Перейти к основному содержанию

03:47 30.09.2020

О Рождестве Христовом. Часть 2. Протоиерей Олег Стеняев.

20.03.2013 11:20:33

И действительно, братья и сестры, корень всех зол - сребролюбие. То - есть, любовь к деньгам. Когда человек, обогащаясь, совершенно забывает о других людях и превращается в некую куклу, вещь саму в себе. И саму для себя. Сказано: "Горе вам, прибавляющим дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места. Как будто вы одни поселены на Земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: «Многочисленные дома эти будут пусты. Большие, красивые, без жителей» ( Ис. 5, ст.8).
Особенно, братья и сестры, Господь ненавидит банкиров-ростовщиков, которые, ничего не делая полезного, ничего не производя, кормятся от махинаций с процентами. Сказано: "Бедного и нищего притесняет. Насильно отнимает. Залога не возвращает. И к идолам обращает глаза свои. Делает мерзость в рост, то есть, под процент, дает и берет лихву. То будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет. Кровь его будет на нем" (Иезек. 18, ст.12 - 13). И Писание призывает нас к активному противодействию и сопротивлению против всех угнетателей, порабощающих народ Божий. Сказано: "Научитесь делать добро. Ищите правды. Спасайте угнетенного. Защищайте сироту. Вступайтесь за вдову" (Ис.1, ст.17).
И мы знаем, как сам Господь и учитель наш Иисус Христос вел себя по отношению к тем, которые дух товарно-рыночных
отношений пытались внести и в саму религиозную жизнь народа Божия. Сказано: "И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов. И деньги у меновщиков рассыпал. А столы их опрокинул и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли"( Ин. 2, 15 – 16). И, следовательно, любая попытка загнать христиан в добровольное гетто - мол, не суйтесь в вопросы, не являющиеся чисто духовными, должна восприниматься нами как социальная разновидность ереси монофизитства. И этой ереси мы должны противопоставить активную позицию деятельного христианства, стремящегося осуществить идеалы справедливости - яко на Небеси и на Земли. И, как часто я говорю, в настоящее время труждающиеся и обремененные, эксплуатируемые и обездоленные, менее нуждаются в так называемом милосердии, но более нуждаются в справедливости. А высшая справедливость учит: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом. Когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется как заря свет твой. И исцеление твое скоро возрастет. И правда твоя пойдет пред тобою. И слава Господня будет сопровождать тебя » ( Ис. 58 , ст. 6 - 8 ).
Но вернемся к царю Ироду. Царь Ирод великий был известен своей подозрительностью, коварством, интригами и изменами. И далее происходит следующее: «И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: Где должно родиться Христу?» (Мф. 2, ст.4).
Здесь мы видим, что царь Ирод собирает авторитетных в законе, пророках и писаниях людей, которые должны ответить на взволновавший его вопрос «Где должен родиться Христос?» И далее мы читаем: "Они же сказали ему: во Вифлееме иудейском, ибо так написано через пророка. И ты, Вифлеем, земля иудина, ничем не меньше воеводств иудиных. Ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ мой Израиля» (Мф. 2, ст.5-6).
Данное пророчество взято из книги пророка Михея (Мих.5,ст.2). Блаженный Феофилакт пишет: "Вифлеем в переводе значит « Дом хлеба». Иудеи же - исповедания. Да будет, чтобы и мы через исповедание сделались бы Домом хлеба духовного!»
Ну, можно добавить, что Слово «Ходе», которое образует корень имени Иуды, означает восхваление. Таким образом, через православие, правильное восхваление, мы можем приобщиться к духовным хлебам. То есть, евхаристически напитать свои души. Иными словами, Вифлеем - это место, которое может напитать многих. И действительно, злак, «отроча младо», рожденный во Вифлееме, евхаристически напитал собою весь мир. Сам о себе Он позже скажет: « Я есть хлеб жизни, приходящий ко мне не будет алкать. И верующий в меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, ст.35).
Слова «который упасет народ мой Израиля», означают, что в будущем, во дни антихриста, через проповедь пророка Илии, сошедшего с небес, иудеи уверуют во Иисуса Христа, и подчинятся Ему, как овцы Его стада - церкви. То есть, станут православными (Рим.11).
И далее мы читаем: "Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды"( Мф. 2,ст. 7). Он узнал от волхвов, что звезду они увидели впервые два года назад. Это видно из того, что позже он повелел избить всех младенцев, от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2,ст.16).
И далее мы читаем: "И послав их (то - есть волхвов – о. О. Ст.) в Вифлеем, сказал, царь Ирод сказал им - пойдите, тщательно разведайте о младенце, и когда найдете, известите меня, чтоб и мне пойти поклониться ему" (Мф.2, ст.8).
Мир политики всегда стремится использовать религиозные чувства в своих целях. Поэтому нам надлежит держаться подальше от сильных мира сего. И вести жизнь тихую и безмятежную. И не надо удивляться, что патриарх и епископы часто общаются с представителями мирской власти. Тяжко есть послушание патриарха и епископов церкви печаловаться, то есть хлопотать за народ Божий перед сильными мира сего. Но мы такого послушания на себе не несем. Посему будем держаться в стороне от мирских интриг, политических спекуляций и политических коллективных грехов наших современников. Сказано: «прелюбодеи и прелюбодейцы, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4,ст.4).
Блаженный Феофилакт, объясняя слова «который упасет народ мой Израиля», присовокупляет «упасет», а не будет тиранствовать или пожирать. Ибо другие цари не пастыри, но волки. Христос же пастырь. Как он сам говорит: «Аз есьм пастырь добрый». Этим истолкованием блаженный Феофилакт показывает нам, что не все формы управления на благо людям. Потому что если у власти тираны, которые эксплуатируют, тиранят свой собственный народ, то они как волки. А в абсолютном смысле подлинный пастырь, который несет благо всем народам и племенам, населяющим планету, это Господь Иисус Христос, Пастырь Добрый. Волхвы, похоже, не догадывались о коварном замысле царя Ирода, и далее мы читаем: "Они, выслушав царя, пошли. И се звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был младенец" (Мф. 2,ст. 9).
Истолковывая слова: "Как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был младенец", блаженный Феофилакт пишет: « и это дивно, ибо звезда сошла с высоты и, став ближе к Земле, указала им место». То - есть, только в таком виде она могла бы подсказать точно место. Потому что, если звезда высоко, то всем кажется, что она над головой. А чтобы звезда обозначила место, она должна была спуститься. А это был ангел. С другой стороны, откровение Божие действительно настолько приблизилось к Земле, что людям могло показаться, что небо уже на Земле. Неслучайно святой Иоанн Креститель возглашал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Подобное говорил и Христос. И апостолы проповедовали. И далее мы читаем: "Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой и, войдя в дом, увидели младенца с Марией, матерью Его и, пав, поклонились Ему. И открыв сокровища свои, принесли ему дары - золото, ладан и смирну" (Мф. 2, ст. 10,11).
Золото ему принесли, как царю, ладан - как Богу, смирну - как человеку, которому надлежало умереть. Смирна на Востоке входила в состав бальзама, которым натирали мертвое тело. Блаженный Феофилакт поясняет: «а смирну, как имеющему вкусить смерть. Ибо иудеи со смирною погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным. Ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу». Похоже, что волхвам, судя по их дарам, было открыто и многое более, чем мы можем себе представить. Ведь они чествуют Богомладенца и как царя, даря ему золото. И как Бога, даря ему ладан. И как человека, которому надлежит умереть, даря ему смирну. Далее мы читаем: "И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф. 2, ст.12).
Вот здесь мы видим, что волхвы не подчинились приказу царя на его, царя, территории. То есть, они как бы осуществили мятеж против правителя этой Земли. Но почему они на это пошли? Потому что воля Божья выше воли любого земного правителя. Потому что истинный Царь Царей - это только Господь, а правители заслуживают нашего доброго расположения, пока они следуют заповедям Создателя. Но если нарушают законы Бога или своими человеческими законами перебивают заповеди Создателя, то становятся в опасное положение, когда верующие могут оставить за собой право не подчиняться их беззаконным решениям. И в «Социальной концепции Русской Православной церкви, Московского Патриархата» это положение отражено. Что наша церковь сохраняет за собой право, если принимаемый светской властью закон противоречит заповедям Божьим, не соглашаться с этим законом. «И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» Блаженный Иероним Стридонский, согласуя свое истолкование с особенностями греческого оригинала Евангелия, пишет: «Принесшие дары Господу, непосредственно вслед за тем получают ответ, ответ же был дан не через ангела, но от самого Господа» Возвращаются же они другим путем, потому что не должны были приметаться к неверующим из иудеев». Далее мы читаем: «Когда же они отошли, се ангел Господень явился во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. И будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить его» (Мф. 2,ст.13).
Здесь Евангелие еще сильнее обличает иудеев, их царя, правительство, да и всю ветхозаветную церковь. Ибо все они вместе взятые оказались хуже, чем Египет. Мицраим - древний символ язычества, оккультизма и греха. Еще древний пророк предсказал свершение сего события. Когда духовный центр мира в лице Богомладенца Иисуса, сместится, и престол Божий окажется не в Иерусалиме, на горе Мориа, но в Египте, в тот день жертвенник Господу будет посреди земли египетской» (Ис. 19,ст.19). Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.
Перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа будет происходить нечто подобное тому, что случилось с иудейскими архиереями-старцами, с их царями. Многие христиане не распознают знамение времени и примут за Христа антихриста и последуют за ним, как иудеи последовали за нечестивым царем Иродом. И только немногие сохранят верность Христу и его Евангелию. Апостол Павел писал: "Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян.20,ст.29-30).
И далее мы читаем: " Иосиф получил откровение от Бога, он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода. Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Из Египта воззвал я Сына моего» и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2, ст.14-15).
«Матерь его» - эти емкие слова для каждого православного сердца говорят и означают более чем много. На иврите это имя произносится, как Мирьям, Марьям, что значит «восстание многих» или «звезда моря». Или просто «Возвеличенная». И далее мы читаем: "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его. От двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.2, ст.16). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Как фараону Бог послал посмеяться через Моисея, так и Ироду посмеялся через волхвов. Так как оба - и Ирод, и фараон - были детоубийцами. Фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола. А Ирод - детей вифлеемских». И далее мы читаем: "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: Глас в Раме слышен. Плач и рыдания, вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2,ст.17-18).
Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих - это и символ безутешного горя о погибающих детях, потерянных для иудаизма, которые сводят и саму мать их, то есть ветхозаветную церковь в могилу. Жизнь Рахили - жены патриарха Иакова оборвалась внезапно. Между Вифлеемом и Иерусалимом. Так и жизнь Господа Иисуса Христа от Вифлеема - рождения, до Иерусалима - распятия. Этим евангелист Матфей, как бы, подсказывает нам, что не напрасно погибли вифлеемские младенцы. За Него, за Христа, они умерли и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, вызванной нечувствием Христа - Мессии, Мешиа. Почему первыми мучениками за Христа становятся младенцы? Святые отцы говорят: «это связано с тем, что, таким образом, Господь подчеркнул чистоту и святость мученичества - что первыми становятся младенцы». И далее мы читаем: "По смерти же Ирода сей ангел Господень во сне является Иосифу в Египте" (Мф. 2, ст.19).
Как известно, смерть грешников люта. Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизною ног, гниением срамного члена, порождавшим червей. Одышкою, дрожанием и судорогой членов». Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению. То есть, то, что ангел Господень говорит Иосифу Обручнику, явившись ему в Египте: "Се, ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю израилеву, ибо умерли искавшие души младенца" (Мф. 2,ст.19 – 20). Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наши молитвы за властей, если эти власти нечестивы, ускорят их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: "Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1-е Тим.2, ст.1-2). Конечно, молитва - это доброе дело. Но для нечестивых тиранов, эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: "Итак, если враг твой голоден - накорми его, если жаждет - напой его, ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12,ст.20-21).
Таким образом, братья и сестры, наши молитвы, которые есть благоухание Богу спасаемых и погибающих, то - есть кающихся, для нераскаянных грешников они - запах смертоносный на смерть (2-е Кор.2,ст.16-17). Так усилим же наши молитвы за правителей и властей во всем мире! При их благочестии эти молитвы принесут им благословение, где бы ни жили православные, в какой бы стране они ни молились. Равно как и при их злочестии принесут им смерь и проклятие. Словами "ибо умерли искавшие души младенца" ангел показывает, что погиб не только нечестивый правитель, но и все его, Ирода, пособники. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа». То - есть состояли в заговоре с Иродом. И далее мы читаем: «Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (Мф.2, ст.21). Здесь под словом «пришел» надо понимать «вошел», ибо возвращение в Святую землю всегда на еврейском языке означает «восхождение», «поднятие», по-еврейски «алия», а удаление от нее, нисхождение, изгнание - галут. И далее мы читаем - услышав же, что Архелай царствует иудеями вместо Ирода отца своего, убоялся туда идти. Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские (Мф. 2,ст.22). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: Архелай был подобен своему отцу, Антип - уже это новый Ирод, который убил Предтечу. Действительно все наследники и преемники наследуют и принимают на себя не только преимущество положения уходящих, но и их греховность и испорченность. Следовательно, если хочешь понять, кто пришел к власти, проследи по цепочке назад на два-три поколения и поймешь суть нового правления. Библия учит, что грех и его проклятие тяготеют над наследниками, следовательно, и преемниками до третьего-четвертого рода (Исх.20, ст. 5).
Как говорится в русском народе, яблоко от яблони не далеко падает. «И придя, поселился в городе называемом Назарет. Да сбудется «реченное через пророков», что Он Назореем наречется. (Мф, 2,ст.23).
Итак, мир отреагировал на пришествие Христа Спасителя началом непрекращающихся агрессий против Него самого и Его Церкви. Ибо Тот, который родился в Вифлееме иудейском, пришел сокрушить основы старого мира и создать мир новый. Сказано: « ибо вот я творю новое небо и новую землю. И прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что я творю. Ибо вот я творю Иерусалим весельем и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе моем. И не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Ис.65,ст.17-19). Христос раждается, славите! Как всегда, испрашиваю ваших молитв за служение Слова - евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас Христос!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+