20.03.2013 11:20:32
Протоиерей Олег Стеняев
- Некоторые говорят о семье, о семейной жизни: мне, дескать, этот крест не под силу. Что сказать такому человеку?
- Прежде всего, напомнить слова Священного писания, что Бог никогда не посылает испытаний сверх наших сил. Но в самом испытании он посылает нам еще и облегчение. Если посылается какое-то испытание, то обязательно даются силы для того, чтобы преодолеть это испытание. И если человек не преодолевает его, это не потому, что у него сил не хватило. А это его свободное волеизъявление, это его отказ исполнить Божью заповедь.
Божья заповедь, которая обязует заниматься своей семьей, достаточно строгая.
Апостол Павел писал: кто о своих, особенно о домашних не печется, тот хуже неверного отрекся от веры. То есть, если человек не печется о своих домашних, о жене, о детях, то он считается как бы отвергшимся от веры.
Поэтому человек не может сказать: сил не хватает, уже нервы на исходе. Нет. Просто, может быть, человек не там ищет выход из сложной семейной ситуации. Давайте вспомним, как Агарь убежала в пустыню с Измаилом, ходила по пустыне, и не было воды. Точнее, она не видела источник воды, он был совсем рядом. И она отошла в сторону, чтобы не смотреть на страдания своего ребенка. Но, когда Бог вмешался в эту ситуацию, он ей просто показал, что источник рядом. И она его увидела. И также в семейной жизни.
Если нам кажется, что нервы на пределе, и уже ничего нельзя изменить, на самом деле это означает, что помощь где-то рядом. Потому что если в Писании сказано, что Бог не дает испытание сверх наших сил, то это так и есть. А к тому же добавлено, что в самом испытании нам еще и облегчение дается. Дается, когда мы соглашаемся с истинами слова Божия, а не слушаем какие-то человеческие мнения.
Я очень не люблю это слово "мнения". Когда у меня спрашивают, отец Олег, а какое ваше мнение? А кого интересует мое мнение? Сказано у апостола Петра: говорит ли кто - говори как слово Божие. Мы, священнослужители не должны иметь свое мнение, что называется с потолка говорить. Мы должны по Священному писанию, по Святым отцам, по канонам церковным разбирать те или иные вопросы, и тогда все становится на свои места.
Но я прочитаю такой вопрос: почему жена должна слушать мужа во всем? А если он ошибается? Некоторые жены считают послушание мужу и смирением перед ним уничтожением. Ну, я не знаю, что это за жены. Это какие-то такие жены, которые в гражданском каком-то браке живут. А если мы откроем Священное писание, например, Первое Петра, третья глава, то здесь сказано с первого стиха и ниже: также и вы жены повинуйтесь своим мужьям. Казалось бы, речь идет о том, что мужья верующие. Но на самом деле, не так все просто. Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются Слову Божию, житием жен своих без Слова, то есть без проповеди Евангелия, приобретаемы были. Приобретаемы для чего? Для веры христовой. Прямой призыв к жене-христианке выстраивать так отношения с неверующим мужем, чтобы, покоряясь ему, она бы без слова приобретала его для Слова Божия. Открывала для него истинный смысл Писания. И далее сказано: когда увидят ваше чистое богобоязненное житие, да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте которого и молчаливого духа. Кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. И дальше апостол Петр предлагает примеры праведных жен. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сара повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Вот такой совет дается женам.
И в том случае, когда они имеют неверующих мужей, чтобы через смирение они приобретали бы их для Веры Христовой. И тем более, если они имеют верующих мужей, чтобы они почитали их, как своих господ. Правда, здесь апостол Петр дает советы и мужьям. Также и вы, мужья, обращайтеся благоразумно с женами как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствий в молитвах. Оказывается, если мужчина-христианин ведет себя неправильно со своей женой, то возникает какое-то препятствие для его молитвы. Наверное, ангелы Божьи гневаются на такого мужчину. Ведь здесь сказано, что надо обращаться с женой как с сосудом из тонкого стекла. И далее апостол Петр пишет: наконец будьте все единомышленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры. Я думаю, что советы апостола Петра для нас важны. Почему? Потому что он был женатый человек, у него теща была.
Помните, Господь исцелил тещу апостола Петра, когда пришел к нему в дом? Теща болела, у нее была горячка, и Господь ее исцелил. И почти все апостолы были женаты, кроме Иоанна, потому что он был молодой человек, не успел создать семьи. И кроме апостола Павла, который тоже по малолетству не успел создать семью, а потом уже ушел целиком на дело проповеди Святого Евангелия. Здесь ему уже, исходя из целесообразности, было не до создания семьи.
Но вообще-то, в древности считалось, что это первая заповедь, которую человек должен исполнять. Потому что, когда Бог создавал людей, он им сказал: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Это первая заповедь, которую получили люди.
Добавить комментарий