Перейти к основному содержанию

10:27 26.05.2019

Прямой эфир от 28.06.2015. Протоиерей Олег Стеняев отвечает на вопросы радиослушателей

03.07.2015 11:13:07

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/06/28/21-00.html

Что такое «козел отпущения» и почему по Библии его отдавали в жертву какому-то Азазелю?

- Азазель – это не кто, а что. Так называлась пустыня на территории Святой Палестины, само слово «азазель» означает «очень сильный и усиленный», т.е. как бы тройное проявление силы в названии Азазель, имеется в виду местность.

А что такое «козел отпущения»? В Библии говорится о том, что когда праздновался Судный день Йом-Киппур, то  ставили двух козлов, которые должны были быть совершенно одинаковые, даже внешне которые не должны были отличаться, и даже правило такое было, что купить их надо было вместе. И бросался жребий между тем козлом, который будет принесен в Святом храме в жертву, и тем, который будет отведен в эту пустыню Азазель и брошен со скалы, и оставлен в этой пустыне. Праздник «Судный день» - это такой день, когда каждый верующий пытался понять, что он из себя представляет, ведь в реальной жизни праведные и неправедные – они мало чем отличаются друг от друга, как эти два козла, они должны были быть совершенно сходными. И только жребий решал, какой куда пойдет. Иными словами, этот обряд всех ставил как бы перед реальностью Божьего суда, чтобы каждый осознавал, что есть только два возможных решения в человеческой жизни – или действительно прожить жертвенно перед Богом, или жить без Бога, т.е. жизнь без Бога – это и есть ад, когда человек остается один на один в аду со своими собственными грехами. Поэтому «козел отпущения» - это никакой не древнеязыческий обряд, как некоторые считают, это совершенно конкретный образ. Давайте вспомним историю двух братьев – Исав и Иаков, они были близнецы, но один родился волосатым, а еврейское слово «козел» переводится как «волосатый». Есть такое предание, что до 12-13 лет они внешне почти не отличались, они двойняшки, но жизнь Иакова – это жизнь патриарха, который преданно служил Богу, а жизнь Исава – это вот неукротимые страсти, ведь козел – это еще и символ упрямства, т.е. человек раздирается всегда между религиозным началом и плотским, почти скотским, и вот выбор человек делает сам, третьего не дано. Поэтому то, что на Йом-Киппур вот этот обряд совершался, это был такой наглядный пример для всех верующих – вот, казалось бы, два одинаковых животных, но как по-разному сложится их судьба. Как Исав и Иаков – они сыновья патриарха Исаака, внуки патриарха Авраама, все условия созданы, но как один вот распорядился своей жизнью, и как другой. Поэтому «козел отпущения» - это образ жизни такого человека, который неправильно распорядился, неправильно сделал свой выбор - жребий указывает на некий выбор, но в нашей жизни мы добровольно делаем тот или иной выбор, поэтому это библейский образ, который должен нас заставить задуматься о том, что мы имеем свободную волю и мы должны правильно ей распорядиться.

В нашей Церкви день памяти всех святых связан с праздником Троицы, он выпадает на следующее воскресенье после Троицы, а в Западной Церкви он вроде бы как не связан, потому что День всех святых у них празднуется осенью, он какой-то демонический, почему так?

Когда мы празднуем Святую Троицу, этот праздник выходит на воскресный день, и мы вспоминаем событие – явление Пресвятой Троицы праведному Аврааму в дубраве Мамры, именно поэтому мы украшаем храм зелеными ветвями, рассыпаем траву по полу, чтобы вспомнить это действительно удивительное событие, когда произошло богоявление древнему праведнику. Подобное происходило еще только один раз, только уже в Новом Завете – явление Святой Троицы Иоанну Крестителю на Иордане, поэтому этот день называется не только днем Крещения Господня, но еще и Богоявлением. Если говорить о явлении Аврааму, то это было явление трех ангелов, которые являлись иконой, т.е. образом Святой Троицы, вот почему в византийской традиции изображение Святой Троицы отличается от латинской. В латинской традиции изображается Бог-Отец , в чреслах его – Бог-Сын, а над Богом-Отцом в виде голубином Дух Святой.  А у нас изображается именно Мамврийский дуб, под ним сидят три ангела, которые являются иконой Святой Троицы. И на Троице Андрея Рублева мы видим, что два ангела смотрят на третьего, т.е. центральная фигура – это Бог-Отец, который возглавляет эту трапезу, далее – Дух Святой, и они смотрят на третью фигуру, которая смиренно приклонила голову, не взирает на них, т.е. принимает их решение. Т.е. Сын Божий на совете Святой Троицы принял решение стать жертвой за грехи всего мира.

А вот связь с днем всех святых, возможно, этот праздник связан с понедельником. Понедельник  после Троицы – это день Святого Духа, т.е. здесь мы сугубо вспоминаем Пятидесятницу. А Пятидесятница – это и есть день рождение всей Церкви, потому что Церковь рождается тогда, когда Дух Святой сходит на апостолов в Сионской горнице, это настоящий день рождения Церкви. До этого эти люди находились еще в таком ветхозаветном состоянии, и они не могли принять Духа Святого до того, как Христос не умер на кресте, и своей драгоценной кровью не очистил их. И Он очистил их именно для того, чтобы они приняли Духа Святаго. Сказано «в лукавую душу не внидет премудрость Божия», и Христос сам говорил: «Лучше для вас, я пойду к Отцу, и Он пошлет вам Духа Святаго, который научит и наставит вас на всякую правду».

Вопрос по Евангелию - «… и оправдана премудрость чадами ее», что это значит?

- Здесь имеется в виду, что иногда люди придерживаются каких-то концепций, и хотя эти концепции могут быть ложными, но в глазах тех, которые исповедуют их, им всегда кажется, что это правда, даже тогда, когда их обличают, им всегда кажется, что тот путь, который они выбрали – единственно правильный, и они всегда ищут повод оправдать свои заблуждения, чтобы они не выглядели как заблуждения, а выглядели как правда, как истина.

Соседи выходят на митинг против строительства храма, что можно им сказать, ведь они считают себя православными?

- Поскольку Святейший Патриарх благословил нас воздержаться от нагнетания обстановки вокруг этого места, где хотят построить храм, то мы должны вести себя предельно сдержанно. В библии есть такой текст: «Не подавайте повода ищущим повод». К сожалению, иногда мы, христиане, подаем повод ищущим повода, т.е. сами подставляем себя. Мне кажется, что здесь прежде всего надо вести работу с жителями этого района, чтобы усилить их участие в этом желании построить храм в этом парке. Насколько я знаю, храм будет небольшой, он будет украшением для этого парка.  И я помню, что подобные ситуации были и в других местах, а потом, когда храмы появлялись, люди смотрели уже с неким пиететом, т.е. ландшафт хуже не стал, всё стало намного красивей. Наверное, просто есть люди, которые ищут повод совершить то или иное нападение на Церковь. На самом деле, храм освящает всю местность, где он стоит. Храм – это благословение и для верующих, и для неверующих, потому что в храме молятся за всех людей, и желают всем блага, таким образом, храм мог бы принести реальную помощь жителям этого района, где он находится, и благословение тем, которые будут отдыхать в этом парке. Храм не покушается на русский ландшафт, храм всегда украшает русский ландшафт. Посмотрите картины Левитана, как часто там появляется храм! Ведь храм – это духовное выражение единства земного и небесного, ведь храм – это как бы отображение неба на земле, ведь храм это и есть небо на земле, любой храм строится как некий микрокосмос, в котором человек ощущает себя в божественной вселенной, в духовном, благодатном мире. Я думаю, что такие конфликты могут продолжаться, пока люди не увидят красоту церковной архитектуры, тогда всё замолчит.

А если люди, живущие там, восстают против строительства храма, они могут получить проклятье вместо благословения, ожидаемого от построения храма. Смотрите, что сказано в Первой книге Царей (2:25): «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу. Если же человек согрешит против Господа (а согрешающий против храма, согрешает против Господа), то кто будет ходатаем о нем?».

Поклонение поясу Божией Матери или кресту, и другим неодушевленным предметам, и молитвенное обращение к ним, что это может означать? И есть ли какие-то библейские прецеденты по этому вопросу?

- Я бы назвал три прецедента. Во-первых, апостол Павел говорит: «Крестом Твоим похваляемся», т.е. он считал, что единственное, чем мы можем хвалиться, это крестом Господним. Это мы находим в Писании.

По поводу неодушевленных предметов, пояса или чего-то подобного, мы можем в книге Деяний найти текст – это 19 глава книги Деяний святых апостолов, 11-12 стих: «Бог же творил немало чудес руками Павла так, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них». Вот здесь мы видим, как совершенно неодушевленные предметы – платки и опоясания возлагались на людей в отсутствие Павла, и больные получали исцеление, и даже злые духи выходили из этих людей.

Но есть очень интересный текст в Ветхом Завете – это Книга Чисел, 21 глава, 16-17-18 стих: «Отсюда отправились к Беэр (что значит «колодец», место это было названо так, потому что Бог чудесным образом устроил там колодезь для них). Тогда воспел Израиль песнь свою: «Наполняйся колодезь, пойте ему!». Колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа, законодатели жезлами своими, из пустыни отправились в Матану». Т.е. это была какая-то стоянка, и при помощи Моисея-законодателя, и все князья колен израильского народа своими жезлами выкопали, и вот это песнопение – «наполняйся, колодезь, пойте ему». Конечно, нельзя сказать, что это вот именно такая молитва, обращенная к колодцу. Или, например, что почитание креста, оно как-то отдельно от почитания страдающего Христа. Или почитание пояса Божией Матери, оно как бы отдельно от самой Божией Матери. Как платки и опоясания Павла не были просто платками и просто опоясаниями, иначе каждый имеющий платок мог бы им исцелять. А книга Деяний говорит, что это апостола Павла платки и опоясания. Как они оказались в руках других людей? Наверное, зная о чудесных свойствах этого Божьего угодника, люди предлагали ему платки, подносили опоясания, люди понимали, что предметы, которые соприкасались с ним, они источали благодать. А что удивляться? Если в книге Деяний апостолов сказано, что тень проходящих апостолов исцеляла людей! Больных выносили на улицу и их клали по предположительному маршруту, где пройдут апостолы и где будет их тень. Люди даже этим довольствовались и получали реальные исцеления, реальные чудеса!

В книге Исход (3:5) Господь говорит Моисею, который приближается к Нему: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Как это земля стала святой?! Земля – это прах. Всякий раз, когда Господь проявляет своё присутствие в материальном мире через посредство материальных предметов, происходит освящение.  Псалтырь (5:8), Давид молится: «А я по множеству милости войду в дом Твой, поклонюсь святому ХРАМУ Твоему».

Что можно почитать для самообразования, чтобы понять Евангелие в хронологическом и географическом порядке?

- Есть издание четырех Евангелий, в котором они объединены в хронологическом порядке, т.е. там не идут отдельные Евангелия – Матфей, Марк, Лука, Иоанн, а весь текст дается в евангельских событиях – какое событие какому предшествовало. Такой проект называется Четвероевангелие. Например, Ефрем Сирин делал свой комментарий как раз на такой объединенный текст.

Еще есть хороший комментарий Гладкова – это дореволюционный экзегет, он как раз комментирует евангельские события в хронологическом порядке, приводя тексты из разных Евангелий.

Т.е. я вам советую почитать толкования Ефрема Сирина и Гладкова, всё это доступно в интернете, а лучше все-таки купить книгу в православной книжной лавке. Православным людям надо все-таки совершать свой «исход» из интернета, потому что, на мой взгляд, это все-таки опасное место для нормальных людей, я уж не говорю про ненормальных, их просто закручивает. Лучше купить книгу и читать, потому что все эти электронные носители … Представляете, кто-то возьмет и всё это отключит. И раз! Вся эта информация пропала! Паника начнется… А ведь у пророка Амоса об этом говорится: «Люди будут ходить от моря и до моря, искать слово Божие и не найдут». А как такое может быть? – Все перейдут на электронные носители, а антихрист – раз, и всё это отключит, вот и будут исполнены слова из книги пророка Амоса.

Библию надо все-таки хранить как текст. К тому же, в электронных вариантах очень много неточностей, причем текстологических, так как процедура перевода книжного текста в электронный формат немножко лукавая, возьмут там чего-нибудь, да испортят.

- А сознательные ошибки Вы встречали?

- Таких грубых – нет, но иногда удивляюсь, как вот это здесь появилось.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+