Перейти к основному содержанию

00:55 20.04.2024

Протоиерей Олег Стеняев. В евангелии от Матфея мы находим такие слова: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне иудейской» (Мф. 3, ст.1).

20.03.2013 11:20:41

"Во  Иордане крещающася Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!»

Как обычно, в библейском лектории, в воскресенье протоиерей Олег

Стеняев. Сегодня мы будем исследовать удивительное событие, которое мы

вспоминаем в эти дни. В евангелии от Матфея (Мф.  3, ст.1) мы находим

такие слова: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне

иудейской». Святитель Иоанн Златоуст, истолковывая эти слова «в те дни», пишет: Что

означают «те дни»? Ведь имеется в виду не то время, когда Иисус был отроком и

пришел в Назарет. Иоанн приходит спустя 30 лет, как свидетельствует о том и

Лука. Стало быть, почему же сказано в те дни? Писание постоянно использует такой

способ выражения не только, когда говорит о происходящем в последующие дни, но

и когда речь идет о том, что произойдет много лет спустя. Поистине для Господа

один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день. Великий пророк Иоанн

Креститель был троюродным братом Иисуса Христа по плоти, так как его, Иоанна

Крестителя, мать, праведная Елизавета и Пресвятая Дева Мария были двоюродными

сестрами. Есть, правда, другие точки зрения на степени их сродства у разных

толкователей. Детство Иоанна Крестителя проходило в более, чем сложных

условиях. В житии его говорится, что после

Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей, волхвов, предсказавших

рождение нового царя израильского народа, правитель Ирод велел умертвить всех

младенцев от двух лет и ниже. Чтобы продолжить собственное царствование и не

иметь соперников. Услышав об этом,  праведная Елизавета, ушла со своим сыном в

пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна

Крестителя как священник храма находился в Иерусалиме и исполнял свои

обязанности, свое священническое служение. Ирод послал к нему воинов с

приказанием узнать о месте пребывания младенца Иоанна и его матери. Но Захария

ответил, что это ему неизвестно. За отказ в содействии он был убит

прямо в храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елизавета с сыном

продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелами,

находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии. Еще в

юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни. Он удалился в необитаемую

иудейскую пустыню, и поселившись в одной из диких пещер в молитве и посте

пробыл там до 30-го года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в

пустыне как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем

необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах. И удалившись

от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом. По выражению церковных

песнопений, Иоанн Креститель был « светлой утренней звездою», которая

предвосхищала пришествие в мир Солнца Правды, Богочеловека Христа Спасителя.

Современные исследователи библии предполагают, что воспитывался Иоанн

Креститель в общинах  есеев, живших в той же пустыне. Кумранские отшельники

вели столь строгий образ жизни, что еще их современники, например историк Иосиф

Флавий, называл их дневными ангелами. Так или иначе, но жизнь будущего Предтечи

проходила до 30-ти летнего возраста в более, чем строгих и тяжелых условиях. И

мы читаем далее: «И говорит:  покайтесь, ибо приблизилось царство небесное».

Кирилл Александрийский так объясняет эти слова: царство небесное -это

оправдание веры и освящение духа. Поэтому и в другом месте сказано: «Царство

небесное внутри вас». По истолкованию святых отцов именно за проповедь о

царствии небесном Святой Иоанн Креститель и был назван Предтечей Господним. Ибо

потом главным содержанием всех проповедей Сына Божия станет тема о царствии

небесном. О теократическом царстве Бога, которое как бы предваряет эта

проповедь Иоанна Крестителя. Такая проповедь была предназначена отвращать

внимание слушателей от значимости земных царств и возводить их сознание к

принципам небесной теократии. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Иоанн

Креститель первый проповедует царствие небесное, так что за это преимущество

почитается Предтечей. По учению евангелия, стать подданным небесного царствия

люди могут, еще живя на земле. Святой Кирилл Александрийский учил: «Царствие

небесное -это оправдание веры и освящение духа». Поэтому и в другом месте

сказано: «Царствие небесное внутри вас есть». Согласный со святителем Кириллом

блаженный Феофилакт  так истолковал данный стих. Под царством небесным он

разумеет первое и второе пришествие Христа и добродетельную жизнь. Ибо, если мы

странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем

царствие небесное. То есть, живя на земле, братья и сестры, мы уже должны

почитать себя причастными небесного отечества. Апостол Павел, обращаясь к

уверовавшим, говорил: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане

святым и свои Богу»  (Эф.2,ст.19).

И далее мы читаем об Иоанне Крестителе: «Ибо он тот, о котором сказал пророк

Исайя: Глас вопиющего в пустыне. Приготовьте пути Господу, прямыми сделайте

стези ему» (Мф.3,ст.3). Глас - это издаваемый

звук, не открывающий секретов сердца, но лишь означающий, что тот, кто его

издает, хочет что-то сказать. А слово -это разумная речь, открывающая тайны

сердца. Так голос есть как у животных, так и у человека, слово же только у

людей. Поэтому об Иоанне сказано, что он глас, а не слово. Ибо через Иоанна 

Бог показал не свое милосердие, не справедливость, не свои замыслы,

предуготованные прежде сотворения мира, но только то, что Бог замыслил

совершить среди людей нечто великое. Позже, через своего Сына, Он во всей

полноте открыл тайну Своей воли. Потому о Нем и сказано, что Он – Слово:

«Приготовьте пути ко Господу». Вот так святые отцы объясняют эти слова пророка

Исайи: «Глас вопиющего в пустыне». Апостол Матфей приводит это пророчество из

Исайи, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого

Завета. Ведь святой апостол евангелист Матфей, как учит предание, писал это евангелие для иудеев.

Посему при всякой возможности подтверждал сказанное из

Закона, Пророка и Писания. Так в общении с иудеями поступал и сам Христос.

Смотрите Мф. 22, 40. То есть деление Ветхого Завета в древности было на

Закон, Пророков и Писание. И его апостолы так же воспринимали деление Ветхого

Завета. Блаженный Феофилакт под путем Господним понимает проповедь

евангелия, а под стезями, которые необходимо выпрямить- Закон Божий. То есть

благая весть в евангелии не упраздняет закона, но напротив- усиливает его

влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает

призыв: прямыми сделайте стези ему. Стезею называется путь Закона, потому что

многие уже прошли по нему. Евангельское учение -это раскрытие духовного смысла

Божьего Закона. Далее апостол Матфей предлагает нам описание  внешнего вида

пророка  Иоанна Крестителя: «Сам же Иоанн имел одежду  из верблюжьего волоса и

пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед»(Мф.3,ст.4). Максим Турский  пишет о поясе добродетели: «Что иное означает

кожаный пояс, как не то, что наша немощная плоть, которая до пришествия

Христова властвовала над нами, побуждая к порокам, после Его пришествия была

связана для добродетели. Прежде из-за невоздержанности она раздавалась и

тучнела, а теперь, благодаря воздержанию, умаляется до одной кожи. Кто-то может

обратить внимание на то, что одежды были из верблюжьего волоса, посмотрим

истолкование блаженного Иеронима Стридонского. Он пишет: из волоса, а не из шерсти. Одно служит для обозначения одежды, крайне

скромной из верблюжьего волоса, а другое- роскоши человека изнеженного. Пояс же

кожаный, которым  был опоясан Иоанн, обозначал умерщвление. А следующее за тем,

«а пищей его были акриды и дикий мед», показывает, что обитатели пустыни искали

собственно не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в

человеческом теле. Акриды. Ориген пишет про акриды и дикий мед: «Он ел акриды,

поскольку и народ питался словом, словно бы парящим на крыльях в высоте и не

вступившим еще на землю, а так же мед, который не является плодом человеческого

труда, поскольку он происходит от законов и пророков». Иудеи не заботились о

производстве этого меда, ибо не пытались познать их волю и не исследовали

Писания. Ориген дает аллегорическое истолкование. Акриды- это разновидность

кузнечиков, вкушение которых не возбранялось  Пятикнижием Моисеевым. Подобного

строгого и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от

всякой нечистоты и скверны. Сказано, например: «Иуда Маккавей удалился в пустыню и

жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей и питаясь травами, чтобы

не сделаться причастниками скверны» (2 Мак. 5, 27). С другой

стороны, братья и сестры, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно

напоминает внешний вид другого еврейского пророка, на что уже обратил внимание

блаженный Иероним. Пророка, жившего в древности, а именно пророка Ильи.

Написано в книге Царств: « Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным

поясом подпоясан по чреслам своим, и сказал он: это Илия Фесвитянин». Дело в том, что

 

Иоанн Креститель пришел в этот мир в духе пророка Илии. И

сам Христос говорит о нем: «Если хотите принять – он есть Илия, к которому

должно прийти. Евангелие от Матфея 11-14. То есть пророк Илия, который живьем

был взят на небо, еще явится в это мир при  его кончине. Но Иоанн Креститель

был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илии был пророк Елисей.

Сказано: «И почил дух Илии на Елисее, и пошли навстречу ему и поклонились до

Земли» (4 Цар 5, ст.15). В случае со святым Иоанном Крестителем на нем

опочил дух Илии, и далее мы читаем: «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся

окрестность иорданская выходили к нему» (Мф. 3,ст. 5). В данном стихе

поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в

городах и весях, а в иудейской пустыне. Куда люди, чтобы услышать его, должны

были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются во

времена Исхода и во времена Моисея. И глас Господень вновь начинает звучать к

ним в пустыне, в местах, где никто и ничто не может их отвлечь от Богомудрия и

духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит 

новый Исход и нужен новый Законодатель. С другой стороны, он проповедует в

пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в

результате сугубо механического подчинения внешнему, но не сердечному в деле

стремления исполнить Божий Закон. И мы читаем: «И крестились от него в Иордане,

исповедуя грехи свои»(Мф. 3, ст.6. Обряд, который совершал на

берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался  миква, буквально это слово

можно перевести как скопление воды. Сравните Бытие 1,ст.10. Так же этим словом

называется водный резервуар для омовения, на иврите тфела, с целью очищения от

ритуальной нечистоты. Библия требует омыть тело водой (Лев. 14, ст. 9, 15, ст. 5-7,

16,ст. 4-24, Числ. 19, ст. 7-8 и далее). В случаях нарушения ритуальной чистоты

в результате прикосновения к мертвому телу (Числ. 19, 11-13) или к

какому-нибудь иному нечистому объекту (Лев.5, ст. 2-3), так и вследствие нечистых

телесных выделений (Лев. 15), в частности менструальных. Омовение в

микве предписывается после родов, а так же при переходе в иудаизм или при

возвращении  из языческих стран. Парадокс, почему я говорю об этих

подробностях, заключается в том, что Иоанн Креститель совершал обряд  миквы-

крещения над всеми приходящими к нему из Иерусалима и Иудеи. Таким образом, он

всех их объявлял нечистыми и оскверненными и как бы призывал к всецелому

обновлению веры. Прозелитизму. Кстати, Микша признавалась завершенной только при

полном погружении в воду. И многие крестились от него в Иордане, исповедуя

грехи свои, то есть признавали свою оскверненность и религиозную

несостоятельность. Увидевши многих фарисеев, идущих к нему креститься, Иоанн

сказал им: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3,ст.7)

Порождение ехидны- ведь змеиная природа такова, как

говорят отцы, что ужалив человека, змея немедленно бежит к воде. А если не

находит воды, то умирает. Поэтому Иоанн называл порождением ехидны тех, кто

совершив смертные грехи, прибегал ко крещению, чтобы подобно змеям, избегнуть

смерти благодаря воде. И еще. У змей так устроено от природы, что они

рождаются, прорывая материнское чрево. И еще иудеи именуются ехидниными

порождениями, потому что, преследуя постоянно пророков, они разрушали синагогу,

свою матерь. Как говорит она, печалится в «Песне песней»: «Дети мои пошли войной на

меня»(Песн. 1,ст.5). И еще. Змеи снаружи выглядят красиво, они словно бы

разрисованы, но внутри полны яда. Поэтому Иоанн и называет лицемеров и фарисеев

ехидниными порождениями, ибо лицемеры изображали в своем лице красоту святости,

а в сердце носили яд порока- Анонимный комментатор VIII века.

     Блаженный Феофилакт дает следующее объяснение: « Фарисей  в переводе значит

отделенный, так как по своей жизни и по своим знаниям они отличались от других».

Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов. Саддукей в переводе значит

праведный. Они сами называли себя праведными. Здесь блаженный Феофилакт выносит

приговор всем тем, кто называет и считает себя праведными. Для человека

нормально считать себя несовершенным, грешником. Далее, братья и сестры. Нам

придется более подробно говорить о саддукеях и фарисеях, но не теперь. Теперь

ограничимся этим истолкованием. Единственное, что хотелось бы добавить, здесь

по мнению крупного израильского историка Луи Фентальна, фарисеи были, выражаясь

античным языком, плебеями, а саддукеи патрициями. Итак, Иоанн Креститель обличает

их, поспешивших креститься у него. Далее он предлагает им: «Сотворите же

достойное покаяние и не думайте говорить себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю

вам, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму». Из слов, что Бог может из

камней воздвигнуть детей Аврааму, Креститель указал, по истолкованию Иеронима и

Феофилакта, язычников, которые скорее по долгу службы должны были там

находиться. Вероятнее всего, это были римские центурионы, которые всегда

дежурили при большом скоплении народа. То, что иудеи кичились своим

происхождением от Авраама, спеша увидеть, насколько сильно они отличались от

своего праотца, блаженный Феофилакт пишет: «Им служило к погибели то, что они

полагались на свое благородное происхождение. На самом деле то, что эти люди

происходили от патриарха Авраама, только усиливало их вину». Сказано: «Вот ты

называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю

его, и разумеешь лучшее, и, научаясь из закона,  уверен в себе. Что ты водитель

слепых, свет, находящийся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий

в законе образец видения истины? Как же ты, уча другого, не учишь себя самого,

проповедуя  не красть- крадешь, говоря: не прелюбодействуй- прелюбодействуешь,

гнушаясь идолам- святотатствуешь, хвалишься иконам о преступлении закона,

бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников».

(Рим. 2, ст. 17-24). Эти слова относятся к каждому

религиозному ханже, и неважно, как он себя называет – иудеем, или православным, или

католиком. Когда то, что человек декларирует, не соответствует его жизни- эти

слова являются для него великим обличением. Что значит «достойный плод покаяния»?

Иларий Пиктавийский пишет: «Он призывает сотворить достойный плод покаяния и

чтоб они не похвалялись, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней

воздвигнуть детей Авраама. Ведь требуется не родство по плоти, но наследование

веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам

предков, и слава рода сохраняется благодаря подражанию в вере. Дьявол не верил,

Авраам верил. Ибо вероломством  первый погубил человека, а второй оправдался

своей верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются, благодаря

кровному родству, так что те, кто верны,  являются по вере потомками Авраама. А

кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола». Вот так резко Иларий

Пиктавийский осуждает людей, которые хвастаются своим происхождением. Как

многие из нас любят говорить: да, мы православные, но при этом мы должны

осознавать, что как один ныне покойный священник отец Димитрий  Дудко говорил:

всегда думай о себе, что ты примазался к православию. Православие- это церковь

Духа Святого. Поэтому всегда скромнее думай о себе. И далее мы читаем:

«Предупреждение саддукеям и фарисеям, произнесенное Иоанном Крестителем: «Уже и

секира при корне древ лежит. Всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают

и бросают в огонь» (Мф. 3-10. Блаженный Феофилакт  неожиданно

истолковывает эти слова в их применении к жизни христианских общин. Феофилакт

пишет: «Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями каждого из нас. Итак,

неверующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну. Всякое

дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода, не

сказал: не принесшее, но не приносящее, ибо всегда должно приносить плоды

добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня хищаешь, то ты  не угоден

Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны».

      Не надо удивляться, что святые отцы многие обличительные слова из Библии

относящиеся к иудеям воспринимают как относящиеся к христианам. Сказано: «Все

это происходило с ними, то есть с древними иудеями, как образы описано в

наставлении нам, то есть христианам, достигших последних веков»(1 Кор. 10-11). В настоящее время в

нашей церкви появилось либеральное крыло представителей духовенства, которые

проповедуют прогрессивные идеи о будущем христианства, либералы в рясах

уверовали в некое убеждающее христианство, и, много говоря о нем, совершенно

забыли о побеждающем Христе. Сын  Божий учит нас:  «Я есть лоза, а вы ветки. Кто

пребывает во Мне, и Я- в нем, тот приносит много плодов, ибо без Меня не можете

вы ничего» (Ин. 15-5). То есть мы ничто без Христа и чем-то можем

быть только с Ним и в Нем. Прогрессивные батюшки проповедуют идеологию

процветания и обогащения. Начитавшись иных протестантских книг, они уверовали в

свою собственную роль, в особую роль христианской молодежи, самой неопытной

части в наших общинах, в деле, как они говорят, спасения Церкви. Безумцы! Они

не знают, что Церковь не спасают, а в ней спасаются. Как не знает и того

молодежь, самая незрелая в духовном и нравственном отношении, неустойчивая

часть наших православных общин. Так, например, святитель Феофан Затворник, когда

писал о юношестве, он говорил, что юность -это в нравственном и духовном смысле

невменяемый период в жизни человека. Он писал в то время, когда люди закон

Божий изучали с детства, но соблазны юности были такими же.

        Проповедуя прогрессивное, во всем сомневающееся богословие, они очень

походят на садукеев. Высшая иерархия иерусалимского храма все были садукеи.

Эти архиереи презирали простой народ и низшее духовенство. В своих мечтах и

самомнениях они так оторвались от реальной жизни, что встреча их с Христом

имела место только после Его заключения под стражу. Но и тогда они не покаялись

и не увидели Истины. Другая крайность – батюшки- консерваторы. Они могут часами

говорить об антихристе и ни разу не вспомнить о Христе. Пришествие сына дьявола

занимает и волнует более, чем второе пришествие Сына Божия. Впав в чемоданное

настроение, они всем рекомендуют жить так, как будто завтра или даже сегодня все

 провалятся в геенну огненную. Запрещают вступать в браки, рождать детей, как

они думают, в преддверии конца света. Подобное поведение напоминает другую

крайность в иудаизме I века, а именно фарисейство.

      Далее Иоанн Креститель начинает говорит о Христе: «Я крещу вас в воде, в

покаянии, но Идущий за мной сильнее меня. Я не достоин понести обувь Его. Он

будет крестить вас Духом святым и огнем (Мф 3-12). Иларий

Пиктавийский пишет: «Крещеным в святом Духе предстоит пройти через огонь суда,

ибо лопата его в руке Его. И Он очистит гумно свое и соберет пшеницу Свою в

житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Лопата необходима, для того чтобы

отделять плодоносящих от бесплодных. Пшеница, то есть совершенный плод

верующих, которые будут собраны в житницы, указывает на то, что суд находится

во власти Господа, а солома означает ничтожество бесполезных и бесплодных

людей, которым предстоит сгореть в Судном огне.

      Далее Иоанн Креститель восклицает:  «Лопата Его в руке Его, и Он очистит

гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».

Святые отцы учат, что огонь Божий один, но как-то таинственным образом, для

одних людей он является обжигающим, опаляющим и не источником света: черный

огонь, а для других этот же огонь просвещающий, осветляющий и вдохновляющий.

Смотрите толкование Андрея Неокесарийского на Апокалипсис. Слова Предтечи: «А

солому сожжет огнем неугасимым», блаженный Феофилакт истолковал следующим

образом: неугасим этот огонь, поэтому ошибался Ориген, когда говорил, что будет

конец наказанию. В наше печальное время учение еретика Оригена открыто

проповедуют на некоторых приходах и даже в духовных учебных заведениях. У нас

либералы так распоясались, что они своей тактикой избирают травлю 

консервативно настроенных священников. Пишут все что угодно, что им в голову

придет. На сайте предание.ру от лица этого сайта я увидел надпись, что я 

якобы не верю в Богочеловечество Христа Иисуса. Я с детства верующий в

Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу, я рожден в венчанном браке, крещен

младенцем. А один профессор- модернист договорился до того, что у меня

неправильное представление о Святой Троице. Я не имею своего представления о

Святой Троице, если я пытаюсь говорить о Святой Троице, то беру тексты святых

отцов и по ним даю истолкование. Я думаю те, кто часто слушает мои

радиопередачи, уже убедились в том, что  себе, собственно говоря, я мало

предоставляю возможности высказаться. Для меня важнее, когда говорит Писание и

святые отцы. Это назидание для всех нас, это чистое слово.

    Далее следует апостола Матфея описание события церковного, наименование

которого Богоявление. Или более привычно для людей мирских, явление Христа

народу. Апостол Матфей пишет: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на

Иордан креститься от него. Иоанн все удерживал его и говорил: «Мне надобно

креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 13-14).

Блаженный Феофилакт так объясняет поведение Иоанна Крестителя, который

попытался удержать от обряда миквы- омовения Господа Иисуса Христа. Препятствует

ему Иоанн для того, чтобы видящие не подумали, что и он, как один из многих

крестится в покаяние.

   И далее мы читаем:  «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так

надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3-15). Блаженный

Иероним Стридонский так истолковал эти слова. Троякая причина была для того,

чтобы Спасителю Иисусу принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы так, как Он

родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом, во-вторых,

чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова, в- третьих, чтобы

освещая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие святаго

Духа во время крещения верующих».

       В евангелии от Луки сказано: «Иисус, начиная Свое служение, был лет

30-ти (Лк. 3-23). Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь крещается,

будучи 30-ти летним, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В

первом детском возрасте много неразумия, во втором – юношеском- сильное пламя

похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот

возраст, чтобы через возрасты исполнить закон и освятить нас». То есть Христос

Своим детством освятил детство каждого из нас. Своей юностью – освятил юность

каждого из нас, Своим мужеским возрастом зрелые годы в жизни каждого человека

освятил.

     И далее. Тогда Иоанн  допускает Его, и крестившись, Иисус тотчас вышел из

Воды, и все отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил

как голубь и напускался на него, и  глас, с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой

возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3-16-17. Данное

событие – Крещение Господне- называется и днем Богоявления, потому что человек

Иоанн Креститель первым из всех людей созерцал столь явственную тайну

триединого Бога, тайну, которую человек не смог бы вывести никаким логическим

путем, тайну, к которой применимы известные слова учителя церкви Тертуллиана:

«верую, потому что абсурд», то- есть более, чем непостижимо. Предтеча зрит Сына

Божьего, стоящего в струях Иордана, Богочеловека Христа Иисуса, зрит Духа

Божьего, который сходил как голубь, особо слышит глас Бога Отца, с небес

глаголющего. Иоанн сподобляется первым из людей так явственно быть

озаренным трисиятельным светом триединого божества. Блаженный Иероним Стридонский

так описывает крещение Господне: «В Крещении показывается таинство святой

Троицы. Господь получает Крещение, Дух нисходит в виде голубя и слышится голос

Отца, дающего свидетельство о Сыне. А небеса открываются не через движение

видимых составных частей, а для духовного взора». О них автор говорит в начале

своего свитка, что они были открыты. А голубь сел на голову Иисуса.

     Вот так образно, красиво блаженный Иероним свидетельствует о том, почему

этот праздник  называют днем Богоявления.    Давайте рассмотрим следующие

вопросы. Первый вопрос: и голос, и видение - с чем это было связано? Как

это может быть? Затем был голос с неба: Ты Сын мой, Я ныне родил Тебя. На то,

что Христос был Сыном Божьим, указывает и голос, и видение. И слуху, и взору не

верного и не послушавшего пророка народа посылается свидетельство об их

Господе. То есть народ был неверен, потому что не слушал пророка, и ему дается и

Голос, и виденье одновременно. Вместе с тем из того, что все это соединилось во

Христе, то есть в богочеловечестве, мы узнаем, что после омовения от небесных

врат на нас снисходит Святой Дух. И мы получаем помазание небесной славы и

через усыновление Божьим гласом  становимся его сынами. Поскольку истина

прообразовала этими событиями образ совершившегося над нами таинства.

     Объясняя слова: сын мой возлюбленный, которые прозвучали с небес,

Святитель Иоанн Златоуст в своем «Толковании евангелия от Матфея» пишет: «Они думали,

что Иисус обычный человек, ибо если бы Он был  необычным человеком, то не

пришел бы креститься вместе с другими. Напротив, Иоанн казался им гораздо более

удивительным, чем Иисус. Поэтому чтобы такая мысль не утвердилась в народе,

сразу после крещения Иисуса разверзаются небеса, и сходит Дух, и вместе с Духом

глас, возвещающий достоинство Единородного. Только многим казалось, что этот

глас, говорящий: «Это есть Сын мой возлюбленный» относится к Иоанну, потому что

не было добавлено «сей крещаемый», но просто «сей», а также по самому

достоинству Крестителя. И по всему вышесказанному, каждый, кто слышал эти слова

относил их скорее к крестившемуся, чем к крестившему. Дух Святой сошел в виде

голубя, обращая глас на Иисуса и показывая всем, что слово «сей» сказано не о

крестившем Иоанне, но о крестившемся Иисусе.

    Поистине в этот момент раскрылась невыразимая божественность той Троицы.

Блаженный Августин так описывает это событие: «Итак, здесь, на Иордане мы

отчетливо видим Троицу – в голосе Отца, в человеке Сына, в голубе – Духа

святаго». Именно в такой последовательности следовало упомянуть об этом.

Поскольку так легче всего  воспринимать. Блаженный Августин продолжает: «Ведь

явление Троицы передается здесь столь очевидно, что не остается ни малейшего

места для сомнения. Когда сам Господь Иисус Христос в образе раба приходит к

Иоанну, это, несомненно, Сын. Ведь нельзя сказать, что Отец или Святой Дух, когда

сказано: приходит Иисус. Это, несомненно, Сын Божий, и о голубе кто усомнится?

Кто скажет, что такое голубь, если само евангелие самым очевидным образом

свидетельствует: и Дух святой  сошел на него в виде голубя (Лк.

3-22). Августин продолжает: «Так же и о гласе…Не может быть никакого

сомнения, что это Отец, когда сказано: ты Сын мой возлюбленный. Таким образом,

мы отчетливо видим Троицу. Если мы рассматривали отдельные места, то я осмелюсь

сказать, какой бы страх я ни испытывал, говоря это, однако дерзну, что мы

видели Троицу, словно бы разделенную». Далее Августин продолжает: «когда Иисус

пришел на реку из одного места в другое, голубь сошел с неба на землю из одного

места в другое». Наконец сам голос Отца, который звучал ни от земли, ни от воды,

но с небес, все трое как бы различаются местами, различаются служением,

различаются действиями. Августин продолжает: кто-нибудь скажет мне: покажи

нераздельность Троицы. Помни, что должен отвечать как православный. Ибо так

учит наша вера, то есть правильная вера, православная вера,

опирающаяся не на мнения или предположения, а на свидетельства

Писания. Непоколебимая вера наша не еретическим безрассудствам, но основанная на

апостольской истине. Так мы знаем, так верим, даже если не видим этого ни

глазами, ни сердцем до тех пор, пока не очистимся верою. Однако благодаря этой

самой вере мы самым непреклонным и твердым образом знаем, что Отец, Сын, Дух

Святой есть нераздельная Троица. Единый Бог, а не три бога. Но таким образом

единый Бог, что Сын не есть Отец, Отец не есть Сын, Дух Святой не есть ни Отец,

ни Сын. Но Дух Отца и Сына. Эту невыразимую божественность, сохраняющаяся в

самой себе все возрождающую, обновляющую, направляющую, возвращающую, судящую,

освобождающую эту троицу мы знаем одновременно, как невыразимую и нераздельную.

Это вторая проповедь  Августина из сборника его проповедей.

     Итак, братья и сестры, глас, глаголющий с небес особо - это свидетельствует

о Боге Отце, Дух Святой, витающий особо- это свидетельство о третьем лице

Святой Троицы, когда голубь витал, Дух Святой  в виде голубине явился и сам

Богочеловек, стоящий в струях Иордана особо, это тайна, которая становится

доступной человеку, который созерцает ее Иоанн Креститель. И мы, когда читаем

евангелие или слышим чтение евангелия об этих событиях в церкви, мы как бы

приобщаемся к этой тайне. Ибо очами веры мы созерцаем эту великую тайну. И

очень важная деталь. У Тертуллиана есть работа, которая называется «Крещение».

И в этой работе он обращает внимание на то что, когда мир творится, то Дух

носился над водами – сказано это в начале книги Бытия. И когда Христос

крестится, Дух Святой тоже в виде голубином носится над водами, и Тертуллиан

проводит очень интересную параллель. Он говорит: когда творится первый мир, мы

видим Духа Святаго над водами, мы слышим глас, который созидает мир, мы зрим

Создателя очами веры, о котором сказано: в начале сотворил Бог. А так как этот

мир пал, первый мир, то воссоздание мира происходит в крещении Иисуса Христа, и

поэтому как бы все повторяется. Мы опять видим воды, при водах был сотворен

мир, и Дух Божий носился над водами. И опять же мы видим Духа Святаго над

водами и, так как в сотворении мира принимала участие вся Святая Троица, так

при сотворении нового мира, Нового Завета принимает участие тоже вся Святая

Троица. И учитель церкви Тертуллиан обращает на это внимание. Он делал такой

вывод, что мир, который пал к падению наших прародителей и который потом был

восстановлен искупительным служением Христа Иисуса, это обновленный мир, это

новый мир, но это еще не предел того, что Господь всесилен сотворить для нас.

Потому что и этот мир изменится, как апостол Петр пишет: «Все дела на ней

сгорят. И будет еще обновление, когда будет новое небо, новая земля, новый

Иерусалим- город, сходящий от Бога. Во Иордане крещающася Тебе, Господи, тройческое

явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного тя Сына

именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей,  слава Тебе».

С праздником всех вас, дорогие возлюбленные братья и сестры. С днем Крещения и

с днем Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа.

      И у нас есть объявление. В 70-м павильоне на ВВЦ в секции «Радонеж»

продается моя новая книга, которая называется «Мудрость небесная и земная». Это

толкование послания апостола Иакова. Те из вас, которые имеют первое издание этой книги,

все равно должны обратить внимание на нее, потому что она сильно

изменилась. Те мысли, которые я высказывал тезисно, теперь снабжены

цитатами святых отцов, потому что любое слово верно при двух-трех

свидетелях. Я всегда стараюсь, чтобы не только тесты Писания, но и Толкования

отцов были рядом. Да спасет всех Христос.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 10 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+