Перейти к основному содержанию

01:07 09.12.2021

Почему иногда доброе намеренье человека не поддерживается Богом?

20.09.2016 08:09:15

Протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский отвечают на вопросы радиослушателей.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/09/10/21-00.html

О.Д.:- Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

О.А.: - Добрый вечер, дорогие слушатели! Вопрос. Если можно, хотелось бы получить развёрнутый ответ на вопрос о любви к людям. Поделитесь опытом, как вы взращивали любовь к людям в себе. Молюсь Богу, чтобы послал в моё сердце любовь, но пока получается только жалеть их. Боюсь, что так только подпитываю гордыню.

О.Д.: - Вообще-то жалеть и любить  - это в русском языке слова тождественные. Поэтому если сердце способно жалеть человека - это и есть любовь. Имеется в виду жалеть не просто в чувстве, но обязательно и в деле.

О.А.: - Послужить человеку.

О.Д.: - Да. Если возникает такая потребность -  это говорит о  том, что любовь уже стучится изнутри наружу. А как взращивать?  Взращивать, только совершая массу небольших, но постоянных, ежедневных даже дел любви. Другого пути нет. Внимательно относится к Заповедям Христовым,  смотреть, чему они учат, и обучаться этому.

О.А.: - Некоторые люди, многие даже переживают от того, что дела-то делают, а добрых чувств к  человеку нет, т.е. всё через силу.

О.Д.: - А любовь -  это не чувство. То ли здесь виноват наш кинематограф, то ли СМИ, а, может быть, и нынешние ток -  шоу. Все думают, любовь -  это как Всемирная организация здравоохранения относит любовь к тяжелым заболеваниям.

О.А.: - Влюблённость.

О.Д. - Бессвязная речь, безумные поступки, спутанность мыслей. Человек как полоумный становится. Не это, конечно, имеется в виду. Нет. Вот, сидит человек на лавочке в метро -  и вдруг входит другой человек, который несет тяжелую вещь.  И без всякого пылающего сердца этот человек, который сидел -  встает и уходит в конец вагона. Как бы даже не то, что уступает, делает реверанс в его сторону, а делает вид, что ему на  следующей выходить,  и он занял более удобную позицию. Вошедший тут же воспользовался свободным местом и сел. Это и есть дело любви. Для этого не надо ждать, что сердце воспламенится, и вообще сейчас нужно будет жизнь отдавать.

О.А. - Т.е. любовь  - это именно движение.

О.Д.- Да, движение, которое направлено таким образом: делай для человека то, чтобы ты хотел, чтобы делали тебе.

О.А.: - Батюшка, не раз встречал такое замечание. Животных люблю, людей полюбить не могу.

О.Д.: - Не может -  и не надо. Тут нет никаких проблем. Бывает, встречаешь человека, говорит: я не могу поверить в Бога. Да и не надо, что ты нам обязан, что ль? Взаимоотношение с Богом  - это для христиан. Если человек прочел, увидел: вот путь, вот гарантия, вот такие-то выдающиеся люди: Федор Федорович Ушаков, Серафим Саровский -  Прохор Мошнин, Александр Ярославович Невский - вот они достигли. Я хочу так или не хочу. Потом могу, не могу. Господи, помилуй! Не можешь -  не надо, никто тебя не заставляет. Не надо ни с кем спорить.

О.А.: - Раз человек обращается -  значит, этот вопрос его беспокоит, чувствует, что что-то неправильно.

О.Д.: - Ну и что же, что беспокоит? Очень многих беспокоит Лев Николаевич Толстой -  упокой, Господи, его душу - в Шамордино поехал накануне своей смерти. Так и не довелось ему покаяться. Не довелось, раньше надо было. Конечно, Господь и намеренья приемлет, но мы не знаем, с какими думами он ехал. Это как Господь решит.

О.А.: - Почему иногда доброе намеренье человека не поддерживается Богом?

О. Д.: - Потому что Бог видит дальше, и благими намереньями -  мы сами знаем, что вымощено -  а Бог это знает. Просто когда человек затевает что-то – к этому может примешиваться и честолюбие, и тщеславие и даже мстительность. Вот я вам сейчас покажу, кто я на самом деле.

О.А.: - Батюшка, Антон  Великий сказал: «отвергни око лукавое и стяжи око прямое». Что такое око лукавое и око прямое?

О.Д.: - Вообще-то это прямо к нашему разговору. Обычный среднестатистический человек -  это очень видно на детях  - они не понимают, что взрослые, не будучи даже профессиональными следователями, просто видят, что где-то что-то  не связывается, что здесь соврал. Даже есть такая поговорка: «Ври, но не завирайся». Прямое око  - это простое. Это когда нет лукавства. Как Христос сказал: вот Нафанаил  - это подлинный израильтянин. Подлинный израильтянин -  это не тот, кто по крови сын Авраама. Подлинный израильтянин – тот,  в ком лести нет, потому что Аврааму Бог вменил в праведность его веру, а не его кровь.

О.А.:- Как трудно отнять от своего сердце лукавство, которое прижилось в нем!

О.Д.: - Нет, это вообще невозможно. Это чудо может сотворить с человеком только Бог один. Это же проказа такая. Если хочешь, Господи, можешь меня очистить, а я постараюсь каждый день доказывать тебе, что я этого хочу.

О.А.: - Но Заповедь гласит: «отнимите лукавство от душ ваших», т.е. это обращение к человеку.

О.Д.: - Отнимите, но имейте намеренье. Человек должен своей жизнью, словом, мыслью, чувством, поступком явить Богу его настоящее желание, весь многократно. Днем-ночью, зимой-летом, в этом году - в прошлом, десять лет спустя. Человек поступает мелками шагами, но в этом направлении.

О.А.: - По правде Божьей.

О. Д.: - Да. Потом это входит в навык так глубоко. Господь видит: верный раб, иди и наследуй Царство.

О. А.: - В этом году день Усекновения главы Иоанна Предтечи совпадает с воскресеньем.

О. Д.  Надо же,  я об этом знаю.

О.А.: - Отменяется или ослабляется пост из-за такого совпадения?

О.Д.: - Нет, не ослабляется.

О.А.: - Т.е. день остается строгого поста?

О.Д.: - Нет, он не совсем строгий, там елей полагается, если кто по уставу постится.

О.А.: - «Верующий в Меня жив будет и не узрит смерти вовеки». Объясните, пожалуйста, что значит:  « не узрит смерти вовеки»? Мы все проходим через врата смерти.

О.Д.: - Здесь речь идет о двух разных смертях, о физической и духовной. Про духовную смерть сказано: переходит от смерти в живот.

О.А.: -Т.е. наша земная жизнь по сравнению с той, будущей, как бы смерть, и мы переходим в жизнь вечную.

О.Д.: - Можно и так сказать. Наша земная жизнь  действительно заканчивается смертью, но человек, который угодил Богу, переходит в жизнь вечную. Что есть жизнь вечная? Некоторые люди считают, что жизнь вечная -  это просто продолжения существования там. Продолжение существования и так будет. Для одних это существование мука вечная, для других рай.

О.А.: - Некоторые, даже здесь страдая, говорят: никакой жизни нет. Даже не могут назвать жизнью своё существование.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка! Скажите, пожалуйста, если ребенок вырос, уже взрослый человек -  и ведет себя по- хамски с родителями? В этом случае возможно ли вообще отстраниться родителям, не помогать, не поддерживать -  или это не по-христиански? Как быть? Спасибо.

О.Д.: - Нет, по-христиански -  это выгнать его из дома. Но это не все родители могут, потому что не все родители христиане. Они настолько влюблены в то хамьё, которое они вырастили, что это для них непосильный подвиг. Хотя, конечно, в воспитании хамья участвуют не только родители, конечно. Школа гораздо больше, улица, пресса, эстрада, мода. Какая-то часть есть и родителей, но она больше в потакании.

О.А.: - Батюшка, но по отношению к Богу мы все ведем себя по- хамски, Бог же нас терпит.

О.Д.: - Не все, и степень совершенно разная.

О.А.: - Но всех же Бог терпит, не изгоняет вон?

О.Д.: - Как это? Ребенок в 15 лет заявляет, что он в Церковь больше ходить не будет. Разве это не изгнание из Рая? Бог кого хочет наказать -  отнимает у него разум. Разве  Он не отнял у него разум? А сколько молодых ребят  сидит в тюрьме? Это разве не с попущения Божия делается? А скольких вообще убили?

О.А.: - Тяжелые уроки.

О.Д.: - Да нет. Гибнут же люди и в землетрясениях, и в войнах, даже от затопления реками! Только одни гибнут, спасая других, а другие гибнут, спасая барахло. Разное это. Одно дело  - спасал утопающих, а другое дело  - шмотки, которые тоже имеют цену, но жизнь, безусловно, больше.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, батюшка! Из святого апостола Иоанна Богослова, послание второе.

О.Д.: - Что вам там непонятно?

Телефонный звонок: - Старец - избранной госпоже и детям её, которых я люблю поистине, и не только я, но и все познавшие истину. Что это за госпожа?

О.Д.: - Адресат, которому пишет Иоанн Богослов. Тут как раз всё просто.

О. А.: - У меня второй брак и у жены тоже. Распространяются ли слова Спасителя: «И будут одна плоть» на повторный брак?

О. Д.: - Распространяются. Предыдущий брак же умер.

О. А.: - Но если и в том браке человек был с другой женщиной одной плотью, но брак распался, и теперь Господь соединил с другой.

О. Д.: - Нет, это не Господь, это воля людей соединила.

О. А.: - Т.е. сами люди решили путь пройти ещё раз.

О. Д.: - Любовь - морковь.

О. А.: - Женился без любви. Жена порядочная, верная, много общих взглядов. Но она требует к себе ласку, внимание, постоянно я должен говорить, как я её люблю, какая она самая любимая. А я не могу насильно, приходится врать через силу или вообще уходить от разговора. Оба страдаем. Можете посоветовать в такой ситуации, как быть мне и жене?

О.Д.: - В любом руководстве по семейной жизни, даже в журналах пишут, что это грубейшая ошибка, когда кто-то из супругов начинает требовать в отношении себя слов любви. После этого отбивает всякую охоту.

О.А.: - Женщины  - существа эмоциональные.

О.Д.: - Да, и часто просто глупые. Поздравляю этого человека, что он выбрал женщину, несусветно глупую.  Потому что умная женщина не будет доводить дело до такого состояния, когда муж уходит. Представьте себе если человека на завтрак, на обед и на ужин кормить мёдом! Через месяц он этот мёд возненавидит.

О.А.: - Может, и быстрее.

О.Д.: - Я уж так кладу такой срок. Я за день могу ложку съесть как лекарство, но чтобы утром, днём и вечером -  это выше моих сил.

О.А.: - Каков совет, батюшка? Брак уже состоялся.

О. Д. - Советы тут давать бессмысленно. Этот мужчина настолько точно всё описал. Я думаю, что все убеждения этой женщины бессмысленны. Если он её  так любит, что его смирение превышает её очень серьезную психологическую ошибку -  тогда брак устоит. Могу заранее, будучи пророком на сегодняшний вечер сказать, что будет дальше. Дальше она будет его упрекать то, что он её не любит, а потом изводить ревностью, потом на этой почве возникнет скандал, подозрение, обнюхивание. Сама его толкнет в объятия третей.

О.А.: - Вообще, ревность  - чувство ужасное, и человек, порой попав в его власть, не может вырваться.

О.Д.: - Конечно, захватывает, как жадность или мстительность. Вот как нас через кино учат: пока не отомщу  -  я  жить не могу. Вот он стреляет,  убивает - и доволен.

О.А.: - Справедливость восстанавливает.

О.Д.: - Справедливость восстанавливают не так.

О.А.: - Отец Дмитрий, возможен ли брак между мусульманином и христианкой? Согласно Библии брак христианки возможен только с единоверцем, но мусульманин  - верующий человек и верует в Бога, который, как известно, для всех один,  Т.е. фактически он является единоверцем с девушкой христианкой. Почему нельзя за него выходить замуж?

О.Д.: - Потому что мусульманская религия по-другому смотрит на брак и на женщин.

О.А.: - Цели в браке разные.  И в этом браке достичь какого-то компромисса нельзя.

О. Д.: - Нет, возможно. Это как, например, человек очень часто может жить в Европе и быть не только атеистом, но каким-нибудь зловредным сектантом. Так же и с этим мусульманином. Абсолютное большинство мусульман никогда в жизни не читали Коран. Имеют очень смутное представление о религии, которую исповедовали их прадеды. Только твердо усвоили, что мусульмане -  и всё. Они далеки  от мечети, от  Корана, от молитвы, от постов, от всего обычая. Если брать Россию, то он обыкновенный советский человек,  и живет по обычаям советского человека, и такая же жена. В детстве её крестили, где-то, может быть, у нее в шкатулке крест лежит, а, может,  на себе носит.  Т.е. она такая же христианка, как он мусульманин, и они могут создать семью. Жить и даже не задумываться об этом. Если не появятся люди, которые будут их  друг против друга настраивать. Какой- то появится из тех людей, который в церковь ходит. У меня был на приходе такой случай.  Пришел ко мне один татарин Измаил и говорит: отец Димитрий, жена меня выгнала из дома. Я ему: почему такое? Он: она съездила в какой-то монастырь, и ей там батюшка сказал, что с мусульманином жить грех. А у них дети, не помню, двое или трое было. Измаил, таких людей прекрасных по душевным качествам мало. У него ладонь была, как две моих, т.е. он такой труженик. Он, чтобы  её вернуть,
даже крестился. А она говорит: нет, надо венчаться, и заставила. Когда он умер, я просто со слезами его отпевал. Вообще это трагедия, потому что над ним произошло насилие. Я, конечно, дал ему Евангелие почитать. Немножко он продвинулся вперед. Но так же нельзя! Всё, конечно, кончилось хорошо.

О.А.: - Благодаря его смирению.

О.Д.: - Смирение потрясающее. Этот Измаил -  он окрестился с именем Измаил, мученика Измаила. Если бы все были такие смиренные -  я считал бы, что моя пастырская задача выполнена, мне дальше только на курорт надо ехать -  и всё, больше ничего не делать. Так что встречаются такие наипрекраснейшие люди. Брак возможет. Она, будучи такая вполне, как все христиане  - и в Церковь ходила,  и посты соблюдала, но оказалась мучительницей для своего мужа. Раз уж вышла замуж, надо было по -  христиански относиться.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Дмитрий! Добрый вечер, ведущий! Объясните мне, пожалуйста, что такое благодать, как её должен чувствовать человек. Если возможно, вы уж меня извините, вот на своем примере это чувство благодати как происходит? Второй вопрос. Вот Бог для всех един, для всех нас и любой национальности людей. Как же допускается, что люди одной национальности, одной веры, допустим, мусульмане выступают против, как они говорят,  кафиров?  А нация другая,  православная  - против мусульман? Спасибо большое, батюшка Дмитрий.

О. Д.: - Во-первых, в результате повреждения ума от греха, человеческий ум теряет возможность вообще что-либо понимать и может воспринимать очень короткие лозунги.  Можно сказать, читать может только заголовки - а разобраться не может. Ему какие-то люди, имеющие возможность что-то внушать, говорят: вот этим надо головы резать. Вот он режет головы, а думает, что он служит Аллаху, а он служит шайтану. Вот как его убьют через некоторое время, потому что такой человек, который убивает других, он долго не живет - он как раз к Шайтану в пасть и попадет. Он не понимает, что он всю жизнь себе загубил.

Как это бывает? Да очень просто, люди по-разному с ума сходят. Кто от водки, кто от пива, кто от героина, кто от всяких гаджетов. Мало ли от чего. Некоторые от гордости, считает, что он во всем прав. В основном люди невежественны, к сожалению, и знать ничего не хотят. А гордость их заставляет говорить, что они вообще во всем правы. На этой почве гордыни плюс невежества рождаются страшные явления.

О.А.: - Когда люди одной веры, казалось бы, начинают друг друга осуждать за какие-то отклонения, как им кажется, от истины.

О. Д.: - Вообще само по себе осуждение  - это свойство человеческого ума, которое лишает человека возможности войти в Царствие Божие и вообще познать Бога.  Вот этот гражданин говорит о благодати Божьей, как её чувствовать. Благодать Божию человек, который способен кого-то осуждать -  он её чувствовать не способен, как слепой видеть свет.

О. А.: - Батюшка, есть ли люди неосуждающие?

О. Д.: - Конечно.

О.А.: - Потому что сколько людей ни проходит через исповедь -  каждый обязательно упомянёт этот термин.

О. Д.: - Эти люди только учатся

О. А.: - Приходит и говорит: наверно, состояние неосуждения недостижимо.

О. Д.: Очень даже достижимо. Ты можешь представить себе Серафима Саровского или Амвросия Оптинского, которые осуждают? Я не могу.

О.А.: - Те люди пребывали в благодати Божьей, и им не надо ничего, кроме  неё.

О. Д.: - Так почему она к ним  пришла?

О. А.: - Осуждающему хочется своего, а им своего не хотелось.

О. Д.: - В этом - то всё и дело. Надо хотеть воли Божьей, а не хотеть своей.

О. А.: - Всё говорят: Господи, да будет на всё Твоя воля.

О. Д.: - Нет, говорить мы все мастаки. Особенно, когда человек говорит, а делает наоборот, то довольно противно слушать.

О. А.: - Вот вопрос, батюшка.  Ребенок рождается чистым и безгрешным, кроме первородного греха. Получается, что все остиальные страсти прививаются ему родителями?

О. Д.: - Нет, в каждом человеке живет семя греха. Вот из этого семени грех потом и вырастает. Если ребенка целенаправленно не воспитывать, то вырастет один только грех. За редким исключением. Некоторые детки бывают избранники Божьи, какие-то особенные. Они не хотят с ребятами играть, бедокурить. Они не хотят огорчить чем-то маму, папу, дедушку. Они говорят:  ой,  у тебя головка болит, ты себя плохо чувствуешь. Дай я тебе чего-нибудь дам. Всегда есть такие детки, как в древности говорили -  желанные. Имеется в виду  - любящие. Да, бывают такие таланты, даны от Бога. Но всё равно нужно целенаправленное воспитание и говорить: вот это ты хорошо сделал, вот это ты сделал неправильно. Ты впредь смотри, так больше не надо поступать. Родители обязаны учить и, по возможности, изолировать от дурного влияния. Чем лучше эти щели заткнуть, тем лучше будет воспитание.

О.А.: - Одна женщина рассказывала. Я была в детстве нелюбимым ребенком. Мать меня не только не воспитывала, но я её сильно раздражала. И с раннего возраста мне пришлось самой свою жизнь устраивать, а мама жила своей жизнью, устраивала свою. Но потом мама сильно заболела, я за ней ухаживаю.  Она по - прежнему ко мне относится очень недоброжелательно и требовательно. А мне её очень жалко и оставить не могу.

О. Д.: - Вот христианская душа.

О. А.: - Вот, не было целенаправленного воспитания.

О.Д.: - А теперь представь, если б было. Некоторые люди ухаживают за больными с радостью, а некоторые с воздыханием. Вздыхая, думают про себя: когда же это всё кончится?

О.А.: - Батюшка, а что перед Богом ценнее: когда человек не хочет, но преодолевая себя, служит ближнему  - или когда это с радостью?

О.Д.: - Конечно, когда человек преодолевает себя - это ценнее. Но когда человек с радостью это делает -  значит, он больше достиг, он просто ближе к Богу.  Для Бога, видящего,  конечно, такое усердное старание ученика это радостно.

О. А.: - Мне сорок лет. Очень хочется создать семью, иметь жену, детей. Но проблема в том, что нет своего жилья. Куда я её приведу? Не хочется жаловаться, но прошу совета, как быть?

О.Д.: - Глупый какой-то вопрос.

О.А.: - Не каждому человеку дается такая работа, с которой можно купить квартиру.

О. Д.: - А зачем квартиру-то?

О. А.: - Что, домик где-нибудь за городом?

О..Д.: - Конечно, но можно и в городе. А можно и новый построить. Сто лет назад русский мужик хотел только земли, а остальное всё сам. Кто это, кому это когда-нибудь давал квартиры?  Когда был нормальный народ -  какие квартиры, какое государство?  Есть две руки, есть топор, раз  - и всё. Другое дело собрать дом.  Тут опять мужики собираются -  и вот за неделю сруб, тринадцать винтов, всё. Крышу сам делает. Господи, о чем речь-то, жену хочет, детей, мечтатель.  Она умрет с голоду, пока он будет мечтать.

О.А.: - Вопрос. По состоянию здоровья не могу обходиться без молока. Если день не пью молока -  к вечеру начинается приступ. Хочу подготовиться к причастию, но как быть с постом?

О. Д.: - С каким постом?

О. А.: - Перед причастием.

О. Д.: - Попостился и причастился.

О. А.: - Смущает, что пост оказывается нестрогим.

О. Д.: - Любое смущение  - от дьявола. Это не я сказал, а святые отцы.

О. А.: - т.е. это придуманная проблема.

О. Д.: - Да это вообще не проблема. Любой Устав говорит о том, что старым, малым, больным, беременным, кормящим, находящимся на тяжелой работе и в тюрьме   пост ослабляется. Поэтому пусть выпьет нашего родного, порошкового молочка. Из-под коровки всё равно никто не даст.

О.А..: - Батюшка, как вы говорите, народ не очень образован.

О. Д.: - Я тут причем?

О. А.: - Надеюсь, это поможет.

О. Д.: - На одну чашку - стакан порошкового молока, а на другую чашку - пречистое Тело и Кровь Христова. И он там чего-то думает! А чем думает?

О. А.: - Не будем гадать, батюшка.

О. Д.: - Скажу по секрету одну вещь. Апостол Павел никогда не причащался не поевши.

О. А.: - Причащались в конце трапезы.

О. Д.: - Да и знаешь -  ничего. Первоверховным его величают и праздник ему служат,  и накануне его вместе с Петром празднование и ещё пост, иногда больше месяца.

О. А.: - Можно ли пользоваться протестантскими изданиями Священного писания? Нет ли в них каких-то для нас ненужных вещей?

О. Д.: - Это элементарно.  Берёшь два издания -  одно протестантское, другое синодальное и каждую буковку сверяешь. А кому лень -  тот открывает первую страницу протестантского издания и там ищет фразу: перепечатано с синодального издания. Можно даже буковки не сверять.

О.А.: - У них-то нет своего Священного писания, но в смысле на русском языке.

О. Д.: - Да нет, конечно. Нет человеку вместо того, чтоб сверить – так  он поедает радиоэфирное время.

О. А.: - Батюшка, сверять долго, тут можно довериться авторитетному мнению. Так проще.

О.Д.: - А вдруг я пошутил?

О.А.: - По федеральному телевиденью прошла информация о том, что если ребенок на семейном образовании не справился с аттестацией, то родители могут быть наказаны. Вопрос: а какое наказание предусмотрено законодательством России для родителей, чьих детей нет на семейном образовании? Региональная юстиция затрагивает, каким-либо образом сферу семейного образования?

О. Д.: - Я не в курсе дела. Каждый человек с помощью интернета может достать любой закон и сам почитать.

О.А.: -  Т.е. если такое прозвучало, можно поинтересоваться, откуда эта выдержка взята.

О. Д.: - Да.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Димитрий и батюшка Александр! Батюшка Дмитрий, объясните мне пожалуйста. Правильно ли я понимаю подвиг Андрея Стратилата, святого воина и мучеников? Вот они так безропотно приняли смерть от рук Селевка, лишь только потому, что они накануне приняли крещение и не хотели оскоромить себя кровью. Будьте добры, объясните мне. Ведь он такой яркий главнокомандующий, они смогли бы достойно ответить врагам.

О.Д.: - Они выбрали подвиг, как Борис и Глеб. Они тоже могли Святополку окаянному ответить, своему сводному брату. Но они предпочли уподобиться Христу. Поэтому этот подвиг выше, чем, если  бы  они порубали этих противников.

О. А.: - Иногда кажется -  наделенный силой и властью человек  вдруг перед злой волей, злой силой склоняет голову и гибнет.

О.Д.: - Он не перед злой силой, он склоняет голову перед словом Божьим. Это большая разница.  Если б он перешел на службу к этому врагу и стал бы убивать своих солдат -  значит, он склонился перед злой силой. Если б его противник стал бы уничтожать соседнюю деревню, а он взял его и в вермишель перемолол -   он не склонил бы головы перед злой силой, а поступил как христианин. А речь шла о нем самом, и он уподобился Христу. Христос сказал: неужели Отец Мой не может прислать ангелов в Мою защиту? Конечно, может.

О. А.: - т.е. здесь как раз Заповедь Христа: не противьтесь Богу, направлена на тебя лично.

О.Д.: - Да.

О.А.: - Как совместить: «Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два едина плоть» и «почитай отца твоего и мать твою». Объясните, пожалуйста, на конкретной ситуации, что значит почитать.

О. Д.: - Да очень просто. Со Щёлковской уехал на Войковскую и оттуда почитаешь, никаких скандалов и ко дню рождения открыточку.

О.А.: - А мама в обиде: забыл нас, забросил.

О. Д.: - Как же маму помню, если бы забыл -  открытка бы не пришла.

О. А.: - Нет, сынок, давай, у нас дачный сезон, ты уж, пожалуйста, отпуск проведи на даче, нам  нужна помощь.

О. Д.: - Нет, мамочка. В Священном писании учат совершенно другому.  Я и мать и отца оставил, и шибко прилепился к своей жене. Ты меня в Церковь водила? Водила, вот меня так и научили. Так что, мамочка, извини, родненькая.

О.А.: - Ах ты, такой неблагодарный! Знать тебя не хочу.

О.Д.: - Это твоё дело. Теперь так, звонить тебе можно или не надо? И всё, вопрос решен. Кто мне брат и сестра и мать? Тот, кто слушает слово Божье.

О.А.: - И исполняет.

О. Д.: - Всё написано, всё сказано, чего тут мудровать-то?

О. А.: - Мудровать-то нечего, ибо Христос нам все определил.

О. Д.: - Да, конечно.

О.А.:- Но сердце рвется на части.

О.Д.: - На то оно и сердце. Если сердце не рвется -  оно всегда спокойно. То это либо человек достиг обильной благодати Божьей, либо он совершенно черствый, как сухарь.

О.А.: - Вообще отношения  с родителями  - это камень преткновения многих семей.

О..Д.: - Камень преткновения, потому что нарушают слово Божье. А если по слову Божию -  любые родители смирятся им деваться некуда.

О. Д.: - Вопрос. В последнее время моя мама начала увлекаться астрологическими прогнозами и лекциями через интернет. Заметив это, я ограничил доступ к этим ресурсам паролем. После разъяснительного диалога далее последовала ссора. Хотел бы узнать, правильно ли я поступил, и вообще  - имею ли я право вмешиваться в её выбор. Очень не хочется, чтоб она этим забивала голову.

О. Д.: - Я тоже понимаю, что не хочется. Я не знаю, правильно в данном случае поступаете или нет. Я бы так же сделал. Если мамочка так хочет, пусть она идет в интернет кафе, платит за интернет  - и тут ничего не сделаешь. В собственном доме звездочеты -  ну, извините.

О.А.: - Получается, сын мать учит, что хорошо, что плохо.

О.  Д.: - Нет, что ж в этом такого плохого? Была такая праведная Нонна, она причислена к лику святых. У неё был муж, епископ Григорий, святой тоже причислен и сынок. Сынка прозвали Григорий Богослов. Так он учил не только мать, а до сих пор учит всю православную и католическую Церковь. Он является  святым отцом,  как для всего Запада, как и для Востока. И чего тут такого? А разве Иисус Христос Мать Свою не учил христианству? Смотря, кто учит. Кому не дано учить, а он учит -  тот оскорбляет величие Божие. А кому дано.....

О. А: - Тот прославляет Бога.

О.Д.: - Конечно. Только это надо делать кротко, без нажима, с любовью и с почтением к родителям, к их сединам, к их трудам.

О. А.: - Не замечая их обид порой в ответ.

О. Д.: - Не принимая их во внимание. Не заметить нельзя, потому что они иногда ворчат, кричат, чайники кидают.

О..А.: - Это, батюшка, уже серьезная степень смирения.

О. Д.: - Надо выбрать такое расстояние, куда чайник не долетит.

О. А.: - Почему нам неполезно знать участь наших усопших родных? И могу ли я просить Господа открыть мне мою будущую участь, исходя из сегодняшнего состояния моей души?

О. Д.: - Человек может всё. Как апостол говорит: не всё полезно, заглядывать туда, о чем не сказано -  это есть дерзость.

О. А.: - Если Бог сокрыл, то не лезь.

О. Д.: - Конечно.

О. А.: - Но некоторым людям Бог приоткрывает.

О. Д.: - Некоторым людям Он дает возможность родиться миллиардерами. Их немного, их сотни. Рождается -  а он уже миллиардер. Ему не надо, чтобы жениться, квартиру искать. Всё есть, на каждом континенте есть. На Ривьере всякие дома, лифты -  всё, что хочешь. Всякие бывают исключения.

О. А.: - Вопрос. У меня 18- летний сын. Примерно с 12  лет начал меня обвинять в том, что его окрестили в детстве без спроса. Отказался носить крест, через пару лет окончательно возненавидел религию. А недавно сжег своё свидетельство о крещении. Подскажите, что мне делать в этой ситуации, как его образумить?

О. Д.: - Да никак. Я уверен, что этот мальчик обязательно образумится. Просто по какой-то совершенно другой причине у него возник такой протест. Он причину эту находит в религиозности родителей. Я знаю семью, такая шибко православная, у них один сынок уехал в Израиль и стал раввином назло родителям. Потому что его, видимо, от их христианства сильно подташнивало. И такой случай ни один.

О. А.: - Батюшка, а какие самые распространенные ошибки родителей при воцерковлении детей? Ребенок, почти что каждый, не очень хочет ходить в Церковь, не очень любит молиться.

О. Д.: - Потому что его заставляют делать  то, что он не понимает. Это как в школе, даже в первом классе. Я был в первом классе, отсидел целый урок. Было такое задание по прописям. Совсем не все дети старались, хотя учительница мастерски всё это вела, такой опытный человек. Но видно было, что большинство не понимают, зачем это делать.

О. А.: - Именно зачем?

О. Д..: - Да. Вот, не понимают. В этом всё и дело. А большинство людей вообще не воспитывают. Они просто, пока ребенок маленький, водят в Церковь, а он там ходит -  бродит. Хорошо, если ещё со свечками играет, а некоторые дети вообще безобразно себя ведут, так,  как дома. Их никто, никогда не учит,  и поэтому вырастает оболтус. Какой тогда смысл стоять?

О. А.: - Думает:  зачем мне все это надо?

О. Д.: - Да. Все играют, у всех айфоны, а я должен тут стоять. Чего вы все стоите?  Он не понимает. А каждый такт этого нотного стана, который есть песня души к Богу, должен быть обязательно ребенку изъяснен, и чтобы эту мелодию он полюбил и научился её петь сердцем. Тогда вообще не будет никаких проблем. Он только и будет мечтать, чтобы молиться, изучать Писание.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+