Перейти к основному содержанию

01:46 23.05.2019

Рассказ о Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014». У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В студии координатор движения «Сорок сороков» Владимир Александрович Носов.

29.09.2014 06:49:35

                Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить нам по телефону прямого эфира. Или послать вопросы по смс. Сегодня в студии вместе со мной координатор движения «Сорок сороков» Владимир Александрович Носов.

                 -Добрый вечер, батюшка. Добрый вечер, братья и сестры, дорогие радиослушатели.

                   -Владимир присутствовал на Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014». Многие видели информацию об этом форуме по телевидению. Но нас интересует религиозная составляющая. Были ли среди молодежи православные христиане?

                    -Да, мы были на смене: «Гражданские сообщества, гражданские организации». Она закончилась сегодня. Я только что с поезда. Была тема: «Духовная основа России», в которой мы принимали участие, читали лекции о семейных ценностях. У нас  была еще тема: «Охрана и восстановление храмов  и святынь». Проводились встречи, прошли показательные выступления по боксу. Грандиозно. Мы впервые посетили этот форум, который стал в этом году юбилейным. На Селигере он проводится уже десять лет подряд. Начало этого форума пришлось на советское время. И вот десять лет назад эту  традицию возродили. Этот форум посещает самая активная молодежь со всей России, со всей нашей необъятной Родины. Эта молодежь участвует на местах в различных проектах, в социальной, политической деятельности. То- есть это и есть та молодежь, которая намерена внести свою лепту в будущее нашей страны. Мы участвовали в теме в разделе «Духовные основы».

                -А какие наиболее интересные темы, напряженные дискуссии вы наблюдали на форуме?

                - Очень много было выступлений, очень много гостей. Форум посетили известные политики. Я напомню, что форум «Селигер» регулярно посещает президент России Владимир Владимирович Путин. В этом году его, к сожалению, не было, но приезжали министры, главы регионов, главы республик. Каждая беседа была по - своему интересна. Мы участвовали в парламенте «Селигера», там был свой парламент, своя система управления.

                   -Какая дискуссия показалась вам самой важной?

                   - «Селигер» подписал важную резолюцию о внесении в преамбулу Конституции Российской Федерации поправки об особой роли православия в истории нашего государства. То - есть тема обсуждалась серьезная. Очень важно, что именно молодежь,  от которой зависит будущее нашей страны, молодые люди, которые  станут политиками, министрами, и будут вести нашу страну в будущее,  приняли такое решение. Они все проголосовали положительно за исключением нескольких человек.

               -Ну, это очевидно. Православная Церковь создала нашу страну. Потому что на момент Крещения Руси на ее территории проживали разрозненные славянские племена. И единство наших  земель созидалось именно под воздействием той духовной культуры, которую мы называем православием, его духовно -  религиозной мощи. Ведь если вспомнить мировоззрения, которые существовали до появления христианства, то, как признавал даже безбожник Людвиг Фейербах, понятие «человек как таковой» не существовало. Грек был греком, египтянин  - египтянином, римлянин - римлянином. Фейербах вынужден был признать, что только с появлением христианства появилось понятие о человеке как о Сыне человеческом с большой буквы. А так как наша страна многонациональна, в формате язычества она просто не состоялась бы. Потому что как можно к одному знаменателю привести разные национальные, религиозные этнокультурные группы? А в христианстве понятие «национальность» девальвируется, потому что когда человек входит в церковь - он становится для нас братом независимо от его национальности. И это была хорошая предпосылка для создания мощных империй. Потому что империя  - всегда национальный институт. Я думаю, очень важно, что молодежь так отреагировала.

                   -Да, еще очень важная тема, которая поднималась на заседании этого парламента, была тема запрета финансирования абортов. Сейчас каждый аборт, который делается бесплатно в клиниках нашей страны, финансируется на деньги из бюджета. То  - есть на наши деньги.

                   -Тоесть мы оплачиваем…

                   -Совершенно верно.

                  -…аборты нашим соотечественницам.

                   -Да. Наши налогоплательщики оплачивают аборты.

                  -То- есть было предложено не финансировать…

                  -Да. Было предложено и всеми единогласно поддержано предложение запретить  финансирование абортов из бюджета. С целью тем самым побудить человека, если он все-таки решился на этот страшный шаг, чтобы он сам платил за эту свою ошибку. И очень радостно, что молодежь, которая там собралась, здраво понимала, что никакого будущего нет у общества с такими ценностями, которые позволяют убивать детей в утробе.

                   -И еще оплачивать…

                    -И еще оплачивать.

                   -…из бюджета страны. А насколько разная была молодежь на  форуме «Селигер -2014»?

                    -Молодежь была со всех регионов: с Дальнего Востока, с Урала, с Кавказа. Даже с Украины были молодые люди, которые активно участвовали в жизни своих городов, своей страны. Правда,  сейчас, в силу обстоятельств, они не могут там жить. Там были молодые девушки и парни из Донбасса, из Одессы, которые в этих городах, объявлены в розыск, которые гонимы сегодня.

                    -За  их активную общественно значимую позицию?

                     -Да-да. Совершенно верно. Но хочу подчеркнуть, что всех объединяла доброжелательность, стремление к общению, к знакомству, обмену опытом. То - есть я реально увидел в глазах молодых людей не наносное, не показушное, а именно реальное желание сделать что-то полезное. И мы тоже горим этим желанием. Мы увидели очень много единомышленников. Многие с большим удивлением услышали о нас, о нашем движении. Некоторые вообще впервые узнали, что такие люди есть. Молодые крепкие спортивные православные люди, которые помогают, защищают, охраняют святыни, храмы. Было много выступлений, знакомств. Очень много мероприятий посетил протоиерей Всеволод Чаплин. На форум приезжал владыка Игнатий. Было огромное количество священников. Батюшка с Пскова, протоиерей Олег Тэор, духовник полка ВДВ, который привозил своих бойцов. Бойцы показывали различные выступления по построению, по рукопашному бою, по стрельбе. То- есть было очень интересно. Эта псковская часть ВДВ привезла свой перевозной храм.

                -Храм перевозной?

                -Да. Перевозной храм.

               -А службы там совершались?

               -Совершались. И службу мы посещали все вместе. Службу святителя Пантелеймона. Вчера мы все с утра собрались на литургию. Служил отец Алексей.

               -Я думаю, что мы вернемся к теме Селигера, но тут накопились вопросы. Такой вопрос. Москвич Вадим спрашивает: можно ли носить на груди вшитые в мешочек молитвы?

               -Вы знаете, я нашел цитату Златоуста. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Некоторые носят на себе начертанные отрывки из Евангелия, обмотав их вокруг шеи. Не то ли это Евангелие, которое ежедневно слушают все, когда оно читается в церкви? А если это оно, то как человек, который, слушая Евангелие, не  видит в том ни какой пользы, а чает спастись, нося его вокруг шеи? Кроме того, в чем сила Евангелия? Фигура ли букв? Или вразумление смысла? Если в фигурах, то прав тот , кто носит их вокруг шеи. Но если вразумление, то чем носить их вокруг шеи, то лучше носить их в сердце своем».

                 -Меня зовут Галина. Я мама ребенка-инвалида. У моей девочки Натальи ДЦП .  Я посещаю Центр детей-инвалидов на улице Строителей. У нас очень много ходит таких детей, как наша Наташа и  у нас есть преподаватели: девочки, «Свидетели Иеговы». На Ленинском, Ломоносовском, Вернадского, Университетском проспектах нет ни одного храма. Мы детей, конечно, возим в храм, который находится на Ленинском проспекте при 1-ой Градской больнице. Но это надо ребеночка на инвалидной коляске в любую погоду посадить в троллейбус. Потому что машин ни у кого нет. В основном  матери – одиночки. Вы сами знаете, как живут семьи с детьми – инвалидами,  сколько уходит средств. Это очень и очень тяжело. Поэтому я хотела спросить, нельзя ли приспособить обыденный храм или на худой конец -  просто бытовку на колесах и привозить к нам, чтобы наши дети имели возможность причаститься? Мест у нас много. Почему я так говорю? Потому что у нас педагоги, в том числе и свидетели Иеговы, очень хорошие девочки, они кладут жизни на наших детей. Но так как нет храма, то мамочки очень хорошо покупаются на этих девочек, на их пропаганду. И очень многие уходят к ним в секту «Свидетели Иеговы» Помогите нам, пожалуйста.

Если мы эту территорию оставим без храма, то у нас будет то  же, что и на Украине. Такая же разрозненность. Тут будут не только «Свидетели Иеговы», но и другие секты.

                    -Ну, я думаю, что это уже наболевшая проблема. По-моему, по поводу этого региона нам уже звонили, да?

                -Да. Девушка уже звонила. Дело в том, что мы были на этом месте, мы помним про это место, мы не забываем про верующих в этом районе. Тем более инвалидов. Но, к сожалению, на сегодня такой возможности нет. Я объясню почему. Перед началом строительства нужно оформить достаточно большой ряд различных документов .К сожалению я близко знаком с этой ситуаций. К сожалению, какие-то силы, которые помешали нам год назад поставить храм на улице Молодежной, это Гагаринский район, все-таки перенесли этот вопрос на другое место. В другом месте против нас применили  излюбленный ход храмоборцев -  людей, которые пытаются целенаправленно помешать строительству храмов. Они говорят лукаво: Мы тоже православные, мы тоже верующие, но давайте не в этом месте будем строить храм, давайте в другом. И многие по наивности своей верят им и говорят: ну, давайте, конечно. Может, и место есть лучше? И перейдя на другое место, соглашаясь с теми вот предложениями, люди понимают, что надо собирать заново документы, проходить общественные слушания…

                  -Теряется время.

                 -Теряется время – раз. И батюшка, вы не поверите, но эти люди  начинают говорить на новом месте  то  же самое.

                   -Ну, это уже какая-то стратегия, ими выработанная. Я думаю, что этим людям надо понять, что свято место пусто не бывает. И если там не будут православные, то появятся какие-нибудь адвентисты…

                 -Я бы хотел этой женщине ответить, что чем мы сможем, мы обязательно поможем. Эта тема нам всем знакома. Она еще больше нас всех объединила. Это был такой толчок для нас всех! Мы постараемся обязательно приехать к вам с батюшкой. Мы постараемся вас найти и по возможности хоть чем-то сейчас помочь. Мы недавно освящали крест на Мичуринском проспекте. Это чуть дальше. От вас это далеко, тем более - ездить с детьми-инвалидами. Но с божьей помощью там удалось построить храм. Напомню, что это тот храм, на месте которого два месяца назад священника ударили электрошокером.

                 -Мы видим, что «Свидетели Иеговы» могут реализовывать свое конституционное право на свободу вероизъявления, и они открыто общаются с людьми. Им даже дают хорошую характеристику. Но и православные тоже имеют право приезжать в этот район города Москвы и реализовать свое конституционное право на окормление верующих православного исповедания. И я думаю, что когда не будет  конфессиональных перекосов, когда предпочтение отдается только одним группам обязательно против православия. А культурообразующая православная вера будет иметь равные права с другими исповеданиями, и это даст положительный результат. Потому что сейчас такое ощущение, что идет игра в одни ворота. То - есть все настроены против православия. Я понимаю, что в массе, конечно, люди все у нас православные. Но это  крикливое меньшинство пытается переключать внимание на себя. И не случайно я заметил, что появляются одни и те же лица. Похоже, этих людей просто перевозят из района в район.

                 -Давайте попросим эту женщину после эфира позвонить нам и оставить свой телефон.

                -Да. Галина, позвоните нам после эфира.

                 -Батюшка, добрый вечер. Раба божия Юлия, Москва. У меня такая ситуация. У меня тяжело болен внук. Я все время читала за него канон, а сейчас мне зрение почти отказало. Если я буду слушать диск -  поможет ли это? И как мне связать с его именем?

                 - Эти диски продаются в церквях. Их выпускают и Издательский совет Московского Патриархата, и другие церковные структуры. Поэтому нет запрета на использование этих дисков для молитвенного прослушивания. А всякий раз, когда там идет молитва  о здравии - вы должны просто произносить имя вашего внука. И надо понимать что если болезнь, беда, трагедия - не надо думать, что Господь не контролирует отрицательные моменты в этой жизни, так же, как Он контролирует положительные. Бог контролирует все. У пророка Исайи сказано: « … дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.  Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это (Ис 45,6-7)». Эти слова из Ветхого Завета не свидетельствуют о том, что Бог  является источником бедствия. Нет. Они свидетельствуют, что Бог одинаково контролирует и добро и зло в это мире. И власть Бога распространяется на все происходящее в этом мире. Может быть, проблемы с вашим внуком обусловлены тем, что вы неправильно выстроили свою молитвенную жизнь? Или его родители не ходят на исповедь? И это тоже может сказываться на ребенке. На самом деле мы все очень зависим друг от друга. И Господь нам заповедовал молиться не словами: Отче мой, а словами Отче наш. Чтобы даже в такой интимной части нашей жизни, как личная молитва, мы бы чувствовали ответственность друг за друга.

Но при этом мы всегда должны помнить что Господь, который контролирует и добро и зло в этом мире, никогда не посылает нам испытания сверх наших сил. И если в вашей семье есть такая проблема, как болезнь ребенка, внука, я думаю, что надо усилить молитву за него и обязательно поговорить с его родителями. Потому что в Писании, в книге «Исход» говорится, что иногда Бог наказывает детей за вину родителей до третьего-четвертого  колена.

                 -Добрый вечер. Это Сергей Павлович из Москвы.       Хочу вернуться к вопросу храма в Ломоносовском округе. У меня уже давно ведется переписка с патриархией относительно прекрасного участка на улице Марии Ульяновой. И мне постоянно возражают, что этот участок, который уже пять лет не используется по назначению, висит на балансе УВД Юго-западного округа. И у меня была в прямом эфире полемика с дьяконом Александром Волковым, пресс - секретарем Патриарха. Причем не только какие-то враги со стороны, а и сама патриархия не очень то заинтересована в открытии храма в этих местах! Потому что он говорит: что вы возмущаетесь? Там уже есть храм. И приводит в пример храм у метро «Юго – западная», или на улице Островитянова в Теплом стане. Я говорю: если участок не используется по назначению -  а у вас прекрасная юридическая служба -  то подключите ваших юристов. Он хвалил десять минут свою юридическую службу, но по сути дела ничего не сказал. И там, на ваших верхах, есть люди, которые не очень - то радеют. И кстати, когда я впервые поднял этот вопрос о строительстве храма на улице Марии Ульяновой, то обратился и к духовенству храма Архангела Михаила в Тропарево. И понял, что это для них лишняя головная боль. Меня там постоянно перебрасывали с одного священника на другого. С настоятеля  - на патриархию, и так круг замыкался.

                    -Вы знаете, в церкви не принято обсуждать человека или его позицию в его отсутствие. Потому что отец дьякон, о котором вы говорите, отсутствует в данный момент и не может нам разъяснить, правы вы или нет. Поэтому всегда надо говорить по существу. А если говорить по существу, то сначала надо создать общину. Община -  это заинтересованные миряне, которые живут в определенном районе, и у них есть проблемы, связанные с духовным окормлением. Например, вот звонок матери ребенка-инвалида. Это очень серьезный аргумент. Если в семье есть дети-инвалиды, их достаточно трудно возить в храм, который находится далеко от места их проживания. Поэтому прежде, чем мы будем предъявлять претензии духовенству, нам надо сначала создать общину. А уже община, возникнув, должна реализовывать свое право на нормальную молитвенную жизнь.

Любое место, которое мы хотим получить в городе, надо в буквальном смысле вымаливать. Почему, например, не приходить туда тем же мирянам, если пока нет ответственного священника утром, для чтения молитвенного правила? Особенно в летний период. Или собираться для чтения вечерних молитв? В таком случае мы уже начинаем процесс. А если мы начнем созидание прихода с чисто юридических моментов -  мы можем упустить важный религиозный элемент, религиозную составляющую. Действительно, реально надо вымаливать места. Может, приходить туда? Может, пока добиться, чтобы разрешили поставить поклонный крест, чтобы обозначить это место? И потом, по мере того, как будет расти община вокруг этого места для строительства храма, священноначалие назначит и архиерея, который будет курировать этот вопрос, и священника, который станет настоятелем прихода.

А вот постоянно требовать от патриархии, чтобы они за нас решали все эти проблемы, не совсем правильно. Как вы представляете? Что пресс -  секретарь Патриарха должен туда приезжать? Молиться там утром, молиться там вечером? У него есть свой приход. Он там служит. Или вы хотите, чтобы патриархия приглашала туда группы священников, чтобы по десять батюшек вымаливали это место? Нет. Вот пока сами миряне, которые имеют нужду в конкретном месте, не проявят инициативу -  то ситуация не сдвинется с места. Поэтому начинать надо с того, что мы имеем. Вы имеете право, будучи мирянином, совершать утренние и вечерние молитвы. Обозначьте это место как молитвенное. И постепенно вы увидите, что ситуация начнет меняться в положительную сторону.

                  -Батюшка, я хотел бы добавить по существу заданного вопроса. Я не знаю, возможно, это то место, которое мы обсуждали и этот вопрос поднимали по поводу другого храма, вне улицы Молодежной. Там была проблема, что  будущий храм  располагался очень близко к жилым домам. Я еще раз повторю, что я могу ошибаться. Если это не это место, то похожее.

                  -А может быть, власть специально провоцирует? Место, которое близко к домам, людям может не понравиться.

                -Я могу ошибаться батюшка, но так, похоже, и получается. Просто на негодование брата я хочу ответить из своего небольшого опыта. Мы слишком узко видим проблему. Отталкиваемся от этого места конкретно и не видим того, что происходит в Москве. Потому что начальствующее  священство занимается программой-200. Да они занимаются тем, что…

             -А не могут они думать только об одном месте. Им надо думать о многих.

              -И их проблемы мы можем просто не знать. Они могут быть очень весомыми. И из-за этих проблем может пострадать вся программа. То есть пойдут лишние всплески, митинги…

               -Вы знаете, в Библии есть текст, который будет хорошей иллюстрацией  в данном контексте. В Писании сказано: не подавайте повода ищущим повода.

               -Я, конечно, может, не в вашу  тему, но как-то была передача о приготовлении усопшего к погребению. И вы сказали, что надеть надо новый крест. А почему новый и куда девать старый? И имеет ли значение крест на могиле усопшего? Какой он там? Деревянный? Железный? Сейчас мраморные ставят.

                  -Это одна из тех традиций, но это не правило. Крест может быть тот самый, который человек всю жизнь носил. Иногда люди покупают новую одежду, связанную   с погребением, для этого человека, покрывало. Но так, чтобы было жесткое правило относительно нового креста -  мне неизвестно. Это какое-то   представление, которое отражает традицию. Может, городскую, а может, сельскую. Поэтому мы не должны никогда зацикливаться на каких-то деталях, как на чем-то существенном и неизменном. Очень важно, когда мы говорим о погребении, выполнять все так, как это принято. Но при этом надо понять, что когда мы говорим об обряде погребения, здесь существуют отличия. Например, то, как это делается в городе от того, как это делается в селе. То, как это делается в Сибири – и  то, как это делается на Украине или в Белоруссии. И однозначно сказат,ь что это делается только так, мы не можем. Поэтому это можно воспринимать как рекомендацию, и не более того.

                 -Я бы хотела добавить по поводу строящихся храмов. Вот по собственному опыту, как у нас было. Сначала у нас набрался приход, тогда нам выделили священника. И тогда уже стали решать вопрос с землей. И второе. Когда говорили о строительстве храма, храм должен стоять на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов.

                  -Ну, я думаю, что вот этот ваш звонок как раз и является хорошей иллюстрацией к тому, что мы уже сказали. То - есть когда возникает приход - тогда и назначают священника. А брать священника из храма, где у него есть своя община, свои духовные чада и переводить его на пустырь, конечно же, никто не будет. И если церковь видит, что там образовалась община, и идет молитвенная жизнь, и есть единение среди людей -  то такую инициативу церковь всегда поддержит. Потому что церковь прямо заинтересована в том, чтобы храмов становилось все больше и больше.

                  -Батюшка, я хотел бы добавить. Мне кажется, что это очень хороший повод всем нам быть ближе. Давайте будем стараться узнавать о насущных проблемах соседних общин, наших братьев и сестер, которые живут в ближайшем районе. Я не говорю, что надо ехать на другой конец города. Кто проживает в Москве, кто проживает в других городах. Будем помогать им в их проблемах, будем стараться. Они будут помогать нам. И тем самым мы станем ближе. Станем единой общиной, к которой уже долгие годы призывает нас Святейший. Который говорит об укреплении общин.  О каком-то братском становлении. Пребывание в жизни любви. Думаю, что эти проблемы именно для этого и возникают, чтобы наше сердце как-то распространилось с заботой и любовью на соседние приходы…

                 -Я с вами согласен. Действительно, религиозные группы, которые уже состоялись как община, и у них уже построены храмы -  просто обязаны свой опыт передавать тем группам, которые еще не состоялись как приходы и не имеют землю для храма. По крайней мере, они могут рассказать о всех подводных камнях, с которыми можно столкнуться…

                 -Конечно, поделиться своим опытом.

                -…с теми людьми, с которыми можно столкнуться, с теми же храмоборцами, например. Чтобы люди, которые прошли уже все эти мытарства по пути к храму, поделились своим опытом, как они преодолевали эти препоны, с другими людьми. Это можно делать в рамках общественных Рождественских  Чтений. Можно сделать заявку на секцию о храмостроении в городе, о создании общины. Там будут собираться люди и обмениваться опытом.

                -Батюшка, вот конкретный вопрос к вам. Потому что вы лучше всех это объясните. Вот такая вещь. У меня есть четки, которые всегда со мной. И вот где бы я ни был, я стараюсь их приложить к святыньке. И слышал уже несколько раз, что это чуть ли не язычество с моей стороны. Что вы скажете?

                    -Вы знаете, я наблюдал в Иерусалиме так делают верующие. И нательные крестики свои прикладывают к святыне, и четки прикладывают к святыням. И я не видел, чтобы духовенство греческое в Иерусалиме останавливало такие действия. Я видел подобные действия и в Свято-Почаевской лавре, где тоже и четки и кресты прикладывают к святыням. И опять же, не было сопротивления по отношению к этому. Может, некоторых людей такая ситуация может смущать, когда стоит огромная очередь к какой-нибудь святыне? И человек хочет непременно все приложить к этой святыне: и крестик, и четки, долго разматывает с руки, и так далее. Вот здесь может возникнуть какое-то неудовольствие. Я всегда предпочитаю посещать какие-то особо святые места в любое время, только не во время праздника. Особенно праздников, которые связаны с этими святынями. Потому что можно приехать в будни, спокойно постоять, помолиться, приложиться к какой-то святыне. Спокойно приложить и четки свои, и крестик свой. И здесь вы не вызовете никакого нарекания в свой адрес. Если вам в спину не будет дышать огромная очередь нетерпеливых людей, которые тоже по понятным причинам хотят приложиться к святыням. Поэтому здесь всегда важно понять, в каком контексте мы задаем тот или иной вопрос, исходя из какой ситуации. Потому что я думаю, что если вы придете в будни в какой-то храм, то никаких проблем у вас не возникнет, и вы сможете дольше провести время рядом с какой-то святыней.

                 -Батюшка, а как можно объяснить, что сам предмет в этом действе попытаемся наделить особой святостью? Если накладывать четки на мощи святых, на святые места какие-то.   

              -Ну, вот давайте вспомним известное место. Это книга «Деяния святых апостолов» (Деян 19, 11-12):  «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Здесь, казалось бы, все понятно. Вот есть святой, есть его благословляющие руки, которые творят чудеса. Но смотрите что дальше : так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Здесь уже ситуация без участия Павла. Но присутствуют его платки, опоясания. И здесь как подсказывается: с тела его. То - есть то, что соприкасалось со святым человеком. И у этих людей прекращаются болезни, злые духи выходят из этих людей. Вот здесь мы видим прецедент, когда действие от святого идет не на прямую, а опосредственно. 11 стих говорит, что   руками Павла творилось немало чудес, а 12 стих 19 главы книги «Деяний» говорит об  опосредованном воздействии платков и поясов, которые соприкасаются с ним. И результат удивительный  - не только исцеление, но и даже злые духи шарахались от этих людей, к которым  эти платки и пояса прилагались.

                    -Батюшка, я сейчас понял эту ситуацию, когда в Киеве-Печерской лавре пребывали Дары Волхвов, которые мы там охраняли. И я сейчас понял, для чего многие люди несли с собой пакеты. Они шли с пакетами, в которых были детские носочки, женские платочки, полотенца. Мы сначала удивлялись, зачем с сумками заходить в храм. И женщины просили приложить их. А теперь понял, в чем было дело.

                 -Это забота о детях. Вот, кстати, когда родился будущий царь Иван Васильевич Грозный, его отец великий князь Московский Василий III, он младенца привез в Троице-Сергиеву лавру и положил прямо на раку с мощами, чтобы преподобный Сергий благословил этого младенца. Вот такое представление было у наших предковИ чем ближе младенец оказывается к святыне -  тем более удачно могла состояться его судьба, его жизнь как православного христианина.

                -Мы тоже также поступали с грудничками, которых несли к Дарам Волхвов.

              -Правильно. Вы помогали родителям, чтобы эти дети прикладывались к святыне.

               -Мы просто их клали на сам ковчег, на котором они восседали, как маленькие цари. И это очень трогательно выглядело, особенно когда ребеночек улыбался и возлежал на этих Дарах. Это неописуемое блаженство. И о вас, батюшка, мы знаем тоже, что ваша бабушка о вас так тщательно заботилась в детстве. Я знаю, что она вас каждое утро умывала святой водой.

                 -Каждое утро она набирала святую воду и  во имя Отца, во имя Сына и во имя Святого духа умывала мое лицо. И я это помню. И когда она приносила из храма просфоры -  она обязательно давала нам. Она работала уборщицей в храме Рождества Божьей Матери города Орехово-Зуево. И когда я свое детство  вспоминаю, то  я все время был в этом храме. И мое место было на клиросе. На причастие нас всех выводили вместе.  Меня и моих двоюродных братьев, нас  там выстраивалась целая вереница: Александр, Сергей, Михаил, Аркадий, я - Олег. И мы подходили и причащались. И эти детские воспоминания, когда  ребенок встречается со святыней, особенно когда он участвует в божественной Евхаристии - это что-то неизгладимое. Это на всю жизнь остается с человеком.

                  -Я хорошо помню ваше заявление, которое вы сделали, сказав, что самые великие миссионеры XX века -   это наши бабушки.

                 -Да. Это действительно так.

                 -Дай Бог  им здоровья.

                  -Потому что настоящее мировосприятие человека формируется в период, когда он осознает себя. Это рассуждение о Боге, о смерти, грядущей, неизбежной, мысли о цели в жизни. То есть когда человеку три года, четыре, пять, шесть, семь лет  - здесь бабушка может сделать значительно больше всех миссионеров вместе взятых. И я когда об этом говорю, я всегда привожу определенные цифры. Когда я учился в семинарии, а это было советское время, я делал опросы, кто через кого уверовал. И я делал такие опросы среди нескольких семинарских потоков. Там почти не было людей, которые уверовали через своих родителей, через отца и мать. Там почти не было людей, которые уверовали через какого-то миссионера, тогда миссия вообще была запрещена. Ну хотя бы через священника, но это редкий очень случай. А вот почти все говорили, что бабушка учила молитвам, бабушка водила в храм. Ну, кто это будет делать если не бабушка? И Русь - то крестилась, князь Владимир сказал: бабка моя, мудрейшая из всех женщин, избрала эту веру. Княгиня Ольга воспитывала своих внуков, а когда ее сын Святослав Игоревич, князь киевский водил долгие военные походы в разные места -  она наставляла их, она проводила время с ними. Три внука у нее было, среди которых был и Владимир, который потом, исчерпав ресурсы язычества, вспомнил бабушкины наставления, и Русь была крещена.

                 -Батюшка, я, пользуясь случаем, хотел рассказать об очень важной составляющей Селигерского форума, в котором мы принимали участие на прошедшей неделе. 8 августа вечером на торжественной линейке прошло вечернее собрание, на которое собрались все участники форума, более 4000 человек. На этой линейке прозвучали трогательные слова, пронзающие сердце, о тех людях, которые, во-первых пострадали ровно шесть лет назад, в 2008 году, в Цхинвали, когда был военный конфликт с Грузией. О тех людях, которые пострадали и погибли в конфликте на Украине. И было сказано много слов, была минута молчания, после чего все, зажегши свечи, тронулись крестным ходом из этого лагеря в Нилову пустынь. Крестный ход растянулся на километры. Это смотрелось торжественно, грандиозно, когда многотысячная дорога из людей со свечами шла ночью под каскадом звезд. Когда мы пришли в монастырь, нас встретил игумен монастыря отец Аркадий. Он отслужил панихиду по погибшим. Была пронзительная проповедь в память о погибших. Молились о здравии страждущих, которые находятся и в Грузии, и на Украине. Реакция молодых людей тоже трогала, потому что все считали это своей личной болью, все молились, кто как мог. Не все православные были воцерковленными. Но в основном все были крещеные люди. И вот после этого все длинной очередью выстроились прикладываться к мощам преподобного Нила. И это было событие. Этот день всем запомнился…

               -А знаете, что мне хотелось бы напомнить нашим радиослушателям? Мировой опыт показывает, что гражданская война оканчивается тогда, когда наступает национальное примирение. А национальное примирение наступает тогда, когда мертвых перестают делить на своих и чужих. Особенно это актуально, если мы вспомним, что грузины православные, осетины православные, русские православные, украинцы православные и ополченцы тоже православные. И вот когда конфликты идут между людьми одной крови, одной веры -  здесь национальное примирение это должна быть скорбь о всех погибших. Вот, например, в Испании, когда выходили из гражданской войны, не делили мертвых на своих и чужих. Они сделали общий памятник всем жертвам гражданской войны. Тем, которые воевали с одной стороны и тем, кто воевал с другой стороны. И во многих других  странах, когда наступало национальное примирение  - начинали с того, что переставали делить мертвых. Когда осознают что цена жизни любого человека - это действительно ценность, а не будут делить: вот это - небесная сотня, а это какие-то там колорады.  Их можно поджечь, и никакой ответственности за это нет. И с нашей стороны могут быть тоже перегибы. Национальное примирение начинается с национальной скорби. Когда мы не делим усопших людей. Тем более, что это люди одной веры, люди, в основном, одной крови.

И когда эти конфликты происходят, церковь должна усиливать молитвы за жертв этих конфликтов. Ведь если посмотреть на ситуацию, то она трагическая, и здесь не может быть какого-то одного решения. Здесь любое решение будет неправильным. Если поддерживать только одну из сторон. А если примирить людей одних с другими  - вот это будет божье дело.

                   -Вся радость о погибели врагов просто неприемлема.

                  -Ну да, конечно. Ну, представьте себе по православным законам ведения войны, если война с турками идет -  то православный может причащаться, когда он воюет, потому что есть угроза его жизни. А когда он победил  - то все. Ему давали епитимью на год или два, потому что он убивал людей. То - есть когда угроза твоей жизни -  тебя будут исповедовать и причащать. А вот когда ты вернулся с войны…Может, это освободительная война, может это оборонительная война или наступательная, все что угодно -  ты не имеешь права причащаться. Потому что какую бы кровь ты ни пролил, кровь не водица, она проливается, и за это надо отвечать. И вот когда мы и с той, и с другой стороны будем именно так воспринимать военный конфликт - то ситуация может измениться.

               -Здесь случай из Священного Писания будет уместен. Когда Моисей прошел через Чермное море, когда стены расступились, когда он вышел на сушу, помните да?

                -Да, когда он увидел утонувших египтян и стал от радости прыгать…

               -На что Господь тогда ему ответил…

               -Господь ему тогда сказал: Моисей, что ты радуешься? Это дети Мои потонули.

               -Один вопрос. Доказательства греховности арианства.

                -А нет греховности арианства. Потому что когда мы говорим о категории греха или о категории еретического заблуждения, это разные вещи. Ересь не воспринимается как что-то, связанное с нравственной греховностью человека. Ересь воспринимается как? Еретики первого чина, второго чина, третьего чина. Именно по такой шкале мы определяем меру того или иного заблуждения. В чем ересь ариан? Они не верили в то, что Иисус Христос есть Бог. Они считали, что Иисус Христос- это первородное творение Бога. То орудие, через которое Бог потом сотворил мир. Они верили в предсуществование Христа. Они в это верили, но они считали, что у Него как у Сына божия было начало. Мы, православные христиане, верим в то, что Иисус Христос безначальный. Потому что в Иисусе Христе мы исповедуем не только истинного Человека, но и истинного Бога. И вот как истинный Бог Он всегда существовал. И всегда был Бог - Отец, потому что у него всегда был Бог- Сын. И так как Иисус Христос называется и Словом божиим, представить, что когда-то Бог не имел Своего Слова, то - есть когда-то Бог был немым, мы не можем. Поэтому когда мы говорим о божестве Христа Иисуса, мы говорим, что Он единосущен Богу - Отцу. И здесь подчеркивать надо, что именно Богу - Отцу. Если мы говорим о Боге - Отце, то неизбежно речь идет и о  Боге - Сыне. А так как Бог неизменяем, то Он всегда Отец, потому что у Него всегда есть Сын. И Христос говорит: Я и Отец - одно.

Поэтому в Иисусе Христе мы исповедуем одну ипостась. Но при этом мы говорим, что в Нем было истинное божество и истинное человечество. Мы исповедуем в Нем даже наличие двух волей. Одна воля божественная, другая человеческая. То - есть не было смешения между божественным и человеческим. Халкидонское исповедание гласит: единение во Христе божественного и человеческого неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно. Вот эти четыре НЕ-  устанавливают соотношение в Нем божественного и человеческого. А ариане настаивали на том, что Христос  - это только творение Бога. Они исходили из текстов, где Христос говорит: Отец Мой больше Меня, но при этом они игнорировали такие тексты, где сказано: Я и Отец одно. А чтобы эти тексты не противоречили один другому, надо прямо сказать, что Христос говорит: Отец Мой больше Меня, он говорит по человечеству, а когда Он говорит: Я и Отец одно, Он говорит по божеству. И когда мы различаем в Иисусе Христе действие именно истинного Человека, истинного Бога, тогда один библейский текст перестает спорить с другим. А у ариан была такая проблема.

                -Отец Олег, вот вы говорите, что нельзя причащаться, если на фронтах убиваешь. Ну, а как сейчас ополченцы на Украине, например, они не причащаются и идут в бой? И вот я еще хотел спросить. Дело в том, что сейчас идет определение с понятиями. Ведь это же наша православная армия там воюет! У них даже жетоны на руках, на рукавах, на одежде. Это же православная армия.

                   -Давайте мы определимся. Если они воюют, они могут исповедоваться и причащаться. Я это уже говорил. Потому что есть угроза их жизни. Но как только война закончится, если поступать в соответствии с православным миропониманием, с православной традицией по отношению к той или другой стороне - и там, и там православные – то начнут действовать некоторые запреты. Вот был такой момент, когда шли мусульманско-византийские войны. И мусульмане очень мужественно наступали на православных греков, потому что их убедили в том, что каждый мусульманин, кто погибнет в сражении, автоматически идет в рай. И в Коране у них написано, что тех, кто погибает на войне, не считайте мертвыми, они живые, и так далее. И император, и его сановники стали требовать от церкви, чтобы они предложили такой тезис: каждый православный, который погибает на войне от рук мусульман, автоматически становится святым и попадает в рай. То -  есть как бы повторить позицию мусульман.

И тогда церковь сказала: нет, мы с этим не согласны. Мы не знаем, в каком состоянии человек погибает. Какие чувства, какие настроения в его душе. Поэтому церковь отказалась от канонизации сразу всех погибших на войне. И смотрите, что сказано «Деяниях»: в первом послании к коринфянам. 13 глава, здесь сказано следующее. Со 2 стиха прочитаю…Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. ... И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»(Деян 1 Кор,13).

И поэтому церковь не спешит в такой ситуации говорить, что эти правы, а эти не правы. Потому что задача церкви - обеспечить спасение человеческим душам. И когда конфликт идет между православными христианами, то здесь надо молиться, чтобы это прекратилось как можно быстрее. Потому  что здесь без сомнения идет давление какой-то третьей стороны. И на украинцев, и на русских. И здесь, в этой ситуации, наши молитвы за всех усопших и с той, и с другой стороны необходимы, потому что у нас есть основания считать, что если человек православного вероисповедания, то мы можем за него молиться в любой ситуации. Вот это будет шаг к преодолению этой трагедии этого конфликта.

                 -Батюшка, я в завершение темы передачи  хотел отметить вот что. На Селигере собрались и политики, и спортсмены – словом, активная молодежь, но все переживали, и это красной линией проходило во всех разговорах и важных встречах.

                -Я думаю, что очень важно, когда мы переживаем. Хуже, если мы будем радоваться, злорадствовать или что-то в таком духе. Наша передача заканчивается. И как всегда, я испрашиваю ваших молитв за себя, за то служение Слову - евхаристии, которую я совершаю.

                 -Храни вас всех Господь!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+