Перейти к основному содержанию

20:43 28.11.2021

Обязательно ли нужен духовник? Отвечают протоиерей Дмитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:31

Встудии священник Александр Березовский.

- Что произошло на Голгофе? Если можно, ответьте по подробней. Что дает эта жертва человечеству и каждому в отдельности?

-Это предмет целой лекции, довольно трудно ответить в формате нашей передачи. Но, раз уж спрашивают, можно кратко. Бог явил свою любовь в двух аспектах. Во - первых, Отец Небесный отдал на смерть своего единственного Единородного Сына. А с другой стороны, Единородный Сын Божий Иисус Христос исполнил волю Своего Отца, сошел на землю и стал человеком. Что это дало всем? Началась новая эра, и я абсолютно уверен, что если бы Христос не пришел тогда, 2000 лет с небольшим назад, то человечества как такового, наверное, уже не было. Или оно само себя уничтожило бы, и мы опять вернулись в каменный век. А благодаря тысячелетнему царствованию Христа, начиная примерно с 4 по 14 век, когда центр мира - Европа стал христианским, возникла целая культура. Развитию цивилизации был придан импульс, который действует до сих пор в науке, в технике, во всем. Хотя, к сожалению, народы Европы все дальше и дальше отходят от Христа. Есть даже специальные исследования, «Закат Европы», например. Это связано именно с отказом от Того, кто внес этот благодатный импульс в жизнь человека. То -есть, любовь ко греху преодолела в сердцах большинства людей любовь к правде. А для каждого лично голгофская жертва имела тот смысл, что Христос умер за каждого из нас, Он был первым христианином и проложил путь на небо. И каждый человек, который пойдет за Христом, как в сегодняшнем Евангелии: «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» - этот человек может совознестись со Христом и быть одесную Бога Отца.

-Господь говорит:  «Я пришел, чтобы принести не мир, но меч разделения». Вот это разделение мы наблюдаем на протяжении 2000 лет.

-Апостольская община и весь остальной мир – мир, который ненавидел Христа, мир, который концентрировался вокруг синагоги, мир, сплотившийся вокруг языческих храмов и культов. И совместными усилиями они пытались уничтожить юную Церковь. Но в силу того, что практически каждый христианин в те времена был готов умирать за Христа, и, не идя на поводу у вызовов мира, первохристиане своей кровью проложили путь до миланского эдикта, с последовавшим принятием Христа всей империей. Но так как это был Константинополь -  центр мира, административный, научный, культурный, то благодаря имперскому покрову Церковь стала распространяться по всем частям света. Но потом, в эпоху Возрождения -  мы часто произносим это слово, но мало кто задумывался о его смысле-о возрождении чего?- язычества -  вот это языческое сознание, которое отлилось в определенные формы, постепенно стало христианское сознание вытеснять. Дьявол пошел уже не путем насилия, потому что это ему не удалось, а путем соблазна. А сейчас это вообще все просто - путем денег и подкупа. Соблазн, но немножко другой. Просто идет покупка человека за деньги, и человек думает, что через деньги он сможет быть счастлив. Потому что все равно и грешник, и верующий, и праведник-все хотят блаженства.

-Сегодняшнее Евангелие:  «Какой выкуп даст человек за душу свою?»

-Именно об этом речь. Вот Бог и Мамона. Сколько стоит душа? Человек всегда стоит перед этой дилеммой -  и в начале истории христианской, и сейчас, в конце.

-Господь за нашу душу отдал Свою жизнь - а что мы дадим?

-А мы дадим три рубля.

-Я хотела задать вопрос о царе Соломоне. Вот, он причислен к лику святых. Как это может быть?

- Вы говорите неправду. Никакой царь Соломон никогда в жизни не был причислен к лику святых - с чем вас и поздравляю. Не надо сочинять, надо читать хорошие книги.

- Вот, вопрос пришел. «Огненного искушения, испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, но как приключения для вас странного». Объясните, что такое огненное искушение?

-Это любая скорбь, потому что она как огонь, жжет, причиняет человеку страдания. И апостол говорит о том, как нужно к этому относиться. Есть такой глагол, который сейчас неправильно употребляется в современном русском языке -  «пережить». Огненное искушение надо принять и по - христиански пережить. Потому что есть такие испытания нашей веры, когда мы должны явить Богу свою верность. Вот, например, после революции. Эта стихия нашу страну и определенную часть народа, причем вооруженного, затопила ненавистью ко Христу. Ничего сделать было нельзя, уехать могла только малая часть, убежать куда - то было невозможно. Царила атмосфера всеобщего доносительства, потому что люди, чтобы засвидетельствовать свою преданность новой власти, старались доносить на людей, которых подозревали в отсутствии этой преданности, и этим на некоторое время продлить свое существование. Рушились храмы, уничтожалось духовенство и все предполагаемые носители христианства, и вот это было огненное искушение. Нужно было это пережить достойно. И очень многие люди-большинство - прошли это огненное испытание. Многие причислены к лику святых. Хотя понятно, что такое море людей причислить к лику святых практически невозможно.

- Что значит «держи ум во аде»? Как это связано со смирением?

-Очень даже напрямую связано, потому что если помнить все время о том, что тебя может ждать ад, то будешь очень внимательно относиться к людям, потому что через них открывается или закрывается нам спасение. Бог будет нас судить по тому, была ли в нашем сердце любовь к людям. И за каждое слово, за каждый поступок, за мысль, за чувство, которое живет в нашем сердце. Существует задача - вот перед тобой, как перед христианином, стоит такая задача, а уж как ты ее будешь выполнять - это продукт твоего духовного творчества. Дать какой- то алгоритм невозможно, потому что все люди разные, и каждый будет сам решать эту задачу исходя из особенностей своей природы, личности и тех условий, в которых он существует. Для многих людей вообще такая задача не стоит, они живут гораздо проще.

- Задача канатоходца  - не упасть. А там уж как знаешь, можешь зонтик взять, можешь шест. А можешь просто ногами и руками обхватиться - спина вниз, и ползи. Главное не упасть, вот и все.

 - Очень интересно, отец Александр, ты про канатоходца сказал.

-Как отличить вражий помысел от помысла из своего греховного сердца?

-А это практически одно и тоже, потому что все наши собственные греховные помыслы воспаляются от геенны, ну это просто остановка раньше, а так это одно и тоже.

- Обязательно ли я должна исповедоваться священнику перед причащением? Могу ли я причащаться без исповеди? Неужели без священника Бог не услышит молитвы человека и не сможет простить грехи?

-Бог, конечно, все слышит. Более того, если надо, Бог пошлет Ангела, чтобы вас причастить. Но если вы ходите в церковь, то должны знать: в церкви существуют Богом установленный порядок и традиция. Поэтому если вы хотите создать какую- то свою церковь, то вам придется уйти в раскол и создать под названием «церковь» абсолютно безблагодатное сообщество. А если все-таки решите остаться там, где были, вам придется подчиниться жизни той общины и порядку того храма, в который вы ходите – может, что-то вам и не подходит, но есть огромное поле для того, чтобы смириться.

-Батюшка, но многие следуют древней традиции, тоже нашей же церкви, и там этого не было.

-Не было, но было другое правило. Если ты ночью идешь на литургию -  утром тебе за это могут отрезать голову. Сейчас же это правило повсеместно не выполняется, только в Индии или Пакистане. Ну, еще и  в Саудовской Аравии вполне могут голову отрезать, а больше собственно нигде. Я не шибко начитан в древних текстах, но читал и другие книги по истории - все правильно. Мы даже не можем одеваться так, как одевались апостолы-брюки носим. Вы можете себе представить апостола Петра в брюках?! Это совершенно невозможная вещь.

-Я хотел бы задать вопрос по Ветхому Завету, прочитал третью книгу Ездры. И там о конце света, что всего этот век на 12 частей разделен, и 9,5 частей уже прошло. В связи с этим хотел бы узнать-в какое время это было это пророчество? То -есть, можно ли вычислить конец света? И еще оказывается, что это не каноническая книга, канонические книги в Библии, и нет перевода ни русского, ни еврейского, а из каких изводов это все переписано?

- Да, действительно, у Ездры есть такие вычисления. Но надо помнить, что все вычисления Ветхого Завета условны, поэтому точную дату не знают, как сказано в Евангелии, ни ангелы небесные, ни Сын, а токмо Отец. По поводу неканонических книг. Этот термин не православный, а протестантский. После реформы, которая шла в Европе под знаменем Лютера, 12 книг Ветхого Завета были выброшены им из Священного Писания. Хотя согласно  церковной традиции, они до сих пор считаются таковыми, и у католиков, и у православных, естественно. Но чтобы их различать, иногда их называют второканоническими книгами. Подлинники еврейского текста были утрачены, но эти книги переведены в свое время на современный греческий язык. Поэтому они для нас имеют такое же значение, как и все остальные, и мы считаем их Священным Писанием.

- Мне так хочется соблюдать пост, а не получается. Телесный -соблюдаю, а так  - где осудишь, где выругаешься... Даже свечки гасить правильно не получается.

-Ну, с этим и у меня трудности. Дело в том, что стоит задача: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть». Все люди разные, каждый понимает по размышлению собственного ума и старается. И плюс к этому старанию еще обращение к Богу. Не к отцу Димитрию, который такой же грешный, как и вы, а именно к Господу за помощью, и Господь, если мы будем неотступно просить, Он, как сам обещал, даст благодать просящему у него. А уже благодать Божья будет изменять нашу падшую природу.

-Раба Божья Ирина спрашивает. Тяжело болею, среди прочих  - язвенная болезнь с повышенной кислотностью. Знаю, что перед причастием разрешено принимать лекарство, но так как лекарством для меня является еда, то могу ли я причащаться не натощак?

-Да. Но я бы для очистки совести вкушал бы пищу рано. Так рассчитать, чтобы до причастия было часов 5 - 6 и считать, что это натощак. Понятно, что бывают редкие случаи. Например, мы же тяжелых больных причащаем, если он воду пил или совсем недавно ел. Когда человек не по лени, а  из- за болезни отступает от правила, потому что если он длительное время не вкушает, то это может иметь для него тяжелые последствия. Поэтому здесь нужно честно поступать перед Богом, чтобы не было баловства и угождения плоти.

-Но в этом нужно каяться на исповеди, или это уже решенный вопрос?

-Каяться в чем? В том, что вы больны?

-В том, что нарушаю общеустановленное правило?

-Все нарушают общеустановленные правила. Сколько я знаю людей  - все, в той или иной степени. Если строго выполнять устав...

-…никого не причастишь.

-За 30 лет служения я не встретил человека, который все скрупулезно выполняет. Даже сам человек, бывает, не замечает чего-то. Ну, например-не судите и не судимы будете-это же относится к посту. Нужно же воздерживаться от осуждения, а ведь осудить - это же хуже, чем, например, сьесть с утра соленый огурец. Вот что лучше - день не осуждать, или с утра есть соленый огурец? Ну, ешь огурец, но не осуждай.

-Я бы хотел у вас узнать лично ваше отношение и отношение Московского патриархата к ювенальной юстиции?

-Московский патриархат в лице Патриарха высказался за то, чтобы этот вопрос, и все опасности, которые там существуют, досконально исследовать и не принимать скоропалительных решений. Мое личное мнение такое, в связи с тем, что я занимаюсь педагогической деятельностью уже 30 лет, что в последнее время ну просто валом, без всякой еще ювенальной юстиции, хотя определенные элементы ее у нас уже вводятся - в некоторых областях появились судьи, которым отдают эти ювенальные суды. Правда, они официально не выделены как отдельный аппарат. И что мы видим? Я даже в одной передаче участвовал, не знаю, когда она в эфире будет, о том, как у отца и матери -  не алкоголиков и не наркоманов  - отняли троих детей. И если будет специальный аппарат ювенальной юстиции, то это станет массовым явлением. У нас, в нашей стране у бедных людей будут отнимать детей и продавать богатым, но так как наши богатые не очень в этом нуждаются, то будут продавать за границу. В силу того, что у нас и так мало народу, мы-вымирающая страна, и это, конечно, очень плохо. А при общей безжалостности наших чиновников -  мы это все прекрасно знаем, когда сталкиваемся в ЖЭКЕ или еще где нибудь -  у нас только хамство и полный произвол. Наши русские чиновники еще не прониклись тем чувством, что они должны служить людям, а не люди  - служить им. Поэтому создание такого аппарата приведет к бесчисленному количеству трагедий, и я, конечно, ужасаюсь, потому что негде брать таких чиновников, которые были бы с добрым сердцем. А чиновник у нас по традиции выступает от имени государства, и он считает, что имеет право разваливать семью. Потому что ему кажется, что этот ребеночек не достаточно хорошо кушает. Для чиновника важно что? То, что можно измерить- объем холодильника, объем кубатуры жилища и т. д. Потом чиновник создает нормы, а потом говорит: у вас нормы нарушаются, поэтому у вас ребенок живет в плохих условиях, и поэтому мы его у вас отбираем. А то, что для ребенка гораздо важнее  - не условия, не еда, а любовь отца и матери, для них ничего не значит: любовь же никак не опишешь ни в каких законах. И вот душераздирающие сцены: дети плачут, хватаются за юбку матери, их милиционеры с автоматами силой отбирают, и получается катастрофическая, душеубийственная ситуация. И причем, у нас как? Детей отбирают куда? В детские дома. 40% детей по завершении государственного детского дома поступают в тюрьму, а на следующий год еще 10% и в течение 5 лет 90% выпускников наших государственных детских домов имеют место жительства в Федеральной службе исполнения наказаний, то есть в тюрьме. Поэтому отбирают детей для того, чтобы они лучше кушали, а в результате готовят из них кадровых преступников, которые пробивают нам головы в подъездах, угоняют наши машины, воруют из наших карманов в транспорте и т. д. Но чиновнику на это наплевать. Тот, который отбирает детей - это один, а тот, кто ловит этих ребят- другой, а тот, кто их содержит в тюрьме - это третий, они друг с другом не очень связаны. А то, что у нас сейчас, при дефиците рабочих рук, миллион молодых парней сидит в тюрьме - это никого не волнует. Они в тюрьме еще такую школу проходят, что из них 2/3 там вновь оказываются, когда оканчивается их срок. А при увеличении разорения семьи это будет нарастать в большей степени,  потому что какая бы мать ни была, она все равно лучше, чем какая  - то тетя - чиновник, даже если она хорошая, а в детских домах порою работают святые и самоотверженные люди, и таких много. Много, но не все, а детей сотни и сотни тысяч. Поэтому просто жалко, что отбирают детей у родителей, а потом сажают в тюрьму в итоге, и все это за деньги налогоплательщиков. Потому что всех чиновников содержим мы с вами. И я категорически против того, чтобы создавался новый аппарат, с помощью которого будут уничтожать наш народ. Это мое личное мнение.

- Раба Божия Татиана. У меня вопрос по Евангелию от Матфея, 16 глава. Иисус Христос, беседуя с Петром, сказал: «Что свяжешь на земле  - то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле  - то будет разрешено на небесах». Как толковать эти слова «свяжешь и разрешишь»?

-Это речь идет о грехе. Церковь в лице Петра, потому что вся она была несколько человек, получила власть от Бога, чтобы человека освобождать от греха, в котором он раскаялся, или не освобождать. И вот Господь говорит, что через руки священника можно получить отпущение греха. Вот , совершил какой то грех - мучает совесть. Грех состоялся, он существует уже в пространстве человеческой жизни. Что можно с ним сделать, как изгладить? Это возможно, только если Бог в этом пространстве что- то изменит. Он разрешит от этого бремени, то есть развяжет.  Человек приходит в церковь, а церковь уполномачивает священника давать это разрешение, и он уже, сообразуя со своей пастырской совестью, либо оставляет его связанным, пока он не покажет плоды покаяния, либо разрешает, если он видит что это идет ему на пользу. Он ориентируется на правило церкви, но не формально, как судьи в таком мирском сообществе, а с любовью.

-У схиигумена Саввы указан грех «гордое хождение в храм». О чем это?

-К сожалению, бывает, что человек ходит в храм и это ставит себе в заслугу, и сам источает по этому поводу слезы умиления и восторга. Более того, он считает, что в храме его должны обслужить не хуже, чем в ресторане «Пекин». И если он встречается с чем- то другим, то он это осуждает и всячески возмущается. Многие люди говорят: «Я не хожу в церковь потому, что я однажды пришел -  а там какая то на меня бабка налетела» - это потому, что человек приходит совсем с другим чувством. Не с чувством покаяния, смирения и с просьбой прощения у Бога, а с чувством, что вот я пришел, давайте трубите в медные трубы, расстилайте ковры. Вот такое гордое отношение. Бог гордым противится.

-Обязательно ли нужен духовник?

-Это как-обязательно ли нужен лечащий врач? Если у семьи есть свой хороший и квалифицированный врач, добропорядочный и не жадный-то это хорошо. Это большая помощь, и многие проблемы можно решить. Ясное дело, что на всех не хватит - так же и здесь.

-Такой интересный вопрос. В книге Бытия сказано-нехорошо человеку быть одному. Апостол Павел говорит: хорошо вам оставаться как я, то есть одному. Как это сочетать?

-Дело в том, что между этими словами 1000 лет. В принципе,  и мы этого касались, человек - это животное общественное. Сам человек создан Богом не как индивидуум, а как семья, для того, чтобы человек жил в любви. Вот, рождается ребеночек, он должен входить в атмосферу любви. Но апостол Павел уже видел, что современная его семья далека от идеала- и злоба, и предательство, и жадность, и побои, вплоть до убийства. Зная об этом, он говорил-лучше оставаться как я, в смысле  - не вступать в брак, но это не значит, что он был противником семьи. Если семья на христианских принципах строится, как домашняя церковь, то она как бы возвращает человека в ту райскую жизнь, когда не хорошо быть человеку одному, когда в семье атмосфера любви - рая. То  - есть, человек спустя тысячи лет после изгнания из рая может вернуться в райское состояние, если это атмосфера любви. А если это атмосфера «кто кого», и чтобы каждый имел что -  то с другого  - то, конечно, лучше оставаться как он.

-Батюшка вот в сегодняшнем Евангелии Господь говорит: некоторые стоящие здесь, еще не вкусив смерти, вкусят царствия Божия - это как?

-Буквально. «Вкусите и видите яко благ Господь». Речь идет о благодати Божьей, когда она приходит к человеку, очищает его от всяких скверн, и воцаряется мир Божий в сердце. Вот это состояние человеческой души и есть царствие Божие. Бог воцарился. Тогда чтобы ни случилось, кроме греха, это уже неотъемлемо у человека.

-То - есть человек наследует то, что выбирает в этой жизни?

-Разумеется.

-Но наш выбор не всегда бывает разумным.

-Не то что не всегда, а очень редко бывает.

-И что же нам потом в вечности мучиться за свой неразумный выбор?

-Нет, выбор происходит не раз и навсегда. Каждый день, когда человек просыпается, перед ним встает выбор: встать сразу или полежать, сразу помолиться или потом, есть все подряд или со всей церковью попоститься, добросовестно работать или опоздать и безбожно халтурить и т. д. И каждый наш поступок- либо в сторону Царствия Божия, либо в противоположную. Этот выбор человек делает каждую секунду. И сумма векторов определяется модулем и направлением. Поэтому результат жизни, сколько нам отмерено-70 от силы 80 лет – можно оценить, если разложить в каждой точке функции, вектор с определенным модулем, потом сложить направления векторов и их величины. К примеру, не значит, если я решил стать мусульманином, то стал им навсегда. А может, через 2 года я стану христианином?

-У меня вопрос по поводу нашей христианской жизни. Почему такие наши светлые истины не побеждают в мире, и мы идем не к Христу, а скатываемся к антихристу?

-А кто вы?

-Я о мире говорю вообще.

-А что о нем говорить? Мир лежит во зле, это вы уже сами решайте. Христос, когда пришел на землю, был один, а потом позвал к Себе учеников, и они пошли за Ним и поверили Ему. В мире достаточно христиан, всегда можно найти себе союзников и соратников, а почему - понятно. Действуя по принципу «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», человек предпочитает такую жизнь, когда не нужно смотреть на небо. Он занят поиском денег, и тем самым обманывается. Все уже давно ясно и просто.

-Раба Божья из Москвы спрашивает. Бог, когда хочет наказать человека, отнимает у него разум. А что происходит с этими психически больными людьми после их смерти? Будут ли помилованы те, кто был вынужден жить с ними и ухаживать за ними?

-Если вынужден, то трудно сказать. А если человек это делает по христианскому долгу, он спасает свою душу. Потому что уход за психически больными - это труд один из самых тяжелейших и требует необычайной изобретательности, смирения, терпения просто необыкновенного. Поэтому Бог вам в помощь.

 - В Ветхом Завете написано, что нет ничего нового под солнцем. А к какому периоду истории вы бы отнесли ювенальную юстицию?

- А полет человека в космос-это новое или старое? Или то, что мы заняли 11 место на олимпиаде? Впервые с начала олимпийского движения? Как - то вы хотите одно привязать к другому. Есть новое под солнцем, вот сейчас будет весна, и травка совершенно новая вырастет, которой никогда не было. Поэтому говоря «Нет ничего нового» имеются в виду совершенно определенные вещи, которые действительно повторяются-человеческие отношения, восходы и заходы, приливы и отливы-вот таких вещей вечных, их, действительно, очень много. Нельзя воспринимать это буквально.

-Методы искушения человека дьяволом.

-Да они вообще тривиальны, все изучены. 7 или 8 смертных грехов -  они же вечные! Что человека искушало 1000 лет назад  - то и будет искушать еще 1000 лет после нас. Раньше если дьявол являлся в виде всяких леших, домовых, то теперь в виде инопланетян. Учитывая любовь современного человека к фантастике, он таким образом голову морочит-с помощью летающей посуды и т. д.

- В чем отличие от православия от старообрядчества?

-Очень близкая форма, практически тождественная, и очень разное содержание.

-А в чем разность?

- Старообрядчество не имеет законной иерархии. А содержание церковной жизни - это жизнь благодатная. Поэтому большие различия.

- Я, всякий раз перечитывая Евангелие, узнаю для себя что- то новое.

-Ну а как же  - я тоже. Можете себе представить, 45 лет читаю и каждый раз что- то новое.

-Я бы хотела спросить. Мне не понятно, когда Господь приводит пример с солью. Я не помню, в какой это главе Он говорит :  «когда соль будет не – солью», что Он имел в виду? Как бы  - будет плохо.

-Плохо, очень плохо. Соль-это, можно сказать, единственный продукт, который использовался в Палестине, чтобы сохранить продукты питания. Так как льда и, тем более, холодильников у них не было, единственный способ сохранить продукты - это очень посолить. Соль-это то, что предохраняет от гниения, поэтому если соль теряет свою соленость, она не имеет никакого смысла. Если речным песком или морским посыпать, допустим, мясо, то оно все равно сгниет. И так как Господь задумал, что люди, которые в него уверовали, станут солью земли. То есть, они будут удерживать остальных людей, которые, глядя на них, на их праведную жизнь, на их любовь друг к другу, не будут скатываться в безумие ненависти друг к другу и самоуничтожаться. Но если христиане потеряют силу, и будут жить так, как все остальные -  вот тогда мир будет скатываться в пропасть. Вот человек недавно спрашивал, как получилось, что, несмотря на существование христиан, мир все равно скатывается. Это соль потеряла силу, потому что люди крещеные,  а живут не по  - христиански. Соль утратила силу, поэтому она не может никого осолить, не может предохранять мир от гниения, и он гниет, и пахнет.

- Чем можно помочь человеку, потерявшему веру?

- Что такое   «помочь»? Мы не раз об этом говорили. Вот несет человек ведро с водой, а ты говоришь: позвольте, я вам помогу -  и беретесь с другой стороны ручки и несете вместе. Или он говорит: не поможешь ли ты мне? Поэтому помощь -  она возможна в двух случаях: либо человек просит о помощи, либо принимает ее. А если человек не принимает помощь и сам не просит о ней - то это уже не помощь, а навязывание своей воли свободному человеку, что есть грех. Если вы сочувствуете этому человеку в его потере, то вы помолитесь о нем. Многие мучаются, целые баталии в семьях разворачиваются, люди с вилами друг на друга идут: почему ты не ходишь в церковь? А он думает: да оставь ты меня в покое, я не могу уже про это слышать. И люди думают, что они оказывают помощь человеку -  а на самом деле все больше и больше отвращают от церкви, потому что действуют не по- христиански.

-Раба Божья Ксения. Я очень часто не знаю, не уверена, правильно ли я поступаю, и когда делаю что- то -  меня не перестает мучить сомнение, хорошо ли я делаю А сказано, что сомневающийся осуждает. Как можно не сомневаться, если нет дара рассуждения? И если я не буду сомневаться -  не будет ли это означать, что я верю себе? Ведь своему уму доверять нельзя…

-Разрази меня гром, если я что  - нибудь понял! Извини, отец Александр, ты этот вопрос сам как  - то исследуй.

-  Вот вы говорили про икону царя Соломона….

-Нет, не про икону меня спрашивали, а причислен ли он к лику святых? Я говорю - нет. Причем тут икона?

-А в иконостасе есть икона царя Соломона. Я думал: раз икона есть  - значит причислен.

-Это у вас формальный подход. У нас в Кремле есть изображения царей на стенах,  которые не причислены к лику святых - это вполне возможная вещь. Даже на некоторых иконах изображается сам сатана-икона «Страшного суда». И что, он тоже причислен к лику святых? Царь Соломон один из замечательных авторов Священного Писания, поэтому церковь воздает ему должную честь, так как в свое время это был самый умный человек на земле. И если бы не его жизнь, которая привела его к отступлению от Бога, то, конечно, он бы почитался. Поэтому царь Соломон изображается обычно в виде молодого человека. И тем самым подчеркивается, что он в первый период своей жизни усердствовал в угождении к Богу, а к старости, по наущению своих жен, отошел от истинного Богочитания.

-Батюшка, я встречал икону Григория Распутина.

-Это не икона!

-Прямо писаная икона, в храме. Так что встретить можно что угодно.

-Дело в том, что в иконостас в 18 веке и даже в конце 17  - это было такое западное влияние - помещали в нижнем ряду изображение царя Соломона, даже, по – моему, в двух московских храмах есть. Многих это смущает, но человек, который хочет смутиться  - смутится чем угодно.

-Изображение Бога Отца, например. В храме Христа Спасителя.

-Ну да. Каноническое? Нет, не каноническое. Ну и что? А ничего-вот , будет и будет. Потому что восстановили так, как было в 19 веке, когда это было вполне приемлемое изображение. Но таких исследований по иконе, как существуют уже в 20 веке, тогда не было. Не было таких ученых, и не было такого осмысления. И нечего из этого делать трагедии.

-Дело в том, что многие смущаются. С одной стороны, церковь требует исполнения правил….

-Когда это, где? Церковь устанавливает правила, но не требует, а как она может требовать, какие у церкви рычаги есть? Ах, ты не исполняешь правила – ну, давай тебя высечем на Красной площади. Церковь ничего не требует.

-…в лице священников. Народ постоянно слышит - это делал, это не делал  - и прямо выносится суд.

-Да, такое явление есть, но священники по молодости часто путают Божий дар с яишницей. Да такое бывает.  Они такие строгие от недостатка внутренней духовной жизни. Они и сами к себе, к сожалению, и к своим женам, и к детям такие же. Ну, нет у них достаточного опыта, и надо к ним тоже относиться со снисхождением и спокойствием.

-А еще, батюшка, есть разночтения в разных вопросах. Один так говорит, другой так. Или даже в книжках пишется совершенно противоположное. Прочитал две книжки, и у него раз - и клин.

-А надо самому соображать. Да, вот мы сейчас нашли, что в Священном писании с одной стороны: не хорошо быть человеку одному, а с другой: оставайся как я. Ведь большинство людей не хотят ни о чем думать, и думают: если правая рука соблазняет тебя-отсеки ее. И что, правую руку под трамвай положить? А если левая начнет соблазнять? Нельзя все буквально понимать, надо, чтобы голова участвовала в процессе спасения, и, конечно, одну книгу прочитать недостаточно. Вообще христианство-это вера, где книга играет большую роль. Даже мусульмане нас называют «людьми книги». Священное Писание для нас очень важно, поэтому надо исследовать Писание, но с толкованием. Надо изучать свято-отеческое наследие, их, отцов, толкования. Не для того, чтобы выучить их все предписания,  а почувствовать, в чем дух, и в свете этого духа можно будет решать и частные вопросы.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+