Перейти к основному содержанию

16:36 22.08.2019

Когда мы проходим крестным ходом по большим праздникам, мы идем по часовой стрелке или против? НА ВОПРОСЫ РАДИОСЛУШАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ.

30.09.2013 07:50:10

Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. И у нас уже есть телефонные звонки и вопросы, которые мы получили по почте. И вот первый вопрос.

-В чем главная причина церковного раскола 17-го века. И как его преодолеть?

-Первый вопрос. Что можно ответить на него? Ну прежде всего нужно понять, что раскол, который произошел в 17-ом веке, он ужасно сказался на всей последующей истории русского государства. Потому что возникла целая группа людей, который смотрели на представителей высшей государственной и церковной власти как на отступников от старого обряда и даже как на еретиков. Не случайно, что когда большевики выпускали газету Искра, о они выпускали отдельные номера, которые были прямо обращены к раскольникам и сектантам разных направлений. И в свое время Солженицын сказал, что если бы не было раскола в 17-ом веке, то не было бы революции 17-го года.

 Но если говорить о самом расколе, то надо понять, что раскол был осуществлен поспешными реформами патриарха Никона и обеспечен поддержкой царя Алексея Михайловича. Поэтому можно сказать прямо так, что главные зачинщики этого раскола были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Но в расколе оказалась та часть русского населения, общества, которые усвоили за собой наименование старообрядца. Потому что именно эта часть населения осталась без епископов. А как известно церковь не бывает без епископов. Конечно кто-то может спросить, а зачем патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу нужны были эти поспешные реформы. Кстати, нет пожалуй ни одного русского историка, который положительно оценил бы деятельность царя Алексея Михайловича и патриарха Никона накануне раскола. И митрополит Макарий, в своем фундаментальном многотомном труде по истории русской церкви, он называет период правления патриарха Никона самым бедственным периодом. Каптерев написал мощнейшее исследование о расколе и доказал, что эти реформы не были ничем оправданы. Доброклонский тоже очень маститый русский историк отрицательно отзывался об этих реформах. Голубинский придерживался позиций Каптерева по этому вопросу.

 Мы не имеем ни одного историка церковного, я имею ввиду ученого, который дал бы положительную оценку поведению патриарха Никона. Хотя все эти историки не были старообрядцами. Вот что интересно. Но будучи учеными они высказали свою позицию так, как они смогли сделать выводы из исследований научных, которые они проводили по истории русской церкви. Единственный автор, который претендовал на роль истории старообрядчества, что он как бы историк, это Субботин. Он писал положительно о реформе Никона и царя Алексея Михайловича. Но Субботин не был историком в таком полном смысле этого слова. Он был миссионер. И он выполнял тот заказ, который получил от правительства.

 И сама трагедия заключалась в том мотивация этих реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, она была не религиозная. Это была чисто политическая мотивация. Они хотели начать вести войну против османской империи, напасть на турок, захватить Стамбул и восстановить в статусе Царьграда, чтобы Алексей Михайлович стал православным царем над всеми православными землями. А Никон похоже хотел стать вселенским патриархом. И вот имея такую мотивацию, очень заносчивую мотивацию, они решили унифицировать обряд. Зачем им это надо было делать? Мы как-то уже касались этого вопроса. Приезжали к нам разные греки из Антиахии, из Иерусалима, с Афона, из самых разных мест. И когда они приезжали, то они говорили: у вас служат не так как у нас. И царь, и патриарх они задумались. Почему? Кстати они претендовали на роль освободителей всей греческой церкви и им нужен был унифицированный обряд, который бы устраивал всех греков.

 Но им было невдомек, что в Антиахии служили не так как в Александрии, в Александрии не так как в Иерусалиме, в Иерусалиме не так как на Афоне. Потому что никогда в церкви не было такого определенного обрядового однообразия. Естественно везде существовали свои традиции. Даже в рамках нашей церкви Московского патриархата мы можем наблюдать некоторые особенности украинского богослужения, белорусского богослужения. Да что говорить: даже на Дальнем Востоке, в Сибири есть какие-то свои традиции и обычаи. Даже московские храмы имеют особенности проведения молебнов. Например я помню, когда покойный патриарх царствие ему небесное, Алексий Второй приезжал служить на Ордынку, он спрашивал у покойного настоятеля отца Бориса Кузнякова: вы мне подскажите как у вас молебен служится, я знаю, что он у вас особенный, отличается от того, как везде. И отца Бориса Кузнякова быыла книжка молебна перед иконой Всех скорбящих радостей, до революционное издание, дозволено цензурой, и там были свои особенности. Реально были свои особенности. И покойный патриарх к этому всегда прислушивался.

 То есть однообразия обрядов не было. Поэтому то, что начал делать Никон с царем заведомо было провально. Они не могли создать такой обряд, провести такую реформу обрядовую, чтобы она устроила всех. И вот эти амбиции политические в конце концов раскололи народ. Когда Никон собрал команду справщиков книг, эти справщики его просто обманули. Они ему сказали, что они будут исправлять наши книги, богослужебные прежде всего по древнейшим афонским рукописям. А вместо этого сюда всякие иностранные проходимцы, которые занимались справкой книг, они завезли книги, которые были отпечатаны в Венеции, во Флоренции на тамошних станках для униатов южно-русских земель. И по этим книгам вели справу.

 Потом уже значительно позже священноначалие пыталось выбраться из этой ситуации и неоднократно проводили какие-то изыскания по поводу этих книг, чтобы немножко их выправить, потому что кривизна такая обозначилась.

Так вот была группа ревнителей, которая с этим просто не согласилась. Они сказали: а почему надо править книги? Например, когда на Соловки привезли книги Никона, вот эти якобы правленые, а на самом деле испорченные и сказали: вот по этим книгам надо служить. А тамошние монахи сказали: у нас есть книги служебные, которые святыми ручками Зосим и Савватия написали. Мы сейчас проверим. Они проверили, сличили и сказали: нет, мы будем молиться как Зосим и Савватия. Эти книги врут у вас. И они сожгли эти книги Никона. И потом была осада этого монастыря, долгая осада и трагическая развязка, когда монахов захватили, пытали, сдирали кожу, скальпировали, подвешивали за ребро, то есть расправа была над монастырем, учиненная неким Мещериновым, боярином со стрельцами, наподобие того, как император Нерон пытал древних христиан.

 В результате общество наше раскололось. Причем старообрядцы были в большинстве до середины 18-го века. Ситуация начала достаточно резко меняться уже во второй половине 18-го века, когда Екатерина Вторая решительно начала борьбу со старообрядчеством. Старообрядцев монахов стали стричь, то есть расстригать и забирать на воинскую службу, в солдаты стали забирать. И стали детей отнимать у старообрядцев, чтобы их воспитывать совсем в другом духе. И вот здесь конечно ситуация поменялась. А весь 17 век, начало 18-го века конечно старообрядцы были в большинстве. А масса, которая пошла за этими реформами, ну кто это был? Бояре, князья, воеводы, в общем служивые люди, которые чтобы сохранить свои места, они начинали придерживаться вот этих реформ. И были страшные гонения, было уничтожен протопоп Аввакум, кстати блестящий русский писатель. Он считается именно русским писателем, потому что его язык это русский язык. Целая плеяда поленистов была уничтожена. Их сжигали, их казнили, выдирали ноздри, ссылали в Сибирь, морили голодом.

 И чем это кончилось? В 1971-ом году был подписан поместный собор нашей церкви, русской православной церкви Московского патриархата. И на этом соборе сняли все клятвы, которые были наложены на старообрядцев. И признали, что обряды равноблагодатные. Сразу возникает вопрос: а за что тогда жгли, пытали, убивали людей? Ссылали в Сибирь, мучили, непонятно…

 И конечно следующий щаг должен был быть это принести покаяние. Это не правильно все было. Если эти обряды равноблагодатные и за верность им они страдали, то наверное надо как-то выразить свое отношен е к ним. И русская православная зарубежная церковь, она это сделала. А так как мы соединились с русской православной зарубежной церковью, то можно сказать, что через нее все таки какая-то форма раскаяние за те репрессии, которые терпели строобрядцы, вот она была проявлена. И нельзя думать, что только советская власть из преследовала. Нет Возьмите ро….веры, веры святителя Дмитрия Ростовского, почитайте других авторов, которые писали именно на эту тему с полемической псевдомиссионерской точки зрения и вы увидите, что это было просто натравливание советской власти на эти группы ревнителей благочестия.

Но раскол есть раскол. Несмотря на то, что они страдальцы были и на то что они терпели муки великие, они не сохранили епископат. Или можно сказать, что их епископат был уничтожен. Потому что те немногие епископы, которые выступили против Никона, они были уничтожены. Павел Коломенский и другие. И в результате в расколе оказались люди, которые ревновали за древнее благочестие. И первый признак раскола: раскол всегда раскалывается. И они раскололись на такое количество разных толков, разногласий. Конечно многие толки и разногласия прекратили свое существование. Но основное направление они действуют.

 И вот вы спрашиваете, как преодолеть все это? Я думаю, что важный шаг был сделан, когда был проведен поместный собор, когда избрали патриарха Пимена. И вот этот шаг это было начало. И вот когда зарубежная наша церковь она сделала это раскаяние перед старообрядцами. Я думаю, что на уровне архиерейского собора можно было бы вновь реанимировать Эту тему, для того, чтобы искать единство с этими людьми. Мне очень по этому вопросу нравится позиция митрополита Иллариона, который посещал Рогожскую слободу, и он говорил, что во время этих реформ был нарушен принцип духовной идентификации нации, когда людей заставляли отрекаться от обрядов отцов, дедов, прадедов. То есть это была все-таки духовная катастрофа, трагедия, но с божьей помощью она может быть изжита.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Здравствуйте отец Олег. У меня к вам вопрос по евангелию от Иоанна, по Лазарю четверодневному. Хотелось бы вас спросить если можно: где могла находиться душа Лазаря, пока он в течении четырех дней находился как бы в состоянии смерти: И почему свидетели Иеговы все время в состоянии так вот по дурацки называют бессознательным состоянием? Почему у них все время называется как бессознательное состояние? Это первый вопрос. И второй: в чем вред и опасность адвентистов седьмого дня? Очень хотелось бы знать ваше мнение.

 -Позиция свидетелей Иеговы по вопросу о душе, она опирается на некоторые места в священном писании, которые мы тоже не можем исключать из рассмотрения. Например у экклезиаста и в некоторых других частях писания мы находим такие мысли. Например у экклезиаста сказано: умирает человек, умирает и животное. И как бы нет никакого продолжения. То есть некоторые тексты они говорят о том, что душа умирает, поэтому свидетели Иеговы, которые внимательно все же изучают слово божие, они вот как раз споткнулись на этих местах. Им казалось, что здесь однозначно говорится о том, что душа умирает.

 Но проблема заключается в чем? Она заключается в том, что в Ветхом Завете на иврите есть три разных слова, которые переводятся на русский язык одним словом душа, или одним словом дух. Это слово несешь. Несешь- это слово душа или та душа, которая в крови из библейского контекста. Это роах. Роах это дух человека. его внутренний мир. И это нешама. Нешама это то, что Бог вдохнул в человека, как в книге бытия во второй главе читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7). Душа живая это хаяне феш. И вот то, что Бог вдыхает в человека. Это нине феш. И по учению нашей церкви это нетварная божественная энергия, или то, что мы называем благодатью. И вот Бог вдохнул это в человека и человек стал душою живою не только в физиологическом смысле, но и прежде всего в духовном смысле. То есть он стал душою живою, действенной, освященной, благостной душой. Ибо когда Бог создал человека, а до этого он говорил, что все хорошо-хорошо-хорошо, а когда он создал человека, он сказал весьма хорошо.

И вот к сожалению свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня , кстати свидетели Иеговы это учение взяли от адвентистов, потому что Чарльз Рассел был адвентистским пастором, до того как отделился от адвентистов и создал свое общество. Чарльз Рассел это основатель свидетелей Иеговы. И вот эти группы верующих, они и сводят понятие души только вот к несешь, душа в крови. И действительно, то, что называется душа в крови, человек умирает, а кровь свертывается. Такая скажем животная душа, она действительно прекращает свое существование. Но говорится в писании об этих нетварных энергиях, например в книге притч, что светильник для человека, дух от Господа. Благодать, нетварная божественная энергия они просвещают жизнь человека.

 И коль скоро, то что Бог вдохнул в человека, оно проистекает от Бога, оно не может прекратиться. Потому что Бог вдыхает свои энергии, как они могут прекратиться? И поэтому в той же самой книге экклезиаст говорится о том, что человек, когда умирает, это тело оно ложится в прах, а дух он возвращается к Богу, который и дал его. В данном случае дух это внутренний мир человека. И действительно, давайте посмотрим притча о богаче и Лазаре. Христос в этой притче ясно показывает, что когда умер Лазарь, он оказался на лоне Авраама. Когда умер богач, он оказался в аду. Здесь адвентисты и свидетели могут нам возразить, что это была притча, легенда. Кстати многие сомневаются, что это вообще была притча. Почему? Потому что в притчах не принято называть имена людей. А здесь человек назван Лазарем. Имя богача оно как бы умалчивается. Когда имя пропадает о человеке говорится только вот как о его действиях, о человеке. Этим высказывается божие неудовольствие этим человеком. Это с одной стороны. А с другой стороны, даже если мы предположим, что это была такая притча-сказка, то пусть тогда задумаются адвентисты и свидетели Иеговы. Если они считают, что душа умирает вместе с телом и Христос рассказывает притчу, где все наоборот. А адвентисты и свидетели Иеговы говорят, что это зловредное заблуждение, то что душа продолжает жить. Так что же? Христос рассказывает притчу и поддерживает эти зловредные заблуждения. Это было бы нелепо предполагать. Опять же когда было преображение Господне, явился ему Моисей, Илья, который собеседовал с ним. Ну да можно сказать, что живым был взят на небеса, но Моисей-то умер. Об этом прямо сказано в писании, что умер Моисей. Бог ему дал обозреть святую землю с горы, на которую он поднялся, а потом он умер.

И вот эти обстоятельства они говорят о многом. К тому же давайте вспомним, когда царь Саул пошел к индусской волшебнице, она взывала дух умершего Самуила. И там сказано, что Самуил появился. Это не со слов андорской ведьмы, и не со слов Саула. Это писатель, автор первой книги царей так написал, что это был…Таким образом мы видим, что противоречия возникают тогда, когда мы сводим понятие души только к тому, что называется кровь. Душа в крови. Тело умирает, но душа человека она продолжает существовать. Это совершенно верная позиция. Я думаю. что и все люди, которые любят слово божие, они более серьезно будут его изучать, то они могут прийти и к более правильным выводам. И мы молимся и за свидетеле Иеговы и адвентистов, и за всех других людей не нашей веры. Каждое утро любой православный, когда читает молитву, у нас в утреннем правиле есть такие слова: Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. То есть без всякой агрессии мы желаем им исправления позиций опять же по священному писанию. И самое последнее, что можно сказать по этому вопросу. Можно считать , что книга экклезиаста это книга покаянная, книга Соломона. По этому в не говорится о его состоянии, какое было, когда он отошел о Господа, когда жены его развратились, и так действительно могли высказываться какие-то его мировоззрения, которые неправильны. Но потом под конец и о душе он говорит правильно, когда говорит, что тело возвращается в прах, а душа возвращается к Богу. И говорит о надежде верующего человека в более таких внятных словах. Поэтому надо относиться к этой книге как к покаянной книге царя Соломона, тогда не будет никаких противоречий.

А если говорить о движении адвентистов седьмого дня, это движение появляется в 19 веке. Был такой Вильям Миллер. В начале 19-го века этот человек очень усердно изучал книгу пророка Даниила. Он вычитал по этой книге, что Христос должен прийти в сороковых годах в начале 19-го века. И там была названа дата, установленная им. И было создано движение, ожидающее второе пришествие. Они назывались милериты, то есть последователи это Вильяма Миллера, потом их стали называть адвентистами. И очень много людей поверили в это пророчество Вильяма Миллера. И это движение вначале было надконфессиональное, то есть там и католики принимали участие и баптисты, и методисты, то есть самые разные верующие. А потом, когда они пережили великое разочарование, когда долгожданный день наступил, а никакого пришествия не было. А многие распродали свои жилища, пошили белые одежды, чтобы встречать Христа, с цветами вышли, гимн специальный сочинили. И когда никакого пришествия не произошло, это движение могло бы развалиться окончательно. И в общем-то Миллер потерпел фиаско. Он не смог оправиться после этого и вскоре умер.

 Но появилась женщина по имени Елена Голден-Вайт и вот она реанимировала движение миллеритов, муж у нее был проповедник, и она заявила вот о том, что она имеет пророческие дары. Она начинает говорить о своих опытах духовных, о своих видениях. И к ней присоединились эти осколки миллеритского движения, те, которые стали называться адвентистами, ожидающими второе пришествие. И она была такая очень писучая женщина, она много писала. ЕЕ полное собрание это по-моему 90 томов. И ее мировоззрение было спроецировано на этих людей. Они считали ее пророчицей. И в конце концов возникло вот это движение, которое называется адвентисты седьмого дня. Почему седьмого дня? Потому что Едена Вайт сказала, что не надо праздновать воскресный день, будем праздновать еврейскую субботу. То есть они заняли такую позицию совершенно не понятно почему, и это движение существует до сих пор.

 Сначала конечно на них в Америке смотрели как у нас смотрели на Белое братство, которые тоже объявляли дату конца пришествия. Потом они провели санитарную реформу в своих рядах. Адвентисты не курят, не пьют. Определенной температуры должен быть чай, чтобы можно было пить. Кофе насколько я знаю, у них запрещен. А может даже и чай запрещен. Не помню. В общем очень горячие напитки запрещены и очень холодные запрещены. Например в 20-30 годах тот из адвентистов, кто ел мороженое, ему могли запретить находиться в их организации, потому что это считалось недопустимо с точки зрения санитарных норм. Поэтому многих привлекает движение адвентистов. Вот такой образ жизни, соблюдение диет определенных, вот такой клуб по интересам, связанный с физическим здоровьем и конечно их воздержание  от алкоголя, от наркотиков, от табакокурения кого-то может к ни м привязать.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Здравствуйте отец Олег. Вас беспокоит раба божия Галина из Ногинска. Благословите, батюшка.

 -Бог вас благословит.

 -Батюшка, вот у нас такая ситуация. Очень проблематично благословиться, когда служит настоятель в нашем храме. Почему-то работники храма начинают нас разгонять по сторонам, по углам. И даже если приходится подойти к священнику, он отказывается благословлять. Вот скажите пожалуйста как нам быть, потому что вы знаете, искренне говорю, честное слово, не хочется иногда туда приходить соборно молиться. Почему вот так происходит?

-Вы знаете, я вам скажу так. Если бы вы не назвали город Ногинск, я бы ответил на ваш вопрос. А вы в эфире назвали город, сказали о храме, может конечно несколько храмов в Ногинске. Так не принято у православных . Если бы просто позвонили бы и спросили просто, что в некотором храме…была какая-то ситуация…я бы ответил. А так? Как я могу давать оценку настоятелю, и кто-то может услышать, смутиться. Нет, Я конечно этого делать не могу. Поэтому ваш вопрос я пропускаю. Потому что в евангелии сказано: если имеешь на брата тем более на духовного отца, пойди и поговори один на один, если не послушается, тогда двое-трое поговорите. А если двоих-троих не послушает, тогда можно перед церковью обсудить этот вопрос. Так что за отсутствием вашего настоятеля в студии радио Радонеж, мы этот вопрос обсуждать не будем

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Здравствуйте отец Олег. Это раб божий Константин из Подмосковья. Я вот что хотел узнать. Вот о той истории, которую вы рассказали, относительно правления патриарха Никона. Вопрос вот какого плана. Если столько было сделано неправильного и неверного, сегодня наше крестное знамение, которым мы крестимся, оно вообще правильно ли? Вот Серафим Саровский, это конечно было давно в 18 веке, но ведь он тоже при крестном знамени крестился?

 -Наша церковь учит, что обряды равноблагодатны. Я уже это сказал. Что значит равноблагодатны? Вы можете креститься тремя перстами во имя живоначальной Троицы. Если все ваши предки были старообрядцами вы можете креститься двумя перстами, во имя двух естеств Иисуса Христа. Он был истинный Бог и истинный человек одновременно. У старообрядцев есть даже какая-то своя логика. Они говорят не Троица была распята, а был распят Богочеловек Иисус Христос. Поэтому они говорят, мы крестимся двумя перстами. А три перста у них сложены внизу. Это таинство Святой Троицы. А у нас наоборот: мы крестимся троеперстием, а два пальца, которые символизируют божество Иисуса Христа и его человечество, они у нас пригнуты к ладони. Но по нашему учению православному, вот то, что совершает Христос на Голгофе, к этому причастен и Бог отец, и Бог сын, и Бог святой дух. Как причастен Бог отец? К тому, что произошло на Голгофе. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Отдал его в жертву.

 А как причастен сын? Ну Бог человек он распят на кресте. Дух святой? Духом святым усвояются вот эти заслуги Христа, то что он совершил для нас на Голгофе. По учению церкви именно духом святым, через таинства церковные, а все таинства совершаются Духом святым, мы как бы приобщаемся к тому искуплению, которое произошло на Голгофе. По этому есть теологическое объяснение и с нашей стороны , и с их стороны. И действительно историки доказали, что на Руси крестились двумя перстами. На Руси была такая традиция. Но если говорить о все церкви, то не было никогда одной традиции перстосложения. Крестились и одним пальцем, причем даже в более древние времена. Крестились одним пальцев в честь божественного единства. Крестились пятью пальцами, то что сохраняется сейчас у католиков, во имя пяти ран Иисуса Христа. Крестились двуперстием, это халкедонское исповедование веры, достаточно древнее, уважаемое в церкви. И потом крестились трехперстием. То есть установить как бы со всей достоверностью, когда возникает та или другая традиция достаточно сложно. Но историки: Голубинский, Каптерев и другие наши историки, они принадлежат к нашей церкви, они не старообрядцы, как я уже сказал, они со всей очевидностью доказали, что на Руси было до Никона крещение двуперстное. И когда мы видим святые мощи людей, которые почили в божьей благодати, именно они жили до этих реформ, до конца 17-го века, у них тоже у многих персты сложены как двуперстие, потому что умирая, они осеняли себя крестным знамением. И это тоже является таким достоверным свидетельством.

 Но коль скоро наша церковь признала, что наши обряды равноблагодатны, то я здесь не вижу какого-то глубинного противоречия между одной и другой традицией. И опять же надо понять, что это трагедия и катастрофа. И если мы будем будоражить эту ситуацию в том смысле, что мы опять какую-то полемику разведем по отношению к старообрядцам, прежде всего надо просить у них прощения за то, что произошло. И это у же делается на достаточно высоком уровне, когда поднимаются эти вопросы. Опять же я вспоминал, как митрополит Илларион посещал Рогожскую слободу, какие тезисы он там высказал. Я думаю, что со временем осмысление это трагедии оно осуществится и тогда мы сможем находить пути сближения. Как было с русской православной зарубежной церковью 20 лет назад. Ну никто не мог предполагать, что они объединятся. Было такое взаимно напряженное отношение. Полное неприятие с одной и с другой стороны. А Господь это уврачевал, Господь послал дух любви. Люди стали молиться об объединении, и это объединение состоялось. И когда мы молимся об объединении всех христиан, мы и просим Господа о том, чтобы эти исторические раны, которые на теле Христовом, они врачевались бы, и церковь обрела бы единство. И чады, которые отпали, смогли как-то вернуться к э тому единству. И в чем мы были не правы по отношению в ним, мы бы тоже принесли какой-то акт покаяния.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Здравствуйте батюшка, вот такой вопрос. Одна женщина при мне рассказывала, что протестант пришел в православный храм и попросил…хотел подать записку и обратился к ней. А она сказала, что нельзя подавать. А теперь она переживает, ч то она может неправильно поступила. Хотя она вежливо ему сказала. Но теперь она переживает, что может неправильно она поступила? Потому что мы все христиане вроде бы.

 -Ну во-первых, добрый вечер. Как я могу ответить на этот вопрос? Если она подавала записку за своих усопших православных сродников, никто не имеет право такую записку не принять. Другая ситуация, если она просила помолиться за нее в храме и подавала записку. Вот здесь ей надо было очень вежливо объяснить, что в храме мы молимся за своих. Это не потому что мы к другим очень плохо относимся, нет. Просто богослужение в храме только для православных. Для некрещенных у нас существует определенная часть богослужения. Они могут на все вечерние службы ходить и могут стоять на литургии верных. Литургия верных это до дьяконского восклицания: оглашенные, изыдейте. В этот момент они должны уходить.

 Поэтому здесь очень важно, когда мы видим движение к нам со стороны людей не наших, проявить любовь к этим людям. Проявить любовь и заботу об этих людях. Ведь Христос неоднократно рассказывал о том, что ради одной пропавшей овцы, можно оставить 99 и идти ее искать. Ради одной пропавшей монеты, можно генеральную уборку начать дома, взять светильник и искать пока не найдешь. Ради сокровища, найденного на поле, можно все продать и купить только это поле. Вот так Христос подчеркивал ценность души каждого человека, когда человек может обрести царствие божие внутри себя. То есть оказаться в мире с Богом. И поэтому мы должны желать блага спасения всем людям, в том числе людям другой веры. Мы не можем с ними молиться, нам не рекомендуется есть вместе с ними, хотя мы должны их кормить, если они будут в этом нуждаться. И мы обязаны молиться за них и мы это делаем на каждом утреннем правиле. Но есть как бы такие моменты, когда мы воздерживаемся от общения с ними, то есть не входим в зависимость от них, но когда они приходят к нам и просят помолиться, кто же их оттолкнет? И здесь конечно может женщина растерялась? И отказав ей в возможности принять ее записку, она поспешила? Надо объяснить ей, что Господь хочет чтобы все спаслись. Агрессивные чувства по отношению к людям другой веры, это порочное чувство, противоестественное чувство для православной христианской души.

 В свое время святитель Иоанн Златоуст в своих беседах о статуях, он произнес такую фразу, там тоже была группа православных, которые сказали: мы не будем общаться с еретиками. У нас нет с ними ничего общего. И Златоуст говорит: не говори мне таких слов, что нет ничего общего с ними. У нас нет ничего общего только с дьяволом. С каждым же человеком, живущим на земле, мы имеем даже очень много общего. Населяем мы одну и ту же землю, питаемся одной и той же пищей, имеем одного и того же отца небесного. Поэтому не говори, что у нас нет ни чего общего. У нас ничего общего нет только с дьяволом. И если кто-то говорит, что нет ничего общего с этими людьми, это говорю дословно: дьявольское бесчувствие и сатанинская бесчеловечность. Вот так Златоуст говорил про тех православных, которые не хотели общаться с заблудшими людьми и с людьми другой веры. Мы должны кстати испытывать комплекс вины по отношению к ним. Ведь 90 процентов этих сектантов это люди, которые в детстве были крещены в православие. И то, что они от нас ушли, может потому что мы грубо обошлись с ними. Или мы, священники, были не достаточно внимательны к этим людям. Или своим каким-то поведением мы оттолкнули этих людей от истинной церкви. Мы должны испытывать комплекс вины, себя винить за это.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Добрый вечер батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Низкий, низкий вам поклон за ваши авторитетнейшие ответы. Это Владимир, Москва. Отец Олег, у меня такой вопрос, даже два, если позволите. Первый вопрос такой: почему монахи одевают черное одеяние, если сам наш Бог Иисус Христос ходил в светлом? И второй вопрос: когда мы проходит крестные ходы по большим праздникам, мы идем по часовой стрелке или против часовой. Почему не против часовой? Скажем так.

Если говорить о крестном ходе, то ходят по солнцу или против солнца. Вот здесь у нас различия со старообрядцами. Они придерживаются старинной русской традиции, а у нас вот во времена Никона произошло изменение по этому вопросу. Если говорить о монашеских одеждах, почему они черные? Ну во-первых, монах это человек, который умирает для своей жизни. Он как бы погребается для этой мирской жизни для того, чтобы воскреснуть в иной жизни для монашеского служения. Пост, молитвы, покаяние, борьба со всеми недостатками, пороками, беззаконием. В общем такое сложное действование. Как отцы говорили, что монашеский путь самый короткий в царствие небесное, но самый трудный по сравнению с мирским путем, спасаемым мирянина. Поэтому здесь скорее всего эти черные тона подчеркивают то покаянное настроение монашествующих. Тем более, что они совершают свое покаянное служение не только за себя, но и за всех тех людей, за кого они молятся. И вот если у нас не достает такого покаянного чувства, мы должны спрашивать молитвы у этих людей, потому что монашествующие это молящаяся часть церкви, которая не перестает молиться. Эти люди избрали такое служение, и они его совершают.

 Тут можно сказать о воздержании от брака. Насколько это оправдано. Апостол Павел сказал, что это оправдано. Апостол Павел учил, что тот, кто служит Богу, ему лучше служить в состоянии безбрачия. И Павел выразил это так: женатый думает о том, как угодить жене, а неженатый думает о том, как угодить Господу. Апостол Павел был неженат как известно и апостол Павел даже говорил: подражайте мне, как я подражаю Христу. И мы знаем, что Христос тоже не имел семьи. И вот апостол Павел говорил: если конечно не можете выдержать, чтобы не разжигаться, женитесь. И тут же высказывал фразу: очень мне вас жаль. Будете иметь скорби во плоти. Потому что действительно людям бывает трудно найти общий язык друг с другом, когда они годами живут вместе. Но монашество не перечеркивает святости семейной жизни. Монашество это та часть нашего христианского общества, молящаяся часть, которая дополняет те пробелы, которые есть у нас. У белых людей, не так как у чернолицых…даже говорят: белое священство, черное священство. Подчеркивая, что одни приняли монашескую веру, этот дух покаяния за себя и за других, а другие все-таки не терзают себя таким сложным, тяжелым, ответственным путем, но который тем не менее наиболее приближен к царству божьему.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Добрый вечер батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Батюшка, мы всегда молимся о вас, о вашем здоровье.

 -Да. У меня сахарный диабет. И в последнее время ноги болят очень. Поэтому и спрашиваю ваших молитв.

 -Спасибо, батюшка. Вот такой вопрос. Когда расправлялись со старообрядцами, то вы говорите, что очень многие служивые люди в этом принимали участие. А ведь заставить людей убивать себе подобных, да еще из своего рода, очень сложно. Это немыслимо пока в этих людей не вселят бесов вражды. И вот сейчас сколько времени прошло, а бес вражды все еще сидит в людях. И вы не скажите, батюшка, кто-нибудь еще есть из странствующих отцов нашей церкви, которые имеют дар божий изгнать бесов вражды, как это делали раньше блаженные матроны, блаженный Макария, и как делал это батюшка из Петербурга, который недавно почил. Может вы что-то скажите? Потому что вот наши священники ничего не говорят об этом. Только говорят о тех, кто уже почил. А о здравствующих ныне ничего не говорят.

 -Я думаю, что в этой ситуации, мы должны раскаяться не в том, что люди делали в 17-ом веке. Потому что, как можно каяться за тех, которые умерли. Но вот за то, что может быть мы допускали иногда какие-то высказывания резкие по поводу этих людей. И может быть мы поддерживали как бы внутренне, когда читали об этих событиях. Как бы оправдывали это зло в собственных глазах. За это конечно надо раскаяться. А если говорить о святых людях, которые имели вот такую силу духа, что они могли вражду прекращать между людьми, такие люди всегда сохраняются. И собственно говоря мир сохраняется благодаря немногим праведным, которые существуют в мире. Помните, как Авраам молил Господа за город Содом. Он просил Господа помиловать этот город. И он приводил причину, почему надо помиловать город, и он спрашивал: а если там 50 праведных? Ты неужели Господи истребишь их? А если там 20 праведных? А если там 30 праведных? А если там 10 праведных? Дальше он уже не спрашивал. Почему? Потому что известно, что во дни потопа только восемь душ выжили в ковчеге. То есть их оказалось недостаточно (восьми душ), чтобы мир продолжал свое существование. Поэтому Авраам дальше не спрашивал. Но похоже, если мир наш существует, он не уничтожается в огне, если первый мир погиб в водах потопа, то сказано, что второй мир, мир в котором мы живем, он сберегается для огня. Возможно для ядерного Армагеддона. Если он еще сохраняется, значит есть эти 10 праведных, последний рубеж, число 10, потому что дальше уже Авраам не снижал эту цифру. Иначе бы мир не существовал, если бы не было праведных. Тех людей, которые останавливают поток зла, которые несут любовь людям, бодрое отношение друг к другу. Поэтому сам факт, что мир существует, свидетельствует о том, что такие люди есть.

 Кстати по учению нашей церкви, большая часть святых, самых таких святых, их тайна будет раскрыта только в день воскресения мертвых. То есть те святые, которых мы знаем, это то, что Бог нам показал, чтобы дать людям надежду. Как сказано, что зажегший свечу, не ставит под сосуд, он ставить в подсвечник, чтобы светила всем в доме. Но есть святые, которые молили Бога о том, чтобы вот это их общение с Богом оставалось их каким-то таким личным как бы достоянием, хотя именно благодаря именно таким святым тоже мир выживает. Потому что их молитва всегда была молитвой за других. И только на страшном суде, когда было воскресение, когда Бог отделял одних от других, мы узнаем этих тайных святых, благодаря которым мир еще продолжает свое существование. Как я вот вам сейчас зачитаю пророка Исайи. Сейчас открою этот текст. Есть такие слова, это книга пророка Исайи первая глава 9 стих: Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! Вот это слово Господне говорит, что мир сохраняется ради остатка. Остатка. Иначе бы мир немедленно уподобился бы Содому и Гоморре. А ведь это уже сказано было Исайей уже после потопа. Исайя как пророк знал, что мир обречен к огню. А Содом и Гоморра погибли в огне. То есть как только оскудеет мир праведный, сразу мир будет уничтожен. И по милости божьей остаток сохраняется. Такие люди они есть и это для нас очень важно это осознавать всегда. Что подвижницы божии они существуют в мире. Поэтому мир и продолжает существовать.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.

 -Добрый вечер батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Раба божия Татьяна. Я вот с прошлой передачи, для меня это очень важно назвали причину, по которой в России не отменили электронный учет населения, как это сделали в Молдавии. Объясняя это тем, что Молдавия является моно государством. А в России этого сделать нельзя, так ка много живет иностранных нацменьшинств. И поэтому ради них православное большинство просто обязано быть или изгоями, или губить свою душу. Но по международному праву Россия моно конфессиональное моно государство, так ка русские православные составляют более 60 процентов населения. Так по какой же причине у нас не хотят отменить электронный учет?

 -Наше общество не может быть названо православным. Увы. Если брать только русское население. Во-первых количество абортов, количество разводов нем не позволяет идентифицировать наше общество как православное. Это очевидно. Храмы посещает регулярно меньше пяти процентов от населения. Поэтому утверждать, что наша страна моно религиозна я бы не спешил. Это было бы слишком беспечно. Тогда бы это означало, что православные делают аборты, православные разводятся со своими женами и мужьями, бросают своих детей. Нет. Мы не считаем этих людей православными, которые делают аборты, мы не считаем православными людей, которые допускают разводы по неуважительным причинам. Ни какого отношения к православию они не имеют.

 Поэтому здесь надо просто понять, что наше государство оно светское. И светский характер нашей власти не позволяет им занимать позицию определенной какой-то группы. Но мы должны бороться за то, чтобы права наши были защищены. И церковь за это борется. Я неоднократно об этом говорю. Вот эти решения архиерейских соборов, когда церковь поднимает эти вопросы сама на самом высоком уровне, чтобы у людей, которые не хотят принимать эти электронные документы и не хотят этого электронного рабства, чтобы у них была бы альтернатива. Но у нас сейчас свободный рынок в стране. Мы можем добиться, что не будет ограничения для таких людей со стороны государственных служб. Но как вы добьетесь от предпринимателя, от частного лица, работодателя, чтобы он придерживался этих принципов? И зачастую люди, которые от всего от этого отказываются, они остаются без работы и в тяжелейших условиях. Поэтому церковь, идя им навстречу, она добивается, чтобы была бы альтернатива для этих людей на всех уровнях власти. Чтобы куда бы не поступал человек на работу, он был бы защищен. И в этом смысле православное общество оно должно развивать свои юридические начала. Нам надо иметь своих адвокатов, нам потребуется армия адвокатов, чтобы в каждом отдельном случае нам защищать верующих людей. Но коль скоро эти решения принимаются на уровне архиерейского собора, то есть когда церковь добивается альтернативы для верующих, надо всегда задействовать епархиальных юристов. Если вас уволили с работы за то, что вы не встали на электронный учет, надо просить епархию, чтобы она вас защитила. Если в епархии вы не найдете понимания к себе, то напомните им, что на уровне архиерейских соборов церковь добивается, чтобы у вас было право на альтернативную регистрацию. Напомните им, что это общецерковная позиция. В данном случае любая епархия должна вас поддерживать в этой ситуации. Надо молится конечно о том, чтобы Россия возродилась как монархическое государство. Если у нас будет царь, монарх, конечно он будет покровителем нашей веры. Потому что здесь возможна православная монархия. Он будет защитником веры и конечно в такой ситуации все изменится. Но почему мы наказаны Богом и мы потеряли царя? Потому что мы оказались недостойны такой формы правления. Мы не ценили то, что имели. Мы совершали разные грехи, преступления. Мы не поддерживали наших государей в их лучших устремлениях. Поэтому мы имеем то, что имеем и несем то, что несем. И сколько это будет продолжаться? Трудно даже сказать. Но это вот такая реальность. Поэтому я всем сердцем хочу поддержать таких людей, которые борются за возможность альтернативы при электронном учете, чтобы у них было это право. Что можно сделать? Надо молиться.

 Наша передача подошла к концу. И как всегда я спрашиваю ваших молитв за то служение словом и евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+