Перейти к основному содержанию

01:46 23.08.2019

Приближается Родительская суббота, нужно ли обязательно присутствовать в храме в пятницу и субботу? Или, может быть, достаточно только в субботу?

29.03.2016 08:04:37

Сегодня в нашей студии  - протоиерей Алексей Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, ведущая А.Арендаренко.

-  Батюшка, продолжается 2-я седмица Великого поста.   У нас, под влиянием покаянного канона, сохраняется особое молитвенное состояние. Хочется молиться, хочется читать, хотя бы даже в транспорте -  я в метро читаю утренние и вечерние молитвы, по -  другому не успеваю. И состояние совсем  иное, чем в обычной суете. Ещё заметила, и со мной согласятся многие наши слушатели, что в храмах стало очень много народа. У вас, батюшка, в храм войти нельзя даже на обычные службы на неделе, не говоря о воскресной. Даже на ранней литургии было очень много прихожан.

- В этот год, действительно, наблюдается внутренний духовный подъем у людей. Мы замечаем в нашей приходской жизни, что религиозные чувства как бы волнообразны:  то поднимаются  - и люди идут и наполняют храмы. То спадают – и в храмах более свободно.  Невозможно бывает даже это спрогнозировать.

- Это связано с какими-то событиями?

- Я думаю -  потому, что  очень много переживаний, скорбей. Мы не страдаем от голода, но многие люди теряют работу.  У них появляется неустойчивость в жизни, срывы в отношениях между близкими.  Очень много скорбей. Вот чем отличается этот век -  тем, что много скорбей. И скорби человека настолько отягощают, что он нигде не может найти утешения, и находит его только в Боге. Это, может быть, один из путей нашего религиозного возрастания, потому что если у нас всё хорошо -  то нам не до Бога, мы растрачиваем свои силы, свою энергию на внешний мир. А когда посещают беды, скорби, трудности -  то тогда мы становимся близки к Богу, и Господь помогает нам, и мы чувствуем эту помощь и пребываем с   Ним. Я вчера зашел в храм, уже надо было уезжать. И ко мне сразу же подошло несколько человек, хотя есть дежурный священник, его всегда можно пригласить, он придет, побеседует. А здесь один, другой, третий подходят, и всё  - со своими трудностями, скорбями и эти скорби вырастают буквально на ровном месте. Люди устают от взаимного непонимания, отсутствия поддержки, постоянной взаимной укоризны. Таково действие врага рода человеческого, и, наверное, все эти внешние обстоятельства, которые перерастают во внутренние переживания - они приводят человека к Богу. Ну,  и, конечно же, чувствуешь, насколько Господь тебе помогает и  поддерживает. Ведь мы все живем под впечатлением 1-ой недели поста -  утренняя, вечерняя служба. Когда мы ходили в храм -  слава Богу, у священника есть такая возможность, это место нашего постоянного пребывания, наша молитва настолько наполнялась  - от земных поклонов, от которых оторваться было невозможно, от умилительных песнопений покаянного канона Андрея Критского. Думаешь: Господи, Ты действительно рядом, Тебя даже можно обнять, даже увидеть. Настолько Бог близок в том внутреннем расположении, которое мы приобретаем на этих богослужениях.

- Правду русский народ говорит: не было бы счастья -  да несчастье помогло. Тут, наверное, близко по смыслу.

Звонок: Здравствуйте, у меня к батюшке такой вопрос. Я хожу в храм и спрашиваю у одного батюшки, где душа у человека? И один говорит, что она находится в сердце, другой  - что в крови. Скажите, пожалуйста, где же душа находится на самом деле?

- Спасибо большое за вопрос. Душа  - в крови у животных. Почему христианам запрещено вкушение крови?  Потому, что Господь дает повеление вкушать мясо животных, но не вкушать крови, потому что в крови их душа. Вкушение крови животных, если Господь не дает нам на это благословения - оно несет ненужный энергетический запас, который не даст человеку пользы. И если есть такое повеление от Господа -  значит, мы должны воздерживаться, чтобы не навредить своему духовному состоянию. Здесь речь идет не о физическом, а именно о духовном состоянии. Что касается души человека, то чтобы определить конкретно её место, мы сравниваем её с нашими внутренними чувствами, с нашей сердечной добродетелью -  вот там наша душа. Но конкретно определить место души, где она располагается – мы не можем.

- А так ли это важно для нашего спасения, батюшка, где душа?

 - Неважно, конечно, но если возникает такой вопрос -  то мы должны на него ответить. Душа  -  это то, что не исчезает в человеке.  Что остаётся навечно. Был такой прекрасный случай с архиепископом -   он же сейчас святитель -  Лукой архиепископом Крымским и Симферопольским чудотворцем. Он был врач - хирург, профессор, и ему после войны вручили Сталинскую премию за то, что он организовал Красноярский госпиталь и спас многих раненых бойцов Красной армии. Он был репрессирован, но добился, чтобы его вернули к операционному столу. И вот, когда его награждали, то решили над ним подшутить. Спросили: Владыка, вы, когда делали операцию, вы там души случайно не видели? Он говорит: ну да, конечно, вскрывал многих и не видел души. Но я, говорит, делал и черепно-мозговые операции, но ума там тоже не видел. Поэтому определить, где находится конкретно ум -  ум, конечно, в голове, а душа наша -  она обладает нашим внутренним состоянием. Это  - то бессмертное, что находится в человеке и составляет с ним единое целое.

- Батюшка, у вас сегодня уже состоялось первое соборование.

Звонок:  Скажите, будет ли у вас 1 апреля молебен святой Марии Ясыне?

- Спаси, Господи, вас за этот вопрос. Да обязательно, на нашем приходе почитается преподобная Мария Ясыня. Мы очень почитаем эту святую, потому что она велика в своем подвиге, велика в подвиге созидания отчества, в воспитании своих детей. Мы знаем, что Мария Ясыня  - это жена Всеволода Большое Гнездо, бабушка святого благоверного князя Александра Невского. Этим, наверное, всё можно сказать, потому что, как говорят в нашем народе, от осинки, не рождаются апельсинки. А здесь такая святая отрасль появилась лишь потому, что в этом роду накапливалась святость.  Преподобная Мария Ясыня очень близка к образу преподобной матушки нашей Ефросиньи. И в своем подвиге, и в своем страдании, и в своем терпении. А самое главное -  в своем завещании детям, которых она просила любить Отечество и почитать духовенство, хранить отечество, возвеличенное трудами предков, оберегая и сохраняя его от междоусобной брани, понимая, что от междоусобной брани  оно ослабевает. Вот такая великая, теплая святая. И 1-го апреля  - это будет у нас пятница, литургия  Преждеосвященных даров -  а после мы обязательно совершим молебен этой великой святой.

- А это день памяти её?

- День памяти. Нами чтимая святая, и на уровне прихода мы имеем право её почитать, потому что ее почитает тот народ, который обращается к ней в молитве за духовной помощью.

- Придем, постараемся все прийти, помолиться, спаси Господи.

- Всех приглашаем. У нас много в Москве почитающих её, поэтому в этот день всегда бывает много народу, и приходят поклониться, помолиться и спросить её благословения. Дочь великого народа, которая много сделала, потрудилась для нашего святого Отечества.                                                       

- А ваш приход батюшка потрудился для того, чтобы больше возвеличить её имя, больше о ней рассказать, конференция, я помню, была, материалы издавали.

- Когда узнаешь о жизни святых и понимаешь, что их молитвы, их участия в нашей жизни  нам точно не хватает.

 Звонок:  Здравствуйте, батюшка дорогой, здравствуйте ведущая Антонина. У меня вопрос по книге Бытия, 6-я глава. Мне непонятно когда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жёны, какую кто избрал. Но кто есть сыны человеческие, сыны Божьи, чем они отличаются от дочерей человеческих?

- Вопрос интересный. Мы знаем ту библейскую трагедию, которая совершилась в первые библейские времена, когда первый человек был изгнан из рая, Адам и Ева горько плакали, а Господь поставил огненных серафимов у дверей рая, которые не пускали людей в рай. И, конечно же, Господь не оставил без обетования Адама, Он сказал, что придет семя жены, которое сотрет главу змия. И вот, когда появилось первое чадо у Евы, а Ева думала: ну, всё, родился сын Каин -  значит, он будет именно тем семенем, которое сотрет главу змея, и упразднится грех человеческий, человек вновь примирится с Богом. Видите, какая тяжелая была дальнейшая история. Но  человек сам был, конечно,  не в силах  всё возвратить вспять. И мы знаем, какая трагедия произошла, что Каин убил своего брата Авеля. И здесь Ева понимает, насколько всё отодвигается. И тогда Каин получает благословение уйти от лица своих родителей. Он стал скитаться, и вот здесь происходит разделение всего человечества на сынов Божьих и на сынов человеческих. Сынами Божьими мы называем тех, которые идут уже от Адама и Евы, тех, которые не служили своему материальному богатству, а служили Богу. И, сохраняя приоритет веры в Бога, они отказывались от всякой земной суеты, самое главное  - это было служение Богу. Как раз от Каина происходит сыны человеческие. Они начинают уже служить своему материальному развитию, богатству и суете. И эта суета их уводит от Бога, и она начинают богатеть. Их называют сынами человеческими, а сынами Божьими называют тех, которые от Адама и Евы сохраняют служение Богу.

- Как радостно: слушатели наши читают книгу Бытия!

Звонок:  Добрый вечер. Простите, пожалуйста, у меня, может быть, необычный вопрос, я практически не слышал, чтобы его задавали. У меня вопрос будет о снах. Многие священники категорически отказываются об этом  говорить, когда только слышат. У меня есть книжка Варсонофия Великого, там есть общие положения о снах, о которых старцы говорят не доверять и не отвергать или вообще не доверять, какие сны от бесов, какие психологические, и т.д. и т.п. А конкретно у Варсонофия Великого, примерно дословно так,  что если ты увидел во сне крест -  знай, что это есть истина от Бога, ибо враг знамения креста показать не может, но не пытайся умом растолковать этот сон, а постарайся узнать у святых божьих людей его значение. И так же написано, что и Божьей Матери враг показать не может. Вот это первый вопрос батюшка. И простите,  можно ещё второй? Второй вопрос такой…

- Но вот в первом вы не задали вопрос, в чём состоит? Моё отношение к снам хотели услышать?

- Ваше отношение к снам. Я вот вижу часто во сне кресты, благословляют крестами. Кресты, восьмиконечные, кресты, четкие, ясные.

- Мы поняли, пожалуйста, второй вопрос.

- Второй вопрос такой. С одной инокиней, в одном городе   мы зашли в собор, где есть чудотворная икона Божьей Матери Смоленская Шуйская. У меня много семейных проблем в отношениях с детьми и жилищные проблемы. Я всё время сильно скорблю. И она мне говорит: зайдем, помолимся, и помолись Божьей Матери, когда выйдем, замечай за событиями, что будет происходить. И вот, когда мы вышли из собора, я иду - и вдруг я вижу, что у меня под ногами лежит на асфальте иконочка маленькая Царя Мученика Николая, я её, конечно, подняла, читаю -  на ней написано: «Мне дана большая благодать от Бога людям  помогать, давно бы помог, да никто не просит». Вот такие два события в моей жизни. Если можете, поясните мне, грешной, как к этому относиться,  и правильно ли это.

- Конечно, вы не   живете просто, а наполняете жизнь мистикой, и вам будет сложно, если вы будете искать каких-то знаков в своей жизни.  Где просто  - там ангелов со сто, а где мудрено -  там ни одного. Понятно, почему священники говорят: ой, не надо нам рассказывать о снах. Потому что если каждый подойдёт  и  будет говорить на исповеди не о грехах, а о снах -   то мы будем как сонники, которые разгадывают сны, а не приведем человека ко спасению. Что с нами будет завтра, послезавтра -  это не в наших силах, да и узнавать это не надо, нужно только стремиться к тому, чтобы Господь всех нас спас. Неважно, будем мы жить или пойдем на ответ к Богу, важно, чтобы было  с чем прийти к Господу. Что касается снов -  мы выслушаем, когда человека тревожит его сон, а так ведь бывают разные сны. Вот со мной был такой случай. У нас была старая алтарница Тамара,  царство ей небесное, мудрая женщина. Я к ней подхожу и говорю: матушка, вот сон сегодня видел. Так он меня беспокоит. Она говорит: батюшка, нынче сны не исполняются, так что ты успокойся да служи. Вот мне это всегда нравилось, я её всегда вспоминаю. Это говорит от лукавого, это он тебе не хочет перед литургией  приснился сон, чтобы ты беспокойный был, а не спокойным совершал богослужение.

- То есть не придавать значения.

- Не придавать значения. Что касается действительно снов. Сны бывают от Бога, сны бывают по нашему естеству, по природе человеческой сны, и сны бывают от лукавого, от врага рода человеческого. Распознать их смогут действительно только святые, Божьи человеки. Почему священники не берутся? Не каждый священник, может сказать, какой этот сон, это действительно может открыться великому старцу или святому человеку, который скажет: что ты увидел во сне, к чему этот сон? Вот, один батюшка, когда к нему приставали со снами, говорят: батюшка, какой это сон?  Разгадай мне, батюшка, разгадай -  ну, как какой сон, мать? Это к прибыли. Вот так и утишал людей, чтобы они хоть спокойные из Церкви уходили, а там прибыль или убыль -  один Господь ведает.  Всё равно, бывает и прибыль, и убыль, бывает больше положительных, и меньше отрицательных. Поэтому придавать значение снам не надо. Если яркий сон, если он действительно очень сильный, тревожит, беспокоит -  тогда к батюшке подойти, батюшка подскажет. Но в основном, конечно же, не нужно им придавать значение, а лучше хорошо помолиться, чтобы не было снов или были приятные сны. Иногда бывает такое, что горячо помолишься, когда день без суеты проведешь, глаза закрыл - и во сне молишься. Утром просыпаешься- как будто вечность спал, такой отдохнувший. Вот о каких снах надо просить Господа, чтобы мы прибывали во сне в молитве. Это будет наша непрестанная молитва, что мы сможем принести Господу. Я думаю, что такое состояние у нас бывает, оно бывает не всегда и нечасто, но его надо добиваться, чтобы во сне продолжать ту молитву, которую мы начали вечером. Что касается второго вопроса,  иконочки Царя- Мученика. Но если вы искали чего- то и нашли икону -  почитайте
Царя - Мученика, и молитесь ему искренне, просите, чтобы он за вас молился. Почитание этого великого святого вам принесет радость духовной близости и общение с ним. А решить проблемы по его молитвам Господь тоже может. Просите
 - и дастся вам. Поэтому ваша сугубая молитва только будет усилена молитвой святого страстотерпца царя Николая.

Звонок:  Скажите, пожалуйста, что вы думаете о молитве задержания, можно ли её читать в пост?

- Сейчас есть различные молитвы, они появились в «Молитвословах», но в советское время этих молитв не было. Люди жили настолько в простоте, зная, что есть утреннее, вечернее правило. Зная, что есть Псалтырь, Священное писание, Серафимово правило, молитва Господня, «Богородице, Дево, радуйся».  Есть самая великая молитва, которую мы имеем, это Иисусова молитва. Та молитва, которой пусть мало, но искренне помолиться - это всё достаточно. Все другие молитвы, разные, и по соглашению, и ещё молитва задержания. Всё -  таки я бы не увлекался этим. Читайте в простоте, чистой молитвы достаточно. Молитва сама по себе любая свята, но в применение опять-таки и в отношение наше к молитве. Если молитва звучит с холодным сердцем и пустыми устами -  она никогда не принесет пользу. Хоть какую молитву читай, молитва  - это же не заклинание! Но если даже будет горячее воззвание к Богу: Господи, помилуй, Господи, прости, Господи, помоги, Господи, пощади. Эта молитва тоже до Бога дойдёт, но только пусть она идет от сердца. Проще всем существом помолиться  - и тогда никакой молитвы задержания не нужно будет, нечего будет задерживать.

- Да, бытует мнение, что вот эта сильная молитва, та ещё сильнее -  это, наверно, не правильно.

 - Сегодня у нас было первое соборование. Апостол Иаков говорит: «Болен  ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковные, совершат молитву, помазав маслом, и молитва веры спасет болящего». Не просто молитва, а молитва веры. Вот если будет такая молитва из глубины верующего сердца, если с верой мы помолимся -  и горы можем переставлять, вот ведь в чем дело.  Вера нужна, сила молитвы в вере нашей. А не в словах, которые будут звучать.

Звонок:  Батюшка, скажите, пожалуйста. Если во время соборования удается помазаться не семь раз, а меньше,  считается оно совершенным?

- Я думаю, причин нет, а если вы ушли, то это нехорошо, надо соблюдать дисциплину. Если уважительная причина, то, конечно, считается. Ведь мы болящего помазываем страха ради смертного вообще один раз, и это считается соборованием. И один раз, если помазать Господь даст, милости  даст, исцеления -  потому что благодать Божья, она ведь подается через елей и через молитву, которая творится во время святого таинства. Но, а так не нужно искать причину, чтобы один раз или неполных семь раз помазаться. Надо всё сделать как правильно. У нас совесть чиста тогда,  когда отстоим от «а» до «я». Вот тогда идешь -  и тебя совесть не мучает, и ты уже идешь с чувством исполненного долга, что ты правильно поучаствовал в таинстве, что ты по- настоящему помолился. И даже уже сколько раз замечал за собой, что куда-то спешишь, вот на час пойду чуть пораньше, и идешь -  и все равно либо не успеваешь, либо дело у тебя не клеится, то- есть у тебя ничего не получается. А отстоишь молитву, думаешь ну всё –всё- всё, я сегодня ничего не успею, это не сделаю, сюда не попаду. Идешь  - и как будто тебя ангелы по воздуху несут, и ты везде успеваешь, у тебя все получается, и такой день легкий становится. Поэтому всегда надо себя приучать к такой полноценной молитве.

 - Это правда, мы же с половины кинофильма, простите за такое сравнение, может быть кощунственное, но не уходим, а со службы - да, грешны, бывает. Батюшка, есть вопрос в интернете. Скажите, пожалуйста, надо ли себя заставлять читать святоотеческие книги, если мысли летают далеко?

- А мы без святоотеческого наследия себя не соберём. Не только, что мысли далеко летают, а если мы не будем читать святых отцов, если мы не будем соприкасаться с глубиной духовной жизни, то мы просто растворимся в этом мире. Я смотрю на людей, которые читают и увлекаются художественной литературой больше, чем святоотеческим наследием.  Сейчас есть прекрасные книги, где мы можем познакомиться с такими глубокими рассуждениями. Очень мне нравится митрополит Вениамин Федченков. Там такая глубина и простота одновременно, что ты просто входишь и начинаешь понимать, а что владыка хотел сказать, а какие чувства он переживал, и ты сам начинаешь по-другому относиться к молитве, Литургии. Сам начинаешь  относиться, по-другому к людям. Например, книга «Божьи люди» есть у него,  и он описывает жизнь святых людей, с которыми соприкоснулся в этой жизни. И думаешь: Господи Иисусе, сразу у меня такая первая мысль возникла, а я видел святых людей? Я никогда не задумывался, как живет человек, хорошо или плохо, он церковный -  не церковный. И в голове начинается выстраиваться картина, и я вспомнил монахиню Евдокию, которая с детства пела на клиросе ещё в советские времена, давно  ушла к Господу. Но какой она дух несла, какая у неё была внутренняя доброта, любовь! Как она своим отношением к нам, к детям укрепляла веру! Я вспомнил других людей: монахиню, которая недавно умерла. Ведь она так сильно болела, парализация у неё была, она недавно постриг приняла, была всю жизнь девой и трудилась очень много. Я ее спрашиваю: матушка, как ты себя чувствуешь? Она говорит: ведь у меня нисколько нет ропота к Богу, батюшка, у меня только слова благодарности, надо мной такое таинство совершилось, я считаю, монашество-  это таинство, ведь за это я должна пострадать, я никогда не ропщу на Господа. Вот задыхается, у неё ещё парализация и сердечная недостаточность после инфаркта. Я говорю: а как ты переносишь болезнь, матушка? Она: я ещё с детства ездила, в Лавре пела в народном хоре. Я ведь прекрасно многие знаю песнопения наизусть. И говорит: я закрываю глаза -  они начинают звучать в моей голове, я, говорит, ничего не замечаю. И потом, когда ей стало плохо, я говорю: мать, ну как ты? Как ты живешь? Как ты? Она подняла руку кверху и говорит: а как говорила святая царица Александра, Богу -  то лучше знать, что мне сейчас полезнее. Я говорю  - есть святые люди в этой жизни, Божьи люди. Я вот когда с такими фактами встречаюсь и всегда себя осеняю, крестным знамением, говорю: Господи, Ты дал мне счастье увидеть в жизни Божьих людей. Вот об этом надо задумываться. Потому что если мы читаем художественную, светскую литературу - у нас возникают светские образы, и тогда светская жизнь нас оттаскивает. А вот эта литература-  она нас приводит к духовной жизни, к духовному размышлению, т.е. внутри начинают возникать такие колебания, которые нас направляют к духовному размышлению, к духовной, к нравственной жизни и чтобы мы уходили от того, что есть греховная в этой жизни суета.

- Когда и читать, как не постом, и мысли будут сосредотачиваться.

 Звонок:  Батюшка, раньше на канале «Доверие» была передача нашего ЮЗАО, где я живу. Я часто видела вас на этой передаче, другие батюшки из наших церквей присутствовали. А сейчас не будете возобновлять?

 - Возобновить надо, конечно, но сейчас ведь очень сложно. Сейчас пробили финансы, раньше финансировал «Юго-Запад», было самостоятельное телевидение, и у нас были хорошие отношения с руководством Юго-Западного телеканала. Поэтому мы могли смело вести эту передачу. А сейчас нет телевидения на Юго-Запада, всё объединили, в один канал «Доверие» передали, и прямого эфира уже нет. Но у нас есть телеканал «Союз», мы об этом не  должны забывать. В «Союзе» я тоже бываю, и «В гостях у батюшки», по-моему, у так называется передача. Она идет по вечерам, в 8 часов утра тоже прямой эфир. Туда можно позвонить и батюшкам задать вопрос. Там батюшки - и столичные, и батюшки с Екатеринбурга бывают, очень известные. Поэтому можно посмотреть, плюс ко всему по субботам я толкую Псалтырь, не каждую субботу, в эфире телеканала «Союз» можно посмотреть, такая передача «Таинства Церкви», по субботам можно смотреть, как бы с нами можно встретиться.

- А ещё лучше в храм, прийти на службу, послушать живую проповедь.

Звонок:   Добрый вечер. Батюшка, ответьте, пожалуйста, по притчам Соломона, 10-я глава, 10-й стих: Кто мигает глазами -  тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. Что-то я никак не могу понять.

 - Что значит «мигает глазами»? Если глазки бегают у нас, то, естественно, от этого не будет пользы. Потому что всегда грех входит через глаза. Здесь уста и глаза. О чем говорит апостол Павел? Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Всякий грех входит через глаза, он же начинается не просто так. Поэтому всегда хранили зрение. Если мы берем даже древние времена, дореволюционное время. Ведь вся Россия молилась, даже в разных местах. Я сейчас точно, может, не приведу описание, было много святых прозорливцев, которые ходили на рынок. Придут и говорят: бабы на рынке торгуют, а закроют платком лица, пониже опустят платок на глаза и читают Иисусову молитву. И когда старец подходил -  говорит: да ты несмущенно читай, не смущенно молись. Т.е. действительно закрывали глаза. Ты стоишь,  только свой товарец видишь. А проходящих мимо никто не видел. Не смотрел на них. Потому что самое главное  - не растерять, а приобрести. И приобретали даже, когда бывали на ярмарках, на рынках и т.д. Внутрь уходили  - человек верующий не смотрит по сторонам. Обычно так по сторонам всегда -  ещё помните, в наши времена -  только дурачок по сторонам смотрел, даже неприлично было. Когда мы рот открывали где-нибудь, мамулька нам подзатыльник всегда давала, говорит: а ну –ка, смотри под ноги, а то упадешь. А на самом деле сохраняла наше зрение. А что устами преткнется -  глупо устами преткнется. Понимаете, мудрость -  не в многоглаголании. Если ты много глаголешь, этим ты и покажешь своё состояние. Почему говорят: промолчи, за   умного сойдёшь. Вот вам, пожалуйста, ответ на этот вопрос. Сколько у нас пословиц! Ведь сейчас, наверное, самые разговаривающий век, когда мы много говорим, ложно говорим, пусто говорим, напрасно говорим, зло говорим. Поэтому всегда к слову относились очень бережно. Промолчи  - за    умного сойдешь, слово -  не воробей, вылетит, не поймаешь. А в Академии у нас говорили так: слово -  не воробей, поймают -  вылетишь. Поэтому очень бережно к слову относились, слово-  серебро, молчание - золото. Поэтому от слов своих осудишься, словами своими оправдаешься. Поэтому это говорится словами, глупый говорит словами через слова, через уста свои преткнется. У меня текста нет перед глазами, поэтому я не могу цитировать точно Священное писание, но по крайней мере, смысл тот, что будем говорить -  проявим свою глупость, и кричать своими устами -  обнаружим своё неразумие и согрешим. А уж грешим через слова -  это очень много и порой очень больно.

- Батюшка, вопрос. Обладают ли той же благодатью Преждеосвященные дары?

- Конечно, это же Тело и Кровь Господа нашего и  Спасителя Иисуса Христа. Они прежде освящены, но это истинное Тело, истинная Кровь Спасителя. Она не полноценная литургия, но Дары полноценные. Но и даже, как бы сказать,  литургия Преждеосвященных даров обставлена такими вдохновляющими молитвословиями ради святых Даров. Она только постом совершается, а почему? Потому что любовь Божья безгранична, но и человек, который живет жизнью во Христе, он не может долгое времени быть без святых Даров, без святого причастия, без утешения. Мы- то не понимаем, мы чем реже – тем лучше, нам готовиться надо, правила читать, поститься, молиться. Нам всё это в тяжесть, мы все делаем, как будто нас надо подгонять, как будто вагоны идти разгружать. Телевизор смотреть -  как хорошо! Куда  - то на грех пойти -  да с радостью! А вот к причастию тяжело. Люди, которые живут верой, живут божественной литургией, живут Господом -  для них страшно без Христа.

- Это восполнение силы, восполнение благодати.

- Литургия Преждеосвященных даров оформилась в VI веке окончательно, а так ведь она же существует с первых времен христианства.

-Завтра память святителю Григорию Двоеслову, который, по преданию, автор этой литургии.

- Там участие если брать,  он как бы окончательный текст составил, а так и Василий Великий вложил и другие святые отцы, а некоторые проводят параллельно. Действительно, литургия Преждеосвященных даров уже была от апостольских времен.

- Так что не смущаемся братья и сестры. Батюшка, с какого возраста можно Преждеосвященными дарами причащать деток? Бывает, День ангела -  в пост, а ребенку семь лет.

- Семь лет? Пожалуйста, причащайте. Вопрос в чём? Литургия Преждеосвященных даров  - нет Крови, потому что то, во что опускаем Тело Христово -  оно пропитано Кровью. И нам говорит «Служебник», что это вещество хоть и благословлено, но не пресуществлено, поэтому не может считаться Кровью, и самой Крови нету. Не присутствует она в таком объеме, чтобы покрестить детей, только через частицу. Если ребенок принимает частицу в семь лет -  пожалуйста, и если младше принимает частицу -  пожалуйста, мы причащаем. Самое главное, чтоб он принимал частицу. Если принимает -  то пожалуйста, если не принимает -  то лучше не грешить.

 - Спасибо за разъяснения. И вот когда вы говорили о чтении святых отцов, отвечали нашему слушателю. Я себя поймала на том, знаете сейчас, постом, стараешься в социальных сетях меньше находиться, но по долгу службы приходится там бывать. Я не могу утерпеть, ввязываюсь в разговоры, не могу промолчать -  но, с другой стороны, я не могу как следует возразить.  Людям очень больно было от своих однокурсников слушать богохульные утверждения, что атеист -  человек. Я ему пишу, что странно от человека с гуманитарным образованием слушать такое и, соответственно, что ведь наши предки, те, кто создал нашу цивилизацию, наше государство, неужели вы почитаете себя умнее их, верующих людей? И говорю, что надо читать святых, святителя Иоанна Златоуста, чем отрицать, вы же не знаете, вы явно этого не читали. Кто прочел это и осмыслил, тот уже не атеист. Но мне кажется, что какие-то общие фразы говорю. Как вот в таких случаях, батюшка, стоит ли вообще входить в такие разговоры, и что сказать кратко и емко?

- Здесь очень сложно что- то сказать. Потому что, особенно в социальных сетях, мы мало, что можем сказать. Ведь они случайно всё духовное, оно осуществляется в таком личном контакте. Поэтому что мы можем ему сказать? Действительно просто, сердечно поделиться своим упованием  о вере. Сказать: ты или почитай, а лучше пообщайся со священником.

 - Тоже сказала: зайди, послушай хотя бы наши песнопения великопостные.

- Нет, надо пообщаться с батюшкой. Всегда в этом отношении очень интересно, когда подошел священник и поговорил. А вот батюшка, сейчас достаточно храмов, достаточно священнослужителей. Батюшка если даже кратко скажет  что-то  -  это слово очень по-другому, во- первых, прозвучит в храме, убедительней,  и в тоже время священник есть авторитет, и священника всё равно послушают. Потому что не всегда нас слушают наши близкие, не всегда нас слушают родные, знакомые. Им чего - то стыдно, и они хотят как-то по-другому отнестись, что -  то сказать, а вот священник он совершенно другое говорит, и по-другому слышатся слова священника. Если человек действительно хочет разобраться, то он должен переступить порог церкви. Тогда действительно он хочет, а если он не хочет, то любые наши советы, слова не помогут ему. Тогда получается: « не мечите бисера» и «не давайте святыни».

- Я им тоже сказала, что, во-первых, нет на смертном одре неверующих, я думала, что нет. Хотя вы, как священник, лучше знаете это. Потом еще есть такая пословица: кто в море не бывал - тот Богу не маливался. Вот, не был ты в испытаниях, ты говоришь: атеист -  да, атеист. Ты ещё не знаешь, как у тебя всё повернется, так лучше прийти вовремя, чем поздно.

Звонок:   Добрый вечер. С Великим Постом вас. Батюшка Алексей, милый, я была в вашей церкви не один раз, я слышала вас на открытии памятника Ефросинье Дмитриевне. У меня такой вопрос. Батюшка Алексей подскажите мне, я человек пожилой, в возрасте, живу одна в коммунальной квартире, у меня комнатка маленькая, телевизора нет, молюсь всегда. И как то тоже вечер был, я молилась Иисусову молитву читаю, вечернюю прошла, лежу я спокойно, повернулась я спиной к иконостасу -  и вдруг в комнате появился яркий свет, а время за полночь, я не спала. И думаю: батюшки, откуда же у меня такой свет в комнате? Смотрю -  а на потолке круг голубой с большой поднос, а внутри венок веточный, из веток сухих. Вы знаете, я встала с постели, меня не потрясло сразу, и я думаю, Боже мой, и только всё время говорила, Господи, что же это такое? И вы знаете, я даже испугалась, я такая глупая, прости меня Господи грешную. И меня беспокоит, что же это было? батюшка Алексей милосердный, поделитесь со мной, пожалуйста.

- Матушка, мне тяжело сказать, что это было. Но скажу одно, что плохого ничего не было. Если уж Господь какой-то и свет, и веночек вам показал -  настолько это было такое радостное, приятное! Поэтому если вы ещё в молитве пребываете -  может, вам Господь присылает утешение? Так что плохого не было точно, а что-то хорошее мы увидеть можем.

  - Но человеку свойственно всё-таки, батюшка, искать какие-то знамения.  Мы хотим получить видимый знак.

- Но, вы знаете, Господь, может, и дает утешение. Если человек живет в молитве, то стирается граница между земным и небесным, и появляется озарение, и свет. Почему Афонские монахи при совершении Иисусовой молитвы видят нетварный свет? Это  - проникновение в Божественный мир, когда наш мир наполняется чем-то удивительным, духовным. Ведь сколько разных случаев упоминается в описаниях! Например, приходит ученик к старцу, а старец пребывает в молитве, и такое радостное, сияющее лицо у него, что послушник спрашивает его: отче, скажи мне, пожалуйста, отчего у тебя такое состояние? И после долгих расспросов и уговоров старец говорит своему духовному сыну: я был у креста Господня. Вот мы креста, может, кто-то боится, а что такое быть у креста Господня? Это видеть явную любовь Бога к миру. И сегодня, мы даже владыке рассказывали, подошла одна женщина и говорила о том, что происходит в этом мире. Враг рода человеческого настолько ведет себя вольно и свободно, что во многих домах начинают являться бесы. Вот мне за эту неделю рассказали массу случаев. Один раз было в моей приходской практике, когда враг рода человеческого просто явился, его видели зримым образом, начал предметы переставлять, из шкафов всё выкидывать, беспорядок наводить, животные из дома убежали. Пока батюшка не пришел, не освятил. Вот, сегодня владыке рассказывал. Этих случаев сейчас очень много, потому что есть люди, которые живут духовной жизнью; есть люди, которые  хотя бы чего-то святого придерживаются;  а есть люди, которых просто несет так сильно, что они ничего святого не признают и не имеют в своем сердце. Здесь действует враг рода человеческого. Т.е. Господь, наверное, уже отпускает и говорит: пожалуйста, примите -  и увидите,  что может быть. И вот тогда человек  - на него как ведро холодной воды выливают, и он бежит в Церковь, пересматривает свою жизнь и приближается к духовному миру. Чтобы своими глазами увидеть.

Звонок:  Добрый вечер, батюшка, подскажите, пожалуйста, вот приближается Родительская суббота, нужно ли обязательно присутствовать в храме в пятницу и субботу? Или, может быть, достаточно только в субботу, допустим, на литургии поминовения усопших? Скажите, пожалуйста.

- Достаточно, если вы не приобщаетесь Христовых тайн -  можно прийти только на Литургию, из-за нашей суеты, занятости в этом нет ничего зазорного. Самое главное братья и сестры помните  о  том, что мы должны бывать на Родительских субботах, потому что наши сроднички стоят у наших храмов, ждут нас, придем мы или не придем, помолимся, помянем. И представляете, какая у них радость, когда они увидят нас, когда мы идем и за них творим молитву. И какая скорбь, когда нас нет, мы спим, лежим и забываем про своих сродников, они нам дали жизнь, они за нас положили  всё, они нас воспитали для того, чтобы иметь молитвенников после своей смерти, после своего ухода в вечность. Поэтому никогда не забывайте усопших сродников. Никогда, помните, о том что наш успех в жизни нашей зависит от того помним мы о них или не помним, молимся мы за них или не молимся. Если мы молимся, то тогда они тоже за нас там будут молиться и наша жизнь будет более успешной, и мы будем, находиться под благодатной защитой за счет их святых молитв у престола Божьего.

 Звонок:  Здравствуйте, отец Алексей. Вот, смотрите о знамениях, как вы относитесь к отцу Даниилу? Вот он правдиво говорил о лжеучителе Осипове, кто из священников сейчас говорит такую правду?

- Я бы не стал так смело говорить об Алексее Ильиче, что все-таки это ересь. Есть свободные высказывания как богослова о некоторых вещах, но это человек Церкви, и говорить о нём так не следует.  Это мой преподаватель и уважаемый человек, он очень много сделал для Церкви. Он много делает сейчас для людей, которые входят в лоно церкви, глубину они ещё познают. Такой доходчивый язык, совершенно необыкновенный, который имеет Алексей Ильич! Только начинает человек входить в Церковь, даешь ему лекции Осипова -  и он начинает очень многое понимать. Потому я бы не стал так говорить, я дружил с отцом Даниилом, мы вместе учились, где-то немножко спорили с ним, он всегда очень смело и прямо говорил. Но где-то мы не должны соглашаться и все-таки уважать человека, который служит Церкви, которого очень многие любят. Осипов   имеет право как богослов на какие-то свои рассуждения, с которыми мы можем не согласиться, но что он неправославный -  давайте не будем так низко опускаться, чтобы говорить плохо о таком достойном человеке.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+