Перейти к основному содержанию

06:02 26.05.2019

Отец Димитрий, что христианину нужно понимать под заповедями Нового Завета? У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

08.05.2014 10:24:17

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

 -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю, что вы также можете присылать свои вопросы по смс к нам в студию.

 -Отец Димитрий, что христианину нужно понимать под заповедями Нового Завета? Весь ли Новый Завет или какие – то конкретные вещи, которые Господь выделяет из остальных?

 - Принято выделять заповеди блаженства, а так весь Новый Завет-это все заповеди Божьи.

 - То есть там, где Господь обращается к народу, к Своим ученикам- это все обращения к нам.

 - Не только, когда обращается. Любое Его действие - это обращение к нам. Любой поступок, любая Его притча- обращение к нам.

 - То есть Господь хочет, чтобы мы поступали таким образом. Несмотря на то, что та эпоха сильно отличается от времени, в котором мы живем. И не всегда современным людям бывает понятно, как сейчас, в наши дни исполнить ту или иную заповедь.

 - А для этого и нужна церковь, которую Он создал, которая продолжает Его дело. Изъясняет слова Господни для современного человека. Потому что церковь живет в современном мире и может изъяснять, переводить.

 - Жизнь разных православных церквей сейчас все- таки разная. Вот, Греческая церковь живет по своим традициям, Русская православная церковь - по своим. И люди нередко сталкиваются с внешним противоречием: а чему тут следовать?

 - Один человек носит кепку, другой - шляпу, а третий - зимой и летом без головного убора. Это вообще ни на что не влияет, потому что местные обычаи не затрагивают главного: ни Священного Писания, ни уставной жизни - ничего, поэтому все остальное непринципиально.

 - То есть главное - это жизнь по Евангелию, которое хранится церковью в неизменном виде.

 - Да. Конечно, у каждого народа есть свои национальные обертоны в строе церковной жизни. Но с другой стороны, приходя в храм, хоть греческий, хоть болгарский, мы все равно чувствуем себя как дома, и, в общем- никакого принципиального отличия, мы все понимаем, что происходит на службе.

 - Ну, служба идентичная.

 - Да.

 - Даже, когда языка не знаешь…

 - Конечно…

 - …То всегда можно понять, что происходит сейчас.

 - Отец Димитрий, откуда известно, что в крещении человеку отпускаются грехи всей его прошлой жизни? Из Священного писания этого не следует.

 - Ну, непосредственно, так сказать, и о таинствах церкви, таинствах брака тоже нет богословских изъяснений, но церковь всегда это понимала. Это связано еще с проповедями Иоанна Предтечи, который тоже начал крестить в Иордане. И вообще обряд омовения, связанный с очищением, вообще существовал у всех древних народов. Просто Христос, говоря о том, что «вам должно, надлежит креститься от воды и Духа» этим указал, что это таинство, которое нельзя обойти.

 - Кто не родится от воды и Духа…

 - Да…

 - …не может войти в царствие Божие.

 - Да…

 - Но, вот, то, что именно все грехи, потому что многие люди думают: «Ну, сейчас потяну до последней болезни…»

 - Дело в том, что у людей, к сожалению, вульгарное представление о покаянии. Крещение в покаянии - это знак того, что человек вообще начинает другую жизнь, совершенно, диаметрально противоположную той, которую он вел: по своим устремлениям, по своим задачам, по жизненной практике, по целеполаганию -по всему. Вот, так должно быть.

 - Нередко получается, что человек почувствовал: смерть близка, вот, он и говорит: «Давайте покрестимся», чтобы стать чистеньким, беленьким, пушистым - глядишь, Господь меня прямо в царство Свое небесное и возьмет.

 - Ну, это такое же суеверие, как некоторые думают: вот, на Пасху, если кто умрет- тот прямо в царствие небесное…

 - Ну, как же, небеса же отверсты - и сразу все туда!

 - А ничего не отверсто, кому как. Для кого – то небо отверсто, и он видит ангелов Божиих, сходящих и нисходящих, а для большинства отверсто только чрево для куличей, яиц и пасхи.

 - То- есть, многих людей ждет разочарование в их ожидании?

 - Не многих, а подавляющее большинство.

 - И как быть батюшка, чтобы людям…

 - Да, никак…

 - Как – то это донести?

 - Никак. Стараться на «Радонеже» все изъяснять, а другим со смирением слушать внимательно, записывать, учить наизусть.

 - Вот, такой вопрос нам пришел: «Бабушке девяносто восемь лет, обвиняет жену своего брата в каких – то грехах и люто ее ненавидит…»

 - Хорошенькое дело!

 - «…никогда не прощу, ненавижу, умру, но не прощу!»

Страшно за бабушку, никак не хочет она уразуметь, что совершает тяжкий грех. Как нам можно с ней справиться?

 - Не надо ни с кем справляться. Каждый человек избирает свою жизнь и свою судьбу в вечности сам. Если какая – то пламенная любовь к бабушке, то можно за нее помолиться, чтобы Господь смягчил. Может быть, Господь ее и ждет? Ей уже девяносто восемь, еще два годика- будет сто, чтобы она пришла, так сказать, в иное состояние. Я это видал, когда состояние очень пожилого человека вдруг резко меняется …

 - То- есть, Господь ждет.

 - Ну, это совершенно ясно!

 - Какой – то святой сказал, что, если человек всю жизнь чувствует какую – то страсть и ей не поддается, он в каком – то смысле уподобляется мученику, даже если она его до смерти не оставит. Значит, что не во всех случаях страсть к погибели?

 - Страсть, она, конечно не в погибель, страсть, в крест и подвиг.

 - То есть страсть - это некоторое испытание?

 - Ну, да, как крест человека.

 - Если он ее будет отвергать, не служить ей, то…

 - То он к святым мученикам причисляется.

 - То- есть, можно сказать, что святые - это не те, которые избавились, а те, которые боролись.

 - Ну, почему нет? Святые - это, те, кто были освобождены от страстей благодатью Божией.

 - Но не каждому человеку Господь подает освобождение.

 - Не каждому, потому что некоторому человеку дать- а он может возомнить, что это он сам и впадет еще в большее искушение, которое есть гордость.

 - Но, если мы все- таки видим, что человек, борясь с грехом, так его и не одолел, это же не значит, что он погиб?

 - А это вообще, как мы можем судить о ком – то? Это просто грешно.

 - Есть у нас вопрос.

 - Алло. Здравствуйте, слушаем Вас.

 - Добрый вечер, отец Дмитрий и отец Александр.

 Я Фатеев Алексей Кириллович, один вопрос. Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, канонические первоисточники Евангелия, где они находятся?

 - Самые первые фрагменты-это, по – моему, конец I века, это Евангелие от Иоанна, там одна страничка осталась. А так вот, разные сохранились манускрипты. Я не помню, каким веком датируется первый полный текст. Ну, это можно в справочниках посмотреть, это сейчас через интернет легко установить. У меня на цифры память плохая, но помню, что это самый древний фрагмент. - Батюшка, а где они хранятся, такие древние рукописи?

 -По – моему, в Англии хранятся. Вот этот древний манускрипт, а так… Ну, у нас на территории России хранятся уже только славянские Евангелия, после крещения Руси. А так в разных библиотеках хранятся, в мировых хранилищах эти отдельные манускрипты. Опять же, мы даже, когда учились в семинарии, назывались эти хранилища, мы их учили, сейчас, к сожалению, не осталось в памяти. Потому что я не являюсь специалистом в древней археологии.

 - То есть, если человек, который интересуется, наверное, может …

 - В течение пяти минут он может их найти.

 - Может быть, даже фотографию их.

 - Обязательно.

 - На последней исповеди священник не назвал мое имя, и теперь мучаюсь сомнением, отпустились мне грехи? Священник читал разрешительные молитвы без моего имени.

 - Нет, все, конец теперь.

 - Все надо заново начинать?

 - Вообще всю жизнь заново надо прожить. Так, вот, придется и замучиться теперь уже окончательно.

 - Хочется же уверенность некоторую иметь в том, что простилось.

 - Нет, не простилось.

 - Батюшка, пугаете!

 - Нет, просто, как дважды два. Когда у человека есть сомнения, простилось или не простилось, значит- не простилось. Потому что, когда прощается, это что значит? Значит- приходит благодать Божия и очищает от всякой скверны. И не только никаких сомнений, а на душе такая радость, как будто бы тысяча пасх спустились с неба в твое сердце. Как это можно не заметить, это я просто не представляю. Если есть хоть какое сомнение, хоть двадцать восемь тысяч раз прочитай, имя назови, можешь даже взять календарь и все имена прочесть, которые есть: и мужские, и женские- и все равно ничего не будет, потому что нет благодати. Благодать нельзя механически чем – то вызвать, никакими молитвами, никаким возложением рук, только покаянием. А уже к покаянию прилагаются и молитвы, и положение рук, а без покаяния, раз человек сомневается, чего тут- значит, ничего не произошло. Ну, вот, у женщины родился ребенок. Может она сомневаться, родила или не родила?

 - Не может.

 - Ну, вот, это случилось.

 - Но она его осязает, она его видит, она его держит…

 - А как, благодать Божия, разве она неосязаема? Очень даже осязаема. Она даже осязаема для окружающих людей; они смотрели на апостолов и думали, что они опились красного вина, потому что они источали такую радость, которой эти люди никогда не видели. Только, ну, вот, что–то подобное у пьяненьких, но это же другого происхождения радость - другая по качеству, это совсем не то.

 - Человек подходит к исповеди с желанием покаяться.

 - Дай Бог ему доброго здоровья.

 - Но в то же время происходит лишь исповедание, а покаяния нет.

 - Чаще всего так.

 - В чем причина?

 - Преподобный Серафим говорил, что нет решимости оставить грех.

 -То есть, человек ждет божьего вмешательства без Его ведома.

 -Я не знаю, чего ждет человек. В основном ждут, я знаю, вот чего: чтобы священник набрался терпения и выслушал про зятя, про сестру, про жену, про любовницу, про соседа, про предстоящий суд, про операцию на стволе головного мозга, про катаракту, про то, что нет работы, про то, что с жильем трудности. А некоторые просто: дадут денег, или нет. То- есть, у всех все разное, а о том, чтобы покаяться - это чрезвычайно редко.

 -То есть, вам не встречались люди с покаянным настроем или редко встречались…

 -Редко, очень редко.

 -Люди, которые приходили и говорили: батюшка, помогите покаяться, или как-то вот научите…

 -Ну, помогите покаяться? Нет. Научите…да это бывает. Но вот, я помню, у меня случай был, я к одному пришел, но он уже очень был плох, сильно болел. Я пришел к этому человеку, и вот он каялся, и махровое полотенце полное наплакал слез. Вот это покаяние! Я сам видел. Помню на его челе каждый волосок, каждую морщинку на его лице. Потому что такое покаяние-вот это покаяние. То ли он с детства не исповедовался, я уже не помню, то ли вообще никогда.

 -Ну, правильно говорят, что без Бога человек и покаяться не может.

 -Разумеется. Это тоже акт благодатный.

 -Значит, получается, что одному человеку Бог подает помощь в покаянии, а другому нет?

 -Ну, разумеется. Бог подает только тому человеку, которому это надо.

 -Который поставил цель такую.

 -Да. Конечно. А у большинства людей совершенно другие цели. Там тщеславие или облегчение жизни. От Бога хотят ну вот всяких, всяких таких милостей. Не понимая того, что в даре божественной благодати божьей все человек приобретает. Благодать даже и телесное здравие может дать. Мы же вот видим, что Господь говорит: прощаются тебе твои грехи.

 -Встань и ходи.

 -Встань и ходи. Возьми постель свою и иди домой. Вот, даже тело исцеляется.

 -Да вот хочется, чтобы так же Господь и нас воздвиг от одра нашей болезни.

 -Ну, хочется.

 -Хочется, чтобы грехи простил.

 -«Покайтесь, чтобы приблизилось к вам царство небесное».

 -Вообще вопрос покаяния конечно для понимания сложен. Потому что человеку кажется: ну, вот все я делаю правильно, а не получается ожидаемого результата!

 -Когда человек говорит: я все делаю правильно, это выражение тождественно тому: я иду в противоположную сторону от Бога. А теперь начнем с конца. Я иду в противоположную сторону от Бога. Можно ли это назвать правильным?

 -Хорошо. Я делаю все неправильно. Но я стараюсь исполнить то, что мне Господь повелел. Вот я открываю Священное писание, я читаю и в меру своего разумения…

 -Вот. Очень важно, как ты разумеешь. Вот даже Господь только благодатью Своей давал возможность своим ученикам разуметь Писание. До этого они не понимали. И для большинства людей Священное писание- и Ветхого завета, и Нового завета- абсолютно закрытая книга.

 -В силу чего такое происходит?

 -В силу поврежденности человеческого ума. И без благодатности человеческой жизни.

 -Человек приходит к Богу с просьбой: Господи, очисти меня от греха, дай мне разуметь Твое писание…

 -Вот, смотри. Приходит внучок к бабушке. Бабушка, мне мама сказала попросить у тебя прощения. Прости, я больше так не буду. И тут же поворачивается, бежит к матери: мам, я попросил. Вот также люди подходят к Богу. Но отношения с Богом разве восстановлены? Да нет. Это вообще его не волнует. Вот этого человек, про которого мы говорили, его волнует, простили меня или нет? Его хотя бы интересует божественная реакция. Как там имя назвал, не назвал. Кому-то Бог без паспорта вообще грехи не отпускает. Имя, отчество, национальность, прописка, дата выдачи, место выдачи. Идентификационный номер паспорта. Без этого Бог не может отпустить грехи, ему это обязательно надо предъявить. Поэтому все должно быть прочитано- вот тогда все произойдет.

 -То есть, именно из-за такого магического подхода.

 -Нет, я просто говорю: например. Но этот человек хотя бы интересуется. А большинство это даже не интересует.

 -Чтобы причаститься- надо, чтобы батюшка молитву прочитал. Это так сказать цель.

 -Ну да.

 -Я пришла причаститься, а вы мне уж будьте любезны, пропуск выдайте.

 -Да. Спорить бесполезно. Учить в такой ситуации бесполезно, потому что человек ничего не слышит. Но это не важно, а важно, что он не хочет ничего слышать. Он только знает какие-то свои дела. Ну и на здоровье. Поэтому не надо никого осуждать. Мы не знаем, в каких отношениях данный человек с Богом. Что Бог о нем думает, какие ему Господь подбирает лекарства, ключики, дорожки, пути, чтобы его спасти.

 -Но на Пасху батюшка, многие люди свидетельствуют о том, что они ощутили действие благодати божьей на них.

 -Ну, разумеется.

 -То есть здесь Господь…

 -Если бы люди не ощущали действие благодати божьей, никто бы в храм не ходил. И даже те, которые сейчас не ощущают, но приходят, потому что помнят.

 -То- есть, когда-то они ее ощутили…

 -Может давно, может не так давно. Но настолько ощущали, что они верят, что благодать присутствует.

 -То- есть, бывают моменты, когда Господь просто нисходит к людям, невзирая на их состояние души, на их покаяние.

 -Конечно.

 -На их веру.

 -Конечно. Ну, вот, день святой Пятидесятницы. Или болящий, которого опустили к ногам Спасителя через разобранную крышу. О покаянии ничего не сказано, о вере тоже. Если другие падали…

 -Видя веру принесших.

 Да. Веру принесших. Господь хочет и дает. Он сам знает, кого спасти, как спасти. Мы не может это вынудить.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка, благословите. Татьяна.

 -Бог благословит.

 -У меня к вам такой вопрос. Скажите, пожалуйста, если человек только приходит в церковь и во второй раз идет причащаться. Вот он говорит, что он лучше не станет причащаться, потому что у него в душе покаяния нет, у него все тихо и спокойно. Вот один раз он причастился, до сердца дошло. А когда я сказала ему: может ты второй раз еще причастишься и вообще будешь ходить? Он говорит: ну, у меня нет пока внутри такого чувства покаяния, и будет честнее, если я не буду ходить. Это вот первый вопрос. Как тут быть?

 -Очень просто. Надо его связать, подвести к Чаше, топором раскрыть уста, взять за волосы, откинуть голову назад и насильно причастить. Что как? Вы не видели, как младенцев причащают? Они орут, сопротивляются, им там руки заламывают, рот раскрывают и все. Так же и этого. Но раз уж он уже взрослый, как я понял, то надо иметь такой клин, чтобы разжимать рот. Вот так надо. Я понимаю, что вам хочется, это видимо важный для вас человек. Поэтому нужно обязательно, согласно нашей традиции, силком его заставить сделать то, чего он не хочет. После этого он сразу будет шибко православным, воцерковленным.

 -Нет, батюшка, вы меня простите…

 -Прощаю…

 -Человек хочет, но у него внутри целый перечень грехов, как я понимаю. Он может их перечислить, а покаяние в душе не созревает. Как надо? Ждать, пока он созреет, и не идти? А другие говорят, что мы тоже такие: сердце каменное, но мы все равно идем, потому что без благодати божьей им совсем плохо, без Бога -то.

 -Ну почему без Бога? Мария Египетская причастилась два раза в жизни. Почему без Бога - то она была? Одна из величайших святых.

 -Спаси Господи.

 -А другие всю жизнь причащаются хоть каждый день- и никакого толку. Вообще никакого. Ничего не происходит. Вот смотрю, наблюдаю- и никакого толку. Просто вот все равно, что гранит причащать. Так что вы оставьте его в покое. Причем знаете, я скажу вам, ради Бога, оставьте его в покое. Хоть кого-нибудь оставьте в покое. Кроме самих себя.

 -Да. И у меня второй вопрос. Вот у старцев спрашиваешь, может, сам виноват, или еще как-то, и вроде не получается столько лет уже. Они говорят: ты на правильном пути и все правильно делаешь, но не все правильно, но спрашиваешь - именно так нужно делать? А получается, что ничего из этого не выходит до конца. Или веры не хватает, и как приобрести эту веру?

 -Вера- это тоже вещь благодатная. А благодать божия, для нее есть четыре источника. Первый источник -это чтение Писания. Второй источник -это молитва. Третий источник- это таинства церковные, и четвертый источник- это добрые дела, ради Христа творимые. Вот четыре источника. Если мы хотим в себе веру увеличить, то нужны чтение Писания, молитва, таинство церковное. В этом вы совершенно правы. Причащаясь, мы просвещаем и ум свой, просвещаем и сердце наше. Но это человек должен и понять, и почувствовать, и поверить. Тут рекомендации можно давать только тогда, когда человек спрашивает. И то очень кратко.

 Вот. А браться кем-то руководить - это совершенно бессмысленная и, я бы даже сказал, вредная вещь.

 -Батюшка, но есть немало людей, которые постоянно и в чтении священного Писания, и в молитве, и причащаются часто, и добрые дела творят. Но вот так чтобы прямо вера в них возрастала?

 -Дело в том, что, во-первых, в разные периоды жизни это по- разному происходит, а во-вторых, человек в силу греховности своей, склонен к формализации. Молитва превращается просто в чтение правила, добрые дела делаются с раздражением, а не с радостью, что человек имеет возможность Христу послужить. Частое причащение? Праздник- я причащусь, пост- значит, я соборуюсь. Хорошо он это делал? Хорошо. Но нужно все время раскрывать свое сердце. Над этим нужно обязательно трудиться.

Даже читать священное Писание нужно, как и молитвенные правила, стараться, чтобы каждое слово доходило до ума. Не просто так- пробежал глазами главу из Евангелия -и все.

 -Батюшка, вот до ума - это понятно. А как раскрывать свое сердце?

 -Ну, нужно обращаться за этим к Богу. Ведь у нас же есть специальные молитвы даже перед чтением Евангелия.

 -То- есть, все, что начинаем делать, даже молитву- мы сначала обращаемся к Богу…

 -Да. Вот, Ты мне помоги. Пусть Дух Святой молится в моем сердце. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша» … Что значит: приди и вселись в нас? и очисти от всякия скверны? и спаси, Блаже, наши души?

Я не говорю, что надо читать с выражением. Нет. Упаси Бог. А речь идет о том, чтобы каждое слово дошло до ума, и из глубины своего существа взывать к Богу

 -Чтобы Дух Святой вселился - нужно чтобы место для него было приготовлено. По крайней мере, хотя бы прощением своих обидчиков.

 -Ну, это уж непременное условие.

 -А то ведь человек приходит и говорит: просто живу в раздражении и в обиде круглые сутки.

 -Ну, приходит, я знаю, что ты мне рассказываешь?!

 -Говорит: Наши с мужем понятия о воспитании детей расходятся. Он считает, что нужно воспитывать кнутом, а я больше склоняюсь, что пряником. Муж очень обозлен в мой адрес и в адрес церкви. Батюшка, как мне себя вести? Смириться с позицией мужа? Или все-таки придерживаться своих понятий?

 -Ну, это сложно. Лучше всего найти компромисс.

 -Если муж согласен на него.

 -А это нужно выяснять примерно за полгода до свадьбы.

 -У людей зачастую мнение -то меняется. До свадьбы: милая, все что хочешь…

 -Милая- это хорошо. А вот давай ты мне расскажешь, как мы будем воспитывать своих детей? Какие у тебя мысли насчет кнута, насчет пряника, насчет того, чтобы иголки под ногти, на то чтобы утюгом прижигать, без еды оставлять, спать не давать, обливать холодной водой? Бить, особенно ногами? Как ты на это счет?

Спросить, как его воспитывали? Чем тебя лупили? Это все потом очень чревато.

 -То- есть, можно некий прогноз составить на то, как будет?

 -Конечно.

 -Очень часто в пьющих семьях, где родители пьют, они ненавидят вообще вот пьянство, такой вот разгульный образ жизни. То есть не идут по стопам родителей, а наоборот.

 -Такое бывает, да.

 -Но чаще бывает, когда ребенок подрастает - у него нет такого антагонизма к спиртным напиткам.

 -Но когда его папаша лупит, орет на него матом- он от страха в угол забивается. Он боится: а вдруг такое еще будет в жизни? Вряд ли ли он сам на это потом пойдет.

 -Большинство идет. Полностью повторяет тот динамический стереотип, который сложился в образе отца.

 -То- есть, забываются все его детские ужасы?

 -Ну, когда он взрослеет, у него же уже ужаса- то нет. Наоборот. Он выпил и ему море по колено.

 -То -есть все уже перевернулось?

 -Он становится взросленьким, как папа. Такое, чтобы сохранилось устойчивое неприятие хулиганского поведения отца- это все-таки исключение.

 -Много лет меня борет страсть к рукоблудству. Батюшка, подскажите, как можно избавиться от этого греха?

 -Нет ничего проще. Надо к духовнику пойти и с ним провести беседу на эту тему.

 -То есть, здесь есть некоторые рекомендации, которые надо просто с духовником обговорить?

 -Да.

 -Спасибо. Есть вопрос у нас.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 -У меня к вам такой вопрос. У меня брат сильно пьет. Я уже устала с ним разговаривать. Один раз даже руку на меня поднял. Можно его освятить святой водой? Или это будет грех?

 -Да никакого греха нет, но это для вас чревато. То есть, после окропления святой водой он может на вас напасть. Поэтому я бы этого не стал делать. Лучше вам с братом развестись. Так будет безопаснее. И уже находясь в другом месте жительства молиться о его спасении.

 -То есть на себя брать роль Спасителя не стоит?

 -Ну, конечно. Чтобы таких людей призвать к порядку, нужно обладать силой, хотя бы раза в полтора превышающей его собственную. А так, что бедная девушка может сделать? Тем более, что такое пьянство? Это же беснование. А бесноватый человек - он же невменяем.

 -Но вот пытается увещевать.

 -Это абсолютно бесполезное дело.

 -По Своем воскресении Иисус Христос не разрешает Марии Магдалине к нему прикасаться. Но ниже в той же главе Сам предлагает апостолу Фоме: подай руку твою и вложи в ребра Мои. С чем связан запрет Марии Магдалине? Это как-то связано с ее женской особенностью?

 -Может быть. Это есть некая тайна. Много существует толкований, но меня, собственно, ни одно не устраивает. Может в одном случае с ее душевным состоянием? Не знаю. А Фома ведь и не стал вкладывать. Просто Господь дал ему возможность убедиться. Он же говорил: пока не вложу- ну на, вложи.

 -А он не стал…

 -Ну да, конечно. Ну, это вообще- то заметно, когда одному Господь подает какое-то видимое утверждение, а другому нет. Хотя оба просят одинаково.

 -Ну, Господь лучше знает.

 - Он восприимчивость человека чувствует.

 -Поэтому Господь и говорит: прежде вашей просьбы я все знаю.

 -Тебе - это, тебе -это, а ты вообще подожди.

 -Да. Да. Или прямо говорит: не знаете, что просите.

 -О, батюшка, ну это сплошь и рядом.

 -В том- то и дело.

 -Почему Господь презрел на Авеле дар его, а на дар Каина не презрел?

 -Дело в том, что Каин, как говорят духовные люди, был исполнен зависти к Авелю. То есть, дар его не был чист в очах божиих.

 -То- есть, именно зависть явилась причиной его грехопадения.

 -Да. То- есть, дьявольская зависть уже пустила в нем свои корни. После грехопадения Адама человек и природа безнадежно испортилась.

 -А может быть человек независтлив?

 -Может.

 -Потому что некоторые люди вообще про себя говорят: нет, вот чего-чего, а зависти во мне совсем нет.

 -Нет. Совсем нет, так не бывает. Просто может быть у него главенствующая страсть какая-то другая. Ну, например чревоугодие. И оно может подавлять все.

 -То есть зависть у него где-то на втором плане.

 -Да. А может, на четвертом.

 -Батюшка, опять вопрос к исповеди возвращается.

 -Как правильно исповедовать грехи? Подробно? Или же подробность не нужна?

 -Это совершенно неважно. Во когда-то, когда мне было лет пятнадцать, я поступил в секцию мотоспорта. И все мальчики спрашивали у нашего тренера, какой мотоцикл самый, самый лучший? И вот он ответил так, что я запомнил на всю жизнь. Самый хороший мотоцикл- это собственный. Что очень верно. Сейчас уже выбор огромный, и как бы все по деньгам. Но вот он сказал, что это тот мотоцикл, на котором ты ездишь. Поэтому человек приходит на исповедь, и если у него цель покаяние, если покаяние произошло- значит, исповедь была хорошая. А если покаяние не коснулось сердца- то исповедь была никудышная. А уж что он при этом говорил? Подробно или кратко…Мне один священник старенький рассказывал, что он когда был юношей, он пришел к священнику и стол на исповеди и ничего не говорил. А тот накрыл его епитрахилью, и он стал рыдать. И после этого всю прежнюю жизнь оставил.

Хотя исповеди в прямом смысле слова не было. Он ничего не поведал. Слезы его поведали, что с ним это произошло. Поэтому как правильно? Правильно, чтобы было покаяние. То- есть, видите, сам вопрос говорит о том, что человек думает, что надо немеханически делать. Может, с выражением: согрешаю гордостью!

 -То –есть, здесь опять же вопрос о форме.

 -Да. Да.

 -Нередко люди во время исповеди плачут.

 -Бывает.

 -Это и есть свидетельство покаяния?

 -Не обязательно.

 -Потому что люди удивляются: слезы сами текут. Я не то, чтобы их выдавливаю из себя.

 -Ну, пусть текут. Слезы- это как нетление мощей. Это не признак святости. Есть нетленные мощи у святых, есть нетленные мощи у несвятых. Так же и слезы. Слезы могут быть совершенно разного происхождения.

 -Батюшка, а может человек не знать о собственном покаянии?

 -Нет.

 -Может, просто по необразованности?

 -Нет, может он и не знает такого покаяния? Но то, что у него изменилась жизнь, и мировоззрение, и воззрение на самого себя- это невозможно не заметить. Не только ему, но и окружающим.

 -То –есть, если человек усомнился, то, значит, не было покаяния?

 -Не было. Если человек покаялся, его сразу начинают гнать. Приставать: да что с тобой? Да ты поел? Да ты один? Да ты оденься, да ты ляг. От мира житья не будет, если человек покаялся.

 -То есть, мир будет пытаться вернуть свое?

 -Безусловно. В лице всех. Мама, папа, приятели, товарищи, начальство на работе. Даже внутри церкви. Вот, казалось бы, человек работает где-то в церкви. Даже в монастыре могут житья не давать такому человеку.

 -Ну, преподобному Серафиму- то не давали?

 -Да таких святых сколько угодно!

 -Отец Дмитрий, подскажите как вести себя со взрослыми детьми. По материальному положению они уже выше своих родителей, но ребенок себялюбив, тщеславен, высокомерен, но все-таки он остается ребенком. Как можно ему помочь?

 -Оторвать от груди. Я вот последний год или два всем вот эту рекомендацию даю.

 -То есть, уже перевести на самостоятельные рельсы?

 -Да. Я узнал, что если ребенка долго кормить грудью, то это не всегда полезно. Можно испортить зубы.

 -А что на ваш опыт рекомендуют? Когда надо прекращать?

 -Ну, я уже сейчас не помню. Я просто запомнил, что излишнее кормление грудью, оно приводит к тому, что в дальнейшем…

 -Батюшка, я в переносном смысле «кормление грудью». Когда можно уже отпускать?

 -Опять же, когда это для детей становится безопасным.

 -Ну, каждый родитель считает и в сорок лет ребенком свое дитя.

 -Если он так считает- значит, надо голову лечить. Потому что если человек до сорока лет несамостоятельный, то он уже никогда не будет самостоятельным. Поэтому когда мамочка его умрет благополучно, это будет один из самых несчастных людей из своего окружения.

 -Ну, вот не ваш взгляд, с какого времени человеку надо давать все больше и больше самостоятельности?

 -А когда начинается переходный возраст?

 -То есть лет в тринадцать, в четырнадцать.

 -Ну, иногда в двенадцать, иногда в шестнадцать. Надо смотреть.

 -Но не в двадцать пять.

 -Нет. Это уже поздно. Если до этого не отпустили- все, пропал парень.

 -Порекомендуйте, пожалуйста, полезную литературу по воспитанию детей. На ваш взгляд, из современных кто может быть полезен, из уже известных авторов? Кто будет наиболее полезен на ваш взгляд?

 -Ну что значит «наиболее полезен»? Сухомлинский, Макаренко…

 -То –есть, такие уже…

 -Всех можно прочесть. И в каждом человек найдет для себя какие-то примеры, рекомендации. Ну, обязательно нужно прочитать книги по возрастной психологии и физиологии, по детской психологии обязательно.

 -Наших русских авторов или зарубежных?

 -Зарубежные давно уже вперед ушли. Конечно, если кто владеет иностранными языками…

 -Ну, многие переведены уже.

 -Ну, пожалуйста. Я давно от этого отстал.

 -Дело в том, что там иные взгляды на воспитание детей. Там как-то у них довольно своеобразные советы.

 -Ну, так и что?

 -Нет, если человек тупой, то ему лучше вообще ничего не читать. Потому что он будет тупо всему следовать. Если человек тупой, то ему даже Евангелие нельзя читать. Он себе обязательно вырвет глаз. Или отсечет правую руку, которая будет его соблазнять. И отпадет от церкви, потому что таких надо извергать из лона церкви из-за членовредительства. Ну, это же больной человек. Поэтому тот, кто воспринимает любую книгу как инструкцию к непреложному поведению, тому книг вообще нельзя читать. Ему лучше читать поэзию. Как говорил Александр Сергеевич, поэзия -она должна быть глуповата, ну хорошая поэзия. И вот тогда надо этим ограничиваться. Образы, лирика, «Размышления у парадного подъезда». Вот такие вещи безопасны.

 -Но каждый родитель хочет научиться воспитывать детей. Одной же лирикой себя не напитаешь?

 -Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

 -Этот вопрос очень часто возникает, люди хотят…

 -Ну, возникает. Ну, я ведь не специалист. Я окончил педагогический институт полторы тысячи лет назад. Там тоже у нас изучали Надежду Константиновну. Она же пятьсот детей родила и восемьсот воспитала. Своего мужа по мордам била. Была сильнейший педагог. Но и то, у нас была педагогика. Всегда, как вот тоже наш учитель в том же институте говорил, Иван Иванович, умный и у дурака может чему-то научиться, а дурак и у умного ничего не возьмет.

Поэтому вот надо искать, читать. У меня такого списка нет.

 -Мой муж по несколько раз на дню напоминает мне, что я должна его слушаться. Чтобы я ни делала, он обязательно хочет, чтобы я поступила, как он говорит. Хотя его советы и его мнение не всегда, на мой взгляд, верны. Слушаться мне его во всем? Или все-таки я имею возможность и на свое мнение?

 -А откуда я знаю? Имеет эта бедная супруга такую возможность? Это только она сама знает.

 -Даст ли он ей эту возможность?

 -Ну, даст ли? Все надо взвешивать.

 -Что означают слова Христа: где сокровище ваше- там и сердце ваше.

 -Ну то, что для человека является столь важным, что он прячет ото всех, скрывает. Сокровище это от глагола «сокрыть». И там, рядом с сокровищем и его сердце. То есть он это любит, этим дорожит.

 -То есть, что человек больше всего любит- рядом с этим и его сердце находится.

 -Да. А ты как думаешь?

 -Я тоже так думаю.

 -Ну, слава богу.

 -Это даже проявляется в том, что именно об этом люди больше всего говорят. Вот для них интерес именно в том, что для них дорого. Вот хочет человек только о футболе говорить, ну ясно ведь, где его сердце находится?

 -Может ли Бог через погоду или всякие погодные явления выражать свое отношение к каким-либо ситуациям, происходящим в мире?

 -Может. Конечно. А почему нет? Это всегда художники, особенно кинематографисты это всегда использовали. Идет герой, какой-то обиженный, а весь небосвод тучами усеян…

 -И ветер…

 -Ну да. Волосы развевает.

 -Ну, это как некий художественный образ. А насколько он соответствует реальности?

 -Ну, Господь все использует для блага человека. Если уж художники подглядели, насколько соответствует внутреннее состояние героя внешней обстановке. Значит, это на человека влияет? И когда Господь хочет сообщить что-то человеку, Он может.

 -Когда какая-то катастрофа, катаклизм случается в мире, то говорят: Бог гневается.

 -Ну, конечно, Бог не гневается, но то, что люди так говорят, говорит об этой связи.

 - По крайней мере, о Боге вспомнили.

 -Да. Раньше, еще не так давно, если что-то происходило в жизни человека, мне даже один батюшка говорил, что вот он однажды в машине перевернулся, и пока машина летела, он из нее вылетал. И пока он летел до земли, он вспомнил: чем -то я согрешил. Вот такая у него мысль возникла. И благополучно приземлился. Он не понял, в чем согрешил, но покаянная мысль такая пришла. В полете. Хотя полет всего там полторы, может, секунды. Просто всегда в таких ситуациях все происходит в замедленном плане.

 - Спасибо, батюшка. Пора нам прощаться.

 -Всего доброго. До свидания. С Крестопоклонной Неделей вас.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+