Перейти к основному содержанию

04:53 22.07.2019

При всех катастрофических последствиях раскола, все-таки церковь, полнота церкви признала правильность тех изменений, которые вводил патриарх Никон. В эфире протоиерей Леонид Калинин.

05.11.2013 06:59:52

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Добрый вечер, дорогие радиослушатели радио Радонеж. Сегодня в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского на Третьяковской в Замоскворечье. Я вас всех приветствую. И рад, что в прямом эфире могу принять ваши звонки. Звоните нам по телефону и задавайте свои вопросы. Мы также ждем ваши вопрос по смс. Мы благодарим всех, кто обращается к нам с вопросами, и, особенно, тех, кто помогает радиостанции «Радонеж» выживать в наше трудное время. Благодарим вас за ваши пожертвования. Сегодня мне также хотелось высказать свои впечатления, поделиться тем, как проходили первые богослужения в храме священномученика Климента Папы Римского, который мы недавно открыли для службы. На Преображение Господне совершили там богослужение в престольный праздник, и в другие дни, соответственно, и в Успение служили, и сейчас совершаем богослужение в главном пределе.

 Очень многие из наших радиослушателей, которые включают радио, чтобы услышать волны нашей радиостанции, пришли в храм, и наполнили его удивительной атмосферой любви, веры, молитвы, за что я им очень благодарен. Действительно, храм уникальный, совершенно необычный для Москвы. Это скорее привычные формы для Санкт-Петербурга: барокко, рококо. Такие пышные, торжественные, XVIII века. XVIII век в истории России один из самых сложных, один из самых спорных периодов, в том числе - церковной жизни. О XVIII веке очень много можно говорить разного. Главное, последствия церковного раскола, который произошел в середине XVII века, еще были сильны. В стране было неспокойно. Старообрядцев продолжали гнать и на государственном уровне бороться с ними. В свою очередь те боролись за свою веру вплоть до самосожжения. Недавно я обнаружил в интернете фильм Николая Досталя «Раскол» в 20 сериях. И в течение двух недель выкраивал время, чтобы полностью посмотреть этот фильм. И, в общем-то, это было интересно. Потому что в фильме многое достоверно. Правда, многие вещи вызывают сомнения и вопросы. Фильм слишком противопоставляет патриарха Никона и раскольников, раскольников рисует в светлых тонах как мучеников, как исповедников, а патриарха Никона и царя Алексея Михайловича и других изображает черными красками.

 Это несправедливо. Потому что при всех катастрофических последствиях раскола, все-таки церковь, полнота церкви признала правильность тех изменений, которые вводил патриарх Никон. Изменений, прежде всего, связанных с тем, что необходимо было унифицировать богослужение с восточными церквями. А в самой Русской Церкви установить единый общий порядок и общую церковную уставную дисциплину. Действительно, на огромных просторах России в то время, когда книги переписывались от руки, было достаточное количество ошибок при переписке. Это действительно так Я, например, читал старопечатные книги, в которых просят прощения те, кто печатал эти книги. А в рукописных древних книгах всегда в конце приписка, что такой-то и такой-то, кто переписал книгу сию, просит молиться за него и не осуждать его за то, в чем он ошибся, а исправить.

 Это мы видели часто в старых рукописных книгах. Я очень интересовался литературой, бывал в Ярославском Государственном музее, в архивах, где много старопечатных и рукописных книг. В частности, этот интерес был связан с историей Спас-Андроникова монастыря. Ставилась задача обрести место захоронения преподобного Андрея Рублева, которое исчезло в после революции, когда стало непонятно, где его останки. Мы тогда предприняли большую работу по розыску письменных свидетельств, как совершалось погребение Андрея Рублева. И вот тогда я увидел эти приписки, которые показывали, что древнерусские переписчики книг были людьми очень образованными и книжными.

 То есть, они знали и другие языки и владели письменной грамотой, и рука у них уже была набита быстро писать сложные тексты. Эти люди всегда просили прощения за ошибки. И патриарх Никон стремился исправить ошибки, которые вкрадывались в книги, и принимались уже как должное. Многие старообрядческие тексты тоже являются ошибочными. Вот, например в 50 псалме: не отверзи от меня лица твоего. Не отверзи. Странно, потому что слово отверзи более правильно по-славянски, да и по-русски бы звучало «отвержи». Не отвержи меня от лица своего. И когда стали править и поставили букву Ж, это вызвало еще очередную волну возмущения у последователей старого обряда. Поэтому XVIII век, с которого я начал сегодняшнюю нашу программу - это время очень сложное, поэтому относиться к нему надо с осторожностью и не спешить делать какие-то выводы. Вот многие батюшки - ревнители благочестия, люди православные - и миряне, и священники полностью осуждают XVIII век. Говорят, что это сатанизм, что это инвазии Запада, все это никуда негодно, очень плохо, совсем не соответствует древней Руси.

 Можно сказать: да, безусловно, то, что мы видим в храмах XVIII века, не соответствует тому, что было в древней Руси. Но эта эпоха не соответствовала русской жизни. Эпоха, в которую Европа развивалась очень быстро, и наши правящие классы устремились туда и начали перенимать их образ жизни, блага, которые там создавались. И Россия, к сожалению, тогда встала в фарватер европейского развития. Петр I укрепил этот процесс еще больше и дальше. И, как говорят, прорубил окно в Европу. На самом деле он практически был человеком абсолютно европейского склада, он не любил все связанное с древнерусским укладом. Это ему казалось устаревшим, неполезным, ненужным. И поэтому он стремился всячески насадить западноевропейский образ жизни- и в одежде, и во внешнем виде, и в строительстве, и во всем. Это был момент перехода России со своих национальных рельсов развития на общеевропейский путь культурного развития. К сожалению, и духовного тоже.

 Но духовное развитие имеет своей целью возврат к источнику всего, которого мы почитаем, кому мы поклоняемся, в кого мы веруем. Этот источник - Господь Бог. Поэтому говорить о прогрессе в мировой истории невозможно. Дело в том, что прогресса никакого не может быть в том понимании, как это может быть в науке. Потому что нравственно человечество не прогрессирует. Скорее наоборот, оно все больше и больше регрессирует. То есть, оно все дальше и дальше отходит от этого источника.

 Вчера мне довелось пообщаться с одним пожилым немецким военным, которого мои знакомые привезли в храм святого Климента в Замоскворечье, чтобы показать ему красоту такого европейского вида, европейского храма. И я с ужасом увидел в этом человеке абсолютное непонимание элементарных духовных вопросов в соотношении добра и зла. Того, что зло всегда борется с добром. Что зло всегда стремится поглотить свет, сделать его тьмой. Он начал говорить про разные религии, про толерантность, про необходимость терпимости и прочее. Тогда я его спросил: а что если эта толерантность и терпимость противоречат истине? Тогда он как Пилат спросил меня: а что есть истина? И я ему ответил: Христос. Это и есть та самая Истина, которая определяет все и является мерилом вещей. Поэтому Христос и не ответил Пилату на прямо заданный вопрос. Потому что Истина сама стояла перед Пилатом. И Пилат не мог этого вместить. И тогда Господь промолчал. Потому что Истина - это то, что принес Господь в этот мир, что написано в Евангелии, что передает нам Священное Предание церкви. И передает нам церковь эту Истину не просто механически, а передает Духом Святым. И вот это наличие Духа Святого в церкви и определяет то, что Истина не перестает ею быть. И то, что написано в Евангелии, сочетаясь с Преданием церкви являет собой полноту божественного откровения, которую мы с вами воспринимаем и которой мы с вами живем. Ведь много людей изучают тексты, посмотрите, сколько протестантских разных толков изучают Библию, толкуют, знают наизусть большие фрагменты, могут блистать разными цитатами. Чего часто не можем сделать мы. Но, как говорил Федор Михайлович Достоевский, Евангелие написано на сердцах русских людей. Многие из них не знают грамоты. Но Евангелие написано на скрижалях их сердца. Это состояние евангельского духа и евангельской чистоты присуще человеку, который не только знает Писание, способен его понять умом, насколько возможно толковать его, но и того, кто чувствует его сердцем. Кто через данное Богом Предание церкви является частичкой этого огромного организма Церкви Христовой.

 К сожалению, Западная Европа, о которой мы говорили вначале, отпадала все дальше и дальше. Менялись формы архитектуры, живописи, перестали существовать иконы. Перестали существовать храмы, лаконичные, простые и открывавшие нам внутри себя образ Царства небесного. Постепенно все это происходило и привело к тому, что в католических храмах Запада, в частности, в Германии, например, вы не сможете зайти в любой храм, не увидев на его фасаде или над крыльцом изображение дьявола, химеру, какую-то гадкую рожу, которая смотрит сверху на каждого входящего. Но они проникли еще и внутрь. И часто в убранстве храма Запада мы видим приличное количество нечистой силы, которая изваяна из камня или написана кистью художника.

 Постепенно Запад погружался в эту тьму, постепенно прекрасные западные архитектурные формы, которые могли бы нести свет, добро и проповедь Господню в мир, приводили в состояние бесообщения. И это ужасно, это горько, это страшно выглядит. Я не могу себе представить, что на православном храме мы увидели бы с вами химеру. Это страшно. Я не могу себе представить, что на православном храме мы увидели бы с вами химеру. И мне кажется, что если это случится, то это будет какой-то страшный звонок, это будет предупреждение, что уже что-то ужасное произошло в мире. Православный храм сам по себе - это земное небо, и поэтому в нем не может быть никаких изображений, кроме единственной иконы Страшного суда, где иногда изображают бесовскую силу именно в том месте, где ей и положено- горящей в аду. А у нас больше других изображений, собственно, и не существует. Но и изображают, как правило, бесов безобразными. Им даются какие-то страшные образы. Это бывает, но редко. В основном стараются изобразить в виде черных человечков. То есть, похожие вроде на людей существа, но с обрубленными крыльями, сами все изломленные и все страшные, с гримасами. И не похожи на лица, а именно на какие-то личины. Вот так человек православный понимал эту злую силу.

 Сейчас по всей стране распространяются разные культы домовых, русалок каких-то, леших. Смотришь - в магазинах продают сувениры, какие-то щеточки, какие-то венички, какие-то совочки, где написано про домовых. Люди покупают это, в бесхитростности думая, что это все хорошо. А что такое домовой? Это тоже из падших духов. Может быть, он не сильно вредит человеку, а если вдруг захочет выполнить волю князя своего – может и сильно навредить. Разве он не сможет этого сделать? Поэтому получается, что люди заигрывают со злой силой. И Запад это сделал в своем развитии, поняв прогресс неправильным образом. Пытаясь усвоить, что прогресс- это постоянное движение, изменение и какое-то улучшение внешней жизни, забывая о том, что прогресс хорош тогда, когда он сочетается с внутренним прогрессом, с нравственным прогрессом, который движется в обратной перспективе. Не вперед, куда- то никуда, а наоборот, к человеческому сердцу, а через сердце человека -к самому Христу.

 Вот эта обратная перспектива православия должна существовать всегда. И даже в храме святого Климента Папы Римского в Замоскворечье, который иногда вызывает удивление и вопрос: а почему этот храм в Москве? А не католический ли это собор? Но в этом храме есть православный дух, и он выражен в его убранстве. Вы не увидите там химер, и вообще никакого изображения злой силы. Вы увидите там то восприятие духовности, которое было присуще людям того времени. И нужно сказать, что не обязательно мы с вами лучше, чем люди того времени. Это ошибка считать нас более святыми и более совершенными. И я могу вам сказать, что даже резьба иконостаса много говорит о тех, кто прикасался к этому. О тех, кто совершал свое творческое служение, кто украшал этот храм. Резьба выполнена настолько смело, чисто как-то и открыто, что понимаешь, когда смотришь на нее вблизи, какое было мастерство, и какое было чистое сердце у человека, который это резал. У него удивительный полет, удивительная свобода и удивительное чувство гармонии, которое он сумел вложить в эту сложную золотую резьбу. Когда те радиослушатели, которые еще не побывали в нашем храме, придут в него, они увидят все это. Это удивительно для Москвы. Москва ведь сгорела в пожаре 1812 года, а потом была революция, а потом была Вторая мировая война, наша Великая отечественная война, в которой тоже храмы бомбили и разрушали. Слава Богу, храм святого Климента, хоть он и был очень высокий - уцелел, хотя подумывали снести его барабаны и купола, но все-таки этого не сделали.

 Нужно иметь такую душу, и такое мастерство, и такую любовь к Богу, которую имели наши предки. А, как правило, на поверку оказывается, что все вот эти знания, все эти эстетические воззрения, вся любовь к древней Руси очень поверхностны. И они иногда не трогают сердцевины сердца человека. И человек, который проповедует о древнерусском искусстве и не признает другого искусства вообще, как правило, оказывается очень поверхностно верующим. И в нем нет той целостности, нет того заряда веры, который был в людях даже в XVIII веке. Поэтому очень сложно говорить о каком-то прогрессе. Конечно, мне хочется видеть, верить в то, что наши современники способны быть героями, подвижниками, молитвенниками,. И мне хочется, чтобы таких было как можно больше. Но при этом я опасаюсь, что может такого и не случиться. И о нашей эпохе не будут говорить так, как мы говорим об эпохе Андрея Рублева или Сергея Радонежского. Или, допустим, более древние времена, скажем князя Георгия или потомков Владимира, Бориса и Глеба. Сейчас мы очень много теряем и осуждаем прошлые века. К сожалению часто сами не дотягиваем до щиколоток их, уважение к прошлому, мне кажется, является основой нашей нынешней жизни. Те, кто умеет любить и ценить историю своей страны и искусство своей страны, те действительно укореняются в том, что накоплено веками нашей христианской истории.

 При этом мы, конечно, говорим о XVIII веке, и видим очень много недостатков, которые пришли к нам как раз из Западной Европы. Можно сказать так, что все хорошее - это было проникновение в суть орнамента, резьбы, образа. А плохое, к сожалению, тоже пришло к нам очень большим потоком. Россия переварила это к XIX веку. И уже XIX век, более строгий, сдержанный, стиль классицизма, стиль ампира, который появляется в XIX веке. Он уже не терпит таких вольностей, которые позволял себе XVIII век. И в цвете более сдержанный, и в формах, и в жестах. В разных позах, поворотах, которые мы можем видеть в росписях XIX века. Это, в основном, живопись более статичная. При этом были, конечно, и такие произведения церковного искусства и церковной живописи, которые не могут не восхищать нас сложностью композиции. Но это уже были далеко не иконы. Например, возьмем картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Безусловно, это очень серьезное эпическое произведение. Которое, я бы сказал, в мировом масштабе одно - единственное, которое раскрывает нам величайшее событие в истории человечества. Выход Христа на проповедь. Картина Иванова потрясает своей монументальностью, потрясает своей удивительной тонкостью, красотой, изяществом форм. Но это, конечно же, не церковная живопись, не икона.

 То есть, постепенно XIX век становится статичным в иконах, в нем пропадает цвет, и то, что было принято в XIX веке, отвергается, потому что считается слишком вычурным и не соответствующим тому настрою, который должен быть в храме. И устраивается более простая примитивная форма постепенно захватывающая все больше и больше духовного пространства мы видим часто в храмах. Иконы XIX века написаны очень тонко, с благоговением, но, увы, они почти бесцветны и очень скучны по композиции и по рисунку. К сожалению, даже в нашем храме Святого Климента в Замоскворечье можно видеть эту разницу. Видишь, что в XIX веке не было того духовного прогресса, который я бы осознавал как приближение ко Христу. Это было время, когда работали целые артели, когда постепенно искусство церковное становилось на поток, как бы на конвейер. Мы знаем, что на Валааме, на Афоне работали целые фабрики по производству икон. И хотя иконы писали в то время вручную, но уже стали разрабатывать шелкографию, уже стали думать о том, как делать иконы через определенный принт. И все это постепенно продолжало тот путь следования Западу, идя по которому Запад пришел к большой духовной катастрофе.

 Мы должны помнить, что в России есть тот заряд движения ко Христу, который и делает нас загадкой для всего мира. И, наверное, поэтому на нас готов напасть озверевший от безбожия остальной мир, который стремится поглотить то, что не входит в его понимание. И как всякая тьма стремится поглотить свет, до тех пор, пока в православии будет стремление ко Христу, и каждый из нас, верующих людей, будет понимать, что это стремление является главным в его жизни и следование за Христом- не абстрактная формулировка, а наше ежедневное служение Богу- до тех пор Господь не оставит Россию. Что бы ни говорили, как бы ни пытались нас сломить. Главное - не потерять этого нашего направления. Мне кажется, что оно и сейчас в России выражается в разных формах искусства, церковного в частности. Но есть и опасности. Освоив приемы иконописания, многие безбожники стали писать разные, в том числе и священные изображения, абсолютно не имея ни веры, ни благоговения, ни свойственной иконописцу духовной скромности. Они используют приемы древнерусской живописи для того, чтобы показать свое Я. И поэтому, естественно, эти иконы становятся, в общем-то, уродованием духовного пространства.

 Сейчас мы очень часто видим, что иконы иконостаса тоже ставятся на поток. И у меня гораздо меньше возражений вызывало бы печатание икон печатным способом, если бы это была хорошая печать и хорошая икона. Мы часто видим, что в храмах продают образ Спасителя преподобного Андрея Рублева из звенигородского чина. Это удивительный образ. Это образ, который не мог написать человек, который не видел Первообраза. Мы можем не сомневаться, что преподобный Андрей Рублев в Духе созерцал Господа, писал этот Образ по памяти, производя увиденное. Поэтому такой Образ можно печатать и размножать на разных копировальных машинах, и это не будет скверной. А вот когда пишут даже кистью на доске и свою внутреннюю скверну и безверие показывают через написанные иконы, то иконы эти приобретают уже совершенно противоположный смысл. И, к сожалению, нам с этим приходится часто сталкиваться.

 Я, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, много времени уделяю экспертной работе. В Ново-Иерусалимском монастыре, который сейчас, слава Богу, восстанавливается. И я могу сказать, что там мы видим очень много таких тенденций, прогресса внешнего без внутреннего, которые были и в конце XVII века, и в XVIII, и в XIX веке да и сейчас существуют. И это ошибочное понимание прогресса рождает очень страшные последствия, которые уводят нас дальше и дальше уводят нас от Бога, исподволь или явно. Поэтому понять прогресс лично для себя каждый из нас должен таким образом, что близость ко Христу- это и есть прогресс. Не надо искать внешних наград, не надо искать какого- то признания, не надо искать земной славы. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам»- говорил Господь. Вот это должно лежать всегда во главе угла трудов и деятельности каждого христианина. Искать, прежде всего, Царствия Божия и правды его.

 Что это значит? Это значит, что ты должен не просто стремиться к Царству, ты должен понимать, что оно внутри тебя. И строить себя таким образом как заповедано Богом в Евангелии и в Священном Предании церкви. Человек должен восстановить в себе образ и подобие божие. И тогда ты станешь тем, ради кого Христос приходил в мир кающихся грешников, исправляющих себя по образу Создавшего его. И правда его, как сказано дальше, это твое отношение к тому, что ты делаешь в своей жизни. Отношение к каждому слову, к каждому действию. Поэтому эта великая формулировка: ищите прежде Царствия божия и правды- она актуальна и по сей день. И всегда будет актуальна. Как бы ни пытались наши враги очернить, растоптать, унизить, повернуть вспять ход истории. И навязать нам идею ложного прогресса, которая привелась через западные страны к этим страшным крайним чертам, за которыми уже погибель, уже образ III Мировой войны, образ самоуничтожения человечества.

 А что виновато в этом, как не те люди, которые ложно понимают прогресс, и думают, что технические достижения, технологии, новые виды оружия, новые виды уничтожения друг друга их спасут? Это же абсурд! Разве может зло кого-то спасти? И почему человеческий разум, избравший себе ложную идею прогресса, идет по этому погибельному пути? Почему никто не остановит его? И если он будет продолжать идти тем путем, то неизбежно будет конец света. Не связаный с какими-то геологическими, географическими, астрономическими катаклизмами. Это будет связано с нравственным катаклизмом человечества, которое вместо тьмы, вместо света, прославило тьму, и поменяло вектор движения, который должен быть направлен к свету, на прямо противоположный.

 Вот эти размышления, конечно, очень актуальны сегодня в момент того, что мы ожидаем с болью, с ужасом, начало бомбардировок, практически расстрел целого народа, который не хочет этой войны. И мы видим, как двойные стандарты лукавства начинают брать верх над здравым смыслом многих стран и народов. Как массовая информация фальшивые, ложные вещи показывает на своих экранах. И думаешь: Господи, вот явное, откровенное зло. Люди стали служить злу. И понимая это, продолжают служить ему. Разве не понимают лидеры западных стран, кто применил химическое оружие? Разве не они сами подстраивали, так или иначе, этот инцидент? Для одной единственной цели: чтобы свергнуть президента Сирии и устроить в ней кровавую бойню, расчищая для себя какую-то непонятную, неизвестно для чего нужную площадку. Чтобы воцариться на ней, на этой крови невинных убиенных людей, которых никто не берет в расчет. И когда начнутся бомбардировки, когда начнут гибнуть люди. Мирные люди, они будут говорить, что это нужно, что это необходимые жертвы, что мы боремся со злом, перевернув все с ног на голову.

 Это все страшно. И это есть действительно наступление тьмы. Такие симпатичные люди, Барак Обама, какие-то другие улыбаются, как американцы это любят, другие лидеры стран, вроде такие же люди, у них тоже есть семьи, у них тоже есть дети, у них тоже есть понятие о добре и зле, как я думаю. Но что-то произошло в них, что они начинают черное называть белым, а белое черным. Что-то перевернулось. И вот это что-то и есть ложное понимание прогресса. Человек думает, что он правит миром, человек хочет владеть миром. Он хочет владеть всеми, он хочет подчинить себе весь мир. Посмотрите, все диктаторы мира, которых мы с вами помним, стремились каким-то образом к мировому господству, и любым путем добивались этой цели. И многие их них занимались строительством там называемой «Вавилонской башни». Я здесь в кавычках привожу это. Потому что пытались повернуть реки, изменить природу, господствовать, потому что в них утратилась духовная перспектива, вектор движения изменился.

 И они стали делать зло, думая, что делают добро. Они считали, что новый мировой порядок, который проповедовался при Гитлере, это будет правильно, это будет добро. Истребить целые народы, уничтожить все на своем пути, объявить историю ложной, построить свою новую жизнь, новый мировой порядок. И то же самое, мы видим, делает Америка, во главе не только с ее руководством, а прежде всего я бы сказал другое: во главе с теми людьми, которые являются властителями дум. Это очень страшно. Вот, посмотрите, умер Майкл Джексон. Этот человек, которого превозносят и устраивают какие-то невероятные в честь него очень странные празднества. Вот сейчас какой-то юбилей его настал. Вот этот человек, когда приезжал в Россию, он потребовал- это было написано в его листе требований, который у каждого артиста существует- он потребовал, чтобы никогда в его присутствии не произносилось слово «Бог», чтобы никогда в его присутствии не говорили: « Иисус», чтобы в его присутствии никаким образом не вспоминали ничего связанного с верой и с Христом. И когда он приехал в Иваново, и ткачихи, простые ивановские ткачихи, сказали ему: «Спаси вас Господи!»- он устроил страшный скандал. И вел себя как дикий разгневанный вепрь, услышав слово « Господь».

 Вот эти люди являются властителями умов, те, кто формирует общественное сознание, которое направлено в противоположную от бога сторону. Они с ускорением дают людям неверный путь. И целая страна людей, у которых есть действительно и семьи, и дети, и какое-то понятие о добре и зле, которое часто даже более религиозно внешне, чем мы можем себе представить. Вот целая страна идет по пути прогресса, который в фильмах-катастрофах прекрасно описан Голливудом. Вот какой прогресс они видят для человечества. Прогресс, в котором нет Бога. Обратите внимание на эти продукты массовой культуры. Главная и отличительная черта-это отсутствие Бога. Это главная мысль, которая внедряется в массовое сознание всего человечества. Посмотрите экранизацию книг Толкиена и Льюиса- и вы будете поражены тем, что там нет Бога.

 Эти два писателя были очень религиозными людьми. И в их проведениях Бог присутствует, хотя это сказки. Но в том, что мы видим на экранах сегодня, Бога нет. И это главная идея: сделать человечество безбожным. А безбожный значит и не человек в общем-то. какое-то полуживотное, непонятно что. Вот как думают архитекторы нового мирового порядка. Раз ты не веруешь, а мы сделали тебя таким, и это наше дело, то ты и не совсем человек. И с тобой можно как со скотиной обращаться. Можно уничтожать, можно бомбить, можно танками с грязью смешать. Все что угодно. Ведь это же не люди, понимаете? И поэтому эта логика западных стран, что можно бомбить суверенные страны, что можно устанавливать в них свой мировой порядок, а грубее сказать просто выкачивать их ресурсы, к сожалению, подступит скоро и к нашим рубежам.

 И если мы с вами не поймем, что единственное сопротивление этому злу- это неизменный вектор отношения ко Христу как к цели нашей жизни. Если мы не будем видеть эту цель в своей жизни, и не будем встраивать все свои поступки, исходя из этой цели, то мы окажемся бессильными против зла. И даже если зло победит нас, а видимо когда-то это случится, так сказано в Писании, то эта победа будет ложью, как все что оно делает в мире. Такой же будет ложной победа, как когда-то была победа над святыми мучениками, которых сжигали, убивали, в советское время расстреливали, бросали в лагеря, очерняли, старались даже имя их доброе растоптать и смешать с грязью. И все равно ничего не добились, потому что Господь прославил их и прославит каждого из тех, кто неизменно сохранит в своей душе направление ко Христу. Это и есть прогресс, это и есть наша сила, сила православия. Мы направлены к Господу и должны служить Ему, не впадая в прелесть какого-то особого избранничества. Потому что гордыня в любой форме может обнулить все наши труды и наши устремления. Но сохраняя в сердце своем смиренномудрое отношение ко всему, что происходит, и не ужасаясь тому, что нам приходится видеть в нашей жизни.

 Самое ужасное, что мы видим- то что ложь становится образом их жизни, их менталитетом. И они готовы пойти на любое преступление, чтобы добиваться своих целей, оправдывая это фальшивыми аргументами. Не дай Бог нам, конечно, увидеть то, что может произойти: начало III Мировой войны и погибели человечества. Я всегда говорю и сам чувствую, что наша короткая цивилизация существует всего 8 тысяч лет, и даже меньше может быть. И люди сами могут стать виновниками прекращения жизни на земле.

 Я благодарю вас, дорогие радиослушатели за внимание. Сегодня не было ни одного звонка. Наверное, вы внимательно слушали и слышали, я думаю, о чем я говорил. И я всех приглашаю вас в храм Святого Климента папы Римского. Мы сейчас, наверное, в начале октября, еще до Покрова будем служить с 1 по 14 октября, особенно вас зову на службы. Сейчас у нас там немножко ремонт идет, но храм будет украшаться. И молитвами нашего Святейшего Патриарха, молитвами вашими, я думаю, что Господь подаст потребное, чтобы храм восстал во всей свой красе. Чтобы в нем вы почувствовали удивительную красоту души тех наших предков XVIII века, которые несмотря на весьма сложное время, смогли сохранить веру, надежду, любовь и чувство красоты.

 А сейчас мне положили записки. Просят помолиться о здравии и об упокоении новопреставленных.

 Я бы еще добавил сюда особую молитву за нашего Святейшего Патриарха, за нашу святую церковь, за то чтобы несмотря ни на какие попытки сбить православие с его курса, который является курсом обращения ко Христу и стремления ко Христу. Чтобы никакие злые силы не могли бы этого добиться. Вот в этом наша сила. В этом наша слава, в этом наше будущее.

 Поэтому каждый из нас может и должен быть на своем месте, осознать себя человеком, который смиренно хочет и старается следовать Господу в Его проповеди, которая никогда не потеряет своего значения. И не только укрепляясь словами Священного Писания, но и своей церковностью, Священным Преданием церкви, которое неразрывно связано со словом Нового завета. Это Предание церкви является передачей из поколения в поколение той духовной традиции, которую, как сказал Господь, врата адовы не одолеют. И мы в это верим. Хотя врата адовы, как мы видим, уже начинают распахиваться, поглощая миллионы и миллионы душ.

 Спасибо вам всем, дорогие, за внимание. Храни вас Господь и Матерь Божия. И будьте тверды в своей вере и в своем уповании на Господа. Аминь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+