Перейти к основному содержанию

21:06 22.07.2019

Скажите, что главнее, важнее – воспитание или наследственность в формировании будущего человека?

16.12.2015 11:38:36

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/12/10/21-00.html

-  Здравствуйте, батюшка! Р.Б. Аркадий из Москвы. Хотел бы попросить Вас высказать свое суждение на тему  притчи о блудном сыне. Мы люди музыкальные, в нашей творческой среде Вы знаете, какие нравы.  Мы все в творчестве плюс у нас есть дети.  Мы их любим, устраиваем в музыкальные учебные заведения. Мой сын занимается в Хоровой академии имени Попова. Но в этой круговерти любви, заботы и нежности странно всё получается, когда мы пытаемся привести наших  детей к православным нормам.  Из православия принимаются только те вещи, которые удобны, а никакой ответственности 15-летний молодой человек брать на себя уже не хочет. И получается так, что нарушать православные нормы мы не можем, мы в терпении должны себя смирять -  а наши  потомки, методически пользуясь всё дальше и дальше нашей  добротой, только берут от  нас. Только потребляют, абсолютно не считая нужным что-то делать в доме, учиться. И что дальше за этой добротой? За этой открытостью? Ведь тебя попросту используют!

- Дорогой Аркадий, я как раз раскрыл книжицу «На высотах Духа» С.Н.Большакова и нашел там главку «Архидьякон Аркадий. Псково-Печерский монастырь». Там речь идет о молитве, которая особенно нужна родителям, ибо посредством молитвы Господь просвещает нас в трудных, непонятных ситуациях, когда мы просим его по-детски: «Господи, вразуми, научи со стороны посмотреть на предмет моего беспокойства. Настави, Господи, как управить детей, как привить им подлинный разум и совестливость, чувство долга и ответственности, без которых само христианское звание остается пустым звуком» Не правда ли?

Поделюсь с Вами впечатлением от  одной поездки. Я  недавно  посетил в Екатеринбурге новооткрывшуюся православную гимназию имени Симеона Верхотурского, и увидел как раз заботу, любовь, внимание со стороны духовников, учителей. Мне, однако, заранее дали знать, что дети потребительски относятся к заботе взрослых об их образовании и воспитании.  Сюда отдают детей преимущественно православные родители, и, как ни странно, именно у этих родителей мы видим детей с комплексами Митрофанушки. Которые не хотят ни учиться, ни жениться, выражаясь образно. Т.е. привыкли потреблять, наивно полагая, что Солнце, Луна, Юпитер, Марс и Нептун вращаются вокруг них. При этом эти детки совершенно не чувствуют ответственности за свой выбор, не понимают, что им, подросткам, должно служить родителям. Они – молодые, красивые, сильные, должны учиться для того, чтобы состояться в жизни, для того, чтобы упокоить родительские седины, а еще прежде -воздать им созидательным трудом. Возможно, их  очень удивило, когда в актовом зале священник из Москвы начал беседу, и тему выбрал: о дезертирстве. Дезертир – это предатель Родины, который кидает щит и меч во время сражения, дезертир поворачивается тылом к врагу и достоин трибунала. Но я  не  давил  на детскую психику:  мы и шутили, и смеялись. Тем не менее, нужно было говорить именно о том, о чем Вы меня спросили: как взрастить в детях совестливость, чтобы они прекратили лоботрясничать, чтобы ощутили в себе призыв внутренний трудиться и учиться, не покладая рук, ибо время коротко. И меня очень удивило, что два подростка, сидевших на первом ряду, в это  время изгалялись, вслух обменивались репликами, глупо гоготали. Я понял, что мальчики совершенно не воспитаны, не взнузданы, хотя их родители православные люди. В конце концов, я вынужден был попросить их встать. Моя метода не была брутальна, я попросил этих мальчиков быть телохранителями, чтобы они встали  навытяжку справа и слева от меня.  Сам я стоял в рясе, прямо вытянувшись в струнку, и попросил их побыть со мной в состоянии боеготовности номер один. Мало ли, вдруг там, за пианино спрятался террорист… Девочки тотчас опасливо стали коситься на инструмент, потому что слова эти у всех на слуху. Так вот, что меня удивило, дорогой Аркадий, мальчишки как будто не имели фактуры, как будто не имели скелета, они извивались как какие-то дождевые червяки, им трудно было стоять прямо, один пытался опереться о пианино, другой о сцену. Я говорю: «Друзья, встаньте прямо! Равнение на батюшку! Я, ты, он, она – вместе целая страна!». Они: хи-хи, ха-ха, извиваются как два ужа на сковородке. Я говорю: «Друзья, как вы не боитесь позорить гимназию?! Вашего директора? Ваш город? Я стыжусь, я краснею, я бледнею – что подумают девочки о юношах, в которых нет мужской стати? Вы как будто исполняете танец живота!» И вот, вы знаете, всё-таки победа осталась за нами, потому что я стал им рассказывать о подвиге десантника, оказавшегося в чеченском плену во время Второй Чеченской войны. Известен случай поразительной любви кавказского пленника. Девушка-чеченка тайно подкармливала  нашего  воина, попавшего в   плен, над которым четыре  года издевались боевики.  Силой Божией он оставался жив, а затем, когда местность уже была зачищена  - то девушка спряталась от родителей и осталась в ауле. Полюбив друг друга, страдальцы выдержали все испытания. Она сказала: «Твой народ будет моим народом, а вера – моей верою». Они уехали в Россию, она приняла крещение, сейчас у них счастливые дети. И этот рассказ проник в умы и сердца подростков. Мои юноши, с которыми я воевал целых  15 минут, сразу избавились от томившей их дурашливости и разгильдяйства.

Так вот, отвечая на Ваш вопрос. Сегодня, приобщая детей к классической музыке и изобразительному искусству, если речь идет о мальчиках – совершенно необходимо их вводить в русло военно-патриотической работы. Начинать нужно со спортивных нагрузок, учить их преодолевать какие-то трудности. Это может быть связано с туристическими походами, обстановкой, требующей максимального напряжения, концентрации, а главное – пронизано идеей служения. Сейчас не то время, когда наша молодежь может расслабляться, отрываться от действительности, разменяв свой интеллект на японские аниме или тупые компьютерные игры, никак не развивающие, а разлагающие. Об этом нужно думать нам, родителям, учителям. Посмотрите на лица школьников, учившихся в советских школах в 1938-39гг., учащихся послевоенного времени – какая дисциплина, какая собранность, какое стремление к знаниям! Президент, кстати, поставил эту задачу - пусть она очень трудна – вернуться к уровню советского образования. Хотя либералы много потрудились над разрушением отлаженной системы традиционного воспитания и образования. И до сих пор мы еще не преодолели эти опасные тенденции, однако важно, поставив задачу -  продавливать ее, добиваться ее исполнения. Но,  а пока суть да дело, пока создаются вновь детские организации школьников, будет вновь вводиться форма, и наша молодежь будет принимать человеческий образ, давайте мы, милые родители, вкупе со священниками, учителями, будем вводить наших мальчиков и девочек в такие здоровые, патриотические организации. Нам не нужны женоподобные юноши, новые Опискины из села Степанчиково, не нужны растолстевшие молодые люди с гиподинамией. Сейчас необходимо вспомнить нашу стать, нашу удаль, силу национального характера. И главным приоритетом должна быть идея служения – не мы служим тебе (ребенку), а ты должен служить родителям, семье, школе, храму, Церкви, родине, Богу! От тебя Отечество ждет знаний. И это тоже подвиг – собирать знания по крупицам, добиваться результата через Олимпиады, через музыкальные конкурсы. Посмотрите на китайских ребятишек, на  молодежь –  как они болеют за свою страну! Как всё забыв, идут на результат, стремятся  к  победе! Это менталитет, пусть далекий от христианства, но нам не может не импонировать такое чувство единства, принадлежности к своему народу, к своей стране, честь которой ты защищаешь. Вот и школьники должны защищать честь школы, а не позорить ее перед московскими гостями. Слава Богу, что у нас всё кончилось на мажоре, я имею в  виду замечательную гимназию, дети которой выступали в тот же вечер вместе со мной, это был экспромт детской филармонии. Спев любимую песню В.В.Путина «С чего начинается Родина», только с новыми словами, отражающими православные корни нашего Отечества.

- Здравствуйте! Р.Б. Нонна из Петербурга. Наши священники ездили на Афон и спрашивали у старцев по поводу ситуации в России и вообще в мире. Старцы им сказали, что России будет помощь, если русский народ не прогневает Бога. Сейчас активизировались темные силы, буквально на днях г-н Ходорковский в Лондоне обвинил нашего президента в том, что он якобы совершил госпереворот, и Ходорковский призвал к революции. Радио «Эхо Москвы» нагло, открыто призывает и предсказывает, что будет гражданская война, переворот в верхах, и народ расколется. В общем, становится страшно. Но старцы говорят, что это не будет попущено, если русский народ не прогневает Бога. Повлияет ли на это такая ложь, как признание подлинными останков Царской семьи, покоящихся  в Петропавловской крепости? Если русский народ это не остановит, и он не отстоит честь Государя -  будет ли это грехом и поводом прогневить Бога?

- Благодарю Вас за вопрос, он достаточно важен для нас. Прежде всего, о старцах. Дорогие друзья, мы с вами не зайчики вислоухие и не чебурашки с широко открытыми глазами, и не Пятачки – спутники Винни-Пуха, чтобы питаться все время смутными, невесть откуда приходящими пророчествами о неведомых старцах. Сегодня, честно говоря, меня удивляет, как среди мирян легко рассуждают о старцах. Что нужно, чтобы стать старцем? Получить греческую визу и попасть на гору Афон. Попав на гору Афон, через какое время можно получить наименование старца? Месяц-два? Пять лет?.. Нужно сказать, что в греческой традиции обращение «геронда» - «старец», вообще принято, когда вы беседуете с иноком, не обязательно даже пожилым. Но одно носить иноческое звание, другое дело – человек, который находится в определенной степени очищения от страстей. Но мы все призваны очищать себя от скверны плоти и духа, а третье – это быть носителем определенных даров, ведения и духовного суждения о настоящем и грядущем.

Нужно быть осторожными, нельзя верить отдельным дошедшим до нас фразам, приписываемым или действительно исшедшими из уст уважаемых во всем православном мире подвижников благочестия, например, преп. Серафима Вырицкого, преп.Серафима Саровского. Текстологи вам всегда укажут на многосложную работу, ибо одно человек сказал, другое было услышано, третье было записано, четвертое напечатано и пятое истолковано. Всем известно, что изречения духовных авторитетов «обрастают» какими-то прибавлениями, переосмыслениями. Поэтому жить в предощущении, что китайцы завтра дойдут до Урала, и поэтому Сибирь обречена на китаизацию -  это просто нонсенс в свете тех программ, которые сегодня наше правительство развивает на Дальнем Востоке, построив Университет на о. Русском, строя военные базы на Курилах, на Сахалине, «Шелковый путь» предусматривает развитие инфраструктур, городов, дорог. И развитие Дальнего Востока сегодня считается приоритетным направлением, о чем говорит наше правительство в лице своего премьера.

Таким образом, дорогие друзья, не будем приписывать «Эху Москвы» дар пророчества. Ну, что вы мне говорите об этом сомнительном радиохолдинге, который сейчас, насколько я знаю, подвергается проверке определенных государственных структур. Сегодня все организации, подпитывающиеся иностранными средствами, грантами, проверяются, потому что не всегда они придерживаются здоровой критики, но часто просто выполняют какие-то разлагающие прожекты, являясь ангажированными, проплаченными, зачастую бессовестно эксплуатирующие те средства, которые раньше они  получали здесь из России. Поэтому, каким эхом еще отзовется совершенно чуждая и духовного здоровья, и созидательного подхода концепция этой радиостанции, мы посмотрим еще. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Что касается «пророчеств», которые к вам пришли с Афона, то, простите, всё Писание и Предание с библейских времен и доныне говорит о том, что обращение людей к Богу, глубокое покаяние является предпосылкой и нравственного возрождения Земли, и защитой ее от внешних врагов.

Относительно так называемых «царских останков» Московская Патриархия придерживается крайне взвешенной и осторожной позиции. И нам известно, что предыдущие комиссии как будто проводили анализы ДНК и прочее, но слишком много вопросов к этим наспех сколоченным комиссиям, к намерениям этих комиссий, средствам, на которые они осуществляли свою деятельность. Мы все, от Святейшего Патриарха до гимназиста, знаем, как непросто в датском королевстве обстоят дела, поэтому не спешите волноваться. А то, что Государь прославлен вместе со своими сродниками, и мы можем и должны молиться Хозяину русской земли о нашей державе, выполняющей сегодня миротворческую миссию на глазах притихшего лукавого Запада -  в этом сомнений тоже нет. Так что спокойствие, господа! Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке!

 

- Скажите, что главнее, важнее – воспитание или наследственность в формировании будущего человека? Бывает,  мы наблюдаем, что в одной семье, при одинаковых условиях вырастают абсолютно разные люди, даже бывают противоположные векторы….

- Вы упомянули о наследственности, которую со счетов сбрасывать нельзя.  Упомянули о воспитании, т.е. о совокупности усилий педагогов и родителей, усилий, которые должны нравственно ориентировать воспитанника, укреплять его решимость идти стезей чести и добра.  Но не упомянули еще о тайне самой личности, которая имеет внутренний суверенитет, которая свободна в ее произволении, и именно эта свобода выбора зачастую и обуславливает совершенно разные плоды, взращиваемые в сердцах братьев-близнецов. Один идет направо, другой идет налево, так и в многодетных семьях… Как вы думаете, откуда родилась пословица «В семье не без урода» или «Паршивая овца всё стадо портит»? Речь идет о том, что при всех наших усилиях каждый маленький человек, возрастая, встречается пред лицем соблазнов. И кто-то, подражая родителям, эти соблазны преодолевает, а кто-то оказывается падким в силу внутренней амбициозности, гордости, внутреннего самоутверждения. Иного жизнь должна так поколотить острыми углами, так смять бока, что лишь пройдя огонь и воду, человек вдруг понимает задним умом: «Господи, у тебя наемники избыточествуют хлебом, а я – сын твой младший, заблудившийся на стороне далече, пасущий мысленных хряков, гибну от голода! Пойду, возвращусь к отцу моему».

Это как раз вопрос Аркадия о возвращении блудного сына. Я согласен, что очень больно смотреть на детей, которые нагло, без чувства признательности и благодарности требуют у родителей: «Дайте причитающуюся нам часть имения! Не хочу я здесь оставаться под родительским крылышком! Не смейте больше заходить в мою комнату без моего дозволения! Хватит меня прессовать! Не надо меня строить! Я сам с усам! Буду кузнецом собственного несчастья! И чем мне будет хуже -  тем больше я буду доволен». Такие отпрыски часто поворачиваются спиной к растерявшимся и онемевшим от огорчения родителям. Однако, жизнь – хороший учитель. Дай Бог, чтобы наши дети выросли хорошими детьми. Поэтому и мы, родители, в наших потугах взрастить семена разумного и доброго в их сердцах, не должны быть излишне навязчивыми, раздражительными. Мы должны светиться радостью и миром. Неприятные вещи уметь говорить с приятностью, проявлять необходимую жесткость и элементы убеждения. А куда же без этого?  Ведь не в раю живем. Но умейте приласкать, пригреть, немножко ослабить тетиву, чтобы наши дети не унывали.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+