Перейти к основному содержанию

08:37 19.08.2019

Моего отца похоронили на Ваганьковском кладбище. Он покончил жизнь самоубийством. Можно ли хоронить в эту могилу? Время, как говорится, приближается. На вопросы слушателей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

14.05.2014 14:37:10

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

 -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю, что вы также можете присылать свои вопросы по смс к нам в студию. Будем рады на них ответить.

 -Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, как совместить понятие о том, что человеку невозможно спастись, а только Бог спасает? И то, что следует бороться с грехом? Как влияет наша борьба на наше спасение?

 -А зачем это объяснять?

 -Но если человек, сколько ни борется, все равно достичь спасения не может?

 -А откуда у него такая странная идея? Тоже не совсем понятно. Если человек может с помощью своих усилий очиститься от грехов, то зачем тогда приходил Христос Спаситель? Борись в себе и очищайся. Вот, читай «Лествицу»…

 -И восходи на нее.

 -И флаг ему в руки. Поехали, побежали.

 -Но здесь- то, как раз вопрос в том, что не может человек спастись. Он это признает. Бог спасает.

 -Ну, да.

 -Бог спасает, кого хочет.

 -Да.

 -Тогда наше участие в этом спасении каково?

 -Наше участие таково: мы должны соединить свою волю и волю Божию. Нужно также захотеть спасения, как хочет этого для нас Господь Бог.

 -То- есть, человек должен прилагать все усилия, чтобы ограничить действие греха.

 -Ну, изгоняется молитвой и постом тот род, который вызывает человеческие грехи. А пост- это же воздержание от грехов. Допустим, человек все время раздражается. Победить в себе раздражение он сам не может. Но любой человек может не выплескивать свое раздражение на окружающих. Вот он раздражается, но он может молчать. Это может любой.

 -Прямо так уж и любой…

 -Абсолютно. Это очень даже легко проверить.

 -Смотря, кто перед ним стоит.

 -Во-первых и во-вторых, каждый раз, когда он выплеснул раздражение, бить его палкой сильно, наотмашь. В следующий раз, если он забудет- опять. Двух раз будет вполне достаточно, чтобы он уже держал себя в руках. И будет вежливый как зайчик.

 -Внутри кипит. А снаружи все спокойно.

 -Да. Любой человек может, но он должен это сделать сам. Это первое условие. А второе- надо молиться Богу. Господи, избавь меня от раздражения, от гневливости, которая это вызывает. Это смерть моей души. И молиться год, два, десять. Молиться с поклонами, просить, действительно хотеть умирения души.

 -Хочется батюшка справедливости, а не умирения души.

 -Справедливости на земле не бывает.

 -Чтобы Бог был справедлив.

 -Ну, Бог - Он больше, чем справедлив.

 -Это в нашем понимании.

 -Бог есть любовь. Если мы справедливость понимаем как любовь к нам лично- и только. Эта любовь проявляется в том, чтобы дать нам возможность делать, что мы хотим, и в этом нам споспешествовать. Ну, как дети обычно что-то хотят от родителей. Если так -то это не любовь, а разврат. Поэтому Бог, к сожалению, этого не может дать. К сожалению некоторых людей. Поэтому их Бог как бы не устраивает во всей Своей полноте. Каждый человек хочет, чтобы все было по его.

Но Бог понимает, что дай человеку, чтобы было по его - будет катастрофа. И не только для него, но и для многих окружающих людей. Поэтому Господь не может этого дать. Это просто смерть. Вот современная европейская цивилизация- она как раз строит такое общество, когда человеку можно все. Морали нет. Делай что хочешь. Ну, вот это и приводит к смерти. Оно приводит к тому, что уже разрешается эвтаназия для детей. То –есть, маленький ребенок вполне уже может покончить с собой. И взрослые ему окажут эту услугу.

 -На законном уже основании.

 -Абсолютно.

 -Говорят, что надо строить цивилизацию. Но вообще-то это уже не цивилизация. Ведь цивилизация подразумевает некоторую разумность в развитии человека.

 -А каждая цивилизация имеет свою какую-то цель. И здесь есть вполне конкретная цель.

 -Но разумность здесь не прослеживается.

 -Ну почему? Если человек стремится к смерти, стремится к проявлению своей личности, которая приводит к этой смерти, приводит к расчеловечиванию. Ну почему? Все цивилизации, кроме христианской, они ставили своей целью такие вещи. Просто люди опять сошли во тьму язычества. Самый современный вариант этого был нацизм. А сейчас все это пышным цветом расцветает.

 -Отец Дмитрий, а как отличить осуждения от здоровой, необходимой критики? Указания людям на ошибки, чтобы их как-то вразумить?

 -А не надо ничего. Любая такая критика -это осуждение, и больше ничего.

 -То- есть, как не прикрывай, она все равно останется осуждением.

 -Ну да. Никакие там лицемерные украшения ничего не сделают. Цель- то совершенно прозрачна.

 -Но цель- помочь. Может быть, в деле, которым люди вместе занимаются.

 -Ну, что ты серьезно думаешь, что театральный критик, допустим, хочет помочь режиссеру? Когда пишет разгромную статью?

 -Нет, он хочет получить гонорар.

 -Ну, это наиболее правильно. Ему говорят, что надо это и то. И стоит это столько- то. И он это все выполняет.

 -То- есть, любая критика- это не созидательный момент, а….

 -. Деструктивный. Критика возможна. Причем такая, в духе кротости. Она может идти от отца к сыну. Она может быть, например, от начальника к подчиненному. Который скажет: вот у нас так принято. Вот, ты делаешь неправильно. Надо вот так. Если ты будешь упорствовать, то это приведет к тому, что придется тебе оставить эту работу. Ну, вот, в таком плане. Это возможно.

Или в армии офицер говорит солдату - не бьет по физиономии, а говорит- так-то и так-то, дорогой военнослужащий…

 -У нас есть устав…

 -Устав есть, порядок, есть даже традиция. Вот, у нас так. Ты даже если с чем не согласен, то потерпи годик. Собственно, мы же ничего тут с тобой не можем изменить. Я тебе сочувствую, но год тебе придется находиться в такой ситуации. А так твое поведение вызывает критику. Вот это надо тебе исправить. И все.

Или врач говорит больному: понимаете, вот вы начинаете принимать лекарство, а как только у вас давление выравнивается, вы тут же перестаете его принимать. Нормализовалось. А через три дня опять у вас поднялось давление. И вы делаете для себя гораздо хуже, чем, если бы вы вообще не принимали лекарство. Тогда организм искал бы способы приспособления к ситуации.

А так вы просто раскачиваете свой организм. И это приведет вас к инфаркту или к инсульту. То, как вы принимаете лекарства, это категорически вам противопоказано. Есть лекарства, которые можно принять в случае боли. Ну, вот анальгин, например. А лекарство от давления надо принимать постоянно. Или какие-то психотропные лекарства. Их нельзя просто взять и отменить. Это опасно. Это просто смертельно опасные эксперименты над собой. Врач может дать указания пациенту на этот счет. Как-то увещевать его.

 -Но оказывается немало случаев в жизни, когда критика и допустима, и разумна, и полезна.

 -Ну да. Только в отдельных случаях, бесспорных. Учитель -ученика, врач- пациента, генерал- офицера.

 -Батюшка, наверное, только при условии авторитета того человека, который критикует.

 -Ну да. Авторитет должен быть либо знаний, допустим научный руководитель- студента. Ну, голубчик, нельзя же так беспардонно списывать. Где твои собственные мысли? То, откуда ты списывал, я сам писал. Ты хочешь меня порадовать? Что ты читал мою работу? Ну, все-таки это же у тебя не самостоятельная вещь. То –есть, тут много вариантов.

Вот, человек пришел на исповедь и что-то говорит священнику. Священник может ему дать какой-то совет. Но и то, когда он чувствует, что у человека есть охота выслушивать. Но как только человек вступает в спор, надо умолкать. Ты сам с усам- ну, так иди с миром.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. Батюшки, у меня к вам такой вопрос. Почему израильтяне были в порабощении у фараона 430 лет? Почему такой большой срок?

 -Я точно не помню. Но дело в том, что если Господь что-то попускает, то значит, в этом есть какая-то необходимость. В этом есть смысл. И надо волю божию познать. Потому что вообще всякая ситуация с угнетением всегда человеку дается для двух вещей. Первое- для очищения, а второе- для смирения. А смирение вырабатывается долготерпением. Поэтому отсюда и такой долгий срок.

 -Но вообще в Египет пришло 75 человек семейства Иакова. А из них должен был целый народ появиться. И те условия, в которых они развивались…

 -Вот это то, что касается промысла божьего.

 -Да, это то, что Бог сотворил.

 -Но и то, потом Господь дал возможность им по пустыне скитаться сорок лет. Чтобы поколение сменилось.

 -Еще вопрос у нас, батюшка.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. Благословите, раб божий Сергей.

 -Бог благословит.

 -Вот такая ситуация. Вот вы сказали батюшка по поводу греха гневливости. Он постоянно вылезает. Стараюсь с ним бороться, исповедую его. Уже даже духовник отпускает его, не глядя …

 -А что тут духовник может сделать?

 -Нет, понятно, как в данном случае можно его победить? Я даже уже домашних просил, чтобы не обращали на меня внимания. А дальше- то что? Как бы выхода нет.

 -Ну, лупить палкой. Я же сказал. Вы чего-то не договариваете. Договоритесь с кем-то из домашних, пусть вас палкой огреют. Жалко? Пусть шланг возьмут. Потому что если человек не может с собой справиться, надо ему помогать, с его согласия, конечно.

 -Ты чего смеешься, отец Александр?

 -По поводу согласия.

 -Ну, а как? Если человек не согласен, он же тогда в драку полезет.

 -Да, и тут кому еще больше достанется?

 -Конечно. Тут надо, чтобы он сам сходил бы на рынок, купил бы провод, сделал бы из него инструмент, повесил бы его и сказал: вот когда я буду с раздражением что-то говорить, вот тебя назначаю, вот, давай мне и влупи. А, может, его и лупить не потребуется? Он сразу вспомнит и замолчит. А так- конечно, пришел: вот, я гневаюсь десять лет, двадцать лет. И ничего не меняется.

 -Ну, можно хотя бы так: ты меня ужином не корми, если я на тебя прогневаюсь.

 -А тоже опасно. От этого еще больше человек раздражается. Когда он голодный –это, вообще…. Если гневливого человека не кормить, это не приведи Господь.

 -Как понять, что достиг царствия небесного?

 -А тут не надо ничего понимать. Это не по понятию происходит.

 -То есть если человек достиг царствия небесного, но достигает любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия.

 -Сейчас часто люди говорят: а не бесы ли меня искушают такими помыслами? И вообще, не обманываюсь ли я?

 -Да. Искушают помыслами.

 -То –есть, может ли человек обмануться? Думая, что в нем царствие небесное?

 -Понимаешь, какое дело? Когда царствие небесное достигло человека, он не думает. Если он думает, то конечно это уже прелесть.

 -То –есть, когда это случится…

 -Например. Вот мы сегодня закончим, и ты поедешь домой. И вот ты приехал домой, открыл дверь, и думаешь, что ты дома. Если ты думаешь, что ты дома…

 -То я заблудился…

 -Значит, что-то у тебя с головой не то. А что не то? Это и есть прелесть. Когда одно выдается за другое. На самом деле ты где-то сидишь в метро на конечной станции, носом клюешь, тебе там что-то снится. То есть ты совершенно не в реальном пространстве. А если ты достиг дома, то все в порядке. Вот жена, вот дети, вот мамочка. Все в порядке. Вот моя кровать. Бултых туда. Чего тут? Поэтому это праздный разговор.

 -Еще вопрос у нас батюшка.

 -Человек либо в прелести, либо он в реале. Мы вот сейчас с тобой в Крыму или где? На Кавказе?

 -В Москве, в центре.

 -Или мы думаем, что мы в Москве?

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. Благословите.

 -Бог благословит.

 -Я художник. Делаю гравировку на памятниках умершим людям. Часто заказывают изображения святых. И я заинтересовалась этим вопросом и узнала, что этого делать нельзя. Но толком объяснения я нигде не могу получить. Примерно, как говорят, что иконам- место в светлом, чистом месте. Хотелось бы более подробно узнать.

 -А кладбище- это, вообще то, светлое и чистое место. Что там плохого в кладбище? Это квартира может быть нечистая. Там живут всякие гневливые люди. Там может быть пьянство, мат. А кладбище - это тишь, благодать, птички поют, кресты стоят, храмы рядом. Люди так стараются громко не разговаривать.

 -Даже не очень верующие крестятся.

 -Ну, как-то да. Я не понимаю, что такого плохого в кладбище.

 -Ну, что изображение святого будет неподобающим.

 -А что неподобающего в этом? Что неподобающего в могильном камне?

 -Мне тоже нравится, батюшка.

 -Это какие-то фантазии. Есть такие люди, которые сами сочиняют какие-то правила. Им бы юристами стать, депутатами.

 -Ну, все-таки вид креста с изображением распятого Господа как-то больше радует глаз, чем какой-то памятник странного вида.

 -Это потому, что ты христианин, но люди все разные. Это раньше кладбища делились: для самоубийц -одно место, евреи- в другом, для мусульман- третье, для лютеран- четвертое. А сейчас мы все скопом, вместе, как и на земле.

 -Еще вопрос у нас, батюшка.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. Будьте добры, объясните, пожалуйста, как познать волю божью? Сегодня эта фраза у вас прозвучала. Если человек принимает решение, то как понять: это от Господа или от беса?

 -Если это соответствует евангелию, то значит это от Бога, если это противоречит, значит от беса. У нас воля божия нам открыта в откровении. А откровение- это священное Писание.

 -Как поступить по- христиански: прочитать вечерние молитвы или пообщаться с неверующим мужем? Надо и это делать и то. Почему такой выбор? Это все равно, что сказать: сначала суп гороховый, а потом картошку с огурцом или наоборот? Картошка с огурцом, а потом заесть гороховым супом. Ну, какая разница, если в желудке все перемешается? Как тебе удобнее- так и делай. Не играет никакой роли. А муж вообще второе блюдо. В суп положить и все это аккуратненько съесть. Поэтому странно: верующий- неверующий.

 -Почему родственники часто все делают для того, чтобы человек не молился дома?

 -Ну что ж? Душ- то есть. Они же не против того, что человек идет в душ? Пришел в ванну, включил воду, пока вода набирается- помолился. Потом встал, быстренько вымылся и вышел свеженький. И все. В халатик положил маленький молитвослов- и все прекрасно. Никого не трогаешь.

 -Когда и как образуется нимб?

 -Никогда и никак. Нимб- это просто изображение на иконе, которое объясняет зрителю, что этот человек святой. Это такой знак.

 -Это чтобы, взирая на икону, понимали, что изображен святой человек. А кто это такой? Это дает нам подпись. Каждая икона обязательно должна быть подписана.

 -Ну, вот в житии сорока Севастийских мучеников говорится, что видели, как с небес спускаются мученические венцы.

 -Ну да. Это их изображают как такие коронки, а не как венцы. Что это именно венец, которым увенчивают главу.

 -То- есть можно сказать, когда он образуется? Когда человек за Христа страдает?

 -Нет. Не тогда. А тогда, когда благодать Святого Духа нисходит на человека.

 -Еще вопрос у нас, батюшка.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. С праздником, батюшка. Еще раз признаюсь вам в любви. Две недели назад я вам звонила и говорила, что я все время очень кушать хочу. Вы мне посоветовали к диетологу сходить, а после нашего разговора у меня все наладилось.

 -А у меня нет.

 -Ой, помоги вам Бог.

 -Прям есть так хочется. Вот сейчас две вафли съел перед передачей. А это мне вредно. Но уже к вечеру хочется есть. В храме столовая уже закрыта.

 -А вы делайте так, как меня учили: яблочко, потом три ореха.

 -А у меня не оказалось с собой яблочка.

 -Ох! Надо вам привезти.

 -Да у меня есть. Меня так подкармливают, но вот сейчас как-то не случилось.

 -Да мы понимаем, что вы шутите. Помогай вам Бог.

 -Я вам искренне говорю, вот свидетель сидит рядом.

 -Нет, правда, правда.

 -Верю вам, верю. Помогай вам Бог. У меня при росте 160 см, вес 62 кг, это все нормально.

 -Вы счастливый человек. И как же вы такого толстяка- то любите?

 -Ой. Обожаю. И вы знаете, не только я, миллионы, я уверена в этом.

 - Ну, что вы! Мне тут одна раба божия написала после одной моей передачи: больше не буду вас ни слушать, ни смотреть. Все так разонравилось.

 -Ну, вы знаете, неумных и злых людей не так много.

 -Почему неумные? Все так умно, без ошибок было написано, с доказательствами. Ну, просто каждый же человек хочет, чтобы его мнение тоже разделяли. Но некоторые, бывает, не совпадают.

 -У меня знаете, такой вопрос. Я читала, как поминать усопших, и там написано было, что на крест нельзя вешать фотографию. А у меня на кресте долгое время была фотография мамы, а потом я ее сняла, и мне стало плохо.

 -Ну, дело в том, что, конечно же, крест - он Христов. Фотография там неуместна. Крест- это же орудие спасения Христа Спасителя. Ну, сами посудите. Ведь на Голгофе распят Христос, а не мама, не папа, не дедушка, не бабушка. Ну, надо же чуть-чуть соображать! Ну, табличку внизу поставить с портретом, еще как-то. Крест должен быть свободен от ненужных изображений. Это те люди, которые не понимают, что такое крест, ясно, что они заодно могут что-то туда прилепить. Это, конечно, совершенно неправильно.

 -Скажите, пожалуйста, на нашем земном шаре все преступники осуждаются по разным статьям. За каждый соответствующий проступок есть свое наказание. Тогда почему в другой жизни только рай и ад? Такое строгое деление. И нет других наказаний?

 -Ну, смотря как посмотреть. У нас тоже есть строгий режим и общий режим. Два наказания.

 -Но сроки разные.

 -А там тоже градация. В аду ведь разные места. Есть лоно Авраамово, а есть геенна огненная.

 -И в раю тоже слава святых разная.

 -И в раю тоже разная. В Писании что сказано? Одна слава у звезд, другая- у луны. И звезда от звезды разнится в славе. То- есть свет звезд- он разный.

 -Как упражняться в смиренномудрии?

 -В любой ситуации искать, как поступить смиренно. Это и есть этот поиск. Смирение и смиренномудрие. Потому что вся жизнь христианина- непрестанное упражнение в смиренномудрии. Если человек- христианин озабочен чем-то еще, то это уже нехристианская жизнь. Христианская жизнь- это поиск одного единого смиренномудрия.

 -То есть человек выбирает какой-то свой жизненный путь?

 -Ничего не выбирает. Вот, создалась какая-то ситуация. Вот, кирпич на голову упал и не убил. Как должен поступить христианин? Он может поднять голову наверх и сказать: вы что, псы безмозглые, кирпичами кидаетесь? Вам бы так. Чтобы ваших детей поубивало. Может так. А может сказать: благодарю Тебя, Господи, что Ты оставил меня в живых. Пусть это мне послужит уроком терпения, вразумления и в наказание за мои прегрешения. Вот второй путь- это путь поиска смирения.

Первый путь- это выплеск своей злобы, гнева, негодования, и так далее. Вторая реакция- христианская, а первая нехристианская. Получается, что человек и кирпичом получил, и не научился ничему. Надо второй раз.

 -Второй раз может так не повезти.

 -Может, и не повезти. Придется в больнице полежать и подумать. Может, там книжки какие принесут? Почитает, может, там о смирении? Это проймет.

 -Еще вопрос у нас, батюшка.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. Это вы меня слушаете?

 -И вас тоже.

 -Добрый вечер дорогие мои батюшки, доброго вам здоровья. Помоги вам Господи во всяком вашем деле. Вы наши проблемы решаете.

 -А вы знаете, у нас тут вообще никакого трудного дела нет. Сидишь себе, чаек попиваешь…

 -А я вот сижу голову ломаю, как мне быть? Как мне бороться с раздражительностью внука? Мне за 80 лет, а ему 43.

 -Это проще простого.

 -Он совершенно не может себя вести.

 -Надо его позвать, сказать: садись, внучок, на кроватку и давай поговорим. Ты знаешь, я решила лишить тебя наследства. В силу того, что ты очень гневливый, я боюсь, что то, что после меня останется - тебе пойдет во вред. А я найду человека кроткого, незлобивого и все завещаю ему. Ну а с другой стороны, если ты все-таки исправишься - я могу и передумать.

 -Страшно гневливому человеку такое сказать, убьет.

 -Ну, убьет, тогда это и произойдет. А, может, заранее завещать кому то? Кроткому, хорошему, доброму. А ты раз такой гневливый, ничего не получишь. Потому что мне 80 лет. Последние годы жизни мне остались. Сколько я еще проживу? А ты мне все отравляешь. С какой радости я должна все, что нажила за всю свою жизнь, тебе отдавать? Я что, от тебя испытываю какую-то благодарность? Одна отрава жизни. Ну, вот и все. Он будет шелковый. Или вообще уйдет- живи, как знаешь. Тогда кого-то найти кроткого, спокойного, доброго.

 -Как-то не встречал я, чтобы люди просто уходили после этого…

 -А я встречал.

 -То есть, это вразумляет?

 -Ну, а как же? Раз любви нет. А современный человек- он бескорыстно любит деньги.

 -Очень бескорыстно.

 -Да. Сильно-сильно. Очень сильно любит. Больше чем бабушку, маму, папу, родных братьев, сестер. Гораздо больше.

 -Сейчас бабушки очень боятся, что за самую малость просто могут на тот свет отправить.

 -Заранее надо в прокуратуру написать заявление.

 -Чтобы если что случится…

 -Да. Я беспокоюсь, потому что мой внучок много раз высказывал желание отправить меня на тот свет. Прошу эту версию, когда я умру, тщательно проверить. Завещаю организовать вскрытие. И показать внучку. Ну как? Правильно я здесь все написала? И все. Пусть оно там лежит. В прокуратуру и участковому. Обезопасить себя. Не спеша. Хорошим подчерком.

 -Батюшка, что значат слова Господа в Евангелии от Иоанна: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Что это за место такое?

 -Вообще этому есть даже какое-то историческое объяснение. Но я его забыл. Мне рассказывали очень красивую версию. Ты только начал говорить - я вспомнил, но не могу сейчас воспроизвести. Мне вот говорили, что имеется ввиду - что-то в жизни будущего апостола было, и это мог знать только Господь. Не помню. Но тут же может быть и совсем близкое нам, потому что он, действительно, может быть, сидел под этой смоковницей. А до этого размышлял о Мессии. А Господь сказал, что Ему открыты его мысли. И Он ему на это указал, и тот поверил через открытие ему его прозорливости.

 -То есть, Господь ему указал на его сокровенное воззвание. Может, он молился, под смоковницей сидел.

 -Да.

 -И вот Господь сказал: Я-то тебя слышал, ты ко Мне обращался, и Я тебя видел.

 -Да.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер. С праздником. Хотела бы задать вот какой вопрос. Я вот слушаю о смиренномудрии и никак не могу свою ситуацию приложить к смиренномудрию. Муж пьет. И в Великий пост, и в субботу и в воскресенье. Почему то нормальный человек, который работает, а два дня напивается до скотского состояния. И как быть- я просто не знаю.

 - А что значит «быть»? Что вы, собственно, хотите? Какая задача?

 - Задача вот какая. Ну, во-первых, очень бы хотелось, чтобы он пришел к Богу

 -Ну-у-у, это, знаете, один человек за другого к Богу прийти не может.

 -Но один может помочь другому.

 -Нет, ну помочь, когда он скажет: я один стесняюсь, отведи меня в церковь. Ну, вот вместе пришли. А вот ты мне расскажи об исповеди. Рассказать. Но если человек ждет субботы-воскресенья, чтобы напиваться до скотского состояния? Как тут привести его к Богу?

 -Но может быть есть какие-то доводы, слова?

 -Нет.

 -Какие-то, может быть…

 -Я же сказал: нет. Никаких слов тут нет. Каждый пьющий человек понимает, что он себя губит. Он просто ничего не может с собой сделать. И не хочет. Потому что он этим снимает всю тяжесть трудовой недели, которая была прежде того. Это образ его жизни.

 -То- есть, он живет пять дней в ожидании этих двух?

 - Да. Он нашел себе нишу, которую так себе устроил. Вот, как жить? Потому что та жизнь, без этого его не устраивала. Ну, понятно, что родственники хотят, чтобы он бросил пить. Но это же невозможно. Если его увещевать, то он будет раздражаться. И вообще если пьяного учить, то это чревато. Побоями как минимум.

 -И что в этой ситуации этой женщине делать?

 -То, что она пожелает. Если она желает оставаться замужем, пусть остается замужем. Если ей невмоготу, пусть разводится и разъезжается. Тут каждый человек сам взвешивает. На одной чаше весов развод и все его последствия, а на второй чаше весов сохранение брака опять же со всеми его последствиями. Из этой ситуации, смиренномудрие или не смиренномудрие, выхода такого, стерильного нет. Ну, вот нет. Тут надо выбрать. Вот, вернемся к вафлям. Мне их есть не рекомендуется. Слишком много сахара. Но я взвешиваю, что мне наименее вредно: съесть вафлю, а вечером съесть лекарство, либо ждать до дома, а это еще два часа, пока удастся что-то съесть.

Я выбираю вафлю. Ничего в этом хорошего нет. Но это все-таки лучше, чем второй вариант. Надо минимально что-то съесть, потому что нельзя допускать большие перерывы между едой. И вот я выбираю сам. Я никому не звоню, каким-то врачам, как мне быть. Ну, как тут быть? Никак. Тут никакого хорошего выхода нет. Оба плохие. Но есть один лучше, другой хуже. Вот и все. А так вот чтобы куда- то съездил, что-то там прочитал, к чему-то приложился, кого-то там посетил, где-то в далеком лесу- и чтобы после этого семейная жизнь наладилась, человек бросил пить? В рот никогда больше не брал? Так не бывает. Ну, конечно, один может быть случай из десяти миллионов вариантов бывает. Ну, я вот за 33 года ни с одним таким не сталкивался.

 -Женщины многие думают, если разведусь, значит - не донесла свой крест до конца. Раз муж пьет, значит мне за мои грехи таков удел.

 -Раз она так считает…Ведь каждый поступает по своей вере. Если она так верует. А лично я верую совсем иначе. И я считаю, что это мазохизм.

 -Вот так себя отдавать на растерзание?

 -Нет, ну а какая цель?

 -Ну, вот одна пишет. Я знаю свои грехи, и они тяжкие. И я считаю, что мне это мне от Бога наказание.

 -Ну, и на здоровье. Ничего в этом плохого нет. Многие древние христиане даже брали к себе в дом какого-то тяжело больного или калеку и его обихаживали за ради исцеления своих грехов. Тратили на него время, деньги, жилплощадь во славу божию. Никто же не против. Ведь что такое алкоголизм? Это тяжелейшее психическое заболевание Ты ради любви к Богу хочешь с ним жить и это все терпеть? Ну, кто ж тебе запрещает? Что же ты тогда спрашиваешь? Тогда живи и терпи. Корми, получай. Никто же не будет спорить. Что, я, священник буду говорить: во что бы то ни стало разведись? Если человек говорит: невыносимо, не могу? Ну, не можешь- так делай что-то. Что лучше? В петлю или развод? Ну, понятно, что развод лучше, чем петля. Хотя в разводе вообще ничего хорошего нет, но в петлю хуже. Ну, вот собственно и все.

 -Из двух зол выбрали меньшее.

 -Ну да.

 -Еще вопрос у нас, батюшка.

 -Алле, добрый вечер. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка, с праздником вас.

 -С праздником.

 - Меня зовут Алла, я из Москвы, мне 65 лет. Когда мне было 10 лет, моего отца похоронили на Ваганьковском кладбище. Он прошел всю войну добровольцем с 15-ти лет и в 33 года покончил жизнь самоубийством. Ну, понятно, что нервы были у него не в порядке. И вопрос у меня такой. Можно ли хоронить в эту могилу? Время, как говорится, приближается.

 -Можно. Земля вообще круглая, можно хоронить куда угодно. Нил Сорский вообще заповедовал себя не хоронить, а бросить его тело собакам. Так по смирению считал, что он за свои грехи недостоин. А вообще вопрос не стоит. На загробную участь место захоронения вообще не влияет, и она не зависит от чина погребения.

 -В знакомой семье ребенку платят деньги за хорошие оценки в школе. В другой семье дают небольшие деньги за помощь в уборке в доме. Подскажите, пожалуйста, правильно ли это? И как вы относитесь к такой практике?

 -Ну, я тоже как человек, занимающийся воспитанием, скажу, что отрицательно. Потому что это разрушает отношения любви в семье, а переводит их на рабочие отношения папы с сыном, мамы с дочкой. Потом дочка будет за все требовать деньги. Мама скажет: сходи в аптеку, а та ей: сколько я с этого буду иметь?

 -То –есть, это временное решение проблемы?

 -Это плохое решение проблемы. Я считаю, что детей нужно научить, по крайней мере- выполнять просьбы своих родителей. Не из соображения любви к деньгам, а из соображения любви к родителям. Поэтому это разрушает христианское воспитание.

 -Если ребенок не имеет интереса к учебе, как стимулировать этот интерес? Вот, нашли способ с помощью денег.

 - Неудачно, на мой взгляд.

 -Ну, а каким способом его можно простимулировать?

 -Это довольно трудно. Нужно очень много терпения, чуткости. Но это возможно. Хотя и не в 100% случаев.

 -А какой бы вы могли предложить путь, батюшка? Потому что очень часто люди сетуют на то, что детям неинтересно учиться. У них интересы совсем в иной плоскости. Тусовки, встречи.

 -Ну, это уже значит -дети упущены. Надо думать об их воспитании и интересу к образованию еще до их рождения. Надо поощрять самостоятельность, творчество. А у нас же как? Детей усаживают перед телевизором, чтобы мультики смотрели. А должны быть родители в этот процесс включены. Потому что если родители не включаются, а предоставляют детей самим себе, то они будут искать только развлечения. А развлекалки не дают пищи для ума. Тут надо, чтобы ребенок радовался самому процессу решения задач.

 -И получается тогда, батюшка, что ребенок должен быть максимально изолирован от всего внешнего.

 -Опять же, чего всего? Ребенок должен быть изолирован от огня. Ребенок должен быть изолирован от бензина, от лекарств, от болота, от пруда, от сексуальных маньяков, от телевизора, где всем руководят эти маньяки. Ребенок может быть изолирован даже от родственников, которые истерично гневливы, матершинники, и так далее. Или прививают товарно-денежные отношения, или говорят: а твой папа -дурак, а мама- козлиха. И так далее. Ребенка надо изолировать от очень многих вещей. Если мы хотим, в конечном счете, получить ребенка, который будет способен к учению, к чтению книг, к познанию науки, искусства, творческой жизни, к труду.

 Это целый процесс, которому отец должен уделять очень много времени и внимания. Ну, мать, конечно, должна в этом ему помогать. Он должен думать каждый месяц. Они должны замечать, что изменилось в ребенке. Менять педагогические технологии. То –есть, моментально приспосабливаться к его росту.

 -Это родители должны не работать.

 -Почему? На это много времени не надо.

 -Беда- то именно в том, что родители вынуждены работать. Отец может даже на двух работах.

 -Тогда что вырастет, то вырастет.

 -То –есть, если папа выключен из воспитательного процесса….

 -Ну, отец должен вообще руководить, потому что женщина очень эмоциональна. Папа не может, он работает, он устал, ну -и все тогда. Самый главный в семье это уже природой устроено, это отец. Если отец не проявляет интереса к думам ребенка, к его занятиям, к его способности что-то решить, то ничего не выйдет. Отец должен каждый день общаться с детьми. Я не говорю по часу. Но дети должны видеть интерес со стороны отца. Он должен хвалить за успехи, и дети будут видеть, что папа доволен ими. Ребенку два с половиной года, он сложил из кубиков железную дорогу. Вот это у меня паровоз- хотя совсем не похоже, понятно.

Ну, это не важно, но он должен взять паровоз и сделать вид, что он поехал на паровозе. Чтобы ребенок видел, что папа увлекся. Ему понравится, что он сделал, а папа играет. Что для него это становится важным. Дальше кубики с буквами. И он сможет уже в четыре года читать. Надо его все время поощрять. Всякую инициативу творческую, развивающую, надо обязательно поощрять. И трудолюбие. Вот как ты сегодня хорошо все убрал. Молодец!

 -Вообще, детям очень важно, чтобы взрослые, особенно родители…

 Ну конечно, они ищут внимания…

 -Чтобы родители их замечали.

 -Постоянно. А потом, когда уже вырастет четвертый ребенок, то пятого уже сами дети будут учить. Как их отец с матерью учили, так и они будут учить младших. И все это уже будет гораздо легче. Они будут играть в школу, в детский сад. Во все то, во что они играли. Они будут книжки читать. Вот недавно я навещал одного мальчика. Ему шесть лет, но он уже читает книжку своей сестренке. И он приемный сынок, и сестренка приемная. Они познакомились два месяца назад. А он, мальчик, уже ей читает книгу. Так как он читает, умрешь со смеху. Но все понятно.

 -А она слушает.

 -А она слушает. И он с таким старанием! Ему только шесть лет, а он уже бегло читает. Ну, просто замечательно. Из него и папа хороший вырастет, если это в нем не погасят его приемные родители, то все как бы дело на мази. Надо только это не выпускать из рук. А то ребенка бросили до 14 лет, а потом говорят: а его ничего не интересует. Его интересуют действительно только сверстники, потому что он ними общается. А с папой: ну что ты, я устал, вон иди мультики смотри. И хорошо еще, что матом не пошлет. Тогда, конечно, что ты хочешь?

То- есть, сначала люди делают все не так, как надо, а потом говорят: как нам это исправить? Ну, извините, пожалуйста. Есть вещи, которые исправить нельзя. Можно подправить. Я знаю одного мальчика. Его мама не хотела, чтобы он родился. И сама говорила: чем я только его не травила! А он все равно родился. Родился уродцем, но очень умненький мальчик. Он все равно выжил, всем смертям назло. И очень хорошо стал развиваться, быстро, как только с ним начали заниматься. А так, при родной маме, он даже не говорил. А оказался умственно полностью сохранный.

Так вот, травить ребенка- а потом захотеть, чтобы он был совершенно здоровый? Какие-то странные задачи. Это все равно, что сначала выйти за кого попало замуж, а потом требовать, чтобы муж был благородный рыцарь. Трудолюбивый, богатый, вежливый, любитель искусства, с утра до ночи работал и по первому требованию шел обедать, снимал обувь, когда входит в дом, тапки не бросал по всей квартире, носки не развешивал, ну и так далее.

 -Ну, батюшка, будем надеяться, что все-таки такие семьи у нас будут.

 -Всего вам доброго, до свидания.

 -Спасибо. Всего доброго.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+