Перейти к основному содержанию

17:10 28.03.2024

С какими словами надо подходить к священнику на исповеди?

05.02.2016 09:41:40

- Вот, пришел крик о помощи: «Отец Олег, благословите, демоны искушают, ничего не могу делать!».

 - Во-первых, в Писании сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое, и верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести это» (1 Кор 10, 13). Т.е. мы не можем утверждать, что Бог попускает нам что-то такое, и у нас нет сил преодолеть. С другой стороны, когда мы говорим, что Бог попускает искушение - это не значит, что Бог является источником искушения. Если мы откроем послание Иакова (1 Иак 1, 14-16), то здесь сказано: ”Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные». И так же там сказано, что никто в искушении не должен говорить: Бог меня искушает, потому что каждый искушается и обольщается собственной похотью. Демон, да и сам дьявол ограничен в своих действиях по отношению к нам. Ибо для них всегда полагается предел от Бога, некая граница, которую они не могут перейти. Перечитайте дома первую главу книги Иова, там об этом говорится. Златоуст выразил эту ситуацию следующими словами: “ Если ты сам человек не повредишь себе, то никто и ничто во всей вселенной не повредит тебе.” Об этом мы должны помнить.

- Батюшка, но что делать, если находишься в оцепенении или в состоянии греховности, под властью гнева, пьянства, блудных помыслов и т.д.?

 - Человек во грехе рождается, и в беззаконии зачат, как видим мы в Псалтири, мы наследуем общее греховное состояние. Как отец Даниил Сысоев писал, грех - это наследственное заболевание, которое передается половым путем- т.е. когда происходит зачатие человека. «В беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», человек с самого начала уже становится причастным к греху. Но это не значит, что он не может изменить свою природу. Собственно говоря, Христос и облекается в нашу природу, чтобы в Себе Самом исцелить её, поэтому мы должны с надеждой смотреть на Христа и особенно серьёзно относиться к таинствам церкви. Потому что такие таинства как причастие, исповедь, да и само крещение связаны с человеческой немощью. Да каждое таинство у нас связано с человеческой немощью, включая хиротонию. «Божественная благодать, немощная врачующая, и оскудеваемая восполняющая». И врачующие таинства церкви могут нам помочь преодолеть греховные склонности. Например, как я часто говорю, что причастие - это не приз за хорошее поведение. Это самое радикальное средство в борьбе с грехом. Которое попаляет саму склонность ко к греху.

 - В Патриаршем календаре нынешнего года приведено высказывание из палестинского Патерика: ” Что одно слово недолжное лишилось святого Моисея обетования земли”. Какое же слово недолжное у Моисея, которое лишило его обетования земли?

 - Это происходит при водах Меривы, когда не было воды у евреев, и Бог повелел Моисею ударить посохом по скале, чтобы пошла вода. Моисей не просто ударил, он ещё произнес слова: “ Пойдёт вода. “ Но так произнес, как будто: пойдёт ли вода? Но не надо такую ситуацию проецировать на простых верующих, это не правильно, потому что со своих избранников Бог всегда спрашивает значительно строже, чем с обычных людей. Ведь на самом деле Моисей подошёл, ударил по скале, вода потекла. Всё было в соответствии с волей Божьей. Но он не должен был произносить слова, которые он произнес, а Бог очень ревностно относится к своим избранникам и то, что он спрашивает с них - он не спрашивает с обычных людей. Обычно человек живет обычной жизнью, столкновения с острыми углами он не переживает, не сталкивается с ними. Поэтому мы на примере Моисея можем научиться осторожно относиться к своей речи, но с другой стороны о Моисее сказано, что это был наикротчайший всех людей, т.е. таких людей, как он, не было до него и не было после него. Удивительный характер был у этого человека. Это был не просто пророк, который общался с Богом, что называется - лицом к лицу, поэтому он называется не просто пророк, он - Боговидец, а это исключительное положение.

 - Если ребенок зачинается в пост, влияет ли потом это на его последующую жизнь?

 - Я думаю, что влияет. Потому что сказано, что Бог наказывает детей за вину отцов третьего, четвертого рода. Собственно говоря, человек должен опасаться греха не только ради самого себя, но и ради членов своей семьи. Например, муж и жена плоть едина. Если муж совершает какой-то грех, даже если жена ничего не узнает об этом грехе - у неё могут быть какие-то проблемы, а тем более, если муж, а тем более муж, жена и у них ещё дети. Поэтому когда мы говорим о таких важных вещах как зачатие ребёнка, конечно, это надо с молитвой всё делать, выбирать соответствующее время, потому что это важный момент. В священном Писании говорится о мужском семени верующего мужчины как о святом семени. Вот, например, в Коране у мусульман это называется «презренная жидкость», а в библейской традиции - это источник жизни. Это святое семя, и его нельзя смешивать с семенем языческих народов и племён. Поэтому запрещены браки между православными и неправославными. Человек должен относиться к своей семейной жизни и тому, что касается исполнения супружеских обязанностей, достаточно серьёзно. Конечно, всё тут происходит по воле Божьей, нельзя заказать, чтоб точно было зачатие мальчика, или, кто хочет - точно девочки. Здесь как Господь даст - так и получится. Когда был патриарх Божий Иаков - у него была жена Рахиль, которую он очень любил. Но она не имела детей, а другая его жена Лия рождала каждый год. И Рахиль однажды сказала Иакову: дай мне детей, иначе я умру. А Иаков ей говорит: что я - Бог, чтобы дать тебе детей? И богословы задались вопросом, почему Рахиль сказала Иакову: “Дай мне детей”? И некоторые истолкователи предположили, что она попросила молитв Иакова, мол, помолись за меня, чтобы у меня были дети. Но другие истолкователи сказали: нет, такого не может быть, разве Иаков не молился за свою жену, что она просит помолиться, что бы у неё была беременность? Конечно, он за неё молился, может быть постился, может быть, он вообще совершал какие-то ритуалы, обряды, всё не обходимое. Но религия и отличается от магии тем, что ты можешь сделать действия А плюс действия Б, а вот получится результат С или нет - это Бог решает. Это в магии смешал одно с другим - и получился тот результат, который получился. В этом смысле, как часто объясняют, наука очень похожа на магию. Она и выросла, собственно говоря, из магии. А мы всецело уповаем на волю Бога. Можем вычитать все необходимые молитвы, самый лучший день подобрать для зачатия, но произойдёт это или не произойдёт - это по воле Божьей. Но со своей стороны мы должны исполнять всякую правду.

 - Батюшка, исходя из предыдущего вопроса, когда Вы сказали, что со своих Бог спрашивает строже. Можно ли надеяться, что сейчас в этом вопросе, рассматривая людей неверующих, или когда они были невоцерковленными – то над их чадами не висит такая ответственность? Потому что сейчас многие начинают высчитывать, когда они были зачаты, отнимая девять месяцев от даты рождения, и ужасаются, когда их зачатие приходится на Великий пост.

- Посмотрим истолкование одного христианского экзегета. Во - первых, он пишет, что в крещении ответственность детей за грехи родителей безусловно снимается. Но почему всё- таки наказание от третьего и четвёртого рода? Речь идёт о том, что на нас влияние оказывают наши родители именно от третьего - четвёртого рода. Что это значит? Мы видим пример отца, его жизни перед собой, если это греховная жизнь - мы начинаем подражать его грехам, и мы наказаны. Мы видим деда, это второй род, третий - прадед, а дальше до четвёртого не всегда дотягиваем. Т.е. мы видим первый род, второй, третий, четвёртый - очень редко. Поэтому и сказано, что наказание за грехи родителей до третьего, четвёртого рода. И когда ребёнок, видя грех родителя, продолжает его, он дважды грешит. Во- первых, он нарушает Божью заповедь, совершая любой грех, а второе - он уже имел пример неправильной жизни отца и понимал, что это неправильно - тогда зачем он подражает или отцу, или деду, или прадеду, или прапрадеду в чём - то дурном? Надо подражать людям в хорошем.

- Первый вопрос: Я 6 лет хожу в церковь. Год или два назад, после причастия почувствовал, что всех хочется любить, как будто последнюю рубашку отдать. Но бывает раздражение. Второй вопрос по поводу Деяний святых апостолов. Я перечитываю Евангелие и не понимаю, который же муж именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав своё имение, утаили из цены. Рассказывается: принёс апостолу Петру, и когда и Пётр сказал: Анания, зачем ты утаил, и так с женой поступил? Получается, они утаили, и за это они были наказаны смертью?

 - Причастие – особый момент в нашей жизни, это самое радикальное средство в борьбе с грехом, которое попаляет не просто грех, как поступок. Но, прежде всего – самую склонность ко к греху. То, что называют «тернии прегрешения». Собственно говоря, на исповеди мы говорим о грехе, как о содеянном поступке, а причастие совершается во оставление грехов и в жизнь вечную. Сразу возникает вопрос: а почему причастие во оставление грехов, если на исповеди мне отпустили грехи? Имеется в виду, что на исповеди снимается ответственность за грехи как за поступок, а причащаемся мы во оставление грехов в жизнь вечную. Потому что в причастии попаляется сама склонность к греху. И чем чаще человек участвует в евхаристической трапезе, тем сильнее ослабевает причастность к какому- то греху, то что мы называем «тернии прегрешения». Я рекомендую более внимательно вычитывать утренние и вечерние молитвы, и молитвы к причастию, эта тема там раскрывается. Действительно, после причастия человек может ощущать подъём, чувство любви, ощущение благодати, теплоты, вливается в душу человека. Но в тоже время, могут быть какие-то нестандартные ситуации. Вот вы говорите, что возникает раздражение. Скорей всего, это духовное борение. Потому что сказано: дьявол как лев рыкающий ходит, ищет, кого ему поглотить, и особенно, конечно, дьявол ненавидит причастников. Но с другой стороны, святые отцы говорили, что если христианин причастился - он выходит из храма, и бесы с визгом от него разбегаются в разные стороны, потому что христианин для бесов как лев, если он причастился и выходит из храма. Т.е. ситуация зеркально наоборот, поэтому в любом случаи если какие-то неправильные чувства возникают после причастия - может быть, даже не надо придавать им значения и даже не приписывать их себе. Может быть, это действительно бесовское наваждение. А этот день причастия надо все - таки проводить в радости и веселье, я имею в виду духовную радость и духовное веселье. Наши предки благоговели перед этим таинством. На святой Руси даже до вечера пищу не вкушали, я не говорю, что надо так всем делать, но предки так к этому относились и старались не вести пустых разговоров до вечера в этот день, потому что было особое уважение к этому таинству. Если говорить о ситуации с Ананией и Сапфирой - я напомню нашим радиоприхожанам, что в книге Деяния святых апостолов рассказывается, что к ногам апостолов люди приносили своё имение, точнее они чаще продавали своё имение, а деньги отдавали апостолам. И вот Анания и Сапфира тоже решили продать имение, но всё имение, а часть. А может, они всё продали, но часть суммы они утаили, оставили у себя, а другую как всё целое принесли к ногам апостолов. Во - первых, они имели полное право принести к ногам апостола столько, сколько они хотели, имели полное право оставить себе столько, сколько они хотели, они могли оставить себе значительно больше, чем пожертвовали апостолу. Здесь речь заключается не в том, что они это утаили, а в том, что солгали. И святые отцы, когда комментируют эту ситуацию, почему умерли Анания и Сапфира - потому что они солгали Духу святому, они принесли определённую часть имения, но сказали, что это всё, что они получили от всего своего имения. Но им вот так хотелось показаться такими же милосердными, такими же меценатами, как и все остальные христиане, т.е. они как бы от всего отказались, хотя этого не требовалось от них. Это не требуется вообще ни от кого - взять и всё раздать, это исключительная ситуация, и она, кстати, не относится к вопросу о спасении, а скорее к вопросу о совершенстве. Когда юноша подошёл к Иисусу Христу и спросил: что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Христос сказал ему: почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй. Юноша сказал, что всё это он исполнил от юности своей, и сказано, что Христос возлюбил его за это. Но Христос ему сказал: если ты хочешь быть совершенным - пойди, раздай всё, что имеешь. Христос не сказал: если хочешь спастись - пойди, раздай всё, что имеешь. Он сказал: если хочешь быть совершенным, это разные вещи: спасение - и совершенствование. Т.е. есть такие вещи, которые совершают совершенные люди, святые, но это не обязательно для всех верующих. Вот эту истину надо понять, и проблема здесь не Сапфиры, а в том, что они солгали Духу святому, а это уже граничило с хулой на Духа святого, и поэтому произошла трагедия.

 - Как расценивать слова апостола? Как призыв к покаянию? Т.е. признать свою ошибку?

 - Какие слова?

 - «Зачем вы решили солгать?»

 - На самом деле эти слова были как грозный приговор, он с сожалением, скорее всего, произносил эти слова: «Но зачем вы решили солгать Духу святому?» Но не требовалось от них этого. Они могли прийти и сказать: вот, мы жертвуем пять талантов, тысячу талантов оставляем у себя. Они имели на это полное право, и никто ничего им не сказал бы. Но они разыгрывали спектакль, что они всё продали, от всего отказались, и вот, солгав апостолу и Духу святому , за это пострадали.

- Но опять очень строгий спрос?

- Это было особое время. Все эти люди были свидетелями Пятидесятницы, многие из них были свидетели жизни Иисуса Христа, они Его видели, слышали. Это особое время, мы не должны проводить параллелями с нашими временами.

 - Батюшка, брат Владимир задал вопрос по поводу причастия. Вот он обрисовал две ситуации, т.е. любовь, когда хочется всех обнимать, всех любить, и противоположность - гнев. Я хотел у вас поинтересоваться по поводу ровного состояния, когда, почему, в чём причина - это надо в себе покопаться. Почему когда после причастия ждёшь одного или второго, а просто ровно как будто ничего не бывало? Вот, тоже искушение.

- Мы не должны быть заложниками чувств, вот с этого надо начать. Человек должен действительно жить ровно. Если у нас всплеск чувств во время молитв, после участия в таинстве, феерический всплеск чувств - это не очень хорошо на самом деле. Ровное состояние всегда лучше, потому что если человек в одном случаи переживает всплеск чувств, а другой раз он причастился и не переживает этого всплеска чувств - он становится как бы заложником этой нестандартной ситуации. Ему кажется, что что-то не так. Нет, надо причащаться со страхом Божиим и верою, что это истинное Тело, истинная Кровь, и что это святое Причастие попаляет тернии наших прегрешений. Собственно говоря, что мы видим из молитв, которые связаны с причастием - там говорится, что этими Дарами мы обожаемся, это и есть состояние абсолютной святости на самом деле. Причастие предлагается как «святая - святым». И наше отличие от подлинных святых заключается только в том, что мы переживаем состояние абсолютной святости. Мы не должны долго сохранять это состояние, и как раз колебание чувств от восторженных к депрессивным мешает нам сохранять это состояние. Поэтому чтобы не быть заложниками чувств, не надо придавать значения ни восторженному состоянию, ни такому, которое выглядит как раздраженное состояние.

 - С какими словами надо подходить к священнику на исповеди? Я вот готовилась к исповеди по «Опыту построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина 2012 года выпуска книжечка. И я подошла к священнику, и сначала говорю: «Господи, перед Тобой и перед Вами, отец, исповедаю свои грехи - и он мне сразу говорит: ты что, монашка? Так с какими словами вообще надо подходить к священнику?

 - И второй вопрос какой?

 - А второй вопрос житейский. Вот это всё греховное, мои жизненные грехи. Как -то было мне хоть и стыдно, но легче их было описывать, потому что они были на виду, как бы на ладошке. Я прошла всю свою жизнь, я её всю исповедовала, открыла. А теперь начинаю готовиться, и каноны прочитаю, и покаяние, исповедальную вот книжечку почитаю, но не знаю, с чего начать. Очень тяжело бывает подготовиться к исповеди, чем объяснить - не могу понять.

-Ну, у вас как бы один общий вопрос по поводу исповеди. Книга «О построении исповеди» - это не инструкция, которой надо строго следовать, это объяснение того, что считать грехом. Это прекрасная книга отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», но это не инструкция в том смысле, что надо строго следовать, вот именно такие же фразы произносить. Это просто хорошая подсказка, чтобы никакой грех не оставить неразрешенным. Поэтому здесь надо действовать не по инструкции, а по движению сердца, т.е. искренне, просто, спокойно подойти к священнику и сказать: у меня есть такие - то, такие проблемы. А дома вы можете прочитать построение исповеди и составить на основании этого прочитанного материала свою исповедь. Исповедь должна быть лаконичной, по библейски лаконичной, потому что если на исповеди мы начинаем говорить об обстоятельствах греха – то, как правило, мы оправдываемся. Вот всегда, когда мы, священники, слышим, что человек начинает много рассказывать о каком- то грехе - мы понимаем, что это самооправдание такое происходит. Например, он говорит: я там грешил с друзьями - а зачем про друзей то говоришь, что с ними выпивал, или ругался, чтоб часть вины на них переложить? Или я поругался с тещей, или с начальником на работе. Зачем он сюда тещу приплел, начальника? Он хочет сказать, что вина не только на нем лежит, но на неких обстоятельствах. Поэтому чем более лаконично, по -библейски лаконично будет исповедь - тем лучше. Смотрите, как в Библии все лаконично: не убивай, не кради. Казалось бы, тут можно много чего сказать по поводу «не укради», т.е. если ты долг не вернул во время, то ты украл. Или тебе дали на время какую - то вещь, хозяин забыл, а ты не напоминаешь, то ты тоже украл. Но когда мы в библейской лаконичности - то исповедуемся всегда более точно, правильно. Мы наносим точечный удар по греху. Здесь есть некая опасность, что распространяясь по поводу содеянного греха, на самом деле мы будем заниматься самооправданием или самолюбованием, какие мы усердные в этом вопросе, насколько мы опередили других христиан. Поэтому такие книги читать надо, это полезные книги «Опыт построения исповеди», но использовать как некий цитатник и жесткую инструкцию не надо, т.е. старайтесь с простотой душевной, сердечной подходить к священнику или какой- то может конспект составить себе, зачитать батюшке или просто перечислить лаконичным библейским языком содеянные грехи, преступления. Дать священнику прочитать, он прочитает разрешительную молитву и будет чувствовать себя спокойно.

 - А может - обрадуется такому серьезному подходу, например.

 - Скорее всего нет, судя по реакции женщины, и ей со мной не очень - то нравилось. Во - первых вы не должны смущаться, т.е. священник сделал какое-то замечание, что вы монашка или что ещё. Не надо смущаться, надо с простотой принять это. Может быть, священник решил проверить меру сердечного сокрушения того или иного человека. Такое допускается, я общался с одним человеком, который проходил послушания, готовился к монашескому посту у одного. И сначала его старец очень хорошо его принял, поселил его в своей келье и по - доброму к нему относился, а потом, по прошествии нескольких дней, старец начал его ругать. Говорит: ” Зачем ты сюда приехал объедать меня, уже еды никакой не осталось, ты всё сожрал, в холодильнике пусто, вообще ты ходишь, у тебя от ног пахнет, тебе надо стираться, душ принимать”. И вот он так стал его угнетать! А этому человеку было очевидно, что этот старец, авторитет был у старца. И он побежал к монахам: Я больше не могу там находиться, он меня всего затерроризировал. А ему братья говорят: а ты потерпи, ситуация изменится. И в какой- то момент старец ему говорит: ” Ну ладно, завтра у тебя пост, отдыхай” . Тот думал, что ему в очередной раз будет полоскание. Это проверка человека, если человек заявил, что он хочет быть монахом, т.е. он хочет найти смирение. Ну, ладно, если ты хочешь путём смирения - давайте посмотрим, как у тебя получится, или нет. Ведь хуже, когда человек становится монахом, и никакого у него смирения нет, вот это беда.

 - Я очень удивился, батюшка, представьте, прямо на глазах какая история произошла. Когда мы были на Афоне, в монастыре , где дары волхвов хранятся. Мы познакомились с одним отшельником, который спускался раз в месяц с гор в свою келью и пришёл на службу. Мы пошли вместе, и вот, представляете, какое было наше удивление, когда на всенощное бдение сели в эти стасидии - это сидения, в которые дозволяется присаживаться во время службы, а он сел на колени и головой уперся в стену напротив иконостаса. Представляете, мы сидим - и тут подбегает молодой монах и как начал этого отшельника трепать за волосы! Мы прямо друг на друга смотрим - трепет и трепет, и после того, как он ушел - мы спросили, что случилось, отец, что такое? Он говорит: да не обращайте внимания, они на смирение проверяют.

 - А я вот читал недавно в одной книге, там свидетельство об одном старце. Приехал митрополит в очень бедный монастырь, где у монахов не было нормальных подрясников, все были равные. И митрополит на службе - значит, у него белый клобук, и митрополит говорит: «Пусть старец придет, я хочу благословить старца». И приходит старец с грязными руками, в дегте, в бензине, в мазуте. Подходит к митрополиту под благословение народ, потом глянул - руки грязные, надо вытереть - и вытирает руки о края белоснежного клобука митрополита! Вытер и потом говорит: «Благослови меня, владыка». И митрополит, который слыл вспыльчивым человеком, со смирением благословил его и получил облегчение, и через некоторое время прислал в эту бедную обитель много подрясников. Потому что он поступил разумно, как в Писании сказано: обличи мудрого - друга приобретешь, а обличи дурака - врага наживешь. Поэтому по реакции на обличение можно увидеть, что представляет собой тот или иной человек.

 - Простят ли мужу моему грех блуда? Он нашел женщину, расписался с ней. Сейчас говорит, что она очень православная. Но начал делить со мной имущество, выселяет меня из квартиры. Я переживаю за детей, потому что боюсь, что его грехи останутся на моих детях. И еще: может ли она быть православной, если так поступает?

- Это, правда, сложный вопрос. Почему? Потому что есть случаи, когда церковь разрешает разводы. Но какие это случаи? Это неверность одного из супругов, прежде всего. Это смерть одного из супругов, но у вас все живы, как я вижу. Может быть, психическое заболевание одного из супругов. Сейчас ввели такое понятие как заболевание СПИДом или наркомания, по «Социальной концепции» в этих случаях имеется возможность развода. Т.е. развестись человек может только по определенным причинам, если эти причины отсутствуют, никакой развод ему церковь не даст. А если церковь не даёт развода - она не даёт благословения на новый брак. И такое общение православного с православной становится блудом, прелюбодеянием. Какие последствия будут для детей этого человека? Но здесь, опять же я говорю, надо понять, какие причины на его взгляд позволяют ему разводиться. Ведь вы о нём заявляете, как о православном человеке плюс он сошёлся с православной женщиной, и здесь надо совершенно чётко понять, а почему они так поступили. Однозначно ответить сложно, но в любом случае развод, конечно, это беда, но в этой беде разбирается церковный суд, который выясняет ответственность каждого из супругов, почему они довели ситуацию со своей семьёю до распада этого союза. Ведь мы учим, что Бог сочетал - то человек да не разлучает, и когда мы венчаем людей - мы говорим им, что надо сохранять благодать супружества до последнего издыхания. Чтобы в будущей жизни чувствовать близость друг друга, хотя в царстве небесном не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы. В любом случае очень важно святость венца донести до последнего предела. Были случаи, когда ко мне обращались очень пожилые люди с просьбой их обвенчать. Я спрашиваю: а как же так, вы всю жизнь жили вместе и не венчались? Но они говорят: да вот так получилось, но мы верны были друг другу с самой - самой молодости. Я спрашиваю: а зачем вам сейчас надо венчаться? А они говорят: мы в той жизни хотим быть вместе. Меня это умилило, у меня аж слёзы из глаз потекли. Это бывает такое, когда люди в простоте сердечной что - то скажут - и ты чувствуешь не просто слова за этим стоят, а что-то серьёзнее. Поэтому в вашей ситуации надо решать вопрос в церковном суде. Если вы конечно сочтете это необходимым, потому что как он может жить с другой женщиной, которая считается православной, если эта ситуация не разобрана? По крайней мере, для вас, как я вижу, неясна.

 - Я работаю в храме, поранила руку, пошла кровь, обработали, а потом мне говорят: нет - нет, идите, здесь с кровью нельзя работать. Как будто вас бес укусил. Что значит «бес укусил», и почему в храме нельзя работать?

 - Вообще-то я вам скажу, что это беда, когда в храме проливается кровь, потому что храм - это место, где совершается служение Тела и Крови Иисуса Христа. Где приносится Бескровная Жертва, и я сам видел совершенно поразительный случай. Я служил в тамбовской епархии в городе Кирсанове, это было в советские времена, и у нас на литургию в алтарь всегда заходил регистратор, который составлял списки о здравии, об упокоении, и он приносил эти списки на проскомидию, где копием вынимались частички за этих людей. И вот он подошел к отцу настоятелю, который тогда служил, отец Константин Захарко, а этого регистратора звали Владимир. И он так неумело подал эти списки, что пальцем укололся о копие, оно укололо его, и у него кровь потекла прямо в алтаре, и мы все смутились. Он говорит: ой, я пойду из алтаря. И вы знаете, вечером он был зверски убит. Вот его кровь капнула в алтаре, и вечером, когда мы служили всенощную - нам сообщили прямо во время службы, что он был зверски убит, истыкан ножами. Вообще к крови надо относиться очень серьёзно. Другой случай - одна женщина сильно пила, и она порезала руку. Я видел, что кровь была на полу, и она ходила прямо по комнате. Ей говорили: не надо по крови ходить, кровь надо убирать, а она как-то легкомысленно к этому отнеслась. На следующий день она была мертва.

 - Но это не в храме произошло?

 - Нет. В квартире. Поэтому мне кажется, что это замечание было правильное, это несчастный случай. В такой ситуации надо действительно пойти домой, привести в порядок себя, чтобы кровь не текла, чтобы рана зажила, поэтому не надо обижаться на такое замечание, надо с пониманием к этому отнестись.

 - Прошу ответить, если возможно, духовная прелесть и шизофрения – это одно и то же? Отец Олег, дело в том, что я не очень понимаю, что у меня. Врачи ставят шизофрению, а читаю про прелесть - думаю, что она. Подскажите, в чём разница между прелестью и шизофренией? И как с этим бороться?

 - Я подготовил такой ответ: природа так называемых психических заболеваний, мало изучена с религиозной точки зрения. Современная психиатрия может только наблюдать эти явления, не проникая в их духовную суть. Если говорить о прелести, то она, прежде всего, является самообманом, иллюзией относительно самого себя. Наличие бесноватости с одной стороны, и шизофрении с другой стороны не освобождает человека от исполнения закона Божьего. Например, святитель Иоанн Златоуст считал, что бесноватость не может препятствовать нормальной подвижнической и христианской жизни. Он писал знакомому в Стагирию, который был одержим бесами: «Не правду ли говорил я, что твоё уныние есть только следствие предубеждения, а по внимательному рассмотрению может доставить нам много побуждений, даже благодушие. Скажи мне, какая польза не быть бесноватым, если при этом жизнь будет оставлена в пренебрежении, и какой вред от беснования, если при этом образ жизни будет строг и благоустроен? Но ты, может быть, стыдишься и краснеешь, когда демон извергает тебя в чем - либо присутствии. Это происходит по той причине, что ты судишь о деле по мнению толпы, а не по благоразумию. Если бы твои припадки происходили от пьянства, тебе следовало бы стыдиться и унывать, тогда вина была бы произвольная. Но если они происходят от насилия беса, то стыдиться должно не тому, кто терпит, а тому, кто делает обиду и насилие. Так и на площади во время ссоры один толкает другого и повергает на землю, мы все обвиняем толкнувшего, а не упавшего, и так если похвально переносить обиду, причиняемую людьми, то зачем будет стыдиться как бы какого предосудительного дела тот, кто благодушно переносит бешенство злейшего демона, совершающего то же самое?». По мнению святителя Иоанна Златоуста, грех, рожденный свободным произволением грешника, намного опасней неконтролируемого беснования. Златоуст пишет так: « Когда сладострастный пленяется всякой красотой телесной, тогда он ни в чем не различается от беснующегося. Будучи обличен одеждой, но не имея истинного одеяния и лишенный приличной ему славы, он всюду бегает как бы обнаженным, подобно бесноватому, поражая себя не камнями, но беззаконием, которое гораздо тяжелее многих камней. И так, кто сможет связать и укоротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах? Подлинно, таковое жилище блудников исполнено великого зловония и гнилости, а что сказать о сребролюбце? Не таков ли он? Кто может когда либо связать его - каждодневные страхи, угрозы, увещевания, советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть мучимым - что может быть бедственней этого? Бес хотя презирал людей, но по велению Христа покорился и немедленно вышел из тела. А этот грешник не повинуется повелению Христову, хотя он каждодневно слышит его слова». И всё же бесноватость - это проблема, которую сам для себя бесноватый решить не может. Здесь, конечно же, нужна Божья помощь. В древности в церкви Христовой существовал институт экзорцизма - заклинание злых духов. По милости Божьей экзорцисты есть и в наше время, и они могут помогать людям избавиться от бесовской одержимости, которая не без промысла Божьего проявляется в жизни людей. Мы знаем, что известный Мотовилов в течение многих лет переживал состояние бесноватости, но для него это была школа величайшего смирения.

- Два вопроса по Евангелию от Луки, глава 11, стихи 29 - 32. «Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы», и т.д.

-А какой вопрос?

- Ну, что значит знамение Ионы? - вот это я не понимаю. Второй вопрос: Послание Галатам святого апостола Павла, глава 2, стихи 14 - 21: «Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: Если ты будущий иудей живешь по - язычески, а не по - иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить ты по - иудейски?

 - Иона - это пророк Божий, которого Бог послал проповедовать в Ниневию, точнее не проповедовать, а пророчествовать. Ниневия - это город великий, чтобы его пройти - надо было идти три дня. Иона предрек, что этот город весь провалится. В городе жило очень много людей, сто двадцать тысяч, и он отказывается плыть на корабле в Ниневию, он садится в корабль, который плыл в противоположном направлении, и разыгралась буря. И потом все пассажиры этого корабля поняли, что это из-за Ионы. Эта буря не унималась, по просьбе самого Ионы его бросили в море, и огромная рыба проглотила его. Может быть, это был кит, белая касатка, и он оказался, в конце концов, в Ниневии. Эта огромная рыба извергла его на сушу, он пошел в Ниневию и начал там говорить, что они все провалятся. Жители Ниневии наложили на себя строгий пост. Причем постились не только взрослые, но и дети, и не только дети - и животные даже постились. И сам царь Ниневии наложил на себя обет и строго постился. И по проповеди Ионы произошло раскаяние глубокое этих людей, и они были прощены Богом. Иисус Христос ставит в пример Иону, при этом говорит, что здесь больше Ионы, потому что Иисус Христос - это не просто пророк или человек, это Сын Божий, это Богочеловек. И если от проповеди Ионы покаялись ассирийцы, жители Ниневии, то почему же евреи, Богоизбранный народ, не слышат проповеди Христа Иисуса – Сына Божия подлинного Мессию? Вот в этом заключался укор этих людей, потому что царица Савская приходила из дальней Эфиопии, чтоб послушать мудрости Соломона и пророчества Ионы среди язычников. Собственно говоря, и те послушались и наложили на себя покаяние, а среди евреев такой реакции на проповедь Христа не наблюдалось. А если говорить о ситуации, связанной с апостолом Петром – да, действительно апостол Павел увидел, что апостол Петр при появлении ревнителей закона стал стыдиться язычников, с которыми он сидел вместе за столом, кушал и беседовал. И Павел обличает Петра в некоем лицемерии, что он поступает не прямо по истине Евангельской. И Павел обличает, что и Варнава лицемерил вместе с Петром. Но при этом святые отцы, когда дают комментарии на это событие, они всегда стараются сгладить как бы такое неправильное поведение Петра, они говорят даже, что Павел не в укоризну Петру это говорил, чтобы научить других. Например, блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Но не смущайся этими словами, не в осуждение Петра говорит он это, а ради тех, которые могли получить пользу, услышав, что и Петр подвергся обличению за приверженность к закону. Зачем же вам- то его держаться, ибо с той целью он обличил его (т.е. Петра) тогда перед всеми, чтобы они устрашились, слыша, что столь великий человек подвергается прорицанию и не может возразить. И блаженный Феофилакт, пишет Евсевий, говорит, что подвергался обличениям со стороны Павла не великий Петр, а другой какой - то Кифа, один из семидесяти. В подтверждение этого указывает на невозможность, чтобы тот, который уже прежде защитил себя по поводу произведенного им соблазна разделением трапезы с Корнилием, снова мог подвергнуться такому обличению, т.е. блаженный Феофилакт высказывает две мысли. С одной стороны он говорит: да, вот Павел Петру это выговорил, чтобы люди поняли, что если даже Петр молчит и не оправдывается, то он как бы понимает, что неправильно поступил. Но в то же время он озвучивает комментарии Евсевия, который не хочет приписывать этот текст из послания Галатам, что это речь идет не о том самом Петре, который равноапостольный камень веры, а что был другой Петр, Кифа, из семидесяти. Но позиция Евсевия, конечно, с натяжкой, потому что другие отцы говорят: да это был Петр, но не объясняется, какой Петр. Один был Петр, который, можно сказать, просто Петр. А если бы был какой-то другой, то там бы уточняли какой, как Иуды. Было два Иуды, один - который был верен Христу, а когда говорят об Иуде – предателе - всегда добавляли евангелисты: «который предал Его», чтобы отличать одного Иуду от другого. Вот такое объяснение.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+