Перейти к основному содержанию

09:16 19.08.2019

Прямой эфир от 16.02.2015 21:00. О здоровье души, как его сохранить и самое главное - о профилактике этого здоровья, что нужно делать? Архимандрит Амвросий (Юрасов) отвечает слушателям радио «Радонеж». Ведущий – иеродиакон Елеазар (Титов).

26.03.2015 10:11:38

- Хотелось бы сегодня поговорить вот о чем: мы очень много заботимся о своем здоровье - о здоровье тела, обращаемся к врачам, принимаем лекарства, кто-то даже занимается профилактикой, не ест вредное, занимается какой-то зарядкой, следит за своим весом. Но ведь еще важнее здоровье души. Но об этом мало кто помнит. Порой даже православные об этом забывают. А ведь мы знаем, что душа важнее тела. Вот расскажите о здоровье души, как его сохранить и самое главное - о профилактике этого здоровья, что нужно делать?

- Приветствую вас, дороги радиослушатели. Самое главное у нас душа. Тело - это одежда нашей души. Тело наше старее, изнашивается и рассыпается в прах земли. Душа - это личность, она никогда не стареет, она всегда молодая, хотя бы человеку было 90 лет. И конечно, когда человек приходит к врачу и жалуется, что у меня болит голова, болят уши, глаза и нос болит, и зубы, язык что-то опух, у меня и почки болят, и печень, и сердце, и руки, и ноги. То есть все, какие органы у нас есть, все они воспаленные и все они беспокоят человека. А ведь редко кто приходит в духовную лечебницу и жалуется на болезнь своей души. А болезни нашей души каковы? Это гордыня, тщеславие, самолюбие, упрямство, осуждение, пустословие, клевета, сплетни, гнев, зло, обида, раздражение, уныние, отчаяние, тоска. И этих  болезней у нас очень много. Болезни нашей души... И мало кто об этом беспокоится, чтобы лечить душу. И вот когда человек больной душой, его трогать нельзя. Чуть его тронул, как будто это помойка изнутри, все пошло - и гнев, и зло, и раздражение, и ругань. Вот это плохо. Когда Зайцев выступает по телевиденью, где женщин одевают в разные платья, и он говорит: «Самое главное, что украшает женщину, это не красивый наряд, а самое главное - это когда душа мирная, спокойная, вот это ее украшает». И, конечно, болезнь души это плохо. А почему? Потому что когда душа больная, она же должна выйти из тела и обратиться к Богу. А больной человек, кому он нужен? Даже на производстве его не примут. А если войти в тот мир духовный, туда входят только смиренные, потому что апостол Павел говорит, что злоречивые Царствие Божия не наследуют. Туда ходят только кроткие и смиренные. И вот мы должны все внимание обратить на то, чтобы душа была здоровой. Каким путем? - А чтобы с нами не случилось, любая беда, ну допустим так: из сумки украли кошелек, а там была большая сумма, и чтобы не расстраиваться, не входить в истерику, надо сказать: «Без воли Божией ничего не бывает - ни больших случаев, ни малых. Значит так надо. Видать Бог попустил». Пусть это будет как милостыня, если мы заработали эти денежки. И пойдет как милостыня и Бога возблагодарить. Любая беда случилась с нами – значит, так Господу угодно, значит так надо. Бог что не делает, все к лучшему. Заболели, вдруг признали рак в какой-то части тела. Слава Богу! Бог дал здоровье, Бог взял здоровье. Как Иов многострадальный за все Бога благодарил. И все стадо у него забрали, и множество верблюдов, козлов, овечек и семь детей. Он говорил – Бог дал, Бог взял, слава Богу за все. Вот таким путем, если мы научимся Бога благодарить за все, Господу это приятно. Потому что, можно сказать, наша жизнь как школа, все случаи - это уроки. И Господь смотрит, как мы в одном или в другом случае будем себя вести. И, конечно, все беды, все искушения всякого рода, если мы Бога благодарим и радуемся, то наша душа духовно выздоравливает, и мы избавляемся от страстей, от этих пороков, от этой болезни душевной. И придет такое время,  когда со всех сторон будут беды, болезни и скорби, а у нас на душе будет радость. Будем говорить – «слава Богу за все, значит так надо». Потому что мы здесь временно живем, готовимся в духовный мир, учимся, как правильно жить. По Евангелию должны жить. Господь и говорит: «Никого не осуждайте, не гордитесь, никого не обижайте, всех терпите, всем добро творите». И когда человек это делает, то он постепенно исцеляется от болезней души. Вот таким путем человек духовно растет. Потому что если человек физически ничего не делает, то у него расслабляются мышцы, он становится больным. А когда он постоянно в работе или спортом занимается, он всегда здоров телом. Вот на это надо обратить  особое внимание, чтобы душу сделать сильной, крепкой, чтобы не было страстей.

Звонок:

-  о.Амвросий, Вы опытный человек, монах со стажем, у меня вот тяжесть на душе. Когда начинаешь свою жизнь оценивать, Господь скорбями посещает, болезнями и, вроде как, жизнь впустую прожита. И вот эта тяжесть, это грех вообще, стоит ли это исповедовать?

- Если на душе неспокойно, надо Бога благодарить за все, и даже за состояние нашей души. Конечно, надо сказать – «вот ропщу, не доволен». Нам надо научиться  не обращать внимание ни на что. Только представить себе, кто такой Господь. Все эти галактики, вся Вселенная, ангельский мир и земной мир пред Богом - это пылинка, это ничто, а Бог великий, Бог - это океан любви. И невозможно умом это все постигнуть, кто такой Господь. И когда мы будем Бога благодарить, то Господь будет радоваться, что мы не стоим на месте, а духовно растем. Это полезно нам. Особенно полезно, когда у нас много скорбей, много болезней и, чтобы мы не роптали, не отчаивались, и Бога и ближних благодарили и не думали, что кто-то нам сделал что-то плохое. Потому что если Бог не попустит, не будет ничего плохого. А если попустил, значит, надо потерпеть. Потерпеть за что? За прошлые свои грехи, за неразумие. И, возможно, Господь для духовного совершенствования дает, потому что святые люди, которые здесь на земле жили, творили чудеса, были больными, лежали  в расслаблении, а чудеса творили. Вот всему этому надо научиться.

- Батюшка, вот у нас как раз последняя неделя подготовительная к Великому посту. Может быть, нам поговорить, как правильно поститься, чтобы была польза и для души, и для тела, чтобы пост не превращался просто в  диету, когда мы в пище  пост соблюдаем, а ближнего съедаем?

- Сказано: «Не любяй ближнего, в смерти пребывает». Надо работать над собой, вырабатывать в себе характер и добрые нравы.  Вот, допустим, забиваем гвоздь в стену и по попали не по гвоздю, а по пальцу. Надо положить молоток спокойно, не бросать, палец перекрестить и сказать себе: «Вот это тебе весточка из потустороннего мира. Это тебе напоминание о твоих грехах. Ничего, это тебе очень полезно, потерпи». Когда мы сами с собой так разговариваем, смотришь и боль прошла. Но самое главное, что мы в этом смирились,  не раздражились, никого не обвинили, а только себя. Это будет  полезно. И так везде и во всем. Допустим, можно у плиты стоять, обжечь палец, порезаться или что-то может упасть на ногу, или споткнулись, или колено разбили, или на транспорт не успели. Всегда говори: «Ничего, значит, так Господу угодно. Значит это не мой  поезд, автобус, самолет... Ничего, значит, другой будет». Везде, везде надо обвинять себя и говорить – «Слава Богу за все!». Таким путем мы привыкаем к терпению. На днях пришла ко мне женщина, она из Подмосковья приехала. Была один раз, теперь второй раз пришла. Говорит так: «Муж меня оставил, нашел себе другую, а я с тремя детьми. И я в бешенстве, в отчаянии!».  Какие бы я слова ей не говорил, они не доходят. У нее только одно - почему он меня  оставил?! И в то же время она говорит: «Я молилась Богу, чтоб Господь как-то избавил его от меня». Господь избавил, а все равно не довольна, ропщет. Это о чем говорит? О том, что мы всецело не отдались Богу, что мы живем по своей воле. А своя волюшка доводит до горюшка. Таким путем мы расстраиваемся, духовно слабеем, страсти в нас горят - и гнев, и зло, и обида, и ревность, и раздражение, всё! Вот это плохо. Я привел ей маленький пример. Говорю – знаете, в 30-х годах одна семья жила, и в семье было шесть детей. Мужа коммунисты арестовали, сослали и убили. Забрали и коров, и гусей, и кур, и хлеб - всё забрали. Мало этого, и из дома всё забрали, голые стены остались, даже ведро помойное для мусора забрали. И жена вышла на улицу, села на крыльцо, дети рядом сели и она говорит: «Бог дал,  Бог взял. Слава Богу за все! Значит такова воля Божия. Значит так надо. Слава Богу!». А кто-то из отцов говорил: «Молитва Иисусова имеет огромную силу, но если кто говорит «слава Богу» в скорбях, то это в сто, в тысячу раз ценнее, чем молитва Иисусова, Бога благодарить». А когда мы благодарим, мы как бы протягиваем руку и просим. А Господь же видит, как мы переживаем. И Он не оставил семью эту, послал добрых людей и они все выжили. Надо научиться Бога благодарить. 

Бог не оставит. Человеку надо все пережить в этой жизни, потому что войдешь в обитель рая, а за что тебя награждать? Ни болезней не было, ни скорбей, одни только страсти, гнев и зло. И  стыдно будет там, в раю находиться с мучениками, с преподобными, со всеми святыми, которые в жизни все перетерпели, все перенесли. Вот если себя настроить, что нам Господь приготовил новое небо, новую землю, тогда по другому будет. Вот представьте себе так: дом стоит деревянный, от дождя все протекает, все сгнило, окна и двери перекосились, и бревна все уже сгнили. И там ставят подпорки, чтобы не завалило нас, чтобы полностью не убило нас. А мы прям  держимся за этот дом. И нам говорят: «Ну что вы, вам же построили новый дом. Посмотрите - прекрасный коттедж. Там и сад, и вся благая. Что вы держитесь за это место?». – «Нет, я здесь родился, я здесь и умру!». Вот такое наше рассуждение. А Господь нам приготовил новую землю и новое небо. И мы умрем и воскреснем. А мы держимся за землю,  а здесь на земле нет ничего совершенного. Все  живут, стареют, умирают. Все  бьется, все ломается, все ржавеет, истлевает. Здесь мы живем временно.

Звонок:

- Как угасить страсть памятозлобия?

- Авва Дорофей говорит: «Чтобы не было памятозлобия, надо за ближнего молиться». Когда у нас есть такие люди, которые нам причиняют зло, мы должны за них молиться. Ко мне один человек пришел, и я в алтаре поминаю и вижу - он тоже читает. Спрашиваю: «Почему ты вот этого человека не поминаешь?». – «Ой, я на него злой». Я говорю: «Это плохо. Господь сказал - «за врагов ваших молитесь». У нас врагов-то нет. У нас враги - мир, дьявол и наши страсти. Врагов у нас нет - вот это самое главное. Надо молиться за ближних.

- Давайте вернемся к нашей основной теме - о здравии души. Вот человек болеет давно страстью, постоянно кается в ней, кается в грехах, до которых доводит его эта страсть. И говорит – вот сколько лет каюсь, а толку нет. Действительно ли толка нет?

- Бывает. Есть много причин. Когда человек кается в каком-то грехе, он постоянно повторяется. Первое - это гордыня, это когда человек может осуждать других и о себе высокого мнения, Господь попускает для смирения. Потом, человек не работает над собой, не искореняет эти страсти. Досыта ест, досыта спит, в лености пребывает, молитвы нет, поклонов нет. Он в расслаблении живет и бесы берут его в плен. И все страсти,  какие есть, он исполняет. А если человек ведет борьбу, то Господь поможет, если мы будем Господа просить, Матерь Божию, чтобы Господь помог избавиться от какой-то страсти.

Звонок:

- Вы говорите про болезни, а вот за что и почему страдают дети? У нас такой тяжелый ребенок, вышел из реанимации был на ИВЛ, сейчас  ножки отказали, не ходят. Мы-то взрослые страдаем за наши грехи, а они за что? Прошу помолиться за тяжело болящего отрока Илию 9 лет.

- Матушка, в Библии написано, что грех  родителей до третьег- четвертого колена отражается на детях. Даже знаете, есть правило: если ребенок зачался в среду, в пятницу, в пост или в воскресный день или в большой праздник Господский, рождается с дефектом, физическим или нравственным, потому что грехи отпечатываются на душе ребенка. Допустим, в пьяном виде зачался ребенок, что, он родиться хорошим, здоровым? Нет, больной будет. Я знаю, у одной женщины где-то около 40 лет (ее мама и папа были бомжи, алкоголики и она в  детдоме была), у нее такая страсть к винопитию… Она спокойно берет полстакана спирта и выпивает, водка для нее вода. У нее отрафировались все рефлексы. Откуда у нее это? - От родителей. А потом у родителей много смертных, тяжких грехов. Все это тоже отражается на детях. Может быть и от прародителей, от бабушек тоже все идет. Поэтому вся страна наша за 70 лет пришла не к коммунизму, а к алкоголизму, к наркомании. Вот причина какая. И потом, от нераскаянных грехов.  Я уже 46 лет исповедаю. Человек страдает, мучается. Я говорю: «Аборты были?» – «Да». – «А ты говорила сколько?» – «Нет».  Говорит количество. – «А другие мужчины были?» – «А я каялась». Я говорю: «По требнику написано - сколько было, количество, были ли иностранцы, или родственники, или другой веры?». Даже написано, что надо покаяться, а редко кто в этом кается, а вот на 18-м мытарстве - это мытарство всех блудных грехов содомских, там бесы говорят, что очень много людей в этом повинны, но редко-редко кто кается, потому что бесы наводят страх, стыд.  Ведь самое большое оружие у дьявола какое? - Наводить страх. Чтобы человек не каялся. А когда не кается - это гордыня – а что обо мне подумает батюшка, какая я грешница? А батюшка, наоборот, подумает, что если человек искренне кается, он этому человеку будет доверять. А кто только поверхностно, то плохо. Знаете, если в поле растет свекла, ботву сверху срезали, а там внизу огромные плоды. Так вот мы поверхностно каемся - осуждал, роптал… а самого-то главного не сказали… разрастается, и потом дети страдают и мучаются.

Звонок:

- Прогнал жену, по большой обиде, гнев был. Она быстренько ушла к другому, но осталась женой, мы не разведены.  С ним забеременела. А потом через месяц я покаялся, попросил прощение многажды, вроде бы думал, что вернется. Ан нет, поезд ушел, как говорится. И вот сейчас как быть? В общем, хочется семью сохранить, а поезд ушел…

- Старец Силуан, который на Афоне… К нему пришел один солдат из армии и говорит: «Вот моя невеста с мужчиной была в близости, я хочу ее выгнать. На ней я жениться не буду». А старец говорит: «А у тебя в жизни что-то было?».  Он: «Было».  – «Но она тоже человек, надо простить. Если она с тобой хочет жить». То есть нельзя быть жестоким, надо всем простить.

- Батюшка, дело-то в чем…

- В чем? Сам виноват. Разгневался.

- Да, но сейчас-то человек пришел в себя, покаялся, просил у жены прощения, а она уже беременна от другого. И что теперь делать?

- Ну что делать, принять.

- Так она же не хочет возвращаться.

- Но если она не хочет возвращаться и забеременела. 

-Поблагодарить за это Бога?

-Нет. Ведь виноват он.

-Ну, да.

-Да. А ей надо что. Если она думает выйти замуж за кого-то, она связана законом доколе жив муж. Апостол Павел пишет (1кор.7гл): «Жена связана законом, доколе жив муж». Если муж умрет - свободна выйти за другого, только за верующего человека.

- Наверное, здесь батюшка только молиться надо, чтобы эта ситуация разрешилась.

- Чтобы ситуация разрешилась, надо с духовником в церкви этот вопрос решить.

Звонок:

- Действительно ли по законам церкви грехи до крещения все смываются?

- Если человек уверовал в Бога… Возьмем такой пример из Евангелия от Марка: Господь крестился от Иоанна, а Иоанн крестил так - входили к нему в Иордан и он погружал их по шею, и они говорили тяжелые грехи, и он окунал их в воду и прощались все грехи.  То же самое и здесь. Человек, если пришел к священнику, то по нормальному, вы должны сказать – в церковь не ходили, Богу не молились, постов не соблюдала, жила в блуде, делала аборты, хотя бы так сказать, и когда принимать крещение, то Духом Святым душа  возрождается и грехи все прощаются. А после крещения, какие грехи соделает человек, он кается, ходит в храм, молится.

- Батюшка, а я вот слышал такое, что, например, человек крестился в зрелом возрасте и действительно мы знаем, что в таинстве крещения все грехи прощаются, а вот они все равно всплывают в памяти и всё. Их надо тогда исповедовать?

-Ну вот я в зоне был начальником тюремной миссии, 21 год. И вот женская колония. Там подвальное помещение, пришли креститься. Я каждого по отдельности спросил тяжелые грехи - убийство, блуд, аборты. И  крестил их. Вот в этом случае все грехи прощаются. А если вспоминаются грехи после крещения, надо сказать еще раз на исповеди, успокоить свою совесть.

Звонок:

- Исповедовался в прелюбодеянии, но родственник или иностранец не сказал. А соборованием не снимается этот грех?

- Господь простит. Если совесть будет обличать, можно сказать.

Звонок:

- Будет прощеное воскресение, прощение у всех в храме будем формально просить или конкретно надо?

- Формально мы у всех просим прощение, хотя у нас ничего не было с человеком. Но вот священник просит, может кто-то на него обиделся. Он просит прощения у всех. Все отвечают - Бог простит. Потом просим у знакомых и родственников. Нельзя, конечно, формально сказать, а потом снова ругань, шум, это прощение не искреннее.

- Прощеное воскресение -  прекрасный шанс для тех, кто никак не может решиться ближнему сказать «прости».

- Это тяжело сказать.

- Тяжело. Но в этот день легче.

- Начать с формального.

- Как правильно попросить прощение? Вот я сильно обидел человека. Достаточно ли просто подойти и сказать «прости меня»?

-Думаю, что лучше так – «я тебя обидел, прости меня». Это от сердца надо сказать.

Звонок:

- Дети ведут себя очень непочтительно, очень часто обижают. Сын и дочь, а прощение просят через смс, а потом опять так же себя ведут. Можно ли, нужно ли  принимать такое?

- Можно. Вы знаете, несовершеннолетний ребенок может тысячу раз не слушаться мать. Мать говорит «не делай»,  он все равно делает. А может быть 1001 раз уже сделает, что мать просит.

- Батюшка, надо сказать, что мы-то тоже согрешаем постоянно и у Бога прощение просим, и Он прощает. Здесь христианская обязанность, а тем более матери – прощать.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+