Перейти к основному содержанию

01:26 08.08.2020

Прот.Дмитрий Смирнов. Как понять беседу Иисуса Христа с Никодимом?

20.03.2013 11:20:23

- Как строить отношения с родителями, если они очень деспотичны? Если ребенок с детства привык жить в страхе, и,   дожив до зрелого возраста, когда у самого уже не только дети, но и внуки, по-прежнему не смеет родителям возражать? Вот мои знакомые, мать и дочь. Дочь очень мягкая, благодарная, любящая.  Воцерковленная, боится Бога. Знает, что мать надо любить и уважать. А мать тиранит ее страшно. Я  близкая подруга дочери, мне ее очень жалко. Я бы хотела, чтобы вы помогли.

- Понимаете, какое дело. В таких случаях нужно лично знать всех участников этой трагедии. К сожалению, бывает, что родители оказываются не на высоте. И вполне нормальных своих детей портят и доводят их до тяжелого душевного состояния. Если эта девочка придет ко мне -  я смогу с ней поговорить, может быть, даже что-то посоветовать. А так, конечно, невозможно.

- Встретила недавно представительницу, как она сказала, Иеговы, которая стала ко мне приставать со своими нравоучениями. Я не выдержала, в грубой форме сказала: оставьте меня в покое, отстаньте. Она в отместку заявила: у тебя такого числа случится несчастье. И несчастье случилось. Что это? Значит, они могут накликать беду?

- Нет, это совпадение. Ничто они не могут. Они обыкновенные несчастные люди, заблудшие.

- Как чувствует себя отец Анатолий, на которого недавно было нападение?

- Отец Анатолий чувствует себя неплохо. Ходит. И морально оправился. Я думаю, что через недельку его выпишут домой. Надеюсь, если каких-то не будет осложнений. А так все  обошлось хорошо. Так, что всем, кто Богу за него молился, сердечная благодарность.

- Какова судьба пензенских сектантов? Вышли они или нет?

- Я думаю, нет. Там дежурит постоянный пост милиции. Как-то охраняют. Врачи наготове, если что понадобится. Но пока они там сидят и не хотят вылезать. Конечно, в таком сыром помещении без света обходиться тяжело. Надо молиться, когда они туда выйдут, чтобы они были живыми и здоровыми. 

- Как понять беседу Иисуса Христа с Никодимом, когда Он говорит, что верующий в него не судится, а неверующий уже осужден? А суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет. Так в чем же состоит суд?

- Суд, о котором говорит Господь в Евангелии -  это не суд нам привычный человеческий, где существует судья, защитник, обвинитель, истец, ответчик. Этот суд происходит  внутри самого человека. Пришел в мир свет - Слово Божие, Слово Божие воплотилось и стало человеком Иисусом Христом. И те люди, которые приняли свет, приняли Слово Божие, приняли Иисуса Христа. Потому что в их душах были струны, которые резонировали на то, что говорит Господь. Значит, можно считать, что суд вынес положительное решение. Но есть люди, которые  не хотят этого принимать. Вот  последний случай. Священник отец Анатолий в подряснике шел по улице. Закончив Всенощное Бдение, он направлялся в другой храм  на престольный праздник. И некий человек, который не принял этого света, подошел сзади и ножом, полоснул его по горлу. Но, Слава Богу, Господь этого не допустил свершиться злодеянию. Представим себе того несчастного, в душе которого такая ненависть к Христу, что он готов зарезать даже незнакомого человека! Спрашивается, какой тут суд? Суд, человеческий может быть, если его поймают, и состоится. Но Божественный Суд уже свершился в нем самом. Он свой выбор сделал. И вот этот выбор человека и есть его суд. Поэтому Господь и говорит: уже осужден. Он осужден из-за своего выбора, который произошел у него внутри. Суд заключается в том, что человек делает выбор - навстречу Богу или от Него.

Вот, например, очень распространенное такое мнение среди людей, которые считают себя  верующими:  « Я в Бога верую, а в церковь ходить не надо». На это святитель Киприан Карфагенский, живший в III веке, сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». То есть отвержение Бога может совершаться в разной форме - либо отвержение самого Бога, либо Его Церкви. Потому что главное дело Христа на Земле -  основание Церкви. Христос ценой своей жизни основал Церковь. Церковь есть тело Христово. Ведь нельзя же главу отделить от тела! Представим себе некого человека и отделим его голову от его тела. Что это будет? Это будет труп. Поэтому тот, кто отделяет Христа от Церкви, утверждая, что принимает Бога, а отвергает Церковь, тот сам себя судит. Значит, он верует в какого-то не такого Бога, в другого. Неистинного. Потому что истинный Бог, понятное дело, Он один.

- Все ли новомученники российские претерпели насильственную смерть? Или же есть среди них святые, которые просто несли  тяжкий крест?

- Мучениками обычно называют тех, кто до смерти исповедовал Христа. А те, которые пострадали, но сохранили по милости Божией жизнь, называют исповедниками. По определению тот, кто до смерти исповедовал Христа -  тот мученик или, если по-гречески, свидетель, мартирос. А исповедник - это тот, кто заплатил страданиями, ссылками, пребыванием в темнице. Прославлено больше мучеников, чем исповедников. Но это не значит, что их было меньше.

- В Ветхом Завете Бог сказал: не изображайте ни того, что вверху, ни того, что внизу. А как же наши  храмы исписаны фресками?

- В Ветхом Завете народ израилев жил в окружении язычников, которые делали изображения богов. В Ветхом Завете даже правоверные иудеи приносили жертвы богам наподобие тех, которые приносили язычники. На протяжении столетий и цари израилевы, и сам народ постоянно уклонялся от язычества. Поэтому и были даны охраняющие заповеди. Но с тех пор, как Господь воплотился -  а это произошло много позже - мы имеем возможность изображать Бога во плоти. Потому что он был Сын Божий и сын человеческий. Мы не можем изображать Божественную природу Христа. Но изображаем его по-человечески. И также всех святых. В Церкви эти изображения не только приемлемы, но существуют прямо с самого первого века, с апостольского.

- Если работа явно вредит здоровью, не грех ли против самого себя работать на такой работе?

- Представим себе концентрационный лагерь, где собрали наших исповедников, страдальцев за Христа и заставили валить лес. Обычно через полгода человек погибал от истощения или от травм, полученных при этом тяжелом труде. А как иначе? Бросай топор и не работай, жди, когда тебя конвоир придет и тебя расстреляет? Нужно обязательно учитывать все реалии.

Вот еще представим себе: есть некий человек, у него большая семья. А там, где он живет, есть единственная работа -  на  поганом химкомбинате. Но ему нужно кормить детей, и он идет туда, портит себе здоровье. Поэтому нельзя проблему рассматривать отдельно. Надо со всех сторон.

- Вот ходят люди в храм, молятся, соблюдают посты, такие все правильные. А попросишь помочь  -  никого не допросишься, ни времени нет, ни желания. Я имею в виду не материальную помощь, а моральную. Почему сейчас никому ни до кого нет дела?

- Замечательный вопрос! Потому что  дух фарисейства завладел сердцами людей. Многие соблюдают только внешнюю форму. Но, к счастью, не все такие.  У меня другой опыт. Чтобы у кого ни попросишь,  обязательно помогут.  Христианин -  это не тот человек, который ждет помощи  от своих ближних. Христианин -  это тот, который все время  ищет, кому бы помочь. Вы озаботьтесь более не тем, чтобы как-то печалиться об устроении своих ближних, а возьмите себе за правило никому не отказывать ни в чьей просьбе, а  откладывать все свое и заниматься делами ближнего. Я уверен, что если вы так будете делать -   то вокруг вас и другие люди  обязательно воспламенятся тем же усердием. И тогда человек свою внешнюю жизнь наполнит деятельной любовью, которую, собственно, Господь от нас и ждет. Когда Он,  готовясь умереть на Кресте, собрал своих учеников на Тайную Вечерю, научил их совершать Божественную литургию и умыл им ноги, чтобы они получше запомнили, как должен христианин служить своим ближним.

 - Как понимать слова Пасхального канона «веселыми ногами, скача и хваля»?

- А это не надо понимать. Это человек испытывает. Иоанн Дамаскин испытывал такую радость. Благодать Святого Духа, когда действует в сердце человека,  отражается и в его телесных проявлениях.

- Там же, в Пасхальном каноне, сказано: адово разрушение. Ад будет существовать и по воскресении? Все-таки ангелы ада вечные?

- Христос разрушил двери ада. До Христа, до его сошествия в ад все люди и праведники, и грешники -  нисходили в ад, и другого пути не было. И только Господь вывел Адама и Еву и всех праведных людей из ада. Тех, кто жил ожиданием Христа.  Также и теперь. Те, кто приняли Христа своим сердцем, своей жизнью -  те наследуют жизнь вечную. Переходят от смерти в жизнь, минуя всякий ад. А те, кто отвергли Христа -  им какое-то место пребывания тоже необходимо, потому что человек вечен. И это место, где нет Бога. Так как они являются в той или иной степени богоненавистниками, то милостью Божией создан ад для того, чтобы им облегчить их загробную участь.

 

- Второго января в Кольчугино Владимирской области отморозки сожгли заживо человека на Вечном огне.  Является он мучеником?

-Безусловно! Но  об этом суд будет выносить сам Господь. Как жизнь, так и его смерть являются следствием его христианского устроения. Но мы об этом ничего не знаем.  Важно, что человек вступился за народную святыню, памятник павшим воинам. Пьянка на этом месте - глумление. Он отстаивал духовные ценности и пострадал за это благородное дело.

 - В Евангелии от Марка Иисус упоминается как «Иисус Назарянин». И в конце там было: «ищите Назарянина, его здесь нет». А в других Евангелиях говорится и «Назарянин» и «Назарей». Являются ли это слова синонимами?

 -  «Назарянин» - имеется в виду  происхождением из Назарета. А «Назарей» - это человек, который посвятил себя Богу.

А так как Христос был, как думали, из Назарета, носил длинные волосы, являлся странствующим проповедником, он по всему виду и по своим поступкам был как назарей. Это близкие по звучанию слова.

- Если Бог есть любовь, почему же тогда Он попустил, чтобы человека живьем сожгли в Кольчугино?  Если Бог есть любовь, то почему наказывает до третьего рода, третьего колена? Как это понять?

- Вот, например, дедушка - алкоголик. Проживает большую жизнь, лет до 80-ти. И на протяжении всей своей жизни пьяный. Ругается, сквернословит, истязает всю свою семью. Такой дедушка вполне может дожить до своих правнуков. То есть до четвертого колена.  И вместо ласкового, кроткого, работящего, верующего дедушки его правнук видит пьяную скотину. И не всякая психика детская может это выдержать. Поэтому очень часто яблочко от яблоньки недалече падает. И дети, внуки и правнуки наследуют грехи своих предков. Не через гены, а через личный пример. Допустим, если человек алкоголик или наркоман, и у него рождается слабоумное дитя - разве Господь виноват? А не родители? Теперь, вспомним случай в Кольчугино. Спрашивается, как это получилось? Ведь у этих молодых ребят были ведь родители, были учителя, были прохожие на улицах. Это же мы их такими воспитали! Разве Господь в этом виноват? Нет. Это все мы. А тот человек, который погиб - это невинная жертва нашего дурного воспитания.

И потом, мы не можем ни в чем упрекать Бога, который  для  того, чтобы нас спасти отдал на смерть Сына своего Единородного, возлюбленного Господа Иисуса Христа. Он это все в полной мере претерпел, чтобы нас спасти. Он основал Церковь. Но разве не мы  разрушили храмы? Перестреляли священников? Уничтожили все учебные заведения? Это мы до сих пор никак не введем основы православной культуры в школах, чтобы детей учить, что убивать нельзя - это грех. Поэтому Бог здесь не виноват ни в чем. Господь отдал Сына своего единородного, чтобы нас спасти от греха. А мы его за это убили. Поэтому нам нужно слушать Господа Иисуса Христа. В нем Божье Благоволение.

- Есть утренняя молитва, которую мы исполняем "К тебе Владыко человеколюбче..." и т.д. - слова, где мы просим «избавить нас от дьявольского поспешения». Что это такое и как этого избежать?

- Поспешение - это значит помощь. Это одного корня со словом «успех». Имеется в виду помощь дьявола в наших каких-то поступках. Например,  мы кого-то хотим осудить или возроптать на Бога. Или отложить молитву, или про кого-то что-то дурное сказать. В этом нам поспешествует  дьявол. И в этой молитве просят, чтобы от этого дьявольского поспешения нас Господь избавил.

- Читаем Ветхий Завет. После поклонения иудеев золотому тельцу Моисей разбил скрижали, разделил иудеев на две части и по велению Бога уничтожил разуверившихся в нем.Чем объяснить такую жестокость? Нельзя ли было оставить противников Бога живыми и идти дальше без них?

- Мы всегда смотрим на Ветхий завет уже из Нового. А сейчас совершенно другие реалии. Даже сто лет назад невозможно было себе предположить, например, поведение Грузии по отношению к России. Ввели бы там батальона четыре в Грузию, и был бы полный  порядок. А сейчас другие реалии, время другое.

Почему так Господь попустил случиться? Очевидно, в назидание. Чтобы осталось в памяти  народа. Чтобы истина сохранилась.

 - Если праведники тоже оказались в аду до прихода Христа. То как же Моисей и Илия беседовали с Богом на горе Фавор? Что же, они из ада туда поднялись? И тем более, Илия был вознесен во плоти на небо!

 - Авраам точно был в аду. Насчет Илии - он точно живым взят на небо. Моисей - это тайна, его могила неизвестна. Может быть, Господь и Святаго пророка Божия Моисея тоже взял?  И потом. Для Бога не существует времени. Поэтому когда душа человек переходит в мир иной, она переходит в пространство, где времени нет. Там несколько другие законы. Поэтому мы знаем, что Господь из ада преисподнейшего вывел всех праведников. Мы знаем, что для тех людей, которые стремились исполнять закон Божий, любили Бога, существовало в аду место, которое именовалось Лоно Авраамово.. И там люди праведные пребывали вместе с Авраамом. Но это все равно был ад. Совершенно понятно, что даже в аду, например, Адольф Гитлер и, например, академик Гинсбург будут пребывать совершенно в разных местах. Это же очевидно. 

- Каким образом, у людей наступает безумие, что это за такое? Как вы можете  объяснить это с позиций богословия?

- Безумие может быть результатом травмы головы или наследственной болезни, химического отравления. Безумие может быть результатом тяжелой телесной травмы. Безумие может быть и духовного плана. Например, когда человек впадает, как отцы говорили, в безумную гордость. Человек, как мы теперь именуем, становится неадекватным. То есть, он по-другому воспринимает действительность.  Безумие может быть, если  человек подвержен и пьянству, даже игре. Очень многие люди -  и взрослые, и дети бывают приверженцами компьютерных игр. Бывают случаи, когда взрослый или ребенок несколько суток сидит без пищи и играет, пока не упадет. Разве это не безумие?

- У меня вопрос насчет владыки Диомида. Как вы относитесь к его речам?

- Спокойно отношусь. Есть люди, у которых образовалось какое-то свое небольшое безумие. Я не думаю, что это каким-то образом отразится  на нашей церковной жизни. Священноначалие пытается его увещевать. Потом не знаю, что там будет. Такого рода люди, приверженцы каких-то очень древних канонических правил, сами же их и нарушают. А так нельзя: это я беру, это я нарушаю, что хочу, то и делаю.

- Есть такая магия, которая маскируется под православие, и этим наиболее опасна. Кто самый ярый ее распространитель?

- Самый ярый распространитель всякого оккультизма -  Первый канал телевидения. Там выступает  доктор Малахов,  актер Щербаков пропагандирует астрологические прогнозы. Жалко даже парня, что он такую мерзость перед Богом творит. Нельзя же так за деньги беспардонно продаваться! И вообще самый главный распространитель этой гадости  - телевидение. Оно поражает умы десятков миллионов людей. А так вообще оккультизм -   он был, есть и, к сожалению, будет. И если бы Церкви бы давали адекватное время, чтобы это и с богословской, и с научной точки зрения развенчать оккультизм не составило бы труда. Сам по себе он не опасен. Опасна вера в эту всю ерунду. Именно она делает человека безумным.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+