Перейти к основному содержанию

16:53 22.08.2019

Можно ли православному человеку приобретать автомобиль компании «Мазда»? Протоиерей Олег Стеняев отвечает на вопросы радиослушателей.

05.08.2015 08:31:13

В прямом эфире от 26.07.2015 21:00. Протоиерей Олег Стеняев отвечает на вопросы радиослушателей, ведущий – Владимир Носов.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/07/26/21-00.html

Существует такая марка японского автомобиля как «Мазда». Оказывается «Мазда» - это имя верховного зороастрийского бога. В 1931 году компания стала так называться из-за того, что имя зороастрийского бога Мазда созвучно с именем основателя концерна Дзюдиро Мацуда. Можно ли православному человеку приобретать автомобиль компании «Мазда»?

- Действительно существует запрет на употребление в речи имен идолов, например, в книге Исход (23:13) прямо говорится «и имени других богов не упоминайте, да не слышится оно из уст ваших». А ездить можно и на бесе, главное, чтобы он на тебе не ездил. Например, во 2 Послании ап.Петра, 2 глава, 19 стих сказано: «Ибо кто кем побежден, тот тому и раб».

Например, известно, что преп. Иоанн Новгородский летал на бесе в Иерусалим, потом проклял его и отправил в ад. Тема путешествия святого на бесе известна и западноевропейской средневековой книжности. В латинском житии епископа Пизанского мученика Антидия рассказывается о его путешествии на бесе из Безансона в Рим и обратно. Впрочем, без последствий такое не проходит и для святых… Иоанн Новгородский то ли на исповеди, то ли в духовном рассуждении рассказал, что летал на бесе в Иерусалим, и бес ему отомстил – он создавал для всех такое впечатление, что к Иоанну женщины ходят по ночам, и весь Новгород восстал против Иоанна Новгородского.

Т.е. так просто это не проходит, но какой вывод можно из этого сделать? – Поддержим отечественный автопром! Здесь никаких имен языческих богов нет. А тем, кто уже обладает машиной марки «Мазда», надо просто освятить машину. А потом… любую вещь можно переименовать…

 

Каковы сейчас верования среди евреев, например, если брать общество хасидов? В чем у них отличие от нашего православия, если брать вопрос Мессии-Христа? Как они смотрят на его пришествие? Какое у них вообще отношение ко Христу?

- Если говорить о хасидизме, это движение возникло лет 200 назад, основателем его был некто Израиль Бешт – такой местечковый иудей, и когда это движение возникло, то официальная синагога прокляла хасидов, она их не восприняла. И в Европе хасиды не были одобрены знатоками Торы. Только когда они перебрались в Америку, отчасти из-за тех гонений, которые против них устраивали другие иудеи-традиционалисты, вот там они действительно состоялись как такое достаточно крупное движение. И потом они вернулись в Россию из Америки, и задавили своими деньгами, своими угрозами всех иудеев-традиционалистов. И традиционный иудаизм в общем-то был вытеснен хасидизмом. Но хасидизм – это такая именно иудейская секта, которая возникает в определенное время, известен основатель этого движения, и известно, какая была реакция традиционного иудаизма на движение хасидов. Их воспринимали точно так же, как мы воспринимаем харизматиков, которые пляшут, хлопают в ладоши. В традиционном иудаизме это все осуждалось – там считали, что уличный восторг не надо переносить в синагоги. Т.е. отношение вот к этим разным хасидским движениям неоднозначно. Тем более, что они переругались и разделились на разные толки, и они не всегда поддерживают друг друга.

Если говорить об иудаизме Израиля в целом… Я беседовал с одним раввином и спрашивал: «Меняется ли отношение к Иисусу Христу?». И он сказал: «Да, действительно, отношение к Иисусу Христу меняется». Даже была выпущена огромная книга, она называлась «Иешу Кашрут», т.е. «Кошерный Иисус». И в этом огромном исследовании, которое написал раввин, доказывалось, что Иисус ничего не нарушал с точки зрения Торы Моисея. Потом очень часто историки израильские, когда пишут об Иисусе Христе, они напоминают иудеям, что с Иисусом поступили очень бесчестно. Дело в том, что по верованиям иудеев нельзя выдать еврея ни по какому обвинению язычникам. А то, что Иисус был с точки зрения иудаизма кошерный еврей, никто в этом не сомневается, тем  более, что в Талмуде говорится, что он был близок к дому царскому, и кстати, в Талмуде признается, что Он творил великие чудеса – ходил по воде, исцелял мертвых и т.д. И для нас очень важно, что даже противники Христа не отрицают тех чудес, которые Он творил.

И сегодня отношение иудеев ко Христу меняется в положительную сторону. Во-первых, иудеи отлично понимают, что если при их участии или без их участия будет задавлено западное христианство, тогда резко упадет сам статус евреев. А кто такие евреи без авторитета Библии? Какое-то племя, живущее рядом с Африкой… Почему-то надо относится к ним с неким пиитетом? Только те европейцы, которые признают святость Библии, говорят: «Ну да, евреи – это народ Божий. Да, это потомки Авраама, Исаака, Иакова». А если таких европейцев и американцев, которые признают Библию за святыню, будет все меньше и меньше, то автоматически изменится отношение и к самим иудеям. Таким образом, когда они принимают участие в борьбе с христианством, надо прямо сказать, они пилят сук, на котором они сидят.

Поэтому они, наверное, сейчас уже понимают, что они сущесвуют в некоторой привязке к христианству. А без этого чем они будут отличаться от мусульман или от кого-то еще? У мусульман хоть нефть есть, они сидят на богатых землях…

 

Откуда взят образ трех шестерок, о котором говорится в Откровении в главе 13, стих 18? Откуда они взяты эти 666?

- Нет никаких трех шестерок! Это фантазия. Этот вопрос всплывает неоднократно. В Библии нет трех шестерок, в Апокалипсисе есть числа 600, 60 и 6. Это не 666, а 600, 60, 6.

Три шестерки получится, если мы это напишем арабскими цифрами – 666, а когда писался Новый завет никаких арабских цифр не было, по-гречески это три разных слова: одно слово означает «600», другое – «60», третье – «6». И на еврейском также получится три разных знака, у них как и в славянском буквы обозначают цифры. И я часто говорю: «Откройте же Библию на церковно-славянском на 666 странице, и Вы увидите три разных знака! Один знак означает «600», другой «60», третий «6». Никаких 666 нет, это люди насмотрелись голливудских фильмов.

 

В последней газете «Радонеж» я прочитал, что Церковь сайентологии лишена каких-либо юридических прав, и хотелось спросить, а почему вот так вольготно они процветают у нас в Москве в районе Марксистской?

- Я не очень владею этой информацией, как их запретили, почему они функционируют, несмотря на запрет… В отношении Свидетелей Иеговы тоже было решение судао запрете их деятельности, а сейчас его отменили… В таких вопросах надо больше упования возлагать не на какие-то там карательные органы, а вести разъяснительную работу, может быть, организовывать диспуты. Диспут всегда значит больше, чем какая-то перепалка в суде. Это светские власти действуют вот такими методами, потому что характер светской власти предполагает обращение суд, запреты, какие-то решения, запретительные или разрешительные, а религиозные люди должны религиозными средствами преодолевать какие-то такие соблазны, это будет более разумно.

 

Что Предание и Библия говорят о духовной жизни в утробе матери?

- Царь Давид описывает развитие плода в материнской утробе как действие Бога – псалом 138-й: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Не сокрыты были от тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был в глубине утробы, зародыш мой видели очи Твои». Слова «зародыш мой видели очи Твои» указывают на действие благодати в момент зарождения жизни, т.е. в момент зачатия.

И еще в Книге пророка Иеремии (1 глава, 5 стих) читаем: «И прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя». Что значит «освятил»? – Означает «благословил», т.е. благословил на жизнь.

О достоинстве еще не сформированного плода, как достоинстве человека, учитель Церкви Тертуллиан писал: «Тот, кто будет человеком, уже человек». Т.е. на любой стадии от зачатия, формирования плода уже применимы эти слова Тертуллиана. Потому что когда Господь благословляет, чтобы произошло зачатие, это уже благословение Божие, чтобы был этот человек. И если прерывается беременность, или делают аборт на более поздней стадии, то это в любом случае убийство человека, только так это может быть оценено.

 

Что такое Русская старообрядческая единоверческая церковь в лоне Московского патриархата и что такое просто Русская старообрядческая церковь сама по себе отстоящая? Дайте, пожалуйста, определения и комментарии.

- Определения, комментарии… Я не думаю, что вот так сходу можно дать какие-то определения и комментарии. Но в целом, надо сказать, что вот этот трагический раскол, который произошел во второй половине XVII века, оказался гибельным расколом для нашей Церкви в целом. Не случайно А.И.Солженицын говорил: «Если бы не было раскола XVII века, не было бы революции 17-го года». Потому что надо понять, что вследствие раскола появилась огромная часть населения нашей страны, которая стала смотреть на русского царя как на человека другой веры. И получается, что людей как бы вытолкнули из канонической церкви… Ведь почему старообрядчество проявило упорство? Главное обвинение, которое мы находим у того же Аввакума, он говорит: «А почему вы нас жгете? Почему вы ноздри вырываете? Почему вы языки режете?..». Т.е. полемика могла бы состояться между разными группами, ведь Аввакум не был чужд церковному истеблишменту, входил в серьезную комиссию по исправлению текстов, в этой комиссии были авторитетные протопопы города Москвы, и вдруг Никон пригласил каких-то самозванцев. Например, там был этот Арсений, который то в ислам перебегал, то в католицизм, его с Афона прогнали, и он на Русь притащился, и пообещал Никону, что исправит все книги. При этом он справку делал очень неграмотно, потому что он плохо знал славянский язык.

И если бы правильно тогда поступили бы, без гонений, без притеснений, без вырывания ноздрей, без сожжения на костре, то конечно же Церкви наши были бы немного иными…

Если говорить о единоверии… Единоверия с самого начала признавалось тем же Никоном. Патриарх Никон говорил: «Креститесь как хотите, только нас признавайте». Конечно, в этой фразе присутствует некая беспринципность, но с самого начала единоверие имело место быть. А юридический статус они получили, когда митр.Платон Левшин в 1800 году добился подписания императорского указа «О единоверии». Что такое единоверие? – Люди служат по старым книгам, люди совершают старый дониконовский обряд, но при этом они признают духовенство господствующей Церкви, как тогда говорили. И они назывались единоверцами.

Но можно ли тех старообрядцев, которые не признали господствующую Церковь, называть не единоверцами? Можно сказать, что они старообрядцы. А как же их можно не единоверными, если они исповедуют те же самые догматы, которые и мы исповедуем – о Троице, о двух природах Христа… они продолжали исповедовать и особо ничего не нарушали. Есть, конечно, какие-то огрехи, они известны, например, о Боге говорили как о трехсущном, в Триоде у них было… но сами старообрядцы тоже разобрались с такими текстами.

В 1971 году Русская Православная Церковь Московской Патриархии провела Поместный собор, на котором были сняты все клятвы, которые были наложены на старые обряды. Дело в том, что Никон добивался еще и того, чтобы восточные патриархи еще и прокляли всех, которые придерживаются старых обрядов. А в 1971 году было постановление, что обряды равноблагодатные, но де факто это произошло уже сразу после разделения, особенно, когда император подписал указ, благословляющий единоверие в 1800 году, а на Соборе 1971 года наши Церкви уже де-юре это подтвердили – все клятвы, все эти запреты сняли и признали, что это равноблагодатные обряды.

Поэтому, что мы имеем на настоящий момент? Мы имеем единоверцев – они поминают нашего патриарха, они рукополагаются от наших епископов. Известно, что митрополит Ювеналий – старец нашей Церкви, человек пожилой, когда он совершает рукоположение для единоверцев по их книгам, он даже одевает облачения, соответствующие единоверию. И митрополит Илларион сейчас очень активно участвует в диалоге со старообрядцами, он навещал митрополита Корнилия в Рогожской заставе.

И митрополит Илларион высказал очень интересную мысль, что когда произошел этот трагический раскол, то как бы был нарушен код духовно-религиозной самоидентификации, т.е. люди были дезориентированы. С одной стороны, им говорили: «Вот, надо теперь креститься по-новому, надо теперь молиться по-новому, а с другой стороны, у них сохранялись книги, по которым молились древнерусские святые. Например, когда на Соловки привезли вот эти исправленные книги, то соловецкие старцы сказали: «А у нас сохранились книги, которые написаны святыми руками Зосимы и Савватия. Мы сейчас сравним с вашими печатными». Ну и сравнили и сожгли на костре все эти книги, которые к ним привезли.

Т.е. действительно было нарушено очень много. И, кстати, Русская Православная Зарубежная Церковь, с которой мы объединились, в 2000 году на своем Соборе за границей принесли даже покаяние старообрядцам от лица своих предков, которые гнали этих людей, сжигали, ноздри выдергивали и т.д.  Ведь гонения были беспрецедентные! Это ведь не только Аввакума сожгли и еще несколько человек, это было по всей стране. Кстати, старообрядчество достаточно долго было в большинстве. Ведь кто принимал новый обряд? Бояре, архиереи, а простой народ очень долго оставался в старом обряде, перелом начался только при Екатерине II, когда был подписан указ, чтобы детей отбирать у старообрядцев и отдавать их в наши монастыри. И когда был подписан указ, что всех священников и монахов старой веры стричь в солдаты. Но борьба со старообрядчеством велась очень бескультурно: сжигались старые книги, сжигались старые иконы, целые скриптории монастырские выгребали, книги уничтожали.

И сейчас мы должны быть благодарны людям старой веры, что они сохранили знаменный распев так, как это было в Древней Руси, они сохранили церковное чтение – как надо читать Шестопсалмие, как надо читать церковные часы, вот это всё очень важно.

Но проблема самого старообрядчества заключается в чем? Она заключается в том, что они раскололись на огромное количество толков, а святые отцы говорили, что признак раскола – раскол всегда раскалывается. Вот и получается, что главные раскольники – это были царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, а в расколе оказалась та часть населения, которая называется старообрядческой. Почему? Потому что они без епископов остались, а без епископа в Церкви ничего не делается.

То, что произошла такая трагедия в нашей Русской Церкви – это для нас для всех урок, что нельзя вот так легкомысленно касаться библейского текста, нельзя касаться обрядов легкомысленно.

 

У меня вопрос по поводу заповеди «плодитесь и размножайтесь». Могу ли я воздерживаться от брака на основании того, что я являюсь инвалидом I группы по зрению, и это у меня идет наследственное, это я точно знаю, и это перейдет к моим потомкам запросто. И вот я на этой почве воздерживаюсь от брака. Не является ли это мое воздержание греховным, преступным?

- Вы можете воздерживаться от мясного, вы можете воздерживаться от брака, вы можете воздерживаться от вина, но при этом вы не имеете права гнушаться браком, гнушаться вином, гнушаться мяса, потому что, когда человек начинает чем-то гнушаться, со временем он начинает гнушаться тех людей, которые в браке, которые потребляют мясо, которые потребляют вино. Поэтому Церковь всегда выбирает «золотую середину» по таким сложным вопросам.

Я не думаю, что будет абсолютно правильным воздерживаться от брака просто по состоянию здоровья, мне кажется, что все-таки Вам лучше подумать о монашестве. Вот это Ваше вынужденное целомудрие, связанное с Вашим недугом, как-то реализовать по церковному. И это было бы более разумно, более правильно.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+