Перейти к основному содержанию

08:29 19.08.2019

Почему у иудеев национальность по матери? У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

19.11.2014 14:17:51

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов.

- Уважаемый отец Олег, в «Добротолюбии» написано, что нужно считать себя хуже бесов. Должно ли смиряться перед бесами, врагами Божиими, еретиками, иноверцами? Если мы должны ненавидеть врагов Божиих и гневаться на них, то как же смиряться перед ними?

- Вы, знаете, если отцы и говорят, что человек должен считать себя хуже беса, то отцы исходят из того, что всегда необходимо держать свой ум во аде.  Ад - это место, предназначенное для дьявола и аггелов его, то есть для бесов. То  - есть, когда человек рассуждает: а чего же я заслужил в этой жизни? То место, которое уготовано для дьявола и для аггелов его, то есть для бесов. Только в этом смысле. А в целом надо сказать, что ангелы падшие, не падшие, люди - это разные формы существования. И у нас есть великое преимущество. Это наша телесность. Святые отцы прямо говорят, что для аггелов покаяние закрыто, потому что они духовные существа. Если духовное существо падает, то оно уже не может быть восстановлено.

Иоанн Дамаскин, кстати, пишет: «Наша телесность, как раз является для нас неким извинением, оправданием. Поистине, сила
Божия в немощи совершается».

- Батюшка, не могли бы Вы объяснить, почему у иудеев национальность по матери? Ведь изначально же не было так? Там написано: Авраам родил Исаака. Ну, и так далее. С чего бы это началось?

- Если бы у евреев национальность была бы по отцу, то истинными чадами Авраама были бы арабы. Ислам этим, наверное, очень бы гордился, потому что первенец Авраама -  это Измаил, но он был сыном Агари, рабыни. И Аврааму было сказано, что обетование в Исааке тебе наречется.

О чем это? Это о том, что для того, чтобы ребенок был нормальный, надо, чтобы и отец был праведник, и мать была праведница.  Конечно, Агарь была праведница, но она была несовершенная праведница, она иногда могла вспылить. Однажды убежала из дома Авраама, ей показалось, что Сара ее угнетает. И ангелы спросили ее: «Агарь, Агарь, откуда ты бежишь и куда бежишь?» Этот вопрос был задан явно с сарказмом: ты убегаешь из дома пророка Божия, и куда бежишь? Назад в Египет? И она тогда одумалась, вернулась.

Поэтому, начиная с этой ситуации, установилось, что не только отец должен быть совершенным праведником, но и мать должна быть совершенной праведницей. Авраам и Сара были именно  такой четой. Было установлено, что обетование идет через Исаака, а не через Измаила, который, хоть и сын Авраама, но был разбойником.   Агарь не смогла удержать его страсти, потому что в Измаиле произошло соединение кровей хамитских, потому что сама Агарь -  мицраим, египтянка, и c кровь. Авраама получилась как бы взрывоопасная смесь.

Хотя мы знаем про Измаила, что он пережил покаяние, и об этом мы видим свидетельство в Священном Писании, что он все таки признал первородство Исаака над собой.  Потому что, когда описывается о погребении Авраама, там сказано, что погребали Авраама Исаак и Измаил. То, что имя Исаака поставлено спереди, а Измаила после, это означает, что он все- таки смирился, пережил покаяние, потому что, скорее всего, праведный отец вымолил его.

- Батюшка, у меня такой вопрос: я хожу в храм и стою и стою возле подсвечника, но после службы мне матушки, которые стоят там, где кладут продукты, они мне дают иногда. Не погрешаю ли я, принимая их дар, не является ли это грехом?

- Вы знаете, если Вы находитесь в храме и там есть женщины, которые имеют благословение следить за порядком, то здесь действует такой принцип: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Я уверен, что вы любите этот храм, и вы туда ходите, может быть, значительно дольше, чем эти женщины. Но у них такое послушание, поэтому надо прислушиваться к тем замечаниям, которые нам делают. Потому что наш Бог не есть Бог неустройства, но есть Бог порядка, и в этом смысле, конечно, всегда важно делать все по благословению. И если вы хотите   что – то взять с кануна или, что – то положить на канун -все это надо делать организованно, так как это установлено настоятелем этого храма. И никогда не надо говорить: «А в другом храме иначе». Вполне возможно, что в другом храме иначе, но там другой настоятель.

Существует такое понятие: А се изволит настоятель. То есть настоятель решил: в нашем храме так- то и так-то должно быть. А в соседнем храме другой настоятель. Туда придете, спросите: «А как у вас тут принято?» И тогда не будет таких казусных ситуаций.

- Батюшка, я пол  года назад задавал Вам вопрос: «Может ли православный молиться у стены плача в Иерусалиме?» Недавно показывали телепередачу про Глеба Грозовского, священника из Санкт – Петербурга. Я ему сочувствую, считаю, что это нападки на него. Его показали в Иерусалиме, как он молился у стены плача и просил Господа помощи. Вот, скажите, как это рассудить?

- Ну, во – первых этому святому месту поклонялись очень великие люди. Откройте псалтырь: « А я по множеству милости твоей войду в дом твой, поклонюся святому храму твоему» (Пс 5,8). Конечно, кто – то может нам возразить, что тот храм был разрушен, на котором молился царь Давид, впрочем, Давид молился даже в ожидании, что храм будет простроен. И кто – то может сказать: сейчас там храма нет, одна стена осталась, чего же молиться?

Но давайте откроем книгу пророка Даниила. Тогда точно храм был разрушен, гора Мориа была осквернена, но несколько раз в день Даниил открывал окна и молился в этом направлении. И даже когда был издан указ языческого царя, что, кто не будет молиться истукану -  там какой – то истукан поставили - и будет молиться каким – то другим богам в другом направлении -  того предадут казни. Но это не помешало пророку Даниилу - кстати, он по преданию был потомок царя Давида - молиться в этом направлении.

Но еще более интересно, когда мы читаем книгу Ионы, особенно не еврейский извод этой книги, а по Септуагинте на церковнославянском, там приводится обширная молитва пророка Ионы, который был во чреве кита. Находясь во чреве кита, он молился на это место, на храм, когда храм еще не был разрушен. Он молился с надеждой, что он опять пойдет в этот храм, в это святое место. Потом мы знаем, как Господь Иисус Христос относился к этому месту: когда двенадцатилетнего Иисуса нашли в храме Дева Мария и названный отец Иосиф, они спросили: «Что ты с нами делаешь? Мы тебя ищем везде». Он сказал: «Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему».
Тоесть, это особое место. Дева Мария была первосвященником введена по ступеням этого храма прямо во святая святых, это особое место, это место Бог предуготовил заранее. Именно там Авраам приносил в жертву Исаака, над этим местом известная лестница Иакова, хотя она начинается в другом месте, но она связана с горой Мориа. Поэтому, как мы почитаем новозаветные святыни, так  же и ветхозаветные.

Мы же почитаем не только апостолов Иисуса Христа, мы почитаем и пророка Илию, и пророка Моисея. А если так рассуждать, мол, это только к Ветхому Завету относится - зачем тогда православные ездят на гору Синай? А зачем у подножия горы Синай стоит целый монастырь святой Екатерины? И там место обозначено, где Неопалимая Купина была, и так далее. Для нас любое проявление Бога в этом мире -  это чудо и повод для радости, что Господь не покидает мир.

В Послании  к евреям апостол Павел пишет, что Бог многоразлично и многообразно издревле свидетельствовал о Себе через пророков.

- Добрый вечер, отец Олег, я не могу объяснить своей приятельнице, что лукавый не может из полотенца нитки выдергивать и волосы стричь. Я ей посоветовала обратиться к батюшке, а батюшка меня не понял и сказал, чтобы я освятила дом. Спасибо большое, если Вы объясните.

- Освящать жилище надо. Была даже такая пословица в русском народе: без Бога не до порога. И вообще, если в любой дом приходит священник-это событие, потому что, когда мы совершаем чин  освящения, там есть такие слова, что с приходом священников в дом приходят святые ангелы. И неважно, как вы  оцениваете этого священника, если это законно рукоположенный священник, это действительно событие для жилища. Ведь, собственно говоря, семья, это домашняя церковь, и по определении., конечно, мужчина, любой мужчина, муж своей жены и отец своих детей -  тоже священник, в смысле всеобщего священства.  Но, кроме всеобщего священства, есть сугубое священство. И когда мы приглашаем священника освятить жилище - таким образом, мы очищаем это пространство от сил зла.

И не надо думать, что злые духи, они, как  свойственно Богу, вездесущи.  Нет, они тварные существа, они имеют положение во времени, в пространстве.

Например, Матронушка Московская говорила: «На большие большевистские праздники ни в коем случае форточки не открывайте, а то бесы налетят». А когда, в свое время, я читал труды Иоанна Дамаскина, он пишет: «Бесы даже не могут проходить дверьми затворенными». Казалось бы, матушка сказала по простоте: «Не открывайте форточки, а то бесы налетят». Что, они не могут пройти сквозь стекло? А, вот, Иоанн Дамаскин пишет, у него целая работа есть на эту тему, что только Сын Божий прошел дверями затворенными, это недоступно для дьявола, то есть он имеет положение во времени, пространстве, но   не надо ему приписывать свойства Бога. Если водичкой покропили, дверь закрыли, крестили - ну, и нету никого, кроме Бога одного.

Поэтому, если у Вас вопросы там какие –в любом случае священник жилищу никогда не повредит.

- Батюшка, можно ли повторно освящать, как некоторые делают после ремонта, после каких – то событий или смертей, допустим, в доме? Повторное освящение вообще приемлемо для квартиры, дома?

- Я думаю, что на такие случаи существует крещенская вода в доме. Вы можете взять и покропить крещенской водой.

Но, если в вашем доме какое – то время жили другие люди, то, я думаю, в такой ситуации уместно делать переосвящение. Или, например, какое – то преступление было совершено, или какой – нибудь богохульник прорвался в дом, или Вы пригласили человека в гости, он вел себя неподобающим образом, богохульствовал - здесь речь идет о возможном переосвящении. Как я уже сказал: наш дом -  это тоже  как храм, и на это  есть законы. Если в храм вскочит пес  - то священник должен выйти с кропилом и это место освятить. Не весь он храм, а то место, где была собака.   Или какой – нибудь еретик вскочит - тоже надо место освятить. Поэтому, на такой случай всегда дома должна быть святая вода.

- Скажите, пожалуйста, отец Олег,   вы очень правильно объяснили по – поводу бывшего храма в Иерусалиме, но ведь вы знаете, зачем будет строиться новый храм в Иерусалиме. Для воцарения антихриста, поэтому моление у этой стены плача - оно весьма требует более тщательного изучения.

- Святые отцы по - разному отвечают на этот вопрос. Есть целая группа святых отцов, которые говорят, что иудеи никогда не восстановят храм. И даже во дни Юлиана Отступника, когда он им дал разрешение восстановить храмы, они так обрадовались! Стали там копать, из-под земли огонь пошел, и они не смогли восстановить храм. Как Господь сказал: «Се оставляется дом ваш пуст». Вот, камни остались… И в таком понимании, это древние так объясняли, антихрист воссядет в церкви Божией, потому что, то что мы называем апостасией, а апостасия -  это отступление от веры, с иудеями это не может произойти, они уже отступили, если они отступят от своих заблуждений, это будет хорошо.

Апостасия - это то, что произойти может только с верующими и только с православными христианами. Ну, кришнаиты от кого отступят? От Кришны, что ли?  Ну, и слава Богу, если они от Кришны отступят. Поэтому в толковании целой группы святых отцов, и Златоуст толковал, что антихрист воссядет в церквах Божиих. Не просто в одном каком – то храме, а в церквах Божиих. То есть апостасия - это будет такой процесс, когда только немногие сохранят чистоту православной веры. Как в Израиле - это тоже была церковь ветхозаветная - это были архиереи, старцы, первосвященники, священники, все как положено. Но только остаток Израиля принял Иисуса Христа. Мы видим Никодима, Гамалиила, Иосифа Аримафейского, ну, и простые люди: апостолы, и так далее. Так будет в последние времена. В последние времена, когда будет всемирное отступление от веры, оно коснется, прежде всего, тех, кому есть от чего отступать. А если говорить об исторических церквах - они уже давно отступились, они перестали быть православными, кто – то в 1054  году, кто – то позже, кто – то раньше. У них апостасийный процесс уже произошел.

Но апостасия не является чем – то неизбежным. Например, апостасия иудеев, то, что они не приняли Христа Спасителя и кричали: «Кровь его на нас и на детях наших» -  она закончится тем, что они во дни антихриста примут Христа как своего Спасителя. Об этом огромное количество свидетельств в Священном Писании и у святых отцов. То есть остаток спасется.   Пророк Исайя говорил: «Как песок морской, может быть их много, только остаток спасется». То есть, те, которые доживут до дней, когда во дни антихриста пророк Илья сойдет с неба с пророком Енохом, и пророк Илья будет проповедовать как раз евреям. И посмотрите последнюю главу книги пророка Малахии, последние стихи - там прямо говорится, что Илия будет послан к лицам еврейской национальности, и они обратятся. А апостол Павел целую главу в послании к Римлянам посвятил этой теме.

- Маленькое замечание: стена плача в Иерусалиме, это стена плача о единственном месте, о котором сказано: «Се оставляется вам дом ваш пуст».   То- есть там, если и древние пророки молились на это место как на место грядущих обетований, то сейчас там осталась, как минимум, пустота, а как максимум -  это надо прочитать труд Иоанна Златоуста «Против иудеев».   Но у меня вопрос о молитве «Отче наш».  Мы с вами в прошлый раз как бы провели маленькую дискуссию.  Вы  процитировали из Киприана Карфагенского, что он под хлебом насущным понимает хлеб евхаристический.  Но я бы, честно говоря, не останавливался только на этом одном, потому что, если мы здесь поставим точку, то выяснится, что после принятия Христовых Тайн мы уже не будем иметь права читать молитву «Отче наш» в этот день, так как мы уже этих тайн сподобились. Поэтому я бы взял и это толкование священномученика Киприана Карфагенского и толкования многих других отцов, которые говорят, что под хлебом насущным понимается как евхаристический хлеб, так и хлеб наш обычный, и все необходимое нам для повседневной жизни.

- Я с Вами абсолютно согласен по  поводу слов о хлебе насущном. Классическое христианское катехизическое истолкование - что имеется в виду евхаристический хлеб, но так же хлеб насущный, то есть один хлеб для души, а другой для тела. Но я не согласен с вами насчет святых мест. Если следовать вашей логике - тогда не надо ездить в Хеврон. Зачем ездить в Хеврон, где пещера Махвела, она вообще даже евреям не принадлежит, там мечеть?

- Находится в мечети, да.

- …или гора Вознесения, где Господь вознесся -  там мусульманская мечеть, это собственность мусульман. Само место, где камушек, и ножки Спасителя там отпечатались, там произошло Вознесение Господа, или, например, место Успения Божией Матери -  там Римо – католический храм.

Дело в том, что когда дело касается общехристианских, общебиблейских даже святынь - здесь дискуссия все таки приостанавливается. Например, ни в одном православном храме не может на православном престоле служить Римо - католический священник. Но есть один престол, где служат все: и православные, и католики, и армяне - это Гроб Господень в Иерусалиме. Это святыня общехристианского значения.

И даже само понятие статус кво, откуда взято это понятие?  Вот, статус-кво, когда вы будете подходить к храму Воскресения Господня, там увидите одно окошко, и к нему лестница приставлена, непонятно для чего. Просто поставили, как – будто что – то надо повесить, потом ее убрать.

Был заключен статус кво, сейчас это политическое понятие, а в древности это касалось только храмов. Вот, собрались армяне, православные, католики, копты и договорились: вот, вы служите в такое время, вы- в такое, и мы ничего не передвигаем в храме, ничего не меняем, ничего не перестраиваем без взаимного согласия.

Они печати поставили, а в это время кто – то прибежал, говорит: «А лестницу – то можно убрать?» Ее решили оставить как, подтверждение этого статуса кво, вот эта лестница, пусть она так и стоит…

- Веками.

- …веками, да, это простая лестница как свидетельство того, что не надо тут ничего особенно менять, потому что, когда мы начинаем менять отношение к святыням -  это всегда кончается военными конфликтами.  Те же самые крестовые походы, они тоже чем – то были вызваны, и так далее, и так далее.

- Люди вырастают на передачах радио «Радонеж» Годами люди слушают. Собственно говоря, назначение этих передач сделать так, чтобы люди жили той информацией, которую им дают. И я вспоминаю, как начиналось радио «Радонеж».    Вопросы в основном были: как снять сглаз, чем вредна черная кошка - вот, такие вопросы все время повторялись. А с годами начали появляться библейские вопросы,  потом из области патрологии. Не просто там, в  Библии, человек что – то прочитал, а он еще прочитал какое толкование написано на этот библейский текст, и он это озвучивает. Это, конечно, для нас приятно в том смысле, что мы видим результат той работы, которую мы проводим в этой студии: люди реально духовно растут.   

Всегда очень радостно, когда одни и те же люди звонят. Конечно, мы радуемся, когда новые люди звонят, особенно я радуюсь, когда звонят дети.

Вот, звонит мальчик лет двенадцати, девочка лет одиннадцати, и такой вопрос зададут  - на уровне Духовной Академии! Это дорогого стоит пережить такую радость, когда уже новое поколение христиан просто выросло с радио «Радонеж», потому что во многих православных семьях его не выключают вообще…..

- И теперь,   наверное, слушают радио со своими детьми.

- Да, надеюсь.

-Батюшка, я хотел бы с Вами поговорить.

- Вы можете не волноваться, вас никто не видит, не слышит.

- Нет, дело не в этом.

- Но если Вы хотите, чтобы вам лично позвонили, вы можете дозвониться до радио «Радонеж», и, сейчас сестра Галина на пульте запишет ваш телефон, и потом я сразу постараюсь Вам перезвонить,

- Батюшка, у меня первый вопрос: я никак не могу понять смысл благословения. Мне кажется, что благословение -  это соответствие моей воли с волей Божией. Если батюшка  благословил – значит, есть воля Божия на мои поступки, слова и прочее. Если не благословил -  значит, нет этой воли. Но я почему – то сталкивался с таким моментом, когда благословение воспринималось как юридическое: я разрешаю, я запрещаю. Вот, это первый вопрос. Второй вопрос богословского характера. Я никак понять не могу, Троица равнозначна,  или все - таки Бог - Сын и Бог – Дух подчинены Богу – Отцу  - это  я  совершенно понять не могу. Как?

С одной стороны, они вроде бы равнозначны, а с другой стороны -вроде бы подчиненные.

- Давайте начнем с благословения. В Ветхом Завете слово «благословение» имеет совершенно конкретный смысл: это дети, а все остальное: хороший урожай, вино, чтобы сохранилось в кувшинах,  капуста в кадках, и так далее, для поддержания семейной жизни. В новозаветном понимании понятие «благословение» несколько шире, потому что семья в новозаветном понимании намного шире, чем в ветхозаветном.

В ветхозаветном понимании семья - это одна семья. По- еврейски  имя семьи - это один род, а в христианском понимании все намного шире: мы все называем друг друга «братья и сестры», мы все называем священников отцами, архипастырей называем владыками, у нас есть крестные родственники. Поэтому благословение в христианском понимании - это счастье всей церковной общины, и счастье не только материальное, но и духовное, и даже, прежде всего  - духовное.

Если говорить о Пресвятой Троице, когда православные христиане крестятся, они слагают персты соответствующим образом: три соединенных кверху перста означают, что православные исповедуют веру в Бога - Отца, Бога –Сына, Бога – Духа Святаго, два пригнутые к низу перста - православные исповедуют нашу веру в то, что Сын Божий сошел на эту землю, как истинный Бог, как истинный Человек. То есть по – Божеству Он входит в этот мир, по человечеству выходит из него.
Если говорить о Святой Троице, мы верим в единосущную троицу.

Что значит «единосущную»? Это значит, что все, что имеет Отец- имеет и Сын, все, что имеет Сын- имеет и Дух Святой. Но при этом есть ипостась Бога – Отца, есть ипостась Бога – Сына и есть ипостась Духа Святаго. «Ипостась» по латыни это персона, по – славянски можно сказать личность. Так говорится: личность Бога – Отца, личность Бога – Сына, личность Духа Святаго. И все, что присуще личности как таковой в нашем понимании: самобытность, это все тоже присуще личности Святой Троицы. Но все эти личности единосущны, одна божественная сущность, поэтому православное исповедование ипостаси не смешивает, а сущность Божественную не разделяет.

Вот, если кто – то скажет, что у нас три Бога -  он еретик, он разделил Божественную сущность, а если кто – то скажет, что три ипостаси - это одна личность, то он мусульманин или иудей, они так и понимают.

Поэтому в нашем понимании Бог именно триедин, это тайна, непостижимая тайна христианского Бога, но это тайна любви, прежде всего. И есть ипостасные свойства. Вот, ипостасные свойства, их иногда путают, как бы, с тем, что, как бы, существует, некая субординация между лицами святой троицы.

Иларий Пиктавийский писал, что в лицах Святой Троицы нет счета, то есть нельзя сказать, кто первый, кто второй, кто третий.

Если так говорится: там, первая личность, вторая, третья, это очень условно говорится. Какие же ипостасные свойства существуют? Ипостасные свойства Бога – Отца: Он безначальный, но это не значит, что Сын не безначальный и Дух Святой не безначальный; ипостасные свойства Сына: Он вечно рождается от отца; ипостасное свойство Духа Святаго: Он предвечно исходит от Бога – Отца. Один святой отец задался вопросом: «Если бы меня спросили, в чем разница между порождением и исхождением, я бы не смог ответить».

Тайна Троицы -  это непостижимая тайна, но я уже сказал, что это тайна любви, на это всегда надо обращать внимание. Если мы говорим, что Бог есть любовь, а ведь любовь, это движение от кого – то к кому – то, если Бог есть любовь, а Бог неизменяем, то до сотворения тварного мира Бог – любовь, это, что источник эгоизма, себялюбия? Вот, так получается в том случае, когда понятие Бога сводят к единице, а христианское учение о Троице говорит: «Нет, Бог, действительно всегда любовь, но не в смысле одиночного эгоизма, а в том смысле, что Бог Отец любит Бога – Сына, Бог – Сын любит Бога – Отца, и они пребывают в любви от Духа святаго.  Поэтому учение о Троице имеет для нас нравственное приложение, и Христос говорил: «Будьте едины, как Я един с Отцом». Этими словами Он призывал своих учеников Божественной любви. И преподобный Сергий назвал обитель во имя Живоначальной Троицы, почему? Потому что тогда русское общество было разобщено, и образ Троицы, образ Божественной любви должен был сплотить наш народ накануне великого сражения.

- Батюшка, я по части первого вопроса, касаемо благословения, хотел бы рассказать небольшой случай, который произошел несколько часов назад буквально …

- Да, да, я жду, когда вы сами начнете эту тему.

 Расскажите, что произошло

- Да, сегодня в Москве освящался храм на Ходынском поле в честь Архангела Гавриила, произошла первая архиерейская служба, которую совершал архиепископ Егорьевский Марк.  Достаточно большой,  красивый деревянный храм, был заполнен уже  в восемь утра.    Люди стояли на улице, красота неописуемая, благодать.  После службы совершалось освящение крестов, колоколов, которое происходило под дождем.

 - А освящение -  это и есть окропление.

- Да, да.

- Еще небеса помогали.

- В этом плане для нас это был момент разочарования…

- Испытание, испытание.

  -Похолодало же немножко…

- Объясню почему: мы проводили движение «Сорок сороков»- с Божией помощью, конечно, потому что это по - другому назвать нельзя, все мероприятие за пять дней было подготовлено.   Мы проводили ежегодный праздник «Православие и спорт» в рамках празднования семисотлетия преподобного Сергия Радонежского, и, вот, наше мероприятие происходило через дорогу от этого храма.   И конечно, мы, стоя под дождем, при освящении колоколов радовались, но честно говоря, уныние все больше и больше нападало, потому что я понимал, что пять часов стоять под дождем, стоять просто, ну, крайне тяжело, и люди, которые соберутся, соберутся ли они вообще? Да  люди выйдут ли на улицу, видя из окна такую картину? Но мы подошли, набрались смелости, подошли к владыке и попросили: «Владыка, можно вас пригласить посмотреть наше мероприятие, до начала которого остался час?» Он сразу же отреагировал: « Да, - говорит, - с удовольствием».

Мы перешли дорогу, показали, где все будет происходить и опять же с дерзостью попросили его открыть наше мероприятие, которое будет через час, вот, ну, владыка с таким, вот, тоже смирением тоже сказал: «Да, хорошо, я час подожду»

И, вот, открылся праздник словами архиепископа Марка, который, конечно, благословил всех людей и сказал потрясающую проповедь.    вы знаете, какое – то чудо произошло.   То - есть реально были все свидетелями того, что дождь остановился, люди наполнили всю площадку, которая была отведена для нашего мероприятия, приехали гости из других городов.   Наши братья выехали из Курска, чтобы поддержать нас, чтобы порадоваться вместе с нами, приехали из Смоленска, из Москвы, из Зеленограда.

Огромное количество людей приехало, известные спортсмены, посетили мероприятие, я  хочу конкретно осветить тех людей: это чемпионы мира по различным версиям, это Алексей Олейник, чемпион мира, профессионал по борьбе без правил, это чемпион мира по боксу, по кикбоксингу Сергей Водопьянов, Алексей Папин -  это все очень известные люди в мире спорта, единоборств. Их всех объединяет, что они не стесняются того, что главный их титул: они православные христиане. Это многодетные отцы. У Алексея Веника четверо детей, он со всей своей большой семьей сегодня с женой вместе приехал на мероприятие, которое вы знаете,  торжественно стартовало. Вопреки всем  прогнозам, дождям и ливням этим, вопреки этим недовольным людям, которые переживают, смотрят в сторону храма с гримасами на лице, тычут пальцами. И вопреки всему этому была потрясающая программа, и были выступления наших богатырей, которые поддержали полностью название праздника «Православие и спорт».  Плюс ко всему они  разгромили этот миф, навязанный врагами, что православие - это  религия слабых, религия неудачников. Насчет слабости я могу сказать, что наш брат Максим Цуканов ни больше, ни меньше как привязал себя лямками к машине  - есть такая машина американская, не хочется рекламировать.

Машина американская, которая весит четыре тонны, на которой написано сзади большими наклейками, что это трофей из Америки. Вот, он взял, привязал эту машину к себе и просто потянул, а потом ему привязали еще одну машину, и сумма веса составляла восемь тонн, а потом еще одну, и не поверите, еще одну машину, и общий вес составлял шестнадцать тонн.  Вот, этот наш русский богатырь, Верующий православный христианин, да, он много весит: сто сорок килограммов, и вид его, как настоящего богатыря.   Он выглядит   так, знаете, благочестиво: аккуратная борода, он такой смиренный, добрый человек. Вот, он просто показал всем, что такое православные люди, что такое православные богатыри, что такое русский дух. Он просто взял на глазах изумленной публики  и протащил больше десяти метров всю колонну, состав из этих американских тяжелых машин.   Выступление сегодня было феерическое. Был концерт, на котором выступили православные группы, чаепитие, каша, полевая кухня. Мероприятие просто превзошло все ожидания, хоть все начиналось не очень радужно, без солнца, без сухой погоды. Но благословение архиерея все переменило.

- Смотри – ка, Марк удивительный человек, я лично, к сожалению, с ним не знаком. Это все же человек в возрасте, ему где – то пятьдесят пять лет, но свой архиерейский апостолат он совершает с поразительной юношеской легкостью. Настолько подвижный человек, вот, все, что я слышал, этот человек, когда ему говорят: надо что – то делать - он идет делает. Очень отзывчив по отношению к верующим. Это пример такого служения, когда священник -  это не вещь сама для себя, а это тот, который живет для других…

- Потрясающе, потому что мы знаю, что после службы, три с половиной часа шла служба.

- Священнослужитель -  это человек для других людей, на примере владыки Марка постоянно убеждаюсь в этом. Конечно, он во всем этом подражает Святейшему. Когда нам читают епархиальные отчеты, сколько служб было у Святейшего, мы, молодые священники, краснеем, потому что физически никто не может представить…

- Я знаю, что больше двухсот по – моему.

- …как можно в таком режиме совершать служение. Конечно, без молитвенной поддержки такие удивительные люди, даже несмотря на свои личные качества, вряд ли смогли бы что – нибудь сделать, но, когда за людей молится целая Россия, когда их знают, их любят, ценят - это, конечно, Божие благословение, и общение с ними -  всегда радость.

- Батюшка, отец Олег, вот, я не знаю, может быть, вопрос какой – то неправильный или что, но меня давно это мучит. Вот, в Ветхом завете евреи приносили жертвы Господу Творцу. Обычно жертвы приносят язычники…

- Почему язычники?

- Ну, вот, и сейчас жертвы приносят всевозможные язычники.

- Жертвоприношения прекратились во всем мире с появлением  христианства, в той или иной степени.

-Так баранов режут и сейчас.

 - Это не язычники, это делают мусульмане, праздник курбан- байрам.

 Этот праздник означает то, что, когда Бог сказал Аврааму: «Принеси в жертву своего сына» - Авраам не усомнился и пошел это делать. И, когда Авраам начал приносить в жертву сына, Бог остановил  его.  Мусульмане с той поры празднуют прекращение человеческих жертвоприношений, потому что человеческие жертвы были заменены жертвами баранов, агнцев.   А мы, христиане еще дальше пошли: мы никаких баранов и козлов не режем, верим, что все это было заменено кровью Сына Божия, и для нас это очень важно.

- Отец Олег…

- Это было страшное явление -  человеческие жертвоприношения. Оно носило планетарный характер.

- Отец Олег, так, вот, мне и непонятно, а зачем же Творцу нашему -  ведь Он же самый лучший - зачем ему были нужны эти жертвоприношения? Потом Господь же нас спас.
А зачем нужны были эти жертвоприношения ветхому Израилю?

Вы, простите, я просто не могу понять.

- Я отвечу на ваш вопрос, но на самом деле он не такой сложный, как Вам кажется. По Закону Божию сказано: «За грех смерть». Также сказано: «Не бывает прощения грехов без пролития крови», и, в принципе, любой человек, который согрешал в ветхозаветные времена, должен быть казнен через пролитие его крови. Но жертвы животных носили заместительный характер, и Бог повелел, чтобы приносили эти жертвы. То- есть давалась, таким образом, как бы отсрочка согрешившему, и, когда он сам приносил жертву, он отлично понимал, что это его глаза должны были быть наполнены страхом, то, что он видел в глазах у овечки, у козочки, это его кровь должна была быть пролита, когда перерезал горло жертвенному животному. То есть человек переживал весь трагизм того, что с ним могло произойти, справедливый Божий гнев, который на него двигался.  Это не произошло. И все эти заместительные жертвы указывают на главную. Поэтому, когда Иоанн Креститель увидел Иисуса Христа на Иордане, он сказал: «Вот агнец Божий, берущий на себя грехи мира». По сути дела он сказал: «Вот, овечка Божия, берущая на себя грехи мира»

То есть все эти овцы, все эти козлы - это тень будущих благ от тела во Христе, как рассуждает апостол Павел в «Послании к евреям».

 И когда на Голгофе была принесена самая великая жертва, те народы, которые осознали ее значимость, христианские народы, они больше никаких жертв не приносят, потому что мы имеем самую совершенную жертву умилостивления за наши грехи и беззакония. Но, когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, мы рассуждаем о том, что это на нашу голову надо было одеть терновый венец и бить палкой по голове за те ужасные мысли, которые наполняют нашу голову. Это наши руки надо было пронзить гвоздями за то зло, которое мы ими делаем, это наши ноги надо было пронзить гвоздями за то, как мы спешим идти стезями греха, но невинный занял наше место. А в ветхозаветные времена люди проецировали свою ситуацию   на это жертвенное животное. Они отлично понимали, что это они заслужили то, что они делали с этим животным. Таким образом, вся система жертвоприношений реально предуготовляла весь род человеческий, вот, к той самой главной жертве, которую мы имеем на Голгофе, вот, эта самая главная жертва. И смотрите, что пишет апостол Павел(Евр 10,1-20) «Закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми никогда не может сделать совершенными приходящих с ними».

И ниже: «По сему Христос, входя в мир говорит: Жертвоприношений, ты, - то есть Бог - Отец, - не восхотел, но Тело уготовал мне».

То есть он пришел, как раз, чтобы прекратились эти жертвы, будучи заменены самой истинной жертвой умилостивления за весь род человеческий. Как апостол Павел пишет: «Накоплено дорогой ценой, ценой крови Иисуса Христа»,

- Батюшка, я в завершение программы хотел бы еще передать слова поддержки, слова благодарности которые сегодня звучали на Ходынском поле от лица настоятеля отца Василия Алексеева, от лица всех нас. Потому что все мы помним, уже год прошел, когда Вы посетили с уникальной проповедью, с глубоким смыслом Ходынское стояние в поддержку строительства храма на Ходынском поле. Когда на «Радонеже» вы приглашали людей, когда множество радиослушателей приехали поддержать молитвой и делом. Они приехали буквально на это место показали свою позицию, то есть действенно помогли. Вот, сегодня все это вспоминалось, конечно, передавали Вам низкий поклон, всем тем людям, которые приезжали в прошлом году из числа слушателей программы, батюшка, вот, примите наши поздравления, и мы знаем, что третьего октября у вас был день ангела, поздравляем Вас тоже с этим знаменательным днем. Божией помощи Вам, здоровья, терпения и дальнейшего просвещения всех нас, вот, по части такого большого…

- Спасибо, если меня пригласят послужить в этот храм-я с радостью приеду.

- Батюшка, я чего – то не понимаю, а, как вы сказали, на Гробе Господнем   служат множество конфессий?

- Там служат…

- …и православные.

- Да, там служат, так было всегда, с древних времен.

- Да, до этого вы сказали, что, если даже еретик придет к тебе в дом, так  освящать нужно, так на этом же престоле служат, там освящение происходит…

- Это место настолько свято, что его не надо переосвящать, поверьте,  мне, его невозможно осквернить. Есть такие места, которые источают такую святость и благодать, как гроб Господень, что даже сама мысль о переосвящении такого места,она может выглядеть, как кощунство.

Объявление о сборе духовной литературы для Крыма.

- Батюшка, мне кажется, для наших братьев в Крыму крайне нужна, духовная поддержка, мне просто буквально перед программой написали письмо в интернете со слезной просьбой любыми путями, где – то добыть поясок Божией Матери, то есть поясок , освященный на Афоне, да, на части пояса Матери. Да, я, знаете, так читал, то есть большое письмо было, с подробностями: для кого, для чего, для больного ребеночка друзей близких …

- Я думаю если кто – то откликнется, он может принести на радио «Радонеж» и на следующей передаче, если будем живы, Господь позволит, его передадут, а мы уже перешлем. Но, мне кажется, очень важно, чтобы помощь шла не только Крыму, не только Донбассу, но и Киеву, и Львову. Я люблю Украину. Я думаю, нет ни одного настоящего русского патриота, который бы изменил свое отношение к Украине, к украинскому народу после тех событий, которые нас всех потрясли. Мы должны думать о наших православных людях, о наших собратьях по вере, по крови, где бы они ни находились, и адресная помощь, она должна расширяться. Крым, конечно, сейчас в более сложной ситуации, в самом Киеве все- таки издается больше литературы.  Но если понадобится помощь для Львова, для Ивана – Франковска, я думаю, ни одна душа не останется равнодушной.  Мы так же соберем книги, одежду, может быть, необходимую и пошлем нашу помощь, как свидетельство нашей любви.

Наша передача подошла к концу, как обычно испрашиваю ваших молитв за то служение слову и евхаристии, которое мы здесь совершаем.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+