Перейти к основному содержанию

15:25 20.04.2024

О нашей вере в Святую Троицу - в Отца, Сына и Святого Духа. Сергей Худиев.

20.03.2013 11:20:38

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры! В праздник Троицы мы еще раз вспоминаем еще и еще раз об одной из  главных тайн Православия, о нашей вере в Святую Троицу - в Отца, Сына и Святого Духа. И, наверное, любой посетитель,  любой человек, который хотя бы из любопытства зашел в православную церковь, присутствует на православном  богослужении - обязательно услышит эти слова "Слава Отцу, и Сыну, и святому Духу". Эти слова повторяются в церкви постоянно. И люди, которые осеняют себя крестным знамением, складывают три пальца вместе как раз в знак своего исповедания  веры в Троицу - Отца, Сына и святого Духа. Почему в церкви это так часто повторяется, почему это так важно? В ранней церкви были попытки еретиков как-то переиначить это учение. И сейчас, когда мы разговариваем с людьми, часто многим это кажется непонятным, или как современные западные либеральные богословы говорят, что это учение, которое можно вообще как-то замять для пущей ясности, потому что его никто не понимает. Можно было бы как-то попроще придумать, потому что как же так - Бог один по существу, и троичен в лицах, все это совершенно не понятно. Но церковь настояла на  том, что Бог - это Троица. Были разные еретики, отрицавшие Троицу, наиболее известный из них был Арий, который говорил, что Сын Божий - это  существо чрезвычайно высокое, но тварное. Что Бог является не  Троицей, а монадой, Он один в смысле единственности. И церковь сотрясали очень большие нестроения, в ходе которых восставал и Арий, восставали и другие ереси, так или иначе отрицавшие веру в Троицу, и церковь отстояла эту веру. Почему это так важно? Ведь человеку со стороны может показаться, что это что-то не очень понятное. Ну, вот, понятно, что можно верить, что Бог есть, Он один,  почему это учение о Троице. Это очень важно по ряду причин, мы назовем только некоторые из них. Библия говорит о том, что Бог есть любовь. Это слова святого апостола Иоанна, и многие люди их повторяют, даже не знают, откуда он взялись. Некоторые приписывают Льву Толстому, некоторые приписывают каким-то индийским учителям. Но, на самом деле, это слова апостола Иоанна. И Бог есть любовь в своем существе. Бог есть любовь не просто по отношению к миру, Бог сам по себе есть любовь. И Бог - любовь, не зависимо от творения мира и до этого творения, но любовь это какое-то личное отношение,  любит кто-то кого-то. И вот, когда мы говорим, что Бог есть любовь, мы тем самым, исповедуем, что Бог есть Троица. В Боге предвечно существует общение лиц - Отца, Сына и святого Духа. Другое, что очень важно подчеркнуть, это божественность Сына. В истории церкви возникали и продолжают возникать ереси, которые отрицали, или преуменьшали божественную природу Господа.  Арий не отрицал, что Христос Бог, потому что это в Библии написано. Но Арий пытался перетолковать божественность Христа в каком-то таком незначительном, переносном смысле, что он Бог, но лишь в той мере, что Он подобен Отцу. Формулировка, которую предполагали арияне: Он подобосущен Отцу. А православные сформулировали это по-другому - единосущен Отцу. Сын Божий равен Отцу, совечен ему, обладает той же природой. Мы все являемся тварными существами, мы сотворены Богом. Сын предвечно рожден Богом. Почему это так принципиально важно? Потому что, если жертва, которую совершают ради нашего спасения  Христос, не есть жертва со стороны Бога, тогда нам не открылось Божье. У отца Андрея Кураева есть статья "Есть ли право свидетелей Иеговы?". Там рассматривает  такую возможность, что если допустить на минуту, что тот, кто за нас умер, не есть Бог, тогда наша благодарность принадлежит не Богу, нас искупил не Бог, нас спас не Бог.  Открылась к нам любовь не Божия, а какого-то другого сотворенного существа. В наше время есть еретики, которые отрицают божество Христа - это свидетели Иеговы, но не только они, там есть разные культуры. Но вот свидетели Иеговы наиболее распространенные, больше всего вероятность на них наткнуться. И я время от времени у них спрашиваю, скажите пожалуйста, кто является вашим Господом. Этот простой вопрос вызывает у них некоторое смущение и запутанность, потому что, с одной стороны, Бог Отец, говорят, Иегова является господом, с другой стороны, Сын является Господом, а в рамках их богословия сын  считается тварным существом. Я говорю, ну как же так, вы, значит, признаете своим Господом и Спасителем того, кто не есть Бог, тогда вы впадаете в идолопоклонство, вы называете  вашим Господом и Спасителем сотворенное существо. Если мы  называем Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем, а его так много раз называет Новый Завет, мы тем самым, исповедуем его Богом. Богом целиком и полностью.  И вот православная вера в ее центре содержит это утверждение, что  Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и сов ершенный человек. Это так называемый халкидонский догмат.  У людей есть разные представления о том, кто такой Христос. Некоторые считают, что это был просто выдающийся человек, некоторые считают, что это только Бог. Вот, православная вера состоит в том, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. Но дальше мы встаем перед вопросом о святом Духе. Были древние еретики, как и есть современные сектанты, как свидетели Иеговы, которые считают, что Святой Дух - это некая безличная сила. И, собственно, слово "сила", "динамус" по-гречески, оно в Новом завете употребляется по отношению к святому Духу. Они говорят, ну, это сила, как электричество, или как там локатор, или как там магнитное поле. Или, как, если использовать более современную аналогию Wi-Fi, вот мы можем при помощи этого Wi-Fi сообщаться друг с другом, но это не личность, это сила, это что-то такое напоминающее силовое поле. И церковь, столкнувшись с этой ересью, утверждает до сих пор, что святой Дух - личность и святой Дух  - Бог.  На каком основании мы это утверждаем? На основании утверждения апостолов, на основании Священного писания. Книгу Деяний апостольских иногда называют Книгой Деяний святого Духа. Потому что в ней мы читаем, как святой Дух действует в церкви. И мы читаем, как в книге Деяний о святом Духе постоянно говорится, как о личности.  Но о святом Духе речь заходит уже в евангелии от Иоанна. Можно вспомнить слова Господа: и я умолю Отца и даст Он другого Утешителя, да пребудет с вами вовек духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. А вы знаете Его, ибо он с вами пребывает и в вас будет. Ведь Господь говорит о трех лицах Святой Троицы: я умолю Отца, и даст Он другого Утешителя - другого, подобного мне, как предполагает грамматика фразы. И  в книге Деяний апостольских мы читаем, как  святой Дух действует в церкви. И мы читаем, например, когда они служили Господу и постились, Дух святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савву на дело, к которому Я призвал их. Святой Дух говорит «Мне», он ясно себя обозначает как личность. И апостольский собор в Иерусалиме начинает  свое обращение словами: «Угодно Духу святому и нам». То есть, святой Дух обладает опять же личностной природой, Ему угодно. Святой апостол Павел в послании к ефесянам пишет: и не оскорбляйте святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Или в другом переводе, это в переводе епископа Кассиана Безобразова: не огорчайте святого Духа Божия. То есть, мы читаем, что святой  Дух обладает волей, изволит что-то. Он говорит о себе: «Я призвал Варнаву и Савву на дело». Святой Дух может быть огорчен нашими грехами. Говорится в другом месте, что Святой Дух обладает мыслями. Испытующий же сердца, как пишет апостол Павел в послании к римлянам, знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей. Он выступает в качестве ходатая,  Он выступает в качестве свидетеля. То есть, Священное Писание говорит о Святом Духе, как о личности,  ему явно усваивается личностная природа. И поэтому церковь на основании свидетельства Писания тоже исповедует, что святой Дух - это личность. И церковь столкнулась с необходимостью как-то согласовать эти свидетельства Писания, что есть Отец который Бог, есть Сын - Бог, есть святой Дух, тоже личность и тоже Бог. После ряда споров, когда еретики пытались свое понимание продвинуть, церковь приняла исповедание Пресвятой Троицы. Иногда нам могут говорить всяческие сектанты, что в Библии нет слова "Троица". Именно такого слова нет, Троица - это сокращение, когда мы читаем, например, у Матфея Господь говорит, итак, идите, научите все народу, крестя и во имя Отца и Сына и Святого Духа. Не говорят по именам, говорят во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И мы,  вместо того чтобы всякий раз говорить Отец, Сын и святой Дух, мы говорим Троица. То есть, само понятие является библейским. Термин "Троица" появляется позже. Но само понятие Отец, и Сын, и святой Дух является абсолютно библейским, оно очень глубоко укоренено в Священном Писании. И в день Пятидесятницы, в день святой Троицы мы празднуем третье лицо Троицы - святого Духа. И нам важно понимать, кто такой святой Дух, что Он делает в нашей жизни. И вот святой Дух, как нам говорит Священное писание - это Дух, созидающий церковь. Церковь, как и описывает Новый завет, это не просто собрание единомышленников. Бывают разные группы единомышленников, бывают приверженцы какой-то политической партии, бывают общества охотников и рыболовов, бывают приверженцы какой-то философии. Разные бывают сообщества, церковь принципиально отличается от любого человеческого сообщества, от любой группы единомышленников. Церковь не просто собрание людей, которые разделяют общие убеждения. Церковь - это нечто гораздо большее, это тело, организм, который объединен не просто общим и убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Входя в церковь в таинстве святого Крещения, мы обретаем дар Духа, дар, которым мы будем жить всю нашу христианскую жизнь и всю оставшуюся вечность.  Как говорит апостол Павел, ибо, как тело имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос, ибо все мы одним Духом крестились в одно тело- иудеи, эллины, рабы, или свободные, все напоены одним Духом. Книга Деяний апостольских начинается с Пятидесятницы. При наступлении дня Пятидесятницы, как  повествует святой евангелист Лука, все они были  единодушны вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И вились им разделяющиеся языки, как бы огненные почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа святого и начали говорить на иных языках, как  Дух  давал им провещевать. Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: но вы примете силу, когда  сойдет на вас Дух святой и будете мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее, Самарии и даже до края земли. Апостолы, как и последующие поколения христиан, обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием,  но силой святого Духа. Но что очень важно, еще до того, как происходит сошествие святого Духа, как раз в те дни, которые мы сейчас вспоминаем, в которых мы сейчас литургически находимся, мы читаем, что все они, то есть, ученики Господа пребывали в молитве, в молении с некоторыми женами и Марией - матерью Иисуса. И вот очень важно, когда тоже нам какие-нибудь сектанты говорят, что где же тут в Писании сказано про почитание Матери Божьей, сказано. Например, у Луки мы читаем в Деяниях, что  Мария - Матерь Господа занимала какое-то особое место у ранней церкви. Потому что в то время, согласно обычаям того времени, мужчины и женщины молились раздельно. До сих пор во многих иудейских, во многих мусульманских община мужчины и женщины совершенно раздельно молятся. И вот то, что они молятся вместе, и Лука особенно называет по имени Марию - Мать Господа. Это подчеркивает то, что Она занимает какое-то особое место в этом молитвенном собрании. И когда приходит святой Дух, делается сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, разделяющиеся языки как бы огненные явились, и начали говорить на иных языках, как Дух давал  им провещевать. Это было знамение, которое было предсказано еще в Ветхом завете. И книга Деяний апостольских вообще полна знамений. Она полна того,  что Бог совершает какие-то удивительные сверхъестественные вещи ради того чтобы обратить людей ко Христу. И вот тут бывает еще о дно непонимание, когда люди, находящиеся вне православной церкви, они начинают эти знамения искать, начинают искать говорение языками. Не думают, что это говорение будет свидетельствовать о каких-то особых возрожденных отношениях с Богом, возрожденных отношениях со святым Духом, иногда даже смотрят с некоторым упреком на православных, а почему вы языками не говорите? Потому что, можем сказать, что это уникальное чудо, уникальное знамение, и мы видим, что апостолы говорили на реально существующих иностранных языках, которые понимали люди, пришедшие из разных стран. Если бы сейчас такое чудо происходило, мы могли бы его отметить, но сейчас люди, которые пытаются это имитировать, они говорят что-то напоминающее язык, но, тем не менее, не удобопонятное. Ни на каких конкретных языках они не говорят, ни на каких реальных языках разговоров не происходит, и видно, что это все-таки что-то не то, что было в  день Пятидесятницы. В день Пятидесятницы происходит схождение святого Духа на апостолов, и мы видим, что апостолы получают дар святого Духа. И вы знаете, это очень важно. Это не значит, что любой человек может отдельно, независимо от апостолов, независимо от апостольской церкви приобрести этот дар. Нет, мы читаем, что они все были единодушны вместе с  Марией - Матерью Господа. И этот дар святого Духа, он сходит на церковь, он сходит на апостолов. Это не дар, который дается индивидуально, это дар, который дается церкви. И в истории церкви были люди, которые пытались искать Дух где-то, которые потом уже отделялись от церкви. Но всегда кончалось тем, что, знаете, ветка, которая отделилась от дерева, она засыхает. Так и люди, которые ищут Духа вне церкви, они тоже  Его не находят. В Библии есть пророчество о том, что Бог изменит человеческие сердца, о том, что Бог пошлет святого Духа, я думаю, нам стоит подумать о том, что святой Дух делает в жизни людей. И это очень важно, потому что святой Дух пребывает в церкви, Он пребывает в собрании, Он передается через рукоположение апостолов. Но святой Дух действует и в жизни каждого человека тоже. Нам важно понять, как именно он действует, что он производит. И тут мне вспоминается, как  где-то в эпоху перестройки, лет 20 назад, это давно все было, была популярна такая песня Виктора Цоя "Хочу перемен".  «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза, в нашем смехе, в наших слезах и в пульсации вен  перемен, мы ждем перемен».  Этот лозунг "Перемен" появляется вновь и вновь в разных контекстах по разным поводам. Люди хотят, чтобы их жизнь изменилась. Что-то похожее на поколение раньше было у знаменитой группы "Битлз", у них была песня "Революция": ты говоришь, что быть хочешь революции, но сначала освободи свой разум. И вот   у пожелания начать преобразование страны и мира с самого себя, у него есть две особенности. Во-первых, оно абсолютно верно. Во-вторых, оно не работает. Оно верно, потому что единственный человек, свободную волю которого вы контролируете - это вы сами. Именно ваша жизнь и ваши поступки - это та часть общества, страны, планеты, мироздания, которая находится под вашим контролем и является областью вашей ответственности. Вы можете косвенно влиять на поведение других людей, подавая им добрый пример, или, обращаясь к ним с убедительными словами, но не раньше, чем вы сами изменитесь. Это кажется совершено очевидным, когда действительно человек хочет, вы знаете, как бывает, человек хочет изменить все, но ему надо явно менять себя. И, в общем, это совершенно очевидная рекомендация, она не работает. Она не работает настолько явно, что даже сам призыв начать с себя выглядит, как призыв к пассивности - сиди и не высовывайся, собой занимайся. Человек, который даже точно знает, как ему переделать государство, церковь, науку, искусство, международные отношения, он обычно не может привести в порядок свою собственную жизнь, свои отношения с домашними, свои нравы и свои привычки. Тот, кто точно знает, как надо управлять страной, обычно не может управиться со своей собственной жизнью. Когда речь идет о  публичных фигурах, о политиках, это бросается в глаза. Политические противники вообще обожают вытаскивать на свет свидетельства того, что гневные обличители неправды и лукавства в общественной жизни, и сами изрядно неправедны и лукавы в жизни частной. Свидетельство беспорядка в жизни обычных людей, таких, как мы  вами, редко интересуют публику, но мы-то о них прекрасно знаем. Мы даже время от времени собираемся начать новую жизнь, но без толку. И вот святой Дух приходит для того, чтобы дать нам новую жизнь, для того чтобы нас реально изменить. Бывает, что человек чувствует, что он не так живет, неправильно живет.  Ведь бывает, что человек пребывает в таком ослеплении. Ему кажется, что все вокруг живут неправильно, а с ним все в порядке, ему в своей жизни ничего менять не надо. Но бывает так, что человек приходит в некоторое вразумление, и он видит, что его жизнью находится в беспорядке, ему надо менять свою жизнь. И он пытается ее менять, там с понедельника начинать, у него ничего не получается. Потому что мы не можем переменить себя сами, мы не можем вытащить себя сами из трясины за волосы. Нам могут только дать эту жизнь. Не другие   люди, потому что  они сидят в той же самой трясине. Нам эту новую жизнь может дать только Бог. История Пятидесятницы - это история того, как Бог входит в человеческую историю, чтобы даровать людям эту новую жизнь. Пророчества об этом есть уже в Ветхом Завете у пророка Иезекииля:  « И, дав им сердце единое, и Дух новый, ввожу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердца плотяное , чтобы они ходили по заповедям моим и соблюдали уставы мои и  выполняли их. И будут моим народом, и Я буду им Богом». Мы не можем переделать себя. Бог придет и переделает нас. И вот апостол Павел пишет о  плодах, которые Дух приносит в жизни христианина. Плод же Духа  - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.  Какие прекрасные слова, их очень хочется просто выучить наизусть - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. То, что те плоды, которые в нас приносит Святой Дух. Это не плоды наших усилий, это сверхъестественный дар Бога. Никто не может быть  христианином своими силами, христианами нас делает только святой Дух. Мы не можем вести христианскую жизнь сами по себе, это невозможно. Потому что мы грешны, мы глубоко повреждены грехом, мы не в состоянии вести себя, как должно. Но нас исцеляет нас, исправляет святой Дух. Означает ли это такую пассивность с нашей стороны? Должен ли верующий просто лежать пластом, как больной, которому делают операции. Нет, ни в коем случае. Святой Дух переделывает не нашу печень, или почки, Он переделывает нашу личность. А личность меняется, принимая решение - следовать за святым Духом, когда Он зовет, повиноваться, когда Он повелевает. Как пишет святой апостол Павел: поступайте по Духу, и вы не будут исполнять вожделений плоти. В разговорном языке слова "плоть" и "вожделение" относятся к телесной и особенно к сексуальной природе человека. Но в Библии это не совсем так. Материальное тело, аппетит, сексуальность сами по себе не греховны,  греховно то, что мы с ними делаем, когда живем в непослушании Богу. Апостол перечисляет дела плоти - это прелюбодеяние, блуд,  нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предварял вас, говорит апостол, как и, предваряя вас, как и прежде  предварял, что, поступающие так, царства Божия не  наследуют. Плоть - это наша прежняя греховная природа, а ее вожделения могут носить и вполне духовный характер. Гнев и злословие ничуть не менее  дела плоти, чем пьянство и блуд. И вот в нашей жизни мы постоянно оказываемся перед выбором - последуем ли мы Духу, который мягко побуждает нас к чистой и святой жизни, или плоти, которая тащит нас назад, в трясину. Если мы дадим святому Духу переделывать нас, будем внимательны к Его тихому веянию в нашей жизни, мы увидим, что мы можем переделать все остальное. Или, вернее, как Бог, действуя через нас, может изменить страну и мир. Так бывает, что люди очень хотят переделать других людей, они хотят переделать церковь, они хотят переделать священноначалие, они точно знают, как все нужно делать, но при этом видно, что их собственная жизнь находится в  беспорядке. И это удивительно, но это постоянно видно, как человек может, кажется, поставь его в президенты, он все проблемы наши решит. А вот там, где он сейчас стоит, он ничего решить не может. И это кажется поразительно абсурдно, ну, куда тебе исправлять положение дел в стране, в церкви, еще где-то, когда ты в себе ничего исправить не можешь? Но люди именно так себя и ведут. Грех делает нас настолько безрассудными людьми. И вот святой Дух приходит для того, чтобы переделать нас самих, для того, чтобы исправить нас самих. И тут важно помнить, что мы не можем сами себя переделать, у нас нет на это возможности, мы грешники, мы ничего тут не можем поделать с тем, что мы грешники. Но нас может переделать Бог. С другой стороны, мы не должны на диване лежать, пока нас Бог переделывает. Бог нас переделывает, когда мы молимся, когда мы приступаем к таинству, когда мы прилагаем усилия к тому, чтобы, как  святой апостол Павел говорит, поступать по Духу и не исполнять вожделений плоти. Святой Дух дает нам уверенность в истине. И это очень важно, что Он совершает. Потому что Господь говорит: Утешитель же Дух святой, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и  напомнит вам все, что я говорил вам. Когда же придет Утешитель, которого  пошлю вам от Отца, Дух истинный, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о Мне. Вот, как    церковь есть непросто собрание единомышленников, но организм, живущий святым Духом, так и вера всякого христианина есть непросто набор убеждений, но проявление и дар живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может Иисуса познать Господом, как только  Духом святым. Святой Дух проявляет себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать. Но Он пребывает в любом христианине, никто не может обладать подлинной верой во Христа без святого Духа. Почему это так? Мы можем обратить внимание на три стороны нашей веры - это интеллектуальная уверенность в определенных фактах. То есть, мы верим  в то, что говорит Слово Божие, в то, что Христос действительно воскрес из мертвых в то, что он действительно сказал то, что за ним записано в Евангелии. Это обращенность воли к тому, чтобы покориться Христу как Господу и довериться ему, как Спасителю. И, наконец, это сердечное упование на Христа и уверенность в новых отношениях с Богом. Мы приходим к уверенности в тех или иных фактах  на основании определенных свидетельств. Ну, например, астрофизики принимают теорию большого взрыва на основании собранных наукой данных о Вселенной. А историки верят в то, что Петр Первый воевал с Карлом Двенадцатым на основании свидетельств, оставленных современниками. Бог дает нам достаточные основания, чтобы поверить в Него, как в творении, так и особенно в свидетельствах апостолов о воскресении Христа. Почему  многих  людей эти свидетельства не убеждают?  Я сам полжизни был атеистом, и  какое-то время они не  убеждали и меня. Известный атеист Бертран Райсво говорил, что ему недостаточно свидетельства. Но дело не в этом. Как-то я беседовал с одни м неверующим историком и сказал ему, если бы  любое другое событие в истории было засвидетельствовано также хорошо, как воскресение Христова, вы бы в нем ни минуты не сомневались. Он ответил очень честно, конечно:  Но никакое событие не требует от меня переменить всю мою жизнь. Проблема неверия, это не проблема разума, это проблема воли, когда человек сталкивается с тем, что Бог дает ему достаточно оснований, чтобы поверить. Бог ведет его к вере, но человек упирается, он не хочет. Он не хочет не потому, что недостаточно Бог ему дает свидетельств о Себе, а просто потому, что не желает.  Я видел в Интернете очень интересный ролик свидетельства одной женщины, которая пережила состояние клинической смерти, и она видела свое тело со стороны. И она даже видела своего усопшего дядю, которого там встретила, после чего она вернулась в свое тело, ее привели в чувство, и она осталась атеисткой. Почему? Потому что она считает, что она пережила, это просто галлюцинация, это просто умирающий мозг, недостаток кислорода, там еще какие-то материалистические объяснения. Человек может отвергнуть любое свидетельство. В Евангелие мы читаем, как Господь воскрешает Лазаря. Четверодневный мертвец, он уже смердит, и Господь приходит и воскрешает Лазаря, говорит: Лазарь, иди вон. Лазарь встает и выходит. Какова реакция людей.  Говорится о том, что многие из иудеев уверовали в него, а иные пошли к фарисеям, рассказали им, что сделал Иисус. То есть, реакция на чудо, она может быть покаянием и верой. Но она может быть упорством нежеланием его принимать, нежеланием верить, нежеланием слышать. Так бывает, что человек ничего не хочет слышать о Боге, ничего не хочет слышать о покаянии, потому что ему нужно будет переменить свою жизнь, а свою жизнь он переменять не хочет. И вот святой Дух касается человеческого сердца и меняет его так, что человек обращается к Богу. Ведь Евангелие требует непросто переменить какие-то наши пристрастия, оно  требует полностью пересмотреть всю нашу жизнь. Вот как часто бывает, когда люди о чем-то спорят не обязательно о вере, какие-то споры о политике, о  каких-то национальных предпочтениях. И видно, что люди просто игнорируют те факты, не хотят их знать, которые не укладываются в их предпочтении, в их картину мира. А наша вера требует не просто какие-то предпочтения пересмотреть, а полностью свою жизнь переменить. Можно вспомнить, как Ирод хотел убить младенца Иисуса, потому что он, Ирод сам хотел быть царем и полагал, что Иисус как претендент на царство ему угрожает. Наша беда в том, что мы сами хотим быть царями в нашей жизни. И когда приходит истинный царь, которому она должна принадлежать, мы этому вовсе не рады. Грех - то не просто отдельные плохие поступки, это яростная  ожесточенная мятежность, всегда готовая взорваться ненавистью к Богу и к ближнему. Как в Евангелие от Луки сказано: не хотим, чтобы Он царствовал над нами. И вот  святой Дух таинственно исцеляет наше сердце и делает нас способными принять истину. Грех делает нас мятежными и недоверчивыми. Святой Дух созидает в нас  способность покориться и довериться Христу. Наша воля, порабощенная грехом, приобретает свободу обратиться к Богу. Под влиянием греха мы не доверяем милосердию Божию, его желанию и способности спасти нас. Святой Дух внушает нам сердечную уверенность в любви Божией. Как говорит апостол  Павел, потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которого мы называем Авва Отче. Сей самый дух свидетельствует, что мы дети  Божьи. И вот подлинная вера, которую в нас созидает святой Дух, означает не просто перемену убеждения, а перемену сердца. И вот здесь нам нужно рассмотреть вопрос, которые многие задают, он у нас уже возникал, что если  наше исправление есть дело Божье, должны ли мы сами над ним трудиться? Потому что Священное Писание  много раз говорит о том, что мы не можем перемениться. О том, что грех - это не та проблема, которую мы сами можем решить. Только Бог  может нас переменить, только Бог может дать нам новое сердце. Но в то же время Священное Писание подчеркивает, что мы должны усердно служить Богу, что мы должны хранить заповеди, что мы должны прилагать усилия к нашему духовному возрастанию. И люди пытаются понять, какую часть работы делаем мы, какую часть работы делает Бог. На самом деле, это противопоставление - либо мы, либо Бог возникает, когда мы представляем Бога и человека, как двух людей, разделяющих фронт работ. Но это представление ошибочно. Бог, святой Дух действует не вместо нас, а в нас. Как говорит апостол, со страхом и трепетом свершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас хотение и действие по своему благоволению. Мы призваны с благоговением стремится к праведной жизни, понимая, что  само это стремление  - Божий дар. Представьте себе, например, влюбленных юношу и девушку. С одной стороны, они воспринимают любовь как что-то дарованное им. Вся любовная лирика всех времен и народов упоминает именно это чувство дара. С другой стороны, они сами, а не кто-то  за них сближаются, ступают в брак и учатся жить вместе. Как сказал поэт, но вспять безумцев не поворотить, они уже согласны заплатить, любой и жизнью бы рискнули, чтобы не дать порвать, чтоб сохранить волшебную невидимую нить, которую меж ними протянули. Нить между влюбленными протянули не они, это дар. Но они больше всего на свете хотят этот дар сохранить. Так и благодать Божия, которая созидает в нас веру, надежду и любовь, делает это не снаружи, а внутри нашего сердца. Так что мы, именно мы по своей воле с радостным трепетом устремляемся к вечному спасению. Все, что мы имеем доброго, есть дар святого Духа.  Второй Вселенский собор в свое время поддержал позицию блаженного Августина в споре с еретиком Пелагием, и среди установлений этого собора есть очень характерная фраза: никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха. Это звучит как-то хлестко, жестко. Но, на самом деле, это так. Все, что мы имеем доброго, есть дар Бога. И мы это с благодарностью принимаем. И вот, что мы можем делать? Мы можем принимать эту жизнь, мы можем беречь ее в себе, или мы можем эту жизнь, наоборот, гасить, угашать нашими грехами.  И тут возникает еще один вопрос: кругом очень много разного всякого духовного опыта, кто только не претендует на то, что у него духовный опыт, что он с духами сообщается. Некоторые говорят, что это даже святой Дух. Как понять, подлинный ли духовный опыт, подлинный ли  Святой Дух действует в человеке. В православной  традиции есть такое понятие, как прелесть, то есть от слова прельщаться, Обманываться, когда люди считают, что у них есть какой-то духовный опыт и к ним ангелы на чай заходят, Они вообще в очень тесных отношениях пребывают с небесами. Но видно, что что-то явно не так, что-то есть в этом нездоровое, неправильное. Как понять, как действует святой Дух, и что это именно святой Дух? И мы видим, как много всяких духов кругом разных. И по телевизору какое-то время назад я включил, попал на какую-то передачу про каких-то экстрасенсов. А все эти экстрасенсы уверяли, что они тоже от Бога. Как понять, когда мы можем доверять этому свидетельству, когда не можем? Есть несколько признаков. Во-первых, святой Дух, как говорит Господь, прославит меня, то есть прославит  Господа Иисуса Христа. Святой Дух всегда ищет прославить Иисуса Христа. Святой Дух имеет целью привести человека к покаянию и к вере во Иисуса Христа. Святой Дух всегда ищет приложить человека к телу церкви. Ведь святой Дух, как нам говорит святой апостол Павел, Он напояет  тело церкви. Он живет в церкви, Он действует в церкви.   И святой Дух всегда стремится нас привести к общению с церковью, когда мы имеем дело с некими духами, которые либо не говорят ничего об Иисусе Христе. Либо то, что они говорят, о Господе Иисусе Христе расходится со свидетельством апостолов. Как-то мне в руки попала книга одного человека, который весь из себя духовидец, ему в видении являлся якобы Иисус и говорил, вот, все, что про Меня в Евангелие написано, это неправда, Я тебе сейчас скажу, как на самом деле. И понятно, что этот дух, который ему свидетельствует, явно не может быть святой Дух. Потому что святой Дух, который вдохновил Писание, Он сам себе противоречить не будет. То есть, святой Дух всегда возвещает апостольское учение о Господе Иисусе Христе. Святой Дух всегда пребывает в согласии с церковью. Когда люди говорят, что святой Дух им сказал, что церковь вся неправа, и  была неправа все эти две тысячи лет, мы уже понимаем, что никакой это не святой Дух. Я как-то вступил в спор с одной такой  дамой очень либеральных убеждений. Она живет в США, она русская эмигрантка, и она настолько либеральных убеждений, что считает, что церковью должна венчать однополые партнерства. Я говорю, ну как же так, что за странные вещи вы говорите, есть совершенно ясное учение Священного Писания, и церковь все это время совершенно ясного взгляда на этот вопрос придерживалась. Она говорит, ну как же, а вот святой Дух он же постоянно действует в церкви, и он теперь открыл, что это теперь вот так и надо. Естественно, мы тут должны задаться вопросом, а как же так, святой Дух все эти две тысячи лет, получается, что говорил неправду, святой Дух направлял церковь верить так, а теперь Он наставляет иначе? Мы понимаем, что это не святой Дух уже. Что это там, да говорит от ветра головы своея, и если там какие-то духи присутствуют, то совсем не те. Святой Дух согласен с учением церкви. Святой Дух приносит определенные нравственные, этические плоды. То есть, когда человек говорит, что у него был какой-то духовный опыт, ну, знаете, в голову не заглянешь, не узнаешь, что там. Не можешь сказать, но апостол же говорит о плодах святого Духа, что это любовь, радость, мир, долготерпение,  благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И когда мы видим людей, в которых  проявляет себя святой Дух, мы видим в них эти плоды. Как бывает, что многие люди обратились к господу, когда они встретили православных монахов, православных подвижников, или просто православных священников, батюшек, в которых они видели эти плоды. Там, где в жизни человека этих плодов не видно, там, где его жизнь продолжает пребывать в крайнем беспорядке, там, где человек на всех озлоблен, кусается и с воздержанием у него дело обстоит тоже совсем не хорошо, то все его духовные опыты, увы, не относились к подлинному святому Духу. И святой Дух всегда  наставляет нас любить ближних и особенно любить церковь.   Под Святого Духа - это любовь, но не любовь в абстракте, это именно любовь к церкви. Почему это очень и очень, и очень важно? Все теоретически согласны, что надо любить ближнего. Вот, я еще не видел человека, который бы мне сказал, знаешь, это все неправда, надо ближнего своего ненавидеть. Вот, теоретически все согласны. И люди там жалуются на церковь, потому что она не являет достаточной любви. Когда говоришь, вот, вы там церковью недовольны, священники не такие, миряне не такие, епископы не такие, патриарх не такой. А попробуйте полюбить церковь. Господь собирает людей в церковь для того, чтобы мы  научились любить друг друга, научились принимать друг друга, как Он нас принимает со всеми нашими недостатками, со всеми нашими немощами. И если я люблю своего ближнего,  то вот этот священник мне ближний. Вот эти люди, которые собрались в храме, они ближние. Святой Дух научает меня любить вот этих ближних. Потому что, когда я сижу ни с кем не сообщаюсь, но думаю, что я всех очень люблю. Понимаете, есть известная шутка про то, как вы умеете играть на скрипке? Не знаю, не пробовал. Так эта шутка применима и к любви к ближнему. Люблю ли я ближнего, не знаю. Я от этого ближнего держусь, вообще, подальше, и поэтому у ближнего не было случая мне наступить на ногу, поэтому я как-то думаю, что я его люблю очень. А церковь - это то место, где мы с ближними сталкиваемся уже непосредственно, и мы обнаруживаем, что мы ближних не особенно любим, мы сталкиваемся с чем-то с их стороны неприятным, и тут же мы на них начинаем злиться. И вот святой Дух дает нам любовь к церкви.  И это один из очень важных признаков подлинного духовного опыта, потому что, когда мы смотрим на духовный опыт, который есть у сектантов, который есть у разных людей, которые увлекаются какими-то восточными духовными практиками, видны плоды, видно то, что с людьми происходит. Не происходит ничего хорошего. И видно, что люди становятся озлобленными, раздраженными, и видно, что это не работает. Помню, как я читал биографию одного индуса, который стал христианином. И этот человек был  из высшей касты, и он был сыном очень уважаемого, очень известного индуистского подвижника. Этот подвижник вскоре после свадьбы  успел его зачать, и он сел в позу лотоса и всю оставшуюся жизнь в позе лотоса просидел. Его преданная супруга кормила, они были людьми материально достаточными, он мог себе это позволить, он сидел и не делал ничего. И они жили за счет того, что им, как людям предположительно высокодуховным, другие индусы приносили еду, приносили все необходимое, потому что они верили в рамках своих представлений, что подношения члену высшей касты улучшить их карму, это где-то лучше переродятся. И этот индус считал, что  он на правильном пути, он духовно тоже будет возрастать, он  сидел, медитировал.  Конечно, он до таких крайностей, как отец, не доходил, но он переживал мистический опыт, путешествовал на всякие планеты, я не вспомню просто сейчас его имени,  он  имя у него такое индийское, соответственно, я не помню. Книга называлась "Смерть одного гуру", где он все это подробно описывает. Он был гуру, духовный наставник, он пользовался большим почтением, ему люди приносили всякие подношения, все было очень  нормально в его жизни. И он  к Господу Иисусу Христу относился даже как-то почтительно, у него была божница, там стояла всякие идолы. И среди этих идолов была икона Господа тоже, что он как бы человек открытый, не то, что эти христиане, которые такие все узколобые. Человек  открыт, он почитает кучу всяких богов и еще и Господа Иисуса Христа заодно. И моментом пробуждения было для него одно неприятное событие в его жизни. Он разделял кров с одной своей родственницей, пожилой женщиной  довольно тяжелого темперамента. И, как бывает, они сильно друг на друга раздражались, и сильно были друг другом недовольны. И как-то в порыве раздражения они поссорились, он в порыве раздражения схватил какую-то металлическую штангу и ее чуть не убил. Но там, к счастью, там случились какие-то другие лица, которые на нем повисли, и он ее не смог убить все-таки. И потом, он когда остыл, он пришел в содрогание от  того, что он чуть не сделал. Я же гуру, я же духовно весь продвинутый, я же  тут на планеты летаю всякие, я же тут медитирую по многу часов, меня все чтут, я такой духовный наставник, мне приносят всякие подношения, чтобы свою карму улучшить.  Он сам считался подражателем Махатмы Ганди, он сам верил в ненасилие, все это было теоретически хорошо, но он понял, что гнев, ярость, ненависть, злоба из его сердца никуда не ушли, и в этот момент ужаснулся, когда понял, что он нуждается  в спасении, он нуждается в Господе Иисусе Христе. И он понял, что Господь Иисус Христос - Его нельзя поставить на полку с другими богами, со всякими идолами, и кончилось тем, что он всех этих идолов убрал, и что он стал христианином. Потому что он понял свою немощь, он понял свою крайнюю нужду в спасении, в милости Божьей, и он понял, что все духовные практики, все его медитации, все его многочасовые хождения по всяким планетам, они не приносят ему никакой пользы. Он понял, что он совершенно не в том направлении ищет, и тут он обратился к Господу. И нам очень важно помнить, что духовный мир, он, скажем так, разнообразный. Священное Писание говорит, что духи бывают разные, и что часть духов противостоит Богу, ищет нашей гибели. И нашей гибели они ищут через обман. Они ищут через насилие, они ничего не могут с нами сделать физически, а через обман. И нам очень важно отличать, когда мы имеем дело со святым Духом Божьим, и когда мы имеем дело с какими-то другими совершенно духами. И вот святой  Дух Божий, как нам говорит Священное Писание, мы можем это напомнить, нам это помнить важно, святой Дух всегда наставляем нас на истину, которая проповедана апостолами.  То есть, святой Дух всегда наставляет нас на догматически здравое учение, которое хранится церковью. Святой Дух всегда ведет нас в общение с церковью, как святой  апостол Иоанн говорит: и сие завещаю вам, чтобы вы имели общение с нами, то есть с апостольской церковью, а наше  общение   со Отцом и Сыном  Его Иисусом Христом. Святой Дух всегда приводит к определенным нравственным плодам - это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Святой Дух всегда научает нас любить наших братьев, любить людей вообще, но, прежде всего, наших братьев по вере. Эта любовь проявляется в том, что мы ждем общения со святой церковью, что мы ищем общения с нашими братьями и сестрами по вере, они нам дороги. Мы любим наших собратьев, мы любим священников, мы любим епископов, мы любим нашего Патриарха, потому что святой  Дух дает нам эту любовь. Когда мы их, наоборот, не любим, когда мы усматриваем в них кучу безобразий, когда мы всячески на них озлоблены, это уже, увы, никак не действие святого Духа. И тут нам очень важно пребывать в общении с церковью, потому что святой Дух дается церкви. Не дается отдельно стоящим гордым одиночкам, Он всегда дается церкви, Он  собирается в церковь, Он делает нас частью единого организма. И вот в праздник Святой Пятидесятницы мы будем все вместе молиться о даровании Святого Духа.  Мы будем молиться не келейно, мы соберемся вместе в храмах, мы будем всем нашим православным народом вместе со священниками, вместе с епископами молиться о том, чтобы Господь даровал нам святого Духа. О том, чтобы Господь вел нас по пути спасения, потому что мы сами со своим спасением ничего сделать не можем. Но Бог, святой Дух, который приходит во имя Господа нашего Иисуса Христа, Он может исправить нашу жизнь, Он освободит нас от греха, мы должны только следовать его водительству.

До свидания, до новых встреч.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 16 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+