Перейти к основному содержанию

04:27 22.07.2019

Объясните мне понятия. Какой смысл в этом - Господь и Бог? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. Помощник в студии брат Владимир Носов.

06.01.2014 14:32:57

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс.

 Как обычно, после занятий библейского лектория на радио «Радонеж», с девяти до десяти мы отвечаем на ваши вопросы. Звоните и спрашивайте. Сегодня у меня помощник в студии брат Владимир Носов. И у нас уже есть вопросы, которые мы получили от наших радиослушателей. Первый вопрос:

 -Никак не могу найти свою половину. Что делать?

 -Действительно, вопрос серьезный. Особенно для молодых людей, которые уже неоднократно пытались познакомиться с девушками, или девушки пытались познакомиться с молодыми людьми, но не находили понимания. В действительности любовь это не просто какое-то чувство, которое мурашками пробегает по телу. И когда человек ищет для себя спутника во спасение или спутницу, он не должен предъявлять какие-то завышенные требования. Потому что человек должен соизмерять состояние своего будущего брачного спутника со своим собственным состоянием. Надо понять, что в браке люди дополняют друг друга.

И не обязательно у жениха есть все и у невесты есть все. Но благоприятно, когда у невесты есть такие качества, которых нет у жениха. И наоборот, когда у жениха есть такие таланты, которых нет у невесты. Вот в этом случае один супруг будет дополнять другого. Вот такой мой ответ.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Батюшка, здравствуйте.

 -Здравствуйте.

 -С праздником вас, с воскресным днем. Благословите раба божьего Виктора.

 -Бог благословит.

 -Как отказаться от электронной карты?

 -Я не очень разбираюсь в электронных картах. Если она человеку не нужна, то он просто бросает ее в мусорное ведро. Я не считаю, что это вопрос религиозный. Для меня вся эта процедура не является тем, что я лично воспринимаю как что-то оскорбительное для меня. Я рассказывал об этом нашим радиоприхожанам. У меня был дед Егор Аркадьевич Журавлев, который прошел три фашистских концлагеря. Потом он бежал, присоединился к нашим войскам и вернулся как воин-победитель. И у него на руке был номер. Потом. Когда я вырос и читал материалы о нюренбергском процессе, где судили военных преступников, там как раз упоминалась нумерация людей.

Но что интересно, я читал выступление Геринга на этом процессе, и он говорил: многое из того, что мы делали, до нас делали другие. И он вспомнил, что первые концлагеря устраивали англичане во время англо-бурской войны. И он также произнес фразу: многое из того, что мы делали, будут делать другие. И это будет считаться в порядке вещей. Нас судят потому, что вы победили, а мы проиграли. И вот как это ни ужасно, есть доля истины. Действительно, те люди, которые любят сваливать свою вину на других, мало обращают внимания на собственные действия.

Если бы мировое сообщество помнило хотя бы о тех обвинениях, которые выдвигались, и справедливо выдвигались против нацистской Германии, в том числе и вот эта попытка стереть личность человека, когда уничтожалось его имя, фамилия, отчество и присваивались цифры. И все, кто участвовал в процессе как стороны обвинения, считали, что это преступление против личности человека. А в наше время это почему-то считается в порядке вещей. Может быть, через какое-то время и стерилизацию признают чем-то нормальным по отношению к больным людям, как это было в фашистской Германии.

Потом может быть создадут концлагеря. Люди уже находятся в каком-то электронном рабстве. Когда жизнь каждого, кто имеет смартфон, становится абсолютно прозрачной, подконтрольной. Тут вопрос не в том, что есть секреты, которые мы хотим скрыть. Мы просто не знаем, для чего может собираться вся эта информация. А как доказал этот перебежчик американский Сноуден, собирается вся информация. То есть электронные носители информации стали такими маленькими, носители информации - микроскопическими, что можно собирать всю информацию. Это не значит, что каждого прослушивают персонально. Нет. Записываются все телефонные разговоры.

А если человек попадает в зону внимания. Например, американских спецслужб, или каких-то масонских организаций, то заказывается прослушка всех его разговоров, устанавливают все его связи. И человек может оказаться незащищенным. Одно дело- когда ты сам один идешь против врага. А когда известны все твои родственники, все твои друзья, тебя начинают шантажировать тем, что они будут страдать за мои убеждения. Тяжелое время. Поэтому здесь каждый должен оценить, с какой стороны ему воспринимать эту ситуацию. Я ее воспринимаю именно с гражданской стороны.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Батюшка, здравствуйте.

 -Здравствуйте.

 -Я хотела бы узнать ваше мнение по поводу молитв по соглашению. Это когда собираются люди и молятся друг за друга по спискам. Это есть в церковной практике? Или это новое сейчас веяние?

 -Если люди собираются и хотят молиться друг за друга, в принципе я здесь ничего плохого не вижу. Но это не надо превращать в какой-то новый культ. То есть один человек решил помолиться за другого. Потом появился третий, четвертый, пятый. Пожалуйста, если это делается в рамках одного прихода, под наблюдением настоятеля, по его благословению- то здесь я ничего плохого не наблюдаю. Но если самочинно создается какая-то группа, которая может воспринимать себя как альтернативная тому или иному приходу…. Вот это уже элемент раскола. Поэтому без благословения священника заниматься такими практиками я бы не советовал.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Батюшка, апостол Фома встретил воскресшего Господа, признал его Господом. Он сказал: Господь мой и Бог мой. Вот объясните мне, почему вот два таких понятия? Какой смысл в этом - Господь и Бог? Я не очень понимаю.

 -В Писании сказано: Господь есть Бог. Это действительно трудно понять. Разве мы не знаем, что Господь есть Бог? Знаем. Казалось бы, эти два имени божьих синонимичны. Но на самом деле нет. В славянской и русской библии слово Бог это перевод греческого слова теос. И это слово теос в свою очередь является переводом из еврейской Библии божьего имени Элохим, который означает меру божественного правосудия. Поэтому когда мы говорим: Бог, здесь присутствует строгость. И в библейском контексте Ветхого завета, когда мы читаем и имя Бог, то это означает действие божьего правосудия. А другое слово, которое на славяно-русском произносится как Господь, это перевод греческого слова келеус. И в свою очередь греки этим слово келеус перевели четырехбуквенное имя Бога, которое встречается в Ветхом завете около семи тысяч раз и которое означает меру божественного милосердия. Это видно из 1-ой главы книги Бытия.

Мы вначале предпочитаем только имя Бог другим мерам божественного правосудия. Потому что когда Бог творит мир, он творит основы правосудия. Но когда Бог творит человека, появляется имя Господь. Четырехбуквенное имя, которое означает меру божественного милосердия. Потому что Бог понимал, что он не может творить человека, наделенного свободной волей только на основах правосудия. Он сотворил их и назвал милосердие. Потому что Бог знал, что человек, наделенный свободной волей, может неправильно использовать эту свободную волю, и тогда он будет нуждаться в божественном милосердии. А когда эти два имени божии стоят рядом: Господь Бог- это значит, что божественное милосердие и божественное правосудие уравновешены.

 Теперь, когда вы будете читать свою домашнюю Библию- не думайте, что переводчики просто так ставили вот здесь Бог, а вот здесь Господь. Тут Господь Бог, а здесь опять Бог, а здесь опять Господь. Нет. Они строго переводили там, где в еврейской библии имя Элохим, которое означает меру божьего суда, оно даже переводится как судьи в некоторых контекстах. Там вот слово Бог. А там, где божие милосердие проявляется- там слово Господь. Кстати в еврейском языке, как и в славянском синонимичные близкие слова Господь, господин. По-еврейски это будет Адонай, адоним. Адонай- это имя, которое произносится вместо четырехбуквенного, потому что четырехбуквенное запрещено произносить у евреев.

Слово «господин» в постсоветском нашем восприятии -это слово с негативной окраской. Но до революции слово «господин» означало: тот, кто обо мне заботится; тот, кто меня одевает, обувает, обеспечивает работой. И только в советское время это слово приобрело негативную окраску. Но слова, например, Господь -это Бог, государь- это царь, господин- это человек, который наделен властью государя. Они синонимичны по своему значению и означают меру заботы со стороны Бога -о всем творении, со стороны царя- о государстве, со стороны господина- о тех людях, которые вверены его управлению.

Но сейчас памятные дни возвращаются к нам, и когда Писание говорит: Господь есть Бог, Писатель говорит: да, Бог милосердный, но ты не забывай, что Бог- Судия. И когда Фома преклоняется на колени и говорит: Господь мой и Бог мой, он говорит: Милостивый, Ты можешь осудить мое неверие, но я больше уповаю на Твое милосердие. Ибо, как известно, оно превозносится над судом.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -У меня вопрос по книге Ветхого завета. В 5-ой главе книги Бытия говорится о родословии Адама, а в начале 6-ой перечисляются его дети. И в 6-ой главе в самом начале говорится о том, что когда сыны божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их в жены. Вот я никак не могу постигнуть, что такое сыны божии? Дочери человеческие -это понятно, потомки Адама и Евы. А кто тогда сыны божии?

 -Надо сказать, у разных святых отцов есть разные истолкования по этому вопросу. Вы можете открыть толковую православную Библию на этом месте и вы тоже увидите, что там перечисляются имена разных святых отцов, которые имели разное толкование. Древние отцы считали- и это связано было с иудейской традицией, в ветхозаветной церкви тоже так считали- что дочери человеческие -это девушки, женщины, которые произошли от Адама и Евы. А сыны божии по еврейской трактовке -это падшие ангелы, которые приходили на землю и вступали в сексуальные отношения с дочерями человеческими, и от этих соитий рождались исполины, богатыри, великаны, чудовищно преступные существа.

И поэтому Бог решил наслать потоп, чтобы уничтожить такое странное явление. Но целая группа святых отцов более близких к нам, таких как Златоуст, Августин Блаженный придерживались другой точки зрения. Они считали, что сыны божии- это вот кто. Помните, у Адама и Евы были два сына: Каин и Авель. И вот Каин убил Авеля. И вместо убитого праведного Авеля Бог дал Адаму и Еве праведного Сифа. Так вот, сынами божьими по этому истолкованию являются потомки праведного Сифа. То- есть, представители древней церкви, которая существовала от Адама до Сифа, от Сифа до Ноя, и так далее.

А дочери человеческие- это потомки Каина. И Богу было очень неудобно, когда верующие мужчины, продолжатели рода праведного Сифа брали себе в жены каиниток. И тогда Бог решил наслать потоп, из-за этого неправедного смешения. Если вы сегодня слушали передачу с семи до восьми, то мы тоже говорили об этом вопросе, но немножко в другом контексте. В контексте 21 главы книги Исход.

Таким образом, существуют два истолкования. И есть точка зрения Иоанна Дамаскина. Она очень интересна. Он считал, что падшие духи, тем более сам дьявол, не могут воспроизводить себя. Они в грехопадении утратили творческое начало и не могут себя воспроизводить. Возможно, что Дамаскин вообще считал, что они не могут себя воспроизводить. И это логично, потому что это бесплотные духи и непонятно, как они могут вступать в сексуальные отношения с женщинами. Поэтому мы видим целую палитру мнений по этому вопросу, но в действительности человек, который занимается истолкованием Библии, может учитывать и то, и другое мнение.

В каком смысле? Ну, например, мы можем сказать, что да, это были сифиты и каиниты. Дочери человеческие -это потомки Каина, а сыны божии -это потомки праведного Сифа. Но каинитки могли быть одержимы злыми духами, падшими демонами. Потому что род убийцы- это род нечестивый, и здесь действительно эти падшие ангелы могли вселяться в дочерей человеческих, и по сути дела получается, что сыны божии, потомки Сифа, брали этих бесноватых женщин в жены…Ну какая уж тут семья?

Вот я обращаю внимание, что сейчас тоже очень много бесноватости. Сколько я знаю браков, почему-то живут два-три года- и разбегаются. Просто какие-то злые духи их растаскивают за ноги друг от друга. А вот когда мы выбираем супругу верующую, чтобы она восполняла наши какие-то недостатки, а сама верующая женщина ищет верующего мужчину, чтобы он помог ее духовному росту- они как бы помощники во спасение друг другу. Вот это положительная ситуация!

 -Владимир, какие у нас еще вопросы?

 -Вопрос задает брат Димитрий.

 -Я дал в долг большую сумму денег. Теперь не могу вернуть. Простить такой большой долг не представляется возможным. Как поступить?

 -Простите часть долга, если вы не можете простить весь долг. Простите часть долга. Этим вы облегчите возможность для тех людей, которые вам должны вернуть долг.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. Это Валентина.

 -Добрый вечер.

 -У меня вопрос о Сергее Александровиче Нилусе,

 5-ый том. Легенда об Адонираме. Как ее понимать?

 -Вы знаете, я Нилуса не читал, кроме одной его работы «Близъ есть, при дверех». И то это было очень давно, в советские времена. Это была подслеповатая ксерокопия. Мне пришлось читать этот текст, эти известные протоколы мудрецов, тогда был какой-то оживленный интерес к этой работе Нилуса. Говорили, что это подделка. Другие говорили, что нет, это подлинный документ. Но мне интересно было читать именно вводную часть об антихристе, где ссылки на святых отцов. Это было очень интересно. А то, о чем вы спрашиваете, мне неизвестно.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -Вопрос по евангелию от Луки. Глава 15, 1 ст. Вот здесь упоминается, что Пилат был повинен в убийстве. То- есть галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Но здесь вопрос связан вот с чем еще. Получается, если я правильно понимаю, это было резонансное убийство в то время. Потому что оно, видимо, имело религиозный смысл для иудеев. И потом иудеи первосвященники обращались за судом к тому же Пилату, который совершил это убийство. Вот хотелось бы толкование получить, как это связано - убийство Галилеянина и обращение первосвященника к Пилату. Ведь это фактически было религиозным предательством своего народа. И тогда уже убийство Христа приобретает, в общем-то, другой смысл.

 -Предательство своего народа заключается в том, что первосвященники, точнее синедрион, выдали молодого еврея, тридцати трех с половиной лет в руки язычников. Они ж не верили в Него как в Сына божия, но они знали, что Он молодой. Они знали, что Он еврей. И по своему закону они не имели права выдать еврея язычникам по любому обвинению. Вот в этом заключается их предательство собственного народа. С точки зрения собственно иудейского права.

А 13-я глава- здесь надо связать 1-й стих с 4- м, и все станет понятно. Здесь Христос говорит о несчастных случаях в целом. О каких-то трагических совпадениях. Вот 1-ый стих: В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или, думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

То- есть, Иисус Христос научает нас, как относиться к несчастным случаям. Или когда в результате каких-то политических катаклизмов гибнут случайные люди. И непонятно, как к этому относиться. Ну, например, едет автобус ночью- и водитель засыпает, вылетает куда-то в кювет, погибают дети, женщины. Вот были случаи буквально месяца два назад, и возникает вопрос: а почему вот так? Почему эти люди оказались в таком положении? А что, они были хуже всех? Или на стадионе полиция разгоняет болельщиков, возникает конфликт между болельщиками и полицейскими, и задавило насмерть несколько человек. Болельщиков или полицейских. Сразу возникает вопрос: а что, эти болельщики, которых задавили, они что, хуже всех? Или этот полицейский, который пострадал тогда. Он что, грешнее всех, что ли?

То- есть, Иисус Христос научает нас. Если мы услышим вот эти слухи какие-то, что, например, произошла катастрофа, какое-то этническое столкновение, или катаклизм природный. Кто-то погиб. На это не надо реагировать или совершенно равнодушно, или с какой-то фатальностью, мол, это проблема тех людей, с которыми это произошло. Ничего подобного. Один знакомый мне молодой человек имеет машину, а его друг на машине разбился насмерть. И когда этому моему знакомому сказали: может, тебе на зиму машину убрать? Мать родная ему сказала. Он ответил: со мной такое не может случиться. А почему с ним такое не может случиться? Что тот его друг, который попал под грузовик и погиб- он что, грешнее всех? Нет. Любой несчастный случай- это как бы сигнал. Вот если ты видишь на дороге несчастный случай, почему Бог попускает тебе это видеть? Это сигнал предупреждения. Если ты не покаешься, с тобой произойдет нечто подобное.

Мы должны делать правильные выводы из всего. А ситуация, которая описывается в первом стихе, гласит, что Пилат любил делать всякие провокации. Ставить охрану рядом с храмом. Или на территории храма поместить штандарт, или что-то еще. В книге Иосифа Флавия описываются такие провокации, которые делали римляне. Потом начиналась драка, римляне вырезали часть возмущенного населения. Ну, а собственно говоря, реакция первосвященника, когда он истребил огромное количество младенцев близ Вифлеема? Это в то время очень часто случалось. Но случай с младенцами -это другой случай. Бог избрал их стать первыми мучениками за Христа Спасителя. И для них это было возвышение их душ.

 -Владимир, какие у нас еще вопросы?

 -Вопрос следующий.

 -Как себя вести, если в твоем присутствии оскорбляют священнослужителей?

 -Дунуть, плюнуть и покинуть это сборище нечестивых. В священном Писании, когда мы открываем Псалтырь, читаем такие слова: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, не сидит в собрании развратителей. Здесь еврейское слово мецахек, которое переводится как собрание развратителей. Мецахек- это собрание насмешников в данном контексте,

сплетников, в Ветхом и Новом завете они называются переносчиками. То- есть переносят сплетни, слухи. Особенно такие люди любят говорить об известных людях. Почему? Потому что если мы будем говорить о неизвестном человеке, никто не обратит внимания. А я вот знаю о таком человеке, которого вы все знаете. А я вот такое о нем знаю! Вот это и есть мецахек. То, от чего надо удаляться. Надо дунуть, плюнуть, как против духа лжи, клеветы, развращения и покинуть это собрание.

Здесь же очень интересно! Я люблю этот стих. Блажен муж, который не ходит. Это первая позиция тела. И не стоит -это вторая позиция тела- на пути грешных. И не сидит. То есть не ходит, не стоит, не сидит. Три положения тела. Есть четвертое положение тела. Это когда человек лежит. Но это пассивное положение, когда он спит. То есть сказано во всех случаях, какое бы положение не занимало твое тело, где бы ты не находился: идешь ли ты, стоишь ли ты, сидишь ли, задавай себе вопрос: а туда ли ты идешь? Куда тебе надо идти? Или стоишь ты с кем- то. А тебе стоит ли стоять с ними вместе? Или, тем более, ты сел с кем- то. А стоит ли сидеть вместе с ними? С теми, кто позволяет себе плохо отзываться о пастырях? Златоуст прямо пишет: кто позволяет себе шуточки, неуважительные высказывания о пастырях, рано или поздно дойдут до оскорбления Бога.

Я помню, когда я был семинаристом, со мной вместе учился Сергей Девятов. Это теперешний томский владыка. И когда в его присутствии семинаристы плохо отзывались не то что о священнослужителях, а даже о преподавателях, том или ином, он затыкал уши и убегал. Вот это для меня с юношеских лет хороший пример. Поэтому если мы видим, что кто-то оскорбляет священника, то надо дунуть, плюнуть. Тем более если епископа поносят там, грязью поливают. Не дай бог, кто-то на патриарха там бросает тень, дунуть, плюнуть и отойти в сторону.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -У меня несколько вопросов. Вы сказали, имя Господне переводится во множественном числе, и в связи с этим у меня возникает несколько вопросов. Вот книга Судей: что в переводе означает Элохим? И об Адонаи вы сказали. Когда человек создается на земле, возникает вопрос, действительно ли Бог создавал человека, или может быть, архангелы были причастны к этому? - Книга судей по-еврейски называется шутин. Элохим- это действительно слово во множественном числе, но это я не говорил в этой части передачи. Я об этом говорил на библейском лектории. А оно означает некое единство во множестве. Потому что где встречается это имя во множественном числе, то глагол, сказуемое- в единственном числе. Если дословно там перевести: это сотворил это бара в единственном числе и Элохим во множественном. То есть единство во множестве. А единство во множестве в христианском понимании это триединый Господь. Я же не говорю, что у нас три Бога. Мы говорим, что у нас один Бог.

Но когда мы говорим о едином Боге, мы говорим: един в трех лицах. Если говорить по поводу Адонаи, это имя означает «господствующий». А если говорить о сотворении человека, о сотворении мира- при сотворении мира мы видим всю святую троицу. Во-первых, когда читаем первый стих: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Вот здесь мы видим и Отца, и Сына, и Святого Духа. Словом «Бог» обозначается Отец. Потому что когда говорят о трех- говорится о единой божественной сущности. Конечно, эта сущность и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в истолкованиях этого текста отцы говорят о Боге, под Богом понимают Бога Отца. А дух божий, который носился над водой- это Дух Святой.

А вот то, что Бог творил мир словом, и сказал Бог: да будет свет. А что такое слово в христианском понимании? Это Логос. Это второе лицо Святой Троицы, то есть Сын божий. Таким образом, получается, что Бог Отец творит мир Своим Словом, то есть Своим Сыном, а Дух Святой парит над водами. И мы видим участие трех лиц Святой Троицы. И само слово «Элохим» во множественном числе с глаголом «вара»- сотворил в единственном числе, указывает на единство во множестве.

Причем Тертуллиан в своем трактате о крещении говорит, что Бог создал два мира. И как при сотворении первого мира была Троица, о чем мы с вами сейчас говорили, то при сотворении второго мира тоже присутствует Троица. Второй мир в понимании Тертуллиана- это мир Нового завета. Мир новозаветной церкви. И он описывает крещение Иисуса Христа. Начало этого мира. И он описывает, как Иоанн Креститель, как при начале первого мира дух божий носился над водами, присутствовал Бог Отец и Сын божий, так и при сотворении второго мира Иоанн Креститель видит, что Сын божий стоит в воде, в струях Иордана, и витает над ним Дух Святой в виде голубином. А глас Бога Отца слышан из-за облака.

Таким образом, для христианина любой текст о Боге предполагает именно триединого Бога. Надо сказать, более того, в целом святые отцы исповедовали нам: если ты в молитве обращаешься к Иисусу Христу, имей ввиду и Отца, и Духа Святого. Если ты в молитве обращаешься к Духу Святому, имей в виду и Бога Отца и Бога Сына. И так далее. Потому что мы верим в единую божественную сущность, которую мы не разделяем, но мы верим в три ипостаси. Ипостась Бога отца, ипостась Бога сына и ипостась Духа Святого, которые мы не смешиваем. Поэтому мы говорим, что наш Бог триедин. А слово «Троица» предполагает это триединство. Но мы не говорим три. Потому что это будет не совсем правильно, если мы даже это и скажем. Мы можем сказать: три ипостаси при одной божественной сущности.

Поэтому наше православное богословие тринитарно. А протестантское богословие христоцентрично. Личность Христа доминирует. Неопротестантское богословие не просто христоцентрично, оно христоцентрично с акцентом на человечестве Христа. Такая тонкая разновидность арианства. Я читал такие агитки неопротестантов с их арианской христоцентричностью. И они пишут в своих агитках об Иисусе Христе. Иисус Христос- это отличный парень, с которым можно пойти на стадион, когда играет ЦСКА. Иисус Христос -это отличный Человек, с Которым можно хорошо провести время. Вы будете что-то рассказывать, а Он будет слушать.

То- есть у них стирается дистанция между Творцом и творением. Как мы установили, и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой- они творцы этого мира. И когда теряется благоговение, и акцент делается только на человечестве во Христе, это разновидность арианства, это опасное явление. Поэтому мы, когда говорим о Христе, мы говорим: Христос -это изначально Бог, только Бог. Второе лицо Святой Троицы. И он предсуществовал до рождения в Вифлееме. Он всегда существовал. Всегда существовал Отец, всегда существовал Сын, всегда существовал Дух Святой. И у них одна божественная сущность. Что это значит? Все, что есть у Отца- есть у Сына. Все, что есть у Сына, есть у Духа Святого, и наоборот. И что это еще может означать? Есть ипостасные свойства. Мы говорим, что Бог Отец - Он безначальный. Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца. Бог Дух Святой предвечно пребудет от Бога Отца.

А вот однажды в чреве Девы Марии Сын Божий воплощается. Происходит в Сыне Божьем во чреве Марии соединение божественной природы, истинного божества и истинного человечества. Истинное божество изначально присуще Сыну Божию. Он и есть Бог. А от Девы Марии он берет истинное человечество. В ее чреве происходит тайное соединение божественного и человеческого в ипостась единую. И мы исповедуем, что отныне на кресте божественное и человеческое неразлучно, нераздельно, неизменно, но и неслиянно.

Поэтому когда мы говорим о разных именах божиих, здесь надо понять что тринитарное богословие может подсказать нам, что «руах» -это Дух Святой, так можно прочитать в еврейской библии. Элохим -это действительно имя божие во множественном числе, и так далее.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -Это раба божия Ирина. У меня вот такой вопрос. Откуда Каин взял жену? И Сиф откуда взял жену. Откуда они вообще брали жен?

 -Их женами были их сестры. И насколько я помню, в тексте, когда говорится об их рождении, то там, по-моему, стоит приставка «эт». Давайте посмотрим, как это будет в русском тексте, это четвертая глава. Адам познал Еву, жену свою и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Но в любом случае святые отцы учили, что рождались сыновья и дочери.

Дело в том, что в первых главах, где говорится о распространении рода человеческого, несколько раз повторяется, что Адаму и Еве достались сыновья и дочери. Это несколько раз повторяется. Но почему-то даются имена только Каина и Авеля, ну, и еще Сифа. Это древняя традиция давать имена первенцев. Не обязательно писать имена всех детей того или иного человека, но значимые люди или первенцы всегда упоминаются. Сиф, конечно, не первенец. Но Сиф заменил собой праведного Авеля, которого убил нечестивый Каин. И он как бы родоначальник. И вот вопрос в записке, которую мы уже ранее получили. Прочитайте, пожалуйста.

 -Эта новость, которая сегодня произошла в Москве…

 -Да-да. Прочитайте, пожалуйста.

 -Сегодня в Москве в микрорайоне Анино состоялся молебен в честь закладки камня первого храма в столице в честь страстотерпца императора Николая II.

 -Владимир, я знаю, что вы были на этом молебне. Скажите, сколько было людей на молебне и закладке камня в честь Царя- мученика Николая?

 -Да, батюшка, нам посчастливилось там побывать и даже более того- поучаствовать в организации по установлению священноначалия. Людей было много, человек около пятисот. Потому что приезжали поддержать нам наши друзья, братья, которые раздавали православные журналы по благословению архимандрита…

 -А какой журнал там распространяли?

 -Журнал «Фома», который был полностью посвящен именно роду Романовых.

 -Целый номер был посвящен?

 -Да. Целый номер. Специальный выпуск в честь 400-летия дома Романовых.

 -Вы говорите, что было более пятисот человек? А состав? Молодежи много было?

 -Было много многодетных семей.

 -Прямо так, семьями приходили?

 -Да. С детишками маленькими. Даже детишек -инвалидов привозили. На колясках дети были, видимо, с синдромом ДЦП. Было много православных спортсменов. Прихожане местных храмов. Вот такой был праздник. Молебен возглавили благочинные Даниловского, Донского округов. Им помогали протоиерей Кирилл Каледа, батюшка, который будет настоятелем этого храма. Много было очень людей, радости было много. Хочется передать это состояние. Приезжали люди, привозили старинные самовары, готовили чай на дровах. Этот дым рядышком был совсем с местом молебна. Он вызывал ностальгию по деревне.

 -А пироги были?

 -И пироги были. Их раздавали бесплатно. Это наши друзья приезжали, они раздавали пирожки.

 -Я вообще рекомендую нашим радиоприхожанам посещать такие молебны, когда происходит закладка храма или стояние в защиту храмов. Мне довелось быть на Ходынке, и когда я увидел огромное количество молодежи, было просто радостно и приятно смотреть. На пожилых людей было радостно смотреть, которые с трудом дошли до этого места. Но, тем не менее, пришли. Но наиболее радостно было смотреть на целые семьи, которые приходят на мероприятия. Мама, папа и дети. Многодетных семей всегда много.

И когда православные видят друг друга и видят, что нас не так и мало, как может показаться, когда мы только на одном приходе. Это вдохновляет нашу молодежь, особенно подростковую православную молодежь. И это праздник. Мы должны поддерживать эту практику, поддерживать программу-200, как она называется.

 -Да, этот храм будет построен по «программе 200».

 -Мы должны поддерживать эту программу всеми возможными способами, нашими общими усилиями. Ну, вы знаете, я всегда стараюсь сделать объявление об этом, когда меня информируют. И чтобы больше людей приходило по объявлению радио «Радонеж» на подобные церковные мероприятия, которые всегда происходят по благословению священноначалия. Это молитва единства, это молитва о храме, молитва о том, чтобы появился дом божий. Как в Писании сказано? Если есть еще время для того, чтобы строить свой дом, если Дом Божий не построен? Действительно, прежде всего, мы должны думать о Домах Божьих на Руси.

Я помню, когда я был в Париже, мне рассказывали, что эмигранты первое, что они строили, собирали последние деньги и строили молельню. Выкупали какой-нибудь гараж и строили молельню. Например, известно Трехсвятительское подворье в Париже. Это как раз выкупленный гараж, и там сделали хороший храм. Небольшой, но очень уютный. И везде, где наша эмиграция была, как они шли через Турцию, везде оставались места, выкупленные и переделанные под храм. Потому что русские люди не могут жить без храма. Это очевидно.

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер батюшка, благословите.

 -Добрый вечер. Бог благословит.

 -У меня два вопроса. Скажите, пожалуйста, зачем было в раю древо добра и зла, если оно было так опасно? Господь Бог мог ответить на все вопросы. Ради послушания? Или какая-то перспектива была дальнейшая у этого древа?

 -Древо добра и зла реально представляло и символизировало право или приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло. И вы правы: человек всегда мог спросить у Бога, что такое добро и что такое зло. И до грехопадения люди жили именно в божественном видении всех разностей. Зло они считали злом, добро они считали добром. А зло уже существовало в лице падшего ангела, дьявола и тех других ангелов, которые последовали за ним и стали бесами. Почему Бог поместил это опасное действительно древо посреди рая? Потому что человек - это свободное существо. А стандарт свободной воли, который каждый из нас имеет - это опасный дар.

Но именно свободная воля уподобляет нас Богу. Бог абсолютно свободен в своем решении. Если бы человек был сотворен несвободным, это означало бы, что человек-это компьютер, который работает по определенной программе, и он не может от этой программы никуда отклониться. Он- как робот, в него вложили программу добра или программу зла. И он действует именно по этой программе. В этом случае человек не мог бы являться личностью в настоящем понимании этого слова. Тем более нельзя было сказать о таком запрограммированном существе, что оно создано по образу и подобию Бога. Потому что Бог абсолютно свободен в своих действиях, в своих решениях.

И сотворив человека, Он проявил доверие к человеку и поместил его в том месте, где было древо познания добра и зла. Конечно, Он предвидел, что может произойти. На совете лиц Святой Троицы уже было принято решение, что если это произойдет, то Сын Божий воплотится здесь, на земле и совершит искупление грехов человечества. То есть по праву Создателя, Творца Бог с самого начала взял всю ответственность на Себя, и об этом надо с благодарностью помнить.

 -Нас просят помолиться о здравии тяжко болящих православных христиан. И помолимся об упокоении новопреставленного архиепископа Алексия. Я думаю, что все москвичи хорошо его знали по Новоспасскому монастырю. Царствие ему небесное.

 И, как всегда, испрашиваю ваших молитв за то служение Слову - евхаристии, которую я совершаю.

 Храни вас всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+