06.04.2016 09:24:55
Протоиерей Дмитрий Смирнов
О.А.: Почему Бог попускает разногласия в вере? Ведь, наверное, нет худшего греха, чем церковный раскол? Начиная с первых веков христианства, расколы терзают церковь, и Господь их попускает. Ведь ничто же не происходит без воли Божьей?
О.Д.: Почему? Сколько угодно всего происходит без воли Божьей и даже в сопротивлении ей. Хотя народ и говорит: все по воле Божьей - ничего подобного.
О.А.: Не воля Божья, но Его попущение.
О.Д.: Попущение потому, что люди сами хотят. Если они не реагируют на слово Господне - Он использует такой прием, который апостол Павел назвал: предать сатане во изнеможение плоти. Вот, собственно, и все. Человек не вразумляется, ни историческим примером, ни Священным Писанием, ни словом Церкви - ничем.
О.А.: Бог попускает творить человеку свою волю с тем, чтобы он потом на результатах этого, может быть, хоть чему-то научился.
Но с научением получается трудно.
О.Д.: Ну, конечно, трудно. Это же непросто! Особенно в силу того, что человек грешен, и его окружают грешные люди. И то, чему учат его взрослые дяди и тети - это грех. Поэтому выбраться на свет Божий чрезвычайно трудно, но ценно.
О.А.: Некоторые считают, что с нашим прошлым советским социалистическим это особенно сложно.
О.Д.: Да, вот такая простая вещь. Вот, один задает вопрос: «У меня старый отец, я от него раздражаюсь». Вот ты раздражаешься - молодец. А теперь не раздражайся. Приобрети другую привычку - христианского отношения к старому человеку. Вот, собственно, и все. А так как никто ничего не хочет, что здесь можно сделать?
-Здравствуйте! Вот, в книге «Бытие» пишут: Адам прожил 130 лет, а в скобках - 230. Разница дат. Может, я что-то не понимаю? Как это объяснить?
О.Д.: А всегда человек что-то понимает - что-то не понимает. Что здесь такого страшного? Просто это вопрос непринципиальный. В разных древних источниках разные были указания, как это считалось. Лично меня этот вопрос вообще никогда не интересовал. Потому что иногда люди даже на исповедь приходят и говорят: вот, 13-го числа - нет, вру - 14-го. Хорошо, а если 47-числа, что- нибудь от этого меняется? Да ничего. Тогда зачем нам об этом говорить? Так же и здесь. Дело в том, что Библия - это не учебник по хронологии, палеонтологии, и так далее. Библия - о взаимоотношениях Творца Небесного и человека. Вот это важно.
То, что Бог ожидает от человека. Если человеку некоему угодно жизнь свою выстроить так, чтобы достичь общения с Богом, который ему Отец - то Господь ему расскажет о ступенях. Расскажет о тех пределах, за которые человек не должен заходить. Первое - это познание Древа Добра и Зла. Вот этот предел человек тут же и нарушает. Почему Бог попускает? Ну как - почему? Потому что человек свободен. И Бог - Он же не запретил вкушать! Он просто предупредил, что этого делать не надо.
О.А.: Вот, интересно, человек в очевидное не верит, а в какую -нибудь глупость легко.
О.Д.: Ну потому, что он грешен. Этим, собственно, и пользуется вся пропаганда. Человеку можно внушить что угодно. Жителю Африки внушить, что он белый.
О.А.: Можно ли просить прощения у душ умерших людей, если только сейчас осознала свою вину, а человека- то уже нет?
О.Д.: А что значит можно? Мы свободные люди, кто нам может запретить? Вопрос в другом: Есть ли в этом смысл? Да, есть. Может не быть результата, но смысл есть. По отношению к умершим. Это нам не ведомо. Это только после Страшного Суда мы узнаем. Ну, ничего же страшного нет! Вот, представь себе такую картину. Некий человек пришел на кладбище. Даже преклонил колени и говорит: мамочка, прости меня. Что, тут нет результата? Нет ничего? Это просто сотрясение воздуха? Нет! Это есть некий религиозный акт. И что же, Господь пропустит его? Что-то я сомневаюсь. Насколько я знаю Бога, Он это не пропустит.
О.А.: Удивительно иногда: такой косвенный шаг к Богу - а Господь уже дает результат, ответ.
О.Д.: Конечно. Сколько угодно. Иногда это еще не шаг, а только помыслил.
- Как понять – «от мысленного волка звероуловлен будеши»?
О.А.: Помыслы, которые нас посещают, бывают от дьявола, и наши собственные, которые рождаются от нашей греховной привычки. Но дьявол всегда эти помыслы сопровождает своими научениями. И все эти помыслы приводят к тому, что человек впадает в греховное состояние, которое именуется здесь: звероуловлен буду – т.е. как от зверя дикого буду страдать от дьявольских помыслов, внушаемых нам сатаной. Вот мы и просим, чтобы Господь нас от этого избавил.
-Стоит ли поддерживать отношения со старыми знакомыми, друзьями, общение с которыми для меня стало чуждо и неинтересно, вследствие моего воцерковления, но они такое общение от меня требуют?
О.Д.: Общение по требованию невозможно. Для общения всегда нужно стремление двух сторон. Если кому-то общение стало в тягость - это невозможно. Обычно от этого страдают детки в школе, особенно маленькие. Сегодня она со мной дружит, завтра она уже с другой. Как же так она меня предала? А здесь никто никого не предал. Кто с кем хочет - тот и дружит, и общается. Так же, собственно, и здесь. Взрослые люди.. . а главное - стоит ли? Любое общение того стоит. Ну, например, ради зря потерянного времени, которое назад уже не вернешь.
О.А.: Не хочется обижать людей.
О.Д.: А это уже зависит от того, как это сделать. Конечно, не хочется - и не надо. В этом и состоит искусство христианской жизни. Как сделать так чтобы не было обид? Я сегодня наблюдал сцену. Некий человек подъехал на автомобиле к детской площадке. И на него надвигается другой человек, который с ребеночком играл на ней. Надвигается с недовольным выражением. И когда гражданин вылез из машины, то как-то понял, что связываться особо не стоит. И тогда он, видимо, собрал себя в кулак и спросил: а вы не заметили, что здесь существует дорожка? То есть с площадки можно выйти на тротуар, а ваша машина ее загораживает. И что же ты думаешь? Этот человек отвечает: Да, я и вправду не заметил. Сейчас пойду, поищу другое место. Куда-то ушел и через минуты полторы возвращается и кричит ему: нашел! Сел и уехал. И напряжение спало. Он вообще так был удивлен, что ему не нагрубили! О чем конфликт? Да ни о чем.
Так что зависит от того, как подать.
О.А.: Апостол говорит: по возможности будьте со всеми в мире. Тем самым подчеркивая, что не со всеми людьми может быть мир.
О.Д.: Конечно. Даже при идеальном поведении. Но! Поведение должно быть идеально. Ты потрудись, помолись. Это все должно делаться мгновенно. То- есть у христианина должен быть навык доброжелательности, открытости. Если надо - и защиты. Потому что, если со стороны агрессия - он должен, не раздумывая, вступать в бой без всяких разговоров. Вести себя надо по - христиански везде и всюду.
Что такое воспитание. Мы предлагаем ребенку так, как мы считаем правильно. И за счет этого между нами возникает любовь. Мы любим такую систему взаимоотношений. А вторая часть воспитания - полная изоляция от антивоспитания. Максимально. Дурные компании развращают нравы. Нужно держаться от них подальше.
О.А.: Вот люди свидетельствуют, что желание есть. О. Дмитрий рассказал, как надо. А возможности нет. Оградить ребенка от дурной компании - это значит целиком и полностью 24 часа в сутки быть с ним. Ну, по крайней мере, его наблюдать. Для этого надо бросить работу.
О.Д.: Ну, конечно! Бросить работу или перейти на работу дома. Это зависит от задачи. А любая задача, особенно воспитание, требует больших жертв. А хотим усидеть на двух стульях. Чтоб было и круто, и свято. Но так не бывает.
-Почему вы иноверных называете братьями?
О.Д.: Я не призываю вас делать, как я. Но попробуйте оспорить такую вещь: любой еретик - он дитя Адама, и я грешный, вернее - такой очень правильный, насквозь православный, я тоже дитя Адама. Поэтому назвать его братом - в этом не нахожу ничего зазорного. Потому что это есть абсолютнейшая биологическая истина. И что вы с этим сможете сделать?
В вопросах веры - да. Наши братья - католики - они недоверки с точки зрения православия. Ну, так и что теперь? А разве мало у нас тех, кто нас сейчас слушает - родных братьев, сестер, отцов, которые не только католические недоверки, а вообще никто, ноль без палочки? И являются врагами и церкви и Христа и вообще всего на свете доброго? Они кто нам? Братья? А я вам слова Христа приведу. Господь сказал – «Кто мне брат, и сестра, и мать?» Ну, как? А разве от этого мать перестает быть матерью? Нет. Так что, вот чтущий да разумеет. А если не разумеет - пусть учится. И сам выбирает себе учителей. Не надо тупо следовать букве. Надо обязательно голову включать, тогда все будет хорошо.
О.А.: Я студентка. Горько вспоминаю о школе, в которой и слова не говорили о Боге. Впрочем, и в институте утверждают, что мы от амеб. Откуда такая безбожность?
О.Д.: Как? От школы. Школа сама выбирает, чему учить. Безбожная школа учит безбожию. Поэтому если мы хотим детей воспитать христианами - мы должны сами организовать обучение детей. Сначала христианству. Это самое важное. А потом всему остальному. Я имею в виду алгебру, геометрию, и так далее.
-Как вы относитесь к домашнему образованию? Школа и детский сад становятся страшноватыми.
О.Д.: У меня нет такого опыта, но некоторые мои прихожане активно занимаются домашним образованием детей. Я знаю их с первого класса по одиннадцатый - блестящий результат. Ребята закончили по два вуза. Так что это чрезвычайно эффективно. Не имея даже мамы с высшим образованием, дает такие хорошие результаты.
Я двумя руками за. Это и есть то образование, которое было всегда, а школа - это уже продукт безбожного XVIII века.
О.А.: Батюшка, а как вы считаете всем ли по силам такое домашнее образование?
О.Д.: Ну, разумеется, нет. А всем по силам водить автомобиль, или космический корабль?
О.А.: Выйти из школы без поврежденной психики невозможно?
О.Д.: Не только психики. И веры, и воспитания, и образования. Ну, очень очень много, что повреждается. Сплошные травмы.
О.А.: Но у нас большинство нашего населения заканчивает обычные школы. Если человек получает в школе столько травм, то что же у нас за общество такое?
О.Д.: Оно безбожное, ты что, не в курсе? Наше общество - это общество людоедов, которые пожирают своих детей и на этом строят свое домашнее благополучие. А про тех мам, которые занимаются своими детьми, говорят: они сидят дома. Как будто воспитывать детей - это не есть самый тяжкий и самоотверженный труд на свете! И что люди хотят работать, чтобы только не заниматься домашним трудом!
О.А.: В Прощеное воскресение человек просит простить ему большой денежный долг, я в растерянности: как быть?
О.Д.: Мало данных, чтобы здесь советовать.
О.А.: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит матерь и отца своего, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом, и самой жизни - тот не может быть Моим учеником». Очень хочется понять, как может Бог требовать, чтобы люди ненавидели своих родителей и детей?
О.Д.: Ну что ж, Бог в помощь. Очень желаю разобраться. Я уже давно разобрался. Нет загвоздки. Может быть, привязанность к Богу и к Небу, а может быть привязанность к кровным родственникам. Сейчас еще очень часто наблюдается привязанность к их деньгам. Мама еще жива, а дети уже насмерть рубятся за то, кому отойдет ее квартира.
О.А.: У меня четверо детей. Муж неверующий. В последнее время стал активно бороться против наших походов в храм и участия в Таинствах. Говорит: заразно причащаться одной ложкой. Никак не могу привезти убедительные доводы. Грозит довезти до развода, если не перестанем причащаться.
О.Д.: А этих доводов нет. Ну, какие проблемы? Пойдем, подадим документы на развод и переведем наши отношения в отношения алиментов. Если он активный противник христианства, которое для нас самое главное - то зачем он нам нужен?
Зарабатывает на семью? Значит, деньги дороже, чем души детей? Поздравляю. Лучше есть одни макароны на воде.
На все надо решаться. Каждое человеческое дело требует решимости. А потом я же не уговариваю. Не хочешь - пожалуйста. Но потом не обижайся, что твои дети пойдут по его стопам.
О.А.: Как стать избранником Бога?
О.Д.: Это Бог если тебя изберет - то будешь избранником.
О.А.: Бог всех зовет.
О.Д.: Ну да. И не только зовет, но и указывает путь, которым надо пройти. Все Евангелие наполнено словами и поступками, примерами, которые это объясняют. В притчах или прямо.
Но при этом не каждый человек становится избранным. Только тот, кто хочет. Причем, скажем так, блаженны алчущие и жаждущие правды. Одни алчут и жаждут погулять, а другие жаждут правды. Правда - имеется в виду в переводе со славянского правильная жизнь. Не хочу или хочу, а вот алкать и жаждать. Как хотят пить и есть голодные, и пить те, кто долго были под палящим солнцем.
О.А.: Приходят люди уже преклонного возраста и говорят: а вот нас не научили. Не было у нас учителей.
О.Д.: Это и по лицу видно, что не научили. Мы же никого не обвиняем. У нас нет такой задачи.
Хочешь - причащайся, не хочешь - не причащайся, хочешь - постись, хочешь - нет. Церковь только рассказывает что добро, и что полезно.
О.А.: Так если людей послушать, то во всех их бедах виноват Бог.
О.Д.: Да. Почему попустил? Как смел?
О.А.: Какие у христианина есть права - или у него только обязанности?
О.Д.: Ну, есть великое право напрямую обращаться к Отцу Небесному. Вот попробуй некий человек напрямую обратиться, например, к министру. Или к законодателю. А где пропуск? Если тебя специально не позвали - не пройдешь. А к Самому Господу Богу и ходить никуда не надо. Вот Он, перед тобой. Великое право.
-Мне непонятны слова: «Если праведность ваша не будет выше праведности книжников и фарисеев - вы в Царствие Небесное не войдете».
О.Д.: Потому что праведность фарисейская была внешняя. А Господь требует на этом этапе человеческой истории внутренней праведности. Не внешних поступков, например: два раза в неделю поститься, такое - то количество денег отдавать на храм, столько-то прочитать, и т.д. Господь говорит: очисть внутреннее своей души. Потому что ты можешь и поститься, и денежки давать, а внутри быть крокодилом и людоедом. А Господь требует, чтобы ты от своего людоедства отстранился, его преодолел. Чтобы у тебя была не только любовь к ближним, но и к врагу. Это уже новое качество души. Праведность фарисеев чисто внешняя, человек как бы правильно умеет себя вести. Очень часто какой нибудь законченный гад отлично умеет себя вести в обществе. Его научили в колледже, в университете, дома. Это полезная вещь, но Богу это малоинтересно. Ему интересно, что находится в сердце человека.
О.А.: Тех людей, которые сделали мне большое зло, простить не могу. Стараюсь просто не злиться на них. Ведь если человек не раскаивается и не просит прощения, то прощать его не надо?
О.Д.: Опять. Ну, не надо - и не прощай. Отложим эту распрю до Страшного суда и посмотрим, позволит ли тебе эта распря тебе лично войти в Царствие Небесное. Все. Отличные аргументы. Все доказал. Посмотрим на Страшном суде.
О.А.: Вот сказано – любите врагов ваших.
О.Д.: Сказано. Читал.
-Что я должен со своей душой сделать или какие предпринять шаги, чтобы приобрести любовь к своим врагам?
-Нужно преодолеть ненависть к ним. Второе - нужно научиться отделять грех от человека. Грех его ненавидеть, а самого жалеть как заболевшего тяжелой болезнью. Ведь никакой онколог не любит рак своего больного. Вот он лечит и режет, а самого человека жалеет. Надо учиться различать.
- Дочке пять лет, какие книги для развития ей почитать? А то она не любит ни Карлсона, ни Незнайку.
О.Д.: Вы идите в библиотеку, библиотекарь посоветует. Берите по две книжечки и предлагайте ей читать, какую выберет. Можете с ней сходить. Вместе выбрать.
-Что такое самость? Как от нее избавиться?
О.Д.: Состояние самость - это продукт гордости. А как избавиться? Гордость вытесняется смирением.
Добавить комментарий