: - Лучше сказать: как бы материализуется -  конечно, она не материализуется. И потом, часто бывает, что человек боится. И этот страх заслоняет ему жизнь. Тогда Господь попускает ему эту болезнь, чтобы он увидел. Саркома -  и что? Ничего страшного, видишь, это не так страшно, как ты думал.

А.Березовский:

- Вреден ли для души дневной сон?

Д.Смирнов: - Это кому как.

А.Березовский: - Т.е. это от человека зависит?

Д.Смирнов: - Да, только от человека, от возраста, от состояния здоровья.

А.Березовский:

- Что можно сделать полезное для спасения?

Д.Смирнов: - Нужно прочитать Евангелие, запомнить, что там написано, и всё это сделать. И когда всё сделаешь -  говоришь: я есть раб негодный, потому что сделал то, что положено.

А.Березовский: - Но, батюшка, это
же включает в себя вообще весь путь спасения!

Д.Смирнов: -  Да, а что же, мы обманывать, что ль, тут   собрались?

А.Березовский: - Это нужно начинать с детства и до самой смерти.

Д.Смирнов: - Ну, со времени обращения.  Хорошо, если кто с детства.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+