Перейти к основному содержанию

01:59 23.08.2019

Передача «Апологет». Ответ на те аргументы, на те упреки в адрес православия, которые предлагают нам последователи других убеждений. В студии дьякон Георгий Максимов.

26.08.2014 06:59:29

                          Дорогие братья и сестры, радио «Радонеж» продолжает свое вещание в прямом эфире. И сегодня с вами снова наша передача «Апологет» и в студии я, дьякон Георгий Максимов. Мы продолжим рассматривать православный ответ на те аргументы, на те упреки в адрес православия, которые предлагают нам последователи других убеждений.

И, в частности, мы продолжим рассмотрение ключевых отличий между православием и протестантизмом. В прошлый раз мы уже провели беседы, где рассмотрели вопросы, связанные со статусом Священного Писания, Священного предания в православной церкви. Так же рассмотрели вопросы, связанные с почитанием Богородицы и святых. А сейчас мне бы хотелось перейти к тому вопросу, который является главным в нашем диалоге с протестантами, и который они на самом деле чаще всего не понимают.

А именно: это учение о Церкви. Что такое Церковь Христова? У многих протестантов такой взгляд на церковную историю: они говорят, что были времена апостольские, была церковь апостольская. А затем со II века, некоторые говорят - позже, у них нет единого мнения на этот счет - но очень рано якобы появились искажения в учении Церкви. Фактически они считают, что христианская церковь утратила апостольское вероучение, его чистоту. Привнесла ложные убеждения и взгляды.

И вот, начиная с XVI  века, со времени Реформации, они, протестанты, это учение, чисто апостольское, чисто христианское будто бы вернули. Ну, с XVI века - это понятно, старые протестанты, лютеране, каинисты. А  баптисты, адвентисты, пятидесятники - они возникли в еще более позднее время. И относительно этой идеи нужно сказать, что ее даже само Священное писание не только не подтверждает, но и прямо  ей  противоречит.

Потому что, как мы помним, Господь Иисус Христос сказал: « Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 17). То - есть Господь обещает, что силам  зла не будет победы, в том числе и через искажение вероучения. Церковь всегда останется одной и той же. И, конечно, если мы верим, что церковь поголовно уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада церковь одолеют. И в таком случае мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом. Что Он обещал и не сдержал своего обещания.

Есть и другое обещание, которое Господь дал. Он сказал: се Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28, 20). Господь не только обещает, что сама по себе церковь будет устойчива, но Он обещает, что будет с церковью Своей лично во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или тем более по XIX. И также Господь в другом месте обещал апостолам дать Духа святого, который, как сказал Господь, наставляет их на всякие истины, и «напомнит вам все, что Я говорил вам».

То есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет церковь. Подлинную церковь, конечно. Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. И еще апостолы об этом предупреждали. Но чтобы вся церковь уклонилась в заблуждение - это означает, что церковь перестала существовать. И говорить, что вся церковь уклонилась и отпала, исторически никак не подтверждается.

 Я сам например, когда приходил к вере, то я вот таким образом изучал христианство. Я прочитал сначала Новый завет. Прочитал документы I  века, касающиеся христианства и истории христианства, как описано в книге Деяний апостольских. После этого я стал читать другие христианские документы, которые сохранились  от конца I века. Как, например, послание святого Климента Папы римского ученика апостолов.

А затем перешел к тем документам, которые были написаны во II столетии. И прочитал все христианские тексты II столетия. В том числе и написанные непосредственно учениками апостолов. Такими, как святой Поликарп Смирнский, Игнатий Богоносец. Людьми, которые лично знали апостолов и тех, кто лично видел Господа Иисуса Христа. И от них восприняли учение.

После этого я перешел к III веку. И прочитал все доступные христианские тексты. Потом перешел к IV веку, потом к V веку. Я убедился лично, что на протяжении всех этих столетий церковь в своем учении осталась той же. Осталось главное. Могли изменяться формулировки вероучения. Само вероучение пребывает сейчас в православной церкви такое же, какое оно было во времена апостолов и первых учеников апостолов. Так называемых мужей апостольских.

Ну, и здесь не только мое свидетельство играет роль. А в принципе, если мне доводится беседовать с протестантами, я им предлагаю проверить. Не обязательно верить мне на слово. Возьмите тексты и проверьте. Как правило, почти все протестанты крайне слабо разбираются в истории церкви и практически не знают ее совсем. А вот что было после описанного в книге Деяний апостольских и до того как возникла их деноминация, для них это терра  инкогнита. Хотя это огромный пласт истории  - и церковной, и христианской, и вообще человеческой.

И то, если протестанты находят на это время, если они находят на это смелость. А если без каких-то предубеждений рассмотреть этот вопрос - они видят истину, тем более, что их впечатляет многих,  что церковь, описанная в документах I, II столетий, совсем не похожа на то, что сейчас мы видим на протестантских собраниях. Совсем не то, что мы видим, когда знакомимся с современным протестантизмом.

Она объективно близка и похожа на церковь православную. Чтобы не быть голословным, приведу в пример один из наиболее выдающихся случаев, который произошел в конце 80-х годов прошлого столетия в американских городах Бомон и Санта-Барбара. Была группа молодых протестантов, которые решили проследить историю церкви от времен апостольских и до наших дней. Куда делась эта церковь, которая была описана в книге Деяний.

И они пошли по тому же самому пути. Последовательно изучали все документы исторические. При этом в истории много было разделений.

И в древней церкви были разные ереси, которые отделялись от православия и в более близкое время к нам тоже. И вот на каждой такой развилке они непредвзято смотрели и сравнивали: какое из этих учений - православной церкви или отделившихся, наиболее соответствует тому учению, которому верили до них? Чему верили те, кто был до них, кто держал апостольскую веру?

И, в результате исследования, в котором никоим образом не участвовала православная сторона, вся община убедилась, что именно православная церковь является той самой, которая создала Библию и дала Библию миру. И первые шаги которой описаны в книге Деяний.

И вот они все целиком, более 2000 человек, попросились в православную церковь и были приняты и до сих пор хранят православие.

Были примеры и менее масштабные в плане численности людей. Но то же самое - людей, которые именно через изучение истории христианства убеждались в истинности православия. Ну не все люди на это готовы, и не все люди имеют к этому возможность. В таком случае достаточно даже того, что говорит Господь Иисус Христос.

И не только то, что было сказано, что Он создаст церковь Свою, но и в других местах. В частности протестанты некоторые говорят, что да, да была церковь. Но она была невидимая. Она состояла из отдельных, невидимых нам подвижников. Хотя подвижник  - это даже не совсем то слово. Это скорее из православного лексикона. Они имеют в виду людей, которые совпадают с их взглядами, их деноминацией, что такие люди всегда существовали. Доказать они это не могут. Но предлагают это как идею.

И что вот из этих разных людей, которые могли находиться там и среди несториан, и среди католиков, и среди православных, и среди монофизитов, и среди самых разных еретиков. Вот будто бы эти люди, находясь в самых разных сообществах, называющих себя церквами, они, таким образом, входили в эту некую невидимую единую церковь.

Эта так называемая «теория невидимой церкви», которая была создана в протестантском  мире, чтобы объяснить кризис несоответствия того, что есть и наблюдается сейчас в протестантском мире с его непрекращающимся дроблением на все новые и новые деноминации, которые называют себя церковью. Ничего общего с тем, что было описано в книге Деяний апостольских, где церковь описывается как единый организм, как единая реальность. Как единая организация и единая структура.

Которая может позволить себе провести апостольский собор в Иерусалиме, которая принимает к исполнению решения этого апостольского собора. Все это немыслимо в современном протестантском мире для всех деноминаций. И сами протестанты это признают.

А что касается этих идей про невидимую церковь, то здесь я хотел бы привести слова Господа Иисуса Христа, что Он говорит в том случае, если человек согрешил, как его обличать. Он говорит, что нужно привести свидетелей. И Он говорит, что если не послушают их, скажи церкви, если и церкви не послушают, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф 12,17). И вот этот совет, который Господь дает для всех христиан, которые называют себя именем Его и говорят, что они исповедуют его веру, этот совет подразумевает, что церковь всегда будет обнаружима. Что церковь -  это не нечто аморфное, умозрительное, неопределимое, невидимое. Нет. Только в том случае, если церковь  - это нечто конкретное, видимое и четкое, отличимое от других сообществ. Со своим порядком, допускающим возможность обратиться за разрешением недоуменных вопросов.

Только в этом случае можно обратиться к церкви, для того, чтобы она вынесла свое суждение по тому или иному спорному вопросу. Как всегда в церкви и было, начиная с ранних времен. Был первый собор апостольский, так и в последствии соборы в церкви решали все спорные вопросы. И церковный суд существовал тоже, который решал те же самые вопросы, осуществлял ту власть церкви выносить суждения, взять и решить, о которой Господь говорит в этом стихе.

И конечно и в других местах Священного Писания, например, в книге Деяний апостольских говорится о той же самой реальности, когда говорится, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян 2, 47). Это описывается конкретная церковь Иерусалима, которая была видимой и которую люди знали, что если ты хочешь стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу, ты должен креститься как апостол.

Петр возглашает: ты должен быть вместе со всеми. И это хорошо описывается в том же самом месте. Все христиане были единомышленники в учении апостолов и в преломлении хлеба, то есть в таинстве евхаристии.

Надо сказать, что есть в протестантском мире еще одна теория, которая пытается как-то снять эту проблему, о которой мы говорим. А именно это теория ветвей. В отличие от теории невидимой церкви, которая фактически не признает разделений, эта теория гласит,  что самые разные личности могли объединиться вопреки учению своей церкви, к которой они считали себя принадлежащими, к некой невидимой истинной церкви.

Теория ветвей признает все деноминации. Она полагает, что все протестанты, все католики, все православные, монофизиты -  все они вместе составляют эту самую церковь как ветви единого древа.

Но согласиться с этой теорией не получится, поскольку Сам Господь говорил, что будет у Него одно стадо в Евангелии от Иоанна (Ин 10, 16). Конечно, мы не можем все эти перечисленные организации назвать единым стадом. Поскольку в действительности, и это ни для кого не секрет, никто не станет отрицать, что они не имеют между собой никакого единства. Не имеют сообщения. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковных административных, канонических вопросах. В нравственных взглядах. Иногда среди самих протестантов утверждаются прямо противоположные вещи.

Есть протестанты, которые утверждают в соответствии с Библией, что гомосексуализм - это грех, а есть протестанты, которые заявляют: ничего подобного. Никакого греха здесь нет. И они имеют даже пастырей -  открытых гомосексуалистов. И совершают так называемые гомосексуальные браки, и так далее.

То - есть это просто один из частных примеров неединства всех тех сообществ людей, которые в настоящее время и в истории провозглашали себя церковью. И более того, как у нас говорят: не так важно, какая разница. Да, есть различия, но так ли они важны? Самое главное, что у нас есть то, что нас объединяет. Но святой Иоанн Златоуст говорил: что-то нас объединяет со всеми без исключения людьми. С любым человеком, каких бы взглядов он не придерживался, мы найдем что-то, что нас объединяло.Только с дьяволом  у нас нет ничего общего, а с любым человеком мы можем найти что-то, что объединяет нас. Но это не значит, что мы с ним принадлежим одной церкви. И в частности вот такого скажем так плюрализма мнений, такой идеи, что неважно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами, этого мы не встретим у апостолов, мы не встретим в Священном Писании.

Например, апостол Павел говорит: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями. По прошествии моем войдут туда волки, не щадящие стадо. И из вас самих останутся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой (Деян 20, 28-30). В другом месте апостол тоже говорит: Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились. И уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и к ласкательству красноречия обращаются сердца простодушных (Рим 16, 17-18).

И в другом месте апостол говорит: Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Галат 1, 9).

Так что, как мы видим, вероучительные отличия оказываются настолько серьезными, что апостолы прямо предписывают предавать таких людей анафеме. Отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте апостол говорит: кто предается ереси, тот царство божие не наследует (Галат 5, 21-22).

Поэтому, как мы видим, невозможно говорить: все равно, во что мы верим, если мы называем себя христианами- мы все единая церковь. Это не так. Мы не едины тогда ни в вере, ни в нравственном учении, мы не едины и в евхаристии. Что тоже очень важный момент. И наиболее важный из тех моментов, которые, к сожалению, наши протестантские участники диалога совершенно не понимают. Потому что они в целом не верят в то, что обряд, который они проводят, называя его причастием, являет действительно Тело и Кровь Христа.

И они правы в этом. Потому что действительно у них это не Тело и Кровь Христа, а только хлеб и вино. В этом они правы, но они не правы, когда они думают, что вообще невозможно в причастии соединиться с подлинным Телом и Кровью Христовыми. И если мы посмотрим на то, что говорит Иисус Христос о евхаристии в жизни христианина и значимости ее, то мы увидим, что эта значимость первостепенной важности.

 Мы помним, что Господь Иисус Христос сказал: если не будете есть  плоть Сына человеческого и пить Его кровь, не имеете жизни в себе. Кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, тот имеет жизнь вечную. Он обитает во Мне и Я в нем (Ин 6, 53-54). И Господь, сказав так, что без причастия Тела и  Крови Его невозможно иметь жизнь вечную в себе, то есть невозможно спастись, Он далее показал, как именно исполнить Его слова. Через евхаристию.

А это показал он на последней Тайной Вечере, когда как говорит Евангелие, Иисус взял хлеб и благословил его, и преломил его, и дал его ученикам и сказал: примите, это есть Тело Мое. И взял чашу и сказал: пейте ее все, сие есть Кровь Моя (Мф 26, 26-27). И Господь не только сделал это один раз для апостолов. Он, как мы знаем, заповедовал: сие творите в Мое воспоминание (Лк 22,
 19).

И христиане, как мы знаем, начали совершать евхаристию с самых первых дней церкви. В той же главе, где описывается, что апостолы в день пятидесятницы начали исповедовать, и обратилось три  тысячи человек, в этот же момент они пребывали непрерывно в апостольском учении и в преломлении хлеба, совершая евхаристию (Деян 2, 32).

Протестанты говорят: да-да. Мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание. Было ли это просто воспоминанием о Христе самих апостолов и их современников? Вот апостол Павел говорил, что это было не просто воспоминание. Он говорит: чаша благословения, которую мы благословляем, не является ли причастием крови Христа? А хлеб, который мы преломляем, не является ли причастием тела Христова?

Ибо мы, будучи многие единым Телом и мы причащаемся от единого хлеба(1 Кор 10, 16-17). И таким образом мы, будучи многие, становимся единым телом во Христе, говорит тот же апостол (Рим 12,5). И сама церковь также есть тело Христово. Так что мы видим, что для него было реальность и церковь есть тело Христово, причастие есть тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через евхаристию. Мы становимся частью единой церкви христовой.

И надо сказать, что в православии за две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через евхаристию. Я в качестве примера скажу, что вот, например, я  сам полтора года назад, будучи на торжествах в Гонконге во время богослужения причащался у отца Михаила Ли. Это китайский православный священник, которому сейчас 90 лет. А отец Михаил, с которым я причащался из одной чаши, он во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским.

А святой Иоанн Шанхайский в свою очередь во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским. И вот так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостольских, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через евхаристию церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет, начиная от самих апостольских времен.

И поэтому неудивительно, когда мы видим, что наши святые говорят что границы церкви - это границы евхаристии. Кто не имеет причастия в православной церкви, кто не общается с православной церковью - тот находится вне церкви Христовой. И, собственно, мы видим, что невозможно учить будто бы разные, не сообщающиеся между собой сообщества, называющие себя церквами. Все они имеют истинную евхаристию.

В первом случае протестантов они сами не верят этому. Но даже в случае тех сообществ, которые верят, что у них будто бы есть таинство, мы не можем это признать потому, что апостол пишет: разве разделился Христос?(1 Кор 1, 13). Христос один и Тело Его одно. И поэтому и евхаристия, и церковь Его они тоже являются одними, соответственно, только в одной церкви. И наша задача -  найти эту церковь, которую основал Господь Иисус Христос, и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая евхаристию от времен апостольских сохраняет.

И сохраняет все остальные признаки единства - крещение и прочее, и учения нравственные,  сохраняет то же самое, что передали апостолы. Эта церковь, если мы ее найдем, она истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквами, если они отличаются от этого сообщества, они не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: Я создам свою церковь. Не мои церкви. И апостол написал: церковь есть столп истины(1 Тим 3, 15).

Он не сказал: церкви есть столп истины, и не сказал: столпы истины. Церковь есть одна. И это прямо говорит и Священное Писание, и, конечно, Священное Предание. И это не является чем-то, что мы просто декларируем. Любой протестант, если он в это не верит, пожалуйста, может обратиться к свидетельству истории, чтобы увидеть, где правда.

И вот именно этого, к сожалению, ощущению чисто церкви, нашим протестантским собеседникам не хватает. Они не понимают реальности церкви. Но надо сказать, что в наше время и среди православных людей не всегда и не все понимают реальность единства церкви. Поэтому некоторые, бывает, и отпадают в расколы, поскольку они не осознают что это такое: единая евхаристия, и единая церковь, и единое спасительное стадо Христово.

Некоторые думают, что там, где я ни окажусь, там и церковь. Так если грубо говорить. Это, конечно, не имеет никакого отношения к тому, чему учил нас Господь Иисус Христос, Его апостолы и их ученики, святые отцы.

 И сейчас, после того, как мы рассмотрели вопрос о церкви, я хотел бы рассмотреть еще один вопрос, который  часто становится предметом диалога с протестантами и является предметом упрека со стороны их. Вот что касается темы церкви, то честно говоря, протестанты никогда ее не поднимают. Поскольку, вероятно, чувствуют слабость своей позиции.

Поэтому вот именно учение об идеологии, то - есть учение о церкви, на самом деле является самым основным, что мы должны проявить вместе с протестантами. А другие вопросы, которые они задают - они, конечно, включают вопросы, которые мы уже рассмотрели выше. Там, в прошлых беседах - почитание Богородицы, ответ на претензии к почитанию икон. 

Вот они, можно сказать, самая излюбленная у них тема. Они говорят: вот Бог сказал в книге «Исход»: да не будет у тебя других богов, не делай себе кумиром того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им. Я твой Бог ревнитель (Исх. 20, 2-5).

И здесь самое естественное  - это то, что опытные миссионеры делают. Они указывают: откройте ту же самую книгу «Исход» на пять глав дальше, 25 главу, и прочтите, что Господь говорит Моисею, когда Он велел сделать ковчег. Он говорит: сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. Одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края.

И дальше Господь дает подробное описание: и будет херувим с распростертыми крыльями, покрывая своими крыльями крышку, а лицами своими будут друг к другу. Все очень подробное описание того, как нужно сделать икону херувимов (Исх. 25, 17-21).

И когда я протестантам говорю, что они могут говорить и говорят это, касаясь только скинии Завета, ковчега Завета, что нет у православных ковчега Завета,  поэтому это сейчас не актуально. Это было актуально только для того момента. На самом деле этот аргумент недостаточен. Он не отвечает на то, что Господь, Который в 20 главе, как они говорят, запрещает всякое изображение, в 25 –ой повелевает сделать изображение того, что на небе. А именно херувимов. Это показывает, что их понимание 20 главы в любом случае неверно, даже если это понимание относить только к Скинии, только к определенному эпизоду истории. Но они неверны и в другом отношении. Потому что не только Скинии касается эта заповедь и предписание изображать иконы херувимов.

В частности, если мы посмотрим на то, как Соломон строил свой знаменитый храм, который Господь освятил и одобрил. И принял его как дом Свой. Подробно описывается, как Соломон сделал двух херувимов масличного дерева, как они выглядели, их размеры. Затем он пишет, что обложил херувимов золотом, а потом сказано: и на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов(3 Царств 6, 23-29).

То -есть весь храм Соломонов, который Господь освятил, который Господь принял как Свой единственный храм - он по своим стенам имел иконы херувимов. Это не было голое помещение, какое мы видим у протестантов. И более того, надо сказать, что не только в храме Соломоновом это было. Но даже когда пророк Иезекииль описывает  видение небесного храма, который Господь ему показал, то там  все тоже самое: иконы херувимов. Он описывает, как внутри храма по всей стене кругом были резные изображения, херувимы (Иезек 41, 17-18). Так что даже и в небесном храме, который видел пророк Иезекииль в храме Соломоновом и скинии Моисеевой, мы везде видим иконы херувимов. Поэтому это на самом деле не протестанты имеют право спрашивать у нас, почему у нас иконы, а мы должны спрашивать, почему у вас нет икон. Которые, как мы видим, везде были, везде присутствовали, везде были прописаны.

У нас в каждом православном храме есть иконы херувимов, есть их изображения. Есть они и у протестантов. Кто в таком случае более соответствует тому, что описывает Священное писание –мы или они? Иногда протестанты говорят: это касается только херувимов. Это же не касается других изображений, которые вы делаете -  Христа, Девы Марии, святых.

Действительно, в Ветхом Завете были изображены только херувимы. Потому что кроме херувимов никто и не мог быть изображен. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос тогда еще не воплотился и не стал видимым как человек. А природа божественная неизобразима. Природу божественную, разумеется, никто на иконах не изображает. И святые ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными. Поэтому они  душою нисходили в место темное мрачное, место предожидания, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим Воскресением.

А после Воскресения Христова и создания церкви, уже святые люди новозаветной церкви получили возможность быть обожеными в плоти в этой земной жизни. Очищенными, обожеными, христоподобными. И поэтому они конечно тоже могут быть уже изображаемыми в Новом Завете в новозаветные времена.

Это не только умозрительные и выписанные из книг схемы. Любой интересующийся, если у него есть такая возможность, может лично отправиться в Рим, посмотреть римские катакомбы. Если нет возможности  - посмотреть в специальных изданиях или по интернету. И увидеть, что катакомбы древних христиан с древнейших времен содержат в себе изображения. Изображения не только херувимов. Нет. Мы видим изображения Христа, апостолов, Божьей Матери.

Причем что самое удивительное, Она изображается там, как некоторые современные, до ныне сохранившиеся иконографии -  с двумя воздетыми руками . И сейчас на некоторых иконах Богородица изображается точь в точь, как и тогда у древних христиан. Мы видим изображения святых. И когда мы попадаем в эти древние христианские катакомбы, мы видим там совсем не те голые стены,  которые нам предстанут, если мы зайдем к баптистам на их собрания. Сам Господь Иисус Христос заходил в тот же храм, где были иконы херувимов. Про этот храм он говорил, что это  дом Отца Моего. И более того, в этот же храм, пока он существовал и не был разрушен римскими войсками, приходили и апостолы, и первые христиане. И они молились в этом храме, где были иконы херувимов.

И то же самое надо сказать про то, что они говорят: ну, вы там кланяетесь иконам. Вот, мол, этого нельзя делать. Только Богу можно кланяться. А иконам кланяться нельзя. Но если мы посмотрим на то, что Писание нам говорит. Например, «поклониться храму святому Твоему» (Пс 5,8). 

Или, например, описывается, как Моисей и Аарон пали на лица свои. То- есть поклонились до земли. Земной поклон сделали перед скинией ( Числ 6, 20).   Или что Иисус пал лицом  на землю перед ковчегом Завета (Числ 7, 6). Мы увидим и почитание, и совершение поклонов. Точно так же, как и в современной православной церкви. И в том числе поклонение перед храмом, и перед ковчегом Завета, в котором были изображения херувимов.

Поэтому что это означает? Это означает, что понимание протестантское 20 главы книги «Исход» ошибочное. Интересный момент, что хотя они все время приводят эти цитаты, что никакого изображения - ни того, что на небе, ни того, что на земле, ни того, что под землей – делать нельзя, при этом их издания протестантские, и не только протестантские, но и свидетелей Иеговы пестрят ярко раскрашенными  изображениями.

Как же так, ребята? Вы говорите нам, что мы не должны изображать ничего и напоминаете словами, а сами изображаете? И более того, уже можно не говорить, что у каждого из них есть паспорт, в котором имеется его собственное изображение. Это что такое, как не изображение? Если вы говорите, что изображений не должно быть вообще, то их не должно быть вообще. В том числе и в ваших книгах и текстах. Потому что в 20 главе говорится вполне определенно: не делай никакого изображения того, что на небе наверху и того, что на земле внизу. Ничего изображать, получается, нельзя.

Но, конечно, это понимание ложное. А ложное понимание -  что нельзя изображать святых, Господа Иисуса Христа. Потому что перед этими словами Господь говорит: да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. И после этого уже идут слова: не сотворите себе кумира и никакого изображения. То- есть именно изображения других Богов, именно - изображения идолов, которые почитаются вместо Бога. Изображения ложных богов Господь делать запрещает.

А наше иконографическое изображение не изображают никакого иного Бога, не изображают никаких идолов. Они изображают либо воплотившегося Бога Слова Иисуса Христа, либо же тех святых, которые жили в древности и в наши дни. А совсем новые святые, например, они уже жили в ту эпоху, когда возникла фотография. И у нас сохранились фотографии святого Иоанна Кронштадтского и других святых. И иногда просто даже эти фотографии  люди тоже имеют у себя и почитают их как иконы.

Поэтому здесь с нашей стороны никакого нарушения нет. Можно привести такой пример. Если муж увидит, что его жена в кошельке хранит его фотографию -  для него это будет хороший и добрый знак, что она его любит, она его помнит. Это знак ее любви к нему. А если муж увидит, что  она у себя в кошельке хранит изображения других мужчин, то в этом случае, конечно, он будет испытывать негативные чувства.

Это то, что касается 20 главы книги «Исход». Поскольку именно  нарушение верности Богу через почитание других богов, идолов и запрещает здесь Священное Писание. И надо сказать, что протестанты приводят много цитат, когда выступают против икон. Они приводят выдержки из пророков Исайи, из Иеремии. Приводят разные цитаты. Но только это все говорится про изображения ложных богов. А у нас в христианской православной церкви нашей нет никаких ложных богов.

У нас изображение истинного Бога, Иисуса Христа, Его Матери, Его святых. У нас есть изображения херувимов, которые в том числе и сам Господь приписывал делать. Вот это то, что у нас есть. А никаких идолов и ложных богов у нас нет. Поэтому все их многочисленные выдержки могут произвести впечатление только на человека, который незнаком с текстом Библии. Который не проверяет контекст, из которого вырваны эти слова.

Тоже вот как пример того, как они вырывают слова из контекста, они говорят: невозможно изображать Бога, потому что они говорят, Бога не видел никто никогда(Ин 1,18). Конечно, там есть такие слова, но только они не договаривают их до конца. Потому что после этого говорится: Единородный сын сущий в недре отчем, Он явил нам Бога.

Поэтому здесь мы видим исполнение того, чего ожидало все человечество, начиная с падения Адамова и то, что дал Господь. То, что говорит пророк Варух. То, что Он обитал среди нас, Он стал видимый. Именно потому, что Он стал видим -  Он стал изобразим. И одна из самых ранних икон, которую мы получили – это образ Самого Господа Иисуса Христа. Это Его плащаница, в которую Он был завернут после Своей смерти. И которая чудесным образом сохранила Его изображение. Оно хранилось на протяжении многих веков и хранится до сих пор, сейчас  - в итальянском городе Турине.

И, конечно, это изображение Господа Иисуса Христа объясняет единство представления всех нас в Его облике. Через это мы видим единство того изображения с Первообразом. Зайдем ли мы сейчас в православную церковь и посмотрим, как изображается Христос, зайдем ли мы в катакомбы римских христиан -  мы увидим одно лицо, один тип изображения. Кстати говоря, и сами протестанты изображают Иисуса Христа именно под влиянием той иконографии, которая была сохранена в православной церкви с самых ранних времен.

Они изображают Христа с длинными волосами, с бородой. Откуда они знают, как он выглядел? В Писании об этом не сказано. Они это берут из иконографии православной церкви, которая восходит к самому древнейшему, еще античных времен изображению в катакомбах.

Можно привести такой пример. Если наш протестантский собеседник желает понять, о чем мы говорим. Если, допустим, у этого протестанта была бы возможность на машине времени на одну минуту переместиться в толпу людей, которые слышали проповедь Иисуса Христа. И он бы переместился и за минуту что он сделал бы? Он бы сделал фотографию Господа Иисуса Христа на свой смартфон или телефон.

И потом, вернувшись обратно, как бы он относился к этой фотографии, которую сохранил? Неужели точно так же, как ко всем остальным? Неужели у него не было бы особого отношения к этому изображению? Конечно же,  было  бы. И в этом отношении нет ничего языческого. Нет никакого идолопоклонства. Это благоговейное отношение к образу Иисуса Христа, которое хранят православные христиане. Оно естественно для любого любящего сердца.

И поэтому их возражения против почитания икон оказываются не состоятельными, и в нашем случае нам важно передать, что для нас значат православные иконы. Как они многие протестанты хранят  у сердца фотографии своих матерей, и это не является для них идолопоклонством - так тем более, если мы храним изображение Матери Божьей, это  никакого отношения к идолопоклонству не имеет и не может иметь в принципе.

А если они говорят, что изображениям все равно, то можно предложить попробовать наступить или кто-то наступит тебе на фотографию твоей матери -  тебе будет все равно? Ведь казалось, это всего-навсего бумага? Ан  нет, это не просто бумага, это образ. Твоей матери, которую ты любишь. И для нас да это не боги, не идолы, не сам Бог. Это образ Того, Кого мы любим, нашего Господа Иисуса Христа.

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+