Перейти к основному содержанию

02:26 23.05.2019

Почему через семь веков после пришествия Христа появилось мусульманство? У МИКРОФОНА ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ. В ГОСТЯХ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ НОСОВ, КУРАТОР ДВИЖЕНИЯ «СОРОК СОРОКОВ».

11.08.2014 12:19:11

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям, у микрофона протоиерей Олег Стеняев. У нас есть письменные вопросы. Начнем с них.

                   - На Святой земле недавно были убиты трое еврейских юношей. И вскоре, похоже  - в отместку за это преступление, был похищен и заживо сожжен шестнадцатилетний палестинский подросток. Что происходит на Святой земле? И почему?

                  -Сейчас со мной в студии координатор движения «Сорок сороков» Владимир Носов. Действительно это вопрос очень горячий. Происходит сращивание религий и политики. Всегда, когда это происходит, это приобретает самые жестокие формы. И неважно, какая религия. Христианство с крестовыми походами, ислам или иудаизм с призывом: око за око, зуб за зуб.

Например, в книге Бытия слова патриарха Иакова:

…Симон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;  в совет их да не выйдет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;

проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле (Быт. 49, 5). Что значит «разделю их»? Симон - это представитель светской власти, а Левий  - представитель духовной власти. И когда сращивание происходит, это всегда гремучая смесь. Когда ведутся военные действия с религиозными идеями. Или совершается какая-то акция: провокация, теракт, и это замешано на религии -  это всегда приобретает самые жестокие формы. И поэтому Иаков проклинает союз Левия и Симона, и он говорит, что надо отделить одного от другого.

Потому что одно дело - это мир политики, а другое дело - это мир религии. Вот, смотрите, нашли трех убитых юношей. Как должны были поступить по закону Моисееву? Там сказано: если находят убитого человека, то отмеряют, к какому селению  труп находится ближе. И жителей этого селения призывают принести Богу жертву. Это по закону Моисеев.

А как можно в отместку за то, что убили трех юношей, схватить арабского подростка и убить его? Как можно? Это что? Решение суда что ли? Этот подросток имеет отношение к этому преступлению? Или мусульмане? Как они могут убить трех юношей, если по закону шариата человека нельзя убить просто так? Его убивают по решению суда, его обязаны предупредить, что если он не исправится, ему будет применена такая жестокая мера.

Отцу Даниилу, который погиб в храме, звонили13 раз, предупреждали по телефону! А тут хватают подростков из еврейской религиозной школы, убивают, а теперь вот выясняется, что в отместку кто-то убил арабского ребенка. То - есть эти люди отказались от религиозных принципов. С арабской стороны эти люди забыли, что в Коране сказано, что если ты убил одного человека, ты убил как бы всех людей.

Кстати, в Коран этот текст проник из Талмуда. А в самой иудейской традиции осудить человека можно только решением суда. А тут взяли, схватили ребенка, увезли и заживо сожгли. Вот пока все будет перемешано: мир политики и мир религии, все это будет продолжаться. Должно быть размежевание. Поэтому и сказано: проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле…

Разделю. То - есть пусть один с другим рядом не стоит. Потому что когда смешиваются политические действия с религиозными - это значит бесконечные войны. Христиане этим уже переболели давно. Ислам  - молодая религия, у них все еще продолжается. У нас, слава Богу, крестовых походов нет. А те ортодоксы иудейские - было сообщение, что их поймали, по поводу убийства 16-летнего арабского подростка - не знаю, чем они руководствовались. Потому что есть Закон божий. И он устанавливает, как можно наказать человека.

Должно быть два-три свидетеля. Если бы они доказали даже, что этот подросток стрелял в этих трех юношей, так он несовершеннолетий. Как он может отвечать? Его родители должны отвечать.

                    -Больше на суд Линча похоже.

                     -Да. Это похоже на суд Линча. И вот этого надо всегда избегать, потому что это цепная реакция. Это может не остановиться. И смотрите, сколько времени там все продолжается! С тех пор, как евреи туда только вернулись. А после Второй мировой войны   евреи стали туда возвращаться массово. Они и до этого туда приезжали. И арабо-израильский конфликт не утихает.

Я никогда не забуду, когда я в первый раз приехал на Святую землю, гид сказал нам всем: Учтите, это Святая земля. Бесы, дьявол не могут ходить по этой земле, поэтому они ходят по головам жителей этой земли. И мутят им всем мозги. Поэтому ничему не удивляйтесь. Наш гид сам был еврей православного вероисповедания. Вот так он оценил эту ситуацию.

                 - Почему через семь веков после пришествия Христа появилось мусульманство? Никак не могу понять.

                   -А есть целый ряд высказываний византийских святых отцов о том, что Бог попустил ислам в наказание  именно православным христианам за их духовное нерадение. В свое время блаженный Иероним в толковании на Евангелие от Матфея, где говорится, что ночью пришел дьявол и посеял плевела,
дал истолкование: Господь попускает еретикам быть на земле, чтобы христиане не впадали в духовную спячку. А вот по поводу ислама есть прямые предсказания, объяснения византийских авторов о том, что это наказание за то, что мы, православные, обличенные в царственное и священническое достоинство в силу этого избрания, презрели его.

Быть православным христианином -  это очень ответственно. Царственное священство -  это серединный путь. Мы не сохраняем своего достоинства, и Бог посылает на нас агарян как наказание. И татаро-монгольское иго. Почему оно было послано на Русь? Потому что была княжеская междоусобица. И Ефросинья Полоцкая предупреждала князей: Если вы не помиритесь, Бог нашлет на вас народ, языка которого вы не знаете.

                       -Я у отцов слышал такое изречение: ислам -  это бич божий.

                      -Вполне возможно. Потому что ничего в этом мире не происходит само по себе. Бог контролирует все происходящее в этом мире. Он одинаково контролирует и добро, и зло. Ничто  не может существовать само по себе. И если что-то существует, оно существует по божьему попущению.

Если Господь нам что-то попускает, например, есть правители, которыми все довольны. А есть правители, которыми никто не доволен. А святые отцы говорили:  У вас такие правители, которых вы заслужили. И если у нас появляется правитель, которым вы недовольны  - то это наказание. А если правитель, которым вы довольны, то это  божье благословение за наше усердие. Поэтому не надо думать, что что-то происходит просто так, случайно, само по себе.

Ведь что такое Византия? Это была православная империя. Бог попустил ей пасть, и от Царьграда ничего не осталось. Стамбул - турецкий город, развалины, храмы, перестроенные в мечети, а сейчас даже и не в мечети. Святая София  - это музей. Там в шортах всякие туристки ходят, смотрят. Это божье наказание.

                   -Отец Олег! Как вы поддержите такое изречение: Есть вещи, которые Бог попускает, а есть вещи, которые Бог благословляет. И еще: что Господь сочетал, да не разлучит Господь. Вот что сейчас творится на Украине? Ведь мы же братский народ. Нас Бог сочетал, а человек пытается это все разрушить. Можно ли это считать наказанием? Потому что когда Господь хочет наказать, он отбирает у человека разум. Может ли  Господь отнять разум у целого народа?

                        -А вы какой народ имеете в виду?

                       -Ну, какой народ? Единый. Мы с украинцами и с белорусами все-таки  братский,  единый народ.

                         -Так у  кого Господь отнял разум?

                         -Мне кажется, у наших правителей. Это наказание все-таки или это кара божия?

                       -Вы знаете, если  такое происходит, когда два православных народа, причем единокровные, славяне оказываются в конфликте один с другим, мы ни в коем случае не должны подбрасывать хворост в огонь. И я неоднократно говорил: нам надо перестать говорить об Украине. Нам надо усилить молитвы за Украину, чтобы Господь установил там порядок. Чтобы внутри самой Украины прекратилась междоусобица. Когда брат встает на брата. И к чему это может привести Украину  - не совсем понятно. Ведь конфликт идет не между Россией и Украиной. Конфликт идет внутри самой Украины. А в политическом смысле Украина оказалась заложницей конфликта между Америкой и Россией. В таком вот планетарном масштабе. Вот такой конфликт зреет.

                     -Вы знаете, очень показательно, я видел растянутый большой баннер на футбольном стадионе в Сербии. И на этом баннере было написано огромными по размеру буквами, я не дословно скажу, а просто суть передам: Украина и Россия! Не стреляйте друг в друга, братья. Потому что дьявол смотрит на все это и потирает руки.

                    -Да. Но сейчас там воспитали такое поколение людей, которые говорят, что мы не братья. Я увидел, что одна девушка читает стихотворение, украинка и она говорит: мы никогда не будем братьями. Даже сводными. Я боюсь, что у нас тоже воспитано  такое поколение молодых людей. Сейчас же молодежь книг не читает. Они даже перестали ходить в театр. Я уж не говорю о том, чтобы регулярно ходить в храм. Возникает поколение детей с виртуальным восприятием жизни.

 В этих игралках очень легко ведь убить человека. Там молодой человек выбирает любое оружие. Я однажды был в одном доме, освящал этот дом и посмотрел, какие игры у ребенка. И он там бегает и убивает людей. Я спросил его: а какое оружие ты предпочитаешь? Там был выбор оружия. Он говорит: мне топор больше нравится. Представляете? А ему 12 лет. Ему, видите ли, топор нравится.

И вот если они привыкают к тому, что это легко? Пошел, топором по голове ударил или из крупнокалиберного пулемета. Как в интернете он всех крошит. И потом, когда он оказывается в реальной ситуации, он так же и действует. Потому что мы всегда являемся продуктом собственного самовоспитания. К сожалению сейчас детей не воспитывают, а детей выращивают. Как выращивают картошку, капусту. Процесс образования он как бы приостановлен. И это очень страшно.

Поэтому для того чтобы спасти молодежь Украины, России, надо совершить великий исход из интернет - пространства. А для того, чтобы исход произошел, Моисей должен вернуться куда? В Египет. Так и православные должны сойти в ад интернета, как Господь сходил в ад, создать там определенные сайты и призвать молодежь покидать это пространство интернета. Обвязать проповедью Евангелия эту сеть. Чтобы из этого виртуального мира спасать наших детей.

 Потому что дети не просто сидят в интернете. Они все время этим занимаются. Я тут ходил кино смотрел и был поражен. Меня попросил господин Никифоров пойти посмотреть фильм «Ной». И я посмотрел и написал рецензию для газеты Радонеж. Так там сидела молодежь в зале, и они со смартфонами сидели. Кино смотрят и со смартфонами. И они не столько кино смотрят, сколько в смартфоне сидят. Если что-то уж  очень громкое на экране происходит, то они голову поднимут от смартфона. Это же дикость какая-то.

                     -Это ужас, батюшка. В кафе часто встречаются компании по шесть – восемь человек. Буквально, сидят, только встретились и каждый удаляется в свой смартфон…

                     -Мне кажется, что они друг с другом общаются. Вот напротив сидят и друг с другом, общаются посредством смартфона. Вот именно так. Они уже разучились общаться непосредственно.

                   -Ужас просто.

                   -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

                    -Батюшка, вот я когда прочитала Библию, и на меня сильное впечатление произвела история, которая описывается в последних главах книги Судей. Конец 19 главы. Путаница какая-то в голове…

                      -Вы знаете, чтобы не было в голове путаницы, никогда не читайте Библию без соответствующих комментариев. Собственно говоря, есть категория лиц, которым опасно читать библию. Об этом говорится во втором послании Петра(2 Пет. 3, 15-16).

И помните, что терпение Господа нашего означает спасение, как и писал вам наш возлюбленный брат Павел в мудрости своей, дарованной Богом.

В этом письме, как и во всех остальных, он говорит об этом. В этих письмах есть некоторые вещи, которые трудно понять и которые невежественные и нестойкие извращают, как извращают они и другие Писания, навлекая этим на себя погибель.

То есть сама Библия предупреждает нас, что есть категория лиц: невежды и неутвержденные, которые искажают Писание. Таким образом, самый хороший выход из этой сложной ситуации, с другой стороны  - мы обязаны изучать Писание. Надо изучать Писание - сказано: занимаясь тем самым постоянно, тогда ты спасешь и себя и слушающих тебя. Мы должны читать Писание под руководством святых отцов.

Самые доступные комментарии это православная «Толковая Библия» Лопухина. Так она называется. Она издана была неоднократно. Есть в трех томах, есть в двенадцати томах. И вот это такие короткие доступные комментарии. А кто хочет более углубленно изучать Писание - то есть издательство, которое выпускает святоотеческие комментарии к священному Писанию. Там у них будет где-то около тридцати томов. И есть комментарии святых отцов. Златоуста, блаженного Августина. Очень обширные комментарии на Библию  - это блаженный Иероним Стридонский.

И когда человек входит в мир Библии -  он должен учитывать традицию понимания этого слова. Иначе он будет общаться не со словом божиим, а со своим субъективным восприятием этого текста. О чем и предупреждает апостол Петр, что невежда и неутвержденный в собственной своей погибели искажают Писание

                            -Батюшка, я как частый слушатель ваших лекций по священному Писанию хотел бы узнать, думаю, что будет интересно и нашим слушателям. Когда возобновятся беседы на тему священного Писания? Я знаю, что только летом, во время отдыха, некие такие каникулы.

                       -Лекции, которые читаются в московских храмах, - думаю, это когда учебный год начнется…..

                     -В начале сентября?

                      -…мы их возобновим. Я специально для лекций беру трудный материал. Ну, легко проповедовать на Евангелие от Матфея. Там очень все ясно, а я стараюсь брать сложные тексты из Писания, потому что сказано, что все Писание полезно для учения, для наставления. Вот сейчас мы книгу Исход изучаем. Каждое воскресенье с семи до восьми на радио Радонеж в библейском лектории сложные тексты. Реально сложные тексты. Но святые отцы их истолковывали. Даются толкования православной Библии. И это дает возможность людям воспринимать не какие-то отдельные части писания, а совокупность всего текста.

И с божьей помощью те люди, которые посещают библейские школы для взрослых -  это тоже обогащает их кругозор именно в том смысле, что они погружаются в сознание слова божьего, которое есть меч обоюдоострый. Что такое «обоюдоострый»? Это Ветхий и Новый завет, на двух концах. И так как все Писание полезно для научения, для наставления, человек усиливает свою веру через общение с Библией. Ведь вера откуда берется? Вера берется от слышания, а слышание от слова божия.

                   -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

                  -У меня вопрос к гостю студии. Вот насколько я помню, некоторое время назад он говорил, что сопровождал дары волхвов в Киев. А я недавно прочитала в интернете, что в это же время там был человек-легенда, наш знаменитый воевода Игорь Иванович Стрелков. Вы, может быть, тоже что-то могли бы о нем рассказать?

                      -Владимир,  к вам вопрос.

                      -Да. Это так, это верно. Нужно добавить еще, что средства массовой информации Украины назвали это спецоперацией Москвы. Вообще привоз даров на Украину они обозвали спецоперацией, тщательно подготовленной спецвойсками. Действительно, мы были в Киеве с 24 по 30 января. В Киево-Печерской лавре, где в одном храме мы спина к спине, можно сказать локоть к локтю с Игорем Ивановичем Стрелковым были вместе.

Но были там исключительно, чтобы охранять святыню и тех отцов…

                     -Обеспечивать порядок.

                     -Да конечно, тех отцов из афонского монастыря, которые доставили эту святыню из монастыря Святого Павла.

                    -То- есть вы туда прибыли как раз по приглашению этих святых отцов с Афона.

                   -Да, еще раз напомню, что наместник этого монастыря очень долго молился и ждал волю божию: ехать или не ехать туда. Но в итоге все-таки поехали. Было очень много людей. Несмотря на то, что информация о том событии намеренно нигде не выставлялась. То есть такое событие впервые в истории, мы знаем.  За последние пять веков дары покинули Святую гору впервые. Но нигде не было информации. И, тем не менее, люди шли круглосуточно.

                   -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

                   -Могу ли я спастись? У меня в квартире очень много кошек. У меня на них уходит масса времени. Их надо кормить, чистить, если болеют - лечить, идти к врачу. Времени на молитвы у меня остается мало. Но даже я себе вообще не принадлежу. И я думаю: можно мне спастись? И выбросить их я не могу. Знаете, почему? Они такие же разумные животные, они все понимают. И как я возьму и выброшу их на улицу? Куда они денутся? Кто будет их кормить? Кто будет за ними ухаживать? И я просто не знаю, что мне делать?

                      -Ваша проблема заключается в том, что вы плохо знаете священное Писание. В книге бытия (Быт.1, 28) сказано: «и благословил их Бог (то - есть Адама и Еву). И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

То - есть человек поставлен владыкой над животным миром. А у вас ситуация другая. Над вами владычествуют эти кошки в огромном количестве. Я представляю, какой запах может быть на лестничной площадке! И само по себе это неправильно. Особенно я осуждаю людей, которые дома имеют собак. Потому что собака - это очень активное существо. И когда собаку держат в бетонных стенах -  это невероятная жестокость по отношению к этим подвижным животным. У меня в детстве было две собаки, но я жил в своем доме. Они бегали во дворе, счастливые, на природе. А это люди, которые проявляют жестокость по отношению к животным.

И когда вы не одну кошечку имеете, вы думаете, им приятно вот так друг с другом общаться? Я думаю, что не очень приятно. Поэтому я думаю, что эту ситуацию надо как-то решать. Вы можете обратиться к людям, которые могут разобрать ваших кошек и котов, чтобы такого не было у вас. Ну, можно иметь одну кошечку дома, а зачем разводить целую кучу? Получается, что у вас уже нет времени на молитву.

А это значит, что все, что стоит между человеком и Богом, называется идолом. Вот если что-то стоит между мной и Богом и мешает мне общаться с Богом. Не важно, кто это. Это может быть какая-нибудь персона духовная, иерархическая, которая затмевает для меня Бога. Это истукан. Если какая-то привязанность, или это собственные дети, в конце концов. Например, человек настолько избаловал их, все внимание на них и он забывает о Боге.

Или это какие-то кошки прыгают по вашей квартире. Все, что мешает человеку молиться -  идолопоклонство. А подлинное счастье жизни семьи и человека отдельно взятого -  это, прежде всего, выстроить правильные отношения с Богом. И через эти правильные отношения с Богом мы можем выстроить правильные отношения с Его творением. И с домашними теми же питомцами, если у вас там кошка дома есть. Или вы в своем доме живете, и у вас во дворе бегают собаки. Это нормально.

Но в квартиру тащить собак или когда в одной квартире много кошек -  это что-то болезненное. И вы сами сказали, что это вам мешает молиться. Следовательно, эту проблему надо как-то решать.

                   -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

                     -У меня вот какой вопрос. Я знаю, что в Коломенском была выставка. И там за один день построили обыденный храм. И вопрос такой. На улице Строителей находится центр лечебной педагогики, где обучаются дети-инвалиды с ДЦП и другими тяжкими заболеваниями. На Ленинском, Ломоносовском, Вернадского, Университетском проспектах нет ни одного храма. Мы детей возим в храм, который находится на Ленинском проспекте при 1-ой  Градской больнице. Но это надо ребеночка на инвалидной коляске в любую погоду посадить в троллейбус. Потому что машин ни у кого нет. Матери одиночки - вы сами знаете, как живут семьи семьи с детьми - инвалидами. Сколько уходит средств.

Это очень и очень тяжело. Поэтому я хотела спросить, нельзя ли приспособить такой обыденный храм или на худой конец просто бытовку на колесах и привозить к нам, чтобы наши дети имели возможность причаститься? Мест у нас много. Почему я так говорю? Потому что у нас педагоги, в том числе есть и свидетели Иеговы. Они хорошие девочки, они кладут жизни на наших детей. Но так как нет храма, то мамочки хорошо покупаются на этих девочек, на их пропаганду. И многие уходят к ним в секту свидетелей Иеговы. Помогите нам, пожалуйста.

                     -Вы знаете, как  раз Владимир участвовал в возведении этого храма. Владимир, расскажите, как это происходило. Когда и где.

                   -Да, батюшка, честно говоря, эмоции нахлынули, когда я услышал этот голос. Дело в том, что мы были на этом месте, мы помним про это место, мы не забываем верующих в этом районе. Тем более, инвалидов. Но, к сожалению, на сегодня такой возможности нет. Я объясню почему. Потому что перед началом строительства нужно подготовить  достаточно большой ряд документов.

                      -А вы можете сначала рассказать о построении храма за один день? Как это такое возможно?

                    -Да, батюшка. В Москве…

                    -В Коломенском…

                   …да, в парке-музее «Коломенское» прошел славянский фестиваль «Русское поле». Было колоссальное, просто грандиозное зрелище, потому что там собрался самый большой в мире русский хор, который исполнил гимн нашей страны. Посетители с удовольствием гуляли по ярмарке ремесел, пробовали свои силы в национальных играх-забавах. Интересным моментом было выступление джигитов. Там была импровизированная песочная насыпь, на которой эти джигиты искрометно выполняли различные сложные номера.

                 -Именно джигиты? Не витязи, да?

                 -Да. И, кстати, всех желающих учили ездить верхом, стрелять из лука.

                  -А джигиты были на конях?

                   -Да.

                   -А как храм?

                    -Это было кульминацией всего торжества. Храм выстроен по старинным технологиям, за одни сутки без единого гвоздя. Об един день. За один день, за сутки. Это вот «об един день» -  само название обыденного храма. Этот храм построен по образу Андреевской церкви на Соловках. Возведенной еще в XVIII веке при Петре I.

                     -Деревянный храм?

                     -Да.

                       -И сколько было строителей у вас?

                      -Строителями, кроме нашего движения «Сорок сороков», были наши друзья, наши единомышленники. Также движение «Общее дело», которое восстанавливает храмы на севере, консервирует их, то -  есть проводит посильный ремонт. Но и были, конечно же, еще и профессионалы, которые смотрели за соблюдением техники безопасности. Объясняли нам какие-то сложные моменты, подготавливали нас, обучали. Ну, всего порядка сорока человек. Но нужно сказать, что было объявлено -  и люди действительно  - что каждый желающий может поучаствовать в строительстве.

То - есть приходили люди, которые таскали бревна, шкурили стены,  выполняли простую работу. Очень много детишек приходило. Очень забавно смотрелось, очень радостно. Знаете, когда детишки подходили и спрашивали, что им делать, им вручали какие-то деревяшки, поделки, которые они относили  по назначению. С такой трогательной серьезностью.

И, конечно, этот храм освятили в честь преподобного Сергия. Надо сказать, что все мероприятие открывало празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия. Именно храм, его освящение послужило таким большим восклицательным знаком. Приехал благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев, который совершил молебен освящения.

                      -А сколько человек собралось на этот праздник? Вчера по подсчетам пропускных пунктов, которые имели возможность подсчитывать по рамкам металлоискателей, была названа колоссальная цифра: мероприятие посетило 110 000 человек.

                 -Настоящий русский праздник!     С хорами,  сарафанами, косоворотками.

                   -Да. Мы погрузились в атмосферу XVII - XVIII века. Что-то необыкновенное происходило. Все в роскошные старинных русских нарядах, у всех такие красивые, радостные лица. Радостное настроение. И вот кульминация - освящение храма! Собралось большое количество людей. Священники совершили молебен. И после чего выстроилась огромнейшая очередь желающих приложиться к тем иконам, которые были подарены  к освящению храма.

                      -Прекрасный праздник, конечно.

                      -Этот храм будет направлен в общину в Солнцево. И  я  радиослушательнице хотел бы сказать, сестре во Христе, что  на этом месте мы встретили большую проблему. Все эти события остались у нас в памяти, в сердцах. Потому что там на самом деле такие вещи происходили!

                     -Хотите сказать - мощное сопротивление там было?

                      -Очень! Нужно сказать, что еще, к сожалению, при пассивности местных жителей, православных христиан этого района. Возможно, из-за недостаточной информации, но было очень мало людей…

                   -И у нас телефонный звонок в студию.

                   -Благословите, отче.

Царство небесное почившему митрополиту Владимиру.                  

Отец Олег, сейчас решается вопрос жизни и смерти. Выживет ли Россия? Многие самостоятельно молятся, но многие люди не могут, по слепоте или другим болезням читать молитву. А вот у меня такая женщина, очень верующая, совсем слепая, 100% потери зрения. Она так переживает, все дни плачет. Может, поступить по примеру Ниневии? Всем встать на колени, например, в 10 часов вечера, и батюшка, может, даже Патриарх будет молиться, а мы все вместе поддержим. Батюшка читает молитву или мы грешные - все равно благодать. Спаси Господи. Люди,  все на молитву, все на молитву!

                      -Да. Сейчас сложные времена. Но мы должны уповать на пророчества преподобного Серафима Саровского, который говорил, что тогда, когда не будут ждать, неожиданно Пасха произойдет. Что значит «тогда, когда не будут ждать»? Когда все отчаются. И тогда Россия возродится. Вот сейчас, может быть, мы наблюдаем отчаяние. Когда люди в ужасе оттого, что делится единство Руси. И чуждые элементы проникают в наш славянский мир.

И, наверное, когда мы достигнем самого дна, мы сможем оттолкнуться и подняться наверх. Как  преподобный Серафим говорил, что когда никто не будет ждать, посреди лета, то есть в неурочное время, тогда, когда никто не ожидает, Пасху запоют на русской земле. Мы верим в Пасху, то есть в воскресение нашей земли. Потому что у нас была наша Голгофа. Это Голгофа новомучеников и исповедников российских. А там, где была Голгофа, там будет и чудо Воскресения.

Потому что учитель церкви Тертуллиан говорил, что кровь мучеников проливается не напрасно. Она всегда оказывается тем живительным семенем, из которого церковь возрастает, поднимается на более высокий духовный уровень. Вот, например, смерть отца Даниила. А в результате его продолжатели осуществляют миссию в разных местах земного шара.

Это не какая-то миссия в рамках одного города. Нет, крестят сотни, тысяч язычников. И Таиланд, и другие места. И в Сингапуре трудятся. И какой благодатный урожай. Как вот сказано, что пшеничное зерно, упавшее в землю, не умрет, а принесет плоды. Поэтому, имея сонмы мучеников, мы не можем сомневаться в том, что будет Пасха на нашей земле, которую предсказал преподобный Серафим. И эта Пасха будет воскрешение Русского Дома для славянского единства. Земель Новороссии, Великороссии.

                   -И у нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

                    -Благословите, батюшка.

                   -Бог благословит.

                    -Батюшка Олег, я не знаю, как задать вопрос -  не вопрос, но реплика. Мне очень жаль эту женщину, которая позвонила насчет кошек. Я знаю таких женщин, и не одну даже. Это самые лучшие наши люди. И то, что она говорит, что она не успевает молиться, я уверена, что она молится, но ей кажется, что это мало. Это люди, которые отдают тепло и добро животным. А что значит владычествовать? Ничего они не владычествует. Они ей приносят огромную душевную пользу.

И такие люди очень жалеют других людей, они помогают ближним. И молятся гораздо больше, чем многие другие. Они еще и за животных молятся. И они никому никогда не мешают. Наоборот, их угнетают все. И поэтому вы уж меня простите, но мне хочется сказать, что эта женщина умница и молодец.

                        -Вы знаете, любовь к животным не должна проявляться за счет неприязненных конфликтов с соседями. Я постоянно слышу от разных людей, что в их подъезде кто-то собак разводит, кто-то кошек. Запах стоит дикий. Это, я считаю, недопустимо. А доброе отношение к животным…Ну что же? Слава Богу. Но содержать их в одной квартире  - это просто живодерство. Как можно одной женщине обеспечить уход за кучей кошек? И при том, как к этому отнесутся ее соседи?

Если создавать отдельные помещения для животных -  это будет как-то искусственно. А когда в доме одна кошка - это нормально. Появились котята, подарили тем, у кого нет. На самом деле, когда дети особенно проявляют любовь к животным, они через это учатся любить людей, собственно говоря. Потому что известно, что те дети, которые живодерствовали, потом, когда они вырастали, они становились злодеями по отношению к себе подобным. Действительно, женщина права, которая звонила, что люди, любящие живность -  добрые. По определению. Но во всем должна быть мера.

Потому что можно и Библию перечитать так, что это будет человеку во вред. Как мы сегодня процитировали апостола Петра. Можно и перемолиться, потому что каждому дается правило, которое он может нести. И человек не может брать на себя дополнительных молитв без определенного благословения. Например, молитва по четкам. То -  есть все должно быть соразмерно. Если это соразмерно, то это гармонично. А если это беспокойство для самой этой женщины? Она же переживает. Она даже не уверена в своем спасении.

Она позвонила и спрашивает: у меня тут куча кошек, и я не знаю, спасусь ли я. У меня нет времени молиться. Если есть такое беспокойство в ее сердце, то это тоже о чем-то говорит.

                  -Добрый вечер, батюшка.

                   -Добрый вечер.

                   -Вот вы сказали, что между человеком и Богом что-то стоит, кто-то мешает, как бы идол.

                    -Да.

                    -Вот пример такой. Я очень люблю Радонеж. Каждый вечер слушаю, оторваться не могу. Но я не успеваю молиться. Молюсь из-за этого мало. Что же значит? Теперь для меня радио Радонеж - это идол?

                    -Радио Радонеж - это школа духовного обучения. В Писании мы можем найти такие прекрасные слова, которые можно связать с нашей радиостанцией. Я вам сейчас их прочитаю. Это 1 псалом царя Давида.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит на собрании развратителей, но в законе Господа воля его и о законе Его он размышляет день и ночь…»

То есть чем мы тут занимаемся в студии? Мы рассуждаем о воле и о заповедях Божьих в их применении в повседневной жизни. Вы же задаете вопросы, связанные с вашей жизнью повседневной, а мы находим на них ответы в священном Писании святых отцов.

Поэтому это школа, которая усиливает вашу веру. И каждый священник, который здесь работает, совершает свое служение, он тоже усиливает  вашу веру. Потому что вера от слышания, а слышание от Бога. И вот это очень важно. Но опять же это не должно быть в ущерб молитве. Во всем должна быть соразмерность. И если передачи повторяются, вы их уже слышали, вы можете это время посвятить молитвам. Я обычно советую людям вечерние молитвы читать после ужина.

 Не надо читать их тогда, когда ты уже падаешь с ног, тебе пора спать. Надо их читать после ужина, в принципе вечерние молитвы  до рассвета человек может читать. Утренние молитвы  - до полудня. До 12 часов дня. Это очень древняя традиция. И по поводу вечерних молитв у многих проблема. Они доводят себя до того состояния, когда человек уже шатается.

И вот один мужчина рассказывал. Я как-то уже приводил этот пример на радио Радонеж. Он становится на молитву - и прямо падает. Он не может читать молитвы. Ему кажется, что они бесконечно длинные. Еле дочитал. Вдруг звонок по телефону. И он целый час разговаривает, бодрость появилась, чувства, экспрессия. А потом когда он трубку повесил, он сам себе задает вопрос: А почему же 15 минут вечерней молитвы, да не 15 минут, а 10, я еле стоял? И думал, что не выдержу или на молитве рухну….

А тут позвонила знакомая - и болтал непонятно о чем. О погоде, о политике, о событиях на Украине. Вот это как раз подсказывает нам, что когда мы становимся на молитву, то начинается брань духовная. И дьявол может нас отвлекать. Поэтому я говорю людям: когда вы становитесь на молитву, отключайте свои телефоны. Сейчас у многих не стационарные телефоны, а мобильные. Надо отключать эти телефоны, нельзя жить постоянно с этим телефоном, когда он включен.

Нельзя, чтобы в твою дверь кто-то постоянно стучался. Потому что многие из праздности стучатся в нашу жизнь, хотят как-то докричаться до нас. Все должно быть соразмерно. Поэтому надо иметь распорядок дня. Если мы его выстраиваем правильно, то мы не теряем время. Время это очень ценная вещь. Самый страшный бес  - это бес хроника, пожиратель времени. Бес, который заставляет нас скачивать фильмы из интернета, которые мы не смотрим. Скачивать книги из интернета, которые мы не читаем.

То- есть чтобы просто вот день пролетел - и ты ничего не сделал, пролежал на диване. Вот этот бесенок тогда радуется, пожиратель нашего времени. А время  - оно очень ценно.

                    -Благословите, батюшка. Это раба божия Ирина.

                   -Бог благословит.

                    -Скажите, пожалуйста, грешно ли законным путем взымать деньги с мошенников? С тем, чтобы часть раздать малоимущим и храму, а часть оставить себе?

                     -Законным путем?

                     -Да. Законным.

                     -Законным путем вы можете взымать деньги, тем более с мошенников. Но тут надо понять вот что. Если вы не остановите этих людей на своем уровне, то завтра они будут осуществлять мошеннические действия по отношению к другим людям. Поэтому если мы имеем дело с серийными мошенниками, то очень важно их остановить. Это значит, что ситуация касается не только нас лично. Потому что сказано, что личного врага люби.

Но если этот человек серийный мошенник, и он совершил какое-то действие против нас, а человек не существует сам по себе. Он существует в семье, он существует в обществе, религиозной в общине. Мы должны чувствовать, что это проблема серьезная, она касается не только нас, и мы не можем так просто этого человека отпустить. Мы должны предпринять какие-то действия, потому что сказано у пророка Исайи (Ис. 1): вступайся за вдову, защищай сироту.

Если мы на себе остановим действие этого серийного мошенника, то он не сможет продолжать свой сериал по обману населения собственной страны.

                    - Мария. Город Реутов московской области . Вопрос вот…

                  -По поводу кошек?

                 -Нет-нет-нет. По поводу денег. В банк положить под проценты. Это грешно?

                -Ну, вы же это знаете. Зачем спрашиваете? Откройте Книгу Правил, посмотрите, что там написано. Вы поймите, что когда мы живем от процентов,  мы обесцениваем такое понятие, как труд. Труд человека - это великая ценность. А когда возникает ситуация с процентами, то здесь формируется образ жизни, когда человек обогащается ничего не производя.

Святые отцы категорически осуждали это. Ростовщичество осуждается в Ветхом Завете, в постановлениях поместных соборов. В постановлении Вселенских соборов. Причем в очень категоричной форме, вплоть до отлучения от церкви. И ростовщичество осуждается святыми отцами. Возьмите Книгу Правил, она имеет научный аппарат. Посмотрите там раздел «ростовщичество» и по ссылкам прочитайте все, что написано. Вы будете поражены, насколько серьезно церковь относится к этому вопросу.    

Если сейчас многие представители церкви по этому вопросу молчат -  может, они запятнали себя ростовщичеством, лихвой. А в принципе молчать по таким вопросам мы не можем. Тем более, вот вы обращаетесь в студию, хотите узнать  - и я не могу отвечать на этот вопрос от себя. Как подскажут мои симпатии или антипатии на этот счет. Я должен отвечать от Закона божия, от Священного Писания, от святых отцов.

И я вам говорю, что с точки зрения Писания, канонического права церкви и святоотеческой традиции жить с процентов, заниматься ростовщичеством, лихвой -  это недопустимо для христиан.

                    -Алле. Здравствуйте.

                   -Здравствуйте, мы вас слушаем.

                   -Это раб божий Евгений. Вопрос у меня по Писанию, по «Деяниям святых апостолов».  Послание 1-е Коринфянам, глава 15 стих 50(1 Кор.15, 50).

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия».  Все тела лежат на кладбище, и об этом все знают. А Христос не плоть, а пришедший во плоти. Он - дух животворящий, вошёл в плоть.

Свидетели Иеговы этот текст применяют в своих беседах и утверждают, что якобы Христос воскрес не в теле, а в духе. Так же они сюда прилагают 1-е послание Петра (1 Пет.3-18): «Потому что и Христос, чтобы привести нас Богу, однажды пострадал за грехи  наши…и ожил духом». Вот я ни у Лопухина, ни у других толкователей  не нашел определений, которые бы меня удовлетворили…

                      -Откройте 1-е послание апостола Павла к фессалоникийцам (1 Фес.5, 23). Там сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, то есть человек призывается к спасению во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». То есть полнота человеческого бытия  - это дух, душа и  тело. Апостол Павел призывает верующих сохранять без порока все это ко дню пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

 А как мы знаем, перед пришествием Христовым будет воскресение мертвых. Будет воскресение мертвых, и тленное облечется в нетление. И вот когда наше тленное облечется в нетление, оно может наследовать царство божие. А в теперешнем состоянии наше тело не может наследовать царствие божие, и это очевидно. Но когда сие тленное облечется в нетление, то тут ситуация кардинально изменится. И я не думаю, что по этому вопросу с вами будут спорить свидетели Иеговы.

Они как раз тоже признают, что будет воскресение мертвых, и люди будут существовать в телах, а не только там души будут где-то обитать, но и тело, и дух человеческий, душа. Все это в совокупности оно призывается к радости вечной будущей жизни. В Священном Писании много текстов. А то, что Христос воскрес именно в теле -  никто не может сомневаться.

Помните, когда Он ел рыбу на берегу моря вместе с апостолами? Когда он предложил апостолу Фоме вложить персты в раны от гвоздей. Осяжи – то - есть «прикоснись ко мне». «Осяжи Меня», ибо дух не имеет плоти. Там был диалог. Фоме могло показаться, что там был призрак. И Христос, чтобы развеять эту иллюзию, говорит: вот, вложи персты свои в раны Мои, ты можешь увидеть, что Я не призрак. И тот факт, что Христос ел рыбу. Для чего Он ее ел по воскресении из мертвых, собственно говоря? Это именно было свидетельством, показывающим, что Он воскрес не только духом, но и телом.

А если говорить о духовном воскресении, духовное воскресение -  это когда в этой земной жизни неверующий становится верующим. Это когда язычник становится христианином, а еретик  - православным. Вот это духовное воскресение. И тот, кто имеет участие в первом воскресении, то - есть в этой жизни, он воскрес для Бога. Для жизни в Боге и с Богом. Над ним смерть вторая не имеет власти. А смерть вторая - это когда Господь скажет: идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его. А другим скажет: придите, благословенные.

Братья и сестры! Изучайте православную догматику. Я рекомендую православное догматическое пособие митрополита Макария (Булгакова). Это наиболее стройная система. Потом прекрасный учебник о догматическом богословии отца Олега Давиденкова. В каждом издании он дополняет учебник. Он сейчас уже, по-моему, 600 страниц имеет. Это стройная система изложения православного вероучения. По поводу догматического богословия наше сознание обретает равновесие, и нас уже не смущают цитаты. Он нам дает их в своем истолковании.                   

                    -Батюшка, у меня вопрос по поводу процентов. У меня пенсия поступает в сбербанк. Там настольно ничтожный процент, что я даже не представляю…Это что, тоже считается  грехом?

                     -Вы можете отделять этот процент. Каждый человек обязан отделять от своих доходов средства на других людей. Потому, что это совершено необходимо. Я это делаю очень просто. Я когда бываю в Библейском обществе в Москве, на Павелецкой -  я покупаю Библии и потом дарю их разным людям. Это моя форма десятины. Священники  тоже обязаны отделять от своих доходов. Каждый может найти свою форму такого служения, благотворения.

И таким образом вы эти средства, которые на основании традиции вы не считаете своими, но вам их дают - вы отдаете другим людям. То есть переводите на других людей в любой форме. В виде Евангелия или молитвенника. Вы сами можете для себя выбрать.

Владимир, у меня к вам еще вопрос. А когда деревянный храм все-таки поставили, и молитва началась -  люди вошли в этот храм?

                       -Батюшка, люди вошли в храм, когда уже был проведен молебен, отцы ушли, остались иконы. И потом уже было разрешено всем заходить в храм.

                     -А сколько людей вмещается в этот храм?

                     -Он небольшой, но мне кажется, порядка 150-200 человек поместиться должно.

                    -А так люди стояли на улице, чтобы приложиться к иконам?

                   -Да. Большая очередь была.

                    -Я думаю, это у вас был настоящий праздник. Именно русский праздник. Как наши предки говорили: без Бога не до порога.

                   -Совершенно верно.

                  -Поставить храм и радоваться, и благодарить Бога за это чудо. Наша передача подходит к концу. Дорогие друзья, я приглашаю вас в храм, где я служу, в храм Иоанна Предтечи в Сокольниках. У нас престол. Это Колодезный переулок, метро «Сокольники». Если придете в 9 часов на службу, я буду рад, что вы помолитесь вместе со мной и с другими священниками.

У меня начинается отпуск. И до августа меня не будет. Так что если Господь позволит, я появлюсь в эфире только в начале августа. Мой брат Вадим благодарит всех тех людей, которые откликнулись по поводу его беды с его сыном. И он просил передать  это благодарение.

Я благодарю Владимира за участие в передаче. Спаси всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+