Перейти к основному содержанию

01:34 23.08.2019

Передача «Апологет», ответ на упреки в адрес православия, которые предъявляют последователи других убеждений. Ведущий диакон Георгий Максимов.

09.07.2014 06:50:40

Дорогие братья и сестры, сегодня в эфире снова наша передача «Апологет», ведущий - я, диакон Георгий Максимов. Мы рассмотрим православный ответ на те упреки в адрес православия, которые предъявляют нам последователи других убеждений.

И, в частности, мы продолжим рассмотрение различий между православием и протестантизмом. В прошлый раз мы провели беседу, где рассмотрели статус Священного писания и Священного предания в православной церкви. Так же осветили тему почитания Богородицы и святых. А сейчас перейду к главному вопросу в нашем диалоге с протестантами, который они чаще всего не понимают.

Это учение о Церкви.

Что такое Церковь Христова? У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, была церковь апостольская. А затем, со II века, якобы появились искажения в учении Церкви. Фактически они говорят, что христианская церковь утратила апостольское вероучение, привнесла всякие ложные убеждения и взгляды в его чистоту.

И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно

они, протестанты, это учение чисто апостольское, чисто христианское будто бы вернули. Ну, с XVI века- понятно, старые протестанты, лютеране, каиниты. А более поздние: баптисты, адвентисты и так далее, пятидесятники-они возникли в еще более позднее время. И относительно этой идеи нужно сказать, что ее даже само Священное писание не только не подтверждает, но и прямо противоречит ей.

Господь Иисус Христос сказал: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Евангелие от Матфея, 16 глава, 17 стих. То- есть Господь обещает, что силам зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Церковь всегда останется одной и той же. И конечно если мы верим, что Церковь поголовно уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолеют. Мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом. Что Он обещал и не сдержал Своего обещания.

Есть и другое обещание, которое Господь дал. Он сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Евангелие от Матфея, 28 глава, 20 стих. Господь не только обещает, что сама по себе церковь будет устойчива, но Он обещает, что будет с церковью Своей лично во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или тем более по XIX. И также Господь в другом месте обещал апостолам дать Духа Святого, который, как сказал Господь, наставляет их на всякие истины и напомнит вам все, что Он говорил вам.

То- есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет церковь. Подлинную церковь, конечно. Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. И еще апостолы об этом предупреждали. Но чтобы вся Церковь уклонилась в заблуждение- означает, что она перестала существовать. И вот так вот говорить, что вся Церковь уклонилась и отпала, неверно. Исторически никак не подтверждается.

Я сам, например, когда приходил к вере, то именно таким образом изучал христианство. Прочитал сначала Новый завет. Прочитал документы I века, касающиеся христианства и истории христианства, как описано в книге «Деяний апостольских». После этого стал читать другие христианские документы, которые сохранились от конца I века. Например, послание святого Климента Римского, ученика апостолов.

Затем перешел к тем документам, которые были написаны во II столетии. И прочитал все христианские тексты II столетия. В том числе и написанные непосредственно учениками апостолов. Такими, как святой Поликарп Смирнский, Игнатий Богоносец. Людьми, которые лично знали апостолов и которые лично видел Господа Иисуса Христа. И от них восприняли учение.

После этого я перешел к III веку. И прочитал все доступные христианские тексты. Потом перешел к IVвеку, потом к V. И я убедился лично, что на протяжении всех этих столетий Церковь в своем учении осталась той же. Осталось главное. Могли изменяться формулировки вероучения. Само вероучение пребывает сейчас в православной Церкви таким же, какое оно было во времена апостолов и учеников апостолов. Так называемых мужей апостольских.

Ну, здесь не только мое свидетельство может играть роль. В принципе, если мне доводится беседовать с протестантами, я им предлагаю проверить. Необязательно верить мне на слово. Возьмите тексты и проверьте. Как правило, почти все протестанты крайне слабо разбираются в истории Церкви и практически не знают ее совсем. А вот что было после того, что описано в книге «Деяний апостольских» и до того, как возникла их деноминация, для них это терра инкогнита. Хотя это огромный пласт истории и церковной, и христианской, и вообще человеческой.

Конечно, если протестанты находят на это время, если они находят на это смелость. А если без предубеждений рассмотреть этот вопрос –конечно, они увидят истину. Тем более- и это впечатляет многих- что церковь, описанная в документах I-II столетий, совсем не похожа на то, что сейчас мы видим на протестантских собраниях. Совсем не то, что мы видим, знакомясь с современным протестантизмом.

Та, церковь апостольских времен-она объективно похожа на церковь православную и близка к ней. Чтобы не быть голословным, приведу в пример один случай, который произошел в конце 80-х годов прошлого столетия в американских городах Бомон и Санта-Барбара. Группа молодых протестантов решили проследить историю церкви от времен апостольских и до наших дней. Выяснить, куда делась та церковь, которая была описана в книге «Деяний».

И они пошли по тому же самому пути. То есть, они последовательно изучали все исторические документы. При этом в истории много было разделений.

И в Древней церкви были разные ереси, которые отделялись от православия, и в более близкое время к нам тоже. И на каждой такой развилке они также непредвзято смотрели и сравнивали, какое из этих учений: учение православной церкви или учение отделившихся, наиболее соответствует тому учению, которому верили до них? Чему верили те, кто был до них, кто держал апостольскую веру?

И в результате исследования, которое было серьезным, долгим и кропотливым, и в котором никоим образом не участвовала православная сторона, община убедилась, что Библию создала именно Православная Церковь. Именно она подарила миру Библию. И первые шаги этой Церкви описаны в книге «Деяний».

И вот они все целиком, более 2000 человек, попросились в Православную Церковь и были приняты, их потомки до сих пор хранят православие.

Были примеры менее масштабные по численности людей. Но то же самое- людей, которые именно через изучение истории христианства убеждались в истинности православия. Не все люди к этому готовы, и не все имеют такую возможность. В таком случае достаточно того, что говорит Господь Иисус Христос.

И не только то, что было сказано, как Он создаст Церковь Свою, но и в других местах. В частности некоторые протестанты говорят, что да, была церковь. Но она, настоящая церковь, была невидимой. Она состояла из отдельных, невидимым нам подвижников. Хотя подвижник- это даже не совсем то слово. Это скорее из православного лексикона. Они имеют в виду людей, взгляды которых совпадают со взглядами их деноминации. Якобы такие люди всегда существовали. Доказать они это не могут. Но предлагают эту идею.

И что из этих разных людей, которые могли находиться среди несториан, католиков, православных, монофизитов, самых разных еретиков возникло некое объединение. Будто бы эти люди, находясь в самых разных сообществах, называющих себя церквами, таким образом, входили в эту некую единую невидимую церковь.

Эта «теория невидимой церкви» была создана, чтобы объяснить кризис несоответствия того, что есть и наблюдается сейчас в протестантском мире, с его непрекращающимся дроблением на все новые и новые деноминации, которые называют себя церковью. С тем, что было описано в книге «Деяний апостольских», где Церковь описывается как единый организм, единая реальность. Единая организация и структура.

Которая может позволить себе провести апостольский Собор в Иерусалиме, которая принимает к исполнению решения этого Собора. В современном протестантском мире для всех деноминаций это немыслимо. И сами протестанты это признают.

А что касается этих идей про «невидимую церковь», то здесь я хотел бы привести слова Господа Иисуса Христа, где Он указывает, как обличать человека, если он согрешил. Он говорит, что нужно привести свидетелей. И «если не послушают их, скажи церкви, если и церкви не послушают, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Евангелие от Матфея, 12 глава, 17 стих.

И совет, который Господь дает всем христианам, называющим себя Его именем и заявляющим, что они исповедуют Его веру, этот совет подразумевает, что церковь всегда будет обнаружима. Церковь не есть нечто аморфное, умозрительное, неопределимое. Нет. Она существует только когда представляет собой нечто конкретное, видимое и четкое, отличимое от других сообществ. Со своим порядком, допускающим возможность обратиться за разрешением недоуменных вопросов.

К церкви можно и должно обратиться, чтобы она вынесла свое суждение по тому или иному спорному вопросу. Как всегда в церкви и было. Как в древние времена состоялся первый апостольский собор, так и впоследствии все спорные вопросы в церкви решали соборы. И церковный суд существовал тоже, который осуществлял власть Церкви выносить суждения, вязать и разрешать.

И в других местах Священного писания, например, в книге «Деяний апостольских», имеется в виду та же реальность, когда говорится, что Господь ежедневно прилагает спасаемых к Церкви. 2 глава, 47 стих. Здесь описывается конкретная церковь Иерусалима, которая была видимой. Люди знали, что если хочешь стать -тогда не было понятия «православный»- стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу и креститься, наподобие апостолов.

Петр возглашает: ты должен быть вместе со всеми. И как это хорошо описывается там же, все христиане были единомышленники в учении апостолов и в преломлении хлеба, то есть в таинстве евхаристии.

Надо сказать, что в протестантском мире есть еще одна теория, которая пытается снять проблему, о которой мы говорим. А именно это «теория ветвей». В отличие от «теории невидимой церкви», которая фактически не признает всех этих разделений. Говорит, что будто бы самые разные отдельные личности могли считать себя принадлежащими к некой «невидимой истинной церкви».

«Теория ветвей» признает все деноминации. Что все - протестанты, католики, православные, монофизиты- вместе составляют нечто единое, эту самую церковь как ветви единого древа.

Но согласиться с этой теорией не получится, поскольку сам Господь говорил, что будет у него одно стадо. Евангелие от Иоанна, 10 глава, 16 стих. Конечно, мы не можем все эти перечисленные организации назвать единым стадом. Поскольку в действительности -и это ни для кого не секрет- они не имеют между собой никакого единства. Не имеют между собой сообщения. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковно- административных, канонических вопросах. Единства в нравственных взглядах. Иногда утверждаются прямо противоположные вещи даже среди самих протестантов.

Есть протестанты, которые утверждают в соответствии с Библией, что гомосексуализм- это грех, а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного. Никакого греха здесь нет. И они имеют даже пастырей- открытых гомосексуалистов. И совершают так называемые гомосексуальные браки, и так далее.

То- есть это просто один из примеров сообществ людей, которые в настоящее время и в истории провозглашали себя церковью. И более того, как у нас говорят: не так важно, какая разница? Да, мол, есть различия, но так ли они важны? Самое главное- что у нас есть то, что нас объединяет. Но вот как святой Иоанн Златоуст говорил: что-то нас объединяет со всеми без исключения людьми. С любым человеком, каких бы взглядов он не придерживался, мы найдем что-то, что нас объединяло.

С любым человеком мы можем найти что-то, что объединяет нас. Только с дьяволом нас нет ничего общего. Но это не значит, что мы с ним принадлежим к одной церкви. И, в частности, вот такого плюрализма мнений, такой идеи, что не важно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами- этого мы не встретим ни у апостолов, ни в Священном писании.

Например, апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями. По прошествии моем войдут туда волки, не щадящие стадо. И из вас самих останутся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой». Книга «Деяния апостольские», 20 глава, 28-30 стихи. В другом месте апостол говорит: «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделение и соблазны вопреки учению, которому вы научились. И уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и к ласкательству красноречия обращаются сердца простодушных». Это послание к римлянам, 16 глава, 17-18 стихи.

И в другом месте апостол говорит: «Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Послание Галатам, 1 глава, 9 стих.

Так что, как мы видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостолы прямо предписывают предавать таких людей анафеме. Отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте, в послании к Галатам, 5 глава, 21-22 стих, апостол говорит, что кто предается ереси- тот царство божие не наследует.

Поэтому невозможно говорить, что все равно, во что мы верим, что если мы называем себя христианами- то мы все единая церковь. Это не так. Мы не едины тогда ни в вере, мы не едины ни в нравственном учении, мы не едины и в евхаристии. Что тоже очень важный момент. И важный из тех моментов, которые, к сожалению, наши протестантские участники диалога совершенно не понимают. Потому что они не верят, что обряд, который они проводят, называя его причастием, действительно дает нам Тело и Кровь Христа.

И они правы в этом. Потому что у них это не Тело и Кровь Христа. У них это действительно только хлеб и вино. В этом они правы, но они не правы, когда они думают, что вообще невозможно в причастии соединиться с подлинным Телом и Кровью Христовыми. И если мы посмотрим, что говорит Иисус Христос о значимости евхаристии в жизни христианина, то мы увидим, что эта значимость -первостепенной важности.

Мы помним, что Господь Иисус Христос сказал: если не будете есть плоть Сына человеческого и пить Его кровь, не имеете жизни в себе. Кто ест Тело мое и пьет Кровь мою, тот имеет жизнь вечную. Он обитает во Мне, и Я в нем. Евангелие от Иоанна, 6 глава, 53-54 стих. И Господь сказал так, что без причастия Тела и Крови Его невозможно иметь в себе жизнь вечную, то- есть невозможно спастись, Он далее показал, как именно исполнить Его слова. Через евхаристию.

Он показал это на последней Тайной Вечере, когда, как говорит Евангелие, «Иисус взял хлеб и благословил его, и преломил его, и дал его ученикам и сказал: примите, ядите, это есть Тело Мое. И взял чашу и сказал: пейте ее все, сия есть Кровь Моя». Евангелие от Матфея, 26 глава, 26-27 стих. И Господь не только сделал это один раз для апостолов. Он, как мы знаем, заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание». Евангелие от Луки, 22 глава, 19 стих.

И христиане, как мы знаем, начали совершать евхаристию с самых первых дней церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, в этот же момент написано, что они пребывали непрерывно в апостольском учении и в преломлении хлеба, совершая евхаристию. Деяния апостольские. Глава 2, 32 стих.

Протестанты говорят: да-да. Мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание. Было ли это просто воспоминанием о Христе самих апостолов и их современников? Вот апостол Павел говорил, что это было не просто воспоминание. Он говорит: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не является ли причастием крови Христа? А хлеб, который мы преломляем, не является ли причастием Тела Христова?

Ибо мы, будучи многие единым телом, и мы причащаемся от единого хлеба». 1 послание Коринфянам, 10 глава,16 -17 стих. «И таким образом мы, будучи многими, становимся единым телом во Христе», говорит тот же апостол в Послании к Римлянам, 12 глава, 5 стих. И сама церковь также есть тело Христово. Так что мы видим, что для него было реальностью- и что церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого Тела через причастие, через евхаристию. Мы становимся частью единой церкви христовой.

И надо сказать, что в православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через евхаристию. Например, я полтора года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался с отцом Михаилом Ли. Это китайский православный священник, которому сейчас 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским.

А святой Иоанн Шанхайский в свою очередь во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским. И так, из поколения в поколение вглубь веков, эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через евхаристию церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет, начиная от самих апостольских времен.

И поэтому неудивительно, когда мы слышим, что наши святые говорят: границы церкви- это границы евхаристии. Кто не имеет причастия в церкви православной, кто не общается с православной церковью и не причащается с ней, тот находится вне церкви Христовой. И, собственно, мы видим, что невозможно учить будто бы разные, не сообщающиеся между собой сообщества, называющие себя церквами. Все они имеют истинную евхаристию.

В первом случае протестантов они сами не верят этому. Но даже в случае тех сообществ, которые верят, что у них будто бы есть таинство, мы не можем это признать потому, что апостол пишет: «разве разделился Христос?» Первое послание Коринфянам, 1 глава, 13 стих. Христос один и Тело Его одно. И поэтому и евхаристия, и церковь Его они тоже являются одними, соответственно, только в одной церкви. Наша задача -найти эту церковь, которую основал Господь Иисус Христос, и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую и сохраняет таинства, включая евхаристию, от времен апостольских.

И сохраняет все остальные признаки единства. Крещение, и прочее, и учение нравственное сохраняет то же самое, что передали апостолы. Эта церковь, если мы ее найдем, она истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквами, если они отличаются от этого сообщества, они не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: Я создам Свою церковь. Не Мои церкви. И апостол написал: «Церковь есть столп истины». Это первое послание к Тимофею, 3 глава, 15 стих.

Он не сказал: церкви есть столп истины, и не сказал: столпы истины. Церковь есть одна. И это прямо говорит и Священное писание, и, конечно, Священное предание. И это не является чем-то, что мы просто декларируем. Любой протестант, если он в это не верит, пожалуйста, может обратиться к свидетельству истории, чтобы увидеть, где правда.

И вот именно этого, к сожалению, ощущения чисто церкви, нашим протестантским собеседникам не хватает. Они не понимают реальности церкви. Но надо сказать, что в наше время и среди православных людей не всегда и не все понимают реальность единства церкви. Поэтому некоторые бывает и отпадают в расколы, поскольку они не осознают, что это такое: единая евхаристия, и единая церковь, и единое спасительное стадо Христово.

Некоторые думают, что там, где я ни окажусь, там и церковь. Так, если грубо говорить. Это, конечно, не имеет никакого отношения к тому, чему учил нас Господь Иисус Христос, Его апостолы и их ученики, святые отцы.

 И сейчас после того, как мы рассмотрели вопрос о церкви, я хотел бы рассмотреть еще один вопрос, который часто становится предметом диалога с протестантами и является, так скажем, предметом упрека со стороны их. Вот что касается темы церкви, то честно говоря, протестанты никогда ее не поднимают. Поскольку, вероятно, чувствуют слабость своей позиции.

Поэтому учение экклезиологии, то- есть учение о церкви, на самом деле является основным тем, что мы должны проявить вместе с протестантами. А другие вопросы, которые они задают, конечно, включают вопросы, которые мы уже рассмотрели выше. Там, в прошлых беседах -почитание Богородицы, почитание святых в православии. И так же, конечно, они предъявляют претензии к почитанию икон.

Вот они самые излюбленные у них темы. Они говорят: вот Бог сказал в книге Исхода. Сказал: «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им. Я твой Бог ревнитель». Книга Исхода, 20 глава, 2-5 стих.

И здесь, конечно, с нашей стороны самое естественное - это то, что опытные миссионеры делают. Они указывают: откройте ту же самую книгу Исхода на пять глав дальше, 25 главу, и увидите, что Господь говорит Моисею, когда он велел сделать ковчег Завета. Он говорит: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. Одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края».

И дальше Господь дает подробное описание: и будет херувим с распростертыми крыльями, покрывая своими крыльями крышку, а лицами своими будут друг к другу. Все очень подробное описание того, как нужно сделать икону херувимов. Это книга Исхода, 25 глава, 17-21 стих. И когда я протестантам говорю, что они могут говорить и говорят: это касалось только скинии завета, ковчега завета, сейчас у нас нет у православных ковчега завета. Поэтому это сейчас не актуально. Это было только для того момента. На самом деле этот аргумент недостаточный в силу того, что он не отвечает на то, что Господь, который в 20 главе, как они говорят, запрещает всякое изображение, в 25 главе повелевает сделать изображение того, что на небе. А именно херувимов. То- есть уже это показывает, что их понимание 20 главы в любом случае неверно, даже если это относить только к скинии, только к определенному эпизоду истории. Но они

неверны и в другом отношении. Потому что не только скинии касается эта заповедь и предписание изображать иконы херувимов.

В частности, если мы посмотрим на то, как Соломон строил свой знаменитый храм, который Господь освятил и одобрил. И принял его как дом Свой. Он сказал, если мы посмотрим, что написано в третьей книге царств 6 глава 23-29 стих. Подробно описывается, как Соломон сделал двух херувимов из масличного дерева, да подробно описывается, как они выглядели, их размеры. Затем он описывает, как он обложил херувимов золотом, а потом пишет: и на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов.

То есть весь храм Соломонов, который Господь освятил, который Господь принял как Свой храм единственный, весь храм по своим стенам имел иконы херувимов. Это не было голое помещение, какое мы видим у протестантов. И более того, надо сказать, что не только в храме Соломоновом это было. Но даже когда пророк Иезекииль описывает видение небесного храма, который Господь ему показал, то он описывает то же самое: иконы херувимов. Он описывает, как внутри храма по всей стене кругом были резные изображения, сделаны были херувимы. То есть это 41 глава 17-18 стихи книги пророка Иезекииля.

Так что даже и в небесном храме, который видел пророк Иезекииль в храме Соломоновым и скинии Моисеевой, мы везде видим иконы херувимов. Поэтому это на самом деле не протестанты имеют право спрашивать у нас, почему у нас иконы, а мы должны спрашивать, почему у вас нет икон? Которые, как мы видим, везде были, везде присутствовали, везде были прописаны?

У нас в каждом православном храме есть иконы херувимов, есть их изображения. Есть они и у протестантов. Кто в таком случае более соответствует тому, что описывает Священное писание? Вот иногда протестанты говорят: ну ведь это касается только херувимов. Это же не касается других изображений, которые вы делаете. Изображения Христа, изображения Девы Марии, изображения святых.

Действительно в Ветхом завете были изображены только херувимы. Потому что кроме херувимов никто и не мог быть изображен. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос тогда еще не воплотился и не стал видимым как Человек. А природа божественная неизобразима. Природу божественную, разумеется, никто на иконах не изображает. И святые ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными. Поэтому они душою нисходили в место темное мрачное, место предожидания, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением.

А после воплощения, Воскресения Христова и создания церкви святые люди новозаветной церкви уже получили возможность быть обожеными во плоти в этой земной жизни. Очищенными, обожеными, христоподобными. И поэтому они могут быть уже изображаемы в Новом завете в новозаветные времена.

Это не только умозрительные и выписанные из книг схемы. Любой интересующийся если у него есть такая возможность, может лично отправиться в Рим посмотреть римские катакомбы. Если нет возможности- может посмотреть в специальных изданиях или по интернету. И увидеть, что катакомбы древних христиан с древнейших времен содержат в себе изображения. Уже нет такого, что это только херувимы. Нет. Мы видим изображения Христа, апостолов, мы видим изображения Божьей Матери.

Причем что удивительно, Она изображается там как некоторые современные, доныне сохранившиеся иконографии с двумя воздетыми руками. Точно так же и сейчас на некоторых иконах Богородица изображается точь в точь, как и тогда у древних христиан. Мы видим изображения святых. И когда мы попадаем в эти древние христианские катакомбы, мы видим там совсем не те голые стены, какие мы видим, если зайдем к протестантам на их собрания.

И надо сказать, что и Сам Господь Иисус Христос заходил в тот же самый храм, где были иконы херувимов. Про этот храм он говорил, что это дом Отца Моего. И более того, в этот же храм, пока он существовал и пока он не был разрушен римскими войсками, приходили и апостолы, и первые христиане. И они молились в этом храме, где были иконы херувимов.

И то же самое надо сказать про то, что они говорят: ну, вот вы там кланяетесь иконам. Вот, мол, это нельзя делать. Только Богу можно кланяться. А иконам кланяться нельзя. Но если мы посмотрим на то, что Писание нам говорит. Например, поклониться святому храму Твоему, говорит святой Давид в 5 псалме 8 стих.

Или, например, описывается, как Моисей и Аарон пали на лица свои. То- есть поклонились до земли. Земной поклон сделали перед скинией, 20 глава книги Чисел, 6 стих. Или что Иисус пал лицом Своим на землю перед ковчегом завета 7 глава 6 стих. Мы увидим почитание, в том числе и совершение поклонов. Точно так же, как и в современной православной церкви. И в том числе поклонение и перед тем храмом, в котором уже и перед ковчегом завета, в котором были изображения икон херувимов.

Поэтому что это означает? Это означает, что протестантское понимание 20 главы книги пророка «Исход» ошибочное. Хотя они все время приводят эти цитаты, что никакого изображения, ни того, что на небе, ни того, что на земле, ни того, что под землей. При этом их протестантские издания и не только протестантские, но и свидетелей Иеговы пестрят изображениями.

Как же так, ребята? Вы говорите нам, что мы не должны изображать ничего и напоминаете словами, а сами изображаете? И более того, там уже можно не говорить о том, что у каждого из них есть паспорт, в котором есть его собственное изображение. Это что такое, как не изображение? Если вы говорите, что изображений не должно быть вообще, то их не должно быть вообще. В том числе и в ваших книгах и текстах. Потому что в 20 главе говорится вполне определенно: не делай никакого изображения того, что на небе наверху и того, что на земле внизу. Ничего изображать, получается, нельзя.

Но, конечно, это понимание ложное. А ложное понимание - что нельзя изображать святых, нельзя изображать Господа Иисуса Христа. Потому что перед словами Господь говорит: да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. И после этого уже идут слова: не сотворите себе кумира и никакого изображения. То есть именно изображения других Богов, именно изображения идолов, которое почитается вместо Бога. Изображения ложных богов Господь запрещает делать.

А наше иконографическое изображение они не изображают никакого иного Бога, не изображают никаких идолов. Они изображают либо воплотившегося Бога Слова Иисуса Христа, либо же тех святых, которые жили в древности и в наши дни. А совсем новые святые, например, они уже жили в ту эпоху, когда возникла фотография. И у нас сохранились фотографии святого Иоанна Кронштадтского и других святых. И иногда просто даже эти фотографии. Люди тоже имеют их у себя и почитают их как иконы.

Поэтому здесь с нашей стороны никакого нарушения нет. Можно привести такой пример. Если, допустим, муж увидит, что его жена у себя в кошельке хранит его фотографию. Конечно, для него это будет хороший и добрый знак того, что она его любит, она его помнит. Это знак ее любви к нему. А если муж увидит, что она у себя в кошельке хранит изображения каких-то других мужчин, то в этом случае, конечно, он будет испытывать негативные чувства.

Это то, что касается 20 главы книги «Исход». Поскольку это нарушение верности Богу через почитание других богов, идолов и запрещает Священное писание. И надо сказать, что протестанты приводят много цитат, когда говорят против икон, приводят выдержки из пророков Исайи, Иеремии. Приводят разные цитаты против изображений. Но только это все говорится про изображения ложных богов. А у нас, в христианской православной церкви нашей, нет никаких ложных богов.

У нас изображение истинного Бога, Иисуса Христа, Его Матери, его святых. У нас есть изображения херувимов, которые, в том числе, и Сам Господь приписывал делать. Вот это то, что у нас есть. А никаких идолов и ложных богов у нас нет. Поэтому все их многочисленные выдержки могут произвести впечатление только на человека, который незнаком с текстом Библии, и который не проверяет контекст, из которого вырваны эти слова.

Еще пример того, как они вырывают слова из контекста. Они говорят: невозможно изображать Бога, потому Бога не видел никто никогда. Они цитируют эту первую часть 18 стиха 1 главы Евангелия от Иоанна. Конечно, там есть такие слова, но только они не договаривают их до конца. Потому что после этого говорится: Бога не видел никто никогда, но Единородный Сын Сущий в недре отчем, Он явил нам Бога.

Поэтому здесь мы видим исполнение того, чего ожидало все человечество, начиная с падения Адамова и то, что дал Господь. То, что говорит пророк Варух. То, что Он обитал среди нас, Он стал видим. Именно потому, что Он стал видим, Он стал изобразим. И одна из самых ранних икон, которую мы получили, мы получили от самого Господа Иисуса Христа. Это Его плащаница, в которую Он был завернут после Своей смерти. И которая чудесным образом сохранила Его изображение, которое хранилось на протяжении многих веков и хранится до сих пор. Сейчас она находится в итальянском городе Турине.

И, конечно, это изображение Господа Иисуса Христа объясняет единство представления всех нас в облике Иисуса Христа. Через это мы видим единство того изображения. Зайдем ли мы в православную церковь и посмотрим, как изображается Христос, зайдем ли мы в катакомбы римских христиан и увидим, как изображался Христос, мы увидим одно лицо, один тип изображения. Кстати говоря, и сами протестанты как раз-таки изображают Иисуса Христа именно под влиянием той иконографии, которая была сохранена в православной церкви, начиная с самых ранних времен.

Когда они изображают Христа с длинными волосами, с бородой, хочется спросить, откуда они знают, как Он выглядел? В Писании об этом не сказано. Они это берут из иконографии православной церкви, которая восходит к древнейшему, еще античных времен, изображению в катакомбах.

Можно привести такой пример. Если, конечно, наш протестантский собеседник желает понять то, о чем мы говорим. Это просто умозрительный пример. Если допустим у этого протестанта была бы возможность на машине времени на одну минуту переместиться в толпу людей, которые слышали проповедь Иисуса Христа. И он, допустим, снял бы фотографию Господа Иисуса Христа на свой смартфон или телефон.

И потом, вернувшись обратно, как бы он относился к этой фотографии, которую сохранил? Неужели точно так же, как ко всем остальным? Неужели у него не было бы особого отношения к этому изображению? Конечно же, было бы. И в этом отношении нет ничего языческого. Нет никакого идолопоклонства. Это благоговейное отношение к образу Иисуса Христа, которое хранят православные христиане. Оно естественно для любого любящего сердца.

И поэтому, конечно, как мы видим, их возражения против почитания икон оказываются несостоятельными и в нашем случае нам важно передать, что для нас значит православные иконы. Как многие протестанты хранят у своего сердца фотографии своих матерей, и это не является для них идолопоклонством. Так тем более, если мы храним изображение Матери Божьей, никакого отношения к идолопоклонству это не имеет и не может иметь в принципе.

А если они говорят, что изображениям все равно, то можно предложить наступить или кто-то наступит тебе на фотографию твоей матери, будет ли тебе все равно? Ведь казалось, это всего-навсего бумага? Это не просто бумага, Это образ. Это образ твоей матери, которую ты любишь. И для нас да это не боги, это не идолы, это не сам Бог. Но это образ того, кого мы любим. Нашего Господа Иисуса Христа.

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+