Перейти к основному содержанию

19:41 15.10.2019

По каким признакам можно узнать волю Божию и не спутать ее со своими желаниями? У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

28.01.2014 08:20:42

Добрый вечер, дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов. Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире радио «Радонеж».

- Может ли Бог, видя страдания человека, помочь ему в жизненных обстоятельствах, даже если он не обращается к Нему за помощью?

- Может. Так бывает, и даже зачастую.

- А почему не во всех обстоятельствах Господь оказывает такую помощь?

- Когда Антоний Великий пытался спросить у Бога, почему одни рождаются в богатой семье, а другие в бедной, Господь ему ответил: «Антоний, себе внимай и не испытывай судеб Божиих». Нам, человечкам с ограниченным разумом, невозможно понять целиком промысел Божий, только отдельные моменты, и то мы должны благодарить Бога за это откровение.

- Господь призывает нас быть милосердными друг к другу, но бывают ситуации, когда только Бог может помочь, а Он медлит. То есть такое ощущение, что Он не милосердствует в этот момент. Действительно ли это так?

- Нет, конечно, просто милосердие Божие может проявляться по- разному. Вот недавно мне ставили капельницу, и это было довольно болезненно, но я руку не выдергивал и свободной рукой медсестру по голове не бил, потому что она приносила мне пользу, хотя при этом делала мне больно. Поэтому, даже делая больно, она на самом деле участвовала в лечении моей болезни.

Так же и Господь. Надо Его любить, надо Ему доверять. Если Он дает то, что мы должны потерпеть, надо со смирением это принять. Только маленькие капризные дети вырываются, кричат: «Не буду!» Да и то детки, которые уже давно болеют и успели настрадаться, со смирением принимают все процедуры.

У нас есть мальчик, у которого аллергия почти на все. Ему всего четыре годика, а он уже сам говорит: «Это мне нельзя» - вот какой сознательный. Помню, моя близкая родственница говорила: «Сейчас съем грибочек - и у меня будет приступ печени». Взрослый человек не мог никак удержаться, а маленький четырехлетний ребенок уже настрадался, и у него появилось понимание, которому любой взрослый позавидует. Я смотрю на него с удивлением, жалею, а сделать ничего не могу; это очень сложно победить: расширенная аллергическая реакция.

- Человек пьет, его душа гибнет. Где же тут любовь и милосердие Божие? Ведь Всемогущий Бог может остановить страсть в человеке?

- Конечно, но надо этого захотеть самому. Нужно, чтобы человек, который подвергся этой страсти, начал у Бога просить помощи.

- Получается, что Бог может помочь, но не помогает, потому что человек не просит. И человек гибнет.

- Ну, пока гибнет. Я знаю много случаев, когда человек в конце жизни вдруг переставал пить. А если пьет, значит, пока еще нет подхода к этому человеку.

- Разве просто очистить, освободить его от этого греха не будет ему полезно?

- Разумеется, нет. Когда Господь не откликался на призывы самаритянки об исцелении больной дочери, это было не потому, что Он такой жестокосердный. Господь ждал, пока она придет, поклонится, падет ниц. Он ей еще и испытание сделал, сказал: «Ты же псина». Она говорит: «Да, я псина». – «Велика вера твоя» - и тут же исцелил ее дочь.

А те люди, которые обижаются на Бога, рядятся с Ним, просто не хотят признать свою псиность, не хотят смириться, будучи совершенно неправы. Но нелепо же в этом Бога обвинять. Если я грешу, то я грешу сам, меня Бог этому не учил. Он меня учил через людей, через книги совершенно другому. Если человек грешит, он делает это сам и сам будет нести последствия. Поэтому надо терпеливо это переносить, о смирении я уже молчу, но хотя бы с терпением. А ногами топать на Бога - это просто хамство.

- По каким признакам можно узнать волю Божию и не спутать ее со своими желаниями? Не хочется опять наступать на те же грабли.

- К сожалению, в нашей древней столице Киеве именно такая ситуация. Люди как будто забыли оранжевую революцию или октябрьскую революцию, которую многие в школе проходили. Ведь те же сценарии, один в один, и люди из тех же стран приезжают, все совершенно открыто, откровенно. Неужели они не понимают, вроде бы грабли были совсем недавно, и вот опять начинается. Киев более древняя наша столица, чем Москва, но смотришь на все эти площади Независимости и думаешь: «Ну ровно как дети себя ведут!» С одной стороны, хорошо, что народ по-прежнему молодой, сильный, активный. С другой стороны, вот Европа нечто обещала сербам за предательство своего правительства или за Косово, и из того, чем их манили, они ничего не получили, даже выход к морю у них отняли. Ну когда это было, чтобы Сербия не имела выхода к морю? У Боснии и то есть маленький кусочек, а у Сербии нет.

Мы с украинцами родные братья, и лучше в исторической перспективе нам вообще не разделяться. Поэтому я предлагаю всем нашим слушателям помолиться об их вразумлении, потому что прямо или косвенно вся эта ситуация все равно ляжет на наши плечи. Вот мы молились за Сирию, и Господь изменил Свое решение, и те люди, которые хотели ее бомбить, отстали от нее, это все перестало быть. И здесь надо помолиться, чтобы эти враждебные тучи рассеялись над украинским народом, - помолиться с твердой верой, что Господь нас услышит в том, что необходимо и им и нам.

Ведь если силы, враждебные России, захватят на Украине власть, то огромное число живущих там русских людей будут с детства перенастраивать на враждебность к нам. Разве мы хорватов не освобождали от турецкого ига - и разве хорваты не воевали в Сталинграде против русских за немцев? То есть русские проливали кровь за освобождение Балкан, а какой ответ получили? Почему? Разве мы все не славяне, разве мы все не вышли из Карпат, разве хорваты в древности не на глаголице писали и читали? Мы были один народ, просто в период великого переселения народов разошлись по всей Европе, а изначально-то один и тот же был этнос. Получается, что Германия и Англия объединяются, а у нас ненависть вплоть до войны. И это очень печально.

С Украиной мы родственники, ведь сколько у нас живет выходцев с нашей южной Руси, сколько киевлян в Москве на разных больших должностях? Так же и там. Особенно много на Украине тех, кто служил там в армии, у них и фамилии великорусские. Это один и тот же этнос, просто то Малороссия, а это Великороссия - названия условные, но, по крайней мере, исторические, древние, а народ-то все равно один! Ну, конечно, говорят немножко иначе, но язык-то один и тот же.

- Как правильно действовать во время раздражения, сдерживаться или нет? Многие психологи советуют не держать в себе раздражение, потому что это разрушительно действует на организм.

- Да, не нужно держать в себе, нужно тут же позвонить психологу, записаться на прием и, если он учит не сдерживаться, со всей пролетарской любовью дать ему в лоб. Он утрется и скажет: «Вам полегчало?» - «Да, большое спасибо, доктор. Где касса?» И так потихонечку мы всех психологов такого рода перестроим на более мирный лад.

Страстям лучше не предаваться, потому что иначе они будут расти. А лучше в борьбе с ними их познавать и становиться искуснее. Всегда лучше в случае гнева, раздражительности обратиться к Богу за помощью, помолиться, чтобы раздражение и гнев покинули наше сердце.

- Церковь нужна только для борьбы с грехом или для чего-то еще?

- Церковь - это еще школа благочестия, образ неба на земле. Церковь можно рассматривать как единую семью или единое тело, голова которого Христос.

- То есть через Церковь мы познаем Бога? А вне Церкви можно его познать?

- Можно к Нему обратиться, но нельзя Его вкусить. Соединение с Богом возможно только в Евхаристии. Полноты познания Бога без Евхаристии не может быть. Поэтому люди, которые не знают Евхаристии, удивляются: чего в церковь ходить, зачем там часами проводить время? Ну пришел, ну свечку поставил.

- Как побороть любовь к деньгам?

- Это, конечно, довольно трудно, потому что сребролюбие – это есть смертный грех, идолопоклонство, корень многих бед и зол. Поэтому побороть его можно только укрепляя в себе веру в Триединое Божество. А вера укрепляется только благодатью, источники которой есть Священное Писание и Предание, молитва, таинства Церкви и добрые дела.

Вера включает в себя доверие Богу. Поэтому если Господь говорит: «Довольно для каждого дня своей заботы», то надо этим словам доверять. А сребролюбивый всегда надеется на денежки, но Господь делает так, что рублик падает и денежки тают.

- У нас трое детей. Старшие часто ссорятся, иногда доходит даже до драки. Учить их давать сдачи или нет? Как полезнее для детей?

- Нельзя из двух нот создать музыкальное произведение, никак не получится. Из двух нот мелодию даже не составишь, только что-то такое ритмическое. Музыка - это гармония, и чем больше инструментарий, тем богаче произведение. Так и жизнь человеческая. Поэтому, если мы рассмотрим только давать сдачи, или не давать сдачи, или пусть делают что хотят, ничего не получится. Нельзя действовать по схеме, надо в каждом конкретном случае, в каждом проявлении искать способ решения вот этой сегодняшней задачи наилучшим способом.

- Я пожилой человек, всю жизнь ходила в храм. В последний год по многим причинам совсем не могу туда ходить. Скажите, пожалуйста, как вернуть желание ходить в храм.

- Говорят, что аппетит приходит во время еды. Когда исчезает желание ходить в храм, это следствие уныния. Уныние у пожилого человека часто связано с таким медицинским понятием, как старческая депрессия. Если это действительно так, то помочь легче легкого: надо пойти к врачу и принимать то, что он пропишет, тогда все восстановится. Если это перейдет в хроническую форму, то понадобится лечение, год-полтора, а может быть, и два.

- Свекровь меня терпеть не может, говорит, что я виновна во всех ее неприятностях. Особенно ее задевает, что я верю в Бога и не верю в магию, которой она служит. Она даже думает, что моя вера портит ей бизнес. Стоит ли мне проповедовать ей свою веру и объяснять, что она не права?

- Это все равно что носорогу в зоопарке проповедовать. Поэтому я бы не рекомендовал.

- То есть такого человека надо просто принимать таким, какой он есть?

- Проповедь такому человеку не только не будет иметь никакого успеха, но принесет вред, потому что это нарушение заповеди Божией. Такой человек по Евангелию должен быть для христианина как язычник для иудеев, то есть его нужно обходить за десять верст, причем не желая ему зла, сохраняя с ним дипломатические отношения, как-никак все-таки родственники. Ну есть же выражение «куда подальше». Вот этого надо придерживаться. Тогда чем дальше, тем отношения будут лучше. А при сближении будет обострение ненависти. Ноль ведь лучше ненависти.

- Если Бог есть Дух и Он создал человека по Своему образу и подобию, то почему мы не духи?

- Мы не только духи, мы, как сказано в Писании, боги по благодати Божией. Вот мы сейчас общаемся, но мы же не мясной нашей частью и не костной общаемся, а общаются наши бессмертные души. Те самые души, которые пойдут на Божий суд, которые будут жить вечно. Чем мы отличаемся? Тем, что мы временно ограничены своим телом. Вот, собственно, и все.

- Господь сказал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники». А что подразумевается под словом «лишнего»?

- Имелось в виду, что язычники молитвы украшали риторическими приемами, театральными витиеватостями. А надо все в простоте и по делу.

- Как согласуются слова из Евангелия: «Бога не видел никто и никогда» и «Видевший Меня видел Отца»?

- Абсолютно две адекватные фразы. Глядя на человека, в коем есть Святой Дух, можно увидеть Отца, можно увидеть Христа, можно увидеть Духа Святаго, всю Святую Троицу. Поэтому отдельные люди, апостол Петр например, во Христе увидели Отца. «Ты Сын Бога Живаго», - исповедовал Петр.

- То есть, это не каждому в жизни дается? «Блаженные чистые сердцем».

- Да. Но этого недостаточно, нужно еще стремление: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» общением с Богом. Потому что человеку всегда на земле неймется. С младенчества, только родился, а уже орет. Что-то ему все не то, что-то ему постоянно нужно купить, куда-то уехать. А Бог насыщает человека Собой. Бог говорит: «Покайтесь, придите ко Мне, и Я упокою вас».

- Отец Таврион выступал категорично против нумерации, электронных паспортов, карточек всяких, а ваше мнение по этому вопросу совершенно противоположное, хотя вы и являетесь духовным чадом отца Тавриона.

 - Вот, например, преподобный Антоний Печерский был монахом-отшельником, пещерным жителем, а его духовный сын Феодосий - начальник общежитий в монастыре. И потом, я ничего такого от отца Тавриона не слышал и вообще не понимаю, какое отношение паспорта имеют к духовной жизни. У меня бездна грехов, которые нужно изжить, но то, что лежит в моем бумажнике, никак на духовную жизнь не влияет, вообще никак. Если у вас влияет, это ваши проблемы, занимайтесь ими, я же не против.

Я полностью поддерживаю решение Архиерейского Собора нашей Церкви, обратившегося к правительству с просьбой, чтобы людям, которые смущены присутствием этих цифр, дать возможность пользоваться бумажными паспортами. Если будет такая возможность, я тоже буду пользоваться тем, что есть. Но лично для себя никакой угрозы в электронном паспорте не вижу. Мои грехи столь многообразны и велики, что если это окажется грехом, то это будет наименьший грех из тех, что отягчают мою жизнь.

- Меня воспитывала бабушка в страхе Божьем. Когда мы входили в церковь, там у входа были росписи - муки ада. И она всегда тыкала пальцем в эти картинки и говорила: «Не поступай так. Видишь, что с тобой может быть?» И мне это запомнилось на всю жизнь. Сейчас мне уже 67 лет, я воспитываю внуков. И к сожалению, росписей о муках ада в храмах очень мало, можно сказать, вообще нет. Скажите, пожалуйста, как воспитывать в страхе Божьем детей?

- Вы понимаете, какое дело, страх Божий - это не то, чтобы детей пугать. Страх Божий, как мне мой духовник говорил, когда мне было 19 лет, это боязнь обидеть любимое существо. Вот какой страх.

- Чем отличается празднословие и болтливость как греховное качество души от общительности, которая, по слову преподобного Антония Великого, одно из качеств благочестивой души?

- Общительность не обязательно выражается в болтливости. Можно молча ухаживать за человеком, который к тебе пришел в гости, подать ему чай, салфеточку, вареньице, его выслушать. Не обязательно трещать как пулемет, так что человеку даже слово некуда вставить. Есть такие люди, которые как тебя увидят, так сразу включают первую передачу, и уже все, невозможно остановить его жужжание. А если делаешь попытку отойти, так прямо за рукав хватает. Но это не общительность, это невоспитанность.

- Но общительность все-таки подразумевает какое-то участие человека в общем разговоре?

- Общение - это не обязательно обмен какими-то глупостями. Духи просто в глаза смотрят человеку и все понимают. Иногда достаточно взять человека за руку, и это ему больше скажет, чем всякие слова.

- Для чего Господь дал человеку полную свободу выбора и не ограничил ее? Уж очень человек своевольно распоряжается этой свободой себе во зло.

- Потому что только свободный человек может любить.

- Но все равно мы ограничены! Мы же не Ангелы.

- Способность к любви уравнивает нас с Ангелами. По некоторым нашим возможностям мы совсем как Ангелы.

- Почему Господу так важно нравственное совершенство человека, а не то, чего он достигает в жизни, реализуя те таланты, которые в нем заложены Самим Творцом? Или эта сторона жизни тоже важна для Господа?

- Нравственность нужна больше для человеческого общежития. Нравственность христианская вытекает уже из веры человека и его приобщенности к Святому Духу, она уже продукт этого состояния. Ну вот как тяжелому физическому труду сопутствует пот. Нельзя колоть дрова и не вспотеть, это невозможно. И здесь то же самое: если человек приобщается к Богу через молитву, таинства, то нравственность неизбежно будет в нем развиваться.

Это как у живого дерева есть листья, хотя цель существования растения не листья, а плоды. А плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Это духовные дары, и обладающий ими человек, конечно, нравственный. Он и вежливый, и старших почитает, он скромный, работящий, аккуратный, ну и так далее, и так далее. Это само собой разумеется.

- Ну да, апостол говорит, что на таковых нет закона. Ему уже не нужны законы нравственности, морали.

- Да, собственно мораль - это уже дело вторичное. Хотя для общества всегда приятнее иметь дело с человеком высокоморальным, чем с человеком аморальным. Комфортнее. Он тебя не оскорбит, в лифте на пол не плюет, в скатерть не сморкается, не рыгает, не чавкает, в троллейбус пропускает, не толкается, громко не разговаривает, не орет, в храме ведет себя тихо, скромно,  встает не так, как ему удобно, а так, чтобы всем было удобно, - то есть нравственный человек. Но это еще не христианство. Человек может быть очень воспитанным и быть законченным негодяем, просто он умеет себя вести.

- Почему большинство верующих женщин ведут себя хуже неверующих?

- Ну, про большинство не знаю, что-то я сомневаюсь. Есть отдельные люди, которые не знают Бога так, как ходящие в церковь, и они бывают гораздо лучше во многих отношениях, чем те, которые ходят в церковь, причащаются, но ведут себя порой по-хамски. Такое бывает, но это не сплошь и рядом.

Почти во всех храмах приходящие впервые люди часто сталкиваются с тем, что их встречают не очень-то любезно. И те, кто их встречает, это особая категория. Они видят новенького и набрасываются на него, потому что он безобиден. Дело в том, что человек приходит в церковь всегда со страхом Божиим, он боится не так ступить, а эти православные ведьмы чувствуют это своим звериным нутром, и им сразу хочется в загривок человеку вцепиться. Сразу начинают учить, бормотать, распоряжаться. А если бы он взял их за шиворот и сказал: «Еще раз пикнешь, это будет последний писк в твоей жизни»,- то они сразу: «Простите, извините», и больше никогда к нему не подойдут. Поэтому всем рекомендую. Драться, конечно, не надо, просто тихим шепотом, чтобы другим не мешать молиться.

- Должна ли я нести крест насилия на себе до конца, если от этого страдают и дети тоже?

- Никто никому ничего не должен, каждый поступает по своей вере и по тому, как он понимает Евангелие. В каждом конкретном случае нужно творчески, по-христиански решать ту или иную жизненную задачу исходя из обстоятельств, из психофизических свойств людей, которые в этом участвуют, и из своих собственных. Вот я, например, говорю, что надо взять кулак и поднести к носу. Но ведь не каждый это может, есть люди, которые не могут этого сделать. Тогда спокойно уйди на другой конец, тоже выход. А можно просто сказать: «Люди добрые, избавьте меня от этой ведьмы!» Тоже будет очень эффективно. И кричать «караул!» очень эффективно, даже на воров действует, хотя опять же не на всех, иной и пырнет. То есть надо оценивать ситуацию, нельзя на все случаи жизни дать инструкцию, всегда нужно соображать.

- Я родился после того, как родители мое появление вымолили в течение многих лет. Значит ли это, что Бог не хотел, чтобы я жил на этом свете, и не видел моей роли в этой жизни?

- Не значит. Это значит, что человек либо никогда не читал Евангелие, либо ничего в нем не понимает. Поэтому надо его повнимательнее почитать, вспомнить хотя бы Рождество Пресвятой Богородицы. Мало кто может похвастаться, что он, как Иоаким, столько же молился, прежде чем Господь дал ему ребеночка.

- Что лучше читать святому, к которому мы обращаемся в молитве, акафист или каноны? И в каких случаях читается акафист и в каких каноны?

- Лучше читать каноны, потому что они составлены гораздо раньше. А то, что древней, то лучше, потому что те авторы жили в христианском обществе. Песнописцы канонов - это люди высочайшей духовности, а сейчас акафисты пишут все, кому не лень. А авторство все равно отражается.

- Спасибо батюшка. Наше время подошло к концу. Пора прощаться.

- Всего вам доброго. До свидания.

- Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+