Перейти к основному содержанию

06:22 26.05.2019

О насущных вопросах духовной жизни. В эфире протоиерей Леонид Калинин настоятель храма священномученика Климента Папы Римского на Третьяковской в Замоскворечье.

01.11.2013 07:42:17

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Добрый вечер, дорогие слушатели радио «Радонеж». Сегодня в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин настоятель храма священномученика Климента Папы Римского на Третьяковской в Замоскворечье. Звоните нам по телефону и задавайте свои вопросы. Мы также ждем ваши вопрос по смс. И будем сегодня разговаривать о насущных вопросах духовной жизни.

Очень важный вопрос богословский: Кто есть Христос? Согласно учению апостолов, Он не только человек, но и Бог, сочетающий в себе две природы, две личности, в которых божественная, и человеческая природа соединены неразрывно, нераздельно и неслиянно. В православии это абсолютно понятно каждому верующему. Но с этим не могут согласиться люди, которых мы с вами называем еретиками и отступниками. Которые считают, что божественная природа подавила во Христе человеческую природу. Или наоборот, что Христос- это только человек, просто пророк или святой, великий святой или еще как-то называют, но это не соответствует православному учению. Почему я как священник православной церкви могу твердо говорить, что истина лежит там, где указываег церковь? Потому что церковь возвещает именно ту истину, которую Господь открыл святым апостолам Духом Святым. Открыл те богословские положения, которые потом Церковь только лишь утверждала на Соборах, постепенно развивая богословие, но не добавляя в него ничего нового. А именно раскрывая только ту полноту божественного Откровения, которая была дана Церкви сразу в день святой Пятидесятницы.

 Просто не все было необходимо сразу реализовывать, излагать, объяснять. Перед апостолами стояла задача просветить мир, благовествовать Евангелие, созидать церковь Христову. Та задача, с которой они справились, как и было задумано Господом. И просветили мир своей верой, твердостью стояния в этой вере. И, конечно же, теми удивительными свойствами, которыми их наделил Господь в день святой Пятидесятницы, сделав их Своими апостолами. Мы помним с вами, что Господу было угодно дополнить число святых Своих посланцев апостолом Павлом. Но это было позже, в том откровении, которое Павел получил в Сирии, по пути из Иерусалима в Дамаск. Оно сделало его тоже одним из апостолов. Даже не просто апостолом, а первоверховным, как мы называем тех двоих, Петра и Павла, которые особенно потрудились в благовестии Христовом.

 Вы знаете, что мы читаем на утрене евангелие, совершаем полиелей, а после чтения канона и пения тропарей мы провозглашаем удивительные слова: Слава Тебе, показавшему нам свет! Эти слова, которые напоминают нам всю историю Евангелия, потому что прямо относятся к тому свету, который Христос открыл Своим ученикам.

 Собственно, божественный свет и его богословие - это предмет очень серьезных богословских исследований, которые совершались святыми отцами, может быть, даже до Григория Паламы. Григорий Палама вообще посвятил свою жизнь тому, чтобы отстоять и открыть людям то, что было известно церкви с самого начала- этот свет божий, который мы чувствуем в своей душе. Но святитель Григорий Палама своим богословием божественного света еще раз утвердил именно православное полноценное восприятие этого света как непосредственного богоявления. Я бы так сформулировал. То есть свет нетварный, свет превечный, свет, просвещающий всех. И поэтому мы оглашаем на всенощной, на утрене: Слава Тебе, показавшему нам свет! Прославляя тем самым Бога, Который именно показал нам всем Свой свет. Через который мы пришли к Нему, через который мы служим Ему, которого мы взыскуем, к которому стремимся. И мне особенно радостно, что в храме священномученика Климента, который многие из слушателей радио «Радонеж» посещали и посещают постоянно, совершено первое богослужение в главном приделе, который как раз посвящен празднику божественного света-Преображению Господню.

 В течение нескольких лет, начиная с 2008 года, когда были разобраны стеллажи Российской государственной библиотеки, которая с 1934 года занимала этот храм, продолжался процесс реставрации и сложной реконструкции храма. Храм священномученика Климента находится на улице Пятницкая, 26. Это около метро Третьяковская в сторону Климентовского переулка. Этот храм уникальный. Его история уходит вглубь веков. Я думаю, что первые упоминания- а мы в архивах очень много работали- относятся к XV-XVI векам. Скорее всего, храм стоял раньше, когда топография местности только складывалась. Вы вспомните московские улицы, такие, как Большая Ордынка, Малая Ордынка, Татарский переулок. Все это связано с историей Москвы. И Климентовский переулок также один из самых старинных переулков в Замоскворечье. Который в то же время и получил такое название. И деревянный храм, возможно, XIII-XIV века, который мог стоять в этом месте, впоследствии был заменен каменным, кирпичным- вернее, плинфовым, я бы сказал. Потому что кирпич в нашем понимании прямоугольный из обожженной глины, а плинфа- это пластина из глины, более тонкая и хорошо пропеченная в печи. И вот одна из таких стен древнего храма находится у нас в нынешнем храме между четвериком и трапезой. Она сохранена была зодчими XVIII века, что свидетельствует о том, что храм гораздо древнее, чем то, что мы видим сейчас. И место это намолено сотнями поколений наших предков.

 Нужно сказать, удивительно, конечно, что храм сохранился, все шло к тому, чтобы он был уничтожен. Этот храм удалось спасти в советское время благодаря великим подвижникам, таким, как Петр Барановский и Игорь Грабарь. И, конечно, благодаря книгам, которые были завезены туда, некуда было их вывозить. Это сложное и дорогостоящее дело - перемещать миллионы книг. Но каким-то чудом этот храм во всем великолепии, с пятью иконостасами XVIII века дошел до нашего времени. Сегодня мы открыли доступ в четверик. И множество людей устремилось посмотреть это великолепие, эту красоту в уже очищенном виде. В восстановленном его девственном великолепии. Поскольку за годы советской власти и в предшествующие годы храм был закопчен, был заброшен. Храм был как бы сиротой. Но вот он обрел свое новое дыхание, новую жизнь. И снаружи и изнутри.

 Конечно, он сейчас уже совсем другой.

 Я хочу сейчас прерваться на звонок.

 -Пожалуйста, вы в эфире.

 -Здравствуйте, батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Благословите, раба божия Галина.

 -Бог благословит.

 - Батюшка у меня вопрос. Вечером будет малое водосвятие?

 -Вы знаете, по уставам вообще много всяких включений попустимо в богослужебные чины. Обычаем я бы это не назвал. Потому что малое водосвятие- я практически нигде не встречал никогда такой чин. У нас другой обычай. Мы совершаем водосвятие после вечерни первого часа перед утреней. Если это всенощная- тогда, как обычно, служим без включения водосвятного чина. А перед литургией на утро совершаем малое освящение воды. Вот так у нас принято. Поэтому дополнительных изменений и дополнений в устав вносить я не хочу, потому что вообще церковь не очень приемлет каких-то от человека идущих вещей. Нужно стремиться следовать установленным и проверенным веками порядкам.

 Мы помним, как в XVII веке патриарх Никон начал менять чины, добавлять, убавлять богослужебные тексты. Причем не всегда в лучшую сторону. И те благие намерения, которые он преследовал, чтобы унифицировать богослужение, сделать его приближенным к восточным церквям, не удались. У него была идея стать Вселенским патриархом, это витало в воздухе в то время. Потому что Россия стала великой и мощной православной державой, а Константинопольский патриархат в то время был практически под угрозой вымирания. И тогда, видимо, наши так активно стремились завоевать авторитет в глазах древних патриархатов и выдвинуться вперед.

 Но все это, как мы знаем, привело к плачевным последствиям, потому что, несмотря на явную пользу для церкви, которую патриарх Никон хотел принести и принес, несмотря на многие позитивные вещи, если вспомнить ту отрицательную цену, которую пришлось заплатить, то лучше бы этой пользы не было. Потому что народ наш, к сожалению, был расколот. И вы знаете, что историки нашего царского времени эту тему тщательно обходят. И я скажу, что не случайно. Потому что была царская цензура, они не могли писать откровенно, что в то время был сломан духовный хребет в целой величайшей православной стране. Почему? Потому что пошли за человеческими мыслями, не от Духа Божьего исходили, а от каких-то своих измышлений. Это, к сожалению, и привело к тяжелым и неисправимым последствиям.

 Поэтому- слава Богу, что Господь действительно управляет и ведет церковь. Церковь -то все-таки сохранилась! И, несмотря на последующий тяжелейший XVIII век и XIX век непростой, я уж не говорю о XX веке, все-таки церковь, как сказал Господь, устояла, и враги ее не одолели. Но, тем не менее, я с очень большой осторожностью отношусь к тому, чтобы что-то резко менять в церкви. Не потому, что мы такие косные, а потому, что нужно, прежде всего, почувствовать дыхание Духа Божьего, Его веление, Его указание. Тогда все будет органично. Я вам приведу один яркий пример, как это в наше время происходит. Это канонизация царя Николая II и его Августейшей Семьи. Вот, пожалуйста, воля божья, она явно тут проявила себя. Мы ее видим и чувствуем, а ведь сколько было споров, сколько было разных мнений на этот счет! Была очень непонятная темная история с мощами: тоже подлинные -неподлинные, и так далее. Но канонизация прошла на одном дыхании. Она была актом соборного разума церкви. И все те, кто сомневался, все те, кто говорил в сослагательном наклонении - а если бы царь Николай II не отрекся? А если бы то или другое?- как-то все замолчали.

 Знаете, это было удивительно, потому что это явное действие промысла божьего. Если надо ввести в богослужебный чин какое-то изменение, дополнение или улучшение, это, наверное, возможно. Но это должно быть именно соборным дыханием церкви, а не просто чьим-то решением. Даже пусть решением Патриарха или архиерея. Нет. Это должно быть именно соборным, общим пониманием того, что нужно церкви. Кстати говоря, я очень высоко оцениваю то, что у нас в последние годы не происходит никаких резких изменений. Никаких модернизмов. Церковь живет своей жизнью. Как раз она этим свидетельствует истину: что меняется мир, меняется многое вокруг, но то, что является носителем соборного Откровения, данного церкви- не может меняться просто так, вдруг. Поэтому очень хорошо, что у нас соблюдается некоторая консервативность, которая дает нам уверенность в том, что мы не торопимся куда-то двигаться в этой плоскости. Мы должны двигаться ко Христу в своей жизни, в своих поступках.

 Я хочу сейчас вспомнить один момент, который сегодня мне довелось пережить в больнице. Я посещал больную девочку, и санитарка мне сказала: батюшка, что мне делать? У меня восьмилетний внук ужасно ругается матом. Как мне быть? Как на это реагировать? Я очень переживаю. Я несколько изумился, как это так получилось? Что в восемь лет мальчик начинает ругаться матом? Я говорю: а как вы реагируете? Да никак. А что мы можем сделать? Это меня поразило еще больше. Потому что если ребенок ругается матом дома, и никто не реагирует на это, то что же будет с ним, когда пройдет еще десять лет? Вот понимаете, я в данном случае обращаюсь к радиослушателям. Вы можете звонить, задавать вопросы или поделиться какой-то историей. А бывало ли это с вашими детьми? Или внуками? И какие были ваши действия? Потому что, с моей точки зрения, таким проявлениям надо давать решительный отпор. И не заниматься такой либеральной практикой: все, что ребенок делает, прекрасно, надо только выращивать в нем то, что выросло. Это знаете, что выросло, то выросло. Может свинья получиться из ребенка. Прости Господи, так сказал, но действительно это ужасно.

 Поэтому, на мой взгляд, нужно жестко искоренять такого рода проявления. Вот у нас в храме Климента в Замоскворечье продается книга, о которой я много раз уже говорил, Веры Николаевны Коскиной. Она называется «Исправь в себе прегрешения», о воспитании детей. Там педагогическая система Михаила Ивановича Хераскова. Вообще-то протоиерея Михаила, который был инспектором духовных училищ во Владимире сто лет назад. И он создал удивительную педагогическую систему, по которой репрессивными мерами искоренял зло, и, наоборот выращивал добро. И вот я этой санитарке сегодня сказал: представьте себе, что ваш внук -это грядка на вашей даче. Как бы вы относились, если бы в ней начали расти чертополох, крапива, и еще бог знает что? Вы бы что с ними сделали?- Ну, я бы прополола. –Вот и надо полоть, вырывать с корнем такие грехи. Иначе добрым всходам не будет ни солнца, ни света, ничего. И вы получите в итоге не человека, а чудовище.

 -Я слушаю звонок. Пожалуйста.

 -Добрый вечер, отец Леонид, с почтением Алексей Кириллович. Вот вы затронули вопрос относительно канонизации семьи Романовых и Николая II. Мне хотелось бы взглянуть на корни, вернее на предков, которые были до Романова Николая II. Ведь Екатерина Великая и ее муж, сын герцога Гольштейн-Готторпского, они ведь не имели к Романовым прямого отношения. Более того, династия идет по мужской линии, насколько я понимаю. Начиная с Михаила Романова и последователей. Вот, скажите, пожалуйста, как рассматривать Романова Николая II?

 -Ну, вы знаете, я в этих династических тонкостях не так хорошо разбираюсь в силу худоумия своего. А могу все-таки сказать, что был Павел Петрович, сын Екатерины II и Петра III. Так вот, Петр III являлся все равно носителем крови Романовых. И тут рассуждать так, как вы, нельзя, я считаю. Во-вторых, даже исследуя личность Екатерины II, которая приехала к нам тоже из Германии, я могу сказать, что Екатерина II, при всех минусах, которые были свойственны и веку, и образованию, и воспитанию, и нравам того времени, стала такой патриоткой России к концу своих дней, ее царствование было настолько блистательным и славным с точки зрения военных побед, с точки зрения вообще развития страны, что, несмотря на то, что она и церковь притесняла, многие неприятные вещи делала, Россия с благодарностью чтит ее память. Екатерина II, когда узнала о замужестве ее внучки Анны за шведского принца, поставила ребром вопрос о православии своей внучки. Она не хотела давать согласие на брак при условии, что придется менять веру. Понимаете? О чем это говорит?

 А ее сын Павел был одним из благочестивых государей. И вообще в Петербурге его считают высокочтимым святым, потому что от его гробницы происходят чудеса. А это вполне возможно, потому что он был человеком глубоко верующим, очень нравственным. У него была одна жена. Он вообще соблюдал свою нравственность, благочестие, а его все время чернят и всюду показывают про него разные дурацкие фильмы, типа «Бедный Павел», и так далее. Это просто все надо наглая и бессовестная ложь. Ну да, он боролся с масонством. Это понятно. Но нельзя же так чернить все его правление! Вот его показывают каким-то солдафоном, каким-то недоумком. А это был один из самых лучших царей в нашей истории. Поэтому в исторических вещах трудно разбираться, но я знаю, что, как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. И вот царь Николай II, будучи сыном блистательного русского монарха Александра III, который, может быть, в своей крови имел больше немецкой крови, чем русской. Но, тем не менее, он был одним из самых русских царей. Помните эпизод, он ловил рыбу и пришли иностранные послы, ему камердинер доложил, он сказал: когда российский император ловит рыбу, Европа может подождать. Это единственный царь, который довел до самого высшего развития величие нашей страны. Конечно, Николай II был человек другого склада, он, может быть, не был способен на управление государством, но он был исключительно благочестивым, верующим православным человеком, что говорит как раз о русскости его духа. Поэтому давайте мы не будем в пробирке мерить, сколько капель крови в ком есть.

 Вот как Пушкин. Многие сейчас говорят, что он был еврей, кто-то говорит, что негр, а кто-то еще что-то говорит. А я скажу, что это был великий русский поэт. И он себя чувствовал русским и был русским. Вот это великое чувство быть русским должно быть в каждом человеке, кто считает себя причастным к этому народу. Мы не унижаем других. Но быть русским- это очень важное дело.

 -Я слушаю, пожалуйста.

 -Добрый вечер батюшка.

 -Добрый.

 -У меня такой вопрос. Вот сейчас предыдущая раба божия говорила про детский мат. А я вспомнил в связи с этим ваше выступление. Полтора-два года назад, когда вы поменяли место жительства, и ваши две дочурки пошли в другую школу. Было такое, правда? И вы рассказывали, как их встретили подростки- школьники, окружили и сразу вопрос: пить, курить можете?

 -Так, так…

 -Они застеснялись. Им говорят: научим…

 -Научим…Да, совершенно верно.

 -И как дальше ваши дочурки?

 -Я вам сейчас расскажу. Спасибо. Очень хороший вопрос. Вы знаете, слава Богу, ни мата дома я никогда не слышу, ни каких-то письменных интернет- общений я не вижу. Ни пьянства, ни курева пока, слава Богу, нет. Они, может, еще несовершеннолетние. Одной 16, другой 17 лет. Но я очень радуюсь и молюсь Богу, чтобы они сохранили свою чистоту, как она есть. И старались бы не только сохранить, но и приумножить. Вот чистота души, чистота тела- это очень важный вопрос. Мы не говорим о том, что человек достиг 18 лет, и ему все можно: курить, пить, иди блуди, делай, что хочешь. Наоборот, если человек идет к Богу, если он стремится к этому и хранит веру, а это самое главное воспитание в детях, то он всегда будет приумножать то, что ему дано. Вы знаете, ваш вопрос меня очень тронул, мне было очень приятно, что вы помните. Как-то мы ехали в машине, как раз посещали больную девочку, и на обратном пути бабушка ее мне поведала, что ее знакомый рассказывал о своих детях. Как он вырастил хороших детей. Он своих двух сыновей подвозил их к школе и спрашивал: чего нельзя делать? Они ему отвечали: пить, курить, ругаться матом. Он говорил: хорошо, идите в школу. И вот это он им говорил буквально каждый день: чего нельзя? И они это повторяли, и действительно, они имеют иммунитет, и сейчас это уже взрослые люди, и, тем не менее, хранят себя. И стараются не только сохранить чистоту, но и приумножить.

 Вот надо так стараться воспитывать детей. Я, конечно, не знаю, что будет дальше, но я могу сказать, что к моменту подросткового периода, переоценки ценностей мои лично дети сохранили веру в Бога. И причащаются, и исповедуются. Причем исповедуются у своего собственного отца - священника. Это вообще редкость. Я, конечно, не образец, есть гораздо лучшие примеры, но, тем не менее, меня укрепляет та молитва, с которой я с самого раннего их детства всегда обращался к Богу, просил, чтобы Господь просветил их светом своим и дал им правильный путь, дал им сохранить веру, дал им выбор пути к Богу. Я надеюсь, что Господь эти молитвы услышал. Дай Бог, чтобы и дальше так было. Прошу ваших молитв тоже. Так что очень важно за детей молиться, просить Господа не по факту каких-то ужасных событий, а заранее . Вот сегодня еще один пример. Я выхожу из больницы и вижу- идет женщина с двумя тяжелейшими сумками, посещает больного. Я ее остановил и говорю: что же вы тащите такую тяжесть? А она говорит: у меня здесь сын. У него инсульт, паралич от алкоголизма, от пьянства. Ему 29 лет. Живем в районе Перово. У нас там такая наркомания, и он стал наркоманом, пьяницей, и теперь вот его разбил паралич в 29 лет. Вы поймите, это же страшное дело.

 Эта бедная женщина несет тяжелые сумки, она переживает за своего сына, но это переживания, к сожалению, очень запоздавшие. Где же ты была раньше? Может, надо было более строго поступить с этим сыном? Я сегодня вот говорил нянечке в больнице тоже, что надо жестко искоренять мат. Как может восьмилетний мальчик материться так, что взрослые дома вообще слышали бы такое? Я себе такое не могу представить, чтобы кто-то из моих детей произнес такое слово. Я сам этого не произносил при родителях, и вообще никогда. В армии я служил, там всякое было, многие через это проходят, но ведь от этого можно и нужно избавляться. Поэтому я скажу, что либеральное отношение ко злу в любых его формах приносит только отрицательный результат. Никогда не надо либеральничать со злом. Другое дело с ребенком. Ведь ребенок может быть очень подвижным, психически неуравновешенным, он только еще формируется. Вот у меня тоже есть еще пример: родители- благополучная семья, двое детей. И вот девочка- подросток приходит ко мне на исповедь. Очень редко приходит в церковь, но вот она пришла, и когда я с ней начал общаться, то оказалось, что у нее были три попытки суицида, о которых родители даже не подозревали. Естественно, я не мог им это говорить, все-таки тайна исповеди. Но я в другой форме попытался это им объяснить, что надо при бескомпромиссной борьбе со злом уметь отделить зло от человека. И объяснить ребенку, почему он получает то или иное наказание. Что оно обоснованно. Что оно не от злости, не оттого, чтобы обидеть его, а оттого, чтобы вырвать сорняк из грядки, чтобы его душа была свободна от этого жуткого корня греха, который будет мешать ему жить всегда. Вот это очень важное дело.

 -Я слушаю, пожалуйста.

 -Добрый вечер, батюшка. Моему сыну сейчас 50 лет, но я хочу сказать, что была ситуация, когда ему было 3-4 года. Мы жили в такой атмосфере, что мат буквально висел в воздухе. И когда он при мне сказал слово одно матерное, я сделала круглые глаза и сказала: Боже мой, те слова, которые ты не слышишь дома от мамы, ты никогда не должен повторять. И представьте себе, ему сейчас пятьдесят лет и не матерится, и не пьет, слава Богу.

 -Ну, вот видите, какой хороший, правильный пример. Если бы вы тогда не сделали этого, не сказали бы ему, не сделали этих круглых глаз, не показали бы, что это недопустимая вещь, вообще не укладывающаяся в голове, то он бы сейчас и пил, и курил, и матерился. Вот этот момент я просто советую всем родителям именно как священник со всей ответственностью. Никогда не либеральничайте со злом. Не надо идти у него на поводу. Не надо говорить, что черное это белое или хотя бы серое. Если это черное, то это черное. И надо человеку говорить, что черные дела - это черные дела, они никогда не станут белыми и никогда не оправдаются. И это будут слова правды. А правде верят. Если вы будете как-то смазывать, или пытаться это как-то сгладить, то пожнете потом такие плоды, что я думаю, будете сожалеть всю жизнь. А вот вы, сказавшие об этом, вы радуетесь. Вот ему пятьдесят лет, и вы все эти годы радуетесь, что воспитали такого хорошего сына.

 -Я слушаю еще один вопрос, пожалуйста.

 -Здравствуйте батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Отец Леонид, Валентина вас беспокоит. Я тридцать лет прожила в алкоголизме с мужем, и единственное могу сказать: такого сердца я никогда в жизни не встречала, какое было у него. И готова прожить еще тысячу жизней, потому что несла я…нет, Христос нес нас обоих: его и меня. Христос нес. Служение было. Понимаете? Вот этот важный момент. Сделать было ничего невозможно. Делались попытки и много что делалось…

 -Я и говорю…

 -Тридцать лет прожить -это жизнь. Вот именно в таком плане служение. А что было делать? Христос, только лишь Христос нес, он меня нес, а я несла его. Нет, не я несла. Он нес…

 -Вы понимаете, если бы, как вы сказали, алкоголизм, это как раз не добавление, не плюс к той ситуации, что Христос нес, а минус. В конце концов, алкоголизм, как я понял, унес у вас этого вашего ближайшего доброго человека. Да? И если бы он не был подвержен алкоголизму, вы бы еще тридцать лет с ним прожили. А сейчас вы остались одна. И одной тяжело. Поэтому коль скоро вы верите в Христа, обращайтесь к нему и избавляйтесь, если сами подвержены, от этого греха. Потому что назвать алкоголизм добрым, позитивным, хорошим, я никогда не смогу. Я в это не верю. Это как раз то, что лишает людей счастья. Лишает их семьи, лишает их детей, лишает родителей, близких. Давайте называть вещи своими именами. Это одно из величайших зол, которому, к сожалению, так подвержены наши соотечественники. И слава Богу, что сейчас с этим ведется борьба. Ведется она, кстати, очень серьезно нашей святой церковью. Вот отец Тихон Шевкунов, настоятель Сретенского мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре ведет очень серьезную, огромную работу по искоренению этого греха- я по- другому не могу назвать алкоголизм- из нашего народа.

 Поэтому оправдывать и говорить, что это прекрасно…просто вам Господь дал хорошего человека. Но если бы он не был алкоголиком, вы бы еще много-много лет наслаждались бы общением с ним.

 -Я слушаю, пожалуйста.

 -Добрый вечер батюшка.

 -Добрый.

 -Раба божия Татьяна, будьте добры, скажите, пожалуйста, что делать, если отец сквернословит?

 -Ну, вы знаете, это сложный вопрос внутрисемейных отношений. Мне кажется, надо начинать молитвы, может быть, с ним тактично поговорить, что это неприятно для других. Если у вас получится, дай Бог, если нет - в любом случае молитвы не оставляйте. Там Господь покажет, куда двигаться.

 -Я благодарю вас, дорогие слушатели, за те вопросы, которые вы задали в эфире. Сейчас времени уже много, и скоро мы закончим передачу. В прямом эфире сегодня протоирей Леонид Калинин настоятель храма священномученика Климента Папы Римского на Третьяковской в Замоскворечье. Многие из вас знают и наш храм, и меня лично. И поэтому я осмелюсь еще раз пригласить всех наших желающих слушателей, которые ходят по переулку, знают это место. И тех, кто не знает, прийти посмотреть на только что открытый для православных и для всех людей главный четверик одного из самых величественных соборов Москвы, Преображенского собора, который именуется в народе как Климентовский храм. Потому что придел в честь священномученика Климента Папы Римского и Петра архиепископа Александрийского, древнейший, находится у нас. И мне хочется вас всех пригласить на богослужение, потому что для меня как настоятеля очень важно, что реставрация храма и его возрождение из руин было не просто делом моим или моих ближайших помощников, или правительства Москвы, которое дало большие средства, за что ему большое спасибо. Но это было, прежде всего, народным общим делом.

 И поэтому тем, кто проходил мимо, просто молился, тем, кто приходил внутрь и клал свои жертвы, свои лепты, вот теперь вы можете увидеть все это во всем великолепии единственно сохранившегося в Москве в полноте своей красоты внутреннего убранства в соборе XVIII века. Еще раз напоминаю Пятницкая, 26. Это официальный адрес. А внутрь вы можете попасть с Климентовского переулка. Когда я первый раз туда зашел, я почувствовал, что храм живой. Просто он был подернут пеплом времени и забвения. А вот сейчас с божьей помощью, с благословения двух патриархов: патриарха Алексея и патриарха Кирилла, и с помощью действительно всенародного порыва, этот храм действительно начинает жить новой жизнью, возрожденным собором города Москвы.

 Я по просьбе редакции хочу помолиться о тяжко болящем архимандрите Кирилле. Спасибо всем вам, дорогие, и ждем вас в храме святого Климента.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+