Перейти к основному содержанию

04:48 22.07.2019

Почему священник не носит обручального кольца? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии протоиерей Александр Березовский.

18.06.2014 07:06:22

- Отец Дмитрий, научите, пожалуйста, как умом и сердцем всегда предстоять перед Богом?
- Ну, во-первых, я не могу научить тому, чего не умею сам. Это невозможно даже в более простых вещах. Во-вторых, нужно соизмерять вопрос и формат передачи. Об этом предстоянии написаны тома, и я вам советую в виде домашнего задания найти их, а потом всю жизнь читать - и вы узнаете ответ. В рамках же нашей передачи дать ответ на такой вопрос просто невозможно, потому что нужно прочесть лекцию на пятьдесят минут. Я, может быть, и мог бы это сделать, но нужно иметь перед глазами материал, нужно специально подготовиться, потому что читать такую лекцию без точных цитат из произведений тех людей, которые этого достигли, просто невозможно. Нужно сделать выборку из аввы Дорофея, «Лествицы», Антония Великого, Макария Великого, конечно, Василия Великого. Может быть, прибегнуть и к святителю Игнатию Брянчанинову, святителю Феофану Затворнику, что-то взять из писем Оптинских старцев, и так далее. То есть нужно очень серьезно все проработать.
Кратко же можно сказать так: самое главное упражнение для того, чтобы реализовать это предстояние
- непрестанная молитва и постепенное превращение молитвы, не без помощи, конечно, благодати Духа Святаго, в самодвижущую. Вот тогда Сам Дух Святой будет осуществлять искомое.
- Отец Александр, скажите, пожалуйста, почему священник не носит обручального кольца?
- Когда меня посвящали в первую стадию священного сана, в дьяконы, кольцо сняли, потому что человек, который принимает священный сан, посвящает себя полностью Богу. Хотя это не снимает обязательств перед семьей, но первостепенное служение, конечно, уже Церкви. Человек отдает себя в послушание Церкви, священноначалию и служит Богу, предстоя перед престолом Божиим, а семья ему в помощь. Поэтому обручальное кольцо как символ привязанности человека исключительно к собственной семье отдается на хранение матушке. Так что мое кольцо хранится у моей матушки.
- Будет ли признаком гордости то, что муж считает себя главой семьи?
- Смотря, в чем это выражается. Если в том, что он организовывает всю жизнь семьи, занимается воспитанием и образованием детей, содержит все свое семейство, проявляет заботу о душе и о теле членов своей семьи, тогда это не будет проявлением гордости. А если он просто постоянно говорит, что он глава семьи, и при этом не делает ничего вышеперечисленного, то это проявление гордости. Я встречал таких мужей, которые не работают, истерично орут дома на семью, как базарные бабки, совершенно ни о ком не заботятся, а требуют ото всех подчинения, что разрушительно для семьи.
- Благословляете ли вы читать Апокалипсис мирянам? И еще: у некоторых мирян в церкви я вижу на руках четки. Можно ли их носить, или это нелепо? 
- Апокалипсис для этого и печатается, чтобы мы его читали. При чем тут миряне? Некоторые миряне бывают поумней даже представителей профессорского сословия, почему же им не почитать Апокалипсис?
Лепо - это значит красиво. Если четки лепы, то, значит, лепо, если четки нелепы, то нелепо.
- Что такое духовный человек, и может ли быть духовный человек вне христианской веры?
- Вне христианской веры может быть один случай в сто лет. Духовный человек - это тот, который стяжал плоды Святаго Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. На такового нет закона, он человек духовный. Он никогда не спрашивает, а что можно, а что нельзя, а что лепо, а что нелепо, потому что ему совершенно все равно, носит человек четки или нет. Ему есть дело только до спасения своей души, исключительно. Он даже спасение своих ближних видит через спасение своей души, только через эту призму. Он через свою душу смотрит на окружающий мир, поэтому всех любит, всему верует, на все надеется, все терпит. И любовь в нем никогда не оскудевает.
- Такое, как говорят, зацикливание на своем спасении многие считают эгоизмом.
- Потому что они ничего не понимают. Эгоизм - это то, что у них, а не то, что у людей духовных. Духовные люди жалеют весь мир и каждую тварь Божию.
- Значит мы все недуховные, так как не достигли тех плодов, которые вы сейчас перечислили?
- Конечно. Апостол говорит: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Если по духу не поступаем, то какие же мы духовные?
- А что тогда нами движет?
- Ну как что? Страсти.
- Но любить Бога вне благодати Святого Духа невозможно, а мы любим Бога, значит, все-таки в нас есть…
- Всякие мечтания. Вот прочел человек какую-то хорошую книгу и размечтался, что он, дескать, всех любит. А когда к нему обратятся: «Ты не вынесешь ведро с мусором?» - говорит: «Мне некогда, завтра вынесу». Ну, вот и вся духовность вместе с ведром испарилась. Поэтому большинство людей, к сожалению, пребывают в иллюзиях о самих себе. У них слезы нервические, а они думают, что это благодать Божия на них сошла. Такие люди обычно всегда определяют: ой, как тут благодатно, а тут неблагодатно.
- Но что-то же человек ощущает?
- Если разбежаться, со всей силы дать ему пинка и спросить: «Что ты ощущаешь?» - то, если он человек духовный, на его внутренние ощущения это никак не повлияет. А если нет, сразу изменятся и поведение, и выражение лица, сразу спазмы в горле. Поэтому большая разница между человеком, который говорит про себя, что он только ученик, и человеком, который себя мнит духовным старцем, а от каждого пинка готов убить своего обидчика, как будто он не читал 19 главу Евангелия от Иоанна и это вообще к нему не относится. Никто же гвозди в него не забивал, что он так нервничает? Ну, подумаешь, пинка дали! 
- Есть ли у детей совесть?
- Бывает. Но иногда очень рано, буквально с трех лет, ребенок ее теряет от отсутствия воспитания или от противоположного воспитания, потому что дети быстро усваивают правила поведения, которые приняты в семье или в том окружении, в котором они живут.
- А если совесть потеряна, как ее вернуть?
- Это довольно трудная реабилитация. Ребенка нужно просто любить, любить, любить, любить, никогда не бить, никогда не ругать, а только молиться, увещевать, пытаться воздействовать. Всю эту коросту надо отпарить и потихонечку снимать. Это очень трудно, а в отдельных случаях и невозможно, ведь недаром говорят «впечатление»: в душу ребенка это просто впечатывается.
Вот в нашем приходском детском доме висит плакат, написанный разноцветной гуашью: не сквернословь. Дети сами написали полуметровыми буквами, и он висит месяц, два, три, для того чтобы через то, что они сначала писали, потом читали, это у них запечатлелось в мозгу. Надеемся, что запечатлеется, по крайней мере, они будут знать, что это плохо. И потом, вокруг ни один взрослый не сквернословит, никто не орет, к ним только с любовью, с юмором.
- Вы замечаете в них подвижки?
- Чрезвычайно быстро, особенно у маленьких. Чем меньше ребенок, тем скорее. Это удивительно. Вот принесли одного мальчика, ему что-то около года. Мама его практически даже не кормила: напьется и лежит, а ему нальет воды, туда сухую смесь молочную взболтает, и все. Если бы его так подержать лет пять, он был бы полный Маугли, уже не способный к учебе. Вообще чем ребенок старше, тем труднее разбудить желание к учебе. А так за две недели он у нас научился сам есть ложкой, говорить некоторые слова, научился ходить - прямо резкий скачок. Младшие очень быстро развиваются, у них все фибры души, ума - все открыто. И интересно наблюдать, что происходит. Некоторые быстро начинают говорить, прямо как взрослые, в шахматы играют.
- Мой друг осуждает священников за то, что они после службы переодеваются и ходят в мирском. Что можно ему ответить?
- А зачем ему отвечать? Пускай осуждает. У меня был друг священник. Какой-то человек к нему подходит и говорит: «Осуждаю духовенство», а он отвечает: «Так им и надо». Так что пусть осуждает, вам-то что? Как ему сказать? Господи помилуй, не связывайтесь.
- А если человек осуждает Церковь, патриарха и вообще все, стоит его остановить или нет?
- Человек осуждает из-за определенного состояния своей души, и, если ему что-то сказать, от этого состояние его души не изменится, он только осерчает. Ведь сказано: «Немощного в вере принимай без споров о мнениях». Что значит сказать? Значит- вступить с ним в спор, то-+ есть взять бисер и начать метать этот бисер пред свинкой. Но он же все равно не понимает. Что такое патриарх, каково его служение - ну просто не понимает. Апостол Павел сказал: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» А тут патриарх! Не успели избрать - он уже историческая личность. Это по телевизору человек что-то спел, сплясал и не упал – и он уже легенда. Танк - легенда, автомобиль – легенда, какой-то старый червячок на сцене кривляется - тоже легенда. Мы живем в царстве легенд. А патриарх - это есть живая русская история. Ай, моська, знать, она сильна, что лает на слона. Ну, моська она и есть моська. Что перед ней бисер метать?
- То есть в этот момент промолчать будет самое правильное?
- Не только промолчать, а вообще уйти. Когда фракция не согласна с тем, о чем говорится в парламенте, все встают молча и уходят. Если фракция большая, голосование не состоится. Если фракция маленькая, то вообще непонятно, чего она там сидит, потому что большая фракция всегда победит. Вот, собственно, и все. Надо решать дипломатическим христианским путем, а с дураками рядиться - это уподобляться дуракам.
- Поясните, пожалуйста, что означает выражение «самоизмышленная пагуба».
- Это коммунизм. Люди же эту религию сами придумали, она не от Бога, а самоизмышленная. Это выражение есть в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, которую составил священномученик Афанасий Сахаров, владыка Ковровский. Когда я узнал про него, он не был еще канонизирован, и я его почитал чрезмерно. Это человек, который арестовывался разными спецслужбами нашего родного государства более тридцати раз за свою жизнь. Уникальный случай.
- Батюшка, но, наверное, любое суеверие есть измышленная пагуба?
- Конечно. Допустим, черная кошка - ну чем она виновата? Одна баба болтнула, другая повторила, и вот уже все боятся, и мужчины, главное, тоже. Ну ладно баба бестолковая, Бог с ней. Но солидный вроде мужчина, семь классов кончил - и вот черную кошку боится! Плюют через то плечо, через другое - и не растирают. Ну, всякая дурь.
- Насколько поездка на Святую землю может быть полезна для духовного становления и укрепления в вере?
- Кому как. Это зависит от внутреннего состояния, от поведения, от того, какую цель человек ставит для себя. Может даже быть потеря благоговения.
- Нередко люди говорят: хоть и сдерживалась, но раздражалась. Состояние раздражения ведь является препятствием для благодати Божией?
- Нет. У преподобного Серафима спросили, кто в монастыре лучше всего Богу угождает. Он сказал, что повар. А все знали его как злого, раздражительного, нелюдимого человека. Но преподобный Серафим говорит: «Вы просто не представляете. Если бы он дал себе волю, от нас бы ото всех кишмиш остался. А он такие усилия тратит на свое сдерживание, что Господь ему это вменяет в большой подвиг. И этот повар несет самый высокий подвиг из всех остальных, имея такой скверный характер».
- Я была на исповеди и исповедовалась в своих очень тяжких грехах. Теперь мне очень стыдно перед священником, не знаю, как смотреть ему в глаза.
- В глаза вообще смотреть не очень прилично. Смотрите в пол, и все, и дело с концом. А стыд - это прекрасно. Раз вам стыдно, значит, у вас живая душа. Стыд- как горчичник, он жжет, но лечит. А то представьте себе: вы купили горчичники, раз его в кипяточек, потом приложили на грудь или на спину - и никакого эффекта, не жжет. И куда такой горчичник? Только в мусорное ведро. А если жжет, то это хорошо. Поэтому я вас поздравляю, все у вас хорошо.
- Батюшка, в каких случаях крещение младенцев не имеет смысла?
- Если дитяти не преподают основы христианской веры и его не причащают.
- Знаете, как говорят: вырастет, сам решит.
- И сам покрестится. Как Василий Великий, как Иоанн Златоуст, как Григорий Богослов выросли и сами покрестились. Младенца крестят только при условии, если родители с помощью крестных будут их учить и воцерковлять.
- А если родители сами еще не воцерковленные?
- Тогда зачем крестить? Ты сначала сам воцерковись как следует, а потом то, чему ты научился, передай своим детям. А так зачем делать бессмысленную вещь? Крещение – это же просвещение. А где оно, просвещение?
- Можно ли считать постом тяжелую болезнь?
- Болезнь - это одно, а пост - это совсем другое. Но тяжелая болезнь вменяется в пост, если человек ее терпит спокойно, с благодушием, как опытный постник. Постник же не ропщет на свой пост, а, наоборот, радуется. И если человек болеет и радуется болезни, тогда ему это вменяется в пост. Если у него отношение к болезни как к посту, тогда вменяется. Это давно замечено старыми подвижниками.
- Приемлемо ли с точки зрения православия подкинуть монетку для решения некоторых вопросов: мол, так мне Бог подсказал?
- Нет, неприемлемо. Это только бес может так подсказать.
- А как человеку принять решение?
- Надо думать и молиться. И еще хорошо помогает совет умных людей.
- Я слабохарактерный, все на мне ездят, но поставить людей на место не получается. Как себя исправить?
- Только поступать наперекор своему характеру. Характер тоже преодолевается. Вот на войне никто не спрашивает: «Простите, а у вас какой характер? Не угодно ли завтра в атаку пойти?» Нет, в атаку- и все, и беги, шаг назад - и тебя расстреляют как дезертира. И шли все, и молодые, и постарше, и старые. Даже женщины в атаку ходили. Я, когда вижу в хронике, как идут наши солдаты, без слез не могу смотреть на эти лица. Это какие-то фантастические люди. 
- Постоянно борюсь со своей ненавистью к свекру-алкоголику. Знаю, что с такими чувствами только отдаляюсь от Господа, во время гнева повторяю: «Господи, помилуй». Но мысли тяжело сдержать. Что делать? Боюсь, что мне потом плохо будет.
- Почему потом? А сейчас? Человек живет в этих чувствах, варится в этом бульоне. Это и есть ад, просто его преддверие. Хорошо, что она молится в это время, не дает воли своим чувствам, правильно делает, смягчает этот ад. Есть еще вариант - квартиру разменять. Выменять комнатку и сменять ее на квартиру в Туле. Цена примерно такая же. И все, какие проблемы- то?
- Подскажите, пожалуйста, с какой периодичностью нужно собороваться? Слышал разные мнения, а как правильно?
- Как правило, в тяжелой болезни, которая угрожает жизни, соборуются один раз. А так как сейчас здоровых нет, у нас вошло в обычай собороваться раз в год, Великим постом. Я считаю, что этого вполне достаточно.
- Все ли таланты от Бога?
- Нет, талант, например, к шулерству в картах - это не от Бога.
- Как по-христиански относиться к тому, что в результате интернет-мошенничества теряешь деньги?
- Так же, как к ограблению твоей квартиры или когда в трамвае тебе запустили руку в карман за кошельком.
- И как это должно быть?
- У меня это было дважды. Один раз в Москве в автобусе. Я взял этого человека за руку, сжал ее выше кисти, отобрал кошелек и положил в другой карман. Он на остановке выпрыгнул. Второй раз в Риме, в трамвае. Вошли три молодых человека и стали по сторонам глядеть. Я сразу понял, что это карманники. Они, конечно, определили, что мы иностранцы, и стали нас окружать. Один встал у двери, чтобы выпрыгнуть уже с кошельком. Другой на пути, чтобы, если я брошусь за ним, сделать мне препятствие. Как в шахматах фигуры расставили. Я понял, чего они хотят, и как бы изготовился, и они поняли, что я их намерение раскрыл. Когда они уже вышли, я жене рассказал, что была такая ситуация. Так что всем желаю вовремя выпрыгнуть. Всего доброго, до свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+