Перейти к основному содержанию

07:39 12.07.2020

"Мы начинаем знакомиться с Определением прошедшего недавно Архиерейского Собора..." (прот. Максим Козлов)

20.03.2013 11:20:19

Скажу о главной теме сегодняшнего эфира - мы постепенно начнем более подробно знакомиться с документами недавно закончившегося Архиерейского Собора. Какие-то вести о том, что происходило на Соборе, до нас до всех доходили, но вряд ли многие из нас прочитали (или вовсе даже читали) или пытались читать эти документы. А они важны, ибо это есть голос нашего Священноначалия, выраженная позиция Церкви по многим важным как внутрицерковным вопросам, так и вопросам внешнего бытия Церкви Христовой. И, конечно же, чем отчетливее мы как православные люди будем знакомы с этими постановлениями, тем, во-первых, будет больше пользы для нас самих (а через это и для Церкви Божией), а попутно тем вразумительнее мы можем давать ответы на всевозможные недоумения или заведомо сознательно распространяемые ложные мнения о том, что происходило на Архиерейском Соборе.

Итак, мы знаем, что Собор принял целый ряд документов. Это и послания ко всему клиру, иночеству, всем верным чадам Русской Православной Церкви, это определение вопросов внутренней жизни Русской Православной Церкви, о вопросах внешней деятельности Церкви. Специальные определения о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью Заграницей, определения о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви (о тех, которые мы прежде именовали единоверными приходами, приходами единоверцев). Было принято положение о наградах Русской Православной Церкви. Специальное было обращение по такому животрепещущему вопросу как вопрос демографии. Были прославлены новые подвижники благочестия во всероссийском масштабе - было принято определение по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых. далее Собор принял заявление о противодействии экстремизму и терроризму и отдельными приложениями (почему-то мало об этом пока говорили) были приняты два документа: приложение к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых - по вопросу о канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, где подробнейшим образом разбираются аргументы и показывается неосновательность тех, кто выступает за канонизацию этих двух лиц. Еще одним приложением - текст относительно связи семьи Царственных Страстотерпцев и Григория Распутина (что вызывает у одних смущение: как столь великие угодники Божии как Царственные Страстотерпцы могли иметь какое-то отношение с таким человеком как Григорий Распутин, а другими приводится как аргумент в пользу его канонизации, поскольку, если они были так близки, то это, дескать, должно послужить и прославлению Распутина...) Вот эта ситуация тоже подробно разбирается в документе.

Одобрен доклад протоиерея Владислава Цыпина с проектом положения о церковном суде, который сейчас будет вводиться в практическую жизнь в нашей Церкви. Еще целый ряд других документов, не имеющих в таком смысле обще-Соборного одобрения через голосование, но, тем не менее, имеющих статус Соборных документов, имеется в виде интернет-публикаций. Но скоро должен выйти специальный номер "Церковного вестника", где они будут содержаться. И я думаю, что пройдет немного времени и соответствующая книга Деяний или Постановлений Собора будет опубликована.

С основным содержанием ключевых документов мы начнем сегодня знакомиться. И начнем, я думаю, с документа весьма животрепещущего, одного из центральных: Определения Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви. Почему? Потому что этот документ опирается по сути на те тезисы, которые прозвучали в докладе Святейшего Патриарха, и в выступлениях многих других архиереев-участников Собора, а также и Председателей Синодальных отделов.

После общего зачала, где с удовлетворением отмечается общая тенденция к развитию различных составляющих епархиальной и приходской жизни, после одобрения со стороны Собора деятельности Патриарха, Синода и Синодальных учреждений в межсоборный период, выражения им благодарности (особую благодарность - Святейшему Патриарху за постоянную заботу о церковной жизни), после утверждения конкретных решений Синода об образовании епархий (было за это время образовано три епархии - Биробиджанская, Воронежская и Липецкая, изменены границы ряда епархий в связи с административным делением, государственными и прочими соображениями церковной жизни), Собор также постановил подготовить рекомендации для внесения в Устав Русской Православной Церкви раздела "О межъепархиальном объединении" в связи с решением об образовании, "в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно-значимой деятельности митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан". Действительно, в Казахстане у нас возникла новая межъепархиальная, надъепархиальная структура - митрополичий округ. Но новая она - по отношению к последним десятилетиям жизни Церкви: нельзя сказать, что такое понятие как "митрополичий округ" не существовало прежде в истории церковной. Действительно, существующий округ нуждается в соответствующих изменениях общецерковного устава. С другой стороны, мы никак не можем исключить того, что он не окажется единственным в жизни нашей Церкви и что при определенного рода тенденциях общегосударственного бытия со временем возможно образование и других митрополичьих округов. Но для этого, действительно, необходимо соответствующее изменение церковного устава.

В следующем пункте этого определения говорится о том, что Собор одобрил деятельность Учебного комитета "по организации учебного и воспитательного процесса в Духовных школах Русской Православной Церкви". Признано целесообразным скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования. Специальный доклад был сделан на Соборе Председателем Учебного Комитета, ректором МДА архиепископом Верейским Евгением. Он подробно рассказал о ситуации в нашем духовном образовании, о количественном росте наших Духовных школ. Процитирую из доклада: сейчас у нас "пять духовных академий, три богословских института, тридцать одна духовная семинария и тридцать девять духовных училищ и одни пастырские курсы епархиальные". Но главное в эти годы, как отмечалось и в Определении Собора, и в докладе самого архиепископа Евгения - это не столько процесс экстенсивного развития духовного образования, сколько форма его, которая все активнее проводится в последние годы. Цель ее - выведение духовного образования по внутреннему содержанию на статус высшей школы: не только в ведущих наших семинариях (например, таких, как Московская, Санкт-Петербургская, Тобольская, Жировицкая), но и в провинциальных семинариях в других местах, которые так же должны придти к тому, чтобы стать пятилетней высшей школой Русской Православной Церкви. Другой важной задачей реформы духовного образования является получение духовными школами государственной аккредитации при учете традиции церковного образования.

Эта тема была затронута и на встрече его участников с Президентом РФ. Действительно, у нас в настоящий момент (за исключением определенного рода факультетов Свято-Тихоновского института) наши учащиеся, заканчивающие духовные школы, не имеют права на получение диплома государственного образца. Это и личный их статус понижает в глазах общества, но, самое главное, это лишает их возможности преподавать в государственной школе - средней или высшей. Наши кандидатские, магистерские, докторские диссертации не признаются государством как имеющие достоинство государственного документа. Они имеют хождение внутрицерковное и, хотя де-факто, конечно, осознание того, что это научные работы, есть, но де-юре - оно отсутствует.

Интересна реакция российского президента: когда ему было об этом сказано, он ответил, что незнаком с этой проблемой. Он отметил, что, по его мнению, духовное образование у нас на высоком уровне находится и что им будет дано соответствующее поручение Правительству с тем, чтобы найти выход из этой коллизии. Таких выходов может быть несколько. Первый - это признание уже существующих дипломов нашим государством в лице соответствующих структур (например, Высшей аттестационной комиссией (ВАК) или другими). Это может быть (как это проходило в Болгарии, где Церковь находилась в сходной ситуации) процедура массовых перезащит тех дипломных, кандидатских, докторских работ, которые будут предложены Церковью или Учебным комитетом к такой перезащите. Существуют разные пути, но этот вопрос, конечно, нуждается в скорейшем решении. Попутно укажу, что только что завершившийся в Болгарии очередной конгресс высших богословских школ всех Поместных Православных Церквей, на которых присутствовали представители всех ведущих православных богословских школ мира, принял даже специальное обращение к Российскому правительству с настоятельным пожеланием упразднить ненормальную ситуацию с нашим духовным образованием, по сути дела, находящимся в ситуации изгоя по отношению к образованию общероссийскому. Будем надеяться, что и Соборные постановления, и высказывание Президента о том, что этот вопрос будет решен, действительно, ускорит этот процесс, который пока идет очень медленно, и натыкается в Министерстве образования на многие и многие сопротивления.

Следующий пункт говорит о том, что "необходимо повышение уровня научной работы, проводимой в духовных школах и заведениях". В связи с этим, важной задачей представляется "общецерковная координация научно-исследовательской деятельности, организационная и материальная поддержка церковной науки". Действительно, это очень важная задача: чтобы наши Духовные школы стали не только образовательным центром, но и центром духовным, центром духовно-научной работы, и в этом смысле уже есть определенного рода подвижки. А именно - сам переход семинарий постепенно на пятилетний срок обучения и переход Московской и Санкт-Петербургской духовных академий на прием студентов по специализациям, по сути дела, по факультетам: библейский, богословский факультет, исторический факультет. Это уже полноценная научная структура, будем надеяться, что она так твердо и устоится. С другой стороны, важна и финансовая поддержка нашей духовной школы. Я знаю эту ситуацию изнутри и могу сказать, что большинство преподавателей Духовной школы, большинство из которых являются мирянами, не имеют возможности другого материального вспомоществования - это подлинные подвижники, которые за весьма и весьма скудное вспомоществование ведут очень глубокие по содержанию, прекрасно методически построенные, находящиеся часто на переднем краю церковной науки лекции, занятия, семинары... Конечно, это прекрасно, что есть такие жертвенные устремления, но хотелось бы видеть и большую меру их материальной поддержки.

Так или иначе, проблематика, связанная с электронными формами - налоговой, паспортной и другой документацией - была затронута и в докладе Святейшего Патриарха, и в соответствующих постановлениях Собора. Пока только зачитаю этот, 26 пункт Определения Собора: "В связи с сохраняющимся в церковной среде смущением по поводу имеющихся и проектируемых систем электронного учета и контроля граждан, Отделу внешних церковных связей и Синодальной богословской комиссии - продолжить изучение данной проблемы. Особо отметить недопустимость для архиереев выступать в тех СМИ, которые провоцируют экстремистские настроения в церковной среде и порочат Священноначалие Русской Православной Церкви". Так что эта тема тоже рассматривалась на Архиерейском Соборе, но несколько подробнее об этом - позднее.

Седьмой пункт Определения, который представляется мне весьма и весьма важным, и очень хочется надеяться, что он будет последовательно проводиться в жизнь: "Собор вновь указывает на необходимость рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, либо обучающихся в Духовных школах". Очень и очень важное постановление!

Мы знаем, что в минувшие пятнадцать примерно лет, по неотвратимой церковной потребности, в связи с открытием тысяч приходов по всей нашей Церкви, которые были возрождены, в связи с невозможностью быстро создать полноценную систему духовного образования во всех епархиях Русской Церкви, в священный сан часто рукополагались люди, не имеющие богословского образования, духовного образования. Среди них были вполне благочестивые достойные миряне, которые ныне как добрые пастыри Церкви Божией проходят свое служение в самых различных епархиях нашей Церкви. Но, конечно же, там оказывались и люди, которые, в силу неукорененности в церковной традиции, в силу незнания того, что есть святоотеческое Предание и смешения его с маленькими местными "преданиями" и даже с разными преданиями старцев (в Евангельском смысле этого слова) не только не смогли правильно научить народ Божий, но и сеяли соблазн и смущение по разным вопросам - от того же ИНН, который сегодня упоминался, до вопросов, связанных с подвижниками благочестия, духовнической практики и много другого. Все-таки традиции Духовной школы, когда человек 4-5 лет отсиживает на семинарской скамье, когда он, проходя через это, приобретает навык послушания, навык систематического богословского образования. А часто духовные школы расположены в  монастырях или рядом с монастырями, в них есть опытные духовники, да и просто прикосновением к систематическому богословскому образованию многие псевдо-недоумения навсегда оставят будущего пастыря.

И если Постановление это будет последовательно осуществляться, то верую, что многих и многих опасностей и бед в наступающие годы избежим в нашей церковной жизни.

 

8-й пункт рассматриваемого Определения Собора гласит: "При развитии свидетельства Церкви православному миру, обретению ее достойного положения в обществе, укреплению церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой. Я думаю, что эта мысль для большинства из нас теперь очевидна, что если благоразумные деятели не придут в те области, которые в значительной степени определяют общественное сознание и мировоззрение людей, то мы отдадим эти области целиком на откуп людям неблагонамеренным, а потом будем разводить руками, что на ТВ у нас большинство безбожников, что СМИ сеют разврат, что чиновники у нас продажные и заповеди не соблюдают и т.д. Соответственно, чем шире будет присутствие православных людей в этих областях, тем больше будет пользы и для Отечества, да и для нас всех вместе взятых.

Далее говорится о том, что труды в области религиозного образования должны привести к реальным изменениям современного общества, что образовательную работу Церкви следует проводить не только в рамках церковной ограды, но развивать сотрудничество со светской средней и высшей школой. И Собор обращается к православным родителям с призывом добиваться преподавания для своих детей основ православной культуры в светских школах.

Действительно, очень важно, чтобы эта инициатива, это побуждение, это требование православных родителей звучало все чаще, все более массово, все более решительно. Чтобы не создавалось ощущения, что это только лишь побуждение Церкви и Священноначалия сверху - как бы внедрить религиозное образование в светскую школу. Чтобы было видно, что это общее движение многих и многих православных людей, желающих, чтобы их дети получали религиозное образование в государственной школе. Будет это, будет и скорее решаться вопрос с введением основ православной культуры в среднее образование.

Говорится далее о наличествующих уже православных гимназиях, о том, что и количество их пока недостаточно, да и качество оставляет желать лучшего. Действительно, не все пока православные гимназии дают высокий уровень образования. Говорится также о важности улучшать систему воскресных школ для детей и взрослых, и с этой целью в благочиниях создается специальное послушание церковное "помощников благочинных по религиозному образованию", а в приходах - помощников настоятелей по религиозному образованию. Насколько я знаю, в Москве эта должность уже создана - помощников благочинных, ими сейчас собирается информация о воскресных школах. Тут определенная централизация нужна, проверка уровня того, как это осуществляется, проверка приписок к ним - когда школа реально не функционирует, а сводится, например, к чаепитию с конфетами на церковные праздники. Нужно, чтобы все было по-настоящему. Действительно, у нас все на Руси так, что если не будет какого-то пригляда сверху, то какое-то расслабление наступает. И в этом Определение Собора можно только приветствовать.

Далее Собор считает необходимым "усиление духовно-просветительной деятельности для всех социальных групп нашего общества - особенно для детей, лишенных родительской заботы, в приютах и детских домах. Следует обратить внимание на создание православных детских дошкольных учреждений". Действительно, если гимназии и лицеи у нас еще наличествуют, то с православными детскими садами, яслями - пока сложнее.

12-й пункт Определения говорит о том, что заботу и тревогу Церкви вызывает духовное состояние молодого поколения. Собор указывает, что работа с молодежью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности. Собор счел необходимой координацию в области работы с молодежью Учебного комитета и Миссионерского отдела, а также соответствующих епархиальных структур. "Для достижения устойчивых успехов в деле совершенствования работы в молодежной среде необходимо усилить информационно-издательскую деятельность Отдела по делам молодежи. Следует активно развивать самые разные формы молодежного досуга, включая концерты, выставки, летние лагеря, строительные отряды и т.д. При этом во внебогослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные современной молодежи, если они наполняются иным, христианским содержанием. Действительно, и формы присутствия в музыкальной среде, и изобразительная стилистика, и многое другое, может быть, режущее глаз старшего поколения, оно часто было просто иной культурной ориентированности, а не должно быть отбрасываемо в работе с молодежью, если мы хотим добиться того, чтобы как можно большее число молодежи - наших соотечественников и современников - пришло к ограде церковной и православной вере.

Что касается демографической политики в России, отцы Собора пишут: "Мы считаем, что планирование семьи, которое заключается в отказе от рождения детей и поощрении абортов - это пагубная практика, ведущая не только к уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации". Это лишь маленький отрывок из соответствующего определения Собора.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+