Перейти к основному содержанию

18:09 19.04.2024

Почему при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек - нет? (прот.Дмитрий Смирнов)

20.03.2013 11:20:25

 - Скажите, пожалуйста, почему при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек - нет?

- В Православной Церкви существуют древние обычаи, начало которым было положено еще во времена святого Василия Великого. Было установлено, что служение в алтаре -  исключительно мужское занятие. В наше время, по благословению епископа, женщины пожилого возраста в отдельных случаях допускаются к служению в алтаре. Особенно в женских монастырях, где, кроме духовенства, нет мужчин. Но правило таково. И при крещении этот обычай выполняется. В этом нет ничего страшного. Но это обычай. Если этот обычай благочестивый, то он в своей первооснове имеет определенный смысл. И поэтому, придерживаясь этого обычая, размышляя над этим, мы можем вернуться к его истоку и понять, почему это происходит. По милости Божьей у нас в церкви нет таких идей, чтобы, как в западном протестантизме, ввести женское духовенство. И поэтому каждый рожденный в Церкви человек мужского пола, есть член народа Божия, народа святого, человек, взятый в удел. Женщина тоже член Церкви, и в будущем тоже член  домашней Церкви по призванию. Но роли мужчины и женщины в семье различаются. Муж - глава семьи, глава домашней Церкви. Поэтому при его посвящении Богу, которое и есть святое Крещение, его вносят в алтарь. А у женщины роль, как у дьякона, помощника ему. Поэтому женщина, девочка в алтарь не вносится.

 - Я была в Серафимо-Дивеевском монастыре и отдала записки о здравии. У меня соседки армянки, они тоже передали записки. Но там вычеркнули имена Инессы и Лили, сказали, что это имена  не православные. Я им объяснила, что это армяне, но она слушать не хотела. И вычеркнула также Станислава. Я была очень расстроена.

- И зря. Вы можете сами помолиться. Записки, которые принимают в монастырях, в храмах, будут читать на проскомидии, где поминаются имена членов Церкви. Член Церкви -  тот, кто крещен в православии. Большинство наших армян крещено в армяно-григорианской церкви. Она представляет собой монофизитское направление. Армяно-григорианская церковь не признает соборы, начиная с четвертого - четвертый, пятый, шестой, седьмой. Поэтому армяно-григорианская церковь является не православной. Если армянин принимает православие, то ему полагается имя менять на то, которое он будет иметь как член Русской Православной Церкви. У нас существует обычай называть именами святых, которые прославлены нашей Церковью. Поэтому, если встречается имя, которого нет в святцах, то, естественно, у тех, кто принимает записки, возникает такое подозрение - а крещен ли вообще этот человек, член ли он нашей Церкви? Поэтому огорчаться не надо. Надо просто знать церковные правила.  А помолиться и о Станиславе, и об Инессе - пожалуйста, молитесь на здоровье, кто вам мешает? Но нарушать церковные правила ради нашей прихоти нельзя. Будет хаос.

Вот пример. Я еду на машине, мне нужно повернуть налево. Поворот запрещен, но я поворачиваю, куда хочу. Милиционер меня останавливает, а я обижаюсь. На что же обижаться, если поворот запрещен? Не надо обижаться, плати быстренько штраф и поезжай дальше. Или сдавай права.

 - В прошлой радиопередаче Вы несколько раз отрицательно отозвались о советской власти. Скажите, а почему Церковь молчит о власти нынешней? Вот, например, отпевали Ельцина, в храме Христа Спасителя, как Бориса Николаевича, не как раба Божьего Бориса. И такая позиция Церкви - пресмыкательство перед властью - проявляется во всем. Как вы считаете, лягать советскую власть, а об этой, существующей, молчать, наверное, проще?

- Безусловно. Выражать свое отношение к тому, что не представляет для тебя никакой опасности, гораздо проще. В этом вы абсолютно правы. Но советская власть была гонительницей  Церкви. Теперешняя не является таковой. Она дала Церкви необычайную свободу. Если что-то в нашей ситуации современной, народной жизни меня, как гражданина и христианина не устраивает, я об этом стараюсь говорить открыто. И каждый, кто меня знает, могут это подтвердить. И что в этом особенного? Ну, вот представим себе, что наше священноначалие будет всеми доступными средствами ругать власть. Чего мы этим достигнем? Скорее всего, Церковь в свой период восстановления,  вместо сдержанной благожелательности получит активную  ненависть и противодействие. Спрашивается, кому от этого будет лучше? Нашему народу, нашим прихожанам? Разумеется, нет. Поэтому в этом нет никакого пресмыкательства. Возьмите тексты официальных заявлений Церкви. Там ни в интонации, ни в сути вы никакого пресмыкательства не найдете. Вот Ельцин, например, поехал отпевать екатеринбургские останки. Уполномоченные Церковью люди не были уверены в том, что это действительно останки Царской Семьи. И что же? Патриарх не пошел на поводу у конъюнктуры. Отпевали эти останки, панихиду служили просто  о людях пострадавших. Церковь могла бы ради того, чтобы как-то подфартить в то время действующему президенту, пойти на уступку. Но нет, она не пошла. И мы видим по многим позициям: официальная позиция Церкви и официальная позиция правительства порой расходятся. И по некоторым вопросам даже серьезно. Поэтому, то ли вы недостаточно информированы, то ли у вас какой-то предвзятый взгляд.

- На Красной площади стоит мавзолей, и в нем лежат останки Ленина. Креста над мавзолеем нет. Будет ли он убран с Красной площади? Ведь мавзолея-то при царе не было.

- Ну, такая задача, чтобы все было так, как при царе, не стоит. Это невозможно. Если сделать как при царе, когда в Москве был миллион жителей, куда девать 13 миллионов? И 90% зданий придется поломать. А по поводу удаления кладбища Святейший Патриарх уже ходатайствовал. На этом месте давно уже проводятся народные гуляния и даже концерты. Это, собственно, не совсем прилично. И так, разумеется, никогда не было. Но, тем не менее, несмотря на то, что это был редкостный пакостник и мерзавец, но все-таки манипуляции с его трупом для нашего благочестия не совсем приличны. Я бы и не знаю, куда его, может быть в Швейцарию, отправить, где он большую часть своей политической жизни провел. Швейцария  - страна богатая. Поднялась она на русских деньгах, которые бессовестно присвоили себе швейцарские банки, пользуясь тем, что люди, которые оставили там счета, здесь их ликвидировали. Многие руководители Интернационала там имели свои банки, начиная от Бронштейна (Троцкого. А как голову проломили ему, то денежки все там остались. Поэтому Швейцария, может быть, сообразила бы, как использовать эту мумию. А в самом мавзолее можно устроить экспозицию о 72-летнем вавилонском пленении большевиками нашего народа. Это было бы неплохо. Потому что такой музей нужен.

 -  Я раб Божий Иоанн, уставщик одного из единоверческих храмов. Батюшка, есть постановление Собора 1971 года о том, что старообрядцы признаны полностью православными. А почему до прихожан до сих пор эти сведения не доводят, и пастыри до сих пор поносят старообрядцев, как раскольников? И в то же время патриарха Никона хотят во святых прославить. Игнорируют профессора Зеньковского, профессора Каптерева, Кутузова и ряд других историков.

- Никогда такого не было, чтобы старообрядцев признали православными. Это совершенно исключено. Что этим Собором засвидетельствовано?  Равночестность старого и нового обряда. Что значит единая вера? Это значит, что каждый человек, принадлежащий единоверческой структуре - православный. Потому что у нас все попы, дьяконы поставлены законно. У старообрядцев же много разных толков, и иерархия у них незаконная. Поэтому, хотя мы уважительно относимся к ним, общаемся, но, тем не менее, ни Белокриницкая, ни Новозыбковская иерархии, с точки зрения церковного канонического права, незаконны. Потом по поводу Святейшего Патриарха Никона. Хотя старообрядцы его считают основателем раскола, это совершенно неправильно. В расколе виноват царь Алексей Михайлович и государственная власть, которая, согласно принятым правилам того времени, искореняла раскол не увещеванием и любовью, а огнем и мечом. Ну, что делать, это такое время, XVI век, рубить голову человеку считалось общепринятой вещью. Поэтому патриарх Никон непосредственно, как деятель русской истории, к расколу не имеет никакого отношения.

Другое дело, что он занимался книжными переводами. Но ими занимался и протопоп Аввакум в начале своей карьеры. Дело в том, что старообрядцы, воспитанные своей общиной, очень много в церковной экклезиологии не понимают. Ну, вот, как и вы, к сожалению. Если православный человек будет креститься двумя перстами, мы ему не скажем: ты крестишься неправильно. Вся Церковь засвидетельствовала, что этот обряд вполне приемлем. Также и книги. Пусть они с ошибками, это не столь существенно, потому что главный смысл и богослужения, и строя отражает именно православную веру. Но старообрядчество не является Церковью! Все вопросы уже давно изложены, напечатаны. Так же, как и нашим братьям - армянам принять халкидонские догматы, и все последующие, и стать православными ничто не мешает. Некоторые армяне учатся даже в наших духовных академиях, и там к ним никакого снисхождения в этом смысле нет. Относится мы к старообрядцам с любовью,  как к христианам. Но, тем не менее, наше отечественное старообрядчество, при всей нашей любви к нему, к иконам, пению, храмам и вообще к этим людям, тем не менее, не является Церковью. Вот это надо очень хорошо понимать. Кроме единоверия. Поэтому, если бы все старообрядцы согласились стать православными, никто бы у них не отбирал бы ни храмы, ни книги. Просто тех ставленников, которых бы они выбрали, сделали для них попами, с помощью правильного рукоположения. И они бы стали православными. И жили бы совершенно самостоятельно, и никто бы в их дела не влезал. Но они бы получили правильную иерархию. А так они ушли в раскол. Некоторые же беспоповцы вообще таинств себя лишили. С упорством, заслуживающим совершенно другого применения. Поэтому здесь патриарх Никон ни при чем. Это просто искажение истории. Если угодно, можно взять исторические книги. Не выборочно цитировать то, что подходит, льет частично воду на нашу мельницу, а весь корпус изучить исторических книг. И на это посмотреть уже с точки зрения нормального православного, древнего церковного учения. И все будет совершенно ясно. А уж по часовой стрелке проводить крестный ход вокруг храма или против часовой стрелки - для меня лично что в лоб, что по лбу. Обряд мы все любим, ценим, уважаем, восхищаемся им. Обряд является хранителем нашего благочестия. Но все-таки мы не возводим его в догматическую степень. «Обряд» - это от слова обряжать. Это одежда. Хотя мы по одежке встречаем, но все-таки провожаем по уму. Главное в человеке - это его душа и его ум. А не форма носа, цвет кожи, одежда, которую он носит. Это дело второстепенное. Поэтому обряд, возведенный на степень догмата, есть ересь. Мы сейчас не будет распространяться  на тему, в чем состоит экклезиологическая ересь русского старообрядчества. Это детская болезнь необразованных людей. Это упорство. Либо люди передергивают, специально замалчивают некоторые факты от своей паствы. Петр I возвел самые большие гонения на старообрядцев. Поэтому, если уж винить кого-то в расколе, то уже никак не Святейшего Никона. Самая главная фигура - это Петр Великий. Вот это надо знать. К сожалению, старообрядцы не выходят за рамки того, что им преподают их руководители. А надо книжечки почитывать. Тогда все станет на свои места. Все мы русские люди, надо относиться друг к другу с любовью, терпением, со снисхождением к заблуждениям, если из этих заблуждений не вырастают какие-то зловерия, искажения нашей жизни.

 - Мой муж весной, во время работы на участке, потерял крест. А месяц назад, когда мы возвращались, он на дороге нашел крестик с цепочкой. Как быть, можно его носить или лучше в храм отнести?

- Зачем его относить в храм, с какой целью? Если крестик платиновый, с бриллиантовыми камнями, тогда понятно. Его можно реализовать для пользы храма. А вот обыкновенный крестик вы приносите в храм, с какой целью? Что мне, как священнику, делать с этим крестиком? На себе носить или что?

 - Наверное, освятить и в церковную лавку отдать.

- Ну, а если крестик уже не новый, что же я буду его продавать из церковного ящика? А потом - зачем освящать, он уже освящен? Вот странный вопрос-то. Ну, потерял крестик. Конечно, это не очень приятная вещь, но катастрофы в этом нет. Что на выбор - совесть потерять или крестик? Крестик, конечно, для нас святыня, но все-таки совесть потерять хуже. Поэтому нашел крестик - значит, Бог послал, носи на здоровье.

- У меня вопрос в связи со старообрядцами. Объясните, пожалуйста, кем считать Сергея Радонежского, Дмитрия Преподобного Сергея Радонежского, Александра Невского и самого равноапостольного князя Владимира - старообрядцами или раскольниками, или как?

- Нет, конечно. И Сергей Радонежский, и князь Александр Невский придерживались того обряда в церкви, который был в то время. Почему они являются раскольниками? Теперь насчет Дмитрия Ивановича Донского. Наши старообрядцы ведь его не считают прославленным святым! Это Русская Православная Церковь его прославила как святого. По поводу Петра I. Да, Петр I исказил экклезиологически правильный строй Церкви, упразднив патриаршество,  и вообще стал главой Церкви по Духовному регламенту. Это было по западному образцу им сделано с помощью Феофана Прокоповича. Но! В силу того, что действия Петра носили характер антицерковный - снятие колоколов, бритье бороды  - очень многие русские люди восприняли его как антихриста. И вот эти его деяния и спровоцировали миллионы людей, которые  ушли в раскол. Люди, придерживавшиеся старого обряда, говорили - вот видите, отказались от старого обряда - и пришел Петр, антихрист. Смотрите, что он творит. Вводит языческие обычаи, изменение иконографии, церковного пения, уничтожение колоколов, упразднение монастырей и так далее, и так далее. Но простой народ не мог разобраться в экклезиологии, в богословии. И верили. Также и сейчас. Все сектанты таким образом действуют: приходят в православный храм, видят -  благочестивая девушка или юноша, и говорят: зачем ты ходишь в эту церковь? Смотри, у Патриарха какая машина! Он с охраной ездит. А Иисус Христос ездил на молодом осле. Это несправедливость, пресмыкание перед властями, и то, и это. Заморочат голову. И человек, не понимающий сути предмета, начинает соблазнятся. То же самое было и тогда.

Дело не только в гонении Петра, как Царя на тех граждан, которые не подчинялись Царскому указу. Он вообще всякое неподчинение не терпел. Когда святитель Митрофан Воронежский отказался освящать его новый дворец, который был украшен языческими фигурами, он уже стал готовиться к смерти. Он думал, что Петр ему просто голову снесет. Он не смог идти против своей святительской совести. Но Петр смирился и убрал эти  скульптуры, чтобы не портить отношения. Дерево судят по плодам. Поэтому в результате деятельности патриарха Никона ко дню его блаженной кончины раскола еще не было. Вообще-то  он и умер уже не патриархом. Его восстановили в патриаршем достоинстве после его смерти. Он же ушел после конфликта с царем, который узурпировал церковную власть. И при Алексее Михайловиче это было локальное явление - сопротивление введению нового обряда. А вот при Петре уже старообрядцы исчислялись миллионами людей. Это абсолютный исторический факт, это известно. Я не могу сказать, что я специалист по старообрядчеству. Отнюдь нет. Я не историк. Какие-то детали наверняка мне неизвестны. Но принципиальную канву я себе очень хорошо представляю, знаком с некоторыми старообрядцами. Есть у нас и дружественные, и любовные отношения, и никоим образом мне не мешает, что человек имеет какие-то пристрастия, заблуждения, которые я не разделяю. Но все-таки заблуждения называть не - заблуждениями я не могу. Это уже извините.

 - Батюшка, Вы что-нибудь слышали о книге "Пензенский старец Алексей. Приидите ко мне все труждающиеся". Можно ли читать эту книгу?

- Нет, такими книжками надо печку топить. Следует смотреть, кто издает, есть  ли благословение архиепископа Пензенского Филарета. Хотя и бывает, что всякое жулье ставит гриф благословения. Иногда тот, кто эту книгу проверяет, делает это поверхностно, и всякая ересь и ложная информация начинает освещаться как истина. Про эту книжку уже по названию ясно, что она предназначена разжигать печку на даче.

- Я к вопросу отпевания Ельцина. Недавно вышел Указ правительства о реставрации Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, за  который никто не брался,  Так правительство России на бюджет российский взяло эти расходы. А что сделал Ельцин?

- А Ельцин издал Указ о воссоздании храма Христа Спасителя. Понятно, что без его Указа и благословения этого не было. Ельцин, при всех своих огромных недостатках, Церкви давал необходимые преференции. Мы имеем теперь возможность молиться в восстановленном храме Христа Спасителя. Это же факт! Советская власть все уничтожала, начиная от людей и кончая церквями. Сколько картин продали на Запад! А сколько сокровищ всех церковных? Все храмы были ободраны. Вывезли серебро, золото, драгоценные камни. Где это все? В швейцарских банках. Поэтому, когда теперешние коммунисты начинают говорить, что страну разворовали, мы ответим: а эти, ленинская гвардия, страну не разворовывали? Да еще хлеще! Единственное достоинство Сталина, верного ученика Ленина, что он перестрелял всю эту сволочь, всю эту ленинскую гвардию. Жалко, что не всех. Кого-то оставил. Емельян Ярославский, еще ряд деятелей. Всех бы надо было перестрелять за их злодеяния.

- Я хотел спросить по поводу Царских останков, которые признала подлинными комиссия во главе с Немцовым. Там, где они хранятся, происходят мироточения, исцеления? От икон Царственных мучеников чудеса наблюдаются. А здесь?

- Это надо спросить у кого-то из Санкт-Петербургской епархии. Следующий раз, когда буду в Питере, я обязательно спрошу. А вы сами позвоните в Санкт-Петербургскую епархию, узнайте телефон настоятеля Петропавловского собора и спросите. Я думаю, если кто-то из людей там молился, наверняка исцеления есть.

- Меня и многих моих знакомых верующих давно мучает один вопрос. Мы все не можем понять, за что Православной Церковью и нашими властями оказан почет Ельцину, который со своей командой разгромил наше государство.

- Что значит "за что"? Вот, приносят в храм гроб. А в гробу лежит мужчина. Приносят свидетельство о смерти:  «сердечная недостаточность». Как звали? Петр. Мы отпеваем. А может этот человек 50 лет назад или 70 расстреливал священников? Почему не отпеть крещеного человека Бориса? Или надо упереться и сказать - нет, мы этого отпевать не будем? Ельцин как президент нес ответственность за все, что происходило со страной. Но, во-первых, он публично у всех попросил прощения за все свои упущения. Я сам лично это слышал. Он говорил - «простите меня». То есть, человек покаялся, так, как, вообще, никто не каялся. Чтобы публично, перед всем народом, у народа просить прощения - это очень серьезно. При всем моем отношении к этому периоду, и к этой личности, тем не менее, он это сделал. Второе. Ельцин был тяжело больной человек. Во-первых, алкоголизм третьей стадии, а, во-вторых, сердечная болезнь. Его клевреты убедили, что ему нужно продолжать президентство, вот он и проявил слабость. Понятно, что это все происходило без его участия, хотя с его попущения. Поэтому вина его есть, но причин, чтобы отказать ему в отпевании, нет.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

19.01.2019 - 00:18 :

Скажите. В христианстве при захоронении придают земле. А почему тогда выкапывают останки, разве это не грех? (Матушка Матрона, Феодосий Кавказский, Серафим Саровский)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+