Перейти к основному содержанию

10:58 27.11.2021

Протоиерей Дмитрий Смирнов и Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей.

10.10.2016 09:10:52

Протоиерей Дмитрий Смирнов и Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей.

http://radonezh.ru/radio/2016/09/17/21-00.html

О.Дмитрий Смирнов: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Всех поздравляю с праздником благоверных князей Петра и Февронии, а так же святых праведных Захарии и Елизаветы. Мы начинаем нашу обычную передачу в прямом эфире радио «Радонеж» с отцом Александром.

О.Александр Березовский: - Добрый вечер, дорогие слушатели! Добрый вечер, отец Дмитрий! Хочу начать с такого вопроса, который нам прислали. Как быть, если обидчик не просит прощения, считает себя правым и мои слова, что сделал мне больно, попросту игнорирует? Что значит прощение по -  Евангельски? И как правильно нужно прощать, если тебя обидели?

О.Д.: - Во-первых, обижаться -  это нехристианское состояние души. Я бы советовал все душевные силы потратить на то, чтобы сдерживаться и не строить свою жизнь в зависимости от этой обиды. Иначе будут большие искажения, и даже здоровье может повредиться от этого. Сказал -  и достаточно.

О.А.: - А как человек откликнулся -  неважно.

О.Д.: - Это его дело. Мы же не можем на это реагировать. В том смысле, чтобы мстить ему или заставить его почувствовать, как мне больно. Обычно это не действует, а наоборот - вызывает пожар.

О.А.: - Раздражение.

О.Д.: - Раздражением увеличивается. Во всяком случае, христианин так никогда не будет вести себя. А так -  люди же, как дети, постоянно друг друга обижают. Сегодня я с одной женщиной разговаривал, она мне высказывает некую претензию. Кратко можно её очертить: как вы смогли? Я не знаю, о чём речь. Оказывается, некоторые люди сказали ей про то, что они со мной общались, а я сказал то-то. Зная, что я для неё являюсь авторитетом, они решили, таким образом, на неё воздействовать.

О.А.: - Приписали вам некие слова.

О.Д.: - Да, она им, безусловно, поверила. Я могу обижаться. Я просто сказал: смотри, ты людям, которые тебе в данный момент делают тебе неприятности -  ты им, безусловно, веришь. А мне, который вообще ни в чём не виноват, ты не веришь, хотя от меня видела одно добро, раз. А во-вторых, это ты перестала ходить. Люди же не понимают. Что же, мне надо обижаться, рвать на себе волосы? Это обычная история. Любой человек, кроме тех, кто более - менее разбирается в духовной жизни, скорее поверит клевете, чем правде. Потому что люди грешны. И как можно рассчитывать на то, что поверят правде?  Это, во-первых. Во-вторых, как можно вообще кого-то убедить? Ведь  чем горячее ты будешь отстаивать свою правоту - тем глубже будет сомнение. Что на это время тратить, жизнь и так коротка.

О.А.: - Порой хочется во чтобы-то ни стало восстановить правду.

О. Д.: - Ну, хочется.... Некоторым хочется быть китайским императором.

О.А.: - Смиряйся.

О.Д.: - Да, смиряешься и терпишь. Есть повод для смирения, это даже очень полезно, когда тебя в чем-то подозревают, обвиняют, а ты ни в чем не виноват. В другом виноват, с  три  короба, а здесь  - нет, ни одного коробка, даже спичечного. Чуть-чуть потерпеть, пострадать, это же очень смирительно. Ты -  то думаешь, что ты хороший, а при твоей хорошести думают, что ты плохой. Обидно.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Батюшка, один мой знакомый священник, он недавно принял сан, рассказал, что во время первой литургии он испытывал необычайные ощущения. Не могли бы вы рассказать, что вы испытывали во время первой своей литургии, и что испытываете сейчас?

О.Д.: - Во-первых, дорогой мой, это было 37 лет тому назад, и я такие хрупкие моменты, как впечатления, давно забыл. Что я сейчас испытываю, это касается наших взаимоотношений: Отца Небесного и меня грешного. Я не собираюсь это обнажать. Меня так мама учила. Когда я встречал на заборе надпись: Маша+Вася = любовь - она мне всегда говорила, что настоящие чувства всегда остаются в тайне. Я этого придерживаюсь и в этой сфере. Вы так очень бодро, а сейчас: расскажите, да я вас в глаза не видал! Мы читаем молитву такую, каждый день, когда служим: не  бо врагом Твоим тайну повем. С какой стати я буду такие интимные вещи выкладывать человеку, которого я не знаю? Вы мне адрес дайте, ИИН, телефон мобильный и домашний, пришлите фото в фас и профиль, резюме своё подробное, желательно страниц на 8, а я подумаю, стоит ли вообще перед вами такой ответ держать.

О.А.: - В Евангелии есть такие слова Спасителя: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. А кто для христианина является другом, за которого можно положить свою жизнь? И должен ли христианин класть жизнь свою за незнакомого ему человека?

О.Д.: - Тут вот в чём дело. Есть такой спортсмен, который в нырял воду, когда троллейбус ушел на дно, и он достал от туда больше десятка людей. По-моему, Шаварш звали, если мне память не изменяет, вот, он совершил такой поступок. Даже если в троллейбусе были люди ему незнакомые или знакомые -  всё равно в троллейбусе, наполненном водой узнать кого-то, не представляло никакой возможности. Поэтому в данный момент он оказался этим людям самым лучшим другом. А потом, как мы знаем, у него был второй такой случай, после которого он даже свое здоровье во многом утратил.  Т.е. дважды Господь его просил о том, чтобы он это совершил. Он первый раз и второй совершил потрясающий, настоящий геройский, настоящий христианский поступок. Поэтому кто мой друг? Мой друг  - это тот, кому я оказываю любовь. Христос, когда оказывал любовь своим апостолам, он говорил: други мои. Кому ты оказываешь любовь -  тот твой друг.

О.А.: - Не он тебе, а ты ему.

О.Д.: - Если он тебе, то это значит: я ему друг.

О.А.: - Господь велит нам молиться о врагах. Я задумалась: а чего просить у Господа?  Чтоб помог справиться с осуждением -  или просить, чтоб вразумил их и помиловал, или просить всех благ, здоровья, любви? Что я должна в этой молитве просить?

О.Д.: - Первое, второе и третье. Я даже очень рад, что эта уважаемая женщина перечислила всё то, о чём нужно просить.

О.А.: - На языке иногда вертится проклятье в адрес этих людей.

О.Д.: - Проклятье  - это меч обоюдоострый, потому что, проклиная, мы собираем себе на голову горящие уголья. Спрашивается, как у нас в Одессе говорят: тебе это надо?

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка! У меня вопрос по Евангелию от Луки глава 12, 36 стих. Там господин возвращается с брака. « И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака». А почему именно с брака? Ведь можно было сказать просто возращения. Второй вопрос, 57 стих «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему должно быть?». Спасибо.

О.Д.: - Второй вопрос я не понял. Это мне надо текст взять, прочитать. На первый отвечу. Потому что отношения Бога и человеческой души, это есть отношения, которые описываются, как брачный пир. Это и радость, и торжество, терпение и ожидание. Можно сказать, ответственейший период или момент. Поэтому это есть указание на то, что возращение с брака - момент, когда уже совершилось самое важное для человека таинство в его жизни.

О.А.: - В послании апостола Иакова есть такие слова: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Вы говорите, что нельзя давать советы пока не просят об этом. А как можно смотреть равнодушно на то, как человек погибает?

О.Д.: - Дело вот в чём. Большинство людей не в состоянии давать советов.

О.Д.: - Тем более  - нести ответственность за них.

О.Д.: - Да. Вот именно поэтому я так и говорю, потому что в большинстве случаев это плохо кончается советчикам.

О. А.: - А чем для него плохо кончается? Посоветовал и забыл.

О.Д.: - Нет, могут ответить: не учи ученого или я сам знаю, или: а ты чего, самый умный? т.е. возникнет распря. Человек опытный -  одного взгляда ему достаточно, чтобы определить, нужно ли советовать. Большинство людей имеют такой зуд учительства, советования. Потом они хотят убедить. Поэтому многие рассорились насмерть и с детьми, и с внуками, с невестками, с зятьями, потому что они не могут спокойно, равнодушно смотреть, как человек погибает и начинают его спасать. Они прерогативу Господа Иисуса Христа забирают себе неизвестно по какому праву, забывая вообще, что Господь Спаситель, а не ты. Человеку, который глубоко понимает, что он не спаситель, можно доверить, но большинству нет.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Дмитрий! Добрый вечер отец Александр! Александр вас беспокоит. Отец Дмитрий, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос. Вот Бог сказал, что все люди должны друг друга любить. Это везде написано  - и в Писании,  и везде.

О.Д.: - Подождите, это клевета на Бога. Во-первых, это нигде не написано так. Собственно, все должны друг друга любить. Нет таких слов. Поэтому не надо сочинять. Если вы хотите изучить этот вопрос, начинайте читать Священное писание. Выписывайте те места, которые особенно привлекли ваше внимание. А уж сочинять, тем более -  нас слушает много народу, и многие из людей, которые нас слушают, неплохо знают Священное писание. Понимаете, поэтому зря вы так. Вы даете неверный посыл, а после него делаете какие-то выводы.

О.А.: - Недавно узнала, что ум при молитве необходимо сосредотачивать в области сердца. Молиться таким образом у меня не получается. Подскажите, как правильно молиться?

О. Д.: - Дело в том, что эта практика возможна, первое -  только при определенном образе жизни. А второе -  только под руководством. А для всех остальных людей надо молиться, как пятилетнее дитя, просто и без всяких художеств. Это безопасный путь.

О. А.: - На чем нужно сосредотачивать свой ум в этом случае?

О. Д.: - Нужно подумать, как бы молился ребенок. Не надо ничего сосредотачивать. Вот стоишь или сидишь ты, перед тобой Бог, и ты Ему говоришь. Я же с тобой сейчас говорю, я же не сосредотачиваюсь. Ты меня понимаешь, я вижу по твоим глазам и я тебя понимаю. Потому что твоя речь соответствует тому, что я сказал. Видно, что слова мои тебе понятны. В чём тут сосредотачиваться? Такой образ молитвы  - безопасный. Если человек будет так молиться Богу.

О.А.: - Бог невидим человеку молящемуся.

О.Д.: - Хорошо, закрой глаза.

О.А.: - И ум улетел.

О.Д.: - Нет, если улетел, тогда можно обратиться опять к Богу -  и Господь поможет, и ум опять прилетит.

О.А.: - скажите, как обрести решимость для борьбы с грехом, чтобы стать настоящим христианином?

О. Д.: - Для этого не надо пить амитриптилин. Нет такого лекарства, которое я вам сейчас скажу: вы его выпьете,  и будет решимость. Решимость проявляется усилием воли человека и, конечно, молитвами. Допустим, человек проявляет некую нерешительность. Нужно обратиться к Богу: укрепи меня, Господи  - и вперед. Есть еще такие упражнения, например, экзамен сдает человек, обычно говорят: ну, пусть он идет. Если хочешь решимость в себе выработать – говори: можно, я первый? и т.д. всю жизнь.

О.А.: - Вот человек решил, что он больше не будет совершать некий поступок, а потом соблазнился.

О.Д.: - Это зря он так решил. Это выдает его самонадеянность, которая всегда будет посрамлена.

О. А.: - т.е. человек, собравшийся изменить свою жизнь с сегодняшнего утра.....

О.Д.: - Потерпит обязательно урон. Если человек осознал некие неисправности в своей жизни - Он должен, прежде всего, обратиться к Богу. Сказать: Господи, помоги мне, укрепи меня в моей нерешимости начать новую жизнь. Если какие-то будут возникать эпизоды, где он сможет проявить решительность, то надо обязательно благодарить Бога. Сказать, благодарю Тебя, Господи. А если я не решаюсь -  ничего не выйдет.

О.А.: - Нередко люди пишут о том, что вроде предпринимают попытки сделать шаг к Богу. А потом оказываются ещё в более глубокой яме, чем были.

О.Д.: - Потому что к Богу нельзя приступать в горделивом чувстве:  я решил. Или эти идиотские выражения: я сделал свой выбор. Кто ты? Тараканчик во Вселенной.

О.А.: - А не есть ли это та самая решимость,  о которой спрашивает человек?

О.Д.: - Нет.  

О.А.: - Он колебался, выбирал, потом решил: нет, я остаюсь с Богом.

О. Д.: - Вот, оказался в той яме, которую ты давеча упомянул. Только во смирении можно вызывать ко Господу и только Его силой можно что-то духовное совершить, исключительно.

О.А.: - Но к этому пониманию человек должен прийти.

О.Д.: - Да, минуть пять поразмышлять или почитать какую-нибудь книжечку, взять готовый текст  - и всё. Ничего тут такого мудрого нет.

О.А.: - Раз 50 упасть в одну и ту же яму.

О.Д.: - Некоторые особенно упрямы. Я тут с одним парнем беседовал. Он говорит: я был в местах не столь отдаленных. Сколько? 4 раза, т.е. ему нет 30 лет, а уже 4 ходки сделал. Сколько ещё нужно вообще пройти путей, чтобы понять, что к чему!

 О.А.: - В мире так много доказательств существования Бога, но почему всем так сложно в Него поверить?

О.Д.: - Главная препятствие  - это гордость человека, потому что человек стоит в позиции: чтобы я поверил в Бога? -  Ты что,  облагодетельствовал Бога этим?

О.А.: - Хорошо, если поверил. А большинство людей стоят в оппозиции к Богу, батюшка.

О.Д.: -  Этого я не знаю.

О. А.: - Бог не прав, и вообще -  почему Он так поступает?

О.Д.: - Ну, вот.

О. А.: - Тут вопрос не в существовании Бога, а в Его правоте. Бог есть?- Всё, верю.

О. Д.: - Но есть же и гордость, поэтому он поверил. Но и дьявол верует в Бога. В чём разница? Ведь нельзя сказать, что дьявол сомневается в Боге? Абсолютно, твердо, насмерть верит в Бога. Дальше -  то что? Всё равно же его вера нехристианская. Речь идет о христианской вере, потому что вера нехристианская -  это вера бесовская. Поэтому люди, которые стоят в гордостной позиции, говоря просто -  шайтановы дети.

О.А.: - т.е. те, кто приняли Бога -  это те, кто смирились перед ним. Получается, чтобы сделать шаг к Богу -  нужно смириться. Почему у одних вера христианская, а у других нехристианская?

О. Д.:- Потому что они прислушиваются внимательно к словам Господним. Такой человек не говорит: я считаю, я думаю, у меня своя точка зрения, я её отстаиваю. Господу помилуй, анекдот какой-то. Один сосудик в голове лопнул  - и всё твоё отстаивание закончится тем, что ты слюни пускаешь из-за рта и ничего не понимаешь, слова путаются. Вот все твои точки зрения.

О. А.: - Но до этого момента человек на коне.

О. Д.: - Конь -  то хромой.

О. А.: - Но это ж не видно!

О.Д.:- Сдал анализ. Написано: у вашей лошади диабет.

О. А.: - Свекровь имеет на мужа большое влияние, манипулирует им, настраивает против меня, при мне, меня же поливает грязью. Может мне оставить эту парочку?

О. Д.: - Это каждый человек сам выбирает.

О. А.: - т.е. это решение не со стороны должно быть.

О. Д.: - Понять, чего тут вслепую? Может, мы дело имеем с какой-то фурией, и эта маманя не может вообще остановиться? От этого исчадия просто в экстаз входит. Мы же не знаем, как мы можем советовать?

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Отец Дмитрий, извините, я не поняла ваш ответ по поводу вопроса об ожесточении людей друг против друга. Слушатель перед этим звонил, и мне был непонятен ваш ответ. В Писании было сказано, чтобы люди любили друг друга, понимаете. А народ ожесточается. Почему это происходит, ваше мнение?

О. Д.: - Потому что они не знают Бога. А речь идет не вообще обо всех людях, а только о ближних. Возлюби ближнего как самого себя. Вот в данный момент для меня ближний  - отец Александр. Вот и я его люблю. Если поеду в трамвае, то, значит, ближайший ко мне пассажир. Если наступлю ему на ногу, скажу: простите, пожалуйста. А мог бы сказать: чего тут ноги расставил, не видишь -  я вошел в трамвай, тебя что, давно не били, что ль? По-разному можно отреагировать. Так что вот, что имеется в виду, что тут непонятного? Почему люди ожесточаются? Господи, помилуй. Потому что люди не Господа слушают, а телевизор смотрят или поддаются на всякие соблазны, которые внушают им другие люди, в частности и родственники бывают. Ведь же бывает, что папа с мамой говорят сынку: а ну - ка, дай ему. А это же крайние меры. А если каждый раз давать, то мы вырастим монстра какого-то.

О.А.: - У нас благополучная православная семья, но есть вопрос преткновения. Я предлагаю усыновить ребенка, лучше инвалида, так как у нас есть ресурсы для помощи. Но муж решительно против. Цитирует: «Молю о тех, кого Ты дал мне». В том смысле, что заботиться в первую очередь нужно о своей семье. И духовник, весьма почтенный старец говорит, что это блажь, и надо своих ещё рожать. Я обоих очень уважаю, но нахожусь в смятении. Может, я не права в своем желании?

О.Д.: - Я не знаю. Это всё-таки решается на семейном совете. Такой вопрос нельзя решать в одиночку. А на счет кого дал мне? Господь дал не только Своих детей. Господь нам дал и всех сирот, и всех инвалидов. Представьте себе, какая кошмарная была жизнь, если бы уничтожить всех инвалидов! Кого бы мы жалели? Представьте себе, такая коммунистическая зараза, чтобы не было бедных. А кому же тогда помогать? А так сказано, чтобы сильные носили немощи несильных людей. Так что это даже очень хорошо, что все люди разные. Тут эта цитата не подходит.

О. А.: - Но решение всё-таки должно быть совместно.

О. Д.: - Это же в семью принимаем. Что же бедный дитенок, он и так натерпелся.

О.А.: - Окажется нелюбимым.

О.Д.: - А тут ещё распри, его будут шпынять. Эти детки очень нуждаются в любви. Даже превосходяще трикратно, чем обычные собственные дети. 

О.А.: - Но как-то продавливать эту идею, возвращаясь постоянно к ней, стоит?

О.Д. - Я же не знаю этого мужа. Как он на это реагирует. Потом надо  же помнить, что мы все советские люди. Советского человека вообще отделили от забот об инвалидах, сиротах, даунах. Отделили их от ветеранов войны. Я как-то рассказывал одно из самых сильных впечатлений в моей жизни, я запомнил на всю жизнь, как случайно попал в такое место, куда свозили инвалидов войны без рук, без ног. Я пришел на эту поляну, там росли деревья и ползали эти наши солдаты. Я сначала не понял, куда я попал. Зрелище абсолютно реалистическое. Но представляешь, голова есть, туловище есть и одна нога. Вот он ползает, то боком, то на спине. Человек в абсолютно здравом уме, в трезвой памяти, и какой-то там был с поврежденным сознанием. И вот несколько десятков таких на траве. Их вывезли погулять, потом их отправляют наверх, в домики, где они жили, такие обшарпанные. Всех свезли.

О.А.: - Но якобы провели заботу о них.

О.Д.: - Нет, от них очистили всех города, чтобы они не отсвечивали. Кормежка там была и какое-то такое одеяние самое простое. Потому что многие люди считали, что этих людей им Бог не давал. Они кровь проливали, руки, ноги потеряли, а теперь они не только не нужны, их даже видеть не хотят. Спокойненько свезли в разные места нашей необъятной Родины. Таких мест было достаточно. Война жестокая, инвалидов много, и они там все благополучно помирали.

 Был у меня такой прихожанин, который в Церковь не мог дойти по той причине, что у него была одна рука, одной ноги не было до таза, а вторая была до колена. Жена от него  не отказалась и жила с ним в квартире. Тогда ещё не было пандусов. Коляска была, он по квартире ездил на ней. Вот он там телевизор смотрел, книжки читал, Богу молился. Я его ходил причащать. Чистенький, ухоженный и так они жили в любви. Довольно долго он прожил. Не как брошенная собака или кот, которому лапу оторвали, а как человек вполне достойный подвига своей жизни. Ордена имел и медали. Так может быть совершенно по-разному. Каждый болящий человек как бы взывает о сострадании. А без этого человек не может быть христианином. Христианин  - это тот, который имеет милующее сердце, а не набор цитат в голове.

О.А.: - И через этих людей есть возможность послужить самому Христу.

О.Д.: - Конечно. Я, например, когда говорят о том, как мы низко кланяемся ветеранам, я всегда после этой фразы сразу вспоминаю поляну, усыпанную этими ветеранами. Каждый раз, когда говорят: русский своих не бросает -  я вспоминаю брошенных детей, оставленных своими русскими папами. Потому что одно дело  -  официальные и очень красивые найденные слова, повторенные в кинематографе, а другое дело -  жизнь. Одно дело ходить в Церковь молиться, как без этого? -  важнейшая вещь. Но зачем молиться, если сирота для тебя чуждый человек? Сколько святых посвящали жизнь своим сиротам! -  это раз. Но, во-вторых, есть русская пословица, её же народ тот же сочинил: «Ты храм не строй, а сироту пристрой». По форме очень простой текст, но в нём народная мудрость. Простые люди, которые сочинили эту поговорку, это же не какой-нибудь поручик Ржевский сочинил, это сочинил простой мужик. А она уже отозвалась у народа, потом была записана людьми, которые пишут русские поговорки. Как глубоко вник человек в это! Хотя о тех, кто построил храм, Церковь молится ежедневно утром и вечером, за благоустроителей, строителей храма сего. Это замечательно. Через храм тысячи людей спасутся, а храм простоит 500 лет, так это вообще говорят: намоленный. Вот как народ говорит, сироту пристрой, как это высоко перед Богом! Вот оно, воплощение Евангелия. А почему? А храм построить проще, чем пристроить сироту. Этот подвиг повыше будет.

О.А.: - Гораздо выше.

О.Д.: - Конечно. Храм, ты что тратишь: деньги, время. А тут что? Тут тоже важная позиция деньги и время, а тут душа человечка. Ты его, другого человека, изуродованного родителями, воспринимаешь, как своего и душу ему свою отдаешь. А что  дороже души? Если ты весь мир приобретешь, а душе своей повредишь, что тебе в этом польза? Никакой пользы.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Батюшка, я хотела задать вопрос. Если в храме, когда ты находишься, и читают молебен и панихиду, но не называют из твоей записки имен - это как-то отражается на тех, за кого ты подаешь записку?

О.Д.: - Зачем их называть? Зачем называть имена, смысл какой?

Телефонный звонок: - Я не знаю. Мы подаем записку, это значит сразу: мы подали, и моя душа спокойна. Да?

О.Д.: - Нет, не спокойна. Моя спокойная. У нас в храме никогда имена не читают.

Телефонный звонок: - Слава Богу.

О.Д.: - А вы знаете, сколько у меня родственников? В Москве только 300 человек. Представляете, если я буду читать, уже вы в обморок все попадаете! А сколько у меня до XVII века! И каждый день так. Помянули -  хорошо. Каждый знает, за кого ему молиться -  и всё. Как может какое-то слово отражаться на чей - то участи?

Телефонный звонок: - Если внезапно человек умирает, и его плохо встречают? Если я, допустим, каждый день молюсь дома, заупокойные молитвы все читаю. Это ему помогает или нет? Спасибо.

О.Д.: - Пожалуйста. Давайте рассуждать. Во времена Иисуса Христа был такой человек. Был он разбойником. Что такое разбойник? Разбой -  это когда человек с угрозой оружия отнимает что-то у человека, который попался, как говорят, на большой дороге. Почему большая дорога? По маленькой дорожке ходит один, два, а по большой народ ходит валом. Поэтому и говорили разбойник с большой дороги. Вот был такой разбойник и вот он попал. Его схватили, посадили в темницу, потом решили его казнить. Вместе с Иисусом Христом его прибили ко кресту, и он умирал под палящим иерусалимским солнцем. Не только он один был, там ещё был разбойник, который хулил Христа Спасителя. А этот разбойник с большой дороги, про которого я начал говорить, обратился к Спасителю и говорит: помяни меня, Господи, когда приидеши во царствие Твое. Господь ему отвечает с креста: сегодня же будешь со мной в Раю. Подошли воины и ему перебили ноги железной палкой. Он стоял на площадочке, а когда ноги перебили -  тело обвисло, и он буквально в несколько секунд задохнулся. Очень быстро умер. Как вы думаете, как его встретили хорошо или плохо? Вот поразмышляйте, это вам задание на дом. А потом, когда в следующий раз позвоните нам, мы с вами продолжим об этом: как его встретили нормально на том свете?

О.А.: - Знаю, что Господь наш присутствует везде и всегда с нами. И в тоже время Господь сказал: где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я посреди них. Почему Иисус выделил своё присутствие таким образом? Если Он присутствует вообще везде.

О. Д.: - Во-первых, не вообще и не везде. Существует огромное пространство, где Бога нет, это ад. Когда двое или трое христиан собираются во имя Господа -  Он там, рядом с ними.

О. А.: - А если один человек молится Богу, разве Господь не рядом с ним?

О. Д.: - Один святой сказал: молящийся человек  - это уже Церковь. Почему? Потому что второй человек -  это Христос.

О. А.: - И всё-таки Господь выделяет такое сообщество людей.

О. Д.: - Да, потому что если есть сообщество людей  - уже возможна любовь.

О. А.: - А без любви не может быть полноты этой Церкви?

О. Д.: - Конечно, христианства не может быть.

О. А.: - Если я молюсь один за кого-то, я уже проявляю любовь к тому, о ком молюсь.

О. Д.: - Молюсь я Богу.

О. А.Многие люди договариваются просить о чем- то одном.

О. Д.:- По слову Евангельскому.

О.  А.: - Т.е. такая молитва двух людей о чем-то более Богу угодна, чем молитва одного?

О. Д.: - Да, потому что такое соглашение  - это проявление любви. Дьявол всех хочет разъединить, а Богу угодно, чтоб все Его детки были вместе.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, батюшка! Когда бывают какие-то горести, несчастья у людей  - некоторые советуют читать Псалтырь, какие-то определенные главы. А  почему так нужно, скажите? Спасибо.

О. Д.: - Я не знаю. Это же зависит от молитвенного опыта! Каждый человек советует из того, что он использовал в своей жизни опытным путем. И потом, Псалтырь  - это старейший наш христианский «Молитвослов», до того, как были «Молитвословы». Тот «Молитвослов», которым мы сейчас пользуемся, возник в XVIII веке. В XIX он немножко был видоизменен. Молились по Псалтыри, Часослову, который тоже на 80% состоит из Псалтыри. Каждый псалом, если вы когда-нибудь читали, по своей поэтической интонации может быть отнесен, к какому-нибудь событию жизни царя Давида и может напомнить человеку его трудности. Поэтому вполне может подходить.

О. А.: - Вообще вся Псалтырь разделена псалмы, которые соответствуют тому или иному случаю.

О. Д.: - Да. Дело в том, что поэт пишет стихи всегда по поводу. Увидел чернильного цвета море. И он жил в Туле, он никогда такого не наблюдал, чтоб была вода такого цвета. Его так пронзило, что он взял, написал стихи по поводу чернильно -  синего моря. И так же царь Давид, в его жизни много было всяких моментов, трудных и восторженных, и он это отражал в стихотворениях. Он, как поэт, не мог сдержать своего орудия для письма. Так сложились эти замечательные стихи, которые до сих пор считаются вершиной поэзии.

О. А.: - Заметила за собой злопамятность и гневливость. Вспыхиваю, как огонь и могу нагрубить во время конфликта, а потом сразу стыдно становится. Как практически бороться с гневом? Что посоветуете?

О. Д.: - Я в последнее время всем советую, когда начинается гнев -  он обычно рождается в солнечном сплетении. Надо выйти на кухню, налить полстакана святой воды, выпить, перекреститься. Если гнев не улегся -  значит, сделать земной поклон. Вот так помогает.

О. А.: - Если и  в домашней обстановке.....

О. Д.: - Такой гнев обычно бывает, когда человек дома, потому что с домашними он распускается.

О. А.: - Тормозов нет.

О. Д.: - Нет, они есть, просто человек на клавишу не нажимает, чтобы колодки впялить в барабан.

О. А.: - Я на шестом месяце беременности, а муж равнодушен ко мне и, возможно, и к нашему ребенку. Как я должна поступить правильно, что мне следует сделать?

О. Д.: - Усилить проявления внимания и любви к нему. И он тогда всегда это будет вспоминать, и хотеть следующего ребенка. Будет думать, когда жена беременная: она меня так любит бесконечно, что каждому хочется, чтоб его любили. В частности, эта беременная женщина хочет, чтоб её муж, её же любил. Так и он хочет, чтоб она его любила.

О. А.: - И каждый ждет обычно первого шага от другого.

О. Д.: - Ну, и напрасно старушка ждет сына домой. Это надо самому или самой.

О. А.: - Я страдаю разными страхами. Верую в Бога, причащаюсь, борюсь, каюсь. Если я начну принимать лекарство, чтобы мне помогло - не будет ли это проявлением недоверия к Богу?

О. Д.: - Нет, конечно, не будет. Только эти лекарства должны быть прописаны врачом.

О. А.: - Т.е. всё-таки консультация здесь нужна?

О. Д.: - Категорически необходима.

О. А.: - Если врач пропишет действительно лекарство, то не стоит смущаться, что я Богу не доверяю.

О. Д.: - А чего тут смущаться?

О. А.: - Молюсь, Бог не дает. Значит, может мне не надо?

О. Д.: - Нет, хорошо, помолился и иду к стоматологу, и вместо выпавшей пломбы, которую я проглотил, он мне вставляет другую. Без всякого смущения, сажусь в кресло, открываю рот, доктор набивает ватой  - и всё. Приятная процедура, и выхожу уже с целым зубом. Замечательно.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+