Перейти к основному содержанию

16:42 22.08.2019

Поговорим о Страшном суде. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов в студии священник Александр Березовский.

07.04.2014 06:42:35

-Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром вновь начинает нашу программу. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

 -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю также, что вы можете присылать свои вопросы к нам в студию по смс.

Поговорим сегодня о Страшном суде. Страшный суд - очень важный момент. Это фундамент нашего благочестия. Поэтому каждый христианин должен глубоко понять и прочувствовать этот евангельский текст. Потому что Страшный суд - это не то, что будет для человечества в отдаленном будущем. Нет. Страшный суд -он происходит с каждым из нас ежедневно и ежечасно. Потому что мы находимся все время перед очами божьими. И как только мы об этом забываем, мы сразу погружаемся в грех. А человек, христианин должен нести полную личную ответственность за свои чувства, за свои мысли, за свои слова, за свои поступки.

Поэтому не случайно наша церковь размышляет об этом. О предстоянии перед Богом, которое для человека есть Страшный суд.

 -То -есть суд уже совершается, а приговор отложен?

 -Нет, приговор тоже совершается. Потому что мы своими поступками, и своим отношением к Богу и ближним, часто вызываем всякие прещения на себя. Просто отложен окончательный приговор. Да. Окончательный приговор скажем, будет у нас после нашей смерти. Потому что когда человек умирает, он переходит в пространство, где нет времени. Поэтому для любого умершего окончательный страшный суд происходит практически в то же самое мгновение, когда душа оставляет тело.

Это здесь на земле мы можем говорить: ну вот, время тянется, душа там где-то пребывает, но это все равно мгновение, потому что душа не может наблюдать течение времени. Его вообще там нет. Поэтому и Второе пришествие, и самый окончательный Суд осуществляется практически сразу. Поэтому у нас возникает иллюзорная ситуация со временем. Она разворачивается перед нашими глазами, но только в течение нашей жизни.

 - Вопрос у нас, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, уважаемые батюшки.

 -Здравствуйте.

 -У меня два вопроса. Вопрос первый. За что отлучают от церкви? И почему крещеные Ленин и Сталин не были отлучены от церкви из-за своей ненависти к Богу и церкви? И вопрос второй. Отец Димитрий, как вы относитесь к новому переводу Священного писания, несколько лет назад изданного Библейским обществом?

 -Не могу никак относиться, потому что не читал. Хотя если будет время, надеюсь, когда-нибудь в старости, если сохраню способность соображать, обязательно прочту. Потому что мне вообще-то это интересно. Просто моя всепоглощающая занятость не оставляет таких интеллектуальных сил, чтобы хотя бы вечером открыть этот перевод. В принципе меня всегда интересовали переводы, чтобы лучше понять смыслы.

По поводу отлучения от церкви. Отлучить от церкви можно человека, который ей принадлежит. Вот Мишку Денисенко отлучили. И еще там ряд товарищей. Они были членами церкви. А перечисленные вами персонажи отечественной истории никогда церкви не принадлежали.

 -Но они же были крещены. Значит, через крещение вошли в церковь?

 -Нет, по канонам церкви, если человек год не причащается, то он не член церкви.

 -Автоматически…

 -Ну, нельзя про церковные вещи говорить «автоматически», то- есть реально. Так же мы можем сказать, почему там Берия, Ежов…

 -Длинный список можно составить…

 -Ну, можно до бесконечности. Вот, например, почему не отлучается Владимир Владимирович Познер? Он же крещен в католической церкви. Ну, крещен, ну мало ли кто крещен? Мартин Лютер крещен был. Поэтому если человек выходит из церкви, заявляет о своем атеизме или какую-то ахинею несет, например: я верю в человека. Или: я верю в стакан лимонада - то этим самым он перестает быть членом церкви. А церковь отлучает только людей, к ней принадлежащих. Поэтому даже Льва Николаевича Толстого, про которого с упорством достойным лучшего применения, так называемая русская интеллигенция упорно твердит, что его отлучили от церкви.

Ничего подобного никогда не было, и быть не могло. Так же, как не могло быть отлучения от церкви Гитлера. Он никогда не принадлежал церкви. В детстве, когда был еще мальчиком, он принадлежал. Он из Австрии, поэтому, скорее всего -католической церкви. А потом все рассосалось. Даже Карл Маркс- и тот принял крещение в лютеранстве. Это было у него в отроческий период. Ну, а потом он стал заядлым сатанистом. И сатанистские стихи читал и сочинял. Поэтому я должен вас разочаровать. Если отлучать от церкви всех, тогда во всем мире бумаги не хватит. Это нужно всех айтишников посадить за компьютеры, и чтобы они всю свою оставшуюся жизнь занялись бы отлучением. И сдавали это хотя бы в электронном виде. А зачем это надо? В этом нет никакой нужды.

 -Еще вопрос, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, уважаемые батюшки.

 -Здравствуйте.

 -Благословите, раб божий Сергий.

 -Бог благословит.

 -Вот есть такая народная мудрость: не погрешишь- не покаешься, не покаешься- не спасешься. Вот, если можно, прокомментируйте, о чем это вообще?

 -Речь идет не о том конечно, чтобы мы дружно начали грешить. А дело только в том, чтобы человек осознал себя. Вот, сегодня на исповедь ко мне пришли четверо людей в первый раз. И это не значит, что они никогда не грешили. Они пришли покаяться, потому что осознали себя грешниками. Вот речь идет о чем. Значит для них уже спасение возможно. И некоторые из них в письменном виде осознали грех. Они к этому шли. И наконец, пришли ко Христу.

Одной женщине я объяснял, а она говорит: а вот как я узнаю? Я говорю: Христос здесь рядом стоит. Я только свидетель. Я буду свидетельствовать, что вы действительно раскаялись в том, что вы сказали. Это народная мудрость. Просто если говорить для советского человека, то как бы все непонятно. И вот вы даже так немного подсмеивались, говоря об этом. А для русского человека все понимали, что это значит.

Покаяться можно только в грехе. А по определению каждый человек, начиная с Адама, все грешны. Поэтому это значит, что нужно прийти к покаянию. Когда покаешься, тогда спасешься.

 -То есть Господь попускает человеку совершить некий поступок, чтобы этот поступок выявил живущий в нем грех?

 -Господь уже однажды нам попустил, дав нам свободу воли. И вот свобода воли действует.

 -Если человек не совершил поступок, он может не видеть живущего в нем греха?

 -Ты говоришь о скрытых таких мысленных или чувственных грехах. Тогда Господь в помощь человеку, чтобы он увидел, Он может и попустить человеку впасть в грех, это сколько угодно может быть.

 -Батюшка, воскресным днем начинается неделя. Сначала Неделя о Страшном суде. А после нее начинается масленица. С плясками, празднованием, веселием. Гулянием. А что мы празднуем?

 -А потом начинается первая седмица Великого поста. Со спортивными состязаниями, со смотрением телевизора, с безудержным пьянством, карточной игрой. А потом начинается вторая неделя поста. Со спортивными состязаниями, со смотрением телевизора, с безудержным пьянством, карточной игрой, с продолжением масленицы, потому что разве можно наесться за неделю? И так далее. Масленица? Я не знаю, кто там празднует? Но это время, когда святая церковь проживает последние дни Христовой жизни.

И в среду и в пятницу даже отменяются божественные

литургии. Читается Покаянное евангелие, которое направляет наши мысленные взоры. А празднует кто? Наш родной МинОбраз. Тут ко мне мальчики пришли и спрашивают: что нам делать? Нас заставляют чучело жечь. Я говорю: да не ходи. Что значит заставляют? Другое дело берутся щипцы, раскаляются или там коктейль Молотова в тебя кидают. Вот это называется «заставляют». А так-то что? Ну, говорят: надо. А вы: нет, я не буду. Я христианин. Мне вера не позволяет это делать. Это богопротивная вещь.

Что такое масленица? Масленица- это язычество. И христианину, не просто крещеному, а человеку, который не просто крещен, но и уже христианин, ему участвовать в этих мерзостях, надевать какие-то наряды? Это просто богопротивная вещь. Поэтому я не знаю, кто это МЫ? Ты на масленицу пьянствуешь? Ты-то чего празднуешь?

 -Нет, батюшка. Вот потому и мне интересно, что же это за праздник такой?

 -Да нет у православных такого праздника. Это седмица, посвященная Страшному суду. Тут, знаете, не до празднования. Время отнюдь не праздное. А очень даже серьезного средоточия. Это вообще уже начало поста. Мы уже не едим мясо. Это первая стадия поста.

Так что- не знаю…

 -Алле, добрый вечер.

 -Добрый вечер. Батюшки, вас беспокоит раба божия Мария из Волгоградской области. Я ваша постоянная слушательница. Я недавно слушала радио Радонеж о событиях на Украине. И прозвучало такое объяснение, когда Россия помогала финансово экономике Украины, то Америка создала определенное общественное мнение, которое в некоторой степени и привело к этому Майдану. Дело в том, что сейчас распространяется в православной среде много информации, в которой намешано разное содержание: и масонство, и конец света, и эти электронные карты …

 -А знаете, я вас немного прерву. Я вам в ответ хочу очень важную информацию передать. Например, что Волгоград раньше назывался Царицын, а Волга впадает в Каспийское море. Понимаете, да? Солнце восходит на востоке, а опускается на западе. Но на самом деле это так просто кажется. Потому что земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. Поэтому создается вот такая иллюзия. Вот что я могу вам сказать. И еще могу вам рассказать, что дважды два будет четыре в десятеричной системе, которой мы пользуется.

Давайте вот сейчас начнем обмениваться информацией, которая всем давно известна. И в Америке, и в России. Что нам это даст? Алле?

 -Я хотела спросить, как этому противостоять. Простите меня.

 -А как противостоять?

 -Ну, может быть, просто как-то объяснить, через Священное писание, или просто не нужно на это обращать внимания.

 -Ну, это зависит от вашего ресурса. Вот, у меня есть ресурс, маленькая частная радиостанция «Радонеж». Но это все-таки ресурс. Что-то мы можем. А что можете вы? У меня вот такой большой опыт всяких объяснений. И я давно уже понял, что объяснить что-то кому-то вообще не представляется возможным.

Единственное, если человек хочет что-то узнать, тогда можно ему об этом рассказать. А уж как он это примет или не примет, все равно зависит от него. Большинство людей вообще как-то мыслить, анализировать не в состоянии. Они просто выбирают те мнения, которые сказаны с большим или меньшим апломбом. Потому что- ну что? Сценарии все повторяются, начиная с французской революции и кончая нынешней киевской. И все как бы силы движущие, как в моей молодости говорили: движущая сила революции. Все те же. Ну, собственно, что тут?

Ну, если люди не знают истории, то как-то все равно этим увлекаются. Ну не знаю, это все равно, что один и тот же футбольный матч все время смотреть. Если это не было трагично, то это вообще было бы скучно.

 -Почему церковь с такой нелюбовью и даже ненавистью относится к либерализму и правам человека?

 -Церковь вообще к этим вещам равнодушна. Но отдельным членам церкви, таким как я, словом либерализм не обманешь. Потому что под такой красивой ширмой, яркой, шелковой, на которой написано: либерализм, я вижу рога и копыта. И поэтому это существо с рогами и копытами, с клыками, огнедышащее, пахнущее серой. С тех пор, как я воцерковился, оно мне очень известно.

Я знаю, что за ширмой либерализма стоит это рогатое существо. И поэтому либерализм- это лишь термин, который скрывает. Потому что это существо хитренькое. Для большинства людей он сокрыт. И ему обязательно нужна красивая оболочка. Если вернуться к французской революции, то там тоже свобода, равенство, братство. Красиво? Красиво. Но мы же понимаем, что это ширма. Что Франция получила в результате свободы, равенства и братства?

Она получила фактическое уничтожение нации. Мы даже видим, кто за Францию выступал на олимпиаде в фигурном катании. Ну, просто очаровательная француженка. Поэтому это все обман. Либерализм. А второе слово какое?

 -Права человека.

 -Больше всего из всех прав, которые есть у человека, я не люблю права детей. Потому что нигде в мире у детей нет права на жизнь. Детей убивают десятками миллионов. А есть ли право на жизнь у безоружных полицейских? Где наши правозащитники, чтобы они возвысили свой голос? Ну, вот есть права у них пожить. Они ни в кого не стреляли. У них с собой пистолетиков нет. Им не раздали. Ну и так далее.

Но самое главное, и это никак не обойдешь, если передо мной стоит либерал, или феминистка какая-то, она скажет, что у каждой женщины есть право, как они говорят, сохранить беременность или не сохранить. У нее право есть. А вот у ребенка есть право жить? Он же уже зачат! Он уже существует! Нет, у него такого права нет. Тогда какие могут быть права, если нет права на жизнь? Значит, весь этот либерализм, эти права- это все брехня для дураков.

Ну, я, конечно, выживаю из ума потихонечку, с годами, но все-таки меня не убедишь в том, что можно одновременно бороться за права детей, или права жирафов. Или еще что-то. Быть очень добрым, бороться за права людей с ограниченными возможностями. Все это замечательно. Но как только мы подходим к родильному дому, мы узнаем, что там гораздо больше детей убивают, нежели рожают. Таких же людей, таких же граждан. Только еще пока не зарегистрированных. Ну как бы они еще недостаточно родились. Поэтому от начала до конца это все ширма, подлое лицемерие, фарисейство, фашизм. Церковь по этому поводу никаких высказываний не делала. И для меня это абсолютный фашизм. Потому что это люди лицемеры, действуют так же, как фашисты. Сами подожгли рейхстаг, а обвинили в этом других людей.

Так же и здесь все переиначено. Бесконечно врут. Черное называют белым, белое называют черным. Ну, это, Господи, по- моему совершенно очевидно. Все достаточно откровенно.

 -То –есть, никто не стесняется.

 -Абсолютно. Я не вижу никакого стеснения, наоборот. Все время апломб. Все время с такой позиции, что вот такие всезнайки собрались. Все время учат, все время рассказывают, книги пишут.

 -Алле, добрый вечер.

 -Добрый вечер. Батюшка, вашу прямоту я очень ценю. Ответьте, пожалуйста. Вот наша общественность. У нее совсем затуманены мозги? Они не видели, что наши СМИ сознательно подливали масло в огонь? Гадили Януковичу? Все-таки это какой-никакой, а президент Украины. Как в свое время Доренко поливал Лужкова и от Лужкова избавился, так он сегодня будет избавляться от Януковича и Украины, завтра от Путина…Скажите, эти гуманитарные европейские, западные теории, они что, несут такую гуманистическую свободу людям?

Никому не видно, чем это все пахнет? И почему наши СМИ, которые сидят на вулкане, и понимают, что завтра все это ударит по нашим властям, по нашему государству, поддакивают им? Какие бы они ни были, они сдерживают эту ситуацию. Все это настолько ясно и некрасиво. Так инспирировано и так сыграно грубо. И что еще может произойти в мире, чтобы развернуться и дать этому, как вы

говорите, рогатому так, чтобы у него было уже одной головой меньше?

 -Ну, я вашу эмоциональную речь как-то воспринимаю, но надо же понимать. Есть странные виды спорта. Допустим, керлинг. Люди трут лед каким-то щетками. Странное зрелище. Уж лучше бы домино или лапта, или, в крайнем случае - городки. Тут наглядно размахнулся - и дал. А так вот тереть лед шваброй смотрится, конечно, странно. Но все равно, там есть какие-то правила. Так же и здесь. Есть люди, у которых профессия, которые получают за это деньги. Ты устраиваешься в средства массовой информации. И там у каждого средства массовой информации есть редакционная политика.

Есть люди, которые выбирают себе только определенное направление. А есть люди, которым все равно. Он просто служит верой и правдой тому хозяину, который ему платит зарплату. Они так и говорят: все наши либералы, и все они верой и правдой служили, создавая лениниану. И фильмы, романы всякие. Вступали в партию, подписывали какие-то письма. А потом …ну что же работа такая. Время было такое. И все у них, так сказать, в порядке. Сейчас модно вспоминать, как было тяжело, какое оказывалось давление. И на любые вопросы отвечали: ну что вы, не понимаете, что ли?

Так же и здесь. Жить- то надо! Ну, так надо, конечно. А людей, которые в состоянии до чего-то докопаться, разобраться, все-таки не так много. Поэтому зависит от того, сколько СМИ, какой ареал у них воздействия, на какую аудиторию они рассчитаны. И сколь часто повторяется одно и то же? Постепенно человек проникается. Вот мы видим, что до сих пор люди ходят на улице с красными флагами. Посещают и даже деньги тратят на венки к мавзолею Ленина, и так далее. А немцам так промыли с «Ванишем» мозги, что они даже имя «Гитлер» боятся произносить. И никто там не говорит: это наша история, как у нас. И так далее. Поэтому, ну чего тут удивляться?

А рогатому? Это уже зависит от нас. Кто кого слушает. Кому что нравится, тот и выбирает для себя средство массовой информации. Тоже это условно. Информация это такая приманка. Потому что человек по природе своей любопытен. Раньше это все любопытство удовлетворялось на лавочке перед домом. Кто куда пошел? Кто с кем живет? Кто к кому приехал? Все это накапливалось и все это обсуждалось. А потом с XVIII века это все стало заменять газетами. А теперь интернет, телевиденье все больше играет роль. И оттого, сколько раз на том ресурсе информационном что-то повторяется, то человек и воспринимает как истину. А преподнести можно по- разному. Каждый, кто работал когда-то в кино там или на радио, он понимает, что все зависит от редакционной политики самого издания. Ну, вот и все.

 - Вопрос у нас, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, уважаемые батюшки.

 -Здравствуйте.

 -У меня вопрос. Если предал близкий человек? Но при этом не признает свою вину, оправдывается. У меня такое ощущение. Что мне не хочется с этим человеком общаться. Мне неприятно. Но по- христиански я должна простить. Сделать вид, как будто ничего не было.

 -Первый раз об этом слышу, чтобы по -христиански надо было простить предателя! Продолжать общаться, как будто ничего не произошло. Христианство здесь совершенно ни при чем. Если человек тяжко согрешил и раскаивается…. Или тот человек, против которого согрешили, ему стало его жалко, что он так жалок. Или и сам все как бы переживает. И сам человек преданный его оправдывает, ищет причины этого. Он сам может простить, если захочет. Это безусловно. Но он может и совершенно перестать общаться. В евангелие тоже есть такие слова: будет тебе как язычник и мытарь. То- есть, человек, которого нужно обходить стороной.

Поэтому, к сожалению, очень многие из нас, крещеных, не зная Евангелия, все время его искажают и на Евангелие возводят всякую напраслину. Как будто Евангелие это нечто такое, что противоречит здравому смыслу.

 -Господь часто говорит о прощении. Поэтому возникает такое ощущение, что мы должны прощать всех, всегда и за все.

 -Это абсолютно неправильно. Тогда чьи эти слова: да будет тебе как язычник и мытарь?

 -Спасителя.

 -Да. Есть ситуации, когда с человеком можно не общаться. Потому что будет тебе как язычник и мытарь. Это не значит, что ты должен его убить. А просто…

 -Обойти подальше.

 -Да. Сделать большой крюк.

 -Вопрос. В Евангелии написано, что верующие на суд не приходят, а сразу идут в жизнь вечную. Значит ли это, что уверовавший во Христа человек минует Суд Божий?

 -Осталось разобраться. Что такое верующий? С точки зрения Евангелия «верующий» значит «верный». Человек, который верен Богу и Его не предает.

 -Человек, сумевший прожить верную жизнь.

 -Да. Вот такой человек на Суд не приходит. Почему? Суд- это ведь сама жизнь. И он как со Христом есть, так и останется.

 -То –есть, он не сделал ничего, достойного Суда. Так на самом деле не Бог судит. Он ведь не судить пришел мир, а спасти. Ему зачем нас судить? Каждый сам себя судит. Каждого судят те чувства, которые он испытывает. Те поступки, те слова, те мысли, которые он принимает. Вот мысль пришла. Он либо ее с гневом отвергает, либо принимает. И этим человек сам судит себя. Зачем Богу судить? Все же ясно. Что такое суд? Суд- это что ты представляешь по своему существу. И тут никто не будет разбираться, какие-то доказательства, какие-то оправдания. Типа: а меня никто не учил.

А как же вот тот молодой человек, родился на Филиппинах, где абсолютно мусульманская страна, и вообще христианство было запрещено? Он, тем не менее, стал христианином. И в другие страны поехал, и выучился. И потом стал православным священником, стал служить и целую общину организовал. Так что нет никакого оправдания человеку на земле, который не слышал имени Иисус Христос. Ты поинтересовался? Ты поискал? Тебе это было интересно? Или ты шамбалу искал у себя на огороде?

 -То –есть, каждый человек проявил интерес в жизни…

 -Да. Кому поклоняться? Спасителю? Или слону с хоботом? Ведь в Индии есть такой культ, сколько людей слонику поклоняются! Ему говорят: хочешь счастья? Почеши слона между бивнями. Дай ему там орешка или еще что. Он же счастья хочет и верит, что он там покрутит, там погладит и получить счастье. Люди гладят даже статую в метро. Собаку пограничную по носу гладят.

 -Зачем?

 -Ради счастья.

 -Да вы что?

 -Да.

 -Вот оно где счастье- то!

 -В метро «Площадь революции». Там надо подраить бронзовый нос у собаки. И все. И тебе уже привалит счастья. Или замки вешают. Они хотят свой брак укрепить замком за три пятьдесят. Висит он там. Ржавеет, мост проваливается, а у них счастье. Они думают, что вот они сейчас замок повесят- и будет им счастье. А некоторые рвутся венчаться. Мы хотим венчаться, чтобы все было хорошо. Это очень трудное плавание, вообще-то, чтобы было все хорошо. Это очень трудный путь.

Сам апостол Павел говорил: мне вас жаль. Трудное это дело. Люди думают, что они себя оберегут. Один оберег купит за семь шестьдесят. Другой - еще что-то. Вот так они и оберегаются незнамо от чего.

 -А потом- почему Бог так строго судит?

 -Бог судит? Да они сами себя судят.

 -Вопрос у нас, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Ну что, надо отключать. У них там свои диалоги.

 -У Ильина есть такие слова: господин своих страстей не тот, кто их успешно обуздывает, а тот, кто их духовно облагородил и преобразовал. А что значит- духовно облагородил?

 -Дело в том, что каждая страсть дарована Богом, но искажена грехом. Ну, вот например стяжательство. Это страсть. Греховна? Греховна. Но если человек развернет эту страсть в сторону удержания Святого Духа, то она тут же становится добродетелью. Вот о чем Иван Александрович говорил.

 -А всякую ли страсть можно преобразовать и облагородить?

 -Наверное.

 -Даже чревоугодие?

 -Да. Преобразовать в воздержание.

 -Во как! Развернул на 180 градусов.

 -Да. Просто градус поменяй.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, уважаемые батюшки.

 -Здравствуйте.

 -Благословите.

 -Бог благословит.

 -Вот скажите: веровать умом или сердцем? Вот сердцем никак не получается. Умом все понятно, все резонно, а сердцем- никак.

 -Не знаю. У меня что-то такого нет.

 -Но вера ума- это начальная стадия. Если человек следует заповедям Христовым.

 -Нет, начинается все равно все с ума. Вера- то от слушания.

 -Может, человек еще не достаточно воцерковлен?

 -Может. Не знаю. Мне трудно сказать. Каждый человек исходит из своего опыта. Вот, Федор Михайлович Достоевский. Он однажды так сказал: если я узнаю, что Христос - это не истина, то я все равно останусь со Христом. Значит, он сердцем принял? То- есть, он уже всякие там доказательства, всякие насмешки просто отметает. Он любит сердцем Христа. А если кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает. Это уже Христос сказал. Поэтому мне здесь не все понятно.

 -Какие профессии для женщины вы считаете самыми лучшими, полезными, угодными Богу?

 -Домохозяйка, мать. Вот эти две профессии самые богоугодные. И не только богоугодные. Это и детям угодные. И мужу угодные. И друзьям мужа угодные. И народу угодные. И государству угодные, и так далее. Это только либеральное сознание выперло женщину из дома и сделало ее несчастной. Переходящей из рук в руки, вечно обманутой, работающей, как загнанная лошадь, и прочее и прочее. Да еще дома придет и занимается то готовкой, то уборкой, то стиркой и так далее. То -есть просто кошмар.

И посеяли еще в голову такие мысли, что вот это и есть счастье. Работать как лошадь -это и есть женское счастье, это называется самореализация. Хотя самое высшее счастье – это заниматься детьми.

 -Да большинство женщин, мне кажется, мечтает об этом.

 -Но боятся. Их родители к этому не готовят. Вот все хотят в институт поступить, вот это, вот то…Сейчас любое образование можно, не отрываясь от монитора, получить. ЛЮБОЕ! На любом языке. Если ты что-то хочешь знать- узнай. О чем речь -то? Если ты хочешь быть самым образованным? Да стань. Никаких сейчас проблем нет для самообразования. Просто нет никаких преград. Спрашивается: зачем? А вот для того, чтобы работать, чтобы диплом получить. Ведь на это же ориентируют.

 -Ну, хотят женщине дать большую свободу. Не запирать ее дома.

 -Надо женщину научить стать сначала невестой, потом женой. Потом матерью, и чтобы потом дома все было хорошо. Чтобы дома была не конюшня, не помойка, не контейнер для отходов. А чтобы был дом, в который приятно войти. Где дети воспитаны, где все молятся Богу, где над ними не издеваются в школе. К этому можно подготовить любую маму. Чтобы она стала учительницей сначала начальных классов. Потом средней школы. Чтобы детки поступали в школу лет с тринадцати-четырнадцати. А до этого они бы взрослели. Они сохранялись бы от улицы, от этого бесконечного хамства.

Чтобы она их возила по окрестным музеям, по концертам. Чтобы следила за их здоровьем, за тем, чтобы они занимались спортом. Чтобы они научились грядки в своем палисаднике обрабатывать, что-то выращивать. Чтобы они учились, как мама с папой взаимодействуют. А то мамы нет, папы нет. Сначала - сумасшедший детский сад, где все без конца орут, и самые гнусные мучают всех остальных. И бедные, трижды бедные воспитатели и нянечки. А про директора я уж вообще не говорю. Бедное, беззащитное существо.

Вот. И то же самое в школе. Ребенок там уже к тринадцати годам становится психом. Доходит до того, что незнамо зачем берет винтовку и убивает учителя, про которого говорит, что он его любил. Нормально? Наверняка у него мама работала, у этого бедного парня!

 - Вопрос у нас, батюшка.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, уважаемые батюшки.

 -Здравствуйте.

 -Скажите, пожалуйста. Вот в вашей такой долгой практике встречали ли вы таких людей, которые годами тяжело болели, но при этом смиренно несли свою болезнь? И как этого добиться? Как так получается, что только заболеваешь тяжело- то вообще теряешь всякую веру? Спасибо.

 -Не знаю. Я встречал замечательных людей, которые болели очень тяжело и от болезни умерли. И умирали очень тяжело. И все время с их лица не сходила улыбка. Нечасто, но встречал. Потому что столь тяжко болящих не так то часто и встретишь. Ну а раз вера уходит, значит, ее, наверное, и не было?

 - Полезны ли детям развивающие компьютерные игры для детей?

 -Я никогда в жизни не играл ни в какую компьютерную игру. Ни одного положительного отзыва я не слышал. А о вреде я слышал много. Поэтому у меня нет компетентного мнения. Я просто знаю, что всякие электронные вещи для ребенка очень привлекательны, а эта привлекательность сама по себе вредна. Ну, вот есть хорошие мультфильмы. Но мультфильм в принципе, как некий объект, вреден.

 -Потому что вызывает привыкание.

 -Да, и не только привыкание, а вызывает постоянную жажду смотреть мультики. Родителям лень с детьми заниматься. Вот чтение всегда полезно. Кроме тех случаев, когда ребенок начинает читать запоем. Нужна строгая цензура родительская, что именно читает их ребенок. Потому что иногда дети читают такие вещи, что я многие библиотеки просто бы сжег. Чтобы дети не смогли оттуда взять то, что им не нужно и просто вредно. Потому что это нельзя читать детям.

Взрослым, когда человек уже окреп, вполне можно, пусть себе читают, сколько хотят. А так очень важно, на каких книгах вырос ребенок. На Пушкине или на Стругацких. Другой человек получается.

 -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, уважаемые батюшки.

 -Здравствуйте.

 -Благословите, раба божия Мария из Москвы.

 -Бог благословит.

 -У меня такой вопрос. Очень часто патриотизм связывают с понятием христианства. А убиенный священник Даниил Сысоев учил понятию о небесном гражданстве. Что христиане вообще не имеют гражданства. Их гражданство на небесах с Богом, а не в какой-то определенной стране. Пожалуйста, разъясните мне это.

 -Да нет ничего проще! Конечно, мы все, как сказано, граждане неба и свои Богу. Это слова из Священного писания. Понятно, что это христианский максимум. И мы к этому стремимся. К тому, чтобы помимо гражданства, принадлежность наша к определенному отечеству, к определенной культуре была нами утверждена. К определенному восприятию христианства, которое свойственно именно этой ментальности, которой мы принадлежим. Это совершенно не отрицается. Во Христе нет ни мужеского пола, ни женского. Но это же не значит, что все христиане - гермафродиты. Просто пол во Христе преодолевается.

Но, во- первых, это не для всех. Это когда уже человек становится на путь ангельской жизни. Это все равно удел тысяч, не десятков и сотен миллионов. Это некий идеал. Также и здесь. Конечно, отец Даниил, как человек молодой, большой максималист. Есть такой прием, чтобы говорить о самой верхней планке. Но есть еще и обычная жизнь. Когда нужно ямку выкопать, посадить дерево, семь лет ждать яблок, и так далее. Что тут? Одно другому никак не противоречит. Это все пронизывается одно другим.

Поэтому да, Писание говорит об этом. Но если бы Господь это отрицал, Он бы пришел к эвенкам. Но Он пришел- то к евреям! Потому что только они могли понять глаголы вечной жизни. И наскреб там несколько сотен Своих учеников за три с половиной года. Буквально- наскреб. А все остальные собрались, Его убили под крики: Распни, распни Его! Но Он же все равно не выходил за пределы своей страны! Все это понятно. Так же и здесь. Никакого противоречия. Просто есть разные мощности множеств. И вот, бывает, своими краями множества пересекаются. Высшее это конечно небо.

 -Батюшка, нередко чувство патриотизма перерастает в национализм.

 -Ну, смотря что называть национализмом. Каждый психически нормальный человек по сути своей националист. Либо он как бы запрограммированный и с промытыми мозгами человек. Потому что ну каждый ребенок, он что видит вокруг себя: папу, маму, дедушку, бабушку, свою улицу, свой барак- он это любит. Я вот вырос в бараке. И вспоминаю свой барак с любовью.

Даже те клопы, которые пикировали на нас с потолка на кровать, и оставались в складках шеи, у меня сейчас нет против них обиды. Хотя вставали все искусанные. И бесполезно было с ними бороться, потому что если ты всех выловишь, то через два дня они от соседей приползут по- новой. Нет, конечно, отец боролся с ними. Я даже помню, средство такое от клопов, дезинсекталь. Ну, так это можно было побрызгать перед сном тех, которых было видно. Но к утру все равно приползут другие. Детки- они же пахнут вкусно.

Но все равно я помню даже эту штукатурку. Помню накат вместо обоев на стенах. Вот этот рисунок даже могу примерно воспроизвести. Такой темно-темно красной английской охры. Все это дети впитывали. Эта совершенно такая кошмарная жизнь она не могла восприниматься как что-то адское. Хотя умом я сейчас понимаю. Что это был ад. И так сказать…

 -Вы любите свое детство?

 -Да нет, пожалуй. Когда мне что-то из детства снится, я просыпаюсь всегда в холодном поту. Я не могу сказать, что это приятные сны. То, что вспоминается, это настолько реально, что просто жуть берет! Но все равно человек любит свой дом. Вот я люблю дерево, которое отец посадил под окнами, такой метровый прутик. Сейчас это уже огромное дерево. Поэтому естественно, что сначала человек любит этот кусочек, потом- все больше и больше. Потом страну любит. Потом -своих писателей. Свою историю. Свою музыку.

А потом переходит. Любит немецкую, французскую музыку. Вот, на французской музыке мы и закончим.

 -Все, батюшка, до свидания. Спасибо.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+