20.03.2013 11:20:38
На вопросы слушателей отвечает настоятель храма Покрова Божией Матери, что в с. Акулово, Протоиерей Валериан Кречетов. Ведет передачу Екатерина Краснобаева
- Отец Валериан, в последнее время народ особенно будоражит: кто прав, кто виноват. Кто укоряет даже и нашу радиостанцию, что она поддерживает правителей. Или напротив, что не поддерживает. В умах большое смятение: за что такой справедливый, богоносный наш народ страдает и терпит. Почему такие на нас напасти? Когда же мы восстанем и воспрянем? И вот, мы сегодня вспомнили слова, которые читаются Великим Постом из пророчества Исайи: «И поставлен над ними начальниками отроков, и играющие мальчики будут господствовать над ними. И будет народ производить нападения. И человек на человека. И человек на ближнего своего. Юноша будет нагло превозноситься над старцами. И человек маловажный над именитым. Унижен славой их и стыд лица их. Потому что сами против себя задумали они худой замысел, говоря: свяжем праведного, потому что неприятен он нам. Потому будут они вкушать плоды дел своих. Горе беззаконному. По делам рук его случится с ним худое. Народ мой, называющие вас блаженными, вводят вас в заблуждение. И путают стези ног ваших. Но теперь восстанет на Суд Господь и станет для Суда над народом своим». И я сегодня как раз купила вашу книгу «Несть наша брань к крови и плоти», цитирую: «В любых обстоятельствах, в которых мы находимся, в событиях, в которых мы участвуем, если происходит что-то не то, есть доля и нашей вины. А сколько – это знает един Бог».
- Дело все в том, что великое складывается из малого. Дом строится по кирпичику, по бревнышку. Все собирается по камешку. И поэтому в большом здании, будь то семья – маленький домик, будь то страна – целое государство, действительно, все в разной степени участвуют в том, что происходит. Есть описание строительства церкви в Священном Писании, где камни берутся, обтесываются и вкладываются в здание. Некоторые, правда, отбрасываются как негодные. Это известное символическое описание строительства церкви. И строительство, в общем, целого государства, может быть. Поэтому действительно от каждого зависит то, какое будет здание. Ведь если элемент какого-то здания будет из гнилого кирпича, или из плохого материала, то оно и обрушиться может. Если в основании не заложено то, что должно быть для твердого основания, Евангелие.
И на камне, на песке. А что такое песок? Песок – это маленькие камушки. Каждый, живущий сам по себе. Когда эти камни сливаются в монолит, в бетон, это фундаментальное основание. Почему есть подход – разделяй и властвуй. И по камешку, по песчинке все разрушается. В каждой семье чтобы ни происходило, есть у каждого доля вины. Кто-то хорошо заметил: а больше виноват тот, кто умнее. Но опять же, взвесить вину, кто более виноват, может один Бог. Один юноша мне сказал: меня все ругают, что я во всем виноват, выходит, я самый умный. Ну, может, конечно, он ошибается. Услышал я на миссионерском съезде тут замечательные слова: ошибаются все, просто, когда ошибается маленький человечек – это незаметная ошибка, когда на пьедестале стоящий, то каждый его шаг на виду. Не ошибаются два сорта людей: бездельники и покойники. Поэтому когда кого-то ругают, значит, он и не бездельник, и, слава Богу, не покойник. Поэтому в этом есть некоторая похвала. Больше того, у нас если начинают поносить кого-то, значит в этом человеке что-то есть хорошее. Великие личности всегда наталкиваются на яростное противодействие посредственных умов, говорил Альберт Эйнштейн. Поэтому, когда что-то происходит, есть какая-то духовная причина и то, что совершается, попущено промыслом Божиим. А промысел Божий направлен на спасение. Поэтому совершающееся имеет в этой жизни смысл обучающий. Ведь наказание по-славянски – это научение.
- Наказ.
- Наказ, совершенно верно. «Наказав перед многими через сии знания меня заблудшего, поставив самого себе, истощив всякого сострадателя поискав, обрел и спас». В заупокойных песнопениях такие тексты. Здесь не наказывают. Здесь учат. Наказание человек получает там. Если здесь не одумается, если ему наказ, научение не пойдет на пользу. Поэтому, когда что-то совершается, оно имеет какой-то особый смысл. Ведь помните, как Господь сказал: «Вы думаете, те, на которых упал столб сиамский, грешнее всех в Иерусалиме? Но если теперь каетесь, все так же погибнете». То есть Господь как бы ставит некий пример для остальных.
В предсказании преподобного Серафима о том, что произойдет с Россией, сказано, что первым будет нападение духовное, произойдет революция, война. Для того, чтобы показать всему миру, к чему это приводит. И Россия переболеет этим и отвернется. Собственно, что сейчас и произошло. Конечно, не в полноте во всей. Мы уже переболели и поняли, к чему шли. Разрушали, разрушали все. Разрушали веру. А к чему пришли? Ведь на моей памяти, а я человек довоенный, уходили из дому и запирали так, что щеколдочку набрасывали и все. А теперь бронированные двери. Не это ли признак того, что что-то произошло. Раньше люди жили так – межа, и все. А теперь трехметровые заборы. Раньше, было написано – и человек жил там десятилетиями, а теперь на эту справку каждый год нужно новую справку, на ту – еще справку. Я где-то прочитал, что государство, в котором множество правил, законов всяких, ограничений – это государство, в котором народ развращен. То есть на каждый шаг нужно инструкцию. На эту инструкцию еще нужно сдерживающую инструкцию.
Поэтому, то, что происходит, происходит не независимо от нас. «Вот, сейчас жизнь такая», простите, но жизнь – это мы. Это, к несчастью, такой грех самооправдания. И причину ищут где-то в других, а не в себе. Это было во все времена. Гоголь еще об этом говорил очень хорошо: «Не смущайтесь никакими событиями, случающимися вокруг вас. Если каждый частный человек займется собой и будет стараться вести жизнь с окружающими и близкими как подобает, то постепенно отношения станут принимать подобающий характер». А если это будет дальше распространяться, пойдет и дальше процесс. И человечество двинется вперед. Будьте не мертвые, а живые души. И нет другой дороги кроме указанной Иисусом Христом. А еще Гоголь говорил так: «Мне подчас кажется, что все, о чем мы хлопочем, спорим – все есть суета. Как все в этом свете. А, вот, о любви следует заботиться».
Да поможет нам Бог. За свет и любовь в сердцах наших. Учись растить в себе любовь. Это очень важно. Потому что без любви собственно человек не живет. Это существование. Беда в том, что у нас потеряли сущность. И немногие задумываются над сущностью. Тот же Николай Велимирович прекрасно сказал: «Первые люди, они немного знали, но все понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Но придет время, оно уже пришло, когда люди будут много знать, но ничего не понимать». Хотя, он еще имел в виду, конечно, знания. Ну, о знаниях еще Аристотель говорил: Множество знаний еще не предполагает наличия ума. Знания – это то, что пропущено через опыт. То, что сделано неким навыком. А теперь это называется информация.
Ведь что такое истина? Даже кто есть истина? Истина есть Христос. Христос сказал Пилату: Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать истину. И кто прислушивается к Евангелию, тот, собственно, и слышит голос истины. Кто-то хорошо сказал, что «кто не любит истину, тот, отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима». Хотя истинная вера, она настолько очевидна. Мне всегда поражало, как у нас люди, которые имеют какое-то отношение к науке, говорят как бы от лица науки. Ведь наука-то, собственно говоря, говорит совсем другое. Потому что практически сто процентов великих ученых, они были верующие. Это хорошо свидетельствует архиепископ Лука, представитель медицинской науки. Многие настоящие ученые совершенно четко и ясно свидетельствовали истину того, что Бог есть. Потому что все бессмысленно без веры в Бога, в будущую жизнь, в бессмертную душу. Жизнь бессмысленна. Это еще Данте сказал жестко в свое время: «Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – это верить, что после этой жизни не будет другой». Ему вторит Гете, только более лаконично: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». Поэтому без веры человек, собственно, мертвец. А в Евангелии сказано все. У нас мало кто знает Белинского, в его полноте. Так вот, Виссарион Григорьевич сказал: «Есть книга, в которой сказано все. Все решено. После которой ни в чем нет сомнений. Книга бессмертная, святая. Книга вечной истины, вечной жизни. Это Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философии заключается только в большем проникновении в таинственную глубину этой божественной книги. Основание Евангелия – откровения истины посредством любви и благодати». Я думаю, это всем научным заведениям нужно принять как некий эпиграф ...
- Над столом...
- Над столом, да. Макс Борн, немецкий физик, сказал: «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, какие-то смешные люди». Более мягко так. А тот же Эйнштейн говорит: «В этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В нем нам Бог открылся наиболее постижимо». У нас мало кто знает эти высказывания. И поэтому, когда начинают говорить представители от науки, звучит это, мягко говоря, малограмотно. Потому что куда же девать весь мир великих ученых, если все они были верующие? Непонятно просто.
- Потом удивительно, ведь в Книге Книг все есть.
- Совершенно все есть. «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные, как в том, так и в другом», – это Поль Сабатье, французский химик, лауреат Нобелевской премии. Вот, сейчас такое духовное заболевание, которое святитель Феофан называл «самостью». То есть эгоизм. Когда человек себя ставит центром всего. Я, я, я. А что, собственно говоря, это я представляет? Ведь человек уже далеко не самобытен. Мы же не Маугли, нас ведь учили. А учили те, кого тоже люди учили. И это из поколения в поколение. Я имею в виду, что люди действительно пользуются во всех областях опытом жившего до них человечества. Странно только одно: математикой мы пользуемся, открытием Пифагора, там, физикой пользуемся. А как доходит до духовной области, тут каждый сам начинает. Человек отбрасывает этот опыт. Я сам буду решать. Это область, которая значительно сложнее всех. Это печальное явление нашего времени. Один французский микробиолог, когда его спросили, какая наука – номер один, он замечательно ответил: «Мир стар, а наука молода, а молодым свойственно ошибаться. Поэтому я не буду строить прогнозы». Увы, часто не пользуются достигнутым до них духовным опытом.
А ведь все в Евангелии есть. Иногда поражаешься чуть ли не фотографическому изображению того, что происходит (это Исайя-пророк): «И сказал Господь: За то, что дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею, обольщая взорами, выступая величавой поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь дочерей Сиона». Сейчас все стриженные. «Обнажит Господь срамоту их». Открыты так, что дальше уже некуда. «В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки и луночки. И ожерелья, и серьги, и опахала, и вясла, и запястья, и пояса, и сосуды с духами, подвески волшебные, амулеты всякие. Перстни и кольца в носу». Ну, это дословно прямо. «Верхнюю одежду и нижнюю. Платки и кошельки». Действительно, там уже ничего нет, все прозрачное. «Светлые и тонкие пончи и повязки, покрывала. И будет вместо благовония – зловоние. Вместо пояса будет веревка. Вместо завитых волос плешь. Вместо широкой пончи – узкие вретища. Вместо красоты – клеймо». Описание довольно хлесткое. Кстати, я недавно слышал интересный рассказ. Говорят, что наши бабушки нападают на этих, когда они приходят в подобном виде. Во-первых, не все нападают.
- Ну, не так уж жестоко и нападают.
- И не так жестоко нападают. И как раз я услышал совсем другое: чтобы как-то не обидеть, но как-то все-таки вразумить, одна старушка, увидев идущих, как сейчас это стало обычным, в брюках, мальчиков и девочек, чтобы не смущать девочек, спросила у мальчиков: «Ребята, а вы почему без юбок?». «Вы что, ненормальная, что ли?». А она говорит: «Девочки, простите, а вы как считаете?»
- Замечательно.
- Простая старушка. Она не им задала вопрос. Она задала мальчишкам. Ну, а печально, когда это узаконивают. И беззаконие вводят в закон. «Горе тем, – говорит Исайя-пророк, – кто зло называют добром. И добро – злом. Тьму почитают светом, а свет – тьмой. Горькое почитают сладким, а сладкое – горьким. Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою». Это как раз и есть самость, болезнь.
- Нынешнего века.
- Нынешнего века. Совершенно верно. Потому что каждый – сам.
- Даже передача такая была когда-то по телевидению, «Я сама».
- Да, да. Я сама. Самое удивительное, что, теряя здравый смысл, рассуждение, люди даже не понимают, что они сами себя высекают. То есть, когда что-то вы им станете говорить: «Этого не может быть, я не понимаю». Ну, не понимаешь, значит, не хватает ума просто. Это не свидетельство того, что этого нет. Когда будут называть горькое сладким, а сладкое – горьким. Добро – злом, а зло – добром. И будут, как сказано, хвастаться этим даже. Своим безумием.
- Вы знаете, интересно, сейчас это закон принимают об увеличении цен на водку и на табак. Звонили слушатели и говорят: «Но ведь это же убийственно, что повышают». Они уже не говорят, что убийственно то, что весь народ спивается. Уже предел такой, просто – вымирание нации. Вот, это не безумие ли? Такой перевертыш.
- Вся беда в том, что шкала ценностей перевернулась. И сейчас буквально все за редким исключением помешаны на деньгах. И вообще, что жизнь, а что не жизнь. Бенджамин Франклин сказал: «Многие люди были бы хуже, если бы именье их было получше». Или еще Лабрюйер: «То, как распределены богатства, деньги, высокое положение и другие блага, которые предоставил нам Господь, и то, какому сорту людей они чаще всего достаются, ясно показывает, насколько ничтожными считает Творец все эти так называемые преимущества».
- Батюшка, спрашивает слушатель: Если исповедные грехи не уходят из памяти, значит ли это, что Господь не простил? Об этом часто спрашивают.
- Ну, с одной стороны, это связано именно с тем, что Господь ожидает еще более глубокого истинного покаяния. Потому что исповедать грех – это только часть покаяния. Все дело в том, что у нас считают, что покаялся – это сказал, назвал грех. Но это еще не есть покаяние. Это только часть покаяния. Да, человек совершил уже некоторый подвиг, что он признал себя виноватым. И хоть со стыдом, но назвал, что он совершил. Но это только начало. Вот, отец Сергий Мечев, священномученик, глубочайший богослов, можно сказать. Он говорил, что исповедь – это только начало покаяния. Ибо когда читается разрешительная молитва перед уже исповедовавшимся человеком, как же получается, что человек исповедовался, а молишься – подаждь ему, Господи, покаяние? А что же это было? Это было начало. Потому Иоанн Предтеча говорил: «Принесите плоды, достойные покаяния».
- Мы говорили сегодня о том, что с нами происходит, разрушаются семьи... И вот, слушая эти печальные истории, как-то вызрели такие слова:
Из острова на стрежень
На простор мирской волны
Выплывают расписные
Беглых муженьков челны.
На переднем – самый старый.
С молодой сидит женой.
Свадьбу новую справляет
Сам безумный и хмельной.
А в народе слышен ропот.
Что жену, детей предал.
С грешной жизнью он связался
Сам пустой бутылкой стал.
Если б эти речи слышал,
Поглупевший муженек,
Возвратился с покаянием
На семейный огонек.
Но, увы, не всякий слышит
Голос совести своей
Оттого столько несчастных
И разрушенных семей.
Все бывает в этой жизни,
На земном ее пути,
Дай же Бог
Ему очнуться
В разум истины прийти.
Ну, а жены, насмотревшись
На безумных мужиков,
Вслед за ними потащились
Разрушать семейный кров.
Все смешалось в этом мире,
Соревнуются в бегах.
Делят дачи и квартиры
И идет семейный крах.
А о детях вспоминают
Лишь в процессе дележей.
Только локти покусают
В горькой старости своей.
Все смешалось в этом мире,
Узаконили разврат.
Сами жизнь такую устроив
Устремились прямо в ад.
Если Божье милосердье
Не щадило бы людей,
Как Содом и Гоморра
был конец грядущих дней.
Слава Богу, есть спасение.
У заблудшихся людей.
В покаянии с исправленьем
Провести остаток дней.
- Как раз это и нужно. Почему напоминается? Чтобы помнили, чтобы как-то одумался человек и искушался за это ответить. У нас часто обругаются, подерутся. И забыл. Но ведь согрешил! Даже, если назвал. А это накопится, накопится, а потом... Господь спросит. И вот, поэтому, когда человек помнит, то он как-то все-таки смиряется.
- Сказано: «Сделал ты кому добро - забудь это. А тебе кто сделал добро - запомни это». А можно сказать и «кого ты обидел – запомни это. Ну, а кто тебя обидел – забудь это». Слушатель спрашивает: «Батюшка, как мне быть, если я превратился в радиоприхожанина. В храме бываю редко. В основном, когда причащаюсь. А дома можно почитать, помолиться, послушать радио «Радонеж». Это мне более близко, но, наверное, здесь что-то не так. Посоветуйте, как быть?»
- Ну, видите, в чем дело. Слышать-то это очень хорошо и читать тоже неплохо. Но очень важно молиться. А молитва, она бывает домашней, частной, и церковной. Церковная молитва выше. Одна из блаженных наших княгинь. Она именно так, творила добро и дома молилась. И Господь открыл ей через священника: скажите рабе Божьей, что это делать правильно, нужно и в церковь молиться ходить. Потому что церковная служба – это важно. Даже в отношении человека. Вот, у нас есть один раб Божий. Спаси его, Господи. Вот, кстати, у него сегодня операция была. Он написал такое четверостишье:
На заре двадцать первого века
Когда жизнь неподвластна уму,
Как же нужно любить человека,
Чтоб взять и приехать к нему.
Если любишь человека, к нему приедешь. Это уже подвиг. А любовь к Богу-то выше. Как же к Богу не ходить. Конечно, нужно ходить. Благодать получаешь. Ведь не ходя, себя ее лишаешь. Званые не были достойны. Ну, что не сподобились. Жалко только. А ведь как раз от ада спасает богослужение-то. Недаром наши послы на службе православной не знали где они были, на небе или на земле. А у нас-то говорится, в храме стоящие – на небеси стоите.
- Батюшка, а как вы думаете, вот Бурановские бабушки. Вроде бы и гордость такая, что они победили, и так счастливы за них. А с другой стороны, мне кажется, что как-то над ними смеются. Вот, если бы хотели увидеть красоту нашего пения, зачем их заставляли, на английский манер плясать и петь?
- Ну, видите ли, тут есть такой, так сказать, нюанс: у меня нет телевизора.
- У меня тоже нет.
- И я ее, не видел, эту передачу. И не знаю, как это все выглядело. А со слов других, говорить о каких-то вещах – это довольно сложно и опасно. Можно ошибиться. Единственное, что можно так сказать, что они искреннее этого желали. Они ведь, оказывается, для храма хотели средства собрать. А уж как они старались! Вы знаете, есть замечательный такой рассказ, трогательный. Очень мне нравится. Шел один человек в паломническом своем подвиге. И ночь его застала в поле где-то, где пастух пас овец. Тот, значит, подошел к нему. Костер у него был, согревался. Паломник ему рассказывал, а тот слушал, разинув рот. Ну и тот говорил, как нужно служить Богу. А пастух говорит: «Я тоже стараюсь. Я подою овечек, налью в блюдечко, ставлю. Господи, вот, Тебе. И утром мисочка пустая. Значит, Господь принимает у меня». А тот говорит: «Ну, что ты, Бог – дух. Ну, знаешь, давай проверим. Тут что-то не то». Вот, они сидят. И тут лисичка – прибежала, полакала молочко и убежала. Пастух расстроился, конечно. А когда паломник задремал, вдруг является ему Господь говорит: «Зачем ты его расстроил? Ведь это я посылал ему лисичку!» Трогательный такой рассказ. Я думаю, простота все покрывает. Любовь и простота. Есть разумное, разумное и мудрое. Над мудрым премудрое. Премудрости святая простота.
- Вы всегда говорите, что от нас зло не должно исходить.
- Это слова отца Сергия Орлова. Как-то, в ситуации некоей жизненной я прибежал к нему: «Батюшка, не знаю даже, как поступать». А он сказал: «От нас зло не должно исходить». И это, можно сказать, справедливо в ходе всей нашей жизни. Потому что по разным причинам мы начинаем раздражаться. В нас начинает возникать зло. К несчастью. Нужно, чтобы оно от нас не исходило. В свое время очень хорошо сказал отец Тихон Авиков: «Здесь, – показывая на уста, – в нашей власти. А здесь, в груди, – не в нашей власти. Вот, с этим бороться, что внутри - это как раз подвиг». Одна из самых любимых дьявольских страстей, это страсть гнева. В гневе человек становится безумным. Недаром, еще в Библии сказано: Сдерживающих нет. Больше берущего приступом город. Суворов это выразил несколько другими словами, он тоже прекрасно знал Библию: Себя победишь – будешь непобедимым. Есть такие замечательные слова в Библии: «Аще добр будешь – себе и ближним твоим. Аще зол будешь – един зло и пожнешь». Так что зло, которое человек делает, оно с человеком. И до тех пор, пока в другом человеке не возникнет как бы ответное зло, до тех пор это зло остается в источнике зла. Оно локально. Почему Господь сказал: не отвечайте на зло злом? Чтобы оно в вас не возникало. Вот, это, собственно, то же самое, только сказано другими словами. Вот, почему нужно всячески избегать раздражения, а тем паче, озлобления.
- Вот вопрос, как раз по теме: надо наркокурьера казнить или сажать пожизненно? Потому что это действительно человек, приносящий огромное зло и зарабатывающий на этом деньги, как же к нему относиться по-доброму? Вот, например, в Китае сразу, нашли наркотик – расстрел.
- Ну, вы знаете, в чем дело. Это вроде бы и так, но есть один нюанс. В этой жизни этот способ могут использовать по-разному. Когда-то, будучи благочинным, я услышал от одного старца наставление. Я приехал по очередному вызову – должен был разбирать, что там происходит. И мне старец, которому было за 80, вдруг в ноги, а я был молодой тогда священник. Я смутился. А он говорит мне: «Лучше десять виноватых оправдать, чем одного невинного осудить». Прекращать это нужно, изымать человека из общества. Изоляция – это благо не только для общества, но и для самого себя. Потому что ему не дают возможности дальше грешить. Он может там одуматься, в разум сам прийти. И сейчас есть такие примеры, когда люди приходят. Там, в этих местах, вдруг задумаются. Есть время, чтобы задуматься. Господь всем хочет спастись. Ну, хоть сколько-то времени, чтобы они могли покаяться. А для общества, конечно, лучше изолировать. «Если этим не займется общество, этим займется Бог», говорят. А это страшнее. То есть, он поставит человека на место. Или изолирует его так, как человек и не сможет. Как когда-то один из писателей сказал: «Правильно говорят, что Бог не наказывает. На Земле нет такого наказания, которое бы ему следовало. Он получит все там». А что мы будем там – без сомнения. И что получим все, это уж поэт сказал: «Есть Божий суд, наперсники разврата. Есть грозный Судия. Он ждет. Он не доступен звону злата. И мысли дьявола Он знает наперед».
- А что в последнее время опять появилось много так называемых атеистов? Ведь открыто говорят и по радио: я, конечно, атеист. Вот, выступал какой-то депутат. И сказал, что они взяли заповеди Божьи и увидели, что Церковь права. Но они не знают, как это излечить, как лечить людей. Просто какое-то безумие! Ведь уже все ясно, все открыто. Такой фильм есть удивительный «Космос как послушание», о том, как космонавтов там Бог спасал, и как они об этом рассказывают. И все равно, ничем не достучаться до человека!
- Ну, ведь к концу все идет. Тут все очень просто. В Евангелии все сказано: «Сын человеческий, пришед, не найдет Веру на Земле». То есть неверие достигло таких размеров, что уже не для кого будет существовать Земле. Это, к несчастью, выбор каждого человека, который он делает. Я рос с детства в церкви. Понять не могу атеистов, невозможно их понять. Пирогов сказал: «Я не могу дойти до отрицания Бога, прежде чем не сойду с ума».
- Могут ли католики причащаться в православном храме? Какие условия для перехода из католичества в православие? Чин какой-то есть?
- Да, конечно. Есть чин специальный, присоединения через покаяние. Потому что, католик, если он переходит в православие, он не должен и туда, и туда, так не положено. Есть интересное рассуждение об этих конфессиях, спрашивают протестантов:
- Вы как веруете?
- Мы веруем вот так.
- Ну, можно убавить.
У католиков спрашивают.
- Мы верим так.
- Ну, можно прибавить.
Спрашивают у православных. Вот, ни прибавить, ни убавить нельзя. У католиков исповедоваться – по желанию, причащаться – тоже по желанию, когда хочешь. Они разделили таинство покаяния, исповеди от таинства причащения. Но, как святитель Феофан говорит, нужно приступать к таинству причащения с чувством полного достоинства, имеющим на что опереться. То есть с покаянным чувством. Потому как причащение – это милость Божия, это от Бога дар. А от человека подвиг покаянный требуется. И в причащении дается сила именно в этом покаянном подвиге устоять и принести плоды. Поэтому эти вещи связаны. А там совершенно другой подход.
- Просят помолиться за раба Божьего Владимира, болен страстью пьянства. А пить вино на праздники – грех ли?
- Дело не в том. Пить вино – не грех, а упиваться – грех.
- Во всем мера... Просим помолиться о здравии воина Алексея, воина Алексея, воина Андрея, болящих Алексея, болящей Антонины, болящей Антонины, болящей Марии, болящей Марии и тяжко болящего Василия, болящего Сергия, болящего Владимира, Ольги со чада, Ольги, заблудшей Ирины, младенца Дарьи, Антонины, Людмилы со чада, протоирея Антония, матушки Марины со чада, болящего Антония, болящего Петра, тяжко болящей Натальи, тяжко болящей Татьяны, болящего Василия, болящего Николая, Дионисия, тяжко болящего Иоанна, в реанимации. Тяжко болящего Владимира, тяжко болящего Вячеслава, Валерия, болящей Елены, болящего Виктора, болящего Виктора, болящей Елены, болящей Валентины, болящего младенца Софии, Натальи, Кирилла, болящей Евгении, Ирины со чадом, Андрея, Натальи, Вадима, болящей Ларисы, Любови, Игоря, Михаила, тяжко болящей Марины, болящей Марины, тяжко болящей Василисы, болящей Марии, отрока Василия, Владимира, Андрея, тяжко болящего Георгия, Екатерины, Таисии, Валерия со чадом. Протоиерея Валериана со чадами, со сродники, раба Божьего Андрея, просим помолиться. И об упокоении - инокини Ефросиньи, Ефросиньи, Владимира, Игоря, Игоря, Павла, Александра, Владимира, Нины, Лидии, Татианы, Татианы, Виктора, Николая, Дарьи, Виталия.
- Молим, Тебя, Господи.
- Батюшка, осталось совсем немного времени. Батюшка, пожалуйста, ваше слово пасторское нам, Вы у нас так редко бываете.
- Есть замечательная книга, которая звучит очень современно, «Царев завет» Святителя Николая Велимировича. Он говорит о князе Лазаре, на косовом поле. Это прекрасное описание взаимодействия души и тела: его изможденное, истекающее кровью тело держалось силой совершенно живой души. Как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет. «Вот, я уже стою на пороге этой жизни. И до сих пор не знаю, чего же у Бога просить?» Ангел отвечает ему: «Две вещи. От начала и до конца нужно просить прощения грехов и благодати Божией». То есть «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Вот, собственно, это все. Но мы нечасто задумываемся, а это самое главное, что нужно. Отец Сергий Бичев называл приход – богослужебное покаяние семьей. Вот, как раз, тот раб Божий, который говорил, что он в церковь-то редко ходит, а «Радонеж» часто слушает. Богослужение покаяльное, потому что богослужение как раз и дает ту силу человеку. Потому что Отец Сергий Орлов, царствие ему Небесное, старенький был уже, 80 с лишним лет, говорил: бывало, идешь в храм, еле тащишься, а оттуда – уже бодро идешь. Вроде должен был устать, а на самом деле получаешь.
- Это верно.
- Божественное немощное врачующее, а скудеющее – восполняющее. Лишать себя этой благодати, ну, как же? Это как-то неразумно, да и грустно.
- Отчего-то иной раз, так, знаете, трудно вставать и идти, а, когда пересилишь себя, то уж потом думается: что противился-то?
- Не «что», а «кто» противился?
- А кто?
- Вот, это и есть тот самый, который нам и после мешает между собой общаться, и с Богом. Так что вот это и есть пожелание: просить у Бога прощения грехов и благодати Божьей.
- Батюшка, у вас недавно был юбилей – 75 лет, мы Вас поздравляем! Задним числом, потому что дозвониться до вас было невозможно.
- Ну, это Великая Суббота. Это был такой день. Да молчит вся их плоть человечья, да стоит со страхом и трепетом. Ничто земное себе да не помышляет. Поэтому, какой тут ...
- Многая вам благая лета!
- Спаси, Господь. Что мне еще хочется сказать. Действительно человек живет только тогда, когда он живет в любви. Вот изречение одного греческого монаха, это было в 1989 году: «Запомни, грядут времена, когда только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Все остальное – грех, хуже смерти. Только она, жизнь, мы пропадем без любви, пропадем». Говорят: добродетель, она неделима. Она или есть, или ее нет. Или любовь. Она или есть, или ее нет. У нас часто бывает говорят: ох, это я люблю, а это чуть ли не ненавижу. Любви нет. Это обман. Иустин Попович, сербский святой, которого я тоже очень люблю, сказал: «Любовь к человеку без любви Божьей есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Это как голод. Если голод есть, человек ест. А если это – не хочу, то – не буду, это не голод, а просто капризы. Так же и любовь. Если она есть, она есть. Добродетель неделима. Или она есть, или ее нет. И то, что у нас часто называют любовью, к несчастью, часто бывает просто страсть, или привязанность.
- Это, наверное, потому так и извратили это слово. Потому что оно самое главное у нас, основополагающее.
- Да. Потому что, как сказал тот же Иустин Попович, «Любовь не есть свойство Божества, любовь – сущность Божества». И человек, сотворенный по подобию Божию, должен иметь своею сущностью любовь. Иначе, это недочеловек, получеловек. Человек, когда озлоблен, то не живет, а умирает. Живет только тогда, когда живет в любви. Дай Бог всем жить в любви!
- Дорогой батюшка, низкий вам поклон.
- Спаси, Господи.
Добавить комментарий