20.03.2013 11:20:21
– Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона Евгений Никифоров. И сегодня я попросил отца Александр Шаргунова, нашего постоянного автора, высказаться по поводу так называемого карикатурного скандала в Европе.
– Отец Александр, всем известны последние события, связанные с публикациями рядом европейских СМИ карикатур на Магомета. И реакция на это всего мусульманского мира. Их реакция ясна и понятна. Как нам, христианам, относиться к этим событиям?
– Карикатура на Магомета всколыхнула мусульманский мир. Такую солидарность можно только уважать. Это во многих отношениях может являться примером для христиан. Смотрите, что происходит: сжигают посольства Дании, другие дипломатические миссии. Правительства мусульманских стран пересматривают торговые отношения с обидчиками. Огромные демонстрации протеста во всех исламских странах К авторам карикатур на пророка Магомета приставлены круглосуточная охрана. Датские карикатуристы, всего их 12 человек, опасаются за свою жизнь. Они скрываются даже от прессы. И естественно нам сказать, разве эту реакцию можно сравнить с реакцией на кощунственную выставку «Осторожно, религия». Тогда даже нашлись некоторые из православных священников, которые осудили мужественных алтарников, а не кощунников, проявили трусость и так называемую толерантность.
– Многие говорят о спланированном характере карикатурного скандала. К чему может привести его развитие?
– И для прессы на Западе, и у нас, для наших демократических газет совершенно прозрачна цель этого карикатурного скандала, который реанимируется усилиями властей арабских стран, как пишут они. Все это может кардинальным образом изменить общественное мнение на Западе. Ужаснувшись размахам демонстраций на востоке и агрессивности их участников, телезритель на западе окажется морально подготовленным к новой военной операции, которую могут затеять ближайшее время страны свободного мира.
– Пресса сообщает о массовых акциях агрессивного протеста мусульман, зачастую выражающихся в погромах и насилии. Допустимы ли для нас подобные поступки и такого рода действия?
– Святитель Афанасий Великий говорит, что в Богословии и вообще в духовной жизни самое главное – это чувство равновесия. Это знать, что христианство узкий крестный путь и с двух сторон смертельно опасные бездны. Две опасности угрожают всегда церкви, особенно тогда, когда напряжение зла возрастает. Одна опасность – заразиться ненавистью мира, ответной ненавистью к врагам церкви. И вторая, не менее серьезная опасность – оказаться равнодушным по отношению и к добру и к злу, по отношению к оскорблению христианских святынь. По поводу первой опасности что можно сказать. Сейчас пресса, вот совсем недавно принесли мне газету «Коммерсант» за 6 февраля. Заголовки такие: «Мир начинает делиться на них, которые за карикатуры готовы жечь посольства, и нас, чьим неотъемлемым правом является свободная пресса». И, между прочим, вот эта свободная пресса отмечает, что карикатурные возмущения в исламских странах, став главной новостью в программах теленовостей, шокировали западную публику даже больше, и, возможно, намного больше, чем мусульманская общественность была шокирована карикатурами на пророка. И с новой силой разгорелись разговоры о неизбежной войне цивилизаций, которые были актуальны три-четыре года назад, в особенности после событий с атакой на Америку в 2001 году, когда весь мир наблюдал в прямом эфире по телевидению Апокалипсис наших дней в ряду таких событий, как Чернобыль или расстрел среди белого дня из танков российского парламента в 1993 году, когда Си–Эн–Эн вела этот репортаж непосредственно, ну точно, впрочем, так же как и при том событии. И сейчас люди спрашивают, поскольку общим местом стала тема обесценивания человеческой жизни, задают вопрос, не по этой ли причине принимаются смелые решения об аациях возмездия, грозящие перерасти в третью мировую войну. Об этом пресса пишет сейчас. Говорят о столкновении мусульманской и христианской цивилизаций. И все живущие на Земле наполняются, ну, можно сказать, апокалиптическим страхом. Странный парадокс наблюдается в сегодняшнем мире: одними и теми же словами обозначают противоположное содержание, истину и ложь. Все говорят: нет ничего в мире драгоценней человеческой жизни. Если иметь в виду временную жизнь, это утверждение – ложь. Одно слово истинной правды драгоценней человеческой жизни, когда мужественный человек предпочитает умереть ради него перед лицом торжествующей лжи. Но если речь идет о нетленной, вечной жизни с Богом, если речь идет о святынях нашей веры – это святая истина. В нынешней ситуации столкнулись на самом деле не культуры христианская и мусульманская, как пытаются представить в прессе на Западе и у нас в демократических СМИ, на самом деле столкнулись две главных лже-культуры. Одна там где уже дело доходит до не останавливающихся ни перед чем терактов, одна из них презирает смерть, потому что на самом деле она презирает человеческую личность и не знает цены человеческой жизни. То есть, вот этот фанатизм, фанатизм, ее героизм бессердечная жестокость. Другая знает цену человеческой жизни, но высшими ценностями ее считает наслаждение, деньги, безопасность в обладании приобретенными благами. Вот это вторая лже-культура, западная, то, что насаждается сейчас у нас. По этой причине эта лже-культура страшится смерти как самого страшного из всех зол. Это культура распада, гуманизм утонченной трусости, по выражению современного философа. Но подлинная христианская культура знает цену человеческой жизни. Это нетленная жизнь человека, который еще на Земле раскрывает свои высшие ценности. Она не боится смерти, она встречает ее лицом к лицу, она принимает риск. Она требует жертвы, но ради достойных целей человеческой жизни – ради правды, ради истины, ради Христовой любви. Она не презирает человеческую жизнь и она не презирает смерть. Но она приемлет смерть, когда смерть – высшее раскрытие достоинства человеческой личности и начало вечности.
– В связи с последними событиями, с попранием религиозных чувств мусульман на Западе невозможно не вспомнить об участившихся возмутительных акциях оскорбления православных святынь и религиозных чувств верующих у нас, здесь, в России.
– Как мы знаем, война идет, это война против нашего народа, и, чтобы уничтожить народ, надо нанести ему удар спереди и сзади. Разумеется, не только в открытых сражениях. Нанести удар по надежде народа и по его памяти, это начит – по детям и по святыням и памятникам. Это теперь стратегические цели первого назначения, как аэропорты, мосты, склады боеприпасов во время обычной войны. Не зря святейший патриарх называл то, что происходит в России, войной, которая направлена на уничтожение нашего народа. Удары наносятся и спереди и сзади. Нас, кажется, хотят приучить как к нормальному явлению, что у нас миллионы беспризорных, безграмотных детей, массовая детская преступность, проституция и наркомания, даже продажа детей на органы, о которой сообщает пресса. Это привычные штрихи новой российской действительности. Что касается храмов и памятников, их уже не взрывают, как в послереволюционные годы или как в Косове. Но разве не в том же ряду новые нападки врагов России на святыне православия, которые мы наблюдаем в последние годы? Напомню самые яркие вехи: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» – это 1997 год, разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже – 1998 год, публичное пародийное распятие напротив Храма Христа спасителя – 2000 год, выставка «Осторожно, религия» – январь 2003 года, кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре, это август 2003 год. И теперь, как продолжение этого, новые кощунственные выставки Гельмана «Россия-2», «Русский поп-арт». Или, например, екатеринбургское издательство Ультракультура, которое выпускает бесконечные серии книг некоего Кормильцева, состоящие из богохульств, порнографии и мата. Но, увы, государство и пальцем не пошевелило, на самом деле, чтобы защитить наших детей и наши святыни. Мрачное сияние войны над нашей России, войны против будущих поколений, не только против нынешнего, против детей, чьи матери и бабушки даже еще не родились. Войны, чтобы лишить их знамени и славы, в которых они будут нуждаться, чтобы жить. Наши враги хотят создать новый мир по своему бесчеловечному подобию.
– Вы говорили об опасности для христиан заразиться ненавистью мира. И упомянули о второй, не менее серьезной опасности, о равнодушии, О равнодушии к оскорблению святынь.
– Мы должны помнить всегда, и сам Спаситель никогда не давал нам примера такой мягкости к тем, кто является препятствием для истинной веры. Когда речь заходит о чести Божией, Христос, воплощенная любовь, не говорит торговцам в храме: Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли? Или еще более в современном стиле: не следует ли собраться всем вместе на богословскую конференцию или на какой-нибудь экуменический съезд, чтобы обсудить проблемы и чтобы каждый мог выразить свое мнение и мы постарались изыскать основания для постепенного решения этой проблемы. Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда церковь должна ударить бичом. В истории человечества нам известно великое множество примеров ограждения святынь от поругания. И сам Спаситель опрокинул столы меновщиков, как мы сказали, изгнал бичом из храма торговцев. Святые пророки божьи, такие, как Моисей и Илья уничтожали идолов. Святые апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, как читаем мы в их житиях, разрушали языческие капища. Святые мученики, такие как великомученик Георгий Победоносец, мученик Евгений Трапезунский, мученик Полиэвт, мученицы Параскева, Татьяна, равноапостольная Нина, и можно до бесконечности продолжать этот список, повергли на землю богомерзких бездушных истуканов. Их примеру последовал равноапостольный император Константин Великий, великий князь Владимир, святая мученица Феодосия дева сбросила с лестницы воина-иконоборца, который намеревался осквернить святую икону на городской стене. Неужели у кого-то повернется язык, чтобы обвинить Господа и его святых в вандализме, в ненависти к кому-то? Ненависть к дьяволу и защита самого Господа Христа и святынь его. Это и защита, на самом деле, тех, кто идет войной, направленной, по слову патриарха, на физическое, нравственное, духовное уничтожение нашего народа. И эта война, действительно, становится все более многоплановой.
– Так, все же, как нам в России не остаться равнодушными к оскорблению наших православных святынь? Что нам предпринять?
– Устроители кощунств, которые обещают и дальше организовывать эти выставки, хотят отнять у народа святое святых. То есть сейчас, когда уже все отнято у нашего народа, отнять у народа святое святых, не оставить для него ничего святого. Следует отметить, что большое значение имеет также в общей атмосфере в мире, на фоне которой совершаются кощунства и богохульства. Мы знаем, и говорим об этом постоянно, что зло все более возрастает. Для верующего человека понятно, это диалектика развития свободного творения. Плевела не только пшеницы должны созреть до конца, прежде чем наступит жатва. Зло становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность, все более организованным, фашизм и коммунизм и в этом смысле были только репетицией. Благодаря современной технологии, в одно мгновение он может в любое мгновение входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасность заключается в отсутствии адекватного сопротивления злу. В отсутствии адекватной реакции на зло, в привычке к этому злу. Сатанисты, которые, об этих сатанистах мы в первую очередь говорим сегодня, которые с маниакальной настойчивостью, несмотря на протесты тысяч и миллионов людей, заявляют в прессе, что и впредь будут устраивать свои богохульства против православных святынь, при этом добавляя, что их выставки надо будет обеспечить надежной охраной от возможных погромов. Они показывают, какое неуважение, презрение, ненависть к православной церкви, ко всему нашему народу они имеют. И они как бы испытывают предел, они хотят узнать, где этот предел, в нашем народе, достигая которого, можно вызвать взрыв всеобщего возмущения. Как будто намеренно этого добиваются. Вот это и есть экстремизм, это и есть разжигание межнациональной. межрелигиозной вражды. То, что у нас в России статьи уголовного кодекса 282-я, 282-прим, должны бы действовать по максимуму. И вот сейчас в этой ситуации, в связи с напряженнейшей обстановкой во всем мире с этим возрастающим противостоянием, может быть искусственно даже подогреваемым, между исламским и еще именующим себя христианским западным миром, в этой обстановке, где в России та же самая напряженность все более возрастает, естественно поставить вопрос о том, что следовало бы сделать в первую очередь. Было бы естественным у нас для многомиллионной православной паствы выступить с законодательной инициативой, которая гарантировал бы защиту верующих, их религиозных святынь и символов от надругательств. Даже законодательство советского атеистического государства определяло подобные акции как уголовные преступления. Напомним, что в советском уголовном кодексе была статья, карающая за оскрбление религиозных чувство верующих Ну что же. Надо быть сатанистом, чтобы этого не понимать? И, конечно же, наш долг назвать преступления своим именем, а не псевдонимом. В стране, где мы пережили страшное обесценивание духовных ценностей, невозможно не то, чтобы оправдывать этих преступников. Невозможно равнодушно смотреть на то, что они совершают. Дать им возможность тиражировать свои кощунства под прикрытием закона означало бы попытку навязать нашему народу вместо коммунистического госатеизма госсатанизм. Пусть никто не строит на этот счет никаких иллюзий. Ни в России, ни в Европе, ни за океаном. Потому-то мы и призываем всех православных, католиков. Протестантов, а также мусульман и буддистов, всех верующих и неверующих во всем мире против этой опасности объединиться. Есть такая опасность, о которой незадолго до революции говорил преподобный Амвросий Оптинский: На одном конце деревни будут вешать, на другом будут говорить – до нас очередь не скоро дойдет. Еще раз напомним, как это было в России. Вначале надо было уничтожить духовенство, ну а потом дворянство, купечество, крестьянство. Потом устроители революции стали истреблять друг друга, вначале убивали православных, потом католиков. Мусульман, буддистов, раввинов, верующих и неверующих. Экстремизм и сатанизм – наш общий враг, это угроза всему человечеству, это вызов всей цивилизации. Существуют некие непоколебимые основания жизни, с разрушением которых все разваливается. Свобода от всех умственных и нравственных запретов открывает бездну зла и выходящего из нее человека-убийцу от начала. И ужасы второй мировой войны, и сотни миллионов жертв тоталитарных режимов, в том числе холокост, покажутся цветочками по сравнению с тем, что грядет, если мы не будем вместе противостоять этому злу.
– Итак, если можно, в конце нашей программы я хотел бы попросить вас резюмировать сказанное. Какой главный вывод можем для себя сделать мы, в России, из так называемого карикатурного скандала?
– Еще и еще раз я хотел бы в заключение сказать, насколько важно нам быть неравнодушными. Полезно нам поучиться ревности на своей вере у мусульман. Равнодушие, это очень серьезное явление. Во всех обстоятельствах наш долг сделать все от нас зависящее, чтобы не разбить иллюзию фатальности, безнадежности, которой сегодня охвачен наш народ.
Добавить комментарий