Перейти к основному содержанию

22:16 23.07.2021

Почему бывает больно на душе от грехов других людей? Отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

20.03.2013 11:20:33

- Добрый вечер! Говорит Нина. Батюшка, такой вопрос. Проснутся ли наши православные люди, мы все проснемся ли, от предчувствия той опасности, которая нас ожидает? Я имею в виду ювенальную юстицию.
- Проснутся, уже проснулись.
- Вот еще новая опасность связана с новыми школьными стандартами, которые свалятся на наши родительские головы, и это будет беда, может быть не столь масштабная, как ювенальная юстиция, но тоже серьезная. И затем, я хотела задать вопрос по Евангелию. В Евангелии есть много чисел. Что обозначают 153 рыбы, которые выловил апостол Петр? Эта символика, наверно, много несет на себе информации, которой мы не владеем.
- Но не закодированной, не тайной. Потому что Евангелие ничего не имеет общего с астрологией, а тем паче нумерологией древней оккультной системой сокровенных псевдознаний. 153 рыбы - это, прежде всего те самые 153 рыбы, которые, разложив на берегу, апостолы подивились всемогуществу Воскресшего Христа Спасителя. Если Евангелие упоминает эти конкретные числа, то только для того, чтобы вы поняли: речь идет о вещах, которые имели место в действительности, без каких бы то ни было домыслов и фантазий. Но если вы желаете уразуметь символическое значение этого числа, то выловленные апостолами рыбы, говорят, во-первых, о предмете апостольской проповеди, и этот предмет, последнее число три. Троица! Проповедь о безначальном отце, воплотившимся в последние времена от Марии Девы Сыне, и Духе Святом, который пришел в этот мир, благодаря крестному искупительным страданиям Сына Божия, его восстания из мертвых, и восхождению в горние обители. Кто же отозвался на эту проповедь о Троице единосущной и нераздельной? Отозвались в великом своем большинстве язычники, число которых обозначается числом 100, ибо новозаветная церковь преимущественно состояла из язычников. Хотя зачиналась она в Иерусалиме, числом 50 означается то немалое количество благомыслящих иудеев, которые узнали в Иисусе Христе истинного Мессию Израиля и Спасителя мира. Так рассуждает об этом предмете блаженный Феофилакт Болгарский, толкованием которого на Евангелия от Матвея, Марка, Иоанна, Луки, мы вас и отсылаем.
- У меня 29 декабря обнаружили опухоль, говорят доброкачественная. Знаете, я женщина сильная, я 25 лет назад перенесла тяжелую операцию, выжила. Но сейчас я впала даже не в уныние, а в апатию. Я хожу, понимаю, что праздник через два дня, мне надо квартиру убирать, а я ничего не могу сделать. Пожалуйста, поругайте меня и помогите мне.
- Обязательно вас поругаем, пожурим, а главное поддержим и утешим соборной многотысячной молитвой о вашем здоровье. О всех наших болящих сродниках, друзьях, о всех слушателях радиостанции Радонеж. Среди них схиигумения Варвара, игуменья Пюхтицкой обители, болящий Димитрий, болящая Евгения, болящая Надежда, болящая Неонила, путешествующая Мария, Любовь и многие сотни наших радиослушателей, которые всегда бывают столь признательны за вознесение их имен, не только на Божественной литургии, но и на наших малых соборных молитвах. Да снизойдет на всех вас, дорогие радиослушателей благодать Духа Святаго, источник которых премилосердный, человеколюбивый Господь наш Иисус Христос.
- Здравствуйте! Это Елена, я приготовила стихотворение для слушателей «Радонеж» на тему гражданского Нового Года. Можно я его прочитаю?
«Для любителей веселья праздных, суетных бесед
 Никакого нет сомненья, что на свете Бога нет.
 Новый Год-он стал для многих лишь приманкой торжества,
 В ночных залпах упиваются, встречают идола
 До утра поют и пляшут, главы долу преклонив
 Наливаясь алкоголем, о Всевышнем позабыв.
 Прежде шумного гулянья, новогодней суеты
 Приготовь для покаянья свое сердце лучше ты!»
- Мы благодарны вам за дерзновенье, милая Елена. Желаем вам совершенствоваться как поэту, тем паче, что ваши друзья - это Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев, Сергей Есенин. Вы наследница великой русской поэзии, и изучая превосходные образчики этой поэзии, сама восходите до ее высоты. Не только с точки зрения ее содержания, но и ритма, и рифмы. Вы недалеки от истины, действительно, все, что свершается не по вере во Христа, оканчивается грехом. К сожалению, очень часто помыслы человеческие, стремящиеся извлечь какую-то земную, и только земную радость, без опоры на молитву к Владыке веков Христу Спасителю, оборачиваются дурными последствиями. Пожалуйста, слушаем вас.
- Я хотела сказать насчет книги, сейчас женщина звонила, что она заболела и у нее очень плохое настроение. Вот буквально недавно по Радонежу, передавали, вышла книга в издательстве «Благословение» под названием «Божья аптека. Автор - Евгений Лебедев. Там практика лечения болезней, включая даже самые страшные болезни. Написана прекрасным языком, и очень советую купить эти три книжечки, они стоят не так уж дорого. И настроение у нее поднимется, и все с Божьей помощью преодолеет.
- Благодарим вас за рекомендации. Однако сегодня, дорогие друзья, будем с осторожностью пользоваться подобными рецептами самолечения. Потому что в упомянутой вами книге предложены несколько схем очищения организма, у кого-то организм здоров, а у кого-то и не здоров. Реагировать он может по-разному. И если речь идет о начальном этапе - это одно, а вторая и третья схемы могут довести до очень тяжелых последствий, если люди начнут без рекомендаций врача подвергать себя подобным жестким методам. Поэтому мы благодарим вас за сердечность и быстрый отзыв, но призываем к благоразумию и осторожности. Ибо сегодня много предлагается различных советов, но все они должны выверяться компетентными специалистами.
- В воскресный день началось предпразднство Рождества Христова, и в эти дни поется Тропарь, в котором выражается суть будущего праздника. «Готовися в Вифлееме отверзися всем, Эдеме, красуйся, Ефрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы». Батюшка, не могли ли вы пояснить эти слова, чтобы все слушатели поняли содержание тропаря.
- А что же тут непонятного. Все ясно, как день. Ибо вот-вот достигнут Вифлеема волхвы, а пастыри обретут в яслях, в воловьей кормушке - Бога во плоти. Вифлеем становится вторым Эдемом. Эдем – рай сладости, где новосотворенный Адам беседовал с самим Богом, а здесь, в Вифлееме, на нас взирает безгрешный Богомладенец Спаситель, на котором опочил Дух премудрости и разума, совета и крепости видения, благочестия и страха Божия. Второе наименование, библейское наименование Вифлеема – Ефрафа – «Которая красуется», ибо в Вертепе процвело древо жизни, родившимся от Девы, назван опять-таки, сам Господь Иисус Христос. И справедливо он назван древом жизни, потому что мы вкушаем в церкви, в этом Эдеме сладости, пречистое Тело и Кровь Спасителя. Это благоуханные плоды, которые произрастают на древе жизни. Вкушая от святой Евхаристии, мы черпаем бессмертие, соединяясь со Христом во исцеление души и тела, входя в общение с Троицей.
- Добрый вечер! Батюшка, благословите вопрос задать. Скажите, пожалуйста, почему бывает больно на душе от грехов других людей?
- Ой, как я вас понимаю. Дело в том, что все мы сообщающиеся сосуды, члены единого тела, все мы принадлежим к единой человеческой семье. И сегодня, чуть только мысль возлетит над землею и покружится над человеческим родом, особенно в вечерние и ночные, или утренние часы - сердце болезненно сжимается. Сжимается потому, что наши братья и сестры, многие из них, идут широким путем в погибель. Потому что нынче не в чести ни девство, ни невинность. Потому что семейные добродетели осмеиваются, и не почитается грехом измена. А ведь от измены семье и жене так легко дойти до измены Родине. Как же нам не чувствовать боль от чужих грехов, когда сама земля уже почти отказывается носить на себе грешных потомков Адама! Трясется, разевает свой зев, иногда проглатывает целые селения, не будучи в силах носить на себе тяжесть человеческих грехов. Не только земля, но и прочие стихии. Огонь и вода обрушиваются на нераскаянных в своей злобе сынов человеческих. Вот почему и бессловесные животные, и мир насекомых, цветы, растения, а главное человеческое сердце, почтенное бессмертным духом, самосознанием, так остро и живо реагирует на общественные и личные беззакония. Однако, не будемте впадать в уныние и в депрессию, потому что путь к Богу открыт через личное покаяние, очищаясь от своих страстей, укрепляясь в нравственной жизни, соединяясь со Христом, мы становимся проводниками вольно и невольно Божественной энергии созидания, любви и чистоты. И если дурной пример заразителен, то благой пример, имеет во сто крат большую благодетельную силу.
- Отец Артемий, разрешите задать такой вопрос. У вас храм Всех Святых, мы святых кого-то знаем, кого-то, конечно безымянные, я понимаю, что их миллионы, молимся, призывая и говоря просто «всех святых». А вот мне хотелось прояснить вопрос, а Ветхозаветные святые, они входят сюда? Мы не знаем конкретно, я так думаю, например Моисей, праведный Иосиф, например?
- Я мог бы пригласить вас в Грановитую палату Московского Кремля, и там бы вы увидели на стенах, чудные изображения Иосифа Прекрасного, все его многострадальное житие. Вы уразумели бы, что они, эти древние святые мужи Ветхого Завета, веровали все в грядущего Искупителя. И многие из них, сами того не зная, собственной жизнью предизображали его явление во плоти. Так, например, упомянутый вами Иосиф Прекрасный, на египетском наречии носил имя «Спаситель». И как Иосиф Ветхозаветный пшеницею обеспечил всю страну, и накормил всех, так Спаситель наш Иисус Христос небесным хлебом Своей пречистой Плоти напитал всю вселенную. Ветхозаветные святые, вместе с Новозаветными, входят в единую семью угодников Божьих, ибо у них общий Спаситель Иисус Христос – Бог наш.
- Здравствуйте, батюшка Артемий! Я вот страдаю грехом маловерия. Скажите, как можно излечиться от этого греха?
- Очень просто. Во-первых, если вы сознаете за собой маловерие, это значит, что вы уже смотрите на себя со стороны, а это половина дела. Ваше сердце скучает по вере живой и зрячей, и горячей. Душа чувствует недостаточность вечной жизни сама в себе, остается только испросить прощения. «Господи! Ты видишь, я грешна, слаба в вере, но помоги моему неверию, укрепи меня, дай мне крылья Веры и Надежды на спасение». Для того, чтобы вера ваша возрастала, нужно всегда слегка укорять себя, но не доводить до отчаяния. Второе, нужно всегда пребывать в молитве, потому что если ты беседуешь как дитя, с небесным Отцом, неприметно для тебя разрушенное здание веры созидается, как птица Феникс. И, пребывая в собеседовании с Творцом, ты чувствуешь, что Он тебя видит и слышит, и исполняет все благие прошения твоего сердца. А еще ты должен благодарить Господа Бога за прожитый день, и припоминать все, что мы знаем о нем из Священного Писания. Оно ведь написано нам в обличение, в утешение, в научение. «Воскрешайте в себе память о Боге всемогущем, вездесущем, праведном, Который помышляет о том, дабы не отвергнуть и отверженного», по выражению Ветхого Завета. И вера святая, вера живая, вера, которая упокоит вашу душу в надежде на Его помощь, посетит вас и никогда не оставит.
- Батюшка Артемий, хочу спросить, и одновременно немножко высказаться по поводу электронных карт. =Пожалуйста, если можно, тезисно.
- Эта тема не поднимается. А на мой взгляд, она не менее актуальна, чем ювенальная юстиция.
- То поднимается, то опускается, слушаем вас.
- Дело в том, я так думаю, что эти карты нельзя принимать православным людям.
- А что за карты вы имеет в виду?
- Вот эти электронные. 
- То есть, проездные билеты?
- С принятием этих карт, нам обещают отмену хождения наличных денег, а ведь это очень серьезно. Ведь тогда могут потребовать и чипы под кожу, а при отмене денег трудно будет уже протестовать. Кроме того, Господь дал нам свободную волю, а дьявол хочет наши души взять под контроль.
- Мы не будем ему это давать, никаких чипов под кожу.
- Чип - это где-то там, в будущем, а вот сейчас уже, совершенно реально, есть опасность этих электронных карт.
- Тем не менее, нельзя сказать, что какой-нибудь документ соответствующего образца, или карточка жителя Санкт-Петербурга или Коломны, являются сделкой с совестью, не правда ли? Я тоже за то, чтобы перейти на деревянные рубли, а еще лучше на натуральные продукты, как было когда-то, на заре человеческой истории. Я вам поросенка, вы мне две бочки моченых яблок и в придачу какие-то, хорошо замаринованные помидоры. Хорошо бы было так, и так, между прочим, некоторые и живут. Но, технический прогресс, не к ночи будь помянут, быстренько свое колесо вращает, технизируется наша жизнь с ее условностями, впрочем, тоже все не без милости Божьей. Потому что человек предполагает, Бог располагает. Вот смотрите, деревья покрылись льдышками, некоторые из них опрокинулись, порвали провода, погас свет, электричество иссякло, зажглись свечи. Не говорю, чтобы было очень радостно в этих домах, лишенных света, но уже в этих городах никакие электронные карты не подействуют, там, где нет света, правда?
- И компьютеры, телевизоры тоже.
- Господь во едино мгновенье может так тряхануть мир, и это уже имело место, целые города Торонто и Монреаль были обесточены, все условности оказались просто фантомом, миражом. Я не за общественные потрясения, не за катаклизмы, но я согласен с вами, будем держать ухо востро. И сегодня, мы уже приучены, чтобы с большим подозрением и осторожностью относится ко всяким нововведениям, для этого нужно смотреть в Интернете фильмы, особенно про всякие технические достижения в Америке. Вот сейчас готовят для народов населения России, особенно женщин, такое удовольствие. Будто бы для профилактики рака, будут в шейку матки желающим делать уколы, всем без различия. Неужто наши женщины пойдут на эту инициативу, ибо побочная сторона этих уколов - бесплодие? Кому это выгодно, кому нужно? Мы с вами давно отучились верить в электронный рай, слова о Силиконовых долинах и компьютеризации яслей, нас нисколько не восторгают. И я, честно жду, и, наверное, дождусь новогоднего слова президента, который скажет о том, что Новый 2012 год, будет годом нравственности, годом морали. В этом году вы заметили, было сказано, что этот год, в который наш народ должен воспоминать свои традиции, а традиции, истоки, корни - это основа национального бытия. Жалко, что не дали распространиться Дмитрию Анатольевичу, уж очень ему дали мало времени, четыре минутки. Вот так бы, в прямом эфире задать вопрос, какие именно традиции вы имеете в виду? Наверняка, нам было бы больше о них рассказано. Только вчера мы слышали в эфире восьмичасовом, прекрасное слово профессора Троицкого о русской литературе, о достижениях, а точнее, об упущениях минувшего года, о вытравлении этого начала из жизни нашего культурообразующего народа. И поэтому давайте быть очень внимательными, держать ушки на макушке, но не сражаться с ветряными мельницами, а копить силы для подлинной борьбы за нравственность, за веру, за отечество, за непреходящие основы нашего бытия. И дай Бог, мы отстоим наше отечество, ибо каждый из нас имеет активную гражданскую жизненную позицию, будем прибывать в лоне Матери-церкви, и Господь Бог, Дух Святый, научит нас всякой истине, наставит на нее чрез священноначалие и через непосредственное воздействие на наши вдумчивые, совестливые, кающиеся сердца.
- - Батюшка, добрый вечер! Ростов-на-Дону.
- Мир вам, дорогие наши казачки.
- Мы вас слушаем, супруги Лидия и Вадим, у нас недавно «Радонеж» открыли.
- Ой, какая радость! У других городов закрывают, у вас открылся.
- Мы так рады, у нас теперь и «София», и «Радонеж», мы просто непрестанно благодарим Господа. Мы вас очень любим, у меня кассеты есть, мы вас слушали, и вы как-то к нам даже приезжали. Мы даже слушаем «Детский час», и он очень даже нравится.
- Благодарим вас за ваши прекрасные души, и хочется пожелать, чтобы наше казачество возрастало, как при Екатерине Второй. Чтобы в станицах являли себя казачки сильные, крепкие, мужественные ребятки, и каждый имел бы по лошадке, у каждой семьи по гектару - два земли, куреня, атаманы, круги казачьи. Набирайтесь сил и восстанавливайте исконные и православные начала нашего бытия, рожайте побольше детишек, в какой семье восемь, в какой тринадцать - пятнадцать. Москва не останется равнодушной, будет вам высылать подарки, материальное обеспечение. Вот бы на что направить активность председателя Совета Федерации Миронова, секретаря Общественной Палаты академика Велихова. Сегодня мы нуждаемся, действительно, в разрастании русского народа, мирного, благородного, высокого. Рядом с которым всегда так хорошо жилось на Кавказском хребте чеченцам, а где-то повосточнее - казахам и киргизам. Дай Бог в нашей великой многонациональной семье, старшему брату - дряблые мышцы укрепить, и младшим - знать свое место, ибо все мы нужны друг другу в этом единстве и перераспределении любви.
- Здравствуйте! Отец Артемий, очень рад, что дозвонился, первый раз слушаю вашу передачу, меня зовут Кирилл. Я православный христианин. Хотел задать вам вопрос. Вот, прозвучало в эфире несколько минут назад про Иосифа Прекрасного. Я как раз недавно закончил читать книгу Бытие, она заканчивается рассказом про Иосифа. И там был такой момент, что Иосиф продал пшеницу сначала за деньги, потом за скот, потом за земли, то есть он именно продавал, по сути, все. Это привело к тому, что люди поработились фараону. А в электричке читаю «Бытие» Святого Тихона Задонского, и там он пишет в своих «Поучениях», что это не очень хорошо. Вот если провести такую параллель, что вы скажете?
- Я тоже против рабства, особенно южноамериканских штатов, не за бессовестную торговлю неграми, когда сотни тысяч из них гибли в трюмах кораблей направлявшихся из Африки в Америку, где воровским образом работорговцы за бесценок скупали живой товар на невольничьих рынках. Но то, о чем повествует патриархальная старина, принципиально иное. В Египте фараон не истреблял своих граждан, там не было никогда искусственно организованного голодомора. Но, Иосиф, как мудрый политик, дальновидный дипломат, как Богопросвещенный пророк, действительно последовательно осуществлял запасы пшеницы. Подробнейшим образом комментирует его действия святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов). Рекомендую вам в первом томе «Аскетических опытов» епископа Игнатия почитать повесть об Иосифе Прекрасном. Я надеюсь, что по прочтению этой повести, вы увидите, как примеряются между собою, совершенно справедливо, и нравственная точка зрения святителя Тихона Задонского и политика Иосифа, которая была человеколюбива. Которая не была вовсе направлена на бессовестное ограбление трудящихся масс, как бы мы сегодня сказали. Я сам тоже обещаю вам этот раздел воскресить в памяти, чтобы прокомментировать под руководством святых отцов те места Священного писания, где говорится о спасении Египта, и вообще, всего средиземноморского бассейна, мудрой политикой Иосифа, не так просто заслужившего наименование Прекрасного. Он был человеколюбец, не случайно став прообразом Христа Спасителя. Итак, в следующей передаче, я постараюсь более детально и фактически ответить на ваш вопрос.
- Раб Божий Леонид. Вы сейчас минут пять назад сказали, что Дух Святый наставит нас через священноначалие на всякую истину. Это конечно, справедливо, но я читал такую вещь, неприятную для православного христианина, что владыка Илларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, говорит, что надо пересмотреть понятие «ересь». Это что же получается, католики - не еретики уже? И еще одни неприятный момент Летом, был случай, что поехали к папе Римскому хоры наших Духовных академий. И выступили перед ним в концерте. Папа Римский был чрезвычайно рад этому, как это понимать? И говорили, что надо вместе с католиками катехизировать Европу. Это, получается, общаться надо с людьми, которые придерживаются еретических догматов?
- Благодарим вас за вопросы. С вашего позволения, так как у нас передача идет в прямом эфире, нужно будет несколько подробнее рассмотреть ваши вопросы. Ибо, если вопрос сформулирован не совсем точно, то может провоцировать и расплывчатый ответ. Скажем, ваш второй вопрос. Хоры академические, что они поехали целовать папскую туфлю? Нет, конечно. Они поехали в турне по Европе, после воссоединения русского Зарубежья с Московской Патриархией наши хоры, в том числе и хор Сретенского монастыря, действительно совершили миссионерское путешествие по зарубежным приходам и Европы, и Америки. Они объездили весь мир, ознакомили с русским православием из России, возрожденным силой Божьей, остатки сладкие эмиграции и первой, и второй волны. И не просто знакомили, но помогли соединиться в духе правомыслия и любви тем, кто давным-давно разобщен был и психологически, и политически, и по другим параметрам. Я, к сожалению, не отслеживал так, как вы, внимательно информацию, в каком контексте папа был приглашен на эти выступления. Ну, наверно припасли для него контрамарку, и сидел он, полагаю, в партере, в первом ряду, одобрительно потряхивал своей тиарой, Думаю, правда, он в тиаре на концерты не ходит. И его немецкое сердце, привыкшее к распеву хоралов, впервые услышало: «Калинка, калинка, калинка моя», « Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла». И сам не заметил, как стал своими папскими туфлями притоптывать в такт этому зажигательному ритму: «Калинка, калинка, калинка моя», развеселился, разулыбался, он же тоже человек. Относительно какой-то совместной катехизации Европы - это сомнительный эксперимент. Европа бедная уже как камень в воде, не впускает в себя никакой влаги, вон во всех европейских странах легализовали однополые союзы, то есть извращение стало допустимой нормой. Правильно говорил Святейший Патриарх Алексей II, где - то на европейском конгрессе, что отход от христианских основ жизни грозит полным разрушением личности, закатом Европы. И катехизировать их уже невозможно, нужно только открещиваться от их судопроизводства, от инноваций, от реформ, которые сейчас не в дверь, так в окно пытаются навязать России, взявшей курс на эти единые безнравственные стандарты. Что касается выступления митрополита Иллариона, или каких-то заявлений на сей счет, всегда старайтесь на будущее, чтобы разговор был серьезный, цитировать источник, место, из какого интервью это взято. Потому что, слава Богу, церковь - это не лавка древностей, где под скамьей что-то может быть произнесено. Церковь открыта навстречу всякому заявлению, и призвана всякое заявление, будь то иерарх, или священник, или мирянин, взвесить на судах, весах Божественной правды и любви, в свете предания и писания. Каноническое право достаточно нас готовит к тому, чтобы дать ясный, недвусмысленный ответ на всякое заявление подобного рода, и думаю, что к этому диалогу мы все должны быть готовы. Ибо всякий должен уметь дать отчет о своем уповании. У нас есть послание восточных патриархов XIX века, целых две символических книги о латинстве, где вещи названы своими именами. «И по нашему каноническому и догматическому строю мы скажем, священноиерархия, епископы, священники, которые, по благословлению епископата своего служения, при поставлении в священный сан, даем клятву, по которой обязуемся не вступать ни в какое произвольное общение с теми, кто соборным судом церкви отделен от нее, ни в какое богослужение, тем паче свершение Божественной Евхаристии». И посему должно стоять на страже наших обетов и клятв относительно богословских собеседований, что же, полезно было бы весь корпус Священного предания воскресить, и недвусмысленно еще раз во всем разобраться. Сегодня греческие богословы пишут замечательные информативные книги относительно истории папизма. Я слышал и слова митрополита Иллариона, который недвусмысленно говорил об этом ложном латинском догмате. Собственно, и ереси, по которой Предстоятель Римского престола почитается непогрешимым, когда ex cathedra поучает народы, и конечно, никому из здравомыслящих иерархов и священников, в голову не придет принимать подобные новшества за статус кво. Это именно новшество, дух папизма и был конечной причиною отторжения Западной Римской поместной церкви от Вселенской церкви. Но сейчас Запад многое пересмотрел. Вы найдете среди западных многих тех, кто не принимает этого ложного папистского догмата. Есть большие группы верующих, которые возвращаются к богословию Древней Церкви, поэтому, нужно знать, в каком смысле, что, кому, сказал митрополит Илларион. И от меня, как невольного комментатора, услышать какое-то вразумительное слово. Но я согласен с вами, мы все - и благочестивые миряне, и клирики - должны быть за то, чтобы, сохраняя правильное разумение Писания и Предания, всего строя жизни Церкви, ее Богооткровенное учение, ни на йоту, не отступать от того, что передали нам наши великие Отцы и Учителя церкви. Ибо всякое новшество, посягающее на корпус догматических определений и канонов семи Соборов, анафематствовано этими Соборами, и мы не можем выйти из тех благословенных пределов, из того Богом проложенного русла наших канонических определений. Все это будет нежизненно, все это подвергнется справедливому осуждению церкви. И Святейший Патриарх, между прочим, на последнем Собрании духовенства говорил о том, что и миряне призваны почаще заглядывать на сайт Межсоборного присутствия Московской Патриархии. Здесь в перерывах между созывами архиерейских Соборов Русской Православной Церкви разрабатываются все вопросы, касательно, в том числе, и правильного разумения вероучения церкви. Вы можете задавать все эти вопросы не мне, а непосредственно той инстанции, где вам дадут четкий ответ. Так что будемте трудиться, входить в Священные Писания, Предания, во всей полноте усваивать наше вероучение. Мы сильны за истину, а не против нее.
 - Скажите, пожалуйста, я слышала ваш ответ, по поводу электронных документов. Мне показалось, очень несерьезен был ответ по этому вопросу. Вы не могли бы в двух словах хотя бы сказать, потому что это очень важный вопрос?
- Еще раз сформулируйте.
- По поводу электронных документов. Вот уже в нынешнем году обещают, что будут введены в действие электронные документы.
- Что именно, какие конкретно? Что имеете в виду, под электронными документами?
- Я не знаю, электронная карта, которая будет заменять и документы, и деньги, и паспорт.
- Обещают нам многое, но мы с вами против таких обещаний. Если вы в курсе, относительно борьбы с ювенальной юстицией, какой-то дикий проект «Детство-2030», форсайт- проект, прочитав который, видишь, что над ним трудились просто сумасшедшие люди, забывшие, что такое отец и мать, дети и родители. Я вам уже сказал свою точку зрения, что мы подозрительно относимся безудержному стремлению к техническому прогрессу. Что шутливого вы в этом увидели, я не знаю, я говорил о том, что всего надежней было бы обмениваться натуральными продуктами, что здесь такого вам видится смешного - тоже, мне не ведомо. К сожалению, время идет вперед, каждый год приносит какие-то новшества, да, мы христиане в этом отношении очень подозрительны, мы имеем здоровую осторожность. Меня лично совершенно не восторгают эти обещания и прогнозы касательно электронных карт. Только что истерия с паспортами чуть-чуть успокоилась – а теперь колеблют наши умы обещанием каких-то документов, которые абсолютно все собою заменяют. Поживем - увидим. Вот вы видите, эта зима уже показала хлипкость всяких электронных документов, потому что обесточены были целые города, и какие документы будут действовать там, где отключены компьютеры и все компьютерные сети? Гораздо надежнее в этом отношении бумажный паспорт. Но, что вы мне предлагаете сейчас ответить? Я не почитатель, не восторгаюсь подобными перспективами, «электронный рай» вызывает у меня менее всего симпатии, как у любого православного христианина. Говорить о том, что сегодня какая-нибудь электронная карточка, которую вы имеете для прохода в метро, является сделкой с совестью, несерьезно. И не выдерживает критики утверждение, будто бы паспорт с какими-то новыми технологиями загрязняет вашу христианскую совесть. То, к чему прогресс ведет, и приведет, то, что антихрист некогда воспользуется технизацией общества, сомнений нет. Вопрос, как нам себя вести, превращаться ли нам в Робинзонов, отказываясь вовсе от всего, что нынче предлагает нам общество? Вот мы сейчас с вами беседуем с помощью электронной техники, перед нами лежит компьютер, на котором ваши вопросы по СМС-кам направляемые, отпечатываются. Сказать, что мы на языке имеем мед, а под языком лед, было бы несправедливо. Давайте, дорогие радиослушатели, готовиться более серьезно к вопросам, с тем, чтобы они были как-то подтверждены, чтобы нам не приходилось растекаться мыслию по древу. До скорых встреч!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+