13.01.2017 07:45:31
Кульков Сергей Андреевич
Ведущая А. Арендаренко: Дорогие братья и сестры, радиостанция «Радонеж» продолжает вещание в прямом эфире, и я рада представить протоиерея Алексия Ладыгина, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Ознобишино Москвы. Батюшка, благословите!
О.Алексий: Бог благословит! Всех сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова!
Вед: Только что мы с Вами слушали, как по всему миру поют колядки, такие радостные, возвышающие душу. Святые вечера, святки, и все мы в эти дни причастники света Рождества Христова. Батюшка, как прошел праздник на Вашем новом приходе?
О. Алексий: Приходская жизнь там, слава Богу, так же активна. Недавно мы получили все регистрационные документы из министерства юстиции, и теперь у нас подворье патриарха Московского и всея Руси по благословению его святейшества. Это уже другой статус, свидетельствующий, что и в Новой Москве приходы не оставлены его заботой, вниманием и попечением. Это, конечно, и на нас накладывает особую ответственность, и мы сейчас приняли решение ежедневно совершать Божественную Литургию, лишь один день требный. Так что каждый день можно исповедаться, причаститься, побеседовать со священником.
И стараемся, чтобы храм наполнялся святынями. Каждую субботу помазываем маслом, которое привозим из паломничеств, в том числе и наши прихожане – кто из Дивеево, кто от Симеона Верхотурского, батюшки Иоанна Кронштадтского, с Афона и святой Земли. Ведь не каждый может побывать в этих святых местах, а мы через это помазание помогаем приобщиться к ним. Приход оживает, наполняется. Ведь часть людей ушли за прежним настоятелем, как это бывает.
-Но и за Вами пришли новые прихожане…
-Да, и особенно зримо это было видно перед праздничной службой: машин из Москвы было столько, что те, кто приехали к началу службы, а не заранее, просто места не могли найти, хотя у нас две большие новые стоянки. И это множество людей для нас было большим утешением.
-У нас вопрос слушателя. Вы в эфире.
-У меня вопрос по молитве Бесплотным Силам. Там в последнем абзаце сказано: «Святые бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине». Как я могу просвещать немощных в истине? Я сама…
-Каждый из нас должен уподобляться апостолам. И каждый, по слову апостола Павла, должен дать ответ вопрошающему о своем уповании. Не надо думать, что я должен немощных выискивать на улице, как сектанты. Но каждый человек имеет у себя в доме, в семье немощных в духовном отношении людей. В первую очередь это дети. У меня на Рождество состоялся такой разговор с одним из прихожан. Он рассказал, что в советское время, как и многие, не имел веры. И говорю бабушке, что Бога-то нет, ты же Его не можешь мне показать. Она говорит: тебе Бога показать? И дала мне такой подзатыльник, что искры из глаз. И я понял, что Он есть, раз бабушка так оскорбилась за Него. Вот так, с юмором, и разными средствами можем мы достичь руководства над немощными в просвещении их в истине. А Господь с нами так же поступает. Не понимаем по-хорошему, получаем жизненные испытания, встряску от духовного сна. Мы не видим Бога, пока не столкнемся со скорбями. А Он пришел в этот мир нас ради и нашего ради спасения. И пока дети прислушиваются к Вашему слову, несите им истину, а то как бы не упустить их.
-Это Рождество, кстати, было испытанием своеобразным на крепость веры, особенно для детей. Оно таким выдалось морозным, а многие пришли на службу с ними, и дети радовались.
-Мы продолжили традицию, которую завели в храме Евфросинии Московской. Был у нас детский хор на службе, на малом входе тропарь им доверили исполнить, а после службы каждому ребенку вручили по шоколадке, поощрили их. Порадовали меня и прихожане, так объединились в подготовке к празднику, аналой в виде вертепа, так храм украсили, что я вышел и не узнал его. На улице в снегу тоже ископали у храма вертеп, и все к нему подходили, чтобы помолиться и сфотографировать, а мне пришлось даже пояснения давать людям, которые раньше такого не видели. На этом приходе все еще больше захожан, чем прихожан.
-Но это же не очень хорошо, батюшка?...
-Зато есть поле деятельности. С людьми надо работать, использовать накопленный опыт. У меня ощущение от этого прихода, будто я попал в 90-ые годы, здесь еще много надо трудиться, создавать костяк общины. Но люди очень хорошие, отзывчивые, когда с ними беседуешь, у них лица светлеют как будто.
А возвращаясь к ночной службе, замечу, что по давней традиции мы и здесь после нее угощали пирожками, поили чаем, многие ведь издалека приехали. А за утреней Литургией многие пришли с детишками, несмотря на суровый мороз.
- вы отмечали, что здесь как раз их немного?
-Это особенность прихода, младенцев нет. На предыдущем приходе мы выносили специальную детскую чашу, и колясок целая стоянка была у храма, то здесь в лучшем случае один-два.
-Давайте ответим на вопрос в Интернете из Санкт-Петербурга. Если встретились мужчина и женщина 40 лет, разведенные, сколько времени встречаться, как общаться, чтобы не скатиться в сожительство и не ошибиться во второй раз.
-Надеюсь, что это вопрос от верующего человека, имеющего духовника. Такие вопросы лучше обсуждать с ним конкретно. Но заочно могу сказать лишь, что встречаться долго не надо. Все равно, как говорится, в душу не влезешь, и если человек захочет создать о себе более благоприятное впечатление, то в 40 лет ему это лучше удастся, чем в 20. Ныне покойный старец Виссарион из Троице-Сергиевой лавры говорил, что раньше, чтобы узнать человека, надо было с ним пуд соли съесть, то теперь и двух мало. Лукавить мы научились. Поэтому первым делом к духовнику, взять благословение и строить семью, нести крест без оглядки, что ошибетесь или нет. Ошибетесь лишь в том случае, если человек не будет работать над своими немощами. Они есть у всех, и брак – это умение их потерпеть, помочь исправить. Это как у священнослужителей, которым нельзя разводиться, иначе сана лишишься. И мы живем, сопротивляясь всем немощам и искушениям. Это должно быть нормой.
-Я тут фильм пересмотрела «Поп». Сценарист – православный же человек. И там есть сцена, в которой к священнику подходит человек с жалобой на жену и советом. А тот ему отвечает, что у матушки тоже характер не подарок. Но она, говорит, для меня как точило. Я об нее затачиваюсь и только острее становлюсь. Ну а как по-другому-то? У нас вопрос.
-Добрый вечер, батюшка, ведущая, с праздником, здоровья, всех благ! Это Александр. Я всегда Вас слушаю, мне важно Ваше мнение. Раньше хоть и мало было образованных людей, но детей учили читать по Псалтири, Евангелию, знали, что такое хорошо, что грех. А сейчас все получают хорошее образование, а детей на праздники какими-то монстрами наряжают, роботами, фильмы эти ужасные, а дети все это впитывают. Как быть?
-Вы правы, конечно. Но противостоять только сама семья и может, Церковь не вправе вмешаться в жизнь неверующих, их невозможно научить. Помните слова Суворова: «неверующего солдата учить – что пережженное железо точить»? Во времена, что вы вспомнили, мы были объединены православием как народ. А сейчас у нас нет объединяющего начала. Когда все родители начнут понимать, что счастье их детей в вере, а не в сытости и еще одном гаджете, тогда ситуация изменится к лучшему. Если заложить такой фундамент, никакая грязь века сего не прилепится к человеку.
-Да, это главное, что могут дать родители. А у нас перед Новым годом обсуждалось открытое письмо группы родителей, недовольных изучением Основ православной культуры в школе. Культуры их родины!
-Они даже не культуры, они счастья своим детям не хотят. Они написали просто, что мы не хотим, чтобы дети были счастливы, а родина была богата.
-Здравствуйте, это Алексей из Москвы, может, я неправильно понял святителя Игнатия Брянчанинова. Он говорил, что русский народ может стать орудием сатаны?
-Конечно, может, и русский, и любой другой, если отойдет от Бога. Это еще слова Спасителя еврейскому народу: не думайте, что вы – дети Авраама. Господь себе и из камней может сотворить детей. Кто думал о том, что грянут такие революции, будет нигилизм, что брат пойдет на брата и восстанет на храмы Божии народ. Я думаю, им Господь открывал, они предупреждали всех, но мало кто читал святителя Игнатия.
-Вступаем в год столетия этой трагедии, а когда вспоминаешь о многих фактах современной жизни вроде этого же письма родителей, невольно думается, что урок-то мало извлекли.
-Отец Алексей, благословите! Раб Божий Василий, псаломщик из Вырицы. Всех с Рождеством Христовым! Благословите прочитать мое стихотворение о празднике?
-Пожалуйста.
-Рождественская звезда.
Открой, Господь, мне сердца очи, я долго жил у тьмы в плену,
Хочу узреть я темной ночью ту, Вифлеемскую, одну.
Она плывет, лучом касаясь моих натруженных очей,
И я живу, молюсь, спасаюсь лишь благодатию Твоей.
Живи во мне, устрой обитель в душе, смиряй и просвещай,
Христос-Младенец, Ты – Спаситель, Ты – свет, блаженство, радость, рай.
А Приснодева – матерь Света, еее молитвам свято верь!
В сиянье чистоты одета, открыла нам к спасенью дверь.
Святые ангелы, святые, защитники от бед и зла,
За Русь молитесь, за Россию, чтобы святой она была!
Всех с великим праздником!
-Радостно, утешительно, возвышенно и о России. Спаси Господи, Василий.
-А мне, батюшка, накануне довелось услышать, и это задело мое сердце. Коллеги с одной станции рассуждали о том, что Сочельник в Европе очень радостный, во всем праздник чувствуется, а у нас нет.
-А я отвечу ощущением, которым со мной поделился один прихожанин, молодой, успешный. К вере пришел, женившись на нашей прихожанке. Теперь алтарничает у нас, читает, поет, ему так все нравится. И он говорит, если я на Сочельник не бываю на Литургии, я не чувствую всей красоты Рождества. Царские часы, паремии, славление, сама литургия Василия Великого так красива! Так что наш ответ – праздник в храме, когда с Богом общаешься.
-А в Европе, о чем они говорили, праздник на ярмарке, это внешнее.
-Таких праздников и у нас достаточно: телевизор каждый день и погулять есть где. А у нас 8-го, на собор Богородицы, во время Литургии был знак на небе, мы даже сфотографировали – стояние солнца в виде креста, по бокам радуга, а наверху подобие глаза и над ним будто голубь – Дух Святой.
-Разместите на сайте.
-Да, наверно, как раз во время моей проповеди выходили, делали фотографии, а я думаю, что они туда-сюда ходят! Оказывается, небо увидели. Зима – и радуга! И спрашивают, а что это, батюшка? Думаю, знак милости Божией, Небо вместе с нами в эти святые праздничные дни. Солнце сияло как Вифлеемская звезда. Рождество! Даже светская пресса отметила, что в праздничную ночь в храмах Москвы молились 600 тысяч человек. Небывалый мороз, а храмы полны, люди тянутся. Ведь без Бога-то тяжело. Подружитесь с Богом, полюбите Его, чтобы Господь стал и началом и концом вашей жизни, всей жизнью. Но кто-то не слышит. Кто-то приходит за советом, как поступить? Вот так и так. Начинаем со следующей недели? – Начинаем. Выхожу – ищу их глазами, а их нет. И печалишься за них Ну придется потрудиться и помолиться за них.
-Здравствуйте, с праздником, это Александр. Если во время службы приходит бомж, от которого воняет. Как поступать? Попросить выйти или терпеть?
-Полагаю, что попросить выйти. Храм – место молитвы, едва ли он зашел ради нее. Ничто не должно отвлекать человека от службы. Но ему надо оказать помощь. Сейчас на приходах есть социальные работники, они должны вмешаться. Если он зашел погреться – отвести в сторожку, например, накормить. Без внимания оставить нельзя. Просто выставить будет не по-христиански, но сделать все возможное. Часто от нас хотят еды, денег, одежды, и приходится этим заниматься. А порой обманывают, знаем немало таких историй, когда просят якобы на хлеб и раз, и другой, и третий подряд. Одно дело на хлеб, другое, когда это уже обман. Есть ведь и профессиональные попрошайки. Как один батюшка сказал, никто не приходит в храм попросить на билет до Владимира – все до Владивостока.
-Батюшка, есть расхожая фраза, что нет пророка в своем Отечестве, а в Евангелии от Луки: «Никакой пророк не принимается в своем Отчестве». Пожалуйста, разъясните разницу.
-Так это один и тот же смысл. Тяжело быть пророком в Отечестве. Мне один архиерей, покойный ныне владыка Серафим, говорил: приедешь, отправлю на твою родину служить. А у нас хороший там приход, по воскресным дням три-четыре сотни приходит человек к причастию. Я ему: «Владыка, тяжело мне там будет. Да и Господь говорит, что нет пророка в своем Отечестве». Он говорит: «Ну а ты вот будешь». Мудрый был архиерей, Царствие Небесное. Тяжело на родине служить, хотя у нас народ богобоязненный, священника уважают, но деревенские пересуды бывают, кто-то тебя помнит пацаном… Кто-то будет тебе вспоминать, как твои братья живут, сестры… Так что к словам Господа надо всегда прислушиваться.
-Вот вы говорите, а я вспомнила, у меня на родине один священник в 90-ые годы был рукоположен и поехал служить в то село, где был когда-то секретарем парторганизации. Поначалу трудно было, конечно, глаза кололи, что называется, некоторые. Но привыкли и почитают батюшку, храм построили в селе. Как быстро время пролетело, а у нас еще интернет-вопросы. Р.Б. Анна развелась с мужем, остались двое деток. Пил, гулял, прощала, но семьи не получилось. А дети по отцу скучают, не представляю, как жить дальше, пишет она.
-Опять-таки нужно иметь духовника и обсуждать с ним. Он будет подсказывать, направлять, а главное – молиться. Я бы посоветовал не отчаиваться и попытаться создать новую семью, бывают вдовцы с детьми. Вдруг пошлет Господь. Где найти супруга, спросит любая женщина. А не искать надо. А как в свое время я приехал в деревню к себе и спрашиваю, где вы, батюшка, нашли такую матушку? Он говорит, а я не искал, а у Бога себе вымолил. Надо молиться. Друзья мои, помните, что молитва – главное средство достижения любой цели. Читайте акафист Божией Матери, святителю Николаю, преподобной Евфросинии Московской…Тем святым, которых особо почитаете. И так сорок дней. Через полгодика все и решится, Господь не оставит своих. Не искать надо, а вымаливать.
-А вот раба Божия Ольга исповедуется редко, кажется ей, что уже поздно спасаться. Чувствую, что живу не так, пишет она.
-Опять-таки – почаще бывать в храме. Должен быть духовный отец, связь с Богом через него. Налицо непонимание христианства. Мы все будем отвечать перед Отцом небесным, но на то и дал Господь таинство исповеди, покаяния.
-Поздно будет, когда умрешь без покаяния, а в 33 года поздно?...
-И исправить все можно, и стать счастливым человеком. Но без Бога это невозможно. А господь не требует от нас невозможного. Но надо быть прилежными прихожанами и дома молиться. Писание почитай, грехов бегай, и глядишь – жизнь наладится.
-Галина спрашивает. Пару лет назад был помысл о самоубийстве из-за несчастной любви. Сейчас такой мысли нет. Надо ли это исповедать? Семья недавно пришла к вере, но отец ничего об этом слышать не хочет.
-Исповедать помысл надо обязательно, потому что тля маловерия остается в человеке. Почаще в храм, к причастию, не забывать дома молиться. И за отца молиться и показывать ему добрый пример христианского жития. Если он почувствует ваше изменение к лучшему, он сам потянется к вере. Вот вам о проповеди – нести слово немощным. Не надо всему миру проповедовать – спасайтесь в семье и спасайте свою малую церковь своей верой, любовью, терпением, молитвой. И Господь откроет вашим близким Себя.
-Спаси Господи, дорогой батюшка, за Ваши научения.
Добавить комментарий