Перейти к основному содержанию

08:37 19.08.2019

Ответы на вопросы радиослушателей и о фильме «Ной». У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

22.04.2014 13:06:22

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. И вы можете звонить нам по телефону прямого эфира. Или послать ваши вопросы по смс.

У нас уже есть вопрос в письменном виде.

 -После того, как человек становится святым, может ли он ошибаться, грешить, и так далее?

 -Состояние святости в православном понимании - это обычное состояние, которое переживает каждый православный христианин после исповеди и святого причастия. Собственно говоря, причастие предлагается как «святая святым». Поэтому если кТото учит, что святые - это какие-то особые люди, и мы никогда не переживали в своей жизни ничего подобного, то это не православное учение.

Это может быть чТото заимствованное от католиков, но не имеющее никакого отношения к православному пониманию святости. Отличие святости обычных людей от подлинно святых заключается в том, что мы не можем долго сохранять это состояние. То есть, когда мы оказываемся в состоянии святости: «святая святым», мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа. Но через какое-то время мы теряем это состояние как раз потому, что мы ошибаемся в своих поступках, нравственных решениях. Даже какие-то грехи могут иметь место в нашей жизни.

Поэтому утверждать, что человек, став святым, уже как-то безусловно не грешит, безусловно не ошибается, мы не можем. Это противоречит и священному Писанию, и священному Преданию.

Например, 1-е соборное послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1 глава 8-9-10 стих гласит: «Если говорим, что не имеем греха- обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

Собственно говоря, святость в православном понимании – это как свет луны. Луна сама не является источником света. Она отражает свет солнца и только в той мере, в какой свет солнца падает на нее.

Вот что пишет, например, святитель Василий Великий: «Для доброго человеческого имени достаточно свидетельства большого количества знающих меня людей, но в присутствии Божием я не дерзаю оправдывать себя пред взором Всемогущего одною лишь моею совестью, хотя я без колебаний выставляю ее. И я надеюсь на изобилие милости, исходящее от Него, а не на расследование суда, о котором написано: "Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»

То есть, в понимании святителя Василия Великого никто, какой бы святости он не достиг, он не может в глазах Бога представлять себя этаким совершенным существом, безгрешным папою. Это опять же латинское заблуждение, потому что все ошибаются, все согрешают. Апостол Павел говорит нам о своих проблемах. Он говорит: «Чего хочу делать, того не делаю. Чего не хочу делать, то делаю. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, а в членах моих вижу закон греха, противоборствующий закону Бога моего».

Никто не может заподозрить апостола Павла, что он наговаривает на себя. Он говорит так, как оно есть. Просто надо понять, что для подлинных святых грехами являлись даже такие действия, которые мы считаем добродетелями. В этом тоже, кстати, наше отличие от подлинных святых. Например, Блаженный Августин пишет: «Благодетельности в одних больше, в других меньше, а в ком-то ее вовсе нет. Однако ни в ком нет того, что нельзя было бы увеличить, пока человек живет на этой земле. И пока ее можно увеличить, та часть, которая меньше, чем она должна быть, имеет извращенную природу. Из-за этого извращения нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы, из-за этого извращения не оправдается пред Тобой [Богом] ни один из живущих, из-за этого извращения, если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя, и истины нет в нас, из-за него же, чего бы мы ни достигли- нам необходимо говорить: "Прости нам долги наши", хотя все наши слова, дела и помыслы уже были прощены в Крещении.

Вот на что обращает внимание Алексей Ильич Осипов. Святые видели порочность в своих добродетелях. Вот Августин как раз об этом пишет: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.

Собственно говоря, если бы человек, крестившись, переставал бы грешить, то не было бы нужды ни в покаянии, которое называется вторым крещением, не было бы нужды в причастии. Ведь мы причащаемся в оставление грехов и в жизнь вечную. Но так как человек и после крещения, и после миропомазания, совершает какие-то грехи, оплошности- то существует таинство исповеди как второе крещение, а в таинстве причастия подавляется и сама склонность ко греху.

Так же Августин пишет: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха». То есть, святые- это не те, в ком Бог не находит греха. Далее Августин пишет: «Ведь Он, Господь находит его во всех. Ибо все согрешили и лишены славы божьей». Но если греховны все, то это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами: поверил Авраам Богу и убедился в его праведности.

Так же если по благодати, то даром. Что значит даром? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он, Господь, безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливого наказания, но дарует незаслуженную благодать.

Благодать- это, собственно говоря, и есть милость, проявление божественного милосердия по отношению к тому, кто нуждается в милосердии. Мы видим луну в разных фазах. Когда больше солнечного света падает на нее, когда меньше, а иногда бывает лунное затмение. Ничего не видно. Так и в жизни православных христиан. Когда мы исповедуемся, причащаемся, все таинства церкви совершаются Духом Святым, происходит удивительное освящение каждого из нас. Но в какие-то моменты мы спотыкаемся и, собственно говоря, череда разных таинств, то, что мы не ограничиваемся крещением, свидетельствует о том, что несовершенство сохраняется до конца.

Все великие святые, когда писали о себе, повествовали о себе как о грешниках. И не надо фантазировать. Макарий Великий, величайший подвижник, на склоне лет говорил: «Сколько мне лет, и многие говорят, какой святости я достиг, однако меня до сих пор одолевают блудные страсти». Поэтому учение, которое предлагают некоторые неофиты, что якобы есть жизнь святого до того, как он стал святым- и после того, как он стал святым. Такое учение может родиться только от католических систем.

К сожалению, Дмитрий Ростовский много житий просто списывал с этих католических житийников. А вот если вы заглянете в труды святителя Макария, а особенно- в сохранившиеся неповрежденные византийские жития, вы там увидите, что и после обретения святости, люди теряли ее и допускали ошибки, и в грехи впадали, потом поднимались и шли дальше.

Собственно говоря, примером для нас может быть тот святой, которого у нас не украли. Как я часто объясняю, у нас украли святых. Раньше на Руси каждый день читали житие какого-нибудь святого, а народ не воспринимал это чтение. Воспринимали только чтение Марии Египетской. Почему? А потому что там мы видим житие без прикрас. Там показан человек в трагическом падении его, как это происходило на самом деле, и какая потом была душевная борьба. И под конец этой борьбы Мария Египетская оскудела.

Если вы посмотрите на старинные иконы, где изображается житие Марии Египетской, то когда она покаялась, причастилась и ушла в пустыню, у нее нимб золотой. Живет она в пустыне сорок лет, нимб золотой, а вот сорок лет уже заканчиваются- и нимб уже без золота. И Бог посылает к ней старца, который причащает ее Телу и Крови, и вот тогда нимб опять становится золотым.

Вот так наши предки понимали, что источником святости не может являться усердие того или иного человека. Это всегда милость божия, это всегда совершается от благодати. Собственно говоря, школой святости вот в таком понимании человеческого измерения праведности, для православных это свод «Добротолюбия». Но давайте вспомним, какая цитата из Евангелия наиболее часто встречается «Добротолюбии», я об этом неоднократно уже говорил. Это в словах Христа: «Без Меня не можете делать ничего». Он- солнце нашего спасения. И свет Его отражается от нас только в той мере, в какой Он падает на нас.

И никто не может сказать из православных христиан, крещеных людей, кто исповедовался, причащался - что он не переживал состояние святости. Ведь святая предлагается святым. И со страхом божиим веруем, и приступаем к святыне, и причащаемся. Но нам надо в себе воспитывать навык как можно дольше сохранять этот залог спасения, чтобы как в книге Притч сказано: «Источники твои не разливались бы по улицам города».

Чтобы когда мы после причастия, выходим их храма, мы бы оберегали этот дар как можно дольше. Настоящая жизнь православного христианина -это от причастия до причастия.

Вот эти наши серые будни мы должны напомнить религиозным содержанием, тогда наша жизнь состоится.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Это Виктор из Москвы.

 -Да. Да. Я слушаю.

 -Я хотел вас попросить помолиться и всех радиослушателей об отце моем Олеге. Он болен раком, у него последняя стадия, а исповедоваться и причащаться он не хочет. Помолитесь, пожалуйста, чтобы он исповедовался и причастился.

 -Давайте помолимся об этом человеке: "Отступившая от православной веры и погибельными страстьми ослеплен, Светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти".

Отступивших от веры и страстьми ослепленных

И гордыней в безбожия ночь совращенных

Светом ярким Твоим озари, просвети

Даруй радость узреть им спасенья пути,

 

Возвратиться под кров Твоей Церкви святой,

Прилепиться к Тебе исцеленной душой.

Радость Духа Святого в сердца их излей -

Нет поддержки Его и сильней, и прочней.

И в дальнейшем да ищут лишь воли Твоей

И уже не свернут с обретенных путей.

 -Здесь ко мне в студии присоединился раб божий Владимир Александрович Носов.

 -Владимир, какие новости за это время? Какие интересные вопросы, сообщения?

 -Батюшка, добрый вечер. Добрый вечер, братья и сестры! Из последнего, что мне хотелось вспомнить в свете этих событий, это вопрос к вам. Я думаю, это будет интересно многим. У меня недавно состоялся разговор, случайный разговор с интересным человеком, отцом семерых детей, историком. И в ходе этой беседы, я узнал, сколько у него детей и сразу же спросил: в какой храм вы ходите?

Потому что сегодня, когда мы слышим: пять детей в семье, шесть, то можно безошибочно сказать, что человек верующий, православный. И вот я ему задал вопрос: в какой храм вы ходите? И как-то уклончиво начал этот человек отвечать. То есть, хожу в храм, но не называет, в честь кого этот храм. То есть, он начал говорить: ну, хожу в Царский храм, и я не сразу понял…

 -Царский храм?

 -Да. Царский храм. Там это было подчеркнуто. И потом, сориентировавшись, я понял, о чем идет речь, и я начал ему задавать вопросы, мы начали общаться. Такой у нас получился небольшой диспут. И вот человек ходит в Царский храм, к Царским священникам. И сказал, что на самом деле есть факты, которые говорят, что в 1917 году были в богослужебном тексте исправлены молитвы многих святых.

И вот это все дало ему толчок. И надо еще заметить, что в ходе всего разговора, который длился минут 15-20, чуть ли не через каждое слово у него было: царь, царь, царь. Царь в голове, с царем в голове. То есть, даже приводились слова пророка Давида Псалмопевца, который говорил, что уже навечно воссядет Царь на трон. Да, по моему, так, если не ошибаюсь.

То есть, он отнес эти слова, сказанные, по- моему, о Христе, к Царю государства нашего.

 -То есть какому-то невидимому Царю. Да?

 -Да. И вот конечно я в этом ключе хотел поинтересоваться у вас, что произошло?

 -Вы знаете, если говорить об исправлении текстов, который предпринимал Поместный собор 1917 года - а это было связано с тем, что действительно изменилась политическая формация в нашей стране. И так как церковь во всех случаях молится за власть, за правителей, то, естественно, стали убирать упоминание Царя. То же самое произошло в Византии, когда рухнула византийская монархия, и воцарились неверные агаряне. Ну как можно было оставлять при поминовении этих исламских властей такие формулировки, как благоверные, благочестивые, и так далее? Нет, просто за них молились как за власть.

На Руси, когда понятие «Великий князь» сменялось понятием «Царь», или понятие «Царь» - понятием «Император» - в каждом случае происходили изменения, коррекции текстов. Где поминание властей –там и уточнения, речь идет о Царе московском или там о каком-нибудь князе псковском или тверском. Поэтому эта, так сказать, подвижная, часть службы, обусловлена историческими реалиями, в которых мы живем.

А если говорить о 17-ом годе- к власти пришли уж совсем неблаговерные и неблагочестивые. И как за них можно было молиться, скажем так, с учетом тех текстов, которые были тогда, когда были реальные благоверные и благочестивые? Это глупость конечно. А посаженные на престол от Давида навеки- это о Христе. А Иисус Христос по плоти - потомок царя Давида. Евангелие от Матфея начинается словами: родословие Иисуса Христа сына Давидова, сына Авраамова. А Христос рождается в этот мир, когда скипетр будет отнят от дома Иуды. Об этом говорится в пророчестве умирающего патриарха Иакова.

И действительно Христос рождается, как новый Царь, Он рождается из дома Давида, тогда, когда царем становится великий, который не был из дома Давида, он даже не был евреем. Таким образом, Христос, который из дома Давида - Он Царь царей, Он, когда вознесся на небо и воссел одесную от Бога-Отца, Он и восседает там, как Царь небесный и как Царь из дома Давида в Своем истинном человечестве, и в Своем божестве- как Царь небесный.

И применять этот текст по отношению к каким-то таинственным царям, которые якобы неведомы нам, Бог их знает- это, как минимум, кощунство. Нельзя те тексты, которые относятся к богочеловечеству Христа Иисуса использовать по отношению к каким-то людям.

Если говорить о монархическом периоде с точки зрения священного Писания, это не лучший период в истории народа божия. Мы видим в четвертой книге Царей, что Цари были так заняты собой, что во все правление их ни разу не праздновали Пасху. И только последние цари, уже накануне вавилонского пленения, вспомнили об этом и начали праздновать Пасху. С другой стороны, когда евреи попросили у пророка Самуила, чтобы он поставил им царя, был гнев божий на евреев. Потому что Бог сказал Самуилу: они Меня отвергли. Ведь их царем был Бог. А они захотели иметь царя, как у прочих народов. Если мы говорим о наших православных монархах, то, конечно, это были помазанники божии. Это особые люди, которые преданно служили Богу, но сами они объективно оценивали свое состояние. Прочитайте, например письмо государя Иоанна Васильевича Грозного к монахам Кирилло-Белозерского монастыря. Он пишет о себе: «Ась грешный, ась блудный, ась многими беззакониями обремененный». То есть, они не делали культа из того положения, которое они занимали. Как вот сейчас мы говорили о святости, они понимали, что святость- это то, что проистекает от Господа именно для того, чтобы врачевать наши немощи. И превращать царей в каких-то автономных царей от Господа абсолютно таких святых в квадрате это конечно несусветная глупость и ересь. А цари сами о себе писали всегда очень критично. Если особенно вспомним там покаянные письма, которые и царь Алексей Михайлович писал, и другие цари. Особенно когда они какие-то вклады делали в монастыри, они всегда писали о своих проблемах. Семейных, личных проблемах. И таких документов много сохранилось. Как и сами святые, величайшие святые они считали себя грешными.

Мы вот вспоминали сегодня высказывания о Макарии         Великом, который, конечно, не дерзал говорить о себе как о святом. Говорил, что хотя он очень пожилой человек, у него проблемы, блудные страсти его одолевают и так далее.

То есть, не надо у нас воровать царей, не надо у нас воровать святых. Мы знаем, что и святые, и цари -помазанники были люди. Это не марсиане прилетели с совсем другой природой. Это такие же потомки Адама, как и мы все. Сказано, что весь род человеческий происходит от крови Адама. И как в Адаме все умирают, во Христе живут.

Понятие православного монарха - это понятие духовного лидера, руководителя. Прежде всего- политического руководителя, который должен осуществлять апостолат на благо той территории, на которой он правит. Но возьмите высказывания Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого. Если кому интересно, я могу просто эти цитаты принести зачитать. Они все согласно говорят, что служение священника выше служения царского. Любой священник может кадило принести пред лице божие, а царь не может.

И Григорий Богослов об этом много писал. Патриарх Никон, кстати, провел такую интенсивную исследовательскую работу на тему, какое служение выше: царское или патриаршее, священническое. Он собрал много цитат, где он доказывал, что без сомнения принципы теографии, то есть прямого подчинения Богу, выше монархических принципов.

И до нас именно очень важно, что святые отцы говорят, а не то, что кто-то там выдумывает. Цари в писании называются «помазанниками». «Помазанник» по-гречески - это Христос. Но извините, если на этом основании сравнивать какого-нибудь царя с самим Христом, это было бы очень глупо. Почему? Потому что в Библии царь Кир, языческий царь называется Христом помазанником. Не потому, что он был наделен какой-то особенной святостью, а потому что Бог попустил ему управлять такой-то территорией, на которой в том числе находились люди божии. И когда мы по псалтырю молимся - там по-славянски тоже находим такие места. Например, «Господи, помоги царю Христу», там имеется в виду, что царь- он есть помазанник, а слово «Христос» означает «помазанник». Но помазанники были не только цари. И первосвященники были помазанники. И это служение в формате христианской церкви доступно для каждого христианина. У нас каждый христианин -крещеный помазанник святым миром.

И апостол Петр пишет, что все христиане- это царственное священство. Но наряду с царственным священством есть сугубое служение царя и сугубое служение священника. Но оно не подменяет царственное священство народа божия. Это служебные особенности. Например, мы - священство, епископы, пресвитеры предстоим от лица народа. То есть, благодать Господь нам делегировал ради народа божьего. И если ни один верующий не придет в храм, мы не можем служить. Это недопустимо. Священник один не может служить в храме литургию, потому что литургия - это общее дело.

И царь - это человек, которому поручено политическое управление, не религиозное, не духовное управление, а именно политическое. Это всегда подчеркивали святые отцы. Была даже полемика у святителя Амвросия Медиоланского с тогдашним римским императором, точнее с его матерью. Император был маленький, а его мать плела всякие интриги против Амвросия Медиоланского. И святитель Амвросий со всей достоверностью доказывал, что есть великое преимущество именно священника перед любым монархом. И никакие монархи, тем более мать монарха, не имеют права вмешиваться в дела церкви.

Поэтому царебожие, которое иногда встречается среди православных- я думаю, что это отголосок постсоветского сознания. Когда все верили, что есть генеральный секретарь ЦК КПСС. Абсолютно идеальная личность. Нет, наши цари так себя не воспринимали. Они воспринимали себя объективно, и православное учение о царях- это учение о величайшей ответственности, которую эти люди принимали на себя. Я всегда говорил, и буду говорить, что есть великое преимущество монархической формы правления перед демократической и любой другой, но не перед теократической. Потому что все- и цари, и священники, и миряне мы все ходим под Богом. И воспринимаем его как Царя царей, нашего Владыку.

И какие еще вопросы?

 -Я хотел бы еще задать вопрос…

 -У нас есть телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Михаил меня зовут.

 -Да. Да. Я слушаю.

 -Я хотел бы узнать по поводу духовников. Часто православные современные верующие говорят: у меня духовник такой-то. А вообще существует ли обряд посвящения в духовники или духовные чада?

 -Вы знаете, духовничество - это явление достаточно древнее. Мы знаем, что у Иоанна Крестителя были ученики, у Иисуса Христа были ученики. Иоанн Креститель давал своим ученикам молитвенный устав, учил их молиться. Отталкиваясь от этого, ученики Иисуса попросили, чтобы Он тоже им дал молитвенный устав, научил их молиться. И Господь Иисус дал им молитву Отче наш.

Мы видим в Писании, что некоторые ученики Иоанна Крестителя стали учениками Иисуса Христа. Вообще движение иоаннитов потом слилось с христианством. Хотя некоторые осколки иоаннитов еще сохраняются до сих пор, но внутри иудаизма.

Если говорить о духовничестве, то надо понять, что духовничество- это не есть что-то такое небезусловное. Духовник - это не оракул какой-то, который контролирует человека во всем и вещает от лица божия. Нет, духовник - это такой же человек, как и тот, кого он окормляет. Просто духовник- скажем так- более начитанный, более сведущий, имеющий широкий молитвенный опыт. Он дает советы и вместе с чадом они решают, как поступить в той или иной ситуации. Духовник не говорит, а вещает. И то, что он скажет, надо воспринимать как истину в последней инстанции.

Вот здесь люди немного не понимают разницу между монашеским духовничеством и, собственно говоря, духовничеством в миру. Ситуация здесь все-таки разнится, потому что когда человек уходит в монашество, он сознательно отсекает свою волю, и он подчиняется всецело духовнику. И наоборот, те духовники, которые окормляют людей, живущих в миру, они должны учитывать особенности жизни в миру, семейные проблемы человека, его работу, его труд. И чтобы не просто навязывать свою позицию, а так воспитывать свое чадо, чтобы оно само приходило бы к необходимым выводам.

И если у нас взаимоотношения с Богом существуют по принципу синергии, это без сомнения соработничество должно быть между духовником и его чадом. Если мы это исключим, то поставим духовника выше Бога. Потому что о Боге святые отцы учат, мы сегодня говорили на библейском лектории, что Бог не хочет спасать нас без нас. Он хочет нашего соработничества.

Так и во взаимоотношении духовного отца и духовного сына такое соработничество, такая синергия необходимы.

 -У нас есть телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Благословите.

 -Бог благословит.

 -Скажите, пожалуйста, как можно узнать православному народу о пришествии антихриста? По каким признакам?

 -Вы знаете, меня больше интересуют признаки Второго Пришествия Господа Бога нашего Иисуса Христа. И Господь оставил признаки Своего пришествия, когда на Елеонской горе беседовал с учениками, и апостолы задали Ему вопрос: какие признаки Твоего пришествия до скончания века?

Я не помню, чтобы кто-то из апостолов спрашивал бы у Иисуса Христа, какие признаки пришествия антихриста? Ну - не интересно. Мы должны вот в этом смысле между антихристом и Христом выстраивать правильную христологическую вертикаль и горизонталь. То есть, для нас важнее личность Христа. У нас сейчас много говорят о печати антихриста, но мало кто говорит о печатях божиих, хотя в Апокалипсисе говорится о печатях божиих, и в Библии тоже говорится о печатях божиих. Печать божия- это миропомазание. И если вы вспомните это таинство, то священник, когда миропомазает, всегда говорит: печать Духа Святаго. И после этого жизнь христианина - раскрывать эти печати Духа Святаго. А что мы

получим, раскрывая эти печати? Плоды Духа Святаго, его присутствие в нашей жизни и дары Духа Святаго, необходимые для совершения полновесного служения перед Богом.

Вот это должно волновать нас. Мы должны этим жить. Об этом мы должны говорить, погружаться в эти мрачные тайны беззакония. Как апостолы писали: нам небезызвестны тайны беззакония. Апостолы всегда вскользь упоминают эти беззакония. Но если говорить о главной примете, главном признаке приближения царства антихриста, то, конечно же, это апостасия. Апостол Павел пишет, что сын погибели не откроется до того момента, пока не произойдет всемирное отступление, апостасия, от истинной веры.

Но от истинной веры может отступить только тот, кто в ней прибывает. Кришнаит не может пережить апостасию. Если кришнаит отступит от Кришны, То слава Богу, он отказался от этого синего идола. Если там какой-нибудь сектант отречется от Муна или от кого-то еще, такая апостасия может быть только одобрена. А когда мы говорим об апостасии в ветхозаветном понимании, то имеются в виду те, которые отступят от истины. А от истины может отступить тот, кто в ней находился. Поэтому процесс апостасии - он имеет место только среди нас, православных.

Мы не можем ни католиков, ни протестантов обвинять в какой-то апостасии, подозревать, что это уже происходит или произойдет с ними. Нет. Только те, кто пребывает в истине, могут от истины отступить. И поэтому наша задача - опираться на эти печати божии, раскрывать плоды Духа Святаго в нашей жизни. Вот эти дары Духа Святаго реализовывать в нашей жизни, чтобы наше служение перед Богом было действительно полновесным, и нам не пережить бы апостасию. А если мы будем концентрировать свое внимание на антихристе, то наш внутренний мир будет не христоцентричен, а антихристоцентричен. Я бы этого никому не желал. Это сатанисты. Они живут этой личностью, с сыном дьявола. Он придет и устроит их воцарение. А для нас важно то, что победитель Христос. Когда Он явится в реальность этого мира, то убьет антихриста дыханием уст Своих.

 -Батюшка, я вот хотел в части апостасии вам задать вопрос и потом пояснить, почему я его задал. Я бы хотел вас спросить, что вы можете сказать о так называемом неоязычестве? Как правильно строить диалог с этими людьми? Которые исповедуют неоязычество и называют себя родноверами, инглингами, и так далее. С этим у нас сейчас большая проблема. Я бы хотел узнать ваше мнение.

 - Я считаю, что эти люди, прежде всего, оскорбляют память своих предков. А наши предки более тысячи лет назад сделали свой выбор. И потом в каждом последующем поколении они этот выбор подтверждали. Когда их крестили, и они сознательно потом принимали этот дар спасения во Христе и со Христом. А ведь, собственно говоря, если говорить о временах до крещения Руси, то тогда не было нашей нации. А были поляне, древляне, вятичи. В чем-то сходные, в чем-то различные славянские племена. А тот психотип, который на определенном этапе мы назвали великорусским, белорусским, малорусским, возник под влиянием той духовной силы, которую мы называем православие.

Если уж копаться в дохристианском прошлом, то встречаются такие неоязычники, которые докапываются до своих арийских корней и уходят в кришнаиты. Бьют в барабаны и прославляют своего синего Кришну. Это, конечно, несусветная глупость. Все народы происходят из каких-то других народов. И наше прошлое связано и с Адамом, и с Ноем. Кстати, хотелось бы поговорить немножко про этот фильм, который сейчас вышел на экран. Мне специально звонил Евгений Константинович Никифоров, руководитель «Радонежа» и сказал, чтобы я обязательно посмотрел этот фильм. И я действительно ходил позавчера, посмотрел этот фильм, чтоб рассказать вам о своем впечатлении. Потому что многие уже звонили и спрашивали: ходить или не ходить на этот фильм?

Так вот, единство рода человеческого связано с Адамом, и оно связано с Ноем. Оно связано с сыновьями Ноя: Сим, Хам и Иафет. Они родоначальники человеческих рас. От Хама произошла негроидная раса. От Сима - семиты, евреи, арабы. От Иафета происходит индоарийская группа. То есть, европейцы и славяне. Поэтому когда какие-то люди говорят, что они родноверы, что их вера это вера предков - каких предков? Ну, давайте тогда дальше копать. Давайте Ноя изучать, исследовать. А во что верил Ной? В веру Иафета, Адама - первого человека. Это будет самое чистое восприятие Бога. Потому что Адам непосредственно общался с Богом.

Это углубленное самокопание в прошлом немножко отдает мистической фальсификацией. Я поясню, что я имею в виду. На самом деле неоязычество - это имитация язычества. Все, что современные неоязычники знают о своем язычестве, они берут из христианских источников. Если говорить о славянском язычестве, это были малочисленные группы, которые были зажаты между печенегами- с одной стороны и ляхами - с другой.

Это были небольшие группы. Никакого величия мы там не наблюдаем. Самый славный из язычников-тот, имя которому князь Святослав Игоревич. И чем увенчались все его победы? Все, что он добыл свои трудом- все и потерял при жизни. И свою жизнь потерял, хотя его бабка она его предупреждала и призывала принять веру Христову. А когда Русь принимает веру Христову, каждое столетие она растет. Ведь ту великую империю кто создал? Ее создали великие князья киевские, великие князья владимирские и суздальские. Великие князья и цари московские, императоры града святого Петра.

Христианство сообщило некий импульс людям, и эти разрозненные племена объединились в единую систему, которую мы называем Киевской Русью. Собственно говоря, князь Владимир был последний языческий правитель Руси, который до конца исчерпал все ресурсы язычества. Он же пытался свозить в Киев всех богов, устроить единый пантеон. Но это привело к человеческому жертвоприношению. И, в конце концов, это было фиаско. Именно христианство объединило, сплотило людей.

Не случайно Лев Гумилев говорил, что на Куликово поле пришли коломенские, москвичи, рязанцы, а ушли оттуда русские. То есть понятие нашего этноса связано с православной историей, с событием Крещения Руси. Действительно, после того наша история становится наиславнейшей. И Россия в самые великие моменты своего территориального торжества была огромнейшая. Это и Аляска, и все западное побережье до Калифорнии. Действительно огромная страна, и мы знаем трудами каких людей она созидалась.

А если бы мы остались в этом языческом разобщении -без сомнения, те же печенеги, а потом через какое-то время нахлынувшие половцы все это смели бы. А, тем более, третья волна народов из Великой Степи, татаро-монголов ничего бы не оставила. А православный элемент сумел все это переломить, он консолидировал нацию и поддерживал славные великие победы. И эти люди отрекаются от этих славных великих побед, говорят о каких-то своих корнях. Каких?

 -Именно это и происходит.

 -Это имитация какая-то.

 -Отрекаются от веры, от корней.

 -Я вообще подозреваю новых неоязычников в скрытом сатанизме.

 -Батюшка, вы как бы пророчествуете, и мой следующий вопрос сейчас назвали. Дело в том, что не просто так я задал этот вопрос, так как сегодня многие знают об этом. Я очень рад, что вы знакомы с этой темой, что сегодня поднимается колоссальная волна язычества. Это не освещается, не все об этом знают, не понимают, что масштаб проблемы огромен. Вчера после обеда я получил информацию, что в комплексе гостиниц «Измайловская», в клубе под названием «Рок Хаус» проходит концерт греческой всемирно известной сатанинской группы, название которой я не буду произносить. Потому что само по себе это название несет в себе хулу на Господа нашего Иисуса Христа. И получив такую информацию, я отправился туда. И находился неподалеку от этого места.

И вот что меня поразило. Сразу скажу, что у входа в это заведение я встретил одного их авторитетов так сказать, так называемого родноверия, Юрия Сейфа, который позиционирует себя спортсменом…

 -Там собирались в основном сатанисты?

 -Да. Я, подойдя ко входу, увидел огромное скопление людей. Что бросилось в глаза, начало резать ухо- это мат, который исходил от этой толпы.

 -И среди них лидер родноверия?

 -Да. Я его видел, но знаком с ним заочно. И честно говоря, не знал, как поведу себя при встрече. Почему? Потому что этот человек позволял себе очень резкие высказывания в отношении церкви, креста. Настолько резкие, что мне тяжело было представить, как я буду с ним разговаривать.

 -И он пришел на этот концерт?

 -Да.

 -Ну, вот видите, так называемые неоязычники. Они разделяют идеологию сатанистов. А ведь сатанисты прямо себя осознают как противоположность христианства. То есть они отталкиваются от христианства. Паразитируют на наших идеях. Но был такой случай. Она женщина пришла ко мне с целью реабилитации и сказала, что у нее дочка попала к сатанистам. Я посоветовал почитать православную литературу. И потом мама звонит такая счастливая: ой, дочка изучает Библию, такая радость. Я говорю: вы не радуйтесь, вы узнайте, зачем она изучает.

Потом мама звонит и говорит: да, вы правы оказались. Я говорю: а что? Я спросила у дочки: зачем ты изучаешь Библию? А она говорит: так как у меня нет сатанинской библии, мне мои наставники сказали: читай христианскую и делай все наоборот.

 -Меня насторожило в общении с этим человеком с этим сейфом, что он сказал…

 -То есть он родновер, и в тоже время эТо тусовка сатанистов.

 -Да. Я не спросил, зачем он там появился, потому что увидел его вскользь, и я сказал ему, что его поведение, мягко говоря, провоцирует. Его изречения, его фотографии в интернете. На что он мне сразу так тактично заметил: этого больше нет. И фотографии, которые были в интернете, и фотографии, которые хулят церковь, я удалил. То есть я посчитал, что это покаяние какое-то, возможно, я не знаю.

Но в дальнейшем надо сказать, что на это мероприятие приехали, пусть не в таком большом количестве, но приехали православные люди. Информация просочилась…

 -Сочувствующие…

 -Да. Что в воскресный день в Москве…

 -Во время Великого поста….

 -Во время Великого поста, в Неделю Иоанна Лествичника проходит такое мерзкое мероприятие. Сатанинские группы, причем кроме греческой группы, там должны были выступать и российские сатанинские группы. То есть люди, которые приехали, прямо и конкретно заявили об этом. Была встреча с администратором, была встреча с артдиректором. Мы попросили организовать встречу, дали понять, что эта встреча в первую очередь необходима для самих организаторов, потому чТо сказали мы им- что грядут большие проблемы. Ну, мы не обманывали, потому что, сами понимаете, такие мероприятия бесследно не проходят.

 -А потом- это нарушение Уголовного кодекса.

 -Да. И люди насторожились, вышли к нам для беседы. Мы сказали, чтобы они это мероприятие отменили. Как раз до этого уже были написаны заявления о нарушении чувств верующих.

 -Оскорбление чувств верующих.

 -Да. Оскорбление. В дальнейшем я уехал на программу, но когда я узнал, недавно имел место телефонный звонок, до восьми часов концерт не начинался. Приехал автобус с ОМОНОМ, представитель ГУВД района «Измайловский». Он, разобрав заявления, пообещал православной общественности, которая находилась там, что будет всерьез рассматриваться вопрос о закрытии данного заведения. Потому что это не первая акция…

 -Не первая акция, оскорбляющая чувства верующих.

 -Совершенно верно. То есть реакция была молниеносной. Но я представил себе на секунду, если бы мероприятие носило характер оскорбления пророков другой религии. Вы уж, наверное, поймете, что я говорю. То есть, что было бы там, если бы были затронуты чувства верующих другой религии! Сколько было бы человек, и вообще посмели бы организаторы проводить подобные акции? У меня появилась сразу масса вопросов к директору, к артдиректору. На каком уровне было согласовано международное турне этой группы в Россию в Москву?

 -Я напомню нашим радиослушателям, что название этой группы такое страшное, это оскорбление Иисуса Христа, что мы не можем вслух это произнести. И сегодня эта греческая сатанинская рок группа хотела выступать в Измайлово. И вот последняя информация была, что концерт, который должен был начаться в 18 часов вечера, до 20 часов вечера еще не начался. Я думаю, что мы потом узнаем, как все проходило до конца. Может быть, действительно администрация поняла, что их заведение прикроют. Повторите, что это за заведение, чтобы люди, которые там живут, знали о нем.

 -Это комплекс гостиниц «Измайловский». На территории этого комплекса отдельно стоящее здание. Внизу, на первом этаже находится кафе «Рок-хаус». Причем даже сам вид кафе неоднозначен. Я сегодня после праздничной службы, после лучезарных лиц верующих, после литургии, после прекрасной проповеди погрузился буквально в темное царство. Само здание имело черный вид. Все люди, которые находились у входа, были бледные…

 -У нас есть телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Благословите.

 -Бог благословит.

 -Спасибо за информацию, которая сейчас прозвучала. Меня один вопрос давно волнует. Вот нам все время внушают, что вся власть от Бога. Ну, неправильно переводится это. Там смысл в том, что власть, которая не от Бога, это не власть. И у нас сейчас власть- нельзя сказать, что она от Бога. Поэтому она не власть.

 -Если говорить об отношении к светской власти, то мы приветствуем, когда власть исполняет свои обязанности. Вот на примере представителей милиции, о которых рассказал Владимир Носов. Он сказал, что это уже не первая выходка в этом клубе, эти шабаши сатанинские. Они будут закрывать этот клуб, если это будет продолжаться. То есть, когда власть выполняет свои обязанности перед обществом, мы не можем это не приветствовать.

Например, вот долгое время у нас искали, какая у нас национальная идея. И Господь натолкнул буквально нашу страну на национальную идею. Присоединение Крыма показало нашим лидерам и президенту, и парламенту, что настоящая национальная идея- это собирание русских земель. Вот это было национальной идеей князей киевских владимиро-суздальских, московских, царей московских, императоров града Петра. Собирание русских людей и земель, на которых они обитали.

Вот эта идея, которая создала великую империю. И разве мы не можем приветствовать, какие усилия затратили представители нашей власти! Какому прессингу сейчас подвергается и Владимир Владимирович Путин и другие представители власти, мы же знаем об этом. Конечно, мы никогда не согласимся с тем, что до сих пор разрешены аборты в нашей стране. Мы никогда не согласимся и с чем-то другим.

Но многое из того позитивного, что мы наблюдаем, мы не имеем права оставить в стороне, потому что мы должны иметь свою гражданскую позицию. Святые отцы учили, что гражданин, неблагонадежный для земного отечества, и для небесного отечества негоден. Поэтому в «Основах социальной концепции Русской Православной церкви» четко обозначило, что Церковь наша сохраняет за собой право не соглашаться с теми законами государства, которые мы будем считать антихристианскими, противоречащими библейской нравственности.

То есть, мы принимаем позитивные инициативы власти. Мы поддерживаем, участвуем в действиях, которые реально направлены на единство наших земель, наших собратьев по вере, нашей славянской крови. А то, что входит в некий диссонанс с нашей традицией, с нашим пониманием благочестия - тут мы оставляем за собой право не соглашаться. Собственно говоря, любое общество так и существует.

Теперь все-таки о фильме «Ной». Я специально ездил, поздно ночью смотрел этот фильм. Фильм очень затянут - это первое, что хочется сказать. Сюжет в этом фильме какой-то надорванный. Там, когда происходит потоп, в ковчег входят Ной со своей женой, и Сим со своей женой. А Хам и маленький Иафет без жен. Вот это я не понял почему, потому что в библейский сюжет это никак не укладывается. Может быть, авторы сценария хотели подчеркнуть, что все роды человеческие происходят от Сима. Известно, что Сим - это родоначальник еврейского и арабского народа. От Сима происходит Авраам. Но в библии говорится о том, что Ной вошел в ковчег со своей женой, Сим, Хам, Иафет со своими женами.

 И именно три сына Ноя - родоначальники человеческих рас. А в фильме показано, что только один Сим, и там такая версия, что Сим зачал в ковчеге, и рождаются две девочки. И вот они по сюжету фильма должны стать женами Иафета и Хама. То есть, все происходят от Сима. То есть получается, что все семиты. Но вот это немного переврано. Сточки зрения международного сионизма это, может быть, очень красиво выглядит. Но в библейскую концепцию событий никак не вписывается.

Потом надо понять что, когда беда, когда катастрофа, мир гибнет, а люди должны находиться в состоянии поста и воздерживаться от сексуальной близости. И о чем писали древние святые отцы- это подтверждается древними комментариями тех же самых иудеев. Когда они были в ковчеге, они были в состоянии поста, и они не совокуплялись мужчины с женщинами, со своими женами. И только Хам нарушил это условие. И из текста это видно. Там сказано, что входили отдельно мужчины, потом отдельно женщины, а когда выходили, они вместе выходили уже парами.

То есть после потопа они уже могли прекратить этот пост и вступать в нормальные супружеские отношения. Так вот, когда говорится о Хаме, как он выходил, говорится: а Хам отец Хамоана. То есть, он нарушил этот принцип. Он в тот момент, когда весь мир был в трауре, предавался любовным утехам со своей женой. А тут почему-то на Сима перенесли эту ситуацию, связанную с Хамом. Я думаю, что это оскорбительно для тех же семитов, хотя в той части, в которой я сказал, дается пропаганда, что все мы- как бы семиты.

И в этом смысле фильм не состоялся. Я слыхал, что Папа Римский Франциск одобрил этот фильм. Я не знаю, в каком качестве он его одобрил, потому что к библейскому это мало какое имеет отношение.

Наша передача подошла к концу. Я благодарю Владимира, что вы пришли в студию. И как всегда я спрашиваю ваших молитв за то служение слову евхаристии, которую я совершаю. Спаси вас всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+