11.01.2016 09:35:13
Кульков Сергей Андреевич
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/01/07/21-00.html
С Рождеством Христовым, дорогие наши радиослушатели!
Я тоже от всего сердца поздравляю вас, дорогие друзья, с благодатью, излившейся на Церковь, а через нее и на всю Вселенную, благодатью, наставляющей нас на целомудренное, благочестное и праведное житие.
Николай Васильевич Гоголь некогда написал, что по-настоящему Воскресение Христово празднуется только в России. Не кажется ли Вам, батюшка, что то же можно сказать и о празднике Рождества Христова? Ведь многие люди, которые живут в Европе или часто бывают там, говорят, что и в этом году, и в прошлом там уже не ощущается праздника в рождественские дни так, как это было раньше…
- Я рискнул бы поправить Николая Васильевича, надеюсь, он не обидеться на меня, если я скажу, что Пасху умеют праздновать и на Афоне, и в Греции, и в Сербии, и в Грузии, и на островках православных по всей Вселенной, где живут подлинно благочестивые люди. Но, конечно, он прав в том отношении, что здесь, на русской земле, главные евангельские вехи жизни Господа, прежде всего Рождество и восстание из мертвых – это те духовные потенциалы, между которыми простирается вольтова дуга Божественной благодати, это точка отсчета, это те горные вершины, спящие во тьме ночной, на которые мы свершаем восхождение посредством весенней и зимней Четыредесятницы.
И Рождество Христово всякий раз вводит нас в ткань евангельского повествования, делает нас не отвлеченными созерцателями, но участниками евангельских событий. Да, действительно, мы духовными очами созерцаем это поле пастушков, где некогда простых и незлобивых пастырей осенило ангельское воинство, и они изменились душою, умом и сердцем, услышав богооткровенную песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Мы, постясь по силам, борясь с соблазнами и искушениями, падая и вставая, через покаяние обновляемые и через причащение Святых Христовых Таин освящаемые, шли вместе с волхвами и нашли цель своего странствования – вифлиемскую пещеру.
Между тем, как бедная Европа переживает свои не лучшие дни, где в Кельне, в величественном Кельнском соборе почивают волхвы в золотом ковчеге, в новогоднюю ночь совершились массовые надругательства над женщинами со стороны распоясавшихся мигрантов. В Париже сожжены сотни автомобилей… Спокойная, уютная и красивая Европа, забывшая практически о Пасхе, а Рождество сведшая к кулинарным изыскам, сегодня вынуждена убирать елки, которые не нравятся мусульманам-мигрантам, и размышляет о том, чтобы отдать им же – пришельцам из африканских стран, католические соборы, чтобы их переоборудовали в мечети, потому что соборы пусты и как будто никому не нужны.
Сердце сжимается болью, слыша о духовном упадке дехристианизированных народов Европы, разменявших на чечевичную похлебку толерантных псевдоценностей свою богатую и удивительно интересную историю, корнями уходящую вглубь веков, откуда доносятся до нас голоса святого Беды Достопочтенного - монаха VI века, оставившего дивный памятник письменности «Церковная история английского народа», сочинение, из которого следует, что древняя Англия, Ирландия, Шотландия были единым цветущим монастырем, а многие представители аристократических родов, монархи становились монахами. К сожалению, норманны на срезе X-XI столетий огнем и мечом уничтожили древнеевропейское православие, подменив его римо-католической ересью, которая, может быть, и гордиться готическими соборами, однако выстроенные на единый шаблон, они скрывают за собой остатки романской архитектуры, генетически связанной с византийской культурой.
А мы с вами не похвалимся тем, что наше общество переживает экономический расцвет, мы не похвалимся социальными пакетами, к сожалению, завоевания предыдущей эпохи потеряны в отношении бесплатных медицинских услуг и качества образования, однако, разрешите порадоваться, дорогие друзья, рождественскому празднику, в канун которого наш президент подписал Стратегию национальной безопасности России, впервые декларировав примат духовного над материалным. И это концепция Стратегии национальной безопасности простирается в сферу образования, науки, семьи, демографии и культуры.
Здравствуйте, меня зовут Лариса, Краснодарский край. Я хотела бы спросить Вас о мистическом творчестве Н.В.Гоголя. Его произведения «Вий», «Месть» и т.д. настолько страшны, что мою дорогую мамочку (ей сейчаси 76 лет), ее в подростковом возрасте еще так напугало, и она к нему с огромной осторожностью относится и говорит: «Я просто не могу вот это всё читать». Что бы Вы могли сказать об этом, почему Гоголь так реалистично описывал всю вот эту жуть?
- Я думаю, что впоследствии были не менее талантливые созерцатели этой жути в лице Булгакова, описание бала у сатаны которого, по-моему, переплюнул размышления на хуторе близ Диканьки Н.В.Гоголя. Были у нас и Леонид Андреев, и прочие писатели с инфернальным контекстом, но я бы рекомендовал Вашей маме в качестве реабилитации почитать «Толкование на Божественную литургию» Н.В.Гоголя, или какие-то выбранные места из переписки с друзьями, из которых становится ясно, что судьба писателя удивительно непростая, глубокая и, как бы сказал один из современных друзей Н.В.Гоголя – лучший его биограф, профессор Воропаев, Николай Васильевич пришел к церковности, к церковному православному миросозерцанию, вследствие чего оборачиваясь и рассматривая литературно, безусловно, талантливые, но по содержанию двойственные свои произведения, он глубоко каялся, скорбел и восклицал, и в своей исповеди говорил о том, что, оказавшись на краю могилы, он со страхом смотрит на те образы, которые как будто как джин из бутылки вышли из недр его творческого воображения и ныне напоминают о себе.
Что есть для Вас, о.Артемий, благородство человеческой души? Какие качества Вы к этому относите?
- Давайте рассуждать от противного, а что есть неблагородство человеческой души? Как правило, главным свидетельством низости души, подлости души являются пороки малодушия и связанного с ним предательства, неблагодарности и эгоизма, который лежит в основе потребительского отношения к людям, неверие, ожесточенное сопротивление истине, которое выливается в низком образе мысли и жизни. Отсутствие благородства – это готовность унижать людей. Господствовать над слабыми со стороны сильных – это уж крайнее неблагородство. Когда я узнаю, что муж поднимает руку на свою жену, я просто не могу удержаться от каких-то брутальных выражений, потому что это крайняя подлость.
Таким образом, что такое благородство? Благородство выковывается, мне кажется, прежде всего служением Богу. Если ты слуга Богу, если ты друг Господу, если ты трепещешь пред его законом и боишься отступить от закона правды и любви, Бог дает тебе светлую печать, даже если ты не знатного происхождения. А кто может этим похвастаться?! Но ты – царский сын по своему выбору быть верным Богу, и христианин, по определению, существо благородное, потому что, как учит нас сегодня и призывает Стратегия национальное безопасности, мы призваны служить нашей великой Родине, а значит, и Матери Церкви, которая является единственным носителем подлинно духовных ценностей. Служить всем сердцем, всем помышлением. Человек, верный Богу, черпает у Господа такую добродетель – жертвенность в служении. Христос обнищал ради нас, чтобы нас всех обогатить. Всё отдал, чтобы мы носили в сердце сокровище благодати Божией. Если в нашей жизни есть хотя бы толика этого благородства, т.е. мы умеем жертвовать собою, умеем отщипывать частичку собственной души, служа ближнему, то мы отрешаемся от коросты себялюбия, эгоизма, стяжательства. Мы перестаем рассматривать людей как средство к достижению собственных корыстных целей, нам начинает доставлять удовольствие служить без страха и упрека, умножая в этом мире добро и любовь. Отсюда в человек начинают крепнуть такие навыки, как верность принесенному тобою слову. Ну разве это не признак благородства?! Да-да, нет- нет, обещал – сделай. Долг, который заставляет тебя быть рабом произнесенного тобою обещания. Чувство ответственности, которое лишает тебя права на отдых, если ты остаешься в долгу у людей, находящихся от тебя в зависимости – твоя собственная супруга, твои дети, немощные старички – твои родители. Благородство заключается в том, чтобы сохранять чистыми уста, когда вокруг их оскверняют руганью. Благородство в том, чтобы не брать чужого тогда, когда посягательство на имущество признается признаком сообразительности и интеллекта. Конечно, эталон благородства – это Спаситель. Посмотрите, Он всегда отступает в тень, возвеличивая Отца. Он свершает свои чудеса не для прославления себя самого, но для прославления имени Божьего.
О.Артемий, как Вы считаете, может быть надо поставить вопрос о том, чтобы убрать такие языческие понятия как коляда, рождественские колядки? Ведь нельзя же эти языческие понятия смешивать с Рождеством?
- Подождите, подождите… «Рождество Христово – ангел прилетел, он летел по небу людям песню пел: «Вы, люди, ликуйте, весь день торжествуйте, днесь Христово Рождество!». Ну и что, страшно?.. Давайте не будем колядование, т.е. набор колядок, духовных стихов, которые поются на Украине, в России, причислять к язычеству. Вот я уже 28 лет священник и на святках я ни разу никаких ряженых не видел. На святках я видел только детей и взрослых с Вифлеемской звездой, слышал эти колядки «Тиха украинская ночь…» и другие, и думается, что нам не по пути в походе против культуры, православные христиане – это мудрые пчелы, которые с каждого цветка умеют брать присущий им нектар. Поэтому ряженых – за дверь, а коляды – духовные песнопения, прославляющие Христа, будем с вами исполнять или, по крайней мере, слушать.
Дорогие друзья, до скорых встреч, будьте Богом хранимы, и радости вам Рождества Христова!
Добавить комментарий