Перейти к основному содержанию

12:37 19.08.2019

Прямой эфир от 09.05.2015 21:00. Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий - протоиерей Александр Березовский.

05.06.2015 12:21:00

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/05/09/21-00.html

О.Дмитрий: С праздником Победы!

О.Александр: О. Димитрий, это был действительно грандиозный праздник - и по дате, и по тому, как был отмечен нашими русскими людьми. То, что происходило в Москве - потрясающе. И даже не парад с современнейшей новой техникой и вооружением. А то, что люди вышли на шествие Памяти. Памяти тех, кто воевал, кто отдал жизнь за нас, и как это было подхвачено, воспринято людьми. Сколько было желающих попасть на шествие Бессмертного Полка! Я видел людей в центре, которые не знали, куда идти, а то они бы тоже туда влились. Это очень ярко выражало стремление людей к объединению.

- Батюшка, как Вы думаете, где хранилось человеческое стремление к объединению до этого?

О.Д.: Очень радостно, что на дне, в глубине души. И что уже начинало подниматься, потому что многие стали интересоваться своей родословной. Откуда пошел их род, происхождение фамилии, потому что задача предыдущей власти была все перемешать. Чтобы люди забыли, кто они. Иван, не помнящий родства - это произведение той самой послереволюционной эпохи. Может, уже народ дозрел, что именно 70 лет после победы. Там самым молодым участникам 90 лет. Их, слава Богу, немало. Народ крепкий. Потрясающе! По радио нынче выступил человек, которому 100 лет. Он был приглашен как гость. Я, когда-то еще учась в семинарии, взял журнал, по моему «Нива», там были фотографии 1912 года. Фотографии столетних участников Бородинского сражения. Там была группа мужиков, всем по 120 лет, кому даже больше. И довольно большая группа, там не один ряд - 2 или 3 ряда, мне помнится. Простые солдаты. Дожили до такого возраста! Конечно, с тех пор прошло еще два века, и народ уже не такой физически крепкий. Но все-таки немало еще таких ветеранов. Моему тестю вот- вот исполнится 90, он всегда участвует во всех парадах, дай Бог доброго здоровья. И ушел он на фронт, приписав себе 1 год.

И вот такое движение, когда юный человек приписывает себе лишний год, чтобы повоевать, чтобы пролить кровь, чтобы пострадать за Родину! Вот этот же самый дух и собрал нынче миллионы людей на это шествие. Я бы назвал крестным ходом, потому что в руках в основном люди несли портреты людей, которые отдали свою жизнь, здоровье на алтарь победы. И это высшее проявление христианского чувства. Это значит - в их сердце это было. Огромное количество добровольцев, ополченцев, огромное количество людей, которые, как Маресьев. Две ноги потерял, ну, успокойся. Нет, ему надо летать, ему нужно мучиться с протезами, но и самое драгоценное, что идут ему навстречу. Не по каким-то параметрам, если плоскостопие-в армию не берут, нет. Вот это тоже потрясающая черта, хотя понятно, что фронт нуждался в таких летчиках. Но люди все преодолевали. То есть это и есть продукт сердечной, духовной деятельности. Господь говорит: отвергнись себя. Вот, люди отверглись себя и положили душу свою за други своя.

О.А.: Батюшка, но это уже было поколение советских людей, они родились после революции, те, кому было по 20 в начале войны.

О.Д.: А их папы? А их мамы? Маршал Василевский, у него отец священник. Анастас Микоян закончил Духовную академию. Это совсем не так давно. Вот, сейчас глядишь на современных молодых людей - и видно, что их ничто не волнует. Даже сегодня был такой эпизод. Молодая, красивая девушка принесла в храм Библию. Издание 50-х годов, первое. Говорит: это мне от бабушки осталось, хочу вам передать. Я говорю: ты сама читала? Ну, она мнется, видно, что нет. Вот такое отношение. Но ведь бабушка твоя читала, возьми, прочитай. Я ей вместо этой Библии подарил Новый Завет - может быть, ей будет проще. Может, она не оттуда начала читать. И шрифт мелкий, для молодежи это сложно. И сам объем книги устрашает. У современной молодежи никаких ассоциаций не вызывает ни какая-то Евангельская притча, ни что. Полный вакуум. А то поколение – да, это было совсем другое дело. Вот Черчилль (не к ночи будь помянут), однажды сказал про войну: времена, когда молятся все. И в те времена молились все.

О.А.: То есть 20-ти летняя пропаганда безбожной жизни была забыта.

О.Д.: Она не то, что была забыта. Она свою роль сыграла. Безусловно. И, конечно, это отрицательная роль. Но с другой стороны, когда в 1943 году Сталин дал свободу церкви, закрыл «Союз воинствующих безбожников», восстановил даже учебные заведения церкви и разрешил открывать их, соревнуясь в этом с Гитлером - то было колоссальное вдохновение у народа. И этот нынешний крестный ход я воспринимаю как некое неожиданное оживление народной души. Ничего подобного нигде просто невозможно было бы увидеть. Это явление такого же масштаба, как когда привозили пояс Пресвятой Богородицы с Афона. Народ откликнулся с таким вдохновением! Это удивительно. Но здесь еще главное - что этот Иван, который не помнит своего родства, начинает напрягать память, искать фотографии, обращаться к архивам. Он, этот ленивый Иван. В архивах все есть, можно все найти. Очень многое. Но самое отрадное - это правнуки. Вот когда по телевизору мальчишки рассказывали про своих прадедов, это без слез слышать было нельзя. Выросли без атеистической пропаганды, у них абсолютно живое чувство к своим предкам.

 О.А.: Но это, слава Богу, родители сумели привить своим детям. Воспитали любовь к своему роду и дали знание о нем.

О.Д.: Но мне вот кажется, что это шествие, этот крестный ход, который увидели все, оказал решающее воздействие. И вообще, смотреть на этих людей было волнительно. И как правильно сделал В.В.Путин, что пришел вместе со всеми! Это замечательно. Тоже заготовил табличку. И там оказался. Это с точки зрения политика абсолютно правильно. Я верю в его чувство, что оно ничем не отличается от чувства простой женщины, которая приехала откуда-то с юга. И эти фотографии на палочках - они как хоругви, как выносные иконы, это лица людей, которые отдали жизнь за други своя. Это святые люди. Это для меня невозможно по силе переживаний, я до сих пор успокоиться не могу.

О.А.: Такая река текла, широченные улицы и, казалось, не будет ей конца.

О.Д.: Наверное, если бы не ночь, так это и продолжалось бы. Дай Бог, конечно. Ну, кто я такой? Но хочется каждого, кто туда пришел, обнять и поцеловать, сказать: какие вы замечательные, сердечные люди!

-У меня дядя погиб на войне, но он еврей. В обычные дни я его поминаю дома, но 9 мая можно в церкви?

О.Д.: Ай – ай - ай. Объясняю в 46032-ой раз. Молиться мы можем когда угодно, где угодно и за кого угодно. Запомнили, да? Что такое «поминать»? Поминать - это когда я молюсь об упокоении тех или иных людей, я на этой молитве вспоминаю этих людей. Это называется помянуть, то есть не забыть.

Церковная молитва, если мы говорим о погибшем человеке, совершается таким образом. Может быть отслужена лития. Может быть - панихида. Парастас и заупокойная литургия. Во время любого заупокойного Богослужения мы можем молиться об упокоении любого человека. Любого! Которого нашей душе угодно. Вот поминальную записку на литургию мы можем подавать только за крещенного православного. А за всех остальных - пожалуйста, вот совершается в церкви панихида или лития - встал, помолился. Никаких «можно нельзя» не существует. Никто никогда никому ничего не запрещает.

О.А.: А людям хочется именно записку подать.

О.Д.: Хорошо, напиши эту записку и подай соседу на лестничной клетке, если хочется обязательно подать. Я объясняю церковный порядок. Некоторым людям хочется церковного беспорядка. Допустим, отпеть некрещенного. Или обвенчать грудного младенца с покойником. Ну, мало ли что человеку может прийти в голову! Есть определенный порядок, который мы не нарушаем. Ты хотел поминать? поминай. Почему тебе обязательно хочется то, что нельзя. Простой человек может взять синий халат, взять палочку раскрасить белым и черным и начать регулировать движение где-нибудь у Иверских ворот. Тут же вызовут карету скорой помощи и отправят куда положено, потому что регулировать движение может только тот человек, у которого полномочия от государства, а именно - сотрудник ДПС. Вот и всё. Что тут говорить? Если у человека нет билета - его не пускают в Большой театр, и в Малый и никуда никогда. Либо давай контрамарку, либо ступай восвояси. Так же и здесь. Если человек еврей, что же за него - не молиться, что ли?

Батюшка, мне кажется, что Бог как будто прячется от людей. Не всегда отвечает на наши просьбы даже после усиленных и слезных молитв. Неужели Ему не легче исполнить просьбу человека или каким-то образом дать понять, что исполнение просьбы не будет полезным? А Бог часто молчит. Я лично от этого очень страдаю и в такие моменты даже сомневаюсь в Нем.

О.Д.: Ну, вот. Вот- вот- вот. Очень хорошо, очень замечательное самонаблюдение, которое свидетельствует о маловерии, о ненадеянии на Бога, о желании творить свою волю и абсолютном равнодушии к воле Божьей. Вот прямо человек аккуратно в этом расписался по всем пунктам. А Богу-то нужно другое. Бог каждому человеку хочет спасения. А это спасение лежит совершенно на другой дороге, чем самоволие, маловерие, равнодушие к воле Божьей и творение своей воли. Оно прямо в противоположном направлении. Поэтому ребенок, например, маленький, требует: хочу, купи! Мама спокойно говорит: у меня нет средств, эта игрушка слишком дорога. Или: твой День Рождения был месяц назад, а на следующий День Рождения мы ее купим, если ты не расхочешь.- Нет, хочу сейчас! Что в таком случае делает плохая мама? Она начинает орать, шлепать. А мама, которая хочет его чему-то научить, молчит и делает вид, что она от него отключена и недовольна им. Он покапризничает, покапризничает потом начнет искать подход к мамочке. И он это очень хорошо запомнит. Так же и Господь как любящий Отец. А тот человек, который спрашивал, хотел, чтобы гром и молния, чтобы земля разверзлась! Чтобы его сверху накрыло чем-то тяжелым. Если человек идет не в том направлении, Господь смиренно удаляется, а лучше сказать - отступает шаг назад. Потому что бесполезно с такими капризными людьми. Ну, вот я хочу, меня не слышат, я начинаю сомневаться. Да сомневайся на здоровье, хоть обсомневайся, жить-то осталось всего ничего. Все узнаешь, все увидишь, только поздно будет. На кого поднимаешь пяту? На Самого Бога ножкой топаешь? Совсем с ума сошел? Ну и что Господь, который Сына Своего Единородного не пожалел, кровь на Кресте пролил, кормит, поит - никто же не пашет! Все только утучняются, 60% человечества уже с ожирением. Ну и что? И все мало, и все давай, и все не то, все плохо. Такое устроение противоположно желанию Господа Бога.

О.А.: И все равно человек не вразумляется.

 О.Д.: Ну, это его дело, я твердо верю и знаю и миллион раз убеждался, что Господь очень терпеливо и очень по доброму и даже, как одна моя знакомая, царство ей Небесное, иногда с юмором человека вразумляет. Совершенно неадекватно преступлению человека, но всегда с любовью и лаской, как с маленьким ребенком. Потому что будь на месте Господа Бога в этой ситуации сам этот человек, то крику было бы на целый подъезд.

О.А.: Ну, каждый хочет в свою сторону милости, а от себя?

О.Д.: Мне еще в детстве и родители, и дедушка, и бабушка говорили: на всякое хотение есть свое терпение. Вот. На пенсии, а все помню.

О.А.: Такое впечатление, что человек хочет, чтобы Господь говорил с ним на каком-то другом языке, более понятным человеку.

О.Д.: Господь говорит с человеком на языке, который ему понятен. Просто гордыня не дает слышать. Когда интеллигенция собирается на телевидение, на ток-шоу они все начинают безумно орать. Потому что они интеллигентные люди. А что такое интеллигентный человек? Это человек, который одержим гордыней. Он в упоении собственной интеллигентностью. Поэтому как глухарь ничего не слышит, кроме самого себя, и свое мнение считает самым ценным.

Почему после смерти покаяние невозможно?

О.Д.: А почему на дубе растут желуди? Представляешь, росли бы персики.

О.А.: Не покупали бы - так рвали.

О.Д: Почему на дубе не растут персики? Это же из этой серии вопрос. Один папа для своего пытливого мальчика он придумал такой ответ - потому что перпендикуляр. Мальчику было мало лет, он не мог это повторить. Когда он пытался переспросить, а почему перпендикуляр, папа отвечал: я не понимаю, что ты говоришь. И он так лет до пяти освободился от глупых вопросов. Это вообще так устроено бытие. Почему кислота с щелочью дает реакцию нейтрализации? Почему окись алюминия тверже самого алюминия?

О.А.: Так Господь создал.

О.Д.: Ну да, это закон Божий.

О.А.: Прими его.

О.Д.: Да нет. Просто человек мечтает - потому что знаний у него быть не может - о том, что в мире ином будет так же, как здесь. Ничего подобного. Совершенно инобытие, там совершенно другие законы. Там нет никакого времени.

Является ли спор грехом? Если да, то как себя вести: сразу соглашаться или молча оставаться при своем убеждении?

О.Д.: Ну, это смотря с кем, когда, по какому поводу, и так далее.

О.А.: То есть не всякий спор грех?

О.Д.: Дело вот в чем. Не спор, а то, что в результате спора рождается, то грех. Раздражение, гнев. И потом, сам спор какой имеет мотив? Если мотив такой – дурак, сам дурак - то это плохой мотив. А если, допустим, сейчас мы все наполнены мыслями о войне, вот, три полководца разрабатывают операцию. Каждый предлагает свое решение. И каждый отстаивает свою точку зрения. И спор о победе. О том, как меньшим числом достичь большего результата. Или краткосрочности боя, или трезвой оценки ситуации. Это просто необходимо. Для этого они, собственно, и собираются. Или консилиум врачей, это тоже спор. А христологические споры в церкви - разве все равно, сколько во Христе природ? Это разве кому какое дело? Для человека, которому Библия не нужна, это одна ситуация, а для человека, который этим живет, это другая ситуация. Я помню, лет 30 тому назад, чтобы получить Библию в усеченном виде, приходилось три раза ходить в Вузовский переулок к баптистам. Если видят, что молодой человек три раза приходит, тогда ему просто дарили. Чтобы Библию получить с мелким шрифтом на папиросной бумаге, нужно было предпринять большие усилия. Теперь вот, пожалуйста, народ сам несет. Все меняется.

Муж и сын в ссоре. Видеть друг друга не хотят. Муж ждет, что сын придет повиниться, а сын винит отца. Я люблю обоих, сердце разрывается. Как мне помочь им помириться? Как умягчить их сердца?

О.Д.: Это вообще странно, это не у меня надо спросить, а я должен спросить. Потому, что только мать знает своего мужа и своего сына, все их сильные слабые стороны и знает, какое слово подобрать. Как я могу, не видя человека, подбирать эти слова? Может, он слов таких не знает: перпендикуляр или дезоксирибонуклеиновая кислота?

О.А.: Люди вообще никаких слов слышать не хотят, просто стоят на своих позициях.

О.Д.: О, ну это вообще замечательная ситуация. Взять и уехать к бабушке. Сами стирайте, сами за жировки платите, сами готовьте еду, все сами. Всё, уехала. Что хотите, делайте. Но пока не придет телеграмма, что всё, помирились! Мир. Объятия. Танцы, жвачка, всё! Тогда вот приеду, а так не надо мне это. Я не для того замуж выходила, чтобы жить в такой атмосфере: кто-то не разговаривает, кто-то там еще чего-то.

Почему Господь после Своего Воскресения не пришел в Иерусалим к тем главам народа- первосвященникам и Пилату, которые приняли решение о Его казни, а показался только любящим Его женщинам и ученикам Своим? Почему Он тем самым дал повод для мысли, что Христос не Воскрес, а это какой-то обман?

О.Д.: Да потому, что цель Его была не всех спасти, а только тех, кто Его любит.

О.А.: Но мы молимся, Господь всем желает ко спасению прийти, узнать истину.

О.Д.: Желает. Но приходить только избранным. Он же видит человека. Вот женщина спрашивает: что мужу сказать, что сыну сказать? Бог - Он знает. Ну, явится Пилату, а тот снова скажет: что есть истина? Отойди, призрак. Ну и что, драться с ним? Пилат стоял перед Христом и говорил – что есть истина? Ну, что здесь против этого? Нафанаил сказал: Ты царь Израилев, Ты Сын Божий! И все, и стал Его учеником. О чем речь?

 О.А.: Каждый из них искал своего. Нафанаил нашел.

О.Д.: Ну да. Какие-то свои государственные задачи у Пилата.

О.А.: Людям часто кажется, что вот если бы Господь мне что-то особенное для меня явил бы, мои сомнения тогда рассеялись бы, моя вера была бы крепкой, и вообще моя жизнь шла бы иначе.

О.Д.: Нет. Ни в коем случае.

О.А.: То есть это ошибка человека, который так думает?

О.Д.: Ну, не знаю. Может, я раньше наблюдательный был, но я сколько раз замечал, у людей случаи бывали абсолютно ошеломительные. Причем они обращались именно ко мне. Я еще был молодой человек, еще до семинарии. Говорят: Как ты это объяснишь? И рассказывают мне обыкновенное чудо. Я им: как можно объяснить чудо? Ну и что, хоть один из них пришел к Богу, из тех, кто мне рассказывал, как и что с ними происходило? Одна женщина, сотрудница на работе, даже так и осталась некрещеной. Хотя было такое чудо, вообще. Как она описывала! Но ничего. Я никогда не скрывал, что я в церковь хожу, вот они мне, как специалисту: как ты это объяснишь?

О.А.: Интересно, один человек вразумляется чудом и даже малым, может, Словом Божьим, а другого человека даже таким, казалось бы, большим чудом одарили - и ничего.

О.Д.: Пришли сегодня в «Бессмертный Полк» миллионы людей, а еще сотни тысяч остались и никуда не пришли. Какой-то 17- ти летний мальчонка идет и флагом машет, а другой такой же мальчонка спайсы в это время курит - каждому свое. Каждый сам выбирает, что купить: флажок или спайс. Ведь не все же пришли. Пришли миллионы, цифра астрономическая. Но так и все равно кто-то же не пришел, ты же понимаешь.

О.А.: Многие не пришли.

О.Д.: Не знаю. Не ведомо. Очень много всяких скептиков, очень многим все равно все не так.

О.А.: Такое ощущение, что как будто души этих людей созданы из разного вещества.

О.Д.: Совершенно верно! Одного трогает, а другого нет. Одна учительница сказала, не помню, как ко мне это попало. Ведь раньше, когда мы читали «Му-му» Тургенева, дети в классе плакали. А теперь смеются. Вот тот же самый Иван Сергеевич, то же самое «Му-му», те же самые русские дети. Послевоенные плакали, нынешние смеются. Что с ними произошло? Такая вот история.

О.Дмитрий, у меня очень много грехов. Есть и зависимость, от которой я пока не могу избавиться. Скажите, могу ли я исповедоваться, но не причащаться, так как знаю, что буду грешить и дальше, а это оскорбит Бога и Святое Причастие?

О.Д.: Исповедоваться можно всегда.

О.А.: Но если человек не собирается оставлять грех, какой смысл в этом исповедовании?

О.Д.: Но исповедь включает в себя и собеседование со священником, и его увещевание. И потом, я знаю такие случаи - эти самые люди свидетельствовали. Пришел на исповедь, подошел к священнику, наклонился и стал рыдать, а тот ему ничего не сказал. Поплакал и ушел другим человеком. Не собирался ни причащаться, ни поститься, просто пришел - и вот Господь такое сотворил. Про другого знаю, что мама настояла - и он пришел. В детстве ходил, но остыл. И опять сердце ожило. Просто от того, что пришел. Благодать Божия коснулась. Исповедь - это же прикосновение ко Христу. «Се, чадо Христос невидимо стоит, приемля исповеданье твое».

О.А.: Но опять же не каждого.

О.Д.: Не каждого. Двое на ложе - один берется, другой оставляется.

О.А.: Один с нежеланием подходит и уходит утешенным, другой - с желанием.

О.Д.: Один говорит: иду - и не идет, другой говорит: не пойду - и идет. Но все же написано, о.Александр!

О.А.: Не устаю удивляться, когда читаю (смеется).

Может ли Таинство Причащения вызывать агрессивное состояние?

О.Д.: Нет, конечно. За исключением, когда человек бесноватый. Но бесноватых не надо причащать.

О.А.: Но вот я слышал от людей, что очень часто после Причастия особо раздирает чувство раздражения, особенно - на близких.

О.Д.: Бесам, конечно, не нравится, когда человек Причащается. Но одно дело, когда человек борется со своей страстью, а другое - когда она полностью им завладевает, и он становится бесноватым. Две разные ситуации.

Как жить, чтобы Господь позволил войти в Царство Небесное? Как на практике стремиться к праведности?

О.Д.: Это нужно вначале познать, что такое Царство Небесное и что такое туда войти. Все что касается ЦН выписать, потом выучить наизусть, потом прочитать толкование и понять раз и навсегда.

О.А.: А то люди считают, что Бог сортирует.

О.Д.: Некоторые считают, что ЦН как пенал, надо туда попасть. Туда, где та щелка. Причем не главная, а где-то с боку есть щель. Пенал рассохся, и там образовалась щель. Вот как туда попасть? А ЦБ внутри вас есть, сказал Господь.

Если иногда удается исполнить заповеди Божии. Например, послужить ближнему или сдержаться и не осудить. Грешно ли при этом испытывать чувство теплой радости от содеянного? И как при этом не впасть в тщеславие?

О.Д.: Ну если останемся в состоянии теплой радости - ничего грешного нет. А если будем говорить - вот я молодец, я и волка не боюсь, то это уже служит только погибели. Чем больше добрых дел, тем больше тщеславия и гордости. Кому нужны такие добрые дела?

Батюшка, нередко люди после паломнических поездок с радостью рассказывают, как это было здорово, с целью, чтобы может быть, привлечь других людей туда. Но потом говорят: куда-то делось то чувство радости, которое меня переполняло. Может, не надо делиться?

О.Д.: Настоящее чувство всегда остается в тайне. Настоящие глубокие чувства всегда интимны.

Если на асфальте написано: мышонок, я тебя люблю, твой Федя - то там нет любви. Там есть эмоциональный всплеск. Больше ничего. Бедноват язык и слово любовь везде. На самом деле, словом «любовь» именуют совершенно разные чувства.

Насколько глубоко мирянин может разбирать свои помыслы? Должен ли он делать это? И нужно ли говорить на исповеди о том, что происходит в мыслях?

О.Д.: Исповедь - это исповедь. Откровение помыслов - это откровение помыслов. Это все равно, что человек спрашивает: а нужно ли, пока стою в кассу в булочной, читать стихи вслух? Это совершенно разные задачи.

О.А.: Помысел - часто начало внутренней человеческой деятельности. Приводящей иногда и ко греху.

О.Д.: Тут вот что. Надо всегда четко ставить задачу. Человече, что ты хочешь?

О.А.: Не согрешить.

О.Д.: Ну, не согрешай, кто тебе мешает?

О.А.: Если меня одолевает какой-то навязчивый помысел, как мне с ним побороться так, чтобы он не перерос?

О.Д.: Вот опять - как мне побороться? Это задача неправильная. Человек не может бороться с помыслом. Существует такое выражение: невидимая брань. Но это не значит, что человек борется. Борется с помыслом. Благодать Святаго Духа. Человек взывает: пожалуйста, молись. Все очень просто. Помысел пришел, а ты: «Господи, помилуй» - вот и всё. И все внимание на: «Господи, помилуй», и никакого внимания на помысел. Всё очень просто и известно уже не одну сотню лет. Что здесь мудрить? В помыслах копаться?

Как действовать в ситуации, когда в нетрезвом виде пообещал человеку что-то подарить или что-то для него сделать?

О.Д.: Вот! Надо подарить и больше не пить!

О.А.: А на следующий день на трезвую голову понимаешь: ни отдать, ни сделать никакой возможности нет.

О.Д.: Есть, есть. Пообещал - так надо отдать и выздороветь от пьянства. Может, это как-то сдержит. А, между прочим, бес жадности часто беса пьянства одолевает. Некоторые бесы не дружат. Известно, например, что один бес сильнее другого. Может того вытеснить. Жадность бывает настолько сильная, что человек на свои не пьет и благодаря этому продлевает себе жизнь.

Моего сына часто обижают. Я хотела бы научить его защищать себя. А с другой стороны - не воспитаю ли я в нем агрессию против других людей? Может, лучше прощать всех?

О.Д.: Это женское воспитание. Если человек не умеет себя защищать - как он защитит свою маму, если на нее кто-то нападет? Настоящий мужчина должен быть воином. Ну, бывает такой расклад генов, когда мужчина не воин. А допустим, скрипач. Ну, пусть тогда устраивается в оркестр, играет военные марши, вдохновляет воинов, но все равно будет к этому причастен.

О.А.: А как в ребенке воспитать с одной стороны смелость, а с другой стороны - не агрессивность?

О.Д.: Очень просто. Когда я занимался спортом, нам тренер объяснял, что бывают разные ситуации, но надо всегда помнить, что это спорт. Как научишь ребенка - таким он и будет. Если специально не учить - дай ему, дай! И бывает, что очень многие мужики, даже в жестких видах боевого спорта, сами добродушные и терпеливые. Конечно, сейчас, когда появились какие-то профессиональные штуки, и часто там даже я вижу как артисты, особенно западные, американские рычат, кричат какие-то слова, смотришь - чудно. Ну, по-разному воспринимается этот жанр. Одни люди идут на спортивные состязания, чтобы поглядеть на красоту спорта, а другие - на льющуюся кровь. По мне, когда кровь льется - это уже не спорт, это отвратительно.

Желание того, чтобы твой труд заметили и оценили - это грех?

О.Д.: Ну, разумеется. Разве честолюбие - это не грех? Что тут говорить.

Я уверовала во Христа, хожу в храм, стараюсь жить по Закону Божьему, и это вызывает сильное раздражение у моего жениха. Человек он неплохой. Но именно мое обращение к Богу и церкви вызывает между нами противоречия, что делать? Подскажите, пожалуйста.

О.Д.: Искать другого жениха.

О.А.: Ох, как сейчас боятся отпустить. А вдруг другого не будет?

О.Д.: Ну, лучше пусть другого не будет, чем с таким жить, не приведи Господь. Спросили - ответили. Хочешь проверить - давай, это твоя жизнь. Если не можешь быть счастливой, то будь хотя бы не несчастливой. Но сейчас, пока он, жених, вызывает раздражение - то, что будет, когда он будет муж? Это просто самоубийство какое-то!

Спаси и сохрани!

С праздником Победы!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+