Перейти к основному содержанию

04:43 29.03.2024

Протоиерей Димитрий Смирнов, прямой эфир от 15.04.2007.

20.03.2013 11:20:22

Говорит радиостанция "Радонеж" - православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

- Добрый вечер дорогие братья и сестры. Христос воскресе! Мы начинаем нашу обычную программу в прямом эфире, телефон в студию 959-59-39. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

- Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

- Добрый вечер, Батюшка. Христос воскресе.

- Воистину воскресе.

- Благословите раба Божьего Сергия. Батюшка, у меня к Вам два вопроса. Первый о сошествии Благодатного Огня в нынешнюю Пасху. Огонь сошел в этом году необычайно быстро, на пятой минуте молитвы. Понятно, что это не случайно. У Господа схождение Благодатного огня исполнено особого многогранного символизма. В чем Вам видится символизм столь быстрого схождения Благодатного огня в этом году? Вот первый вопрос. А второй связан с начавшейся неделей апостола Фомы. По моему разумению или может не разумению, нам, современным православным христианам, остро не хватает силы веры, не хватает нам остро понимания того, что земная Церковь воинствующая, возглавляется самим Христом Богом, который силен в бранях. А духовные брани в канун нынешней Пасхи в святом граде Москве были особыми. В период Великого поста в том же мемориале академика Сахарова вновь была открыта кощунственная выставка "Запрещенное искусство". Так почему бы нам соборно в едином молитвенном воззвании к Господу не попытаться упросить его чудесно положить конец этой выставке? Ведь ему ничего не стоит в миг превратить ее экспонаты хоть в битые черепки, хоть в собачьи кости, хоть в тысячу гадюк. Может быть, наша Церковь уже созрела для такой помощи сильно в бранях Господа в нашей борьбе с нагло торжествующим злом? Если Господь не посрамит нашего соборного упования, то это будет великий духовный урок очень многими в России и за ее пределами, конечно, прежде всего, вот этим  несчастным  бесоводимым устроителям этой выставки и ее участникам. Простите, батюшка, если что-то сказал не так, и вразумите в этом  вопросе.

- Может и так, но из этих всех гадюк и костей я собственно не понял в чем вопрос-то.

- Так может нам соборно именно обратиться к Господу?

- Ну и конечно, а почему бы и нет,  это дело хорошее. Насчет Благодатного Огня - почему так скоро загорелся? Символическое значение, я думаю, такое - надо скорее каяться, потому что можем не успеть. Насчет того, чтобы молиться, ну, понятно, что надо молиться. Молитва дело необходимое. Но с другой стороны, представим себе, что Александр Ярославович Невский, когда тевтонцы подступили, ушел бы в келию молиться. Что бы из этого вышло, я не знаю. Во всяком случае, может быть, Россия уже по другому пути совсем пошла. Поэтому без молитвы вообще нельзя ничего делать, даже кашу варить. Но все-таки в определенных случаях надо действовать не только молитвой, а всеми доступными способами.

- Алло, добрый вечер.

- Алло, здравствуйте, батюшка. Христос воскресе.

- Воистину воскресе!

- У нас тут такой вопрос. У нас внучке скоро будет три годика. Она некрещеная, зять у нас тоже некрещеный. Мы с дочкой вроде бы не против покрестить девочку, а зять говорит, что это все ерунда, это ваши выдумки. Я бабушка, и как ей поступить - или как жене послушаться мужа, или, несмотря на него, покрестить ребенка? Спасибо.

- Ну, понимаете какое дело, такие вопросы нужно решать за месяц до регистрации брака. А уже в зависимости от этого решать - выходить ли замуж или нет. А сейчас уж пусть они как сами хотят, я в это вмешиваться не собираюсь, потому что брак этот заключен против церковных правил. Жизнь, конечно, многообразна, люди все разные, выделывают незнамо что, а потом вопросы задают. Ваш вопрос подобен тому - дорогой батюшка, мы налили серной кислоты, положили туда рваный кед, а также положили туда старые шнурки, кусок бельевой веревки и туалетного мыла. И вот как теперь нам это есть, с солью или без соли? Понимаете, все вверх ногами, чего тут. Поэтому пусть уж она сама думает. Я же не знаю вашу дочку, не знаю и супруга ее уважаемого, дай Бог ему доброго здоровья. И потом крестить. Если женщина выходит замуж за совершенно неверующего, нецерковного человека, совершенно понятно, что степень ее веры не шибко отличается от его. Вопрос - зачем крестить младенца? Какой в этом смысл? Я сомневаюсь, что они будут воспитывать его в вере. Это все надо делать пораньше.

- Алло, добрый вечер.

- Здравствуйте, Батюшка, Христос воскресе.

- Воистину.

- Тут слышала по "Радонежу" выступление православного психолога Ирины Медведевой. И с удивлением услышала от нее отрицательный отзыв о сообществе анонимных алкоголиков. Меня это очень удивило, потому что, насколько я знаю, эти люди в сообществе исцеляются. Более того, эти сообщества окормляются  некоторыми священниками. Скажите, пожалуйста, о своем отношении к этому движению. Спасибо.

- Вы знаете, я глубоко в это не вникал. Я считаю, что алкоголизм это такая зараза, что если люди в каком-то методе получают какую-то помощь, ну, слава Богу. Но глубоко я это не анализировал, никогда в таких проектах не участвовал, поэтому  компетентное мнение не могу высказать.  А мы, слава Богу, живем в эпоху, когда каждый имеет возможность какую-то свою аргументацию привести. Ну и на здоровье, пускай Ирина Медведева высказывает свою точку зрения, свои какие-то аргументы, может быть "против", может быть "за". Исследуйте, так даже лучше, когда есть разные мнения, и мы можем сравнить и аргументы,  и сравнить опыт и самим сделать сознательный выбор, информированный выбор.

- Алло, добрый вечер.

- Добрый вечер. Христос воскресе.

- Воистину воскресе.

- Меня интересует такой вопрос - последовательность создания мира в Ветхом завете. Современная наука немножко как бы противоречит Ветхому завету.

- Ну и немножко противоречит, ничего страшного.

- Объяснение какое-то есть или просто на веру надо полагаться и все?

- Нет, но причем тут вера-то? Тут вера совершенно не причем. Меня удивляет, почему на 90 процентов совпадает. Как Моисей мог три с половиной тысячи лет назад высказать вот эти все вещи, абсолютно не владея никакой наукой? И это совпадает на 90 процентов с современными данными. Вот это удивительно. А то, что там немножко не совпадает, ничего собственно не меняет. Абсолютно ничего, потому что Библия - это же не учебник по космогонии, это учебник веры. Ну, пророк божий Моисей высказывает то, как он понял откровение Божие,  какие-то вещи некоторым образом переместил, ну, так и чего. Это вас смущает? Меня нисколько.

- Алло, добрый вечер.

- Добрый вечер, батюшка. Раб божий Сергий Вас беспокоит. У меня такой вопрос - сегодня у господина Познера выступала одна дамочка, там ряд товарищей, говорили о том, что Россия, в частности, русский народ должен якобы в обязательном порядке каяться перед всем миром, перед Европой. И такие заявления очень часто звучат. Хакамада в свое время об этом говорила. Причем, на вопрос: «А сами Вы хотите покаяться?», она всячески увиливает от ответа. То есть русский народ должен каяться или нет? Хотя, как я понимаю, таинство покаяния - это индивидуально, это сокровенно, это таинство. А от нас под видом покаяния хотят потребовать  признания, что мы в чем-то виноваты, а Европа и весь мир обрушатся на нас, раз вы согласны, что вы плохие, значит, мы сейчас вам устроим всякие претензии. Мне хотелось бы узнать на этот счет Ваше мнение. И второй, батюшка, вопрос - часто некоторые из прихожан, можно сказать радиоприхожан, задают вопросы в адрес, в частности, Андрея Кураева, такие негативные вопросы, то есть просто грубо хулят этого человека. Я его очень уважаю, очень люблю. Думаю, что сейчас эти прихожане, слушают мой вопрос. Я хотел бы, чтобы все-таки ведущие Вашей передачи заступались за этого человека. Я думаю, что он очень много делает, в отличие от многих нас, с претензиями в отношении того, чтобы окормлять людей, учить их, наставлять и так далее. Спасибо, батюшка.

- Ну, что заступаться-то. Каждый активный человек обязательно вызывает у части людей неприятие. Думаю, ко всему: к форме носа, живота, манере говорить или там какие-то еще мнения. Это же нормально. И если бы Андрей Кураев куда-нибудь уехал и замолчал, вот тогда бы он был всем хороший и книжки б не писал, и все бы было тихо, мирно. Конечно, обычно люди такие нервничают по этому поводу, которые вообще ничего никогда не написали. Даже много таких, которые и не прочитали ничего. Поэтому, ну, что тут защищать? Это даже как-то странно. Если уж Господа Иисуса Христа называли Веельзевулом, что тут защищать, мне кажется, на это не стоить и тратить время. А с другой стороны, если кто-то находит какие-то изъяны, пусть он выявит, подчеркнет, поспорит. Это тоже наша церковная жизнь, она полна всяких событий, мнений, вполне можно обсуждать. По поводу Владимира Владимировича Познера. Покаяние - это дело такое религиозное. Владимир Владимирович всегда себя позиционировал как совершенно человек атеистический, поэтому его призывы к покаянию могут вызвать только такую реакцию, как у Вас, негативную. И вообще Владимир Владимирович играет замечательную роль, потому что он высказывает некоторые мнения из корзины либеральной догматики. Есть новая религия, безбожная, пришла взамен коммунизму, она называется либерализм. Такая сатанинская, натуральная, он является ее ярым апологетом. Но очень интересно, это такая личность замечательная, что чтобы он не высказывал, в нашем народе вызывает резкое отторжение. Поэтому он играет роль лакмусовой бумажки, что даже человек, который не имеет своего мнения, думает прямо противоположно тому, что говорит Познер, и попадешь в точку. Многие так и делают. Очень рейтинговая передача, все смотрят. Может быть, с этой точки зрения – «А что скажет Познер?» Ах, каяться? Ах вот мы тебе, и не подумаем даже. Хотя нашему народу есть в чем каяться. Взять хотя бы степень заплеванности наших тротуаров. Столько соплей, мокроты, как на наших тротуарах, ни в какой азиатской столице не увидишь. Просто живем как свиньи, разве в этом не стоит ли покаяться, например? Ну и так далее, и так далее. Европа тут не причем. Для большинства населения нашей страны Европа - это как Луна, это что-то такое абстрактное. Ну, показывают иногда по телевизору. По-моему, не стоит как-то жизнь отсчитывать вот в этом направлении.

- Алло, добрый вечер.

- Христос воскресе, Батюшка.

- Воистину.

- Можно узнать Ваше мнение вот по такому вопросу. Написано, что и волос с головы человека не упадет без воли Божьей. А также в перечислении грехов написано, что по вине человека нанес вред здоровью и даже жизни. То есть, какое участие человека? Если нет воли Божьей, или наоборот, если есть воля Божья, скажем, человек должен в какое-то определенное время умереть, то как другой человек может повлиять на это.

- Ну, как? Можно помолиться, можно вовремя лекарства принести, можно постараться, чтобы вовремя поставить диагноз и жизнь человека может быть продлена. Вы разве из опыта сами не знаете, как это все бывает? И волос тут совершенно не причем, речь идет совершенно о разных вещах. Когда говорят о волосе, то подразумевается, что Богу все известно. Он не во тьме находится, что даже сколько волос у нас на голове, у Бога сочтено. Речь идет о всеведении Божьем. А воля Божья есть только на добро. Воли Божьей на зло нет. Поэтому воля Божья только на то, что человек делает добро. А что человек делает зло - это против воли Божьей. Поэтому, когда человек один пытается продлить жизнь другого человека или избавить его от страданий, на то и есть воля Божья. А тем, чтобы пренебрегать своим долгом и оставлять человека без помощи, в этом нет воли Божией. Притчу о милосердном самарянине читали, наверное, там про это написано.

- Алло, добрый вечер.

- Добрый вечер, батюшка Дмитрий. Христос воскресе. У меня к Вам вопрос, как к многолетнему главе церковного отдела по взаимодействию с вооруженными силами. И я поэтому очень прошу Вас выслушать краткую цитату, так как мне важен комментарий Ваш к ней, поскольку цитата повергла меня в некоторое недоумение. Принадлежит она игумену Петру Мещеринову, возглавляющему Центр духовного развития молодежи при Даниловом монастыре. Я цитирую, она на сайте, я ее нашла: "У меня, слава Богу, нет детей. Но если бы были мужеского полу, я сделал бы все, чтобы не пустить их в армию. Даже если бы мне пришлось дойти до Страсбургского суда с тем, чтобы он объявил российскую армию организацией, осуществляющей преступления против человечности". Батюшка Дмитрий, я вот в соответствии  с этой странной логикой игумена Петра Мещеринова, получается, что Вы возглавляете в нашей Церкви отдел по взаимодействию с преступной организацией, как именует российскую армию игумен Петр Мещеринов. Лично для меня дико слышать от православного священника такие высказывания, тем более что он проповедует эти взгляды молодежи. Если надо я могу назвать сайт, и другие какие-то высказывания по «Благовещению» он позволяет себе, я могу сказать, если Вы выслушаете.

- Может, хватит на сегодня.

- Хватит, ну, тогда хватит.

- Очень драгоценная вещь - иметь возможность высказать свое мнение. Поэтому батюшка высказал свое мнение, что если б у него были дети и так далее, и так далее. Но, если бы у него были дети, он бы был уже другой человек, и, может быть, у него взгляды бы изменились. Поэтому очень трудно сказать, что вот если бы у меня были дети... И любому можно сказать, ну, глядя на меня, тебе хорошо, у тебя сыновей нет, поэтому ты вот такой, трудишься в этом направлении, а так бы с позором ушел. Дело в том, что я понимаю, в чем пафос высказывания отца Петра. И я действительно к этой тематике нахожусь очень близко, и мне известно очень многое. И армия ведь наша - это часть нашего общества. Это не просто как если бы мы, как англичане, шерпов или непальцев нанимали бы там в свои войска. Приехали иноязычные люди, вооружили их, обучили, и они воюют на стороне Великобритании. Ну, тогда да, а так это же берутся ребята из нашей же среды. А единственным воспитателем этих ребят является телевизор,  и поэтому в армии очень много вещей, которые действительно на грани с преступлением. И наше взаимодействие как раз направлено в ту сторону, чтобы вот эти пороки, если не сразу изъять из среды, то хотя бы уменьшить, это очень трудно. Представьте себе, 18 лет с помощью средств массовой информации талантливые люди, специально обученные этому ремеслу, оболванивали ребят. Наше милое правительство и весь правящий класс лишили этих ребят возможности всяческого развития. И они оказываются в армии, естественно, без всякой возможности как-то этому валу преступной идеологии противостоять. Они, как дети, этому поддаются. И, конечно, отец Петр высказывает опасения. Не только он, вы знаете, у нас фактически нет в стране ни одной матери, которая с радостью отдает своего сына в армию. Ну, нет ни одной. Во-первых, потому что он один, у большинства матерей этот сын единственный, а риски очень большие. Конечно, для большинства (действительно сотен тысяч солдат) все обходится более или менее благополучно. Но, к сожалению, вот недаром Александр Васильевич Суворов говорил, что неверующего солдата учить, это все равно, что перекаленное железо точить, то  есть бесполезно. А у нас-то народ расхристанный полностью, у него в голове полная каша. Поэтому современный русский человек, если взять по количеству сидящих в тюрьме и по количеству, сколько уже тюрьму прошло, а это чуть ли не каждый четвертый член нашего общества, то понятно, что вывод напрашивается сам. Армия, как необходимый инструмент народа, - это вещь великая и святая, и есть замечательные истории. Но сегодняшняя ситуация действительно очень сложная. И, конечно, очень даже, мне кажется, ничего такого преступного отец Петр не сказал. Он просто высказал свое мнение. Я думаю, если после меня назначат его на эту должность, он будет вынужден некоторым образом пересмотреть именно свой взгляд. Потому что вот, так сказать, но это как бы не сказать ничего. Это все что сказать: «В современном православном храме - это сплошные безобразия». Вот буквально сегодня я решил даже одну свечницу в нашем храме отстранить, потому что у нее по малодетности (одна единственная дочь), нерастраченная педагогическая энергия. И вот на каждого несчастного прихожанина, подходящего к ней и задающего какой-то вопрос, иногда нелепый, (ее это раздражает), она со всей своей, так сказать, нерастраченной педагогической энергией, на него набрасывается. Результатом оказывается, что человек вслух заявляет, что больше в этот храм он никогда не придет. Ну, вот, что тут делать? Как на это посмотреть с точки зрения церковной миссии, которую должны вести люди? Это форменное безобразие. Причем я с ней работу проводил много раз. И человек с высшим образованием, и все, казалось бы, нет не может себя сдержать в руках и вообще говорить с добром, а лучше вообще замолчать. И вот все учит, учит и учит. Люди устали от этого обучения. Или, например, если сказать, что московский православный храм - это сплошное безобразие, если смотреть только на этот отрицательный момент, то так оно и будет, так оно и есть. А если посмотреть шире, мы увидим, что армия наша она чисто статистически, менее преступна, чем все остальное общество. В армии гораздо меньше взяточников, среди армейских людей гораздо меньше самоубийств, среди армейских людей гораздо меньше нарушителей закона. В армии гораздо меньше воров и прочее, прочее, прочее. В армии меньше разводов, и вообще, любой социальный недуг нашего народа возьми - в армии показатели лучше. Так кто ж тогда преступник? Можно сказать, о, русский народ преступник. Ну, хорошо, давайте, сравним тогда с американским народом. Вот взять столицу Москва и столицу Вашингтон. Какое количество убийство на душу населения там и здесь? В Вашингтоне окажется больше. Попробуй, скажи, что американский народ преступник. Вам скажут, что народ не может быть преступником. Преступность вне национальна и еще безумные глаголы. И так далее. Как будто никто не знает, что цыгане героином торгуют. Чем занимается целый народ, какую продукцию выпускает, какие поля пашет? Только афера, обман,  торговля наркотиками или торговля живым товаром и так далее. А потом нам будут говорить, что кто-то не имеет, какая-то преступность не имеет национальности. Очень даже имеет. Поэтому все зависит от того, какой взгляд. Если взгляд отца на ребенка, который болен и поэтому он плачет. Или взгляд отца, которого своим плачем раздражает. Взгляд может быть направлен с любовью с желанием что-то поправить, подлечить, вылечить, сохранить, утешить. А взгляд может быть - заткнись, и все. У меня другая точка зрения. Я хоть человек сугубо штатский, в армии никогда не служил, но дано такое послушание. Я на это смотрю, как на возможность этому делу послужить, чтобы армия не была таким пугалом для матерей, которые отправляют туда единственных сыновей. Поэтому в этом смысле у меня другой взгляд. Но не надо уж так в панику впадать. Вы думаете, что современные молодые люди, они что-то на сайте прочли, и сразу такие стали. Во-первых, те, кто посещают Интернет, эти люди уже не так наивны. Тут беспокоиться не надо.

- Алло, добрый вечер.

- Добрый вечер, батюшка. Христос Воскресе! У меня одни вопрос такой, который меня волнует, потому что мои друзья посещают группу "Альфа" или теперь "Путь" игумена Евмения. Как Вы к ним относитесь? Мне кажется, что так не все в порядке. Можете это объяснить?

- Я тоже этот вопрос исследовал. Не то, что не все в порядке. Это направление, оно совершенно рождает неправославную духовность. Поэтому, я этот вопрос исследовал, потому что были предложения использовать этот альфа-курс для того, чтобы внедрять его в тюрьмах, чтобы воцерковлять тюремный наш народ. Но, понаблюдав за тем, что там происходит, как за этими методиками, как практически, я понял, что это нам русским людям совсем не подходит. Поэтому те практики, которые игумен Евмений пытается внедрить, на мой взгляд, они совершенно неприемлемы.

- Алло, добрый вечер.

- Добрый вечер, отец Дмитрий. Раб Божий Сергей. Я хочу спросить по поводу воспитания детей, духовного воспитания, начиная с детского сада. Потому что, если это не будет сделано, действительно, общество так и будет катиться вниз. Потому что закладывается понимание, мироощущение с детского возраста. Что сейчас делается по этому вопросу? Спаси, Господи.

- По этому вопросу я знаю только одно - правительство Москвы построило 100 детских садов. А что там по духовной части совершенно не представляю. И я как человек, проведший свое детство в детских садах, и моя мама работала большую часть своей сознательной жизни в детском саду, скажу, что сам принцип "детский сад" - это вообще-то вещь такая кошмарная. Конечно, я понимаю, что она вынужденная, как и пионерский лагерь, когда нет другого выхода у родителей - тогда детский сад. Есть очень хороший детские сады. Но хороший детский сад - это как хороший детский дом. Как бы он не был хорошо, все равно это изъян. Детям плохо, когда они находятся в коллективе. Коллектив - это в нем сразу возникают отношения волчьей стаи, потому что дети одного возраста. Ни в одной семье не бывает детей одного возраста. Одного возраста бывают у тигров, у львов, у кошек, у собак. Только у животных. И вот между ними отношения волчьей стаи и диких зверей. У людей нет. У людей редко двойня бывает. Но и то, обычно, разбавлено детьми других поколений. Нормальное воспитание только среди разновозрастных, где отец, мать или учат этому отношению любви к младшим, помощи защиты. А когда все дети одного помета, то сразу выявляются лидеры. Не самый лучшие, а просто в 99 процентах самые худшие с точки зрения любой нравственности. И это отражается пагубно на всех детях, и они от этого очень страдают и душевно, и духовно. Поэтому детские сады, детский сад не может дать духовного воспитания. Детский сад - это просто форма выживания. Я плохо помню свой первый класс, второй, третий, четвертый, пятый, седьмой, восьмой. Плохо помню школу-восьмилетку, которую я закончил. Так отдельные эпизоды. А вот все кошмары детского сада я помню до сих пор. Это незабываемо. Я думаю, что и на смертном одре буду вспоминать детский сад. И не приведи Господь.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер. Христос Воскресе, батюшка! Людмила, раба Божия. Батюшка, у меня вопрос по Ветхому Завету. Я совершенно не понимаю, как его читать и как к нему относиться. Потому что  по Новому Завету, по Завету Господа нашего Иисуса Христа я прекрасно понимают нравственность, ценности нравственные. Там вот просто душа живет и дышит тем, что говорит Господь. А в Ветхом Завете такие поступки описываются, которые вызывают во мне возмущение чисто человеческое. Я и не знаю, как мне соединить и как относится к Ветхому Завету, как к части Священного нашего учения.

- Я понял, в чем проблема. Дело в том, что вы смотрите на Ветхий Завет из Нового. Понятно, нравственность Нового Завета бесконечно выше. Там нормы нравственности гораздо выше. Ветхий Завет - это прообраз Нового. Но все-таки  Ветхий Завете ценен как путь. Как апостол говорит, что закон - детоводитель ко Христу. То есть, его цель была подвести людей. Закон Ветхий очень многому научил. Я бы Вам советовал не читать сначала Ветхий Завет, а сначала почитать какие-нибудь рассказы для детей из Ветхого Завета, потом Священную историю Ветхого Завета, чтобы быть к этому некоторым образом подготовленной. Потом рассказы из Ветхого Завета по какому-нибудь учебнику Закона Божия. А потом уже приступить к самим текстам, чтобы Вы поняли, в чем заключается ключ к понимаю Священного Писания Ветхого Завета.

- Добрый вечер.

- Христос Воскресе,  отец Дмитрий. Здесь бабушка задавала вопрос по поводу крестить или не крестить внучку, потому что зять возражает. А как же тогда соотносятся слова нашего Господа Иисуса Христа, кто не будет  крещен от Воды и Святого Духа, не войдет в Царствие Небесное? Может быть, все-таки покрестись ребенка?

- Можете покрестить. Я свою покрестил, никого не спрашивал. Какой-то странный вопрос. А по поводу, крещен, я могу вам перечислить мой  любимый список крещеных. Хотите? Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия. Хватит? Могу перечислять этот список крещеных - Наполеон Бонапарт, сколько угодно, понимаете, таких крещеных. Ведь главное же, чтобы человек был христианином. А как человек может быть христианином вне христианской семьи. Просто крестить на авось? Как некоторые хотят к бабке-колдунье пойти, а она требует, чтобы ребенка покрестить, чтобы ей надругаться над младенцем христианским.  Не буду, говорит, грыжу заговаривать, пока не покрестите. Какой смысл? Ведь Крещение - это есть вступление в церковь. Причем сначала в форме домашней церкви. Если папа не христианин, мама со времен Крещения  к церкви никого не имела отношения, то что это  будет за воспитание? Давайте сделаем паузу. Я прочту объявление.

Благотворительный духовно-просветительский цикл называется "Возвращение на родину". Посвящается Николаю Васильевичу Гоголю и Николаю Семеновичу Лескову. И тех, кто посетит этот цикл, ждет фильм и встреча с отцом Николаем Булгаковым и отцом Леонидом Сафроновым, профессором, доктором филологических наук Старыгиной и писателем Галактионовой, также профессором Есауловым, профессором Воропаевым. И венчает вечер музыкальное приношение. Начало в 18.30 Автор и ведущая Лина Мкртчян. Это будет происходить в культурном центре "Маяк".

- Добрый вечер, мы Вас слушаем.

- Христос воскресе!

- Воистину воскресе!

- Читали ли вы статью монахини Марии Скобцовой "Типы религиозной жизни"? Как Вы к этому относитесь и если читали, то где бы найти таких людей, такой храм или такую общину, которые евангельский тип религиозной жизни исповедует?

Второй вопрос: чем отличается святой человек, прославленный, от человека просто спасенного. Я где-то читал,  что один из Оптинских старцев сказал, про одного из наших поэтов (Блока или Тютчева), что он в Царствии Небесном. Если это так,  тогда, что можно Тютчеву написать икону и молиться? Этот вопрос возник из-за чего. Сейчас очень много толков ходит, прославить того или иного царя, того или иного персонажа нашей истории.

- Иного нет, только того.

- А аргументы такие: каждый на своем месте служит Господу, например, в виде царя. Был царем, исполнил свою должность хорошо, по-христиански, его убили, он не отрекся, значит, давайте прославим. Как к этому относиться, как быть?

- Как быть? Церковь  - живой организм, состоит из клеток живых. Каждая клетка – это живой человек. У нее внутри всякие бродят мысли, идеи, чувства. И некоторые очень любят прославлять. Я очень много знаю людей, которые в церковь не ходят, не причащаются, но все хотят кого-нибудь прославить. Письма пишут, этого прославить, того прославить . Это нормальное явление. Не надо это осуждать. У каждого своя форма религиозности. И мы, конечно, я имею в виду священники, епископы хотят все это ввести в традиционное русло. Но это не очень получается. Ну и что в этом такого особенного? Статью матери Марии Скобцовой я читал в детстве, в школе. Помню только название, но о чем она сейчас не смогу никак повторить, а уж, где найти, я не знаю, в Интернете попробуйте. Не знаю, не могу себе представить. Но я уверен, что в нашей Синодальной библиотеке в Андреевском монастыре, скорее всего, есть какое-нибудь издание с этой статьей. По-моему, даже в "Вестнике РХД" это печаталось когда-то, если мне память не изменяет. К этому нужно относиться философски. А в церкви, если она не стиснута гонениями, всегда возникают  и разномыслие, и расколы, и всякие состязания. Но и все, что бывает в обычном кипящем котле человеческой жизни. Слава Богу, что до драк не доходит. Это тоже милость Божия.

Прочту еще одно объявление. В Марфо-Мариинской обители Милосердия в центре "Святость материнства" для будущих мам проводятся занятия по родовспоможению. Как правильно выносить плод во время беременности, как питаться и где рожать. В московском роддоме выделена палата для православных рожениц. И каждую неделю в роддоме сестрами обители совершается чтение Канона Пресвятой Богородице. 16 апреля начинается новый цикл лекций по воспитанию детей по темам: "Профилактика психических отклонений у детей, поощрений и наказания", "Роль отца и матери в семье", "Игры, игрушки, чтение, экран. Психическая культурная безопасность ребенка в современном мире". Занятия ведут православные психологи Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова.

- Добрый вечер.

- Христос Воскресе. Отец Дмитрий, я хочу задать Вам вопрос. В утренних молитвах в Помяннике о живых есть такие слова: "Спаси, Господи, и помилуй, ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительного отвратих, к делом злым и неподобным приведох, Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати." Поясните мне эту молитву. Я не совсем ее понимаю. Это относится ко мне или к кому-то?

- К Вам, конечно. Вы же отвратили. К вам и относится. Вы от своего имени просите Господа это дело исправить, а Вас простить. Потому что, каждое наше неловкое выражение, не говоря уже о том, что мы что-то с гневом сказали, мы же отвращаем людей от Бога. Потому что они знают, что мы верующие люди. А мы своим поведением, словами, внешним видом, манерами отвращаем людей от Бога. Об этом речь и идет.

Еще есть у нас объявление.

- Добрый вечер, слушаю вас.

- Батюшка, здравствуйте. Вопрос о пророке Елисее. Елисея обступила ватага озорных ребятишек, которые стали издеваться над его лысиной и говорят: иди плешивый, иди плешивый. И этого пророк вынести не мог. И он проклял их именем Бога. И тотчас из леса выскочили две медведицы и растерзали детей, 42 ребенка. Как это понять? Ведь сказано, что надо прощать, молиться за обижающих, щеку подставить, если по одной ударили.  Как пророк мог так поступить?

- Дело в том, что пророк никогда таких слов не слыхал. Те слова, которые вы произнесли, они сказаны были спустя тысячи лет после того, как жил пророк Елисей. Вот в чем дело. Очень человечество прошло большой путь, прежде чем смогло воспринять слова Христа. Причем не все целиком, а только очень небольшое количество людей. Только несколько тысяч человек. И даже сейчас, спустя две тысячи лет после того, как Господь сказал, если ударят тебя в правую щеку, подставь другую, для большинства людей это вообще непонятные слова: как это, меня будут бить, а я буду другую щеку подставлять. Поэтому человечество в массе своей до сих не готово. Что же требовать от Елисея, который жил за много веков до Христа.

- Добрый вечер.

- Здравствуйте, батюшка, Христос Воскресе! Можно ли задать вопрос по  Рождеству, нет мне покоя, куда делись пастухи, ведь им совершенно явно было дано знать, что   родился Христос. А куда они потом делись.

- Вы знаете, домой пошли. Пошли домой спать, отдыхать, устали. Потом, когда уже проснулись, стали обсуждать, рассказали своим ближним и так далее. А потом, после того, как отдохнули, пошли опять овечек своих пасти и вспоминать, как они видели Ангелов, как они пели «Слава в вышних Богу». А потом, когда уже услышали, что некоторые из них маленькие пастухи, там не только были взрослые, но были и детки, которые в ночное ходили со взрослыми, они потом, когда услышали, что Иоанн Предтеча стал крестить на Иордане, приходили его послушать. А потом они стали учениками Христовыми. А некоторые из них стали даже проповедовать Евангелие. А некоторые из них, из этих пастухов, потом мученически отдали свою жизнь за Христа. Вот такой был у них путь. А некоторых из них даже и забыли о том, что слышали пение Ангелов, совсем другими вещами стали заниматься. Так что по всякому жизнь складывается.

- Добрый вечер.

- Здравствуйте, батюшка, с праздником Вас, с Христовым Воскресением.

- Спасибо, Вас также.

- На телевидение иногда такую показывают гадость. Не собирается ли Патриархия создать свой православный канал? Я знаю, есть в Дзержинске канал, есть в некоторых епархиях, я имею в виду областях. А вот московский или лучше общероссийский?

- Это не так-то просто. Вы думаете, что это только наша лень этому препятствует? Нет. Это очень сложный и многоденежный процесс. Мы уже это много раз обсуждали. Дело в том, что, это очень такое сложное по технологии производство, которое требует огромных средств. Поэтому со временем, я думаю, все-таки оно будет. Опыт, особенно Екатеринбургской епархии, показывает, что это  вполне возможно.

- Добрый вечер.

- Батюшка, здравствуйте. Я хотела бы вернуться кратко к детскому садику. Как вы думаете, если мама одна растит ребенка, как ей лучше, в садик отдать или лучше отдать к родным, например, в деревню. Там тоже ребенок будет без нее.

- Понимаете, опять, какая деревня. Та деревня, где я обычно лето провожу, там местное население говорит только на мате. Мужское население сплошь пьяное, с утра. Поэтому надо смотреть, что за деревня.  Современная деревня - это дети, начиная с двух лет - мат-перемат, мужчины все взрослые, женщины просто измучены этой жизнь. Если это существует. Может быть, там в Вашей деревне и более благополучная атмосфера. Прежде чем отдавать, нужно подумать, куда мы отдаем. Нужно не семь раз отрезать, а 777 раз отмерить, посмотреть. Поэтому такой даю совет. Также и с садиком. Может туда 20 раз походить, а может даже устроиться туда на работу. Поработайте там нянечкой, еще так кем, сторожем, посмотрите, что за атмосфера, что за люди. Понимаете, это ребеночка отдать. Легко человека развратить. А как вернуть назад в искомое положение? Это, порой, невозможно. Поэтому это нужно делать с величайшей осторожностью.

- Добрый вечер.

- Добрый вечер. Отец Дмитрий, это Раба Божия Валентина. Я хотела бы узнать, что происходит с душой, если человек умирает на Пасхальной Неделе?

- То же самое, что и во время Страстной. Это время смерти по церковному календарю или по такому календарю, которым мы пользуемся, Григорианским или Юлианским, никак не отражается на загробной участи человека. Потому что это все какие-то наши земные деления. А там после смерти вообще времени нет. Там календаря не существует. Поэтому для одних там непрестанная Пасха, для других непрестанные слезы, для третьих геенна огненная.

Мне пришло такое письмо, и просят подробную информацию о детском приюте "Никита" на сайте www.nikita-bywalino.ru. А речь идет о том, что один батюшка, отец Амвросий, в Московской области в Павлово-Посадском районе 13 лет  тому назад организовал приют. 13 лет они существовали, а сейчас на них там набрасываются местные чиновники с целью разорить этот детский дом. Они просят помощи.  Такие атаки время от времени на негосударственные детские учреждения существует. Кто пожелает оказать помощь,  то я сообщаю адрес: приют "Никита" называется.

- Добрый вечер, последний у нас  Ваш вопрос, и мы заканчиваем, к сожалению.

- Христос Воскресе! Можно ли причащаться на Светлую Седмицу, так как пост на Светлую Седмицу не положен по уставу? И еще, скажите, пожалуйста, к вопросу о младенцах. Зачем нам нужно крестить детей в младенческом возрасте? Ведь вдруг из них  вырастет какой-нибудь Бонапарт или еще кто-нибудь. Ведь дело все в том, что он может не дожить до возраста, когда он самостоятельно выбор делает.

- Может и потолок обвалиться. Всякие бывают вещи. Зачем крестят младенцев? Дело в том, что семья - это домашняя церковь. Если отец и мать есть люди, принадлежащие к церкви, и они строят свою домашнюю церковь, то было бы нелепо, если бы они своих детей не крестили, то есть не приводили в церковь, к которой они принадлежат. А если родители люди неверующие, люди не церковные, какой смысл в этом крещении, это тоже совершенно непонятно. Потом думать о том, что из них кто вырастет Гитлер или Бонапарт - это нелепо. Потому что христианин должен целенаправленно воспитывать из дитя христианина. Мама Григория Богослова, будучи святой женщиной, она не торопилась. Сын ее крестился в 30 лет. В зрелом возрасте, 23 года, по-моему, было Григорию Богослову, учителю церкви. А Василий великий в 30 лет принял Святое Крещение. Для этого специально ездил в Святую Землю. А ведь путешествовал не на безопасном лайнере, а морем. И ничего никто не боялся. Поэтому крестить младенца надо тогда, когда это совершают люди верующие, церковные. Теперь по поводу причастия на Пасху. Христианин не только может или не может, он обязан причащаться на Пасху, потому что это канон, 66 правило 6 Вселенского Собора. Кто на Пасху не причащается, тот  нарушает постановление Вселенского Собора. Вот и все. Наша передача закончилась. Всего Вам доброго. До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+