Перейти к основному содержанию

18:59 26.05.2019

Промысел Божий действует удивительным образом, не нарушая свободу человека. Бог - не полицейский. У МИКРОФОНА ИЕРЕЙ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ НАСТОЯТЕЛЬ СТРОЯЩЕГОСЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ И КЛИРИК ХРАМА СВЯТЫХ ДЕВЯТИ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧ

13.11.2013 07:30:39

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Сегодня у микрофона иерей Владимир Соколов. Настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и клирик храма святых Девяти Мучеников Кизических. И вот сейчас получил новое назначение, стал помощником председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами.

 Завтра- а вообще-то по православной традиции сегодня, ибо с вечера начинается церковный день - память святого благоверного князя Александра Невского, его сына Даниила Московского и преподобного Александра Свирского. Для меня эти святые являются покровителями, потому что я был рукоположен во священника именно в этот день. В день их памяти. И вот прошло уже сколько времени, и я только недавно осознал, что они мои покровители, и все, чем я занимался, будучи священником, связано с их именами, с их деятельностью. К примеру, я долгое время издаюсь в издательстве «Даниловский благовестник». То есть меня Господь заранее свел с моим покровителем, когда я еще не был священником. С преподобным Александром Свирским я познакомился очень давно. Я был на Валааме, когда там еще не был восстановлен ни один храм, была полная разруха. И мы с одним дьяконом поехали на турбазу. Совершили там паломническую поездку по всем святым местам. И попали как раз на остров Святой, на котором подвизался Александр Свирский, и видели там его пещеру. Он нас встретил полем клубники, которая уже созрела. И мы испытали такое благодатное чувство!

 Я до сих пор вспоминаю пронзительную внутреннюю тишину, такой мир христов, который посетил нас. И это молитвенное состояние я сохранял долгое время. И вообще этот святой стал мне очень дорог. А теперь он оказался еще и моим покровителем. И темы, которыми я занимаюсь в последнее время, напрямую связаны с именами этих святых. Например, я занимаюсь проблемой исихазма, аскетики. Александр Свирский аскет, который удостоился вершины аскетического делания. Он удостоился видения Святой Троицы, посещения Богородицы и стал чудотворцем. И мощи его находятся в таком нетленном состоянии, что до сих пор светские люди недоумевают, как это возможно.

 Александр Невский, собиратель русской земли, военный стратег, который мудро вел политику и тем сохранил Русь и приумножил ее духовные и материальные богатства. И моя деятельность в последнее время связана с политической стратегией. Даниил Московский, который кротостью, миролюбием собрал Московское государство. Это тоже тема, которой я занимаюсь в последнее время, и даже готовится вечер, посвященный рассвету над Москвой-рекой, то есть святым, которые создавали московскую государственность. Но, понимаете, как-то столько лет я этого не замечал. Это о чем говорит? О том, что мы не готовы воспринимать знаки, которые подает Господь, и не хотим увидеть Его промысел, что Бог всегда рядом с нами. Что Он никогда нас не оставляет. И если бы не были такими слепыми, а зримо шли бы по этой земле, то мы бы видели Его присутствие.

 Вот часто приходят люди и говорят о своем унынии. Что они впали в уныние. Начинают сетовать, что Бог их оставил, что ничего у них в жизни не получается. А я начинаю их спрашивать: а как у вас духовная жизнь устроена? Да вот как-то молитвы не получаются. Человек впал в тотальное уныние. И вот я стал задумываться. Я подумал: а если человек не впал бы в уныние? Вот он неправильно живет, неправильно думает, не по - православному рассуждает. Духовная жизнь у него устроена неправильно. А если у него не будет уныния? Если он будет с энтузиазмом делать что-то неправильное в духовной жизни? Что это будет лучше? Это будет гораздо хуже. То есть Бог останавливает его Своим промыслом. Вот событие, оно есть сигнал, знак. Человек должен задуматься: что же неправильного я делаю в жизни?

 И я теперь рекомендую каждому приходящему с такой проблемой, задуматься над тем, как устроена его жизнь. И когда мы начинаем разбираться в этом, то не то, это не то, не так человек думает, не то делает. И когда начинаем это исправлять, уныние проходит. Значит уныние - это знак Божий. Это любовь, которую проявляет Бог к человеку. А мы начинаем сетовать. Вот так мы сетуем на то, что происходит у нас в России. Вот все время мы слушаем жалобы на то, что так не то, это не то. А если задуматься, если бы у нас было бы то, о чем мы говорим. Тогда бы все наши богатства и недра уже истощились бы. Потому что и так у нас плохая экология. Представьте, что мы были бы промышленно развитой страной. Значит, Господь сохраняет эти богатства для будущих поколений. И то, что у нас сегодня разрушается то, разрушается это, это, если взглянуть с точки зрения промысла, тоже хорошо. Потому что перестраивается весь мир. И все что у нас разрушено, нам не придется разрушать. Мы окажемся впереди планеты всей.

 У нас есть вопрос. Мы слушаем вас, говорите, пожалуйста.

 -Алло, благословите, батюшка, раба Божьего Сергия.

 -Бог благословит.

 -Батюшка, вот такая ситуация, помогите, пожалуйста. У знакомых, они воцерковленные люди, у них ребенка сбила машина заграницей. Девочка поехала на языковую практику. И ее сбила машина. Сейчас все впали в уныние, и у мамы этой девочки приступ, и она сейчас в больнице. Но я стараюсь по- своему как-то их утешить. И слова отца Иоанна Крестьянкина привожу, и все такое… ну, может быть, вы чем-то поможете? Я обещал, что позвоню. И благодарю вас заранее.

 -Ну, я знаю некоторых людей, которые жизнью были уложены в постель, и их жизнь сосредоточилась на молитве. Вот я знаю одного иконописца, который, будучи инвалидом, много лет прикован к постели. Но он пишет удивительные иконы! Удивительно, Господь его уложил, он стал иконы писать. Он сам осознает это. Говорит: у меня не было этого, если бы я не упал, не разбился бы. И он вспоминает как он жил. Спрашивает себя: что было бы со мной? Я не могу себе представить. Я бы спился, я бы заблудился. Вот таким способом, иногда, конечно, не Бог укладывает человека в постель, а человек укладывается в постель сам, по своим грехам, по своим похотям. Но то, что когда он попадает в эту ситуацию, Бог как бы дает ему возможность таким образом исправиться. Вот я думаю, что и с этой девочкой надо подумать. Она поехала туда ради чего? Учиться? Значит, она, может быть, будет впитывать всю ту грязь, которая есть на Западе. У нее неправильно будут устроены мозги, и сердце охладеет. Может, в этом тоже есть какое-то утешение?

 Я понимаю, что мы смотрим по внешним признакам. Я сейчас так говорю, а наверное я сам пострадал бы, если бы мои дети оказались бы в таком положении . Но мы должны иметь утешение в Боге, в той цели, которую мы в этом мире преследуем. Все, что полезно нам для достижения спасения- это благое дело. В этом действует промысел Божий. Иногда вот таким парадоксальным образом.

 У нас есть вопрос. Мы слушаем вас, говорите, вы в эфире.

 -Алло, здравствуйте.

 -Да-да. Мы слушаем вас.

 -Я прошу меня простить, я не сначала слушал передачу, я не знаю, как вас зовут…

 -Иерей Владимир Соколов.

 -Благословите батюшка, Андрей из Москвы беспокоит. Я вот хотел бы обратиться к вам с советом о помощи. Я двадцать лет не видел тетушку после смерти отца. Она живет в Пермском крае. Съездил нынче, и радость была омрачена тем, что хотя тетя была православная, крещеная, раньше исповедовалась- сейчас ее утянули в секту «Свидетели Иеговы». Вы не подскажете, как мне ей помочь? Я уже и книгу ей предлагал, какие-то отрывки ей зачитывал, не понимает она, не крестится. Я не понимаю ничего. Батюшка, может быть, вы что-то посоветуете?

 -Вы знаете, это же люди зомбированные. Я несколько раз общался с такими. У меня было активное общение с одним иеговистом. У нас напротив гаражи были, и он постоянно пытался меня обратить. И когда я начинал с ним беседовать, то каждым вопросом ставил его в тупик. Это люди, которые хорошо знают Писание, но их учат определенному алгоритму, который они без конца повторяют. Вот когда я его ставил в тупик, он начинал с начала ту пластинку, которую ему там завели. С ними очень сложно разговаривать. Но если у них есть хоть какое-то критическое восприятие, то можно воздействовать через сознание. А так только молитва может помогать. Только молитва или ритуал, в котором они не участвуют, к сожалению. Значит, молитесь за нее. А если сумеете ей полемически что-то противопоставить, то есть прекрасная книга о иеговистах. Отец Олег Стеняев написал, он большой специалист. Вы приходите ко мне в храм. Я вам даже эту книгу предоставлю, она у меня есть. Он собрал все высказывания из Писания, просто давит их Писанием. Потому что они пользуются Писанием вне контекста самого Писания. Они выхватывают какие-то куски, и таким образом фиксируют свое понимание. А оно очень узкое.

 И более того, я скажу, что эта секта опасна даже социально, потому что в ней, например, отрицают переливание крови. Ведь иногда это просто необходимо для спасения жизни человека, а человек умирает. Они не служат в армии. В общем, деструктивная секта. Но главное, что в этой секте они говорят, что спаслись 144 тысячи, они уже в это число вошли. И что придет некое мировое правительство, которое установит справедливость на земле. Что же это за мировое такое правительство? Я всегда задаю себе такой вопрос. А о ком они проповедуют? Что это за проповедь? Проповедь чего? Поэтому попробуйте как-то открыть глаза вашей тетушке. Но главное средство - это, конечно, молитва. Иногда Господь таким промыслом испытывает.

 Промысел Божий действует удивительным образом, не нарушая свободу человека. Как же сочетается свобода человека с промыслом? Это богословский вопрос, он очень важен для того, чтобы уяснить, каким же образом это сочетается? Потому что мы себе представляем промысел Божий, что сейчас помолились Богу - Бог возьмет этого человека и передвинет его, переведет в другое место. Или сдержит его каким-то образом. Бог - не полицейский и не нарушает свободу человека. Просто все те обстоятельства, которые человек создает в своей неправедной жизни неверными поступками, складываются так, что просто загоняют человека в другое место. У нас есть вопрос. Мы слушаем вас, говорите вы в эфире.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -Я хотела сегодня на Радонеже поздравить отца Анатолия Берестова. Он тоже иногда выступает в этой студии. Ему сегодня исполняется 75 лет. И хотела сказать предыдущему товарищу, который так переживает за свою тетушку. Ведь это же Душепопечительский центр! Они занимаются проблемами наркомании, алкоголизма и всяких оккультных сект. Они очень помогают.

 -Я знаю об этом Центре. Но дело в том, что это конкретный случай, тетушка живет в Пермском крае.

 -Нет, он может сам подъехать, и ему могут самому дать совет.

 -Да. Это Крутицкое подворье, метро «Пролетарская».

Я рекомендую многим зависимым. И отец Анатолий Берестов там постоянно принимает, исповедует и дает советы. И батюшки там необыкновенные. И действительно, такая помощь людям, такое спасение.

 -Ну, так вот, возвращаясь к теме промысла Божьего. Вот знаете, как говорят святые отцы, дьявол проявляет себя в крайностях. Мы все время наблюдаем метания человека между крайностями. Это дьявол создает ложную картину. Когда человек избирает какой-то неправильный путь, то тот ему указует как бы противоположный. Вот эти два пути, они друг с другом даже враждуют. Один другого обличает, а на самом деле это две руки дьявола. Поэтому мы всегда метаемся то направо, то налево. Так кстати и называют эти партии: правые, левые. Кто-то говорит: левый, кто-то говорит: правый. А Библия дает четкую заповедь: Не уклонися ни на десно, ни на шуе: отврати же ногу твою от пути зла. То есть не клонись ни направо, ни налево, а путем царским иди.

 Наша беда, что мы не различаем духов и все время поддаемся их влиянию. Вместо того, чтобы идти царским путем, потому что царским путем идут очень немногие святые. Но почему они идут этим путем? Потому что благодать Божия спасает их от уклонения. Когда человек поступает по своему разумению, по своей воле, то он чаще всего впадает в крайности. Так вот, когда он впадает в крайности, допустим, он уклонился налево, то Бог помогает тем, кто направо. И так со всем человечеством. Он поддерживает тех, кто клонится направо, и они уравновешиваются. Потому что они враждуют между собой И таким образом Бог не нарушает свободы ни левых, ни правых, ни тех, кто идет по этому пути. Вот таким чудесным образом Бог управляет миром. Но Он никогда не покидает человека. И если мы научимся этих духов различать, а это великое искусство- различать духов. Но мы призваны к этому. И тогда нам будет проще приближаться к царскому пути.

 И когда мы будем двигаться по жизни- то как раз правые и левые для нас будут бакенами, за которые заплывать нельзя. Мы будем знать, как они светят. Вот этот бакен светит красным светом, а этот зеленым. Но на самом деле это зеленый змий. А это красный дракон. И очень важно это умение. Умение видеть и слышать эти призывы, знаки промысла Божьего. Но все дается молитвою. К сожалению, мы сильны задним умом. У нас глаза сзади. Когда мы уже попали, мы потом начинает соображать. А вот у тех, у кого глаза вперед смотрят, в будущее, они есть прозорливцы. Они понимают и видят, что может из этого семени произрасти. Вот эти семена дьявол разбрасывает. И когда человек духовно просвещен, то он берет семя в руки, и понимает, что из этого семени будет вот это. Из этого семени вырастет вот это. А вот из этого семени вырастет доброе древо.

 У нас есть вопрос. Мы слушаем вас, говорите вы в эфире.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -Я хотела бы с вами посоветоваться. У меня духовный отец всю жизнь. Я к нему езжу уже 19 лет к нему на кладбище. И вот в воскресенье, когда все уехали на панихиду, я осталась одна. И что-то грустно мне стало, и я всплакнула. И вдруг жужжание. Думаю, что такое? Я поднимаю голову- а это пчелка около моего уха жужжит. Вы понимаете, около лица. Что это такое?

 -Ну, знаете, мы иногда склонны мистифицировать обычные события и придавать им такое значение. Но с другой стороны, если вы получили от этого какое-то утешение, то это стало знаком, посланием, если вы были утешены. Потому что вам взгрустнулось. Знаете, я вам скажу, бывает, что человек, который испытывает некоторую грусть, тоску, то чувствует в ней что-то сверх земное. Потому что человек тоскует по хорошей жизни, по царствию Божию. И поэтому эта тоска бывает очень полезной для человека, потому что пробуждает в нем жажду этого царствия. И даже и пчела, которая прилетела откуда- то, она может нас настроить на этот путь, напомнить нам об этом пути в царствие Божие.

 У нас есть вопрос. Мы слушаем вас, говорите, вы в эфире.

 -Добрый вечер.

 -Отец Владимир, сегодня прошел сюжет о России по 2-му каналу. И там говорили про масонство. И как-то так нейтрально говорили, что в каждом знаке заложены какие-то сюжеты. Вот там был знак: Всевидящее Око в треугольнике. Что это могло означать и чем оно опасно для нас?

 - Дело в том, что знаки- это некие символы, которые могут иметь разное значение. Я вот тоже когда то в прошлом придавал знакам магическое значение. Если это знак, то за ним только такое содержание. Вот крест, лежащий на престоле у православного священника. Точно такой же крест лежит на алтаре какого-нибудь мага. Он имеет прямо противоположное значение. Или вот, например пентаграмма. Причем перевернутая. В одном случае это знак дьявола. А в другом, вот в иконе XV века, например, Преображение Господне Христос находится в такой мандорле, которая является пентатой. Потому что символы мы все заимствуем из окружающего мира. Вот возьмите яблоко и режьте его не вдоль, а поперек. Вы увидите там пентаграмму. Пентаграмма -она в природе вещей. Капусту перережьте, кочерыжку отрежьте- и увидите там пентаграмму. Она образуется под действием определенных сил. И эти символы кто-то заимствует, но вкладывает в них прямо противоположное содержание. Поэтому тут нельзя обольщаться символами.

 Другое дело, что когда они изображены на каких-то домах. Но это старые знаки, по которым масоны различали для себя, что этот дом наш. Что в этом доме могут проходить даже какие-то собрания. А ведь масонские ложи до сих пор существуют. Они очень любят эти тайные знаки, которыми они обмениваются. Но нам- то не надо бояться этих знаков. Потому что поверье есть: если мы боимся этих знаков, то они уже будут на нас действовать. Не бояться надо их, потому что кто они такие? Они временщики в этом мире. Бог дозволяет им быть у руля по одной простой причине. Что дети Божии просто не пришли еще в возраст разумения, и поэтому им нельзя доверить руль этого корабля. Потому что разобьют его. Вот у вас есть дети? Если вы сейчас им доверите машину, которая у вас есть, ну он точно въедет куда-нибудь. Потому что он не умеет управлять. У него нет разумения, он еще не дозрел. А эти пираты, они захватили этот корабль. Он не принадлежит им. Они не наследники. Но Бог их терпит, потому что они этот корабль берегут. Они сами на нем едут. И вот когда не этом корабле происходит сдвиг налево в какой-то мир за теми, кто говорит: левой, левой- Бог помогает тем, кто направо. Для того, чтобы корабль не завалился на левый борт. А чтобы он выпрямился. Вот так действует Бог, чтобы сохранить этот корабль жизни, который путешествует по этому житейскому морю. И мы тоже плывем на этом корабле. Поэтому не придавайте особого значения этому, ибо наступит время, а ведь в этой жизни как-то все переплелось, и внешним взглядом невозможно отличить пшеницу от плевел. Бог же не дозволяет ангелам вырвать плевела до времени созревания. Ибо только по плодам можно будет определить. И только когда будет собран урожай, можно будет отделить пшеницу от плевел.

 И таким образом бояться не надо. Надо созревать в Боге. А в чем созревать? А в том, в чем созревал и возрастал Христос. Будучи сначала Младенцем, Он возрастал в любви и мудрости. Поэтому мы должны возрастать в этой любви. Мы должны быть кротки как голуби. Но сказано, что и мудры как змеи. Вот почему-то мы кротость принимаем, а вот эту мудрость, мы никак не можем ее усвоить и до нее дорасти. Потому что без этой мудрости не будет полноты созревания. Ибо мудрость - это и соль, которой все осолится, но это же и сок жизни, который дает плоду силу. А мы и есть плод.

 У нас есть звонок. Мы слушаем вас, говорите, вы в эфире.

 -Добрый вечер. С днем памяти Иоанна Крестителя.

 -Добрый вечер

 -Благословите.

 -Бог благословит.

 -Вот перед вашей передачей был маленький политический анонс событий в Сирии. Вчера я услышал такие новости, что повстанческими международными силами захвачены христианские города, такие, как Маалюле или храм святой Феклы. Это место погибло, убито 300 православных христиан- и женщины, и дети. Захвачен монастырь святого Ильи. Там тоже убиты православные христиане. Раздроблены православные иконы IV века. Хотелось бы услышать об этом международном событии, тем более, что вы заняты с военными, как вы сказали.

 -Я вас отсылаю к той передаче, которую я записал сегодня. Она, наверное, пойдет в ближайшее время. Это политический обзор, где я подробно анализирую эту ситуацию. Я сейчас постараюсь кратко вам сформулировать то, что там происходит. Ведь это событие, о котором мы говорим- оно есть часть того, что совершается там. Результат борьбы разных мировоззрений. Ведь что такое мировая война? Когда все воюют друг с другом. За что воюют? Говорят, что за захват земель, ресурсов. Или кого-то привести к истинной религии. Ведь были такие религиозные войны. Так и тут. Воюют люди разных мировоззрений. И те, кто сегодня убивает христиан, они уверены- их так научили- что они несут некую праведность. Они должны неправедных убивать. Хотя Коран запрещает убивать людей Книги, то есть Библии. Тех, которые к Библии причастны.

 Поэтому мусульмане убивают сегодня христиан. Они нарушают заповеди Корана. Но они об этом не знают. Они, может быть, и не читали Коран. Поэтому это столкновения разных мировоззрений. Собственно из-за этого и все войны в мире. Это войны за то, чтобы осуществить свое представление о счастье человека. Но есть единственный путь, который может сделать человека счастливым. Это спасение его. И вот в Сирии мы видим это столкновение. Но на самом деле, что там геополитически происходит? На самом деле идет глобальная перестройка в мире. До этого момента мир и экономика строились на власти доллара. То есть власти процентщиков, тех, кто имел проценты от этого доллара. Вот вы взяли в руки доллары, пускаете их в оборот- и вы уже должны тем, кто его напечатал. Поэтому они печатали бумажки, а получали ресурсы. Сюда, например, поступает 10 кг зеленой бумаги. И на эти 10 кг уходит 100 кг золота или того, что можно на 100 кг золота купить. Хороший бизнес, да?

 А сейчас перестраивается экономическая система. Она будет построена на золотом обеспечении. Вот сегодня китайцы уже торгуют, 10 % с их торговли за золотой юань. И в ближайшее время ожидается, что это будет 33 %. Таким образом, они наносят колоссальный ущерб тем, кто живет в процентах. И как это остановить? А можно остановить только войной. Потому что война списывает долги. Это первое. А второе- что китайцы и вместе с ними банкирский дом Ротшильдов-они возрастают в этой новой системе. Она тоже будет грабительская, это тоже часть кризиса. Но это их игра. Эти поиграли, другие говорят: дайте нам поиграть. И они не только сказали: дайте нам, они захватили это. И сегодня идет борьба между домом Ротшильдов и домом Рокфеллеров. И это главные интересы здесь. И главные игроки они.

 А Китай заключил долговременный договор с домом Ротшильдов. И поэтому дом Ротшильдов рассчитывает на их военную силу, на их электронику. Недавно был заключен договор правительства Соединенных штатов и Китая об электронном ненападении до 2022 года. Это что означает? Это означает, что у тех и других есть средства поразить все электронное управление. Оружие все управляется электроникой. Поэтому воевать сегодня друг с другом просто бессмысленно, невозможно даже. Поэтому воевать можно будет тогда, когда будет какое-то опережение. Рокфеллеры должны остановить развитие Китая. А как это остановить? Вот война и позволит пресечь поступление углеводородов в Китай, списать с другой стороны долги. И отложить эту систему нововведения. Вот что там происходит на самом деле.

 А поэтому все основные действующие лица являются пешками, которые осуществляют эту глобальную, стратегическую, геополитическую игру. И под эту раздачу попадают христиане, как это ни печально. Мы должны молиться об этом. Но это делают те, кто так воспитан. Они воспитаны как те, кто должен идти и воевать за свою веру и убивать.

 У нас есть звонок. Мы слушаем вас, говорите вы в эфире.

 -Добрый вечер, отец Владимир.

 -Добрый вечер.

 -Благословите раба Божьего Георгия.

 -Бог благословит.

 -Позвольте сделать сообщение, в основном - для жителей Петербурга и области. У нас завтра праздник, 300-летие Александро-Невской лавры, и намечается серьезный крестный ход впервые за 90 лет. Патриарх будет присутствовать. Поэтому большая просьба ко всем нашим православным христианам Питера и области. Не сидите дома, давайте соберемся, давайте, наконец, покажем, что наш город -это не город атеистов, коммунистов, педерастов и всякой нечисти, которая в Питере сильно активизировалась. Давайте покажем, что это русский православный город. Мы должны все выйти и сказать именно это.

 -Да, я, конечно, поддерживаю вас в этом призыве. Действительно, это очень важное событие, которое говорит о некоем восстановлении. Ведь кто такой Александр Невский? Это лицо России, народ избрал его представителем России. То- есть, он представляет Россию, печать российского общества, печать российской культуры и вообще всей традиции. Он лик этой традиции. И если этот крестный ход будет совершен, он меняет ситуацию. Это показывает, что произошла смена. Ведь, допустим, до революции об Александре Невском отзывались очень холодно, даже критически. Это все длилось до 20-х годов. Потом, когда нужно было воевать, вдруг и фильм прошел об Александре Невском, гениальный фильм, и о нем заговорили как о патриоте, который защищал свое Отечество.

 В перестройку мы видим, что изменилось отношение к нему. Чуть ли не предателем его называли на каких-то Чтениях. Он предатель, он изменил России, он с ордой снюхался. А что он должен был делать? Как Даниил Галицкий короноваться у папы и перейти в католичество? То- есть, его стали критиковать. Причем говорили о том, что все его победы - это победы над каким-то незначительном контингентом. Какой-то там батальон шведов пришел - ну, он, конечно, их разгромил. То - есть, началась травля и извержение его из сознания как защитника России. А вот это событие послужит к новому этапу возрождения. Сегодня Невский - это знамя, которое мы поднимаем. Поэтому я с теми, кто там будет завтра. К сожалению, я в Москве, потому что если бы я был в Петербурге, я бы обязательно пошел на крестный ход. Помоги всем Господь!

 -У нас есть звонок. Мы слушаем вас, говорите вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Благословите рабу Божью Елену.

 -Бог благословит.

 -Батюшка, у меня такой вопрос. Я была недавно на могилке у своего духовного отца. Он почил, отошел к Господу. Но, к сожалению, я была в первый раз, я болела, когда его хоронили. И идет панихида, и как будто из-за креста выходит батюшка и говорит: ну пришла? Я говорю: да. Ну, как бы говорю, я губами не шевелю, понимаю, что мне говорит он: не умеете вы ни молиться, ни каяться. Вот это все мишура. Я поняла, что мишура - не панихиду он имел в виду, а все, что вокруг, все уже близко, при дверях, учитесь молиться и каяться - ну и все. Я стою реву, панихида сама собой идет. Я спрашиваю: кто-нибудь батюшку видел? Все его духовные чада были. Никто не видел. Ну, молиться еще как-то можно, а вот каяться как? Значит, я неправильно это делала? Кто научит нас каяться?

 -Да, это великое искусство покаяния. Знаете, нужно читать святых отцов-подвижников. Они говорят о покаянии. У нас сегодня покаяние свели к списку грехов, есть такие целые сборники, очень нужные, конечно. Они помогают человеку хотя бы узнать, что такое грех. Но этого недостаточно. Мы приходим- и целый список такой сдаем. Примите, батюшка, отпустите грехи. А ведь грех -это плод греховного древа. А у этого древа есть ветки, ствол, листья, цветы. У него есть корни. И корни этого греховного древа, это страсти. И обычно человек томим какой-то главной страстью. Мы томимы всеми страстями. Но есть одна главная, которая нас все время томит и не дает нам покоя. И мы часто вообще не замечаем, даже не думаем на эту тему. Там что-то слышали про страсти, кто-то что-то такое говорил. Вот я гневаюсь, я ругаюсь иногда. Я делаю то- то, то- то и то- то. А когда человек оглашает этот список, я говорю: ну, выделите из этого списка что-то главное для вас, что томит вас. И потом когда сопоставляет все, ясно, что он томим определенной страстью. Он должен осознать эту страсть. Потому - что такое исповедь, покаяние? Это изменение ума. Если он до этого не знал, то он должен обратить на это внимание. Он должен свою болезнь назвать. Вот он должен прийти и назвать и сказать: Господи, помоги! Я не могу это все исправить, потому что только Бог может вылечить человека. Благодать Божия врачует, а не человек и не священник. Священник может только привести к Богу, поставить человека перед Богом и помочь ему разобраться в этом. Просто у него опыт есть или знания, которые он получил из книг или в семинарии. А, может быть, есть личный опыт, который он тоже приобрел у людей знающих, умеющих. Вот это главная ошибка в нашем покаянии. Что мы не рассматриваем наши грехи как вырастающие из корня страстей. А подвижники вам все описывают. Вам надо обязательно с этим познакомиться. И, по- видимому, вы получили такое наставление, что можно всю жизнь приносить эти списки- и ничего в вашей жизни не сдвинется. Потому что пока вы не осознали, что вас томят страсти, вы не начнете лечиться. А лечит только Бог. Вы должны прибегать к Нему, просить: вылечи меня от этой страсти, вылечи. Молиться Ему, обращаться к Нему, а не собирать грехи, потому что, сколько бы вы их ни собирали, они все равно будут произведены. Вот если на дереве появляются плоды, то это потому, что это древо, у него есть корни-страсти. А вот когда начнут эти корни иссыхать, вот тогда древо перестает плодоносить. Но для этого надо пуд соли съесть.

 -У нас есть звонок. Мы слушаем вас, говорите вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Я вот хочу сказать, что предыдущая женщина даже заплакала насчет покаяния. Вот у меня был когда-то грех, ну, скажем блуд, и я покаялась, и уже много лет прошло, и я его не совершаю больше. Вот это разве не является покаянием? Хотя я, конечно, не рву волосы у себя на голове, но, конечно, я переживаю. Я покаялась и не совершаю. Это же тоже покаяние, когда человек не совершает больше этот грех?

 -Это начало покаяния. Потому что полное покаяние- это когда у человека даже мысли не возникает о грехе. Ведь что такое страсть? Страсть, говорят святые отцы - это извращенная добродетель. Это глубочайшая мысль, над которой стоит задуматься. Потому что многие предлагают искоренять страсти. Надо бороться с ними, надо воевать против них. А вы почитайте святых отцов. Они почему- то говорят, что не бороться надо со страстями, а их изменять, преображать. Почему? Потому что страсть -это извращенная добродетель. Вы начнете искоренять, вы и корень добродетели искорените. А из этого корня вырастает добродетель и извращенная добродетель. Так вот задача состоит в том, чтобы переменить это. А пока вы просто сказали себе, что хорошо, что вы этого не делаете. Но у вас жив этот корень, если вы вспоминаете об этом. Если вы фантазируете на эти темы - значит, страсть жива . И поэтому в каком-то случае это может прорваться снова в грех.

 Надо знать себя и лечиться нужно от страстей. Иссушать эти корни. Чтобы не быть плодоносным, греховным древом. А стать плодоносным благочестивым древом, благочинным лиственным, которое производит добродетели. А почему мы добродетели будем производить? Потому что вот эти корни они будут изменены. Этот корень будет питать добродетель, а не страсть, а страсть незаметно как-то в нас приживается, и мы ее питаем. Ну, вот к примеру, человека кто-то несправедливо обидел, но он ходит полгода и перетирает это. Как это было? Кто что сказал? Вообще, это он неправильно сказал. И вот это все человек может вспоминать иногда годами. Он все время питает свою страсть, он ее оправдывает. Он не понимает, что к этой добродетели примешалась страсть. Поэтому здесь есть некая мудрость. И очень важно замечать за собой. Что примешалось? Какой был мотив? Того, что я сказал, того, что я сделал. Почему я это сделал? А не потому ли, чтобы обо мне хорошо подумали? А почему я обиделся? А я обиделся потому, что меня унизили, меня перед всеми людьми выставили нехорошим. А это несправедливо. Я не такой. Я вообще не так поступил. И тем самым мы все время возвращаемся к своей страсти. Питаем ее, питаем, а она уточняется.

 А когда она вырастает потом, вдруг человек срывается так, что говорит: это не я. Это бес меня искусил. А на самом деле он вырастил в себе этого беса. Он вырастил и то, что он произвел, он не знает своей глубины. Он не знает своей глубины в греховном отношении, но он не знает своей глубины и в положительном отношении. Потому что оттуда, из этого корня вырастает и добродетель и вырастает и грех.

 -У нас есть звонок. Мы слушаем вас, говорите вы в эфире.

 -Добрый вечер, батюшка. С праздником вас Александра Невского

 -Добрый вечер. Спасибо.

 -И вот такой будет, значит, разговор. Насчет Сирии я хотел два слова сказать. Вот сейчас, понимаете, там Америка хочет бомбить Сирию. Там нашли, что газы какие-то пускали. А оказалось, что не государственные войска это делали, а наемники.

 -Мы все это уже знаем. Вы хотите сообщить нам то, что все уже знают?

 -Нет, я хочу немножко еще добавить. А сейчас понимаете, что получается. Там вот видите, уже эти наемники какой-то город заняли, детей побили, церкви расстреляли. Почему мы не скажем Америке: вот вы хотите бомбить, а почему вы сами этих бандитов не можете бомбить? Вот в чем дело. Ну, наведите порядок, если вы такие честные.

 -Вот тут пришло сообщение по интернету. Просят подсказать номер храма. Наверное, храма Святых Девяти Мучеников Кизических. 605-76-61.

 -Просят помолиться за рабу Божию Елену. Ну, давайте помолимся за нее.

 -Ну и вот, обобщая все, о чем мы сегодня говорили, нужно все-таки нам научиться благодарить Бога. Ведь недаром то великое таинство, которое нас объединяет в церковь, которое называется евхаристия, в переводе означает благодарение. Мы должны научиться благодарению. Благодарить Бога за все, что с нами случается. Ибо Бог не отходит от нас. Он подает нам постоянно знаки. Но умение их прочитывать- это большая мудрость, большое искусство, которому мы должны учиться. Мы все ученики Божии. И Евангелие, святоотеческое наследие, жития - это все то, что нас наставляет и научает этому. Если мы будем перед тем, как читать молиться, настраиваться на то, чтобы эти знаки прочитывать, то постепенно Бог начнет нам это раскрывать. Потому что человек, который не настроен на это, он не замечает за собой, что я, например, не настроен на прочитывание рекламы. И не замечаю за собой, что я хожу полгода мимо какого-то стенда и думаю: он же полгода висит, а я содержания его не знаю. Я не настроен на это. А если бы я был настроен прочитывать это, то я бы прекрасно понимал.

 Значит, от нашего настроя зависит и умение наше прочитывать эти знаки. Но давайте, будем просить Бога, чтобы Он научил нас этому, чтобы мы узнавали эти знаки. И это бы согревало нас. Потому что Бог рядом с нами. Он заботится о нас. Он поставляет нас в самые лучшие условия. А мы не благодарим Его, а наоборот, сетуем. Сетуем на то, что нам плохо живется, что мы неправильно живем. Но это потому, что мы смотрим с человеческой, житейской точки зрения. Потому, что живем в этом житейском море, в грязных житейских страстях, которые нас притягивают к этому миру и уродуют нас, нашу душу. Вот, будем молиться.

 -У нас есть звонок. Мы слушаем вас, говорите, вы в эфире.

 -Вы меня слушаете?

 -Да-да. Мы вас слушаем.

 -Будьте добры, пожалуйста, подскажите, как бороться с нечистотой, в которой помимо воли все время хожу перед причастием? Вот то какое-то бранное слово всплывает, которое вообще не произнесешь, то еще что-то такое страшное, от которого просто не знаешь, что делать. Вот, даже не могу это объяснить. Но когда я батюшке каялась, он прямо за голову схватился. Как от этого избавиться?

 -Хорошо, сейчас мы ответим на ваш вопрос. Я только хочу попросить еще всех, кто слушает, помолиться за тех, кто тяжко болеет. Вы знаете, когда мы часто говорим: откуда ни возьмись - появляется это и вообще такое внушение. Понимаете, внушение может быть только потому, что когда-то вы соблазнились этим. То –есть, мы когда-то были к этому причастны. Потому что сатана не может насиловать волю человека. Библия об этом свидетельствует. Бог говорит сатане: иди, но души его не касайся. То- есть, Бог ограничивает свободу сатаны, он может только обольстить нас. И когда вы говорите, что приходит к нам бранное слово, оно приходит только потому, что когда-то вы его произносили. Вы когда-то были к этому причастны. Вы думаете, что этого уже нет в вас. А оно в глубине души сидит. И поэтому не надо удивляться. А надо в тот момент, когда это происходит, каяться. Потому что это вы рождаете это слово. Оно приходит к вам, и дьявол вас искушает, он достает эту глубину, достает какое-то воспоминание.

 Эти все помыслы, блудные, бранные, кощунственные помыслы, они приходят к нам только потому, что когда-то эти мысли они нас посещали. И когда-то мы были неверующими людьми. Мы произносили кощунство в отношении верующих людей, осуждали их, говорили, что они темные, что они непросвещенные. А потом оказалось все наоборот. И поэтому надо уметь все, что из нас выходит, увидеть, увидеть нашу принадлежность и причастность к этому. Не переваливать на кого-то. Знаете, в какой-то из притч сказано, монах восклицает: да это дьявольское искушение! А дьявол стоит рядом и говорит: нет, я бы до такого не додумался.

 У нас такая изобретательность всегда переваливать на кого-то. Мы должны думать и отвечать за каждое слово. Если оно у нас появилось, это не снимает с нас ответственности. Значит, какая-то зацепка есть. Поэтому, давайте мы все-таки обратимся внутрь себя. Попросим Бога, чтобы Он раскрыл в нас греховное состояние. Чтобы Бог показал нам, что мы Его дети, что у нас образ Божий есть, что мы можем быть такими же, как святые, такими же, как Он. И об этом ясно говорит Писание. Мы читаем и не относим это к себе. Потому что мы живем другим. Мы проходим мимо этого. А Писание говорит, Христос говорит: будьте совершенны, как Отец ваш небесный. Вы вдумайтесь в это. О какой высоте идет речь! И значит, если нам такая заповедь дается, то мы, по крайней мере, должны стремиться к этому. По крайней мере, это в как-то должно осуществляться в нас.

 Святые имели такое дерзновение. Почему? Потому что видели безвыходность в этом мире. Они не видели, что в этом мире можно осуществить такую добродетельную жизнь, что можно осуществить ее, только как бы эмигрировав из этого мира. И присосавшись к такому Божественному питанию. Апостол Павел ясно говорит: я кормил вас словесным молоком. К твердой пище мы еще не готовы. И нужны пастыри, нужны святые, которые нас наставляют. А мы думаем, что нам все известно. Мы всегда говорим, что же Бог? Вот Он так, даже сейчас интонации такие прозвучали, что же Бог не убережет христиан, и так далее? Ну, значит, мы лучше Бога знаем и понимаем, что происходит лучше Бога. Значит, Бог плохо управляет этим миром. Значит, у нас есть горделивая уверенность, поэтому мы и предлагаем свои проекты все время, как переустроить мир. Как поступать царю, президенту. Мы советуем, не имея на это ни права, ни зрелости духовной. Поэтому, давайте будем вести себя скромнее, сознавая свою испорченность, и понимая, что эта испорченность не дает нам права правильного суждения. У понятия «Православие» один из правильных смыслов - это здравомыслие. Греческое слово «ортодоксия» переводится еще и как правомыслие. Давайте научимся этому правомыслию у тех, кто шел впереди нас.

 Я прощаюсь с вами, до новых встреч. Еще прошу вас помолиться о тяжко болящем Григории.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+