Перейти к основному содержанию

02:36 23.05.2019

Там убили, там взорвали, там уничтожили. Что это? Можно ли с этим жить? И как нам, христианам реагировать на этот поток негатива? В студии Евгений Никифоров и архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

11.07.2014 09:38:48

-Добрый вечер,  дорогие слушатели радиостанции Радонеж, добрый день, Евгений.

-Батюшка, я долго думал, чему  посвятить наш сегодняшний эфир? Июньский  день,  цветут липы, кругом цветы. Все чудно в природе. А мы через  «Информтранс»  получаем гигантский напор отрицательной информации. Там убили,  там взорвали, там уничтожили. Что это? Можно ли с этим жить? И как нам, христианам реагировать на этот поток  негатива?

-Святые отцы, особенно Исаак Сирин, нам говорили:  все красит мера, а без меры даже доброе превращается в душевредное. О происходящих событиях мы должны знать? Должны. Интересоваться должны? Должны. Вникать в происходящее? Интересоваться своими профессиональными проблемами? Вникать в новые веяния, чтобы идти в ногу со временем в профессиональной деятельности? Без сомнения. Но все красит мера. Вот, человек пробегает по диагонали, начинает одно, второе, третье -  а сам думает: как бы это не коснулось меня. Совершенно не задумываясь о сути духовной жизни. А надо бы как? Делай, что должно – и   будь, что будет. А будет то, что Бог даст.

Как-то я разговаривал я  с отцом Валерианом Кречетовым. 

Я  вспоминаю этот благодатный разговор. Он говорит: сейчас люди лишены духовной радости, потому что проблемы и неприятности, которые ожидаются, еще не пришли, а, может быть, и не придут. Но эти переживания и  ожидания уже делают людей несчастными.

-Метеорит упадет или не упадет на землю? И все переживают. Размышляют, пугаются, портят себе жизнь, проводят бессонные ночи.

 -Но когда накроет, уже будет поздно. И это будет неожиданно и безболезненно, потому что мгновенно. И дальше его мысль. Он говорит: ведь те неприятности, которые уже свершились, не поправишь. Пример: чистил картошку, порезал палец. Ну, что теперь? Все уже случилось. Или, например, женщина руку обожгла. Надо это принять. А они мучаются: что теперь будет? Зачем я это сделала? Или: если бы я не сделал того- то, того – то? То есть человек начинает больше страдать от того, что произошло, и думать, что было бы, если бы он не сделал того - то.

-Мало того, люди начинают задумываться: а, может, мне это за что-то? Начинают иссушать себя этой мыслью: Промысел - не Промысел? Из - за чего это получилось?

 -Лучше, конечно, все это в простоте принимать, то есть случилось - значит, случилось. И ничего не сделаешь. Ведь была и есть русская пословица, которая, к сожалению, не стала сердцевиной нашей духовной жизни: что Бог ни делает - все к лучшему. Все хорошее -  от Бога, кроме моих грехов. И когда у человека есть это доверие, есть Промысел Божий - тогда все выстраивается. И  самое главное: не надо себе рисовать, что духовная радость и счастье и благополучное положение должно зависеть от чего-то, и оно определяется только тем-то. Есть человеческая радость, и она всем присуща. Мы к этому стремимся. Она должна быть, она нам необходима: удовлетворение своих желаний, мечты, здоровье, солнце и вода - наши лучшие друзья. Человек поимел все это, и он радуется. Получку получил - тоже радуется. Послушал радиостанцию Радонеж с добрыми пожеланиями - радуется. И вдруг  совершенно противоположные вещи, как говорит старец Амвросий Оптинский. Кстати, недавно, 6 июня было двадцать пять лет со дня прославления преподобного Амвросия в лике святых. Это было на Поместном соборе 1988года. Он говорил: для человека все надо: и солнце, и дождь, и зной, и ветер. Потому что если будет одно только солнце - пшеница засохнет, будет один только дождь - она сгниет, не будет ветра - ее ржа поест (это тля). Поэтому все от Бога в жизни  необходимо. Надо просто делать свое дело. Быть верным своему духовному и прочему долгу. А долг у всех свой. Отца, матери, сына, внука, бабушки, сотрудника, начальника. В конце концов, христианина. А уж какая внешняя обстановка вокруг твоей жизни? Случилось по твоему желанию - слава Богу. Не случилось - значит, пока не время. Ты делай свое дело. Это то же самое, как корабль вести…

Мало ли что не случилось по твоему желанию, может так и надо. Потом думаешь: Господи, я себе надумывал, слава Богу, что это не произошло.

Мне выпало счастье беседовать с епископом Василием Родзянко, и он говорил: вот мы же порой просим того, чего сами не понимаем. Я вспоминаю свои детские годы, я завидовал своей родной бабушке. И в пятилетнем возрасте просил: Господи, пошли мне такие зубки, как у моей бабушки. Я ей завидовал, как она их на ночь клала в стаканчик. И какой же я был глупый мальчик  и   как   благодарил Бога за то, что он не исполнил мою глупую детскую молитву. И он говорил: вот так и взрослые люди. Они уподобляются  безумным детям. Просят того, чего сами не знают. Видите, Евгений, Господь нам определил путь Человека и Бога. Богочеловека. «Да минует меня чаша сия» - эта молитва - человеческий вопль. А заканчивается: но не Моя воля, Твоя да будет. Готовность принять все.

Человеческое желание остается? Остается. Боязнь болезни, смерти остается? Остается. Желание избежать того, что неестественно телу. Телу неестественную болезнь, боль. Все привнесение греха, но это тоже. Мы будем безболезненны и вечны только в вечности. А когда мы позиционируем свою веру - это ни болезни, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная. Это только тогда и там будет. А здесь дань греху - наша тленность, наше умирание. И тут же старец Оптинский приводил потрясающий пример. Он говорил: смотри, я наблюдал в природе  -  змея после зимы обновляет кожу. И для того, чтобы это сделать, она протискивается свозь узкую щель в камнях.  Как чулок с нее сходит старая кожа, и она обновленная входит в лето. Вот так и образ нашей жизни. Мы должны обновиться и пройти через эти узкие жернова жизни. Что-то дурное из нас уйдет, что-то перемелется, что-то стерпится. То - есть, не без этого. Иллюзорно думать о том, что христианство - это безбедно, безболезненно, попросил - и все тут же исполнилось. Как люди приходят и спрашивают: а кому поставить свечку за благополучную операцию? Муж ушел. Ребенок не слушается. Это все правильно, это необходимо, это очень важно. Но я еще ни разу не встречал ни одного человека, и ко мне никто не подходил, кто бы спросил: батюшка, кому поставить свечку, чтобы не унывать, чтобы не быть эгоистом, чтобы не быть жадным, чтобы мысли не забивали блудные помыслы, чтобы появилась жертвенность, сострадание, доброжелательность? Представляешь? Ни одного. И вот сейчас, когда мы строим уникальный Покровский храм в Ясенево, буквально сегодня я пригласил замечательного иконописца, директора курсов «Со—действие» Александра Дмитриевича Шестакова, и спрашиваю его: а какие вы иконы напишете в иконостасе? А он говорит: я напишу такие иконы: Спасителя, Божьей Матери, как полагается, к престольному празднику - Покрова, святителя Николая. А потом у меня будут еще четыре иконы: Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, епископ Феофан, епископ Игнатий. И тогда у меня люди будут спрашивать: от чего они помогают?

 -Как хорошо батюшка придумал.

 - Я буду говорить: они помогают от головы  и от сердца. Но помогают, чтобы прибавилось ума и широты сердца. Они  не избавляют от болезней, они не дают новые руки, новые ноги, новые зубы. Не снимают головную или зубную боль. Они лечат нашу душу. А дороже этого нет ничего.

  Как однажды в Оптину пустынь приходит одна женщина, у иконной лавки стоят братья, а она говорит: дайте мне что-нибудь для  женского счастья. Монах подумал-подумал, помолился, завернул пакетик, спросил с нее 150 рублей, когда она пришла домой, она увидела икону  «Прибавление ума». И именно этого нам в жизни не хватает. А вот как сделать так, чтобы мы были выше обстоятельств, выше болезней, выше потерь, выше смерти? Как однажды святитель Григорий Богослов сказал: до Христа не было ничего сильнее смерти и немощнее нас. После Христа нет ничего немощнее смерти, сильнее нас. Вот к этому мы должны всей  душой стремиться.

-Перед тем, как выслушать звонок, я хотел бы тоже задать вопрос нашим радиослушателям: чем отец Мельхиседек, в его представлении, изменился? Мы знаем, что он настоятель двух храмов: Покровского в Ясенево и Петра и Павла - подворья Оптиной пустыни. Вот этот отец Мельхиседек, которого мы знаем уже, наверное, лет двадцать здесь, на радио Радонеж. В чем изменения? Это моя загадка и мой вопрос  нашим слушателям. Пожалуйста, подумайте, в чем произошло изменение.

 -Мы слушаем ваш вопрос, пожалуйста.

-Сорвался звонок. Но, слава Богу, нам есть о чем говорить. Вот этот замечательный храм. Честно говоря, я думаю, что это будет уникальный храм в Москве, потому что его концепция, так, как батюшка, вы описали - это уникальная концепция живого, ищущего ума христианина. Потому что христианин ищет ответы на все вопросы. Как жить? Как поступать? Где смысл нашей жизни, где фундамент? И вот эти великие святые, о которых вы сказали, мне кажется, что вот они и дают ответ на этот вопрос.

 -Благословите. Поздравляю вас с архимандритством. Храни вас Господь!

- Батюшка, дорогой, поздравляем. 22-го мая отец Мельхиседек стал архимандритом. Это высокое назначение. Ну, слава Богу, мы тогда перейдем к сущностному вопросу, духовному.

-Мы на эту же тему и продолжаем. В продолжение разговора с этим великим живописцем. Он говорит: а кто придумал духовную программу, по которой   совершались эти росписи? А там есть много сюжетов, много святых, а поле для сюжетов, для евангельских  тем? А почему вы выбрали именно эти сюжеты? А сюжеты там такие: там четыре евангельских истории: воскрешение дочери Иаира, воскрешение сына вдовы, ангелы у пустого гроба Господня и Жены - мироносицы поклоняются Воскресшему Христу. Как говорил отец Павел Флоренский, иконы и иконопись, фрески - это богословие в красках. Чтобы, глядя на них, человеку без слов был дан ответ на самый главный вопрос: а что такое смерть? И что такое жизнь? И всесильна ли смерть? И так ли победима жизнь? Чтобы от самих стен шла проповедь, что Христос «смертью смерть поправ и сущим во гробе живот даровал». Чтобы человек понимал, как апостол Павел говорил: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. И как мы носили образ перстного, так будем носить и образ небесного. И Христос - первенец из умерших. И сначала Христос, а потом Христовы. Сначала Христос куда? А сначала Христос на небо. А потом Христовы. И вот мы праздновали воскресенье, совсем недавно Вознесение, скоро будет Троица. А это все Его человеческая жизнь. Богочеловеческая жизнь. Человеческая жизнь была открыта и видна. Божественная жизнь была прикрыта, только на  Фаворе чуть-чуть приоткрылось сияние Божества. И так было показано, что этим путем пройдем и мы. И поэтому в этих вратах смерти задержаться нельзя. И кто-то из святых, по-моему, епископ Игнатий, этот величайший святой нашего времени, говорит: вы будете вечными мертвецами до тех пор, пока вы будете бояться смерти. Вы будете живее живых, когда вы не будете бояться смерти. А Христос пришел не только избавить нас от смерти, а избавить нас от страха смерти. Потому что через врата смерти, так же, как через рождение, пройдет каждый человек. Но вера дает основание этому величайшему и осознанному оптимизму.

-Батюшка!  Боязнь смерти - это фундаментальное свойство?

  -Для каждого человека.

-Да. Но не просто наша личная смерть. Смерть же он разлита всюду. И мы боимся всего смертного.

-Ювенальная юстиция - это к смерти. Наркомания - к смерти, алкоголизм к смерти, разврат - все к смерти. Ну, как здесь быть? Ну ладно, когда наши личные грехи, а тут когда еще международные с гигантскими организациями? Культура смерти просто поддерживается и внедряется, лоббируется здесь, в России. И не только в России, а во всех странах мира. Здесь еще, слава Богу, Путин есть. Это милость Божья, что Путин стоит как кость у них в горле.

 -Есть Мизулина.

 -А она что?

 -А она - Комитет материнства и детства.

  -В положительном смысле?

 -В положительном.

 -Ну, слава Богу. Потому что  к ней тоже неоднократно…

 -Вот сейчас последний законопроект о том, чтобы запретить усыновление в тех странах, где разрешены однополые браки.

  -Ой, я рад, что вы так думаете, потому что на нее столько несправедливых нападок, и с нашей стороны, кстати.

  -Ну, я сейчас сужу о последних. Человек конкретно возглавляет конкретный комитет, где она должна быть за народ, за людей. За материнство и детство. И она свой долг исполнила. Причем абсолютно немодно, недемократично, не в духе современного европейского мышления. То - есть, уже против всех, против течения. А сколько нападок? И вообще пошли такие сообщения: может, она вообще частную жизнь запретит? Или еще там будет дальше лезть? То есть такое. Мысль такая: плетью оглобли не перешибешь. И поэтому каждый должен принимать участие в этом противодействии  смерти, и прежде всего - духовной на том месте, на котором он поставлен. Вот мы сейчас на Радонеже, что можем - делаем. А учитель в классе - он там делает, священник - в храме, врач – в больнице, компьютерщик- на своем месте, книгоиздатель, журналоиздатель, интернет- пользователь, модератор- насколько это возможно, продвигают здоровые мысли, здоровые лозунги, призывы.

   Все это каждый на своем месте должен делать. А если какая-нибудь пенсионерка, которая  не знает, как на это повлиять? Я ей скажу: Поклонись образу Пресвятой Богородицы раз в неделю, или псалтырь почитай со всеми именами, которые ты помнишь. Или вообще помяни Господа, попроси вразумить власть предержащих, пусть защитят весь народ православный. Спаси всех молитвой. Ты это можешь - это делай. А уже потом мысли придут, вразумят. Потому что не люди управляют миром, миром управляет Бог. А дьявол с Богом борется. Поэтому чем больше будет христовых, Божьих людей - тем вернее, что победа будет за нами. Поэтому как апостол Павел говорит: кто сотворит вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Причем слово - то какое сказал: не только делателями, а ревнителями доброго! То - есть делать доброе дело с ревностию.

    А то что творится? А что вот в мире творится, расскажу одну историю. Батюшка входит и слышит разговор двух прихожанок: - Это ты чего мое место заняла? - Нет, это ты мое место заняла. - Да ты какая охальница!  - Да ты сама такая. Батюшка идет и говорит: слушайте, вы где находитесь? В храме! – А, да, батюшка, в храме, в храме, прости, прости нас. Спаси Господи. - Нет, это тебя спаси Господи. И поэтому если мы так будем себя вести, тогда что нам говорить о том, что творится в миру, когда мы сами между братьями и сестрами не можем устроить рай на земле? А рай на земле можно сделать даже внутри семьи, на работе, на приходе, с близкими родными людьми. И ад тоже начинается с семьи, начинается с работы, начинается с сотрудников, начинается с соседей по лестничной площадке.

   Я когда-то был в одной из восточных стран, и у меня было такое о них наблюдение. Человек, который побывал, в частности, в Египте, рассказывал, что когда они поселяются в дом - они спрашивают: кто сосед? И они живут общинной соседской жизнью, то - есть сегодня вечером я к тебе приду пить кофе, а завтра ты ко мне, а потом мы пойдем к нему. Вот почему такие дружные? Да потому что это такое чувство братства, оно реально есть, их даже называет «братья - мусульмане». Вот почему не говорят:  « братья - христиане»? Христианско-демократическая партия есть в Германии. А почему нет братьев - христиан?

-Есть братство.

 -Вот! Это тоже должен быть кусочек рая на земле. Именно слово БРАТСТВО. Поэтому человек и должен относиться к другому человеку как к брату. Если ты ко мне как к брату, то и я к тебе как к брату. И три человека друг другу как братья, поэтому какие бы не были внешние обстоятельства, но хотя бы здесь, в нашей семье мы живем как братья, и люди видят, что мы живем как братья. И это уже рай. Много человеку не надо. Он не может перевернуть не только весь мир, он не может перевернуть собственную семью. А еще самое страшное - он не может перевернуть самого себя. Он должен и может сделать это. Единственное, что человек может сделать - это воспитать самого себя. Да и то с Божьей помощью. А всех перевоспитать невозможно. И особенно трагедия бывает тогда, когда муж пытается перевоспитать, переделать жену, или когда жена пытается переделать мужа.

 Кто-то из умных людей из священников, давая наставления молодой паре, сказал: вы знаете, что нужно для семейного счастья? Они говорят: нет, не знаем, мы же еще не жили семьей. Так вот, для семейного счастья надо совсем немного. Надо, чтобы жена немножко любила мужа и немножко понимала его. А мужу надо, чтобы он немножко любил жену и не пытался понять ее вообще. Потому что женщину понять до конца невозможно. Ее надо просто любить, и ей много и много снисходительно прощать.             Поэтому только себя можно переделать, и только с себя можно начинать и спрашивать. Это, кстати, тоже одна их форм и одно из средств достижения духовной радости. Когда мы не ищем других  людей перевоспитать и изменить обстоятельства жизни, а, наоборот, изменить отношение к обстоятельствам жизни. Вот что важно. И кто - то из мудрых людей сказал: слабый ищет виноватых, а сильный ищет Бога. И вот когда мы нашли Бога, имеем Бога, живем с Богом  - вот тогда мы имеем силы именно от Него быть выше обстоятельств жизни, которые окружают нас. Вот что самое дорогое в жизни, к чему мы должны стремиться. Не изменить обстоятельства жизни - печальные и скорбные, утраты и потери, а изменить свое отношение к обстоятельствам жизни. Сказать: Бог дал. У нас это на все времена и все века. Благое от Бога приняли, злых не стерпим…Господь дал, Господь взял. Будь благословен Господь отныне и до века.

   И поэтому это пожелание и этот призыв апостола Павла: всегда радуйтесь и непрестанно молитесь - это не гипербола, не преувеличение. Это абсолютно нормальное состояние человека и христианина, в котором он реально может и должен всегда пребывать. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.

 Псалом 32. «Радуйтесь, праведные о Господе. Правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте ему на десятиструнной псалтыри, пойте ему новую песнь. Пойте ему стройно с воодушевлением, ибо слово Господне право! Он любит правду и суд, и милостью Господней полна земля. Словом Господа сотворены все небеса, духом истинным все воистину истые. Он собрал, будто груды морские, волны, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля. Да трепещут пред ним все, живущие во вселенной. Он сказал - и сделалось. Он повелел - и явилось. Господь разрушает заветы язычников, уничтожает замыслы народов. Господь стоит во век. Помышление сердца его: род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Племя, которое избрал в наследие себе». Каково! Это песнь какая! Это высшая поэзия мира!

 -Слава Богу. Я кстати сейчас, когда ты так вдохновенно читал эти строки,  про себя подумал: если бы ты так читал в храме, то люди бы со всей Москвы приезжали слушать кафизмы, которые ты так доходчиво и с таким чувством читал.

-Нет. Так не принято.

-Как простые вещи, которые говорят монотонным голосом. А какие там слова! Их надо читать громко, доходчиво. Поэтому действительно, когда-то по-новому надо взглянуть на свою собственную жизнь, на духовную жизнь, на нашу жизнь с Богом. И эти псалмы дают, конечно, огромную пищу для ума. Особенно 33-ий псалом, которым заканчивается литургия. «Многие скорби праведным, и от всех их избавит Господь». Потрясающая антиномия. Многие скорби праведным. Потому что они входят в диссонанс с миром, лежащим во зле. Но «многие скорби праведным, и от всех избавит тебя Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.  Смерть грешника люта, и ненавидящие праведника прегрешат. Избавит Господь души раб Своих. И не прегрешат вси уповающие на Него». Именно такими словами должна заканчиваться Божественная литургия.

 -Ну, эти слова - уже завершение песни.

 -«И от всех их избавит я Господь». Кто избавит? Господь.  «Не надейтесь на князи», но чтобы избавил Господь, надо быть Господним. И поэтому этот массовый поток негатива, который обрушивается на человека…В Оптиной пустыни был один послушник, который сочинил молитву. Она потрясающая, но она не опубликована, к сожалению. Может, наши радиослушатели впервые ее услышат. А молитву он сочинил такую: «Не суй меня Господи, куды меня не просят». И поэтому - а чего ты там делаешь? В этом интернете и в ящике? Если бы полчаса, сколько идет программа «Время» из моего личного опыта. Три канона с акафистом, особенно три канона - можно прочитать за полчаса. Или прочитать три кафизмы, 15 минут. И чтобы так питалась душа, но кто делает выбор? Выбор делает человек, ибо из моего пастырского опыта я знаю, что люди приходят и говорят: батюшка, нет сил и времени прочитать вечернюю молитву. Ну, а новости у тебя было время смотреть? А в интернете торчать у тебя было время? А перепиской перекинуться в интернете или фейсбуке у тебя было время? Так спрашивается, а кто же виноват в этом потоке? Ты сам окунулся туда, куда тебя не просили. Да, это есть, но есть и другое. Как ученики подходят к Господу и спрашивают:  « а не доброе ли семя ты сеял на  севе? Откуда там плевел? Скажи, мы пойдем и выберем». Господь говорит: «Нет, оставьте расти обая, то есть до времени, а потом пошлем жателей на житницу, и соберут плевелы и сожгут огнем. А пшеницу соберут в житницы Мои». И спрашивается, вот оно все растет: и плевелы, и пшеница. Так ты не лезь туда, где плевелы. Вот сейчас едешь, бываешь за городом, по сельскохозяйственной дороге и видим так называемый борщевик, который к нам завезли. Он же очень сильно обжигает. Спрашивается, а ты слышал об этом? Слышал. Так чего ты лезешь туда? А никто в борщевик не полезет, потому что слышали о том, как он действует. А ты разве не слышал? А ты в одно залез, в другое залез, там убили, там зарезали, там пошло- поехало. И поэтому именно от нашего выбора все зависит. А самое главное, а соблазн - то есть? Тогда кто в этом виноват?

 -Идет дождик? Бери зонтик. Cильный ветер? Закрой окно. Для чего нам дом? Для того чтобы мы имели защищенность от внешнего воздействия. Спрашивается, а дом духовный у нас тоже есть? Войди внутрь себя, войди в  клеть свою и помолись Отцу твоему. Клеть- то у всех есть. А клеть, кстати, не комната. Вот в этом красота и глубина церковно-славянского языка. Войди в комнату твою и помолись Отцу твоему в тайне. Я когда в армии был, я под подушкой молился. А какая это комната? Это не комната. Это клеть. А когда человек на работе? А когда человек в метро? А когда человек в машине едет? Где эта клеть? А войти не может. Он едет на работу, он час тратит, он либо книжку читает, либо молитву, либо псалтырь, или Евангелие читает. Где он? А он с Богом. А вот в наполненном метро. Но от кого это зависит? А ты можешь выйти и оказаться в метро. А можешь выйти и опять оказаться внутри себя. От кого это зависит? О-о-о, это зависит от твоей воли и от твоего ума. Кому ты его посвятишь. А Исаак Сирин сказал потрясающую вещь: праздный ум есть седалище дьявола. Если ты не покоришь его Богу, ты обязательно покоришь его супротивному. Как мы должны быть внимательны, чтобы была постоянная работа ума! Ум праздным быть не может. Как только он становится праздным – он седалище дьявола. Ты думаешь о работе? Нормально. Ты думаешь о детях? Нормально. Думаешь о профессионализме? Нормально. Думаешь о Боге? Нормально. А когда ты посмотрел на красивую девушку? Это уже ненормально. Когда ты думаешь о проблемах, которые еще не наступили, которые ты только раскручиваешь и сам слушаешь сплетни, пересуды всякие? Ты попал. Твой ум покорился супротивному, дьяволу. И мы всегда должны об этом суждении помнить. Потому что большей частью это все треп. Исаак Сирин говорит страшную вещь, очень отрезвляющую: осуждающий и слушающий осуждающего подвергнутся одному наказанию. Когда вы собрались для того, чтобы конструктивно решить, как найти выход из этого положения. Как помочь человеку или братству, или работе  - это одно. А когда вы просто поведение человека обсуждаете, а дальше это ни во что не превращается, никто ж не скажет: слушай, давай мы о нем помолимся, слушай, а давай ему намекнем, а давай ему подскажем, а давай по-человечески с ним переговорим, может человек об этом не знает? А то только так: потрепались, кости перемыли, подумали, что мы лучше, а дело на этом и осталось.

-Ой, и не говорите, особенно наши ревнители, когда занимаются чтением Бог знает чего. Помои, даже не буду называть сейчас.

-Мы сейчас не об этом.

 -Мы о радости сегодня. На ваши вопросы сегодня отвечает архимандрит Мельхиседек. Прошу вас.

 -Любовь из Подмосковья. Скажите, пожалуйста, как попасть к вам на службу? Я однажды была - это просто на всю жизнь.

-Ну, вы уж на весь Радонеж- то не надо…

-Да все знают, все вас любят очень. А теперь как вас найти?

-Ну, давайте так, если уж такой практический вопрос. Есть дежурный в храме, он знает расписание, потому что на самом деле храмов теперь два. Но в ближайшее время буду на подворье. А так, если будет у вас возможность - запишите телефон дежурного 421-71-41. И если на самом деле захочется приехать на службу, спросите в каком храме - Покровском или Петра  и Павла и какую: раннюю или позднюю. Вам дадут исчерпывающий ответ. Мы вас благодарим за проникновенные слова, и я постараюсь оправдать ваше доверие.

-Мы коснулись темы осуждения.

-Это все против радости.

 -Вот, я об этом тоже хотел спросить. Кругом то, что  саднит душу. Подозреваешь того-этого, в этом благодатном старце видишь стяжателя, в монахе видишь владельца машин, экипажей и Бог весть чего, а не монаха, который юность свою посвятил Богу. Это был искренний порыв, все-таки. Нет. Надо осудить, уничтожить, раздавить, позлорадствовать.

 -Дело в том, что старец Паисий Афонский говорит об этом фундаменте духовной радости: постарайтесь иметь добрый помысел. И любое событие интерпретировать с духовной точки зрения. И старец Амвросий, которого мы вспоминаем, говорит: наш человеческий ум как жернова: дай ему молоть пшеницу, он из пшеницы сделает добрую муку. Дай ему молоть камни, он из камней сделает каменную пыль. Только надо запомнить, что каменную пыль ты есть не будешь, а вот зерно смолотое будет питать тебя и твою семью, твоих родных. Так он и говорит: добрые помыслы, если ты дал возможность своему уму крутиться вокруг них, они что-то доброе посеют в твоем сердце, дай крутиться злым - они произведут зло. Эти жернова произведут злую работу. Но только это не будет питать ни тебя, ни твою семью, ни твоих родных и друзей, ни твою душу. Поэтому смотри, что ты даешь, какую работу, какую пищу ты даешь собственному уму.

Поэтому вспоминаю в Оптине одного монаха. Братья тоже любят иногда собраться после службы или после обеда, что-то обсудить, посоветоваться и прочее. И когда он в разговоре замечал, что братья уклонялись в осуждения или пересуды, что тоже бывает, он подходил и останавливал беседы таким образом: братия, давайте о чем-нибудь хорошем- и  резко крестился большим крестом с макушки до пупка, на правую руку, на левую руку и говорил, когда дело заходило о личностях, осуждении, так тихонько, чтобы особо не кричать: дай Бог всем спастися. И всех сразу отрезвлял. И самое главное - возникала мысль: а вот этому человеку, который, может быть, ошибается, заблудился, а мы что ему желаем? Ему до конца в этом болоте сидеть,  нам - наступить ему на голову и утопить? Или все-таки протянуть руку? Как говорил епископ Игнатий, богомудрый наш святой: ты, когда видишь погибающего человека - духовно, имеется в виду - подай ему конец жезла твоего, конец палки и тащи. И если перебирает палку, выбираясь из болота, тяни его, если тебя тянет - отпусти палку. То- есть принимай участие в жизни человека, но не с головой, как сейчас говорят, модные явления - проповедь в субкультурах, священник там, священник сям. Все красит мера. Чтобы не получилось, как однажды один священник имел послушание в тюрьме, в зоне, ну, и, как говорится,  с кем поведешься -  оттого и наберешься. И вот однажды, пред началом Великого поста вышел на проповедь, а это было Прощеное воскресенье, и говорит: братья и сестры, всем нам перед началом Великого поста необходимо в душе своей провести капитальный шмон. По содержанию это было абсолютно верно, а по форме абсолютно неверно.

 -Бедненький, бедненький…

  -Вот, и поэтому мы должны наблюдать за своими мыслями и словами. И давать установки на добрый помысел.  Вот  пишет: смотри, какой бывает помысел у человека! Кто-то вечером увидел куда-то спешащего, и говорит: О, этот, наверное, спешит в харчевню, а другой скажет: О, этот, наверное, спешит в блудилище, а третий скажет: О, а этот, наверное, спешит на всенощное бдение. Смотри, говорит, как интересно, один и тот же человек, один и тот же вечер, один и тот же путь, и какие три разных мнения об этом человеке. От кого зависит это мнение? От этого человека? Или от того, что находится внутри этих людей? И поэтому интерпретация нашей жизни зависит, оказывается, от нас самих. Как мы будем смотреть на жизнь? На обстоятельства? На самих себя? И мне вспоминается одно потрясающее стихотворение, которое может показать и дать фундамент для трезвого и правильного взгляда на жизнь:

   В одно окно смотрели двое.

   Один увидел дождь и грязь.

   Другой листвы зеленой вязь

  Цветы и небо голубое.

   В одно окно смотрели двое.

  Вот последний взгляд - это взгляд христианина. А первый взгляд - безблагодатного безбожника.

  -На ваши вопросы сегодня отвечает архимандрит Мельхиседек. Прошу вас. Вы в эфире.

  -Это раба Божия Нина.  Батюшка, я хотела спросить, у меня сахар повысился, какой иконке можно молиться, чтобы поставить свечку?

    -Спасителю, Матери Божьей. Молитесь о том, чтобы Господь дал силы, мужество и терпение нести свою болезнь. Потому что сахарный диабет, как известно, это на всю жизнь. И надо понимать, что Бог дал, то и есть, и поэтому надо просить только одного: Господи, дай мне силы, мужество и терпение нести свою болезнь. А самое главное - не роптать. Мне вспоминается тот же отец Валериан Кречетов. Он имел добрую жизнь со своей тещей, и однажды она ему сказала: никогда на Бога не ропщи. Вот у меня болела коленка, как я унывала и говорила: Господи, ну, сколько же можно это терпеть? А спустя какое-то время у меня заболела вторая. Вот одну терпеть еще можно было, а две терпеть почти невозможно. Поэтому ты на Бога не ропщи. Поэтому это тоже человеческая мудрость. Вот, кстати, сахарный диабет. Человек ничего уже сделать не может. Он может только поддерживать и контролировать сахар и инсулин. А вообще абсолютно избавиться от этого не может. Так живи той жизнью, которая доступна для тебя. Духовная жизнь, возможность хождения в храм, хотя редкое или частое, возможна какая-то физическая жизнь в меру своих сил и возможностей. Поехать сюда или не поехать? Быть дома или пойти в храм? Быть там раз в месяц или каждую неделю? Какие есть силы. Вот что ты можешь делать для души и для тела, и для других людей - то делай. Это твоя жизнь.

-Хотя бы слушай радио «Радонеж».

- Программа «Время» идет в девять часов, и «Радонеж» начинается в девять. Я думаю, что человек сам выбирает. Конечно, красивые картинки мелькают перед глазами, а чаще всего - картинки с боевыми действиями.

-Слушатель спрашивает,  можно ли слушать политические новости?

 -Ну, дело в том, что слушать ничего не надо. Надо все просматривать. Я знаю и священников, и архиереев, которые, выбрав одну какую-то газету, в которой, они знают, более или менее объективные сведения, просматривают ее  по диагонали и говорят, что на это уходит 15 минут. Но человек в курсе событий. А слушать программу «Время» уходит полчаса. Даже если смотреть одну эту программу, надо дорожить временем, которого так катастрофически мало, учитывая сон, дорогу, еду. Собственно, на делание для души, для ума его почти не остается. Мало того, мы еще катастрофически сами уменьшаем это время, тратим его на всякую ерунду. Об этом апостол Павел так и говорит: наблюдайте за собой, как опасно ходите, потому что дни лукавы. А что значит «дни лукавы»? Кажется, что их будет бесчисленное количество дней. Я вспоминаю, когда я служил в армии. Эти два года, когда я был молод, тянулись как вечность. Считался каждый день. Мало того, в календаре отмечали 365 дней, 362 дня до дембеля, 361 день до дембеля. И этот 361 день казался вечностью. А сейчас 19 июня только-только, лично по моему ощущению, было Рождество. Только- только.

 Прошло полгода. Бог строит храм, и я вместе с Ним. Такие планы были: вот к июню то-то, то-то.

  -А уже Троица.

  -Так все пролетело. Что-то начали, что-то сделали, года пролетели. Поэтому надо в этот день постараться максимально вложить то, что ты хочешь сделать. И кто-то из мудрых людей сказал: завтра - враг сегодня. Кто говорит: сделаю завтра, не сделает никогда. Сделай сегодня. Вот был такой замечательный иерарх Русской Зарубежной церкви Иоанн Шаховской: добродетель должна быть мгновенной, покаяние должно быть мгновенным, примирение должно быть мгновенным, молитва должна быть мгновенной. Пришел помысел помолиться  - тут же молись. Пришел помысел попросить прощение - тут же проси, пришел помысел сделать доброе дело, какое? Другу в больницу позвонить - тут же звони. Почему? А потом не сделаем. А потом так дьявол лукавый закрутит…. Попрошу прощения, но потом. Как один подслушал разговор среди братьев. Один говорит другому: ты знаешь, я бы смирился перед тобой, но думаю, что тебе это будет неполезно.

  -Это книжники и фарисеи.

   -И поэтому хочешь жить в этой жизни - живи мгновенно. На завтра ничего не откладывай. Потому что многие уснули сегодня, а завтра уже не проснулись.

 -Друзья, я буду не я, если не скажу, что мы работаем в прямом эфире. Задавайте нам свои вопросы, пишите их по смс. Но хочу попросить вас о помощи. Мы без вашей помощи жить не можем! Есть  аппараты Киви, аппараты в сбербанке, моментальные платежи, есть сейчас сервис замечательный: смс 4647 раз нажал, все, 4647 пробел и сумма просто цифрами. Сколько вы можете. Вот сегодня одна женщина звонила, две тысячи перечислила. Но это редкий случай, когда такие большие суммы. Только этим мы и держимся. Спонсоров нет. Никто ничего не дает. Мы существуем только потому, что мы православные христиане и для себя содержим эту свою радиостанцию. Вот это всем нужно ясно понять.

 - Раб Божий Сергий из Москвы. Вопрос вот такой. Много чернухи выливается на нас со всех сторон. Слушать ее и не слышать - это проблематично. Я пытаюсь не обсуждать это даже с единомышленниками. И надо учитывать исповедование помыслов, тогда вроде становится легче. Так вот объясните, батюшка. Вообще, это удел монахов - исповедование помыслов. А как лучше мирянам? У Феофана Затворника это есть, но хотелось бы услышать.

 -Вопрос очень интересный. Для этого, если есть такая счастливая возможность,  надо иметь духовного собеседника, иметь духовника, у которого было бы время и возможность. Потому что в храме в субботу и в воскресенье большой наплыв людей. Сейчас очень распространено и духовно востребовано понимание, что причастие - это жизнь, понимают, что  «Ядущий Мое Тело и пиющий Мою Кровь во  Мне пребывает, и Я в нем», многие понимают и умом и сердцем, и душой, что самые главные сокровища, оставленные в этом мире, в этой жизни, даны в Церкви. Это продолжение жизни  Бога на земле. То - есть, Его Тело и Кровь, через которые мы непосредственно соединяемся с Живым Богом. И никакой смерти не увидим вовек.

-Батюшка, правильно ли я думаю? Вот действительно, мы как единый механизм с Телом Христовым, мы составляем сосудики, по которым Кровь Христова, эта Плоть ходит. Понимаете? Мы составляем единственное и по-настоящему Тело Божие. Это удивительно. И каждой частичке нашего тела аукается, если кровь чуть-чуть загрязнилась.

   -Вот именно. Именно через это мы становимся по-настоящему братьями и сестрами. По духовному родству. И если есть такая возможность, надо стремиться найти духовника, который служит на буднях, у которого есть возможность, особенно в московских приходах, кто-то из священников на буднях служит. И если он знает о вашей духовной потребности, через эту частую исповедь он удовлетворяет ее, и это для вас будет большой радостью и находкой. А для священника это будет духовным собеседованием, и это священнический долг, потому что на буднях тоже приходится исповедовать людей, но их, к счастью, бывает не так много. И надо с рассуждением, понимая, какой же лучше выбрать момент, чтобы не в общих словах, а чуть-чуть побольше иметь возможность пообщаться со своим духовником. Поэтому я от всей души вам желаю и вам этой ревности, чтобы не носить в душе то, что загрязняет душу. У нас очень много - не то что бревна в глазу, ни у кого, к счастью, этого нет -  а вот заноз, особенно когда мы плотничаем или идем по лесу, чего мы только не нахватаемся! И поэтому эти занозы, помните, как Винни-Пух или волк из «Ну, погоди!», когда на ежика упал, потом иголки из себя вытаскивал, так и мы, когда лезем, куда не надо, столько иголок нахватаем! Поэтому ревновать похвально, потому что это не  только откровение помыслов, это и есть часть исповеди, потому что каждый из нас по несколько раз в день моет руки. Никто не отчаивается: я опять их испачкал. Ты будешь пачкать их еще 250 тысяч раз, и 250 тысяч раз ты их будешь мыть. И приятно, когда человек всегда поддерживает свои руки в чистоте. И также мы должны ревновать о том, чтобы в такой же чистоте поддерживать свою душу. А это и будет путем духовной радости, духовного совершенства. Это и будет путем к тому духовному счастью, о котором мы с вами мечтаем. Когда эти занозы, эти новости, эту пыль, эту грязь -  с одной стороны невозможно не замочиться, не запылиться, но можно смыть. Есть внутренняя клеть, в которой можно помыться, почиститься, убелиться. Вспомните слова самого Господа, который говорит: если будут грехи ваши как багряны, как волну убелю их. Не хочет Бог смерти грешника, но чтобы обратился и жив был.

 -Какое счастье, что у нас есть открытый сейчас храм Божий! Какое счастье, что совершается Литургия во всех храмах Русской Церкви! Какое счастье, что мы можем туда зайти и общаться с такими изумительными, умнейшими, самыми лучшими,  самыми чистыми людьми России! Понятно, что мы все грешники. Но в храме мы можем найти самых чудных людей.

-Что корабль идет своим, Богом установленным курсом. Успеть бы побыть, выполнить свою задачу на этом корабле. Кто матрос, кто на палубе, кто за мотором, кто уборщик, кто кок. Потому что корабль идет к тихой пристани, о которой епископ Игнатий сказал: Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Мира, духовной радости, всегдашней благодати Богу за все. Аминь.

 -Аминь. Храни вас всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+