Перейти к основному содержанию

02:05 23.08.2019

Мы не можем достучаться до своих пастырей, вот, как быть с этим? На вопросы радиослушателей отвечает диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха.

26.08.2013 21:52:31

Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, дорогие радонежцы, братья и сестры, в этот жаркий день с вами я, диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После перерыва мы возобновляем общение с вами здесь, в студии радио «Радонеж». Я буду рад ответить на все ваши вопросы, пообщаться с вами о всем том, что совершал Святейший Патриарх на протяжении того времени, в течение которого мы с вами не имели возможности встречаться, в связи с очень напряженным графиком Его Святейшества, с огромным количеством его визитов, поездок, богослужений - всего того важного, что происходило в нашей церкви в этот месяц. Сегодня мы с вами поговорим о том, что произошло за это время, обсудим основные новости, основные мысли Святейшего Патриарха, которые он формулировал в своих проповедях, во время своих поездок и богослужений. Я рад встрече с вами, по телефону прямого эфира звоните в течение ближайшего часа, и я отвечу на ваши звонки.

Также напоминаю вам, что вы можете присылать свои вопросы, в начале сообщения не забудьте написать слово «Вера», и через пробел сам текст вашего вопроса.

Начнем мы сегодняшнее общение с вами с темы, которая стала одной из самых важных в последние дни. Святейший Патриарх Кирилл обратился со специальным посланием, в связи с трагическими событиями в Сирии. На протяжении достаточно длительного времени в этой христианской во многом стране, где действует один из древнейших патриархатов православного мира - Антиохийский, идет ожесточенное военное столкновение, военный конфликт. С марта 2011 он продолжается, и только по официальным данным ООН жертвами этого конфликта за эти годы стали 93.000 человек, включая, страшно сказать, 1.700 детей младше десяти лет. И в связи с этим страшным и трагическим конфликтом, в который оказывается естественным образом втянута и задействована Православная церковь Сирии, которая является, как и в любой другой стране, частью своего народа, мы все призваны помочь, оказать возможную поддержку всем тем нашим братьям и сестрам, всем тем людям, которые сейчас терпят лишения в этой стране в связи с ожесточенными кровопролитиями, боями, которые никак не утихают.

Святейший Патриарх уже не раз призывал и руководство страны, и все возможные заинтересованные стороны к тому, чтобы по возможности прекратить эскалацию этого конфликта и как можно скорее возобновить мирное устроение жизни в этой стране. Не только он, но и многие другие духовные лидеры тоже обращаются с этой проблемой, однако конфликт не утихает, огромное количество людей терпит лишения, множество людей лишены крова. В первую очередь, это касается не только взрослых, но и детей, огромное количество их было использовано в качестве смертников или живых щитов. Страшно сказать, пожалуй, дети в Сирии понесли наибольшие потери, их убивают, калечат, их вербуют, задерживают и пытают. Однако именно здесь, именно в этой ситуации церковь призвана напомнить о помощи, которую мы должны оказать страждущему народу Сирии. В связи с этим Святейший Патриарх обратился со специальным обращением, и вчера во всех храмах Русской Православной Церкви происходил специальный сбор денежных средств, которые будут направлены на счета Синодального отдела по благотворительности и социальному служению и затем будут переданы Антиохийскому Патриархату. Дело в том, что Сирии сейчас требуется огромное количество всего необходимого: это и продовольствие, это и детское питание, и чистая вода, и лекарственные препараты, и медикаменты, и средства по уходу за больными, и много всего другого. Там, конечно, же, действует международная благотворительная организация и «Красный крест», но этой помощи не хватает, с одной стороны.С другой -все мы с вами призваны поддержать наших собратьев, как я уже говорил, страдающих в этом кровопролитии. Как сказал Патриарх в своем обращении, мы с вами не можем остановить эту войну, но можем усердно молиться о ее скорейшем прекращении и оказать помощь страждущим людям, в том числе, нашим братьям христианам. Разрушены дома, уничтожена инфраструктура, не хватает продуктов питания, медикаментов, многие люди лишились крова, кто – то уехал к родственникам, кто – то нашел приют в специальных пунктах, кто – то вынужден был бежать в соседние страны, где часто их никто не ждет.

И все мы по призыву Святейшего Патриарха призваны помочь нашим собратьям, и кто – то, наверное, может задать вопрос «А, собственно, какое нам дело до людей, которые страдают где – то далеко?» Мы за них можем молиться, конечно, можем сердцем как – то переживать, но почему мы должны здесь в России оказывать помощь людям, которые достаточно далеко от нас, а здесь рядом с нами множество людей, которые также нуждаются в нашей помощи? В России люди страдают от холода, голода, какого – то жизненного неустроения, но, однако, нам очень важно понимать, что все мы, как христиане, как православные христиане призваны свидетельствовать о нашем единстве и стремиться помочь нашим братьям в беде, как бы далеко они ни находились. И, как об этом уже говорилось в послании Патриарха, наш народ переживал чудовищные сложности и трудности в двадцатом веке, и мало кто из других народов или стран оказывал нам поддержку или помощь. Но даже и это как раз является для нас стимулом оказывать помощь и поддержку тем, кто страдает и страждет сейчас. Быть, в этом смысле образцом и примером для подражания всему остальному миру, вне зависимости от того, как далеко находятся наши страждущие братья и сестры. Все мы призываемся проявить свое христианское доброделание, помочь им, и, именно об этом вчера во всех храмах призывал Святейший Патриарх.

У нас есть с вами первый звонок в этом эфире. Добрый вечер, здравствуйте.

- Добрый вечер, вот, Вы говорите: «Мы должны помочь Сирии, молиться за нее». Мы настолько слабы, не можем пройти даже крестными ходами вокруг своих храмов, помолиться за своих братьев, которые погибают от пьянства, от наркомании …

- Да, совершенно верно.

- Мы не можем достучаться до своих пастырей, вот, как быть с этим?

- Ну, что же, совершенно верно. Спасибо Вам за звонок, это именно то, о чем я говорю. Действительно, нам зачастую кажется, что мы должны в первую очередь обратить внимание на то, что происходит рядом с нами, и в первую очередь сюда направлять свои усилия, свою помощь. Да, это действительно так, и мы призваны к этому, мы делаем; церковь в первую очередь делает все, от нее зависящее для того, чтобы помогать людям, находящимся здесь, в нашей стране, в каких – то сложных жизненных ситуациях, людям, страдающим от страшных пороков, преследующих наше общество. Но это, однако, не отнимает у нас возможность и не отнимает у нас, что самое главное, нашей ответственности перед Богом за тех людей, которые страдают в других странах. Если Святейший Патриарх нас всех с вами призывает помогать этим действительно страждущим людям, то нам следует обратить на это большое внимание. Слава Богу, что сейчас в нашей стране все же мирная и в достаточной степени спокойная жизнь. Может быть, не везде ее можно назвать благополучной, но, однако, можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, кровопролития в нашей стране нет, и нам нужно обращать внимание на тех людей, которые сейчас страдают от того, что неминуемо связано с войнами и гражданскими конфликтами. Конечно же, это не отменяет того факта, что нам нужно помнить и заботиться о тех людях, которые находятся рядом с нами, о тех людях, которые страдают здесь и сейчас, но одно другому не мешает, и я думаю, что одно другому только способствует и свидетельствует о нас как о христианах.

 Еще один у нас есть звонок.

 -Добрый вечер, вы в эфире.

- Добрый вечер. Меня зовут Сергей Павлович, звоню из Москвы.

- Да, здравствуйте.

- Полностью поддерживаю инициативу помощи Антиохийскому патриархату, памятую даже о том, что в безбожные советские годы на Антиохийском подворье можно было крестить детей без паспорта. Это было очень важно, и антиохийцы нам в этом смысле помогали, но, что касается конфликта в Сирии, здесь нужно учитывать еще один фактор: много русских девушек были просто соблазнены мусульманами- сирийцами, которые увозили их, переводили там в ислам, говорили: вот, если примешь ислам, будут тебе такие блага и здесь рай тебе на земле. А вот сейчас, после того как Сирия пришла в состояние разрухи, многие эти девушки вернулись в Россию, да еще и с детьми, а раньше даже если она сама и не хотела принимать ислам в Сирии- я сам знаю такие случаи- то уж детей никак нельзя было в мусульманских семьях воспитывать по-христиански. Поэтому дети, благодаря этому конфликту, были ограждены от насильственного перехода в магометанство, в том числе и их матери. Все, благодарю.

- Спасибо за Ваш звонок, Вы, знаете, ну, во–первых нужно нам отделять нашу веру от политики, и вне зависимости от того, какие политические устроения способствуют тем или иным конфликтам нам нужно помогать всем людям, которые страдают, еще раз повторю, вне зависимости от каких – то политических воззрений, вообще их оставить за скобками нашего духовного рассуждения. А, что касается того о чем вы говорили, я сам, во – первых, был в Сирии со Святейшим Патриархом и знаю не понаслышке религиозную и общенравственную ситуацию в этой стране. Не могу говорить обо всей Сирии, но несомненно то, что это одна из наиболее веротерпимых стран, в которых уважение христиан к мусульманам, мусульман к христианам составляло одно из основополагающих, корневых стержней устройств жизни. Благодаря этому именно там, в Сирии, в отличие от многих других стран Востока, эти христиане и люди другой веры могли в достаточной степени мирно сосуществовать. То, о чем Вы говорите, я уверен в том, что это является лишь некоторым исключением. Впрочем, я сам о подобного рода вещах не слышал ни разу, и думаю, что это скорее исключение из правила.

Еще есть у нас один звонок. Добрый вечер, Вы в эфире.

- Добрый вечер.

- Здравствуйте.

- Это Сергей из Москвы.

Вот, скажите, пожалуйста, совершенно понятно, что Россия- крестоносец, несет крест за весь мир. Есть даже у нас духоносные старцы, в частности, отец Николай Гурьянов, он часть своих доходов всегда перечислял в Фонд мира, еще при коммунистах.

- Да, да.

- Хотелось бы спросить: «Нас просили о помощи, сами сирийцы готовы принять нашу помощь?»

- Несомненно. Нас и сирийцы просили о помощи, и Антиохийский патриархат, который сейчас находится в чрезвычайно тяжелом положении, и во время визита Патриарха и после него всегда просил о любой возможной помощи и поддержке, которую могла бы оказать Русская Православная Церковь , и мы- Русская Православная Церковь ее оказывала и оказывает. Совсем не всегда для того, чтобы оказывать помощь, нужно ждать о том, что ее, эту помощь, попросят. Мы, как христиане, призываем всех к тому, чтобы оказывать нашу посильную помощь тому человеку, который сейчас лежит в канаве, как оказал ее милосердный самаритянин. Его, милосердного самаритянина, никто из канавы не звал и не просил его о помощи, он увидел страждущего человека, сам подошел к нему и сам ему помог. И мы в образе этого благочестивого евангельского человека должны видеть пример для подражания всем нам.

У нас еще один звонок, добрый вечер.

- Алло, добрый вечер, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Вы, знаете, вопрос, давать помощь или не давать и, как к этому относиться - это, конечно, боль в сердце, когда слышишь, что православные люди так отвечают. Начинают вспоминать какие – то советские времена, а стоит ли это делать не стоит ли, это грех, потому что наши великие первоверховные апостолы Петр и Павел, живота своего не щадили, ходили по всем уголкам вселенной, чтобы проповедовать, своей кровью писали закон Христов и приносили народам. А мы еще считаемся: стоит ли это делать или не стоит, там гибнут наши братья, а те мусульмане, которые видят жертвенную, так сказать …

- Помощь со стороны …

- … истинную нашу помощь, они сами будут …

- Конечно.

- … принимать христианскую веру и неужели так это сложно помолиться от всей души…

- Конечно, совершенно верно.

- … и принести посильную помощь. Я призываю всех неравнодушных людей, которые смеют себя называть православными христианами помогать от всей своей души. Конечно, по силе своей, никто никого не заставляет, мы, конечно, будем молиться …

- По силе и по возможности мы молиться и оказывать помощь, конечно, совершенно верно.

- … оказывать посильную помощь

- Конечно и пускай, может быть, какая – то лепта вдовицы, какая – то небольшая сумма может быть переведена на реквизиты отдела по церковной благотворительности, которые указаны на официальном сайте в специальном информационном сообщении на сайте «Патриархия точка ру».

Даже и небольшая помощь, небольшая лепта будет частью того огромного дела, которое все мы, как церковь, все мы, как русский народ, как правильно сказал один из наших собеседников, действительно ответственен, и Русская Церковь ответственна и всегда эту ответственность чувствует за тех людей, которые страдают в каком бы уголке мира они ни были. Это то, что касается Сирии, я думаю, что на этом мы эту тему пока что оставим, хотя она требует длительного обсуждения, и есть, конечно же, о чем поговорить и в связи с сирийским конфликтом, и в связи с нашей помощью. Я думаю, что в следующий раз, в следующий понедельник уже будет понятно, какие суммы будут собраны, и мы с вами сможем пообщаться с представителями Отдела церковной благотворительности, которые смогут нам рассказать, как и каким образом собираются средства, как они в дальнейшем будут направляться на помощь тем, кто пострадал.

У нас с вами, однако, есть еще один звонок.Добрый вечер, Вы, в эфире.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Я бы хотела добавить по – поводу помощи…

- Да, да.

- Написано же очень понятными словами в Евангелии: «Просящему у тебя дай», и я считаю, что это Промысел Божий, когда мы можем оказать Господу помощь. Потому что, как Господь говорит: «Если вы накормили голодного, или приютили бездомного, или одели нагого - вы все это сделали Мне».

- Да, совершенно верно.

- И если у нас есть возможность помочь нашим братьям…

- Совершенно верно, у нас есть такая возможность- спасибо Вам огромное за звонок- нам ей и нужно ей воспользоваться. Именно здесь Господь нас проверяет как христиан.

Ну, однако, мы с вами продолжим наше общение, у нас еще масса тем для разговора.

Однако, нужно также перейти к следующей, может быть, не очень приятной теме, теме, которая на протяжении многого времени смущала умы многих и многих и православных христиан, и людей, настроенных по отношению к церкви, может быть, индифферентно и, к сожалению, людей, которые настроены по отношению к церкви агрессивно. Теме, которая, к сожалению, вызвала огромный шквал негативных реакций и в средствах массовой информации, и, вообще, в обществе. Это тема, связанная с автомобильной катастрофой, которая произошла в прошлом году с иеромонахом Илией Семиным, который, на машине, столкнувшись с другими автомобилями, стал причиной смерти двух людей.

Все вы, я думаю, знаете об этой теме, о той тяжелой истории. На прошлой неделе состоялся суд над Илией, и я, с тяжестью в сердце, должен сообщить всем, кто об этом не знает. После решения суда, который признал вину иеромонаха Семина и приговорил его к двум годам лишения свободы, на следующий день, по указанию Святейшего Патриарха Кирилла прошло заседание московской городской епархии. На этом заседании было рассмотрено дело о совершении клириком города Москвы иеромонахом Илией Семиным правонарушения, повлекшего за собой смерть двух людей. Попутно я сообщу нашим радиослушателям, что подобного рода дела теперь по установившейся практике рассматривает сначала епархиальный суд, а затем свои решения, которые утверждаются всем составом суда, выносят на утверждение правящего архиерея- в данном случае правящим архиереем города Москвы является Святейший Патриарх Московский всея Руси. Поэтому церковный суд свое решение вынес на усмотрение Святейшего Патриарха.

В связи с рассмотренными документами епархиальный суд признал клирика города Москвы иеромонаха Илию Семина виновным в смерти двух лиц, что подпадает под 5 правило святого Григория Нисского. Суд постановил лишить сана иеромонаха Илию Семина и представить это решение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. И Патриарх Кирилл утвердил решение епархиального суда. Таким образом на нынешний момент бывший иеромонах Илия Семин лишен священнического сана, и теперь он является монахом, и это огромная трагедия и лично для него, и огромное горе для всей московской епархии. Но, к сожалению, об этом нужно говорить для того, чтобы в сердцах людей не возникало смущения, не возникало ощущения, что церковь по каким – то причинам смотрит сквозь пальцы на обстоятельства подобного рода. Нет, ни в коем случае, Святейший Патриарх с болью в сердце, но с необходимостью принял это решение, и в связи с этим также обратился к пастве с заявлением. Я позволю себе в нескольких абзацах его процитировать:

«Поступок монаха Илии стоил жизни двум невинным людям, родные которых понесли безвозвратную потерю. Мы разделяем с ними скорбь и молимся об упокоении рабов божиих Николая и Павла, вечная память почившим. Наша молитва и о монахе Илии, который подвергнут нами строжайшему каноническому прещению. Никогда в своей жизни он больше не сможет предстоять перед престолом, но призван в сохраняемом за ним монашеском звании неустанно приносить покаяние в своих грехах. Священный сан, как человеческая жизнь, единожды дается и единожды забирается. Пусть произошедшее с монахом Илией будет в назидание всем священнослужителям. Будем избегать искушения и соблазнов века сего, направим помыслы на проповедь веры, употребим все силы на служение ближнему, на благо нашего народа и Отечества». Вот, с такими словами Патриарх обратился к пастырям, к чадам церкви после принятия им соответствующего решения в отношении монаха Илии. Еще раз повторю, что, конечно же, эта ситуация тяжелая, и каким бы не было светское правосудие , строгим или очень строгим, всем нам надо понимать, что для любого священнослужителя лишение сана- это самое страшное, ужасное, что может представить себе любой священнослужитель, любой человек, предстоящий перед престолом Божьим. Это то, к сожалению, закономерное наказание, которое было применено к монаху Илии. Однако всем нам надо отдавать себе отчет, что это трагедия для человека, что все мы призваны молиться о нем и о том, чтобы Господь управил его сердце к покаянию, чтобы каким – то образом это он пытался исправиться и вернуться к нормальной духовной жизни. Подчеркну, что я имею здесь в виду не священнослужение, которого он теперь лишен навсегда, а именно к нормальной духовной жизни.

 Вот, таким образом. У нас есть еще один звонок, добрый вечер, вы в эфире.

- Здравствуйте, вот, я всвязи с тем, что в воскресенье мы прослушали обращение Святейшего Патриарха и, вот, так бывает, что мы имеем очень ограниченные, скудные сведения о Евангелии и, вообще, о благовестии, интернетом, я думаю, … уже взрослые люди, не пользуются …

- И правильно делают.

- … мы были лишены проповеди, вот, и мы, например, не имеем возможности ходить в центр, в храм, где служат митрополиты, где каждый день есть проповедь, но мы лишены ее. И вот, скажите, пожалуйста, что может быть выше проповеди, может быть благовестие, если мы сохраняем заповедь о том, что первое- это Евангелие и наша проповедь, тогда, мы, собственно говоря, и делаем дело Божие, и Господь малым накормит многих. А вот, если мы лишаемся этой проповеди или под видом того, что сдали деньги, а не укрепляемся в Святом писании …

-Одно другому не мешает.

-У меня вопрос: вот сейчас были приняты два закона: закон о разврате малолетних и …

-…. о защите чувств верующих.

-и они приняты одним пакетом. Это, по-моему, большая ошибка.

 -Мы не будем вдаваться в подробности обстоятельств принятия этих законов. Но однако, раз уж зашла речь, нужно сказать, что решение Государственной Думы носит исключительно важное значение для будущего нашего общества. И принятие обоих законов имеет огромное значение и для нас, и для наших детей, и для наших внуков. И я очень надеюсь, что эти законы никогда не будут отменены. Что касается того, каким процедурным образом эти законы принимались и каким пакетом они были подписаны президентом, уже находятся вне нашей компетенции. И это вопрос скорее технического порядка, чем концептуально-смыслового. Важно теперь, что эти законы приняты, и то, что касается чувств верующих, поправки к различным законодательным актам, и непосредственно закон о противодействии информации, причиняющей вред здоровью и развитию. И то, и то имеет огромное значение. И благодаря коллегиальной работе депутатов Государственной Думы стало возможным. Что не может не вызывать самого глубокого одобрения.

-У нас есть еще один звонок. Добрый вечер. Вы в эфире.

-Добрый вечер, дьякон.

-Здравствуйте.

 -Сегодня утром слушал сообщение «Русской службы новостей», что протоиерей Всеволод Чаплин заявил, в связи с новым законом о защите чувств верующих, что 2-3 года - это небольшой срок в связи с этим преступлением. Вот интересно было бы, чтобы сам протоиерей Чаплин хотя бы на экскурсию сходил с протоиереем Дмитрием Смирновым, который связан с этими службами, в наши тюрьмы: Матросскую тишину, Бутырку хотя бы на экскурсию…

-Он не раз там бывал, конечно.

-Ну, вот очень хорошо, что вы там бывали. И вот в связи с этим хотелось бы узнать ваше мнение. Как там эти три года? Мало это или много? На мой взгляд, все-таки много. Мое мнение как православного христианина - что это не то преступление, за которое нужно уголовное преследование и такое строгое наказание. Особенно со стороны православной церкви. Христос сказал: я пришел не судить мир, а спасать…

-Вы совершенно правы в том смысле, что верно цитируете слова Спасителя.Но давайте все же будем с вами разделять евангельские истины от необходимости государства защищать интересы его граждан, в том числе и не в последнюю очередь его верующих граждан. Которых в нашей стране подавляющее большинство. И защита чувств верующих- это не только сохранение каких-то тех или иных убеждений людей и их поддержка. Это не в последнюю очередь сохранение от опасности ввержения общества в межрелигиозные конфликты. Это то, страшнее чего нет фактически никаких других конфликтов. Нет других обстоятельств, которые так больно били бы по обществу, как разделение по религиозным принципам и именно в защиту этого, в том числе, направлен этот закон. И именно отец Всеволод и имел виду, что с точки зрения безопасности государства подобного рода разжигание межрелигиозных конфликтов- это явление, которое имеет более глубокие последствия, чем бытовые конфликты, за которыми следует что-то, связанное с уголовным преследованием. Поэтому именно в этом смысле отец Всеволод прокомментировал этот закон. Я со своей стороны воздержусь от каких-то более глубоких комментариев. Для этого как раз и существует отдельно созданный Синодальный отдел, его возглавляет отец Всеволод, и его мнение здесь вполне весомо. Я лишь могу к нему присоединиться и еще раз подчеркнуть, что эти законы имеют решающее значение.

-У нас есть еще один звонок. Добрый вечер. Вы в эфире.

 - Это из Сергиева Посада.

 -Здравствуйте.

 -Будьте добры прокомментируйте случай в Черкеево-Покровском монастыре, где похитили двух матушек. Будьте добры. Подробнее и искреннее.

- Подробнее и искреннее я бы рад, но, к сожалению, не обладаю достаточной информацией, чтобы комментировать происшествия, которые происходят в братском Киеве, на братской Украине. Ну я, как я думаю и все вы, молюсь, чтобы все завершилось благополучно, и все внешние кажущиеся настроения были бы преодолены. И на самом деле все это очень неприятные истории, надо сказать. Что они все поверхностные, и все разрешится благополучно. И мы будем об этом молиться и призывать Господа, чтобы все улеглось, и все вернулось к мирной и благоверной жизни.

-У нас есть еще один звонок. Добрый вечер. Вы в эфире.

-Добрый вечер. Раб Божий Дмитрий. Я воспитан в православной христианской семье с самого детства. Никто нас за это не преследовал. Мой прадедушка, слава Господу, был настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Строгановке, это в Малороссии. У меня вопрос в связи с эмансипацией женщин. Это необходимо срочно прекратить. Потому что посмотрите: женщина в брюкахзанимает какие-то посты. И женщины - врачи. И учителя. Наша страна бедствует по этой причине!

-Прямо бедствует, вы считаете?

-Я считаю, что это очень важное дело. Из-за этого все беды. Потому что они вместо того, чтобы рожать детей, они ходят в брюках на работу.

-Ну, одно другому не мешает. Многие и в брюках ходят, и детей рожают. Спасибо вам за звонок, за вашу обеспокоенность. Ну что ж, многие люди высказывают подобного рода тревоги в отношении нашего общества, не вполне благополучно в нашем обществе, во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Но я думаю, что это глубокая философская тема, которая требует гораздо большего времени, чем у нас с вами есть. Что касается нашего с вами времени, которого осталось совсем не так уж и много, к сожалению. Напомню, что за оставшееся время вы успеете позвонить по телефону прямого эфира в студию и пообщаться с нами. Я напомню вам о том, что на предыдущей неделе в праздник Святой Троицы Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Троице-Сергиевой лавре. Сейчас богослужение проходило в трапезной в Сергиевском храме, потому что буквально вся Лавра стоит в строительных лесах. Все соборы забраны сеткой. И нет привычного Троицкого вида на нашей общерусской святыне. С одной стороны, конечно, не очень привычно видеть Лавру в таком состоянии. С другой стороны мы должны понимать, что в следующем году будет торжественно отмечаться 700-летний юбилей преподобного Сергия. Государство и церковь проделывают сейчас огромную работу по подготовке к этому национальному событию. Событию, которое будет иметь значение для всей страны. И вот в связи с этим все силы направлены на ремонт и благоустройство, чтобы к праздничным датам сердце нашей страны, Троице-Сергиева лавра была достойна памяти своего достойного Аввы. И вот поэтому сейчас вся Лавра в лесах, и в том числе соборы. Поэтому Патриарх совершал богослужение в трапезном храме, а затем, как обычно, обратился с проникновенным словом приветствия с балкона своих покоев, как он это всегда делает в этот день. Как до него это делали все его предшественники.

Однако нельзя не затронуть в нашем с вами сегодняшнем разговоре важную тему визитов Святейшего Патриарха. И поэтому сегодня я вам расскажу о двух визитах, которые совершил Патриарх в июне.

Один из визитов, в Эстонию, проходил с 14 по 16 июня. Это первая балтийская страна, которую посетил Предстоятель. Все мы знаем, какие важные святыни там находятся. Мы знаем, что Эстония коренным образом связана с нашей церковью тем, что там родился блаженно почивший Святейший Алексей II. И поэтому через него Эстония особым образом связана с историей нашей церкви. Помимо этого, Пюхтицкий монастырь в Эстонии, и сама по себе история Эстонской церкви неразрывно связана с историей Русской поместной церкви.

И поэтому визит Святейшего Патриарха в Эстонию, к православным верующим эстонской земли, которые с огромным трепетом, вниманием ждали совместной молитвы с Предстоятелем, имеет особое значение. Когда приезжаешь вместе с Патриархом в ту или иную страну или город, видишь, с каким воодушевлением люди ждут своего Предстоятеля, с каким чувством они молятся на богослужении, то понимаешь, что эти визиты имеют огромное значение в первую очередь для тех людей, к которым приезжает Святейший Патриарх. Кто бы что бы ни говорил, кто бы в чем нас ни обвинял- всем надо понимать, что Патриарх в первую очередь приезжает к своему народу, к своей пастве. К тем людям, которые его ждут, которые составляют полноту нашей Матери -Церкви. И ради совместной молитвы, общения с ними Патриарх неустанно трудится на ниве церковной.

 И визит в Эстонию не стал, конечно же, исключением. Как и в любом визите, здесь были в первую очередь, я уже сказал, богослужебная часть и официальная часть. Патриарх совершил молебен в главном Александро-Невском соборе города Таллинна. И посетил Пюхтицский монастырь, духовный центр Русской Православной церкви. И затем, в последний день своего визита, совершил великое освящение храма в честь иконы Божьей Матери Скоропослушницы одном из новых районов Таллинна. Самый густонаселенный район, в котором до этого не было ни одного храма, где проживает множество русских, русскоговорящих людей. Исповедующих православие. И для них открытие этого храма, который 10 лет назад закладывал Святейший Патриарх Алексий, стало огромным событием. Прекрасный храм, золотые купола которого видны со всех точек Таллинна. Он стал духовным центром, двери которого теперь распахнуты для всех верующих Эстонии.

Святейший Патриарх посетил Пюхтицкий монастырь, где совершил всенощное бдение. Надо сказать, что Пюхтицы особенно дороги ему. Все мы знаем, что в Пюхтицах множество раз бывал Святейший Патриарх Алексий. У него была особая сердечная любовь к этому монастырю. Мы знаем, что многие настоятельницы монастырей по всему миру являлись воспитанницами именно Пюхтицкого монастыря. Именно он стал кузницей монашеских кадров для женских обителей. Но и для Святейшего Патриарха Кирилла Пюхтицкий монастырь был важен в его жизни. Сюда он приезжал на протяжении многих лет, когда он был ребенком, и юношей. И представьте себе, что сейчас живут в Пюхтицах некоторые насельницы, уже весьма пожилые, которые помнят ребенком Святейшего Патриа рха Кирилла, как он со своими родителями приезжал в монастырь, как молился на богослужениях. Это сейчас на любых службах можно встретить множество детей, а тогда, в советские годы любой ребенок на богослужении был отдельным событием. И всегда все это примечали. И привечали детей, которые приходили на службу. И вот уже пожилые насельницы встречались со Святейшим Патриархом, это было трогательное общение людей, которые помнят этого человека в его детские годы. И вот сейчас перед ними стоит Предстоятель их Церкви, который их благословляет. А они помнят его еще совсем ребенком, которому они помогали ставить свечи на подсвечники. И которым он чем-то сам помогал во время богослужения. И это, с одной стороны, очень трогательно, с другой стороны- очень важно. Потому что тем самым можно сказать, что Пюхтицкий монастырь стал купелью, если хотите, двух патриархов. И Патриарха Алексия и Святейшего Патриарха Кирилла. Поэтому посещение этого монастыря имело важное духовное значение и для Святейшего Патриарха, и для самого монастыря, и для всех людей, которые туда приезжают. Своим визитом Патриарх еще раз подчеркнул, напомнил всем нам о том, что у нас есть такая замечательная святыня- Пюхтицкий монастырь. В котором хранится чудотворная икона Божьей Матери. И все мы являемся желанными гостями в Пюхтицкой обители, где нас с вами ждет матушка игуменья, и я думаю, что будут рады, если кто-то из нас сможет посетить монастырь.

-У нас есть еще один звонок. Добрый вечер. Вы в эфире.

-Здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Хотелось бы мне высказаться по поводу предыдущих выступающих. Вот женщина говорит, чтобы побольше нам говорили, объясняли, иначе мы ничего не знаем, не ведаем. Но мы ведь не просто грамотные, умеем читать и писать, и сложить два плюс три. Мы люди, образованные еще при советской власти. Сейчас столько книг, такие изумительные! Купитеотца Александра Шаргунова два тома. Там от А до Я все объяснено. Покупайте отца Андрея Ткачева, который в Киеве. Изумительно пишет…

 -Спасибо…

-Столько книг продают, а мы будем просить, чтобы нам все разжевали, и мы бы потом проглотили.

 -Нет, разжевывать не надо. Уже все разжевано, все объяснено. И, действительно, можно читать , просвещаться и набираться того духовного опыта, который нам предлагается в различной литературе.

Однако я продолжу свой рассказ о визите Святейшего Патриарха в Эстонию. Надо сказать, что помимо богослужебной составляющей визита, было еще несколько очень важных событий. В первую очередь это посещение Патриархом двух монументов. Монумента - памятника «Бронзовый солдат» и монумент скорби Линдэ. Все мы знаем, что греха таить, о всех сложностях, которые существовали на протяжении последних лет, да и не только последних, между народами России и Эстонии. Между политическими властями. И не наше дело входить в политическое рассуждение. Но однако, все мы отдаем себе отчет в том, что отношения между Россией и Эстонией непросты. И это выходит за рамки политических обстоятельств, и, к сожалению, касается двух народов, не просто братских, но живущих рядом друг с другом.

И как говорил Патриарх во время визита в Эстонию, два народа, которые живут бок о бок друг с другом, просто не могут жить иначе, кроме как в братстве и добрососедстве. По- другому не дано. И одно из важных составляющих визита патриарха в Эстонию было то, что он эту мысль доносил и до тех людей, которые его слышали на улицах и на богослужениях. И до тех политиков, с которыми он встречался. А он встречался и с президентом, и с премьер министром, и с другими государственными деятелями Эстонии. И стремился донести до них мысль, что два наших народа должны начать новую страницу в истории своих взаимоотношений. И отношения между русским и эстонским народами должны измениться, и, по мнению Патриарха, наступают новые времена. Я вам процитирую его слова: «я чувствую всем сердцем, что мы приближаемся к тому времени, когда наши народы начнут писать новую страницу истории. Эти времена наступают, и я буду молиться и делать все от себя зависящееся, чтобы они наступили как можно скорее».

Когда Патриарх посещал памятник Бронзовому солдату, который был несколько лет назад перенесен из центра города на военное кладбище, здесь вместе с ним на литии по всем погибшим в Великой Отечественной войне молились ветераны. Те люди, которые сейчас живут в Эстонии и помнят многое. Обращаясь к ним и ко всем людям, которые тогда там находились, Патриарх сказал, что то место, которое он посещал, памятник Бронзовому солдату, имеет огромное значение для очень многих людей. И он отметил, что когда мы говорим, что народ наш потерял двадцать семь миллионов жизней, мы имеем ввиду не только русских, мы имеем в виду в том числе эстонцев, которые положили свои жизни в борьбе с фашизмом. И всем им мы сегодня воздаем благодарность, потому что их подвиг изменил жизнь к лучшему.

Сегодня живя в различных условиях, в разных странах, мы, тем не менее, имеем много общего, в том числе -наше общее участие в борьбе с фашизмом. Дай Бог, чтобы память о героях этой войны никогда не исчезала из сознания людей, независимо от того, к какой национальности они принадлежат и в какой стране они живут. И это очень важное напоминание Святейшего Патриарха, учитывая все те известные сложности, которые существуют сейчас в восприятии определенного круга людей, в том числе и в Эстонии. Это отрезвляет, я думаю, очень многих и дает правильное направление мыслей.

И когда Патриарх посещал памятник депортированным из Эстонии- этот памятник уже связан с историей самой Эстонии и трагической страницей этой страны, связанной с невинными людьми, которые были переселены в Сибирь- то он говорил вот о чем. Эта депортация коснулась практически каждой эстонской семьи. И не только эстонской. Среди депортированных были люди русского происхождения. Мы знаем, что причиной этих беззаконий были идеологические установки, которые исключали любое инакомыслие. И оттого, что с людьми боролись самыми жестокими способами, страдали миллионы людей в Эстонии, Украине, России и Белоруссии, Молдавии и во многих других местах. Не забывая прошлого и вынося из него определенные уроки, мы не должны сегодняшний день отождествлять с днем вчерашним. Каким станет будущее- зависит от нас с вами. Именно мы, живущие сегодня, творим историю завтрашнего дня. И не забывая уроков прошлого, мы должны устремляться в будущее, в том числе и через взаимное примирение, через взаимное прощение. Через построение новых отношений между людьми разных национальностей и между народами наших стран. Эстонии и России. Вот с таким призывам Патриарх обратился, совершая молитву у памятника Линде. И это была очень важная составляющая визита. Эта составляющая миротворчества, это составляющая очень важной духовной основы Церкви, основы, связанной с необходимостью напоминать людям о том, что в любых сложных политических и исторических обстоятельствах они не должны испытывать ненависть к людям, которые живут радом с ними. Тем более, когда мы говорит об исторически взаимосвязанных народах России и Эстонии.

И поэтому еще раз скажу вам, визит в Эстонию имел огромное значение и для эстонцев и для нашей Церкви, и для всех тех людей, которым небезразлична судьба эстонского и русского народа. И дай Бог, чтобы действительно этот визит Патриарха в Эстонию стал бы одним из первых, но уверенных шагов к построению мира между нашими народами. И к тому, что Патриарх назвал новой страницей в истории двух наших стран.

-У нас есть еще один звонок. Добрый вечер. Вы в эфире.

-Добрый вечер. Это Александр Иванович из Москвы.

В связи с принимаемым Законом у меня есть очень серьезные опасения, что это кончится не объединением, а разъединением всех живущих на земле Российской Федерации. Меня это волнует как православного русского христианина. Наши верховные правители уж неоднократно заверяли, провозглашали с высоких трибун, что Россия многоконфессиональная страна. Здесь есть несколько традиционных религий.

-Прошу прощения, я вас вынужден прервать. Я уловил вашу общую мысль. Но мы завершаем наш эфир, поэтому уж простите меня, пожалуйста. Да, действительно, мы живем в многоконфессиональной стране, и все-таки я уверен, что не эти законы и другие акты, принимаемые нашим государством, будут нас разделять, а мы сами, что в первую очередь важно. Не будем разделяться, даже если не дай Бог такие разделения и будут кем-то провоцироваться.

Я благодарю вас всех, дорогие братья и сестры, за общение, за высокий интерес к тому, чего мы обсуждали. И я думаю, что мы в следующем эфире продолжим наше общение. К сожалению, я не успел с вами обсудить какие-то вещи, о которых хотел бы поговорить в этом эфире. В следующий понедельник мы поговорим с вами о визите Святейшего Патриарха в Элладскую церковь и о его паломническом посещении Афона. Есть о чем рассказать, есть чем поделиться, что обсудить. Звоните, мы всегда рады вашим звонкам. На этом я прощаюсь с вами и желаю вам всего доброго, до свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+