20.03.2013 11:20:36
Добрый вечер уважаемые слушатели радио Радонеж! У микрофона поэтесса Нина Карташова. С вами сегодня будет разговаривать, и отвечать на ваши вопросы батюшка, которого вы уже слышали и знаете, это о. Сергий Фейзуллин. Священник храма Живоначальной Троицы.
Добрый вечер дорогой батюшка! Я очень благодарна вам, что вы приехали к нам в студию. Благословите нас всех слушателей и тех, кто дежурит в эфире.
-Добрый вечер, дорогие друзья! Всех вас приветствую и буду рад сегодня принять участие в нашей вечерней беседе и ответить на ваши вопросы.
-Спаси Господи! Ну, пока к нам еще никто не дозвонился, я хочу спросить вот что. Завтра мы отмечаем память Преподобного Рама Хуторского Чудотворца. Ведь он происходил из знатной богатой семьи боярской, и спасение души предпочел и знатности и богатству.
И если мы вспомним нашу древнюю, святую Русь то увидим что множество подвижников того времени, из аристократической семьи. Вот почему так? Может у них образование такое, что их подвигало к Богу? Ведь чем более умный человек, тем он ближе к Богу.
-Умный…Вы знаете, это, в каком смысле умный. Образованный, конечно. Книжная премудрость, она создавала условия благоприятные, чтобы человек мог ознакомиться в подлиннике, на греческом языке со Священным писание, с Новым Заветом. Конечно это среда, в которой горячо обсуждались какие то вопросы, связанные с верой, обсуждались вопросы с, все еще сильно сопротивлявшимися христианству язычеству. Обсуждались вопросы, вообще этого великого исторического поворота. Поворота огромного, прекрасного, своеобразного в области культуры народа русского. И конечно лучшие люди, аристократы (слово аристократия переводится на русский язык как «власть лучших»), тогда в то время, мне кажется, лучшие люди, аристократы. В их среде аристократической, они действительно соответствовали своему наименованию аристократов. И они совпадали с самыми последними веяниями эпохи. Они показывали живой пример искренней веры, когда группа вот этих молодых людей, уйдя от мира, создали не большой монастырь, не большую обитель, которую смогли в этом северном краю показать пример горячей подвижнической жизни. И во многом, вот этот огонь, который они собой принесли в языческий край во многом. Где еще не только пережитки язычества, а просто еще жизнь, она на этих языческих основах проходила у этих северных племен, которые жили в городе.
Они ведь не в городе жили. Они жили вне города, это тоже надо понимать какой это был буйный мир. Поэтому это было удивительное явление и за очень короткое время, надо сказать, они добились огромного влияния. Несколько горячих сердец, которые были совершенно не в такт с народными сердцами. Они как бы поворачивали, задавали новый ритм движению жизни вообще. Когда он совпадал с молитвой, совпадал с бдением. То есть совершенно не от мирные движения принесли с собой эти молодые, но очень горячие духовно люди. И какая то особенная благодать озарила их жизни, и видя этот подвиг молодых людей, Господь особенным образом их благословлял. И в короткий срок они смогли привлечь к себе многие-многие сердца.
-У них были наставники? Или они сами с Божьей помощью.
-Конечно, у них были наставники. Мы знаем, что Алексей Михайлович, так звали Преподобного Варлаама до пострижения в монахи, он был пострижен Иеромонахом и который уже тогда жил в одном из Новгородских монастырей. Но вот как то об этом житии, о школе монашеской, которая имела какую то опытную монашескую традицию, в житии говорится очень коротко. Почти ничего не говорится. Вы знаете, на самом деле есть такое понятие как избрание того, кого Господь знает от чрева матери. Это особо духовно одаренный человек. Человек, который является плодом целого рода, особенного рода духовного. И этот род, который приносит плод в целом, эта фамилия в целом, в лице Преподобного Варлаама. Этот плод был совершенно уникальным для своего времени. Контраст, который создает жизнь преподобного Варлаама на фоне той стихии языческой, полу-языческой. Того буйства, той колоссальной энергии, тех людей которых вы правильно назвали ушкульниками. Ушку это северный медведь. Представьте себе традицию Новгородскую, когда отроки Новгородские в переходном периоде от отрочества, от юношества к возмужанию, который был коротким периодом, 14-15 лет, это была обычная традиция, в этом не было ничего особенного. Вот эти отроки выходили сражаться с этими ушкоями, имея только рогатину и нож. В этом был весь смысл поединка почти равного. То есть медведь, страшный зверь, этот северный медведь со своими когтями, жесткими и так далее, со своей огромной силой, и отрок юный с рогатиной и ножом и ничего не допускалось…
-И один на один?
-Да, один на один. Ну, конечно рядом находились загонщики, но все таки не посредственно поединок…этот юноша вступал в одиночестве.
Это была традиция, и это языческое ощущение это ощущение судьбы, ощущение весов судебных.
-Фатализм такой.
-Фатализм языческого, когда в жизни человека совершенно все предопределено и определено. Вот это героическое ощущение жизни, языческое ощущение. И человек герой, он должен замысел Богов осуществить, он должен быть героем. В этом нет ничего особенного с точки зрения языческого мироощущения. Каждый должен быть героем. И нужно было эту героику языческую, показать пример не героики, а показать пример таинственности и образности личностного подхода к жизни. Когда человек не герой, а личность, это совершенно разные вещи.
-Ну, все таки, и подвиг был у этих аристократов, которые решили посвятить себя Богу.
-Конечно подвиг, но подвиг христианский.
-Да.
-Они не пытались никому ничего доказывать, людям не пытались. И не нужна была публичность. Им не нужно было с этим ушкуем сражаться публично для того, что бы подтвердить свою возмужалость. Их подвиг сокровенный. Это подвиг, который в глубине человеческого сердца. Это мы знаем, традиция наша церковная сохранила, что злые духи не терпели, понимая, что эти сердца, горевшие как свечи в темноте языческого мира разгонявшие этот мрак, эту темноту язычества. Эти христианские сердца молодых аристократов, ставших монахами, ставшими не от мирными светильниками, что они в конечном итоге победят с Именем Господа нашего Иисуса Христа на устах. И поэтому там, конечно по страшнее ушкуев были наваждения. Там бесы являлись в виде всевозможных страшных змей, каких то не виданных фантастических зверей, которые совершенно реально нападали на них. Били их, разрушали жилища, которые они создавали и так далее. Поэтому для нас сейчас, когда мы встречаемся с таким накатом неоязычества, в самых отвратительных формах его, страшной экспансия. Причем уже без патриархального уклада. То язычество оно все же благородное язычество..
-И предчувствие Христа, мне кажется, было в том древнем язычестве в нашем славянском.
-Ну, по крайней мере, мужество всегда было мужеством. В христианстве тоже есть вызов «Смерть, где твое жало», говорит Иоанн Златоуст. « Ад, где твоя победа», «последний враг упразднится смерть», говорит Апостол Павел. Поэтому и там и там, борьба со смертью, самым страшным злом. Победа жизни над смертью. Только там победа видимой жизни, над видимой смертью, а в христианстве, это не видимая брань. Но, тем не менее, не видимая брань, эта брань за истинную, подлинную жизнь. За жизнь не как ряд героических побед, а за жизнь как Бытие.
-Но вот неоязычники нынешние, они вроде тоже набожные. Наши русские люди и патриоты, но они уводят в другую сторону. Они от Христа уводят. И все таки они очень злы и агрессивны. Вот в древнем язычестве было и добро,- правда же?!
-Если говорить о русских язычниках, то если, помолившись поговорить с этими молодыми нынешними людьми, зрелыми людьми, то какие они язычники?! Это христиане, у них генетически Христос в сердце. Как говорил покойный исповедник отец Димитрий Дудко: Загляни в душу русскому человеку и пусть он называет себя не верующим, язычником, коммунистом, а в душе у него Христос, в душе у него лампадка горит. Так говорил батюшка в советское время. Действительно, как бы нам казалось странным, в молодости свойственен максимализм. Деление людей на своих и чужих, на правых и не правых, а вот о. Дмитрий учил, что в России все верующие. Ко всем относился с любовью. И к коммунистам, потому что они любят свою страну, и к заблудшим, может быть либерально настроенным, части интеллигенции, которых он обескураживал своей мягкостью в обращении и своим таким теплым, взыскующим, в тоже время, отношением к человеку. Когда человек настроенный на острый, конфликтный разговор, вдруг тот стушевывался и брал благословение у Батюшки.
-Благословение. Как хорошо. Я бы еще хотела у вас спросить. Вот в древней нашей Руси аристократы шли, лучшие люди шли, посвящали себя Богу, молитве и монашеству. Теперь вы можете назвать таких богатых, обеспеченных людей, которые…
-Вот сама тенденция, конечно, в корне изменилась. Тенденция сейчас, это отрицание живости и продолжения традиции. Когда люди, имея какое то может быть книжное, интеллектуальное, фантазийное представление о христианстве, сталкиваясь с реальностью и не сразу находя великих подвижников, не находя сразу яркие примеры. Для этого нужно жить в церковной среде. Общаться с людьми, ведь на то и Святой человек, чтобы быть сокровенным. Он ведь как бы не пытается себя рекламировать, пиарить и так далее. Эти люди когда сталкиваются с обычной церковной жизнью, с рутиной какой то, то у них реакция сразу разочарования какого то. Поэтому сейчас тенденции совершенно противоположные. Они не пытаются разгонять тьму этого неоязычества. Не пытаются вести аскетический образ жизни. Они как то очень быстро разочаровываются и часто дети у них оказываются в учебных заведениях за рубежом. И часто у них какое то отрицание нашей русской…Ничего хорошего они не видят. Вот эта тенденция, она изменилась. Но тем более ценны те факты обращения из этой среды к Богу. Когда человек, и я, как священник, могу сказать, что я встречаюсь с такими фактами довольно часто, когда совершенно удивительные люди из этой среды, из верхних слоев. Вдруг его каким то образом касается благодать Божия и этот человек выстаивает длинные церковные службы вместе с обычными прихожанами. Этот человек, прячась от молвы, от людских глаз таких не очень человеколюбивых, скажем, изыскивает для себя возможность помолиться в дальнем монастыре каком то. Что бы побыть наедине с Богом, помолиться, причаститься и такие факты очень радуют и таких фактов не мало. Я думаю «вся тебя, земля родная, Царь Небесный сходил благословляя». Вот эта печать Небесная Духа. Не миру ведь дает Бог Духа, и Господь, благословив народ наш, землю нашу, Страну нашу на подвиг исповедничества. Это Благословение сохраняется над нами. Мы Благословлены на то, что бы нести Христа миру.
Об этом говорил еще Ф.М. Достоевский, как об этом говорили лучшие люди на земле нашей. Как мы это чувствуем. Хотим мы этого или не хотим, это Благословение, которое в крови у нас. И не успокоится, я думаю, сердце русского человека, может перефразируя слова Блаженного Августина Епископа Африканского который говорил: Не успокоится сердце человеческое, пока он не найдет Бога. Так можно сказать, что русское сердце не успокоится, пока он «Христа не обрящет», и в Нем не найдет истину, смысл и цель своей жизни. Я так думаю.
-Батюшка. Но вот когда в детстве меня бабушка приводила там, в основном, были простые прихожане. В основном прихожанки, такие бабушки в платочках, простые женщины, рабочие, ну такие которых на работе ругать не будут за то, что они ходят в храм. А теперь то, посмотрите, образованные люди. В церкви их даже больше. Вот я радуюсь тому, что прихожане стали не только бабушки в платочках, но и молодые мужчины, образованные.
-Вы знаете, свойство еще русского сознания, это быстрое понимание бессмысленности скажем, каких то подходов к жизни, в основе которых скажем; потребление, бесконечная жажда удовольствий. Это все быстро проходит. Это как похмелье, оно не свойственно русскому человеку. И поэтому мы с радостью видим как все новые и новые люди пополняют наши храмы. Но то, что вы сказали….Мне вспоминается один случай как раз из советского времени. Какая то была богословская международная конференция в Москве, и приехал какой то профессор, пастор, доктор богословия, какой то протестанец, не то немец, не то датчанин, не помню кто. И он захотел не в тот храм в который ему предложили сходить посмотреть службу, в Богоявленский по моему, а он решил в храме, где нибудь на окраине Москвы, как идет служба посмотреть. И вот он, на каком то, трамвае, троллейбусе, посмотрел по карте, где находится храм. И попал в храм, стоит несколько бабушек, идет служба. Почти пустой храм как часто это бывало в то советское время действительно, эти бабушки, вечер. И вот он потом говорит: А у вас все святые.
-Святые?
-Да. Он говорит: Я как то пришел на службу и у них у всех комфортные условия для посетителей, скамеечки со специальными педальками, а тут он пришел на службу и полчаса бабушки стоят, и я стою, час,- они стоят, и я стою, стыдно вроде взрослый, спортсмен, молодой мужчина. И вот он два с половиной часа отстоял, как и бабушки все отстояли. Даа, говорит, у вас все святые здесь.
-Батюшка у нас звонок. Благословите.
-Прекрасно.
-Добрый вечер.
-У меня вопрос насчет домового. Вы не скажете, что это за существо такое?
-Ну, как вам сказать. Вы знаете, в древнем Риме домовых называли гениями. У каждого дома был свой гений. Гении были римскими язычниками и покровителями римских фамилий. Домовые, я думаю, это такое фольклорное восприятие из языческого нашего прошлого, ну и настоящего, если кто то серьезно к этому относится. Это народное восприятие духов лукавых, которые, каким то образом, пытаются заявить о своем присутствии. Сейчас очень много таких явлений, на Западе называют это полтергейст, там еще какие то явления, феномены. Домовой, это дух, который каким то образом хулиганит в доме. Он, как правило, что то переворачивает, краны открывает, может даже занавески поджечь. Но, все таки дух лукавый, дух злобы. Он пытается привлечь к себе внимание, навязать себя. Заставить людей вступить с ним в контакт, в общение. Поэтому конечно если есть домовой, если есть такие явления надо пригласить священника и освятить квартиру или дом. И о домовом лучше забыть, вот что я скажу и думаю по этому поводу.
-Наверное, там где иконы, святыня какая то, то там не посмеют шалить эти духи зла.
-Ну, если есть икона и в присутствии святыни человек позволяет себе вести себя не пристойно…
-То и святыня не поможет.
-Святыня…Понимаете в чем дело, это послужит еще усугубляющим положением этого человека обстоятельствам, то есть отягчающим его вину. Потому что если в присутствии святыни человек позволяет себе какие то не достойные вещи, поступки, то это отягчающе.
И поэтому могут быть страшные вещи.
Если человек с благоговением относится к святыне, надеется на помощь Божию, на помощь святыни, находящейся в его доме, конечно она его защитит, обережет. Она создаст условия, что бы злые духи не могли в этом доме, в этой квартире….
Хотя мы знаем, что у Преподобного Сергия Радонежского бесы даже били, все крушили в его келье. Мы знаем, что Преподобного Серафима Саровского бесы тоже били. Но это были особые избранники Божии исполнены такой великой благодатной мощью, даже не силы, а мощью, что они как бы вызывали на бой этих бесов, они вступали с ними в страшное прямое столкновение. И Господь попускал …славе этих Святых. В конечном итоге бесы терпели поражение и отступали. Но это особое и совершенно уникальное явление.
-Страшно.
-Да. Мы знаем, что очень многие Святые подвергались нападению бесовскому. Обычному человеку Господь не попустит, потому что каждому в его меру, в его силу. Сверх силы Господь не попустит, если только человек не будет искушать, конечно, Бога, если он не будет провоцировать. А вообще эта тема сейчас очень востребована, так как люди по невежеству духовному, по праздному любопытству своему, которое на самом деле может привести к катастрофическим последствиям. Часто провоцируют злые силы, на какие то контакты. Это конечно может плохо закончиться.
Ну а святые иконы и святые, какие то вещи, они ведь не действуют механически. Все связано с верой человека, с его поведением. Достойно это поведение имени христианского, которого мы носим. Или это поведение чисто формальное, внешнее, перед людьми только. А на самом деле, как говорит Господь о таких людях: Чтут Меня, сердце же их исполнено всякой мерзости.
-Не даром говорят,- намолена икона.
-Иконе то ничто не повредит, а вот если человек в присутствии намоленной иконы курит или сквернословит матерными словами, то он получит еще большее осуждение от Бога и попущено будет ему страшное явление даже.
-Боже сохрани! Батюшка, я почитаю смс.
Вот Вячеслав пишет. Ждал праздника Венчания, а получил одиночество. И никому не нужен, застрял между небом и землей пять месяцев и все хуже, мысли гадкие. В церковь нет даже сил идти. Там мои враги: Иерей Иван и о. Михаил. Отняли у меня мою Марию. Все говорят, держись, а не получается. Чую погибаю. Простите. Помогите. Молюсь. А через два, три часа бешусь, места не нахожу. Что со мной? Устал. Как быть, кругом темнота?! Жду Марию.
Вот такой крик о помощи.
-Я думаю, Вячеслав, вам надо предложить сходить на исповедь. Если уже не к отцу Иоанну и отцу Михаилу, с которыми у него сложные отношения. Сходить на исповедь к другому священнику, потому что здесь какая то детективная история. Сюжет такой, тут надо как то разгадывать, не совсем понятно, почему Венчание закончилось одиночеством. То ли невесту украли, отец Иоанн с отцом Михаилом, не посредственно после венчания. Умыкнули, так сказать)). Что там произошло, почему?! Тут какая то нарушенность в изложении сюжета. Я поэтому с большим сочувствием отношусь к факту такого страдания человеческого и предлагаю на исповедь прийти для того, что бы понять, потому что, не возможно, ответить на вопрос, не понимая сути происходящих событий.
-Да в любом случае надо идти в церковь, раз уж у него такое что так и пишет «бешусь». Бешусь от слова бес. Ужасно.
-Да. Я думаю Вячеславу нужно на исповедь.
-Я думаю, Вячеслав нас слышит и батюшку послушается.
Еще вопрос из МО. Сколько раз можно собороваться?
-Но, смотря в каком случае. Здоровому человеку есть традиция собороваться один раз в год перед великим постом. Потому что кроме не посредственного таинства елеосвящения, то есть таинства исцеления от болезней в соборовании есть еще сокровенный смысл. Это исцеление от неосознаваемых и забытых грехов.
-И от грехов рода, родительских,- нет?
-Ну, грехи рода, они каким то образом, проявляются в человеке все равно. Они могут быть осознаваемы и не осознаваемы, то есть они могут по разному проявляться. Как правило, грехи рода они проявляются, это склонности. Забываются грехи личные или которым не придается значение. Если все таки человек попадает в область благодати, он приходит в церковь и чем ближе к свету, тем сильнее ощущение собственного греха. В храме как раз и начинается процесс то, что мы называем покаянием. Когда в меру здоровья духовного Господь попускает человеку видеть собственные недостатки. Потому что если бы вдруг каждому из нас открылось вся его сущность греховная, не всякий бы и суток выдержал этого откровения. Поэтому Господь не попускает быстро увидеть человеку, Он постепенно. Постепенно идет исцеление. Многие говорят,- Да я хуже становлюсь в храме, я до храма лучше был. Ничего подобного, просто начинаешь видеть свои недостатки. То, что раньше тебе казалось любовью, ты видишь, что это были страсти, эмоции, какие то воображаемые чувства, не реальные совершенно. То чего не было на самом деле.
А то, что понимается под любовью, это братские бескорыстные отношения к человеку. Когда ты радуешься что ты рядом с ним и можешь, как то поучаствовать в его жизни. И ты когда открываешь, что до этого то, ложь была. Тут конечно важна помощь мудрого наставника.
-Да. Батюшка возьмем звоночек.
-Здравствуйте. Вы начали с аристократов, что очень хорошие люди были, воспитанные, а потом все хуже и хуже, потому что враг искушает. А я хотела у вас спросить. Я раньше много слышала о Шифаревиче и он говорил, что через 100-200 лет человек так изменится и все будет совершенно по другому. Но я его не читала. Вы извините пожалуйста, вы не подскажете что можно прочитать у Шифаревича.
-У Игоря Шифаревича?! Я сейчас точно не помню название книги. По моему «Русофобия» называется.
-Да. Перепечатывали его.
-Он в мире до сих пор воспринимается очень не однозначно. И реакция на него европейского общества, там вообще, западно- европейского общества в частности, американских интеллектуалов, конечно крайне отрицательная. Но, на мой взгляд, эта книга очень интересная. Она достойна, что бы мы ее и сегодня читали. Она не потеряла своей актуальности и вопросы, которые он поднимает, уважаемый Академик Игорь Ростиславович, они не потеряли своей актуальности не в кой мере. Сейчас эта тема широко обсуждается. Есть очень много публицистики, связанной с этим. Да, это явление, которое требует обсуждения, требует дискуссии.
-Это конец 80-х годов, когда вышел этот труд.
-Так и называется просто «Русофобия»?!
-Да. О малом народе.
-Очень интересная работа такая. Какие- то статьи многочисленные…
-И книга я знаю в Славянском есть «Труды Игоря Шифаревича». И вообще он замечательный человек. Дай Бог ему здоровья, он уже в почтенных летах. Замечательный человек, это наша совесть, нашего народа.
Добрый вечер.
-Раба Божия Галина! Вот только что вы отвечали на вопрос по поводу соборования и сказали, что грехи рода обязательно проявляются. В чем могут проявляться грехи рода?
-В поведении, в поступках, склонности. Это, какие то генетические грехи, с которыми уже рождается человек. Предрасположенность к определенным грехам. И каждый грех имеет отношение с определенным заболеванием. Есть такое явление, как психосоматическая связь между грехом и болезнью. Между патологией души и патологии телесной. Поэтому если есть некая такая духовная связь между предыдущими поколениями. Скажем; скупостью, жадностью, то это обязательно проявляется. Если человеку Господь открывает и дарует благодать и открывает ему, что это грех на самом деле, что это не норма, что это требует исправления, покаяния. И таким образом, какой то таинственной помощи предкам, уже ушедшим в жизнь вечную, дарует, конечно, и благодать, что бы он мог исправить это и помочь ушедшим уже людям. Потому что связь ведь сохраняется. Мы в ответственности за тех, кто был раньше нас, так же как и они в ответственности за нас живущих. Связь она тем сильнее, чем более сияет истина в данном человеке, тем сильнее связь, его ответственность. Соответственно будет и вина, в том случае, если он проигнорирует или не осознает свою ответственность перед ушедшими родственниками.
Здесь часто вспоминается комический персонаж, которого гениально сыграл Леонов в экранизированной пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное Чудо». Помните, он там короля играет и говорит: Это не я, это твоя дурная бабушка отравительница или дядя, я сейчас точно не помню. Скверный был характер, но я тут не причем, я такой милый и хороший человек, но вот предки у меня были такие, вот поэтому я пытаюсь там кого- то отравить. Подслушиваю, но это не я виноват.
На самом деле для православного человека это совершеннейший абсурд. Как можно сказать: Я не виноват в том что….Это мои предки, мои родные люди. Как я могу отречься от них?! Это все равно как некоторые говорят: Почему мы должны отвечать за грех Адама?
Но это же братец, это первый человек. Мы человечество все связаны друг с другом. Любовь это и есть мера ответственности за другого человека. Поэтому Святые не грешившие, как бы формально, не совершавшие грехов как Авва.. на одре смертном, сияющий старец, 80 лет проживший в обители. Вокруг стоят братья, любуются этим ликом уходящего от них великого старца, а у него все лицо мокрое от слез.
Они спрашивают: Авва, почему ты плачешь?
Он говорит: Поверьте братья, я даже не положил начало покаянию.
-Ой
-Потому что он чувствовал ответственность. Он грех других людей воспринимал как свой собственный. Христос невинный берет на себя грехи мира. «И Святые, дела которые я творю, и вы будете творить»,- говорит Господь ученикам своим. Больше Меня будете творить.
Так Бог доверяет людям свое дело, дело о спасении людей. Любовь, это когда если я люблю кого то я чувствую стыд за то, что он делает.
А Святые люди отличаются тем, что они любят каждого, у них нет чужих. Каждый человек, который….становится для него родным. Раз Господь послал, значит не случайно. И более того, есть великая мера этой святой духовной ответственности, когда пустынник, монах, молится за весь мир. Ему жалко, он оплакивает этих людей, они все родные. Поэтому как можно сказать, что я в чем- то не виноват. Наверное, самые дорогие для Бога слова, которые говорит человек: Я виноват. Когда мы это говорим, мы свободными становимся. Не кто- то виноват, ни какой- то там человек. Не сосед на лестничной площадке злобный, не начальник, который меня прессингует. Я виноват, я свободен. Господь мне послал эту скорбь и через эту скорбь в царствие небесное надо войти.
Скорбь это одна из дверей. Скорбями надлежит всем нам войти в Царствие Небесное. И поэтому чувство вины оно не даром, вина в переводе с древнерусского значит «причина». Причина во мне, Царствие Божие внутри меня. Если я не переживаю благодатной радости Царствия Божия, которое внутри меня. Христос сказал: Царствие Божие внутри вас есть. Если я этого не чувствую, значит я виноват.
-Батюшка. А как же младенцы, которые рождаются больными. Они что, несут грех родителей?
-Безусловно.
-Но они же не виноваты?
-Как раз в этом смысл, что они не виноваты. Если бы виноватый был, то какой смысл. Не то угодно Богу, говорит Апостол Петр, что бы вы страдали за собственные проступки, а то угодно Богу, что бы вы не- винно страдали. На невинном страдании стоит земля. А когда были бы все виноваты….
-Вообще лучше бы страданий не было.
-Это знаете из фантастической области. Если есть грех, то должно быть и страдание. Должно быть искупление.
-Но детей младенцев мне всегда жалко, которые страдают.
-Безусловно. Просто мы должны понимать смысл этого страдания
-Слушаем вас.
-Здравствуйте. Вы знаете, по Радонеж была передача, посвященная памяти Приснопамятного Митрополита Нечаева. И рассказывали, что он часто посещал и любил посещать Старцев Блаженных. Он в одном из визитов к Блаженной матушке Макарии задал ей вопрос о судьбе России. А матушка ответила такими словами, что Россия переводится на соль. Владыко огорчился. А мне вот не понятно. Вы мне можете объяснить смысл этих слов.
-Я не знаю ничего об этой встрече. Если я вас правильно услышал, Россия переводится на соль? Ну, я не знаю, что сказать по этому поводу. Какие то странные слова. Для меня они таинственные очень. Боюсь я ничего не смогу сказать по этому вопросу.
-Добрый вечер!
-Здравствуйте. Раба Божия Алла! Скажите, пожалуйста, блаженная кончина, она кого касается? Святых или мирян тоже?
-Блаженная кончина может быть у любого человека, если он примирится со своей совестью, примирится с Богом, примирится с ближними. В общем- то Евангелие начинается с новых заповедей, с нового откровения о Законе Божьем. Это заповеди блаженства; блаженны плачущие, блаженны милостивые, блаженны кротцыи….
Блаженная кончина, это не то, что мы в обыденном языке радостная. Радостная не может быть, а вот блаженная…Блаженная, это когда глубокий мир снисходит на душу переходящую в вечность. Когда сила Святаго Духа укрепляет его, когда Ангел Божий старается его успокоить: Молись, молись, проси у Бога прощения, проси прощения у тех с кем ты разлучаешься. Вот это блаженная, когда мы сохраняем веру до последнего мгновения в этой жизни. И конечно блаженная в этом смысле блаженство, как залог жизни вечной упокоенной, приснопокойной, приснорадостной. В этом смысле этой кончина может удостоится каждый человек.
-Спаси Господи!
У нас еще звоночек. Алло!
-У меня вопрос по поводу праздного любопытства вы говорили. Мы все живые люди и из этого праздного любопытства можем книгу какую то прочитать, на глаза попадется, или передачу увеселительную посмотреть и вроде как согрешил и нужно каяться. Но если нет в душе такого сильного раскаяния по этому поводу, и нет уверенности, что нам не захочется еще посмотреть увеселительную передачу по телевизору. Что вы по этому поводу думаете?
-Праздное любопытство, если мы вспомним слова Господа, который говорит: За каждое праздное слово дадим мы ответ на Страшном Суде. Обратите внимание Христос, Господь и Бог наш не говорит за каждое скверное слово, за каждое гнилое слово, за каждое подлое слово. А именно праздное, то есть пустое. Есть грех как камень, он может лечь на сердце и тут же тяжело становится. Человек даже задыхается. Есть грех, как тьма накрывает душу. Человек становится мрачным, унылым, ему тяжело дышать. Сердце как бы глухие удары.
А есть грех как пыль, она лежит на душе и как бы, не заметно. Но если пыль не вытирать и в этом не каяться и в этом не исправляться. Если продолжать эту привычку к праздному времяпровождению то… Вот придите в дом где долго никто не жил и вы увидите такую пыль. Пыль обезображивает даже самый лучший интерьер в этом доме. Что же происходит с нашей душой, которая не заметно зарастает этой грязью, тонкой, может быть не очень весомой, не восчувствованной сразу, но, тем не менее, такой опасной. Ведь в таком состоянии, когда мы чувствуем, вот придавило нас, этот грех, нам сразу хочется пойти на исповедь и сдвинуть эту плиту, эту тяжесть с души. А вот тонкие, не заметные грехи, они наиболее опасны.
-Пыль надо вытирать каждый день.
-Пыль надо вытирать каждый день. Совершенно верно.
-Батюшка у нас звонок.
Добрый вечер.
-Добрый вечер! О. Амвросий монах, я вот приезжаю в Москву. Слушаю ваше Радонеж, молодцы, спасибо. Я сам из Сибири, Кемеровская Епархия. Смотрите. «Переводится на соль Россия», что это обозначает. Это означает, как Господь говорит: Вы соль земли. И если эта соль придется не годна, то ее только выбросить и топтать ногами, вот и все. Спаси Господи!
-Благодарю вас батюшка за толкование такое. Возможно этот смысл вложила в эту фразу старица Макария.
-Ало!
-Добрый вечер. Можно еще раз вернуться к вопросу о необходимости страдания невинных.
-Знаете. Вспоминаю книгу «Почему страдают дети», кажется, она называется, написал ее бывший врач. В Сергиевом Посаде есть единственное в мире уникальное медицинское учреждение Интернат для Слепо глухо немых детей. И священник о. Алексий, может я ошибаюсь, впоследствии, этот доктор стал батюшкой, священником. Он очень интересно описывает свои бывшие впечатления от нового места работы. Он пришел работать в этот интернат, где дети оставленные родителями. Дети слепо глухо немые, ползующие иногда, там очень много сопутствующих заболеваний. Иногда это паралич, иногда заболевания, связанные с ЦНС. И вот он говорит: Я три дня не мог молиться. Я говорил: Господи я не могу понять. Он только плакал, я смотрел на этих детей, плакал и говорил: Господи я не могу молиться, пока Ты мне не объяснишь, почему страдают эти невинные дети. Почему они рождаются вот так? Вот опыт этого человека, его искренне страдающее, сострадающее сердце не могло примириться, видя муки этих невинных младенцев, детишек. И вот он так молился одной молитвой, плакал и молился. И он говорит: мне было откровение Бога, как раз то, что я сказал выше, это из этой книги. Господь мне сказал, что именно смысл страдания этих детей,- они несут на себе грехи мира, грехи рода. Они, таким образом, облегчают участь уже ушедших. Участь не раскаившихся людей. Конечно, в этом есть трагичность. В этом есть протест, любой нормальный человек будет протестовать, видя страдания ребенка. Мне приходится видеть, как священнику, больных детей. Это очень страшно когда оказываешься в онкологическом отделении и видишь двух трех летних детей, пораженных патологией. Сидящая рядом мать. И за 20 лет служения я видел много страшных историй, и мне пришлось быть свидетелем разных трагедий человеческих. Ну что говорить, надо говорить «Верую Господи», Верую, что все имеет смысл в каждом случае нельзя остывать, нельзя удовлетворяться. Вот как этот человек,- надо плакать и просить Господа: Господи! Дай мне духовное объяснение. Не какое- то теоретическое, логическое может быть с точки зрения Богословия, с точки зрения Евангелия, а вот чтобы я понял и примирился с этим.
Вы знаете. Вспоминаются слова. Ведь это коллизия, это конфликт Ивана Коромазова, когда он говорит в беседе с братом Алешей: Я ведь много верую, я только мира Его не принимаю, и билет Ему покорнейше возвращаю. Я мира Его не могу принять, он говорит. Я не могу принять гармонии…, которая стоит на слезинке одного ребенка. Вот это говорил Иван Карамазов. И я думаю, что в этом тоже есть правда. Но Христос, который пришел умереть. Каждый человек ведь приходит в мир для того, что бы жить исполненный надежд на радостную и как ему кажется счастливую и долгую жизнь. А Христос пришел, чтобы умереть. Он нес в Себе тайну пророчеств «Священного писания». Он нес в Себе эту страшную тайну, страшное знание о итоге Своей жизни. И это накапливалось и по мере приближения к концу вспоминаются слова Пастернака:
Сейчас должно написанное сбыться
Так пусть же сбудется оно
Аминь!
Вспоминаются тоже у Пастернака замечательные стихи:
Он отказался бес противоборства как от вещей, полученных в займы
От всемогущества и чудотворства и стал смертным как мы…
Ведь у нас нет иногда выбора. Болезнь приходит, подламывает, перечеркивает планы. Болезнь ребенка иногда потрясает так человека, что он способен на конфликт даже с Богом, на протест, на бунт какой то. Как у Ивана Карамазова, там не болезнь была, он был умным человеком и видя зло в мире, торжествующее, нагло вызывающее зло. Он поэтому отрицал Мир Божий. Только Христос может разрешить проклятые вопросы. Христос своей жизнью и вот здесь незаменим совершенно исключительно незаменим опыт жизни во Христе, со Христом, потому что Христос разрешает все противоречия.
У Достоевского есть замечательный Рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке». Помните мальчик, который замерзает во дворе богатых обывателей петербуржских, у которых праздник, карнавал, елка. И мальчик замерзает, потому что ему некуда идти. И он попадает в Царство Небесное мальчик, не в доме, не с людьми. И вот маленький мальчик у Христа на елке.
Поэтому если мы веруем во Христа, мы знаем, что нет никакой бессмысленности в страданиях невинных. Непременно эти страдания закончатся Славой и бесконечной радостью с Богом.
Добавить комментарий