Перейти к основному содержанию

19:08 26.05.2019

Почему нет описания жизни Христа до восемнадцати лет? У микрофона протоиерей Владимир Соколов.

24.10.2014 11:59:20

                  Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в прямом эфире радио «Радонеж», сегодня мы с вами обсуждаем актуальные темы. Сегодня у микрофона протоиерей Владимир Соколов, настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами. Клирик храма Девяти мучеников Кизических.

  Недавно прошедший праздник Успения Божьей Матери очень важен для Руси. То, что первые храмы на Руси были именно успенскими - очень знаменательно, и оно как раз содержит в себе то, что привлекало наш народ -  русский дух. Ведь Патриарший кафедральный собор, который стоит в центре Москвы, в центре Кремля - это Успенский. Почему же так привлекателен этот праздник? Почему он особо чтим на Руси? Мне думается, что по двум причинам. Первая причина в том, что русский человек склонен к покаянию. А с другой стороны - он страшится прямой встречи с Богом и поэтому ищет того, кто был бы посредником, ходатаем. Потому что ощущает себя грешным. Подобно тому, как апостол Петр сказал: Господи, отойди от меня, я человек грешный. То - есть нахождение рядом с Тем, Кто является светом светов, Кто является истинной и воплощенной любовью, для грешного человека очень тяжело. Ему трудно  перенести свет в той тьме, которую мы носим в себе. И поэтому русский народ, он, конечно, грешник, но грешник кающийся.

И каково сознание русского народа. С одной стороны - недостойный грешник, а с другой - такое дерзновение! Стать рядом с Богом, как это сделала Его пречистая Матерь. Ведь Пречистая была рождена, так же, как мы. Не так, как был рожден Христос, и как католики считают, что рождена Она была в непорочном зачатии. Нет, мы считаем, что зачатие произошло обычным способом. И поэтому Она в себе носила это наследие. Но то, как Она прожила жизнь, сделало ее святой и безгрешной. Каждый русский человек стремится к этой безгрешности, он стремится к свету, он стремится к святости. И он в себе носит это сознание и дерзновение к тому, чтобы быть святым. И в тоже время считает себя последним грешником. Вообще, такое сочетание этих качеств присуще святым людям. Ведь заметьте, некоторые святые светились уже при  жизни. Это было даже внешне заметно. Святые, которые были праведниками, которые были действительно воплощенной любовью. Об этом нам доносят жития их. И они себя при этом совершенно искренне считали последними грешниками. Как это может быть?

Если поведать это современному человеку, он скажет: это лицемерие. Потому что судим мы обо всех по себе. И часто мы, усваивая этот опыт, тоже начинаем лицемерить. Но у святых - то это было искренне. А как это может быть? Как  можно объяснить такое сочетание? Да, только единственным путем: что тот свет, который появлялся в пути, а этот свет был фаворский -  недаром эти два праздника стоят рядом -  этот свет, который появлялся, он обличал всю тьму. Когда мы не носим в себе света, то  во тьме не видно своих грехов. Не видно, как живет наша душа. И мы себя считаем, по крайней мере, ощущаем себя ставшими на путь праведности. А этот свет, который появляется в душе,  освещает все потаенные ее уголки. На какой-то глубине, на которую мы никогда и не ныряем. А вот святые имеют дерзновение, они ныряли  на эту глубину, из которой только и можно воззвать к Богу. Потому что сказано: из глубины воззвал к тебе, Господи. Из этой глубины возможен зов к Богу и соединение с Богом. Но в этом же дерзновении, на этой же глубине нужно изменить себя, очистить себя, сделаться сосудом, храмом духа. Потому что дух не может обитать в нечистом храме. И потому нужно себя приготавливать и покаянием, и молитвой по слову Иоанна Крестителя. Потому что мы можем встретить Того, Кто является воплощенным светом, только с чистой душой.

И вот Богородица является ходатаицей за всех грешников, потому что Она нам еще более близка, чем Христос. Потому что Христос  - Богочеловек. А Она все человеческое в себе носила и преодолела это и стала честнейшей херувим. И мы, обращаясь к Ней, имеем надежду, что  Она помолится, что Она походатайствует за нас и что Она поможет нам. Почему мы и обращаемся к Ней не просто как к посреднице, а говорим: спаси нас. Что это означает: спаси нас? Она имеет эту власть, эту силу. Потому что Она Сама переменилась и взошла на небо. Апостол Фома с опозданием пришел, уже, когда похоронили Богородицу и попросил приложиться к Ее телу, но когда открыли гроб, то тела не обнаружили. Она взошла на небо в теле. Так же как и Ее Сын. Только Ее пречистое тело могло туда взойти. И Богородица всегда является образцом для нас. Смотрите, ведь русский народ всегда жил по монашескому уставу, по монашескому образцу. Так вот, ни один монах не мог совершать свой подвиг, не обращаясь к Богородице.

И вот и мы все стоим на коленях перед Ее пречистым образом. И мы на этот Успенский храм всегда возлагаем особые надежды, потому что он -  как свеча, которую мы несем, и которая освещает нам путь к Богу. Которая светит нам и дает нам праведное направление. Потому что Она близка нам по Своей человеческой природе. Католики хотят Ее возвысить и делают Ее чуть ли не божеством. Считают, что Она непорочно зачата. И считают, что Она является соискупительницей. Они как раз этим Ее унижают, потому что высота Ее в том, что Она совершила этот подвиг обновления. А каков это был подвиг? Предание доносит до нас, что Она все время читала Священное Писание,  Она занималась рукоделием, молилась Богу, читала Псалтырь. И если мы посмотрим на монашеское делание, то оно, в общем, в этом и состоит. Первое монашеское дело - это молитва, а второе, стоящее рядом с ним во взаимосвязи -  это размышления. Размышления о божественном, о  Боге, о вере, о человеке в высоких понятиях. Можно сказать, что это поиск истины, умудрение человека. Через молитву мы приобретаем любовь, потому что любовь - это дар, мы вымаливаем этот дар. А  размышления и созерцания - это тоже монашеская дисциплина в древнем монашестве. Вот сейчас принимается новый Устав о монашестве. Я его читал, правда, еще не дочитал и не встретил этой дисциплины в монашестве. А ведь это древняя дисциплина. И как раз Богородица это все явила. Она является образцом монашеского делания. И вся наша жизнь построена по этому образцу. Для нас Она идеал, к которому обращены все наши надежды и взоры.

 Сегодняшний праздник является последним из двунадесятых праздников. И тут всегда идут споры о датах. Вот говорят: почему вдруг Преображение после Воскресения, после Распятия, ведь оно же в Евангелии было до? Так же и по поводу Успения идут споры: когда оно было. Потому что даты переносились. На самом деле такой исторический временной подход не выражает духовную суть. Но церковь в этом отношении мудра. Ведь что такое Преображение? Преображение  - это послание человеку. Христос говорит, что вы все то совершите, что Я совершил, и даже больше сих. То - есть это будущее человека.

Священник, когда он молится за литургией и за другими богослужениями, то  благодарит Бога, что Бог даровал будущее царство. Заметьте, будущее царство, но даровал сейчас. Опять же светский человек просто сломает голову, он скажет: о чем вы говорите? Вы просто бредите. Нет, в том то и дело, что Бог даровал будущее царство, и это царство мы познаем через литургическое приобщение. Мы уже сегодня приобщены к этому будущему царству. А в чем оно заключено, это будущее царство? Оно, во-первых, внутри нас есть, а во-вторых, преображение не является для нас открытым зовом к этому царству. Когда все живое изменится, преобразится и прежде всего - человек изменится. Он станет другим. А сейчас пока мы пребываем в полуживотном состоянии. Ведь наше грехопадение, как говорят святые отцы, оно и нашу природу сделало полуживотной. Мы впали в состояние неразумных животных. Заметьте: даже неразумных, к тому же. Так вот и пребываем сегодня в этом состоянии. Поэтому когда мы сегодня говорим о человеке, и говорим: человек, то вообще - то понятие «человек» -  это как раз измененный человек. Человек, в котором образ божий начинает реализовываться. Вот преподобные  - это люди. А мы только потенциально еще человеки.

Но приходя в церковь, приходя к Богу, крестясь, мы уже встаем на этот путь. Уже в тот самый момент получаем семя этого нового человека. Этот новый человек, о котором говорит апостол Павел, он уже живет своей жизнью, он живет в нас, в этом ветхом сосуде. Но мы должны его питать, мы должны о нем заботиться. А вот чем он питается? А питается он, прежде всего, благодатью божьей. Словом божьим. И если этого питания нет, то все монашеские дисциплины, о которых я сказал, они как раз и способствую питанию. Вот у нас как раз и не хватает этого питания. Во-первых, если мы и молимся, то у нас молитвы становятся формальными. Потому что сердце наше порабощено. Оно порабощено нашим умом, который засорен вирусами. У нас неверное представление о мире. У нас неверное мировоззрение. И переменить его  - это огромное и очень трудное дело. Почему молитва должна совмещаться с этим размышлением? Чтобы она была сознательной. Потому что наше видение и наше понимание, стереотипы мышления мешают нам открыть сердце Богу. Мы дети этой цивилизации, мы дети этого мира. И мир нас учит и думать, и смотреть, и видеть. У кого мы учимся, кто наши учителя -  такими мы и становимся. Мы становимся им подобными. Да все живое так устроено. Когда цыпленок рождается, если перед ним утка, он начинает утке подражать. Потому что курица-мать погибла, а вот утка взяла себе этого цыпленка. И он пытается плавать и подражать этой утке. Также и мы, когда рождаемся в этот мир, мы подражаем взрослым, которые нас окружают. А взрослые - они тоже у кого-то учились, в свою очередь.

Сказано: не любите мир, потому что мир научит самому себе. А вот увидеть существо этого мира можно только тогда, когда мы вступили на этот путь. Можно сказать, что русский народ - это такой паломник, который  пройдет по этому миру, но держит путь туда, к истине, к царству света. Этому будущему царству. Он мучительно ищет его. И свеча Успенского храма освещает ему этот путь. Не будь этой свечи, можно вообще в этом мире заблудиться. Поэтому этот свет должен и внутри нас загореться, осветить нашу тьму. Иначе все наши усилия будут сводиться к нулю. Это подобно тому, как если, например, в бою нет разведки, и никто не разведывает,  куда надо пойти, где враг расположен. В общем, мы живем в агрессивном мире, воюющем с нами. И если мы не разведаем его, не знаем его повадок, особенностей - то, конечно, он будет нас одолевать. Мы будем проигрывать этому миру.

Мы строим храм, однако у нас имеются трудности. Нам заявляют, что местные жители против. Но я сам вижу, как  народ тянется сюда, хочет, чтобы храм здесь стоял. Я буду рад видеть всех, кто пожелает помолиться. Мы вместе помолимся, чтобы Господь помог нам. Строить этот храм меня благословил приснопамятный Патриарх Алексий. Сначала он благословил меня построить храм во  имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а потом попросил построить приписной храм, который мы и будем строить в первую очередь во имя святых Алексия человека божьего и Алексия митрополита Московского. В честь одного Святейший был назван, в честь другого пострижен. И как раз в доме недалеко он проживал 20 лет, будучи митрополитом Рижским. И мы все говорили, что нужно отметить Патриарха каким-то памятным событием. Практически это будет памятный храм в честь его святых. И мы собираемся там сделать его музей. И еще он меня благословил создать Духовно-просветительский центр рядом с его домом. Я думаю, что мы сможем сделать и музей Патриарха. Этого Патриарха наш народ очень любил. Вспомните, что было на его похоронах. Можно сказать, что русский народ весь плакал, и если кто не пришел, то присутствовал на этих похоронах духом.

Я продолжу тему, которую заявил. Тема изменения человека сегодня актуальна. Почему? Потому что мы входим в новую фазу. Я имею в виду все человечество. И в этой новой фазе, при которой будут заново строиться отношения между людьми, невозможно жить по - старому. Мы уже исчерпали те старые отношения. Мы исчерпали и устаревшую финансовую систему, мы исчерпали хищнический подход к тому, что происходит в мире. Мы этот сад, за которым мы призваны ухаживать, мы его оскверняем.

                    -С почтением Алексей Кириллович. Мне кажется, вот вы сказали относительно человека будущего, измененного человека. Таким образцом, по-моему, для русского человека является преподобный Серафим Саровский. Его образ жизни, его пример нам дает основу для работы над собой.

                      - Да, вы абсолютно правы. Я с вами соглашаюсь на сто процентов. Мне этот святой очень близок. Я совсем недавно, пару лет назад, побывал в Сарове. Это закрытый город, и до этого мне как-то не удавалось туда  попасть. Хотя в Дивеево я бывал неоднократно. Но вот, попав в Саров и побывав на месте подвигов этого великого святого, побывав в келье, в которой он совершал свой молитвенный подвиг, я вдруг почувствовал и осмыслил очень важную вещь. Человек преображенный, измененный -  он все вокруг изменяет. Вот, казалось бы, обыкновенные вещи, которыми он пользовался, которые хранят его прикосновения. Но они другие, их структура изменена. Они светятся. Вот я был на том месте, где он стоял на камне. Там природа другая. Вот стоит сосна такая высокая и ясно, что эта сосна еще застала его. Так вот она обладает какой-то неизъяснимой энергией. И я там стоял совсем завороженный, я просто не мог оттуда уйти. Был сильный мороз. Я долго, долго стоял, соприкасаясь с этим.

                      -Я хотел задать вопрос. Может, вы подробно расскажите, где вы планируете строить храм? И вот такой вопрос у меня, на какие средства?

                 -Ну, мы входим в список 200 храмов. И у меня есть люди, которые готовы пожертвовать и начать строительство. Я сейчас не знаю, в каком они состоянии, сейчас так быстро все меняется. Я уже несколько раз был при получении документов. Однажды этот документ мне выписал префект, так этот документ от меня просто скрыли. Я просто узнал о его существовании, потому что у меня есть свой человек там, и он этот документ скопировал. Какие-то интриги вокруг этого все время  идут. Нужно хорошо помолиться, чтобы все помолились, чтобы эту ситуацию переломить. А средства -  они появятся, когда все решится. Если это нужно, то Бог даст и средства. В конце концов, нам не нужно что-то роскошное. Нам нужно молитвенное место, где мы могли бы молиться. Именно это создает общину. Община строится вокруг богослужения.  Нет богослужения -  мы можем хорошо поговорить, чайку попить, но объединяет нас именно богослужение и евхаристическая Чаша.

                      -Батюшка вот вы говорите: ангельский свет, который освещает и показывает. А вот у Вересаева есть сказка, называется «Звезда». Там именно об этом говорится. Один молодой человек, среди многих, хотел найти эту звезду. И жизнь у людей была бы совершенно другая. Он прошел этот путь, который был очень тяжелым. И звезда осветила все вокруг, и люди увидели ужас, в котором они живут. И они стали этого молодого человека обвинять в том, что он сделал. Зачем он им осветил все? Зачем он им показал, в каком кошмаре они живут?

Вы знаете, иногда кажется, что люди, которые говорят, что Бог у них в душе, именно этого боятся: ходить в храм и менять свою жизнь. Так хорошо живут, спокойно, Бог у них в душе, и больше ничего не нужно. А на самом деле нужно очень многое, чтобы преобразить себя и изменить себя. Вот я очень хочу, чтобы люди прочитали эту сказку.

    - Спасибо вам за такое замечание. Что я по этому поводу хочу сказать? Мы начинаем искать только то, что мы знаем. Нельзя искать то, чего мы не знаем. Ведь каждая душа когда-то была пред Богом, созерцала Бога, Бог давал эту частицу человеку. То - есть мы должны это ы вспомнить. А вспомнить мы можем на какой-то глубине. Если мы уже это почувствовали, то мы не захотим жить иначе. Мы будем это искать везде.

А люди не ищут. Почему? Потому что душа захламлена. А эта частица, этот образ божий, он где-то там, в подвале зарыт. Он у нас таким тяжелым камнем завален. Его трудно поднять. Но на этом камне мы все время изображаем свой портрет, и обычно с нимбом. Или с какими-то качествами. Но это же не живой портрет, это он на камне запечатлен. Ну и мы довольны, и мир потворствует нам и разрисовывает все яркими красками. Ближние тоже льстят. И поэтому мы не хотим искать. Только поэтому. Но если человек разочаровывается в этом мире, то только потому, что не очаровывался. А если ты не очарован, то разочароваться не можешь. Когда ты знаешь цену этому, ты не очаровываешься, ты уже ищешь в другом месте. Но если этот свет в душе родился, то человек уже пошел в путь. Он будет этот свет искать, будет к нему приобщаться.

                    

                 -Дело в том, что я уже несколько лет, когда собирали у нас на Соколе в храме Всех Святых подписные листы за строительство храма, я подписывалась. Но, по-моему, это про другой храм речь шла.

                    -Ну, я думаю, что завтра мы принесем. И кто захочет под ними подписаться…

                    -Хорошо. Дело в том, что я молилась в храме Всех святых, чтобы Господь нам на этом месте дал выстроить храм. Это такое чудесное место!

                  -Ну, вот видите, это место все признают. Оно просто создано для храма. Мало того, храм там стоял! Никольский храм. И в нем был престол Алексия, митрополита Московского чудотворца. Этот храм построили крестьяне на свои собственные деньги. У меня есть документы, где письма графини епископу, в которых она просит это дело уладить. Потому что они были приписаны к другому приходу. И чтобы их к этому приходу приписали.

Практически мы хотим восстановить храм, но там сейчас природоохранная зона. Хотя нечего охранять, потому что там нет ни одного дерева. Два куста бузины, а в другом месте вообще пустой участок. И тот и другой можно получить. И главное, что все департаменты за, кроме  природоохранного, но они как раз против этого и выступают. Я туда писал письмо -  и мне оттуда был ответ такой, что якобы там деревья ценных пород. Абсурд! Там ни одного нет. И другая причина это то, что это вызовет социальный протест. Якобы люди не хотят, чтобы там был храм. Хотя и это тоже ложь.

                                      -Не могли бы вы мне разъяснить, дать ответ на вопрос, который давно уже меня мучает. Не могу найти на него ответ. Когда Господь спросил Петра: любишь ли ты Меня более, нежели они? Я никак не могу себе ответить: как простой человек может, не впадая  в прелесть,  ответить, что он любит Господа или кого-то еще более, чем другой? Ну, вот никак не могу понять.

                  - Все, что нам говорится в откровениях -  это всегда, как говорят Антоний Великий, Иоанн Златоуст -  приспособлено к нашему человеческому пониманию. Потому что в принципе Бог немерено дает Духа, как сказано в Писании. Поэтому измерить, где  больше, где меньше - как это можно? Вот, если ты говоришь: верую, то получаешь все. Но только Духом можно научиться любить. Но это обращено ведь к апостолам, которые как маленькие дети. Вот тот же Петр, он же отстранялся, он говорил: отойди. Он и предавал, и мучился. Поэтому это обращено к человеку, потому что он привык, человек того времени, да и мы привыкли жить, измеряя все. И в том числе, измеряя любовь. Это как сказать? Это педагогика. Забыл, как это называется, какое-то слово, когда с педагогической целью, человека чтобы научить, нисходят до его понимания, забыл, как это называется, какое-то слово специальное в этом случае. Я вот вижу этот момент. Христос через понимание Петра хочет ему донести, что ты должен стремиться к любви, что то, что произошло с тобой, ты должен преодолеть. Ну, как ты можешь это преодолеть? Только большей мерой любви, вообще безмерностью. Потому что в другом месте Христос именно об этом говорит. Вот вспомните 15-16-17 главы Евангелия от Иоанна. Когда Иуда вышел, причем приняв хлеб и вино, то есть Кровь и Тело Христово.

Но далее Христос учит апостолов. Это настолько содержательные слова, которые нынешние люди не могут вместить. Слова, как бы дарованные будущему царству. Потом они до всего этого доходят. И Петр это тоже понял. Но в то время они еще не понимали. Петр, помните, говорил: давайте, мы сделаем здесь три кущи. Но он же не понимал, что этот свет, который он увидел, и есть свет любви. Что он безмерен и что нужно выйти туда, на крест. Только тогда этот свет обретает полноту любви.

                     -Отец Владимир, по-моему, у кого-то из апостолов есть такое выражение, что вы призваны стать Богами по благодати. Объясните, пожалуйста.

                   -Это не только у апостолов. Это и в Ветхом завете есть. Да, мы Боги. Вообще есть даже такое выражение у святых отцов, что Бог сделал себя человеком, для того, чтобы человек сделался Богом. А Боги по благодати - мы же дети божии. Поэтому тот образ божий, который мы носим в себе, когда он реализован, то мы становимся иными существами. Ведь Христос говорит: вы все то, что Я совершил, и вы совершите. И еще и больше всего. Что значит «больше всего»? То -  есть это наше будущее. Но мы сегодня не готовы. Мы Боги потенциально. Но актуально мы очень далеки от божеского состояния. Мы сегодня полуживотные. Мы впали в состояние неразумных животных. Вот то состояние, о котором я сказал, как говорят святые отцы. А впали мы почему? По обольщению. Кто первым впал в это состояние фантазирования, он был фантазер -  так называли дьявола святые отцы. И вот, впав в это состояние, он и вошел в состояние неразумных животных. Вот вспомните, что сказано про змея, который появился в райском саду? Про него сказано, что он хитрей, мудрей и зверей полевых. И зверей полевых, понимаете? То есть этот змей - он зверь, хоть и говорящий, и мудрейший. Поэтому мы живем в мире, в котором они как раз и правят. Знаете, что пишет Блаватская в «Тайной доктрине», причем именно в первом издании, потом в последующих изданиях этого места нет? Так вот, в первом издании там говорится, что христиане вообще оболгали сатану. А на самом деле он освободитель, спаситель. И что он явился с командой офисов. А офис это по-гречески змей. То - есть змеи явились. И змеи эти мудрейшие начали учить человека.

Вот тогда изменился человек. Поменялось направление его жизни. Поменялся его взгляд на мир, мировоззрение. Он стал учиться у них. И они его научили. Древо познания добра и зла означает: древо познания всего на свете. То есть и тот, и другой смысл сохраняется. Поэтому для человека это древо было запечатано. Чтобы человек сначала нравственно возрос. И пока что он познавал то, что видит, соединяясь с этим любовью. Он учился у Бога, а потом он учился у змея.

                      -Это раб божий Виталий. У меня такой вопрос: почему нет описания жизни Христа до восемнадцати лет? Что Он делал? Как жил? И почему Он боится, что об этом узнают?

                    -Я не знаю, о какой правде вы говорите. Дело в том, что в Писании много нет. Писание  - это ведь не биография и не документ, в котором запечатлены все года. Оно определенные этапы рассказывает. Вот первый этап, когда Христос произрастал в любви и мудрости. Потому что когда Он вышел на проповедь, Он был в совершенстве этого возрастания. Поэтому то, что там об этом не написано, есть некая тайна. Тайна божественного домостроительства. Нам не обязательно об этом знать сегодня. Но когда-то это раскроется для нас. Потому что Христос прямо говорит, что наступит время, когда вы не спросите Меня ни о чем. А как это значит не о чем? Значит, это будет нам открываться. Мы будем с Ним соединены, и нам будет это все открываться изнутри. И мы будем решать эти вопросы. Но сегодня этот вопрос для нас закрыт. Сокрыт, я думаю, что премудро сокрыт. Причем так же, как было сокрыто древо познания добра и зла. Оно было сокрыто. Но мы нарушили эту заповедь божию. Мы вкусили плодов с этого древа добра и зла. Мы научились по  - другому видеть мир, по - другому мыслить, думать. От этого сердце наше стало неотзывчивым. А раз оно стало неотзывчивым -  значит, мы не можем познавать сердцем. Адам познавал сердцем. Он совпадал с тем, что он должен был познавать. Он так познавал мир, там употреблено слово «познание». Но в другом контексте оно также употребляется. Адам познал Еву. Там употребляется то же самое слово. А что это значит: познал Еву? Он соединился с ней в любви. Что мы познаем? Мы должны понять, что это часть нас, а мы часть этого. Что мы едины в этом мире, что мы представляем это единство. И единство это -  единство любви. То есть мы должны эту любовь в себе взрастить. А пока мы не взрастили эту любовь, то все, что мы познаем, мы обретаем с помощью хищного инстинкта, для того чтобы пользоваться миром или человеком, порабощать человека. Для этого мы боремся, воюем друг с другом. Поэтому если было бы раскрыто, как Христос возрастал, то и хищники смогут этим воспользоваться.  А таких книг много, в которых написано, как приобрести магическую силу. Христос совершал великие чудеса. Но если вы вспомните, в Писании встречаются эпизоды, где маги соревнуются с пророками божьими или соревнуются с христианами. И христиане побеждают их. Потому что это праведная сила. Это сила любви. Она совершает чудо. А там сила эгоизма. Сила соревнования. Вот я думаю, что по этой причине от нас все это и сокрыто. А фантазии на эту тему или какие-то источники - можно их обсуждать, но вряд ли они нам что-то дадут. Вряд ли  потому что возрастание в любви и мудрости -  это сокрытый процесс. Там все внутри происходит. Потому что он совершается только божественной благодатью. А как же иначе?

Нельзя это превратить в методику. А так как у нас сознание технологическое, мы испорчены образованием, которое получаем, поэтому обращаясь к религии, мы всегда ищем технологию. А если это еще описать, то мы вообще станем такими технологами! Сколько поклонов? Что и как делать? На голове стоять  или еще что-то делать?

                       -Вот Иисус Христос, когда посылает апостолов на проповедь, Он дает им, в том числе, дар изгнания бесов. А в другом случае апостолы спрашивают его: почему мы не могли изгнать беса из мальчика? И Господь говорит: потому что эта сила изгоняется только постом и молитвой. А ведь апостолы не постились, пока были с Иисусом. Как это понять?

                    -Хорошо, хорошо.

                    -И второй можно вопрос?

                     -Давайте.

                     - Христос все время подчеркивает, что Отец более Меня. И как тут понимать?

                  - Смотрите, этот эпизод, где говорится о том, что мы не смогли исцелить, когда он происходит?  Он происходит как раз после того, как спустились с Фаворской горы. И вы помните, что и Иаков, и Иоанн, и Петр в землю уткнулись, не могли выдержать этого света. Ведь только Моисей и Илия стояли рядом и беседовали с Христом. А ведь и Моисей, и Илия, если мы вспомним Писание, жаждали встречи с Богом. Но Моисей, как сказано в Писании, видел только заднюю Бога. Но увидев это, он спустился и вынужден был закрыть свое лицо, потому что невозможно было на него смотреть. Не выдерживали люди этого света. А Илия тоже. Бог ему явился не в грозе и буре, а в тихом веянии ветра. Как бы исполнились их чаяния. Они смогли только уже в Новом Завете беседовать и смотреть на Христа. А когда апостолы спустились, то они этого фаворского света еще не вкусили в полноте. Поэтому они и не могли исцелить. Тут дело не в посте, о котором вы говорите. Потому что пост имеется в виду в данном случае духовный, воздержание. Воздержание от  греха. Это новое качество души, это приобщение к божественной энергии. Воздержание от мира. Вот что имеет Христос. А не то, чтобы там колосья съесть и так далее, и руки умыть. Потому что это закон ветхозаветный. А они не были готовы еще. Они как маленькие дети не были готовы к этому. Поэтому дар получен - но что такое дар получен? Мы ведь тоже представляем так, что вот дали дар, но дар то надо еще принять. Вот готовность принять этот дар, это труд, это то, что должны были посланы совершить. Они хотели по правую и по левую руку сесть, но не понимали, что это такое. Потому что они думали, что это власть, которая будет получена как бы по блату. А на самом деле это крест. Так вот когда крест они получили, и они были готовы к этому кресту, то от тени Петра происходило исцеление. Так что это другое качество, до которого апостолы просто еще не доросли.

                     -У меня вопрос такой уже материального порядка. Я хожу только в один храм. У нас продаются дорогие свечи, очень дорогие. Восковые, большие, все в порядке. Но есть же такие бабушки, которые не могут заплатить такие деньги! И они вынуждены покупать маленькие свечи. А эти маленькие свечи наполовину парафиновые. Вот не кажется ли вам что это каинова жертва? Мы не имеем права такие свечи ставить перед образом Господа и перед образом Богородицы и всех святых. Спаси Господи вас.

                      -Ну, понимаете, дело в  том, что это вопрос вещества. Но знаете, дело не в том, из чего сделаны свечи, а является ли это нашей внутренней жертвой. Ведь это же образ горения! Я вам вначале об этом образе говорил, что Успенский храм как свеча горит. А горит ли эта свеча в нас? Если она горит в нас, то вещество имеет не очень большое значение. Хотя конечно понимаете, принято, чтобы свечи были восковыми. Потому что это от природы взято. И это не какое-то химическое вещество, а природное. А что касается цены, я знаю, что этот  вопрос решают многие настоятели. Это уже от настоятеля зависит. Как он решает. Свечи лежат. И каждый, кто не имеет денег, может прийти и взять поставить эту свечу. А кто-то какую-то жертву совершает. И я думаю, что это правильно. Потому что свечи -  это наша общая жертва Богу. Это символ нашего горения. Но с другой стороны раньше церковь как существовала? Она целиком существовала на пожертвования. Потому что прихожане приносили и просфоры, и шили одежды. Поэтому не нужно было какой-то материальной жертвы. Сегодня эта жертва является поддержкой  богослужению. Поддержкой самого храма, его обслуживания. Платы за электричество, платы работникам, которые там работают. Она ничтожна, эта плата. Потому что люди работают там для Бога. Я не знаю, чтобы в каком-то храме платили большие деньги. Поэтому относитесь к этому проще и смиреннее. Принимайте это как есть. Потому что все посылается от  Бога. А какие-то искушения, которые к нам приходят, они только выбивают нас из колеи. Старайтесь видеть хорошее. Понимаете? Как в том анекдоте про оптимиста и пессимиста. Стакан может быть наполовину наполненным, а на половину пустым. Один и тот же факт мы трактуем по-разному.

Так вот, я вас призываю к оптимизму. Потому что мы христиане должны быть оптимистами. На сем я заканчиваю, прощаюсь с вами, до новых встреч в эфире.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+