Перейти к основному содержанию

02:03 09.12.2021

Стоит ли понудить ленивого в церковной жизни человека - или молиться, чтобы Бог его вдохновил?

24.10.2016 10:02:39

Протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/09/24/21-00.html

О.Дмитрий Смирнов: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире. 

О.Александр Березовский: - Добрый вечер, дорогие радиослушатели!

Вот вопросы. Помогите разобраться в стихе Евангелия: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. А как понять, что Бог сочетал? Какое условие сочетания Богом? Если Бог сочетал как таинство церковное – это одно. А если брак иной, без венчания, через ЗАГС – это  тоже сочетание Богом? Если брак невенчанный, то нарушает ли человек заповедь Божью при разводе?

О.Дмитрий Смирнов: - Нарушает, конечно.

О.Александр Березовский: - Сочетание Богом - это имеется в виду именно церковное таинство?

О.Дмитрий Смирнов: - Нет. Церковное таинство  - это для людей церковных, а для остальных  - все просто. Ведь когда люди решают пожениться, они берут на себя ответственность друг перед другом, перед народом, к которому они принадлежат, и перед Богом. Если человек игнорирует свою ответственность, потому что брак -  дело для нас, грешных людей непростое, и человек должен быть готов к преодолению трудностей, как бы достроить его. Поэтому, может быть, те, кто начинает этот брак ещё в форме  просто регистрации его -  в дальнейшем могут воцерковиться и соединиться в таинстве.

О.Александр Березовский: - Но если всё-таки люди не повенчались, их брак есть установление Божье?

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно. Пример хороший: Адам и Ева.

О.Александр Березовский: - Не венчались.

О.Дмитрий Смирнов: - И в ЗАГС не ходили, что характерно. Но прожили всю жизнь, от начала и до конца дней. Как у нас  - максимум лет по сто, а там же -  почти тысяча! Серьезные сроки.

О.Александр Березовский: - Многие люди жалеют, что сейчас так сократилось время земной жизни. Они хотели лет так девятьсот пожить.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, это неплохо, с одной стороны. С другой  -  Господь поставил такой предел, потому что большая часть людей этого не выдерживают. Отсутствие терпения, понимания выражается в том, что сейчас семья стала непрочная.

О.Александр Березовский: - Т.е. если жизнь человеку продлить, то это будет мука для него?

О.Дмитрий Смирнов: - Конечно.

О.Александр Березовский: - Мука -  когда болезнь, когда старость.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет. Допустим, человек просто завистливый, каждый человек мучается от зависти. Так он мучается 75 лет, а иначе будет 475 лет сжигаем завистью, или, допустим, сребролюбием. Если ему дать возможность тысячу лет прожить, сколько раз он разорится? Сколько раз он будет стараться всё вернуть? Это ужасная трагедия. Сколько ему войн придётся пережить! Представляешь, пережил первую мировую войну, вторую, третью, четвертую, сколько ж можно?

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Отец Дмитрий, вот такой вопрос. В Хосписе часто утверждают, что душа человека  при таких страданиях и болезнях, которые у них там, очищается от грехов. Даже говорят, что это подобно благодати Божьей. Так ли это?

О. Дмитрий Смирнов: - Это зависит от того, как человек принимает страданье. Если он принимает по - христиански, то это, безусловно, очищает, и я сотни раз был свидетелем, и Хоспис здесь совершенно ни  причем. Любое страдание приводит человека к смирению, к просветлению.

О.Александр Березовский: - т.е. не сама по себе болезнь спасает человека?

О.Дмитрий Смирнов: - Спасает отношение к ней. Есть такое выражение, как в горниле золото очищается, собственно -  как плавят металл. Как его достать из руды? Доводят до определенный температуры, расплавляют металл, который содержится в руде. Он выливается, очищают – получается  чистый металл. Руда ни на что не нужна, в виде брелка не повесишь, а уже металл, отлитый во что -  то можно использовать, и он красив, это давно замечено.

О.Александр Березовский: - Батюшка, одного человека болезнь действительно очищает, он со смирением её принимает. А другой  - с ропотом, и этот ропот в нём все время нарастает. Зачем такому человеку болезнь попускается Богом?

О.Дмитрий Смирнов: - Господь надеется, что в человеке, что-то сдвинется. Каждый отец, который берет ремень,  надеется, что у сынка с мозгами будет всё в порядке. Не просто он хочет его истязать, как прокуратура думает: «Испытывая неприязненные чувства, он из хулиганских намерений выдрал своего ребенка». Он же не этого хочет, если он не псих, конечно. Болезненные моменты мы не рассматриваем.

О.Александр Березовский: - Батюшка, вопрос. Назначение иконы  - создать правильный зрительный образ. Почему иконопись практически не развивается? Если примитив первых икон можно объяснить отсутствием опыта мастеров, то сейчас художественная школа шагнула далеко вперед. Разве было бы хуже, если образы святых изображались более реально?

О.Дмитрий Смирнов: - Просто автор не понимает, что такое иконописный язык. Это всё равно, что  спросить: зачем славянский шрифт, когда можно русскими буквами? Зачем храм в Псковско-Новгородском стиле, когда можно сделать в стиле кинотеатра «Золотое кольцо»? Да ещё синюю с желтым подсветку, написать храм, там  - огоньки. Существует же традиция, определенный язык.

О.Александр Березовский: - Т.е. этот язык хорошо бы поизучать.

О.Дмитрий Смирнов: - Нужно его понимать,  быть внутри этого языка, внутри именно этого искусства. Там тоже есть свои достижения, свои гении и т.д. это всё равно, что прийти куда-то  и сказать: вот каталонские фрески XIV века, это как русский север. Давайте сделаем, как раннее итальянское Возрождение, перерисуем. В этом же и прелесть, что это простые пастухи в Византийской традиции создали замечательные по красоте, я бы сказал -  по чистоте своей души такие вещи, которые просто удивляют. Это как традиционное письмо сохранить до XIV века. Потом, никто никому не запрещает писать иконы в стиле, который был принят сто или двести лет назад. И что такое развивается? Если посмотреть Джотто и Микеланджело - интересно, а что тут развитие? Может быть, наоборот? Микеланджело считать деградацией?

О.Александр Березовский: - Именно этот вопрос свидетельствует о том, что у людей очень разное восприятие.

О.Дмитрий Смирнов: - Разное не потому, что на вкус и цвет друзей нет, а потому что невежество. Это все равно, что сравнивать красоту лошади с красотой автомобиля с итальянским дизайном. Совершенно другой язык и совершенно разные требования к породе коня и к линии, цвету автомобиля.

О.Александр Березовский: - Ездить можно и на том, и на том.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, но и тот, и тот красив. И потом, лошадь может и дороже стоить, чем какой-то там мерседесишка. А конь может стоить очень дорого. Миллион долларов берут за породистого красивого коня. Если он ещё и чемпион, это ничего не меняет. Поэтому как Мао Дзэдун сказал: «Пусть расцветают все цветы». Кто-то любит иконы в академическом стиле, как мы его называем. Никто же не возражает, пожалуйста, люби, заказывай. Есть художники, кстати, очень неплохие.

 О.Александр Березовский: - Преподобный Макарий Египетский говорит: «Потому обращайте внимание на ум ваш, братья, с кем он в общении с ангелами или с демонами». А что значит «обращайте внимание на ваш ум»,  как обращать внимание на ум?

О.Дмитрий Смирнов: - Дерева судят по плодам, и потому, чтобы определить, с кем общается ум, нужно посмотреть на плоды этого общения. Человек сидит, о чем-то размышляет, приходит в раздражение, сердитость и осуждение. Вопрос: с кем общался этот ум?

О.Александр Березовский: - От кого он этого набрался?

О.Дмитрий Смирнов: - Да, он с бесами осуждения общался, с бесами раздражения, и вот бесы ввели его в такое состояние. Тут просто как дважды два.

О.Александр Березовский: - Многие считают, что если вообще человек помыслил худое, то это бес виноват. А собственные мысли у человека могут быть худые или это всегда наваждение бесовское?

О.Дмитрий Смирнов: - Да нет, понимаешь какое дело. Наваждение -  наваждением. В наваждении человек никак не виноват. Грех человека заключается в том, что человек то, что предлагает бес, принимает. Начинает общение с бесом. В этом его прегрешение, и потом разорение возникает бесовское.

О.Александр Березовский: - Житейский вопрос, батюшка. Мой отец грозит убить меня и всю мою семью. Сам застрелится, если я не перепишу на него квартиру, которую он же мне 8 лет назад подарил. Пожалуйста, ответьте, как я должна поступить, чтобы это было по – христиански? Ведь сказано: просящему у тебя дай. Не грешу ли я, вступая с ним в борьбу?

О.Дмитрий Смирнов: - Нельзя к толкованию Священного писания подходить формально. Мне последние сутки не дает покоя такая мысль. Когда Господь сказал: «Дайте Богу Богово, а Кесарю кесарево». Значит ли это, что Господь беспокоится о римской казне, и действительно, надо ли отдавать дань Кесарю? Угоден ли Богу этот подвиг -  ничего в Евангелии не сказано. Основной пафос таков, что не связывайся. Не стоит ломать копья из-за денег. Вот какой смысл, а не такой, что налоги -  это святое дело. Заплати и спи спокойно. Нет, есть определенные правила, и т.д. Даже та цитата не подходит к этому. А как нужно сделать? Если всё по -  Божески, то я даже не имею права давать совета, потому что священник не может быть душеприказчиком по закону, это не моё дело. Наше дело -  учить, как войти в  Царство Божие, а не кому отдать эту квартиру.

О.Александр Березовский: - Батюшка, и Апостол нам говорит: пусть каждый поступает по рассуждению собственного ума.

О.Дмитрий Смирнов: - Да. Но надо же знать все обстоятельства.

О.Александр Березовский: - Хочется на что-то опереться при принятии решения.

О.Дмитрий Смирнов: - Вот, человек хочет опереться формально. А формально -  то нельзя. Как угодно, только не формально. Когда суд судит формально, у всех участников процесса всегда возникает ощущение несправедливости. Вот статья такая, по такой статье тебе столько-то. Тебе полагается 12-15, я тебе даю 10. Чего ты ещё хочешь?

Но вы понимаете, я вообще не убивал. Ну как?  Вот такая-то улика. Ну, что улика -  я не знаю. А судья ему, если формальный подход: Господи, в  чем дело? - Посидишь, ничего, люди и там живут.- Живут? Вот и  посади свою дочку. - Как? Так же и здесь, я не знаю, почему так решено. Во всяком случае, где правда Божья? В том, чтобы вернуть имущество, сказать: на, пожалуйста? Хотя это давно уже не папино. Это уже твоя добрая воля -  вернуть или не вернуть. Поэтому надо помолиться. Это должен человек всю свою религиозную интуицию применить, чтобы помолиться, как - то почувствовать, какова воля Божья.

 Но нельзя сказать: а вот по таким признакам это формально так. Это совершенно не подходит. Так же, как и не подходит вот с этим. Или, как Господь. Рыбку поймали, Он дал им монетку, говорит: на, заплати. Христос- то не Свои деньги дал, да у Него их и не было. Каждый эпизод показывает, что не в этой формальности дело, что надо заплатить подать. Совсем не это Господь хочет сказать.

О.Александр Березовский: - Видно всегда то, что на поверхности лежит.

О.Дмитрий Смирнов: - А Богу угодно, чтобы мы заглядывали внутрь, в суть, чтобы мы смотрели на эту проблему Его очами.

О.Александр Березовский: - Вспомнили, что это Бог творит.

О.Дмитрий Смирнов: - Да.

О.Александр Березовский: - Бог мелочь творить не может.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, конечно. Это он нам дает некое задание, что в данном случае от нас должна быть твердость, или наоборот -  презрение к имуществу. Я не могу это сказать. А даже если мог, я не стал бы это говорить. Допустим, Бог открыл, что надо так и так, это совсем не моё дело.

О.Александр Березовский: - Батюшка, какой самый большой грех?

О.Дмитрий Смирнов: - Неверие.

О.Александр Березовский: - Неверие имеет разные степени.

О.Дмитрий Смирнов: - Каждый грех имеет разные степени.

О.Александр Березовский: - Порой ходящего человека в Церковь нельзя назвать верующим. Хотя он с этим не согласен.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, тут как, если он ходит в Церковь, то он верующий, но вера может быть нехристианская. Для меня как для священника, пастыря, так сказать в кавычках, проблема именно в этом, что человек в Церковь ходит, а  христианином не является. Но даже не это, а многие даже этого и не знают, кто такой христианин. Мне, как говорят, в жизни много повезло. Я видел настоящих святых христиан. Не одного, даже если сравнить, я просто знаю, что это такое. А так очень часто люди чего-то хотят, добиваются, думают, даже потому, как они каются. Они каются в том, что совершенно Богу не нужно.

О.Александр Березовский: - Батюшка, Бог вам дал ориентир в жизни, а человеку не дал. Как ему найти путь ко Христу?

О.Дмитрий Смирнов: - Полно есть книг, жития святых, само Евангелие. Вот, Евангелия достаточно. Смотри на Христа, молись Ему -  и Он будет к тебе ближе и ближе, и всё разглядишь.

О.Александр Березовский: - Я уже, по-моему, рассказывал этот эпизод. Одна женщина приходит, именно в Евангелии нашла эпизод, который её очень обидел, когда Христос отказал просящей за дочь в исцелении. Она говорит: ну, как можно,  такая жестокость! Т.е. она не увидела в этом эпизоде ничего, кроме жестокого отношения к страждущей матери.

О.Дмитрий Смирнов: - Потому что она подходила как? Как судья. Это мне подходит, это мне не подходит. А как должен подходить христианин? Господи, прости меня, тупую дуру, ничего не понимаю, вразуми. Тогда пройдет какое-то время  - и откроется, что это значит, почему Он сказал: Я  пришел для погибших детей израилевых. Она говорит: но и псы   едят крохи. Он говорит: ну, женщина, вера твоя  спасла тебя. А ей не хватает понять, кто ты есть -  то, псина, чтоб ты в Евангелии рассуждал: вот, это я  беру; вот, это я не беру. В Церкви Евангелие мирянам даже в руки не дают, можно только устами прикасаться в знак любви. А чего там рассуждать?

О.Александр Березовский: - А больше опереться не на что, только на свой житейский опыт.

О.Дмитрий Смирнов: - Так этот опыт, он и отрицательный бывает. Разве можно на него опираться? Это всё равно, что на гнилые доски, так и провалишься в подпол, в подвал. А всё от чего? От гордости, от самоуверенности, я считаю. До тебя уже 2000 лет читают -  и какие умы! Таких сейчас и не найдешь. Какой-нибудь профессор в своем предмете ориентируется, а  так в целом -  прости, Господи! 

О.Александр Березовский: - Вопрос. Как быть с женой, которая не проявляет никакого видимого интереса к религии? Как быть с таинством венчания, если с её стороны я вижу лишь пассивное согласие? Стоит ли понудить ленивого в церковной жизни человека -  или молиться, чтобы Бог его вдохновил?

О.Дмитрий Смирнов: - Твоя жена -  ты и разбирайся. Я не знаю, нужно ли  наблюдать эту семью и уже из этого наблюдения дать какой-то совет. Если есть какая-то перспектива, то можно и понудить. А потом, жену надо дольше выбирать. Сегодня ко мне пришли двое молодых людей. Он хочет на ней жениться. Я говорю: сколько ты зарабатываешь? Он отвечает: я устраиваюсь на работу. Я говорю: нет, такое не пойдет, ты устройся, потом приходи, будем обсуждать. Я знаю, некоторые у нас приходят  - и мамаши, и жены, устраивается шестой год, всё никак не устроится. Я говорю: я, что ль, буду кормить?

Телефонный звонок: - Добрый вечер! У меня такой вопрос. В романе «Белая гвардия» Булгакова есть эпизод, который меня потряс. Там белогвардейский офицер смертельно ранен, и его сестра встает на молитву и много часов молится. Он исцелился. Как это понять, как нам простым людям дано такое или нет? Или это по святости человека, или сила молитвы? Спасибо.  

О.Дмитрий Смирнов: - Открою вам один секрет. Никакой силы молитвы не существует. Просто один человек, когда молится  - то исцеление происходит статистически чаще, чем у других людей, и люди начинают говорить о силе его молитвы. Но это не так. Пять часов молиться  - или один вздох? Молитва судится по результату, а результатом молитвы бывает воля Божья. По молитве человека, этот болящий исцелился? Исцелился. Значит, молитва была хороша. А так он  обливался ли потом, молился ли два месяца - не это играет роль. Играет роль только результат. В данном случае описывается результат, о котором человек молился. Это зависит от веры человека, от его любви к тому, за кого он молится. Если человек просто согласен: Господи, помоги ему -  то это одна сила любви к данному человеку. Если человек способен молиться несколько часов и просить Бога -  то, значит, сила его любви больше. Молитва делается сильной только благодатью Божьей. Но Господь может призреть на молитву, если она наполнена смирением -  это во-первых, т.е. налицо  готовность принять любой результат. Нужно с таким устроением молиться. Второе -  это нужно, чтоб в ней было усердие. Третье - должна быть любовь. Если это есть, то Господь может увидеть. Вообще, конечно, так бы человека можно было и забрать. Но столько любви в том, кто просит, что, пожалуй, дам ещё возможность пожить. Потому что Господь это решает не механически, а решает из любви к человеку -  и к тому, кто молится, и к тому, кто нуждается в исцелении.

О.Александр Березовский: - Батюшка, посоветуйте, каким образом преодолеть ревность к прошлому своей жены? О чем и как просить Господа в молитвах? Что кроме молитв необходимо предпринять?

О.Дмитрий Смирнов: - Вообще кроме молитвы ничего не бывает. Это всё равно, что человек спрашивает: а что можно вместо еды? Ну, попей водички. Ничего не выйдет, на водичке долго не протянешь. Так же, как и здесь, кроме молитвы. Молитва тут всё. Человек болен ревностью, серьезнейшее заболевание. Вот и проси у Бога исцеления, потому что обычно ревнивый человек себя оправдывает обстоятельствами. А на самом деле ревность  - это заболевание.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Дмитрий! Добрый вечер, батюшка Александр! Александр. Хотел вас спросить, батюшка Дмитрий. Вот Бог создал землю, людей живущих на ней и всё остальное. Люди уже в свою очередь организовали в своих странах, в своём Отечестве некие государства.

О.Дмитрий Смирнов: - Зачем вы мне это рассказываете про государство, про людей? Я в курсе дела.

Телефонный звонок: - Я хотел спросить. Люди, живущие в своей стране, должны любить Отечество. Могут ли они ненавидеть государство, которое в этой стране находится? Есть в этом грех какой-то или нет? Спасибо.

О.Дмитрий Смирнов: - Понимаете, какое дело. Сама ненависть, например, к воде с газом -  уже есть грех. Почему? Потому что ненависть -  это чувство, недостойное человека. Это чувство, которое разрушает человеку сердце, печень, разрушает его устроение, если оно христианское. Вот в чем дело.

О.Александр Березовский: - Батюшка, чувство ненависти дано Богом человеку.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, совершенно верно, и оно должно быть направлено на дьявола и его слуг. Должно быть направлено на грех. На собственную страсть. Есть ненависть? Да, есть. Она направлена к государству, к банкиру, к носатым, людям с другим цветом кожи или тех, кто говорит с акцентом, и т.д. Юпитер, ты сердишься -  значит, ты не прав. Это нехристианское отношение к жизни, к государству. Государство нужно преображать в том объеме, который тебе доступен. Потому что если ты генерал, у тебя большая дивизия, или маленькая армия - то наведи идеальный порядок, так чтоб всем было хорошо, от солдата и вольнонаемного до всех полковников. Как у  Лермонтова: «Полковник наш рожден был хватом, слуга царю, отец солдатам». Вот, всё сделали, и это всё равно будет государственная структура, но там будут другие отношения между людьми -  не собачьи, а христианские. Министр добрый -  он же может в системе что-то кардинально   изменить. Это трудно, но улучшить всегда можно.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, отец Дмитрий! Здравствуйте, отец Александр! Раб Божий Аркадий. У меня к вам просьба. Вы хорошо знаете тему детей. Ситуация такова: бабушка и мама вынянчили шестнадцатилетнего дитятю, они исповедовали принцип, что детыньку надо баловать. Я был, очевидно, тем самым зверем, который всегда всё портит. Дело в том, что я грешен, я гневно на это всё реагирую. Сейчас стал нескверно действовать, но пока сквернословлю. Как мне хорошо сказали, что слова пусты. Я стараюсь, с любовью подчеркиваю, не допускать себя до каких-то вспышек и перехожу просто на молитву. Получается, что моё молитвенное молчание дает прекрасную возможность, в частности сыну, продолжать дальше изгаляться во всех своих наглостях, хамстве, потому что я молчу. Что вы мне порекомендуете? Спаси Господи. 

О.Дмитрий Смирнов: - Во-первых, порекомендую выучить наизусть такую сентенцию: Гнев не творит правды Божией. Поэтому когда вы в гневе, который проявляется у вас, допустим, в раздражении или в молчании, или в вашей молитве - когда вы осерчаете, то идете молиться. Такое состояние совершенно неугодно Богу. Это очень важно. Конечно, когда человеку 16 лет, что-либо исправить довольно трудно, но попытаться можно. Если поставить себе такую задачу: подружиться со своим сыном. И всегда они по-дружески для друга сделают гораздо больше, с большей охотой, чем для отца с матерью. Если вы станете не только отцом, но и другом -  тогда результат возможен. Если нет -  постарайтесь хотя бы в другую часть своей жизни, после его совершеннолетия, по крайней мере, быть человеком, потому что он будет взрослеть, и, может быть, он увидит, что отец своей кротостью и терпением укрепил его. Это всё-таки лучше, чем то хамство, которым он заражен. А жизнь его обязательно научит. Это всегда так бывает.

О.Александр Березовский: - Батюшка, такой реальный случай. Ребенок, уже достаточно взрослый. Хочет от отца, чтобы тот во всем ему помогал, а у отца нет такой возможности. И вот он  - ужасно плохой отец. Нет, ты должен, ты найди, ты обеспечь....

О.Дмитрий Смирнов: - Это значит, что ребенок уже упущен, т.е. у него не правильные жизненные установки, потому что правильная жизненная установка  - это во всем помогать отцу. Что если отцу нужно, то дети должны бросаться наперегонки, кто вперед. Вот, что нужно воспитывать, а не наоборот. Я в проповеди рассказывал. Ездил в командировку, и там, на аэродроме, меня просто поразил случай, как мама, заняв два кресла, одно для себя, другое для двухлетней дочки - всех отгоняла от этого кресла. Она говорит: это я для неё и для себя, чтобы, когда она захочет сесть -  она села. А потом, уже к концу, увидел, как дочка с ней разговаривает -  как с рабой. Я представляю, что будет через 10 лет. Что мамочка себе выращивает?  Конечно, пока ей два года, она рукой махнула -  и та уже у неё сидит на руках. Т.к. она большая, сильная женщина. А что будет потом? В два года девочка очень развитая, соображает, язык прекрасный. Все буквы выговаривает, умненькая такая. И она уже из мамочки лепит что угодно. Но это педагогическая катастрофа. Даже если сейчас за девочку взяться, всё выкорчевать, что в ней выросло за два года такого антивоспитания. Это я не знаю. Мама без помощи психолога очень хорошего, а лучше двух, в две смены ничего не сможет сделать. Причем мама уверенна, что она права. 

О.Александр Березовский: - Ребенок уже сильнее её.

О.Дмитрий Смирнов: - Абсолютно. Она ей говорит, что надо  - и мама уже слушает и готова бросаться.

О.Александр Березовский: - Родители умиляются: ой, какой умный ребеночек, ну посмотрите! И они играют с ним в эту игру.

О.Дмитрий Смирнов: - Я не умиляюсь, потому что на моих глазах много детей выросло. Я, просто молча, ясно вижу, что если сказать маме -  это абсолютно бесполезно. Скажут: иди, дед, своих учи, или что-нибудь в этом роде. И будет права, но смотреть страшно на такую перспективу. К сожалению, люди совершают такие страшные ошибки, которые нельзя исправить даже в двухлетним возрасте. Когда 16 парню -  что тут сделаешь? сама жизнь  научит.

О.Александр Березовский: - т.е. здесь лучше отступиться от него, не пытаться.

О.Дмитрий Смирнов: - По всякому. Тут нельзя давать советы заочно. Этот вопрос надо изучать. Это серьезно, можно сказать психолого - медицинская проблема.

О.Александр Березовский: - Скажите, как быть когда впадаешь в искушение? Я стараюсь молиться и с Божьей помощью преодолеваю некоторые искушения, но потом, когда совсем не ждешь  - впадаю в искушение гораздо хуже того, которое преодолела, и стыдно даже молиться, кажется, что Бог мной очень разочарован.

О.Дмитрий Смирнов: - Может быть, и разочарован. Это я понимаю. Хотя, конечно, к Богу такие глаголы неприменимы, потому что разочарование -  это слабая позиция. Ко мне сегодня одна прекрасная женщина подошла и говорит: я разочаровалась в таких людях, в таких разочаровалась. По-моему, она в детях разочаровалась, во многих священниках разочаровалась. Сама говорит и то смеется, то плачет. Эта позиция слабых, а у Бога не бывает слабых позиций. У него бывает позиция только одна, позиция истины, поэтому Бог не может  разочароваться. Но, правда, мы же говорим, что Бог разгневался. Мы несколько антропоморфически воспринимаем действия Божьи.

О. Александр Березовский: - По некоторым действиям.

О. Дмитрий Смирнов: - Да, по результатам наших действий, и что попускает Господь  - мы думаем, что Он гневается. Допустим, мы думаем, что Бог в нас разочаровался. Во-первых, молиться нужно всегда и в радости и в горе. Во-вторых, что делать, когда впадаешь в искушение? Апостол нам говорит, радуйся. Когда впадаешь в различные искушения, потому что в искушении можешь показать Богу свою веру, свою любовь, всё-то чему тебя Церковь научила.

О.Александр Березовский: - Проявить терпение, смирение.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, всё: трудолюбие, любовь, послушание, все хорошие качества, которые Господь как Отец хочет в нас видеть, мы должны в искушении обязательно проявить, чему тебя Церковь научила. Потому что если она тебя научила только разочаровываться в священниках, то ты тогда вообще не туда попал. Тебе надо в редакцию «Московского комсомольца» идти на работу, а не в Церковь.

О.Александр Березовский: - Я замечаю, что муж христианские истины подминает под себя. Пользуется ими во зло, причиняет боль, оскорбляет, а потом говорит, что я должна простить, так в Евангелии написано. Вижу, что если я прощаю, то это ему не на пользу. Подскажите, как поступать правильно?

О.Дмитрий Смирнов: - Поступать мудро.

О.Александр Березовский: - Опять же, исходя из ситуации.

О.Дмитрий Смирнов: - Из ситуации, из характера его, из собственного устроения. Вот допустим, я выстрою такое поведение, в результате, которого муж станет в шесть раз лучше, а душе своей этим самым нанесу вред. Ну, и что тут? Нужно действовать очень гармонично и мудро.

О.Александр Березовский: - Часто люди описывают ситуацию совершенно безвыходную и спрашивают, как например, человека не обидеть? А это невозможно в той ситуации, которая сложилась.

О.Дмитрий Смирнов: - Например, в притче о богатом, который Лазарю ничего не давал. Просит перст обмочить в воде и губы отереть. Чего, просто так, что ль? А ему не дают, он стоит там и обижается.

О.Александр Березовский: - Моя мама часто меня оскорбляет, унижает ругательными словами за то, что я делаю не так, как она хочет. Замучила упреками, многочисленные просьбы и увещевания ни к чему не приводят, но в тоже время разойтись с ней не могу и обидеть её не хочу. Посоветуйте, что сделать?

О.Дмитрий Смирнов: - Есть два пути. Либо молча терпеть, либо разводиться. Другого ничего нет, вообще нет.

О.Александр Березовский: - т.е. нельзя разрешить ситуацию и в тоже время не обидеть маму.

О.Дмитрий Смирнов: - Проблема не решаема.

О.Александр Березовский: - Люди ищут тайные пути.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, ничего тут тайного нет. Если человек, допустим, изберет путь терпения - то без молитвы это невозможно. Поэтому первое берем не обет -  что то обещать, собственно некому -  а так надо просто перед Богом замолчать и всё время молиться. Кричит, молчит, улыбается, ругается -  одна реакция на всё: молчание и молитва, желательно Иисусова. Всё, чтобы ум вперялся в Бога. А её, эту бедную женщину воспринимать, как некую неизбежность. Например, человек попал в лагерь, клопы - никуда от них не денешься, мат - никуда не денешься, сырость - никуда не денешься. Постоянно угроза того, что тебя отлупят - никуда не денешься. Постоянная угроза, что тебя обворуют - никуда не денешься, и что? В этом и живешь. Терпение и молитва.

О.Александр Березовский: - Как мы уже говорили про болезнь. Можешь роптать и сделать жизнь невыносимой, а можешь терпеть и молиться.

О.Дмитрий Смирнов: - Да, при невыносимых условиях есть только один путь, это молчание и молитва.

О.Александр Березовский: - Иногда кажется -  так просто.

О.Дмитрий Смирнов: - Просто для понимания, но трудно это всё сделать. Так, перед микрофончиком про всё это рассуждать -  одно удовольствие.

О.Александр Березовский: - Но порой больше ничего, другого пути просто нет.

О.Дмитрий Смирнов: - Нет, есть хороший путь -  развод. А кто там на это обидится, на что -  это уже его дело.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+